Понятие, предмет, методология и основные школы истор рел. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Понятие, предмет, методология и основные школы истор рел.

2017-08-24 219
Понятие, предмет, методология и основные школы истор рел. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие, предмет, методология и основные школы истор рел.

Религиоведение изучает закономерности возникновения, развития и функционирования религии, её строение и различные компоненты, её многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимодействие религии и других областей культуры. Естественнонаучный подход требует эмпирического слоя оснований, теоретического слоя оснований, а также экспериментальной проверки. В религиоведении этот метод привлекается для решения частных вопросов и задействуется он, преимущественно, через археологию, астрономию, астрофизику, геологию. Главенствующим в религиоведении остается гуманитарный подход. Отвлекаясь от фиксации реального существования религиозных объектов, мы интерпретируем религиозный опыт человека, поскольку он имеет ценностное значение. При этом главным критерием истинности интерпретации остается первое требование гуманитарного метода — наличие теоретического слоя оснований. С середины 1950-х годов существуют два направления в изуче- нии религий. Одни ученые вовсе отказались искать какой-либо смысл в религиозной жизни человечества. Религию они считают одним из проявлений жизнедеятельности народа. Не интересуясь степенью объективности, подлинности религиозных устремлений, такие ученые исследуют с большой тщательностью формы религи- озной жизни, будучи уверенными, что суть религиозного сущесвования или непознаваема в принципе, или вовсе отсутствует.

 

Основные понятия исторического религиоведения.

В религиоведении выделяется ряд групп понятий и терминов: 1) В нем используются общефилософские и социально-философские категории 2) Большое место занимают понятия и термины, пришедшие из логики, этики, эстетики. 3) класс общенаучных понятий 4) Поскольку учение о религии взаимодействует с конкретными науками, оно заимствует из них и частнонаучные понятия. Как общенаучные, так и частнонаучные категории наполняются соответствующим конкретным содержанием. 5) Более узкую понятийную и терминологическую подсистему составляют специальные религиоведческие понятия и термины, которые в науке имеют иное значение, чем в религии. 6) Наконец, есть класс понятий, отражающих процессы изменения религии.

 

Религиозные представления раннего палеолита

Олтдувайсуие стоянки – захоронение черепов (нижних челюстей и верхних черепных коробок). «Череп и нижняя челюсть — это конечно очень прочные кости, но все же сомнительно, что они настолько прочнее всех иных частей скелета, что лишь они могли сохраниться до настоящего времени» — указывал Дж. Маринге. За время раскопок были найдены костные останки более сорока особей, как взрослых так и детей. обнаружили, что большая часть костных останков синантропов находится в золе очагов, в перемешку с костями животных, ученые объявили, что синантропы являлись людоедами, а найденные в золе кости — остатки канни- бальских трапез. синантропа погребальный: тело после разложения мягких тканей или один череп приносился в пещеру, где жили сородичи умершего. Мозг или изымался сразу же после смерти и вкушался, или же уже после эксгумации тела изымался и сжигался на огне. Откуда-то зная, что мозг — это вместилище ума, личности, ого возвращали в огне костра Солнцу. Череп же хранился как объект поклонения, как место, где пребывает какая-то часть личности умершего. Возможно его закапывали в золу под очаг, где готовилась пиша. Так мертвый мог участвовать в трапезах живых, продолжать жить не только небесной, но и земной, родовой жизнью. символом жизни для них скорее всего могло стать солнце, дающее с избытком жизнь. Только пламя очагов, поднимаясь от земли к небу, возносится к своему источнику, к солнцу. Может быть и любое сожженное на огне достигает Бога? Становится Его частью, обретая вечность? Кое-что в жизни чжоукоудянских синантропов позволяет по крайней мере поставить такой вопрос.

 

Религия Древнего Египта.

Начиная с додинастического периода и до принятия христианства. В значительной степени на верования первобытных египтян, воздействовал Нил, ежегодный разлив которого наносил на берега плодородную почву, что позволяло собирать хорошие урожаи (олицитворение благодетельных сил), но иногда он вызывал значительные бедствия — наводнения (олицитворение сил губительных для человека). Периодичность разлива реки и наблюдение за звёздным небом, позволило создать календарь, благодаря этому египтяне рано овладели основами астрономии, что также отразилось на их верованиях. В возникающих первых поселениях-городах египтян имелись различные божества, свои для каждой отдельной местности, обычно в форме материального фетиша, но значительно чаще в виде животного - тотема. Обожествление животных в династическом Египте имело место на протяжении тысячелетий, города были значительно связаны со своими богами-животными, что часто отражалось в их названиях, и Египетское письмо содержали символы зверей, птиц Египетские боги отличаются необычным, причудливым видом. Т.к.религия Египта складывалась из множества локальных верований. Всего египетская мифология насчитывает около 700 богов, Большинство богов представляют собой гибрид человека с животным, В мифологии нет единых представлений о сотворении мира. Жрецы Гелиополиса, центра культа Солнца, ставили в центр мироздания солнечного бога Ра и считали его отцом всех прочих богов. В Гермополисе, считали, что мир произошел от 8 древних божеств,. Эта 8 состояла из 4 пар богов и богинь, символизирующих элементы творения. В Мемфисе миф о сотворении Птаха, бога-покровителя ремесел, строителей и самого города. Мысли о необходимости сохранения тела для будущей жизни привели в конце концов к возникновению культа умерших, Убеждение в том, что человек после смерти продолжает существовать в месте своего погребения, привело к изобретению. Осирис один из старейших богов, в Египте поклонялись с древнейших времен - бог загробного мира. Он дарует возрождение, воскрешение и вечную жизнь тем, кто контролирует свое тело. Ба- понятие, обозначающее глубинную сущность и жизненную энергию человека. «Ка» являлась духовным двойником человека, с которым тот встречается после смерти.

 

Древнееврейский монотеизм

Библейские религии в своем теистическом абсолютизме стоят как бы особняком среди религий мира, являются своеобразным исключением, даже парадоксом, и только их широчайшее распространение по всем континентам (христианизация распространение ислама иудаизм), а также наша собственная принадлежность к основанной на мировосприятии этих религий культурно-цивилиз.целостн.Иудаизм – монот. религия с культом бога Яхве, госуд. религия Израиля. Возникла в 1-ом тыс. до нашей эры в Палестине среди семитских племен. Распр. среди евреев догматично определяет «богоизбранность» еврейского народа. Признание священных книг непогр., вера в мессию и загробную жизнь. Большая часть исповед. живет в Израиле и США. Основные положения собраны в Талмуде (собрании догматич. религиозно-этнических и правовых положений иудаизма, сложившихся в 4в. до н.э. – 5-ом в. н.э.). Библия – результат творческих усилий евреев. Ее религия – религия единобожия – монотеизм. Бог – создатель мира. Отношение к Богу есть послушание и следование культовуму Закону (Второзаконие 5, 6-18; Исход 2, 2-17), в этом спасение. Народ спасает мессия, посланец Яхве. Мессия установит царство, где не будет ни вражды, ни страданий, верные Богу обретут мир и счастье, а грешники будут наказаны, свершится страшный суд. Изначально важную роль играло жреческое сословие, но после рассеяния (диаспоры) на первый план выступила синагога – собрание верующих во главе с раввином. Моисей возглавлал движение евреев за освобождение государственности во время вавилонского пленения. Ему приписывают первые пять книг Библии. Вывел свои народ из земли рабства в свободную землю Ханаан. Записал десять заповедей.

 

Религия Ханаана.

Религия Ханаана, как мы знаем из Ветхого Завета, включала в себя ритуальные жертвоприношен Известно, что в жертву приносилось большое количество животных и птиц. порою в жертву приносились дети, При раскопках найдено большое количество сосудов с детскими костями, однако детская смертность в ту пору была крайне велика, и потому мы можем быть уверены в том, что найденные детские захоронения, в большинстве своем, не имеют никакого отношения к обряду жертвоприношения. Помимо прочего, существует множество свидетельств того, что хананеи занимались ворожбой и разного рода прорицаниями Ханаанские боги и богини были силами природы. Имя Баал (Ваал), означающее «господин», бог грома и дождя. Поскольку Баал управлял дождями, от него зависело, каким будет урожай, что имело жизненно важное значение для всего хананского общества. Женой Баала была Анат, богиня любви и войны, К числу главных божеств принадлежали также Шамаш (бог солнца), Дагон (бог хлеба). Для каждого царя было делом чести сделать храм своего божества возможно более величественным, покрыть изваяния богов и стены святилища драгоценными металлами, подавать богам пищу на золотых блюдах. Наряду с храмами в Ханаане существовали и святилища, устроенные на открытом воздухе («высоты»). Народ приходил в такие святилища принести жертву или просто помолиться.

 

Религия хеттов и этрусков.

Начало цив.-7-8в.до РХ.Религия и мифология очень похожа на древнегреч религ.Во главе пантеона бог Юпитер,вокруг него 12 богов. Этруски были религиозным народом,представляли своих богов в человеческом облике. Весьма почитаемы у этрусков были боги плодородия. Не было особого жреческого сословия,.этруски были хорошими торговцами,мореходами,пиратами.У них были налажены связи с Карфагеном(заимствовали у карфогенян поклонение Астарте).Они покланялись Тину(бог неба), Менерва-покровительницы ремесел,но были и другие боги. Они верили что боги могут наказать и приносилм жертвоприношения: пленники или преступники (приносили собственные жизни,в критические моменты в жизни (зерно,масло,плоды).Верили,что человек имеет 3 души(в печени: в человеке,в сердце).виды гаданий: на внутренностях животных, толкование чудесных явлений. Одна из важнейших сторон магии - по овечьей печени. Этруская мифология не имела мифов о браках богов и их родстве.боги передавали свою волю с помощью молний Религия хеттов: Божества жили в храмах,жрецы и их прислужники были обязаны их мыть,одевать, кормить. Иногда боги покидали свои храмы и отправлялись путеш. Главные боги: солнца Эстан (богиня солнца города Аринна; бог плодородия Телепину воинственная богиня Инара Мы ничего не знаем о верованиях и ритуалах.Черная магия была запр. сводом законов;виновные подв. казни. Власть-дар богов.Царь был так же верховным. После кончины царя, обож. Статую умерш.устанавливали в храме,и правящий властитель приносил ему жертвы.Царь при жизни рассматр.как воплощение своих обожествл. предков.

Религия балтов.

Основным источником реконструкции древней религии остается фольклор, и археологические находки. все обряды совершали жрецы, К жрецам, которыми становились избиравшиеся народом старики, обладавшие специальными знаниями, относились с особым уважением. Обычай кремирования умерших Священные гроты, где совершались погребальные обряды, обычно располагались на горе или на возвышении,. В ходе раскопок там обнаружили огромные ямы и очаги, в котором найдены частицы животных и человеческих костей,. во время войны балтам требовалось много дней, чтобы оплакать погибших и кремировать их. О смерти землевладельца полагалось немедленно сообщить его лошадям и скоту;. Считали, что в противном случае животные не выживут.умершие воины и земледельцы поднимались на своих лошадях в небо, в обитель душ, и именно на лошадях обычно возвращались на землю, чтобы навестить свои семьи. Чаще всего реинкарнация происходила в виде дерева: духи мужчин поселялись в дубах, березах и ясенях, женщин — в липе и ели. У лесов были свои богини и боги.Медейне— литовская богиня леса.Особым земным божеством, жившим в зарослях бузины, считался Пушкайтис. Самой значительной среди обожествляемых животных считалась лошадь, Лайма- богиня человеческой судьбы. Менесс — лунный бог. Огонь по аналогии с Солнцем считался божеством, требующим жертв.

 

Религия славян.

Основным источником реконструкции древней религии остается фольклор, и археологические находки. все обряды совершали жрецы, К жрецам, которыми становились избиравшиеся народом старики, обладавшие специальными знаниями, относились с особым уважением. Пантеон славян. Самым древнейшим верховным мужским божеством у славян был Род. Род был богом неба, грозы, плодородия. О нем говорили, что он едет на облаке, мечет на землю дождь, и от этого рождаются люди. Род являлся языческим богом-творцом. В славянских языках корень «род» означает родство, рождение, воду (родник), прибыль (урожай), такие понятия, как народ и родина, кроме того, он означает красный цвет и молнию, особенно шаровую, называемую «родия». Это разнообразие однокоренных слов, несомненно, доказывает величие языческого бога. Все славянские боги, которые входили в древний языческий пантеон, делились на богов солнечных и богов функциональных. Верховным божеством славян был Род. Солнечных богов было четыре: Хорc, Ярило, Даждьбог и Сварог. Славяне издревле отмечали смену времен года и смену фаз солнца. А потому за каждое время года (весну, лето, осень и зиму) был ответственен свой бог Слово «Бог» входило в имена различных божеств — Даждьбог, Чернобог и др. На низшем уровне были существа, домовые, лешие, русалки.

 

Шаманизм.

Шамани́зм —целенаправленноЕ взаимодействия с потусторонним миром, в первую очередь — с духами, которое осуществляет шаман. Шаманизм – особая система религиозных верований, возникшая десятки тысяч лет назад в эпоху неолита, когда не было еще ни науки, ни религий, ни цивилизации. Шаманизм был развит у народов Сибири, Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Африки. Для шаманизма также характерна вера в существование потусторонних духов, управляющих мирозданием, внешний облик которых напоминал животных или людей без головы, с одной ногой или без рук. Люди свято верили, что для общения с потусторонним миром им необходим посредник – шаман, наделенный особыми качествами, которые, как правило, передавались по наследству. Шаманами становились лишь те представители племени, в которых вселялся дух, наделяя своего избранника способностью проникать в надземные миры и общаться с их обитателями. Шаман был хранителем рода, защитником и представителем людей в мире богов. Чтобы войти в контакт с духом, шаман проводил особый ритуал - камлание, который сопровождался игрой на бубне, танцами, заклинаниями, пением и всевозможными трюками, Войдя в состояние транса, шаман отправлялся в путешествие по иным мирам, чтобы исцелить своих соплеменников от различных болезней, умилостивить богов, передать им послание и просьбы людей, вызвать дождь, получить информацию о прошлом, настоящем и будущем, проследить судьбу умершего сородича или сопроводить его в царство мертвых.

 

Основные понятия и категории религий Китая.

К традиционной религии Китая сами китайцы обычно относят «три учения» (сань цзяо) конфуцианство (жу цзяо «учение просвещенных»), даосизм (дао цзяо «учение Дао-Пути») и буддизм (фо цзяо «учение Будды. Со временем «три учения» так перемешались, что китайцы стали говорить: «три учения суть одно». Конфуцианство сложилось мнение, что конфуцианство вообще не есть религия. Это, философская система, а с другой стороны, кодекс государственной и частной морали. Это мнение, конечно, неправильно. В числе конфуцианских книг есть такие, которые несомненно содержат в себе представления о сверхъестественном, о духах, учение о потустороннем мире и т. д. Даосизм Даосские жрецы разделялись на монашествующих и семейных. Во главе даосской иерархии стоял верховный жрец, или патриарх. Буддизм китайцы называют учением Фо. Впервые он появился в Китае в I в. н. э. ввиде хинаяны, однако он долго не удержался. Вторичное появление буддизма, уже в форме махаяны, относится к началу V в., и с 5в буддизм укоренился в Китае,

Даосизм.

В основе учения даосизма лежит принцип дао, который буквально переводится как "путь", "дорога" (второе его значение — "метод" и "высший принцип"). Дао – начало всех начал, «нерожденное, которое порождает все сущее». Досизм учит,что жить в соответствии с Дао – это покорно следовать потоку жизни, не сопротивляясь ему. Другим принципом даосизма является у вэй, который зачастую определяется словом "пассивность" или понятием "плыть по течению". С ним тесно увязывается принцип дэ, т.е. добродетель, но не в смысле высокой моральной чистоты, а в смысле качеств, проявляющихся в повседневной жизни, когда принцип дао осуществляется на практике. Характер событий в мире определяется силами ян и инь. Мужское начало — ясность мысли, активность и возвышенность — считается присущим силам ян, тогда как женское начало — все слабое, темное и пассивное в жизни — приписывается действию сил инь. Основатель – Лао Цзы. Начиная со II в. н.э. о Лао-цзы появилось много легенд. В одной из них, в частности, утверждается, что он был зачат лучом света, что мать носила его во чреве 72 года и на свет Божий он появился у нее через левую подмышку. Лао-цзы родился с седыми волосами, а долго жил благодаря помощи магических сил. Важнейшим текстом даосизма считается «Дао дэ цзин», где «Дао» означает «путь», «метод», а «дэ» - «благодать», «благую мощь». Его авторство приписывают Лао-цзы. В книге предложена модель мира, в которой над всеми богами царит таинственная сила Дао. Например, секрет долголетия заключается в том, чтобы следовать Дао. Дао - всеобщее начало и правило, управляющее вселенной, природой и человеческим обществом. Дао присуща мощь (дэ), посредством которой она и проявляет себя.

 

Конфуцианство.

Конфуцианство Самоназвание Жу цзя (Школа ученых книжников). — китайское учение, приписываемое Конфуцию (551—479 до н. э.). Основными категориями конфуцианства являются понятия благородного мужа (цзюнь-цзы), человеколюбия и правил ритуала.Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе с (Императором) — «сыном неба». Благородный муж — это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали.. Главная задача благородных мужей — воспитать в себе и распространить повсеместно человеколюбие. Человеколюбие включало в себя: попечение родителей о детях, почтительность к старшим в семье, а также справедливые отношения между теми, кто не связан родственными узами. Конфуций был решительным противником управления на основе законов. Он осуждал правителей, делавших ставку на устрашающие правовые запреты, и выступал за сохранение традиционных религиозно-моральных методов воздействия на поведение китайцев. «Если руководить народом посредством законов и3 поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться [от наказаний] и не будет испытывать стыда. После смерти Конфуция его ученики и последователи образовали множество направлений, которых было не менее восьми. Главными же духовными наследниками конфуциz считаются два мыслителя — Мэн-цзы и Сюнь-цзы, которые предложили две противоположные друг другу, а потому впоследствии признанные ортодоксальной, и неортодоксальной интерпретации конфуцианства. Постепенное нарастание влияния буддизма и даосизма вызвало стремление к восстановлению престижа конфуцианства. Первым Создателем неоконфуцианства, kвилсz Ван Тун (кон. 6 - нач. 7 в.),

 

Религии Японии.

синтоизм, даосизм, буддизм. Синтоизм - это древнейшая японская религия. название происходит от слова "синто" - "путь богов". В основе лежит поклонение всевозможным ками - сверхъестеств существам. Ками делятся на Фуку-но-ками ("добрые духи") и Магацу-ками ("злые духи"). Задача синтоиста - призвать побольше добрых духов и помириться со злыми. добрые духи могут становиться злыми, если к ним обращаться недолжным образом. поэт приносят ками жертвы. все происходящее в мире объясняется волей ками, буддизм разбивается на множество учений и школ. Основой японского буддизма считается учение Махаяны ("Большой колесницы). В Махаяне считается, что Спасение человека может достигаться не только его собственными усилиями, но и помощью уже достигших Просветления существ - будд и бодхисаттв. Соответственно, раздел между буддийскими школами происходит из-за различных взглядов на то, какие именно будды и бодхисаттвы лучше всего могут помочь человеку. Одной из буддийских школ является Миккё. ее последователи считаются обладателями невероятных способностей - летать, творить чудеса, сражаться с демонами. Даосизм. Основой учения Дао считается труд китайского философа Лао Цзы "Дао дэ дзин". Мироздание с точки зрения даосизма существует за счет Дао ("Пути"), движущего и управляющего всем сущим. Следование законам Дао - это путь жизни и блаженства Даосам - мудрецам, постигшим Дао, приписывалась вечная жизнь и разнообразные магические умения. Считалось, что они, как ямабуси, живут отшельниками в горах. Разнообразные истории о великих даосах и о рецептах бессмертия очень популярны в Японии. Во многом именно на этих легендах основывается искусство Оммёдо ("Путь гармонии Инь и Ян") - японское искусство призвания и управления демонами, предсказания судьбы, астрологии, магического исцеления и так далее.

 

Краткий обзор и основные понятия религий Индии.

В Индии представлены все три мировые религии - ислам, христианство и буддизм, а также индуизм, сикхизм, джайнизм, иудаизм, зороастризм,. Наиболее распространен индуизм 83%, 11% - ислам. индуизм существует в виде двух течений: вишнуизм а - верховное божество Вишну и шиваизма - верховное божество Шива. Индуизм также проповедует бессмертие человеческой души и три основных постулата, следуя которым можно добиться полного слияния с повсюду существующим “святым духом” - мудрость, вера и действие. Основа индуизма - учение о перевоплощении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом воздаяния (карма) за добродетельное или дурное поведение. Индусы считают, что Вселенная создана Брахмой.

Ислам проник в северо-западную Индию во времена арабский завоеваний Аллах — по-арабски Бог, Творeц, Создатель и Устроитель всего сущего. Помимо него, никто не обладает этими качествами. Согласно канонам ислама, Аллах вечен, не был рожден и не родил. Джайни́зм — древняя дхармическая религия(рел пути благочестия), появившаяся в Индии приблизительно в VI веке до н. э. Основателем учения считается Джина Махавира. Джайнизм проповедует ненанесение вреда всем живым существам в этом мире. Будди́зм (санскр. «Учение Просветлённого») — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в южной Азии. Основателем учения был Сиддхартха Гаутама.(Будда) В основе буддизма лежит учение о Четырёх Благородных Истинах: о страдании, о причинах страдания, о прекращении страдания, об истинных путях к прекращению страдания. Сикхизм — религия, основанная в Пенджабе, гуру Нанаком Священное писание — Гуру Грантх Сахиб. Сикхи верят в Единого Бога, всемогущего и всепронизывающего Творца. Его настоящее имя никому не известно. Бог рассматривается в двух аспектах — как Ниргун (Абсолют) и как Саргун (персональный Бог внутри каждого из людей). Зороастри́зм, также маздеи́зм— одна из древнейших религий, берущая начало в откровении пророка Спитамы Заратуштры полученном им от Бога — Ахура Мазды. В основе учения Заратуштры — свободный нравственный выбор человеком благих мыслей, благих слов и благих деяний.

 

Ведийская религия.

ранняя стадия формирования индийской религии индуизм. Носителями ведической религии были индоарийские племена. Известна главным образом по ведам. Ве́ды— сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите. Индуистская религиозная традиция считает Веды апаурушея — несотворёнными человеком вечными богооткровенными писаниями, которые были даны человечеству через посредство святых мудрецов. Традиционно в индуизме принято считать, что в «Бхагавад-гите», которая является отрывком из эпоса «Махабхарата», изложена основная суть ведического знания[11].Характерная черта рел - обожествление сил природы. Основа культа - жертвоприношения, выполняемым брахманами, Наиболее почитаемыми богами ведического пантеона были Варуна, Индра, Агни и Сома. Из ведической религии развился брахманизм.Древним ариям было знакомо представление о греховности, жертвоприношения, которое было основной формой общения человека с богами. Ритуал ведийского жертвоприношения (яджня), был разработан до тонкостей, а один из жрецов, называвшийся брахманом, следил за его соблюдением и брал на себя грех допускавшихся жрецами ошибок.У ариев не было ни храмов, ни постоянных культовых мест. Алтари сооружались на специально выбранных и подготовленных площадках. Укладывались особым образом кирпичи, на них клали жертвенную солому (бархис), которая была местом жертвенных возлияний и сидением для богов. Разводился жертвенный огонь, в который лили сому — галлюциногенный напиток,. Все это огонь доставлял богам, а те, откликаясь на призывы жрецов, должны были спуститься с небес, принять участие в жертвоприношении и выполнить обращенные к ним просьбы.Среди ведийских ариев было широко распространено поклонение предкам (питары, питри), которые мыслились вечно существующими телесно в некоем неопределенном месте, иногда называвшимся высшим небом. Главой их был Яма, первый умерший человек, впоследствии он становится индуистским богом смерти. Предков надлежало постоянно ублажать подношениями и совершать для них поминальные обряды (шраддха), иначе они могли вмешаться в дела живых и нанести им вред. они верили, что к концу каждого года мир возвращается в изначальное состояние хаоса,

 

Индуизм.

у индуизма не было своего основателя, в нём отсутствует единая система верований и общая доктрина. семейство разнообразных религиозных традиций, философских систем и верований. можно выделить 4 основных положения: о священных книгах,о сверхъестественных существах,о душе,о загробной жизни.В индуизме существует большое количество священных писаний, которые делятся на две основные категории: шрути и смрити Среди всех текстов индуизма Веды и Упанишады пользуются наибольшим авторитетом и считаются наиболее значимыми и древними. К другим важным священным писаниям относятся Пураны и древнеиндийские эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна». Часто говорится, что основная суть ведического знания изложена в «Бхагавад-гите», которая представляет собой философскую беседу между Кришной и Арджуной. Индуисты верят в существование двух групп сверхъестественных существ: богов и демонов Главного демона зовут Бали. Он вместе со многими другими демонами живёт в подземном царстве. Одни боги выглядят как обычные люди, но с какими-то особенностями в строении организма (четыре руки, три глаза и др.), третьи - как животные (например, как обезьяны), четвёртые - как полулюди-полуживотные. Один из богов (Брахман) вообще не имеет видимого тела. Боги требуют поклонения, которое обозначается словом “пуджа”. Богам поклоняются в храмах и дома, перед семейным алтарём. Пуджа включает в себя пробуждение богов утром музыкальными звуками перед их изображениями (например, звоном колокольчиков), приношение изображениям богов цветов, воды и продуктов, молитвы и др. Загробная жизнь имеет два этапа. Первый этап называется сансарой- перерождение,. это переселение души из одного тела (после его смерти) в другое.Второй - выходом из сансары. Механизмом сансары - карма (“поступок”, “деяние”). Карма - закон перерождения, при преобладании хороших поступков человек получает хорошее перерождение, при преобладании плохих - плохое. Второй этап загробной жизни для особо заслуженных праведников обозначается термином “мокша” (“избавление”, “освобождение”). Мокша по своему существу - это слияние душ праведников с душой Брахмана. Это слияние означает выход из сансары и понимается как высшее и вечное блаженство.

 

Неоиндуизм.

Неоиндуи́зм («новый», «реформированный индуизм») — разновидность индуизма, обобщённое название ряда индуистских конфессий, образовавшихся в результате попыток реформирования индуизма, предпринятых в первой половине XIX века реформаторским движением внутри индуизма. Одной из отличительных чёрт неоиндуизма является стремление включить в свою религиозно-философскую систему элементы учений других религий. Корни попыток реформации индуизма кроются в проникновении в Индию в XVII - XVIII вв. европейской культуры и христианских идей. Основной идеей неоиндуизма стало стремление адаптировать западные ценности для индийского общества и познакомить Запад с индийской мудростью. В настоящее время в Индии распространен более упрощенный, освобожденный от сложных философских построений индуизм. Его называют народным или неоиндуизмом. он воспринял и сохранил древние религиозные учения о карме сансаре Однако, эти представления в культуре простого народа приняли упрощенную форму, старые, абстрактные боги брахманов были забыты и появились новые боги, которые имели антропоморфный вид (стали похожи на людей). Из пантеона богов в современной Индии наиболее популярными являются три: Брахма, Шива и Вишну. Бог Брахма - видимо, является модификацией Брахмана - Абсолюта, которому поклонялись жрецы - брахмана. Брахма считается создателем мира. Современные индийцы так объясняют творение мира: в первобытных водах появилось золотое яйцо, в яйце находился Брахма. Он силой своего духа разделил яйцо на 2 половинки. Из одной - возникло небо, из другой - земля., но бог этот более популярен среди жрецов - брахманов и аскетов. Простые люди в современной Индии более всего поклоняются богам Шиве и Вишну. Бог Шива - Это бог - разрушитель и созидатель. Другие поклоняются богу Вишну. Это бог - охранитель. НО Только брахманы могут приносить жертвы богам. Среди брахманов до сих пор существует строгая иерархия и распределение религиозных функций. Брахманы - жрецы живут в храмах, куда простые индусы входят с чувством священного религиозного трепета.

 

Джайнизм.

— древняя дхармическая религия, появившаяся в Индии приблизительно в VI веке до н. э. Основателем учения считается Джина Махавира. проповедует ненанесение вреда всем живым существам в этом мире. Философия и практика джайнизма основаны, в первую очередь, на самосовершенствовании души для достижения вечного блаженства. Всякая душа, преодолевшая телесную оболочку, и достигшая нирваны, называется джиной. главный принцип джайнизма, ахимса – воздержание от нанесения вреда всему живому, они питают смертельный страх как-нибудь случайно не повредить чьей-либо жизни (даже малейшей мошки, червячка, бактерии). Поэтому некоторые джайнисты при ходьбе подметали перед собой землю. Важно отметить, что джайнисты считали, что всякое, даже самое малейшее и незначительное живое существо потенциально, пройдя почти бесконечную цепь перерождений и воплощений в различных формах, – от стихий, растений и животных, до человека, – может стать богом. Таковы джайнистские святые (архаты), которые преодолели все недостатки и достигли совершенства. Их души вступили в состояние нирваны. В джайнизме она понимается как блаженство и покой. Его состояние полной гармонии связано с прекращением цепи перерождений и освобожден от материального тела. чтобы стать архатом (святым), нужно было бытьмонахом-аскетом, В жизни обычного человека, который хочет обрести гармонию и совершенство, нужно было соблюдать пять основных— обетов. Это:Не причинять вреда живому (Ахимса).Быть искренним и благочестивым (Сатья).Не красть (Астейя).Не прелюбодействовать (Брахмачарья).Не стяжать (Апариграха).Ахимса, «ненасилие», является основополагающим, его несоблюдение делает бессмысленным выполнение других принципов.

 

Сикхизм после десяти гуру.

Сикхи́зм— религия, основанная в Пенджабе, гуру Нанаком. Священное писание — Гуру Грантх Сахиб. Сикхи верят в Единого Бога, всемогущего Творца. Его настоящее имя никому не известно. Бог рассматривается в двух аспектах — как Ниргун (Абсолют) и как Саргун (персональный Бог внутри каждого из людей). До Творения Бог существовал как Абсолют сам по себе, но в процессе Творения он выразил себя. До Творения не было ничего — ни рая, ни ада, ни трёх миров — только Бесформенное. Когда Бог захотел выразить себя (как Саргун), он создал Природа, в которой Бог растворен и присутствует везде и распространяется во всех направлениях, как Любовь.Форма поклонения Богу в сикхизме — медитация. Они считают «неправильными» все представления о рае и аде, воздаянии и грехах, карме и новых перерождениях. Учение о воздаянии в будущей жизни, требования покаяния, очищения от грехов, поста, целомудрия и «благих дел» — всё это, с точки зрения сикхизма, попытка одних смертных манипулировать другими. Посты и обеты не имеют значения. После смерти душа человека не переходит никуда — просто растворяется в Природе и возвращается к Творцу. Но не исчезает, а сохраняется, как всё сущее. Му сульманские вторжения в Индию начались около 1200 лет назад. После долгой борьбы ислама с религией индуизма некоторые лидеры начали думать о примирении двух вер и искать путь, который бы охватывал их обе. Сикхизм объединил наиболее успешным образом. Сикхизм начинался как мирная религия и смиренно терпел преследования со стороны мусульман, но при десятом гуру, Гобинде Сингхе, необходимость самосохранения и защиты веры от гонений вынуждала сикхов занять жесткую воинственную позицию. Сикхизм придает особое значение преданности, крепкой вере в гуру, повторению имени (нам) Бога как средства спасения, противостоит поклонению идолам, провозглашает братство всех людей и отвергает кастовые различия В главной традиции сикхизма не было больше других гуру после гуру Гобинда Сингха, который завещал последователям чтить учения десяти гуру, воплощенные в священном писании, «Ади-Грантхе».

 

Основные понятия буддийского учения.

В основе буддизма лежит учение о Четырёх Благородных Истинах: о страдании, о причинах страдания, о устранении источников СТРАДАНИЯ, об истинных путях к прекращению страдания. Предложен срединный, или Восьмеричный Путь достижения Нирваны. Этот путь напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью — праджней. Праджня— в буддизме одно из понятий, обозначающих высшую трансцендентную мудрость, самое глубокое и всеохватывающее понимание реальности, свойственное лишь интуитивному знанию Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване(освобождение от страдания, от круга рождений (сансары). Существуют довольно большие расхождения во мнениях между различными школами буддизма относительно более эзотерических моментов Учения Будды и небольшие отличия в некоторых дисциплинарных правилах для монахов.Согласно преданию, Будда придавал особое значение этике и правильному пониманию сути. Будда является не Богом, а только наставником и учителем для живых существ, которые должны следовать по пути Нирваны, чтобы достичь духовного пробуждения — Бодхи, и увидеть правду и реальность, какой она есть. Буддийские системы познания и медитации не считаются «божественными» дарами, но они считаются ключом к пониманию истинной природы ума, которая должна быть обнаружена каждым человеком в ходе пути, проповедуемом Буддой.

 

История раннего будди<


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.