Лекция 4. Обзор основных трудностей в области культуры речи — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Лекция 4. Обзор основных трудностей в области культуры речи

2017-09-10 297
Лекция 4. Обзор основных трудностей в области культуры речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слышит.

М. Монтень

Общение можно считать состоявшимся тогда, когда смысл того, что вы произнесли, понят вашим собеседником адекватно, когда ваш собеседник услышал именно то, что вы хотели ему сказать. Для достижения этого существует ряд правил.

***

Об этикете

1. “Ты” или “Вы”?

“ТЫ” “ВЫ”
При обращении к близким друзьям, ближайшим родственникам и детям Во всех остальных случаях. Также следует переходить на “вы” и называть по имени-отчеству друга или родственника, когда неуместно демонстрировать в обществе родственные или фамильярные отношения
Переход от «вы» к «ты» должен быть тактичным. Как правило, инициативу в отношениях берет на себя женщина и старшие по возрасту или положению

2. О третьем лице

Говоря с кем-то о людях, не принято упоминать их в третьем лице – “она” или “он”. Даже о близких родственниках следует сказать: “Алексей Иванович просил передать...”, “Анна Петровна будет ждать вас...”. “Oна” или “он” допустимо употреблять только после того, как человек уже назван по имени.

 

3. Виды обращений

Официальное Неофициальное Безличное
Господин (-жа), гражданин (-ка). Также используются титулы и звания представляемых.   Обращение “товарищ” см. в Прил. 3 Дорогой друг, брат, подруга и т. д. По имени. Часто на “ты”   Позвольте, извините, подскажите, прошу прощения и т. д. В случае обращения к незнакомому человеку

НЕЛЬЗЯ обращаться к человеку:

1) по половому признаку (“мужчина”, “женщина”);

2) по роду занятий (“студент”, “сантехник”);

3) по возрасту – (“ребенок”, “старик”).

НО: работниц сферы услуг позволяется называть “девушка”. Однако предпочтительней безличное обращение.

 

***

       
 
   
ФАМИЛИЯ
 


+

Как правило, употребляется для обозначения третьего лица.

В постсоветское время под влиянием “западной культуры” получило широкое распространение. Не рекомендуется применять двучленную формулу для именования людей почтенных.

           
 
   
ИМЯ
 
ОТЧЕСТВО
 


+

Уважительное обращение. Употребляется без ограничений.

               
   
ИМЯ
 
ОТЧЕСТВО
 
ФАМИЛИЯ
 


+ +

Официальное и уважительное обозначение в третьем лице. В основном употребляется вместе с должностью. Например, “Директор кампании Александр Сергеевич Васильев”.

ОТЧЕСТВО
ИМЯ
ФАМИЛИЯ   Обращение же только по отчеству является просторечным.   Обращение только по фамилии распространено в школах, учебных заведениях (обращение обучающих к учащимся) и военных структурах и часто не является приятным для владельца фамилии. Также используется, как способ переклички. ФАМИЛИЯ

+ +

Обычно используется в официальных документах и при перекличке.

 
 

 


При неформальном общении и в семье. Часто используется уменьшительная форма имени.

 
 

 


Просторечное обращение.

 
 

 


Используется, как способ переклички, в учебных заведениях (обращение обучающих к учащимся) и военных структурах. В иных ситуациях часто не
является приятным для владельца фамилии.

   
 
Споткнувшись в произнесении или перепутав имя, следует извиниться
 
 
Если вы не расслышали имени, извинитесь и попросите собеседника повторить

 


О бранных словах

П р и м е ч а н и е: За “нецензурную брань в общественных местах” Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Статья 20.1. Мелкое хулиганство

1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, – влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, – влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

 

«Kto zdravo myslit, tot I brannoe slovo // Sebe na pol’zu smoget obernut’».

(Бабрий, древнегреч. поэт, II в.)

 

***

О произношении

Произнесите вслух: “булоЧНая” и “булоШНая”, “прачеЧНая” и “прачеШНая”, “горниЧНая” и “горниШНая”. Попытайтесь мысленно нарисовать портреты людей, произносящих эти варианты. Наверняка тот человек, что произносит ШН представится вам старше, чем тот, кто выбрал ЧН. Так, лишь отметив некоторые особенности произношения, еще даже не видя собеседника, мы можем многое о нем сказать: к какому поколению он принадлежит и в какой культурной среде воспитан.

Совокупность правил произношения устанавливает орфоэпия (от греч. orthos – прямой, правильный и epos – речь). Традиционно считается, что незнание орфоэпических правил свидетельствует о недостаточно высоком культурном уровне человека. Представьте вашего гипотетического собеседника, произносящего что-то вроде: “Когда телефон звóнит, надо бежать по калидору так, чтоб пинжак заворачивался”… Но если проблема выбора между “пинжаком” и “пиджаком” встает мало перед кем, то на распутье перед “афёрой” и “аферой” оказываются многие. Для того чтобы найти верный вариант, существует несколько простых правил.

 

1. О произношении согласных звуков

В существительных на -изм (типа гуманизм, капитализм и т. д.) согласный [з] произносится твердо во всех падежах: капитали[з]м, а НЕ капитали[з’]м; при капитали[з]ме, а НЕ при капитали[з’]ме.

Звук[γ]


[10] в пределах современной литературной нормы не употребляется, но произнесение его в словах господи, ага, ого ДОПУСТИМО: [γ]осподи, а[γ]а, о[γ]о.

[T1] В заимствованных словах твердый согласный перед е может произноситься и как мягкий (музей, крем, академия, шинель, фанера, Одесса), и как твердый (антенна, бизнес, генетика, детектив, тест). Закономерности, благодаря которым можно было бы обнаружить верный вариант самостоятельно, НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Поэтому для преодоления трудностей НЕОБХОДИМО ИСПОЛЬЗОВАТЬ СЛОВАРЬ!

По старомосковским нормам орфографическое сочетание чн произносили как [шн]. В настоящее время [шн] сохраняется в словах: конечно, скучно, яичница, нарочно, скворечник, пустячный и в женских отчествах на -ична: Фоминична, Кузьминична. В ряде слов допускается двоякое произношение: було[чн]ная и було[шн]ная, хотя последнее устаревает.

Сочетание чт произносится как [шт] в слове что и словах, производных от него: ничто, кое-что и т. д., КРОМЕ слова нечто (всегда [чт]).

Сочетание жд в слове дождь и производных от него произносилось по "старшей" норме как [ж'ж'] (на конце слова – [ш'ш']). В современном русском языке общепринятым является произношение [жд'] (на конце слова – [шт']).

 

2. О произношении гласных звуков

После твердых согласных ц, ж, ш на месте буквы и произноситься [ы]: революц[ы]онный, ж[ы]во, ш[ы]рока.

В немногих словах иноязычного происхождения, не окончательно усвоенных русским языком, на месте буквы о, в отличие от русской орфоэпической нормы, в безударном положении произноситься ослабленное [о], т. е. без редукции: ради[о]. Слишком отчетливое [о] воспринимается как манерное, с другой стороны, отчетливое произнесение [о] в "обрусевших" книжных словах (соната, новелла) тоже не желательно.

Букву ё предложил использовать русский историк Н.М. Карамзин, упростив сложный рисунок, существующий ранее в алфавите буквы. Отсутствие этой буквы в современных печатных текстах приводит к неправильному произношению слов.

Запомните: белЁсый, манЁвры. НО: афЕра!!!

Закономерности, благодаря которым можно было бы обнаружить верный вариант самостоятельно, НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Для преодоления трудностей НЕОБХОДИМО ИСПОЛЬЗОВАТЬ СЛОВАРЬ!

 

3. Об ударении

 

На Ваши вопросы авторитетно ответит только специалист или ОРФОЭПИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА  

 

 

***

Об интонации

Попытайтесь осмыслить свою интонационную палитру. Наверняка в вашей жизни происходили случаи, когда в ответ на свою вполне нейтральную, по вашему мнению, реплику вы слышали возмущение: “Почему вы разговариваете со мной таким тоном?” Происходит это потому, что у вас не всегда получается верно интонировать.

Богатство интонационной палитры тесно связано с актерскими способностями человека. У кого-то они развиты в большей степени, у кого-то – в меньшей. Важно узнать меру своих способностей, “предупрежден – значит вооружен”.

***

О синтаксисе

Старайтесь, чтобы ваша речь была естественной. Избегайте длинных предложений, деепричастных и причастных оборотов, непривычного слушателю порядка слов и большого количества специальных терминов. В качестве иллюстрации стоит вспомнить давно ставшее анекдотическим предложение неизвестного происхождения: “ Если рассмотреть данную ситуацию с эстетической точки зрения в интерпретации иллюзионной генетики, то авторитарная концепция данного анализа как раз и явится ее идеологической базой [T2] ”. Или вот такой пример из учебника Ф.А. Кузина: “ Первичное обслуживание закупаемых машин производится на базе использования обычного шоферского инструмента ”[11].

Помните также, что устная речь отличается от письменной частой редукцией членов предложения, содержащих очевидную для слушателей информацию. Из-за этого предложения часто бывают неполными. Это вовсе не недостаток, это обычное качество устной речи. Сравните: “ Замечательно. Реклама – хорошо. Нам нужна. На фасаде – хорошо ” и “ То, что было сделано, замечательно. Реклама – это вообще полезное явление. Нам реклама нужна. Наша реклама хорошо смотрится на фасаде нашего здания ”. Второе высказывание явно многословно. На более частном уровне избыточность может проявляться в сочетаниях типа семь человек рабочих, пять штук карандашей, линии сближаются между собой.

Ваш собеседник не должен пытаться понять вас, он должен вас понимать! И вы должны приложить к этому все усилия. Стремитесь к отсутствию в вашей речи противоречивых сочетаний типа в виду невидимого, в силу слабого и т. д.

Помните: “Длинная речь так же не подвигает дела, как длинное платье не помогает при ходьбе” (Ш. Талейран) и не уподобляйтесь Остапу Бендеру, который “начал такой цветистый комплимент, что даже не сумел его закончить”.

 

***

О лексике

Не употребляйте слов, значения которых вам не известны или в значении которых вы сомневаетесь. В первую очередь это касается так называемых иностранных слов: стагнация, перманентный, динамика и т. д. Обратите внимание: распространенной ошибкой является неверное употребление слов, близких, но не тождественных по значению. Ф.А. Кузин приводит такой пример: «Употребление слов без учета их семантики часто меняет значение высказывания. Например: “Возведение основного корпуса завода совпало с резким ухудшением климатических условий ”. Говорящий имел в виду, конечно, погодные условия (плохую погоду), климат не может измениться за несколько месяцев, в течение которых велось строительство упомянутого заводского корпуса. Употребление слов без учета их семантики может стать причиной нелогичности и даже абсурдности высказывания. Так, во фразе “ Декада технической книги будет проходить пять дней ”говорящий забыл или не знал, что слово “декада” означает “десять дней”»[12]. Знаменитый математик Р. Декарт говорил: “Верно определяйте слова, и вы освободите мир от половины недоразумений”.

 

Потолок украшен росписью, Документ заверен подписью.

 
 
Командированныйв метель Добрался счастливо в отель И предъявить был очень рад Командировочный мандат.


 

 

На зеленый свет, медведь, Ты не ехай и не едь, И не ездий никогда, Поезжай! Запомнил? – Да!

 

 

 
 
Приказ – издается, контроль – возлагается на какое-либо лицо или осуществляется кем-то, должностные оклады – устанавливаются, выговор – объявляется, дисциплинарное наказание – применяется, меры – принимаются, обязанность – возлагается и т. д.  


 

 

Иногда незнание значений порождает речевую избыточность: положительная динамика развития, разделить и дифференцировать, развитие и эволюция.

Вряд ли стоит употреблять нарочито непростые слова, если у них есть привычные и понятные всем синонимы: интегрировать – объединять, детерминировать – определять, опробировать – проверить, перманентный – постоянный и т. д.

Деловое общение подчеркнуто нейтрально и уважительно, поэтому старайтесь избегать эмоционально и стилистически окрашенных средств выражения. Также неуважением считается разговор на незнакомом остальным языке или жаргоне (в том числе профессиональном).

***

О благозвучии

Что такое благозвучие? Всем известна шутливая фраза: “Наша река широка, как Ока” (на слух: “…широка-ка-ка-ка”). Вот это и называется благозвучием. Вот что пишет о нем Д.Э. Розенталь: “Ср. обилие одинаковых согласных в такой фразе: Какая река так широка, как Ока? Такое же неприятное впечатление для слуха создается скоплением гласных: <…> Я недавно был у нее и у ее брата. Неблагозвучие создается случайным повторением одинаковых по звукам частей слов”[13]. Например: каза лось, все устрои лось, бросается в гла за. За чем…, свыше полутора ста сты чек.

Еще одной опасностью, угрожающей благозвучию, является обилие шипящих и свистящих звуков. Д.Э. Розенталь приводит такой случай: «В ответ одному рабкору М. Горький писал: “Русский язык достаточно богат. Но у него есть свои недостатки, и один из них – шипящие звукосочетания: -вши, -вша, -вшу, -ща, -щей. На первой странице вашего рассказа вши ползают в большом количестве: прибывшую, проработавший, говоривших. Вполне можно обойтись и без насекомых”»[14].

Особенно эти недостатки становятся заметными в устной речи, они могут вызвать в адрес оратора неуместную иронию и отвлечь внимание слушателей от предмета речи.

Кроме того, важно помнить, что адекватной передаче смысла могут помешать омонимичные слова и сочетания: у вечного / увечного, вина и кара / вина Икара, апробировать / опробировать (соответственно “дать официальное одобрение на основании проверки” и “подвергнуть испытанию, пробе до применения”). Особенно актуальной данная проблема становится, когда речь идет о названиях.

Характерной чертой и вместе с тем проблемой устной речи являются паузы-хезитации (паузы-колебания в момент порождения речи): “э-э-э-э”, “а-а-а-а-а”. К ним примыкают слова-паразиты, выполняющие в речи ту же функцию: “так сказать”, “это самое”, “вот”, “понимаете” и др. Избавиться от них довольно сложно, но следить за их количеством и употреблять как можно реже – по силам каждому.

 

 

Лекция 5. Разговорная речь

 

Разговорная речь – разновидность устной литературной речи.

Признаки разговорной речи

1. Неязыковые:

· реализуется только при непосредственном личном контакте, когда оба коммуникатора активны;

· обслуживает неформальное, неофициальное непринужденное общение;

· неподготовлена (вследствие этого встречаются самоперебивы, перестройка фразы на ходу, развертывание мысли не по требованиям логики, а в соответствии с ассоциативным рядом);

· зависимость от конкретных условий общения (например, диалог при дегустации пищи: – Ну? – Вкусно), персональная адресность;

· существует преимущественно в устной диалогической форме;

· сопровождается активным использованием невербальных средств коммуникации (жесты, мимика и др.);

· повышенная экспрессивность.

2. Языковые:

· синтаксические:

– эллиптичность предложений (выпадение отдельных членов предложения, требуемых синтаксической конструкцией), например: “Возьми красный [фломастер, платок и др.]”;

– конструкция “именительный темы” (используется, когда человек не успевает продумать структуру высказывания), например: “Центр, выходите?”, “Эта бабка – она всем бабкам бабка!”, “Леденцы, они всегда пригодятся”;

– конструкция добавления (в высказывание на ходу добавляются реплики, которые, судя по первой части конструкции, не предполагались), например: “Саша у нас на елке будет зайчиком, я вчера доделала костюм, а Маша – белочкой”;

– конструкция с “лишним” местоимением, например: “Они сейчас очень ценятся эти монеты”;

– выстраивание в ряд глаголов, например: “ Взяли зашли поздравить”;

– конструкция наложения (с двойной связью), например: “Дочитывай страницу и пойдем есть я тебе подогрела”;

– непредикативные единицы, например: “– Принесешь мне печенье? – Ну, ладно ”;

– указатели, например: “ Вот дом”;

· лексические:

– может быть использовано любое слово русского языка;

– окказионализмы, например: «Что ты все “мам” да “мам”? Не мамкай!»;

– расширение значения слова, например: “Подхватил ветрянку, месяц провалялся весь зеленый”;

· морфологические:

– вольное обращение с категориями падежа и числа, например: “Сколько время?”, “два кефира”;

– легче образуются степени сравнения, например: “очень человек”, “написать развернутее”;

– стремление к избеганию причастий и деепричастий, например: «Вечно так, придет, наестся – пошла. Ни тебе “спасибо”, ни тебе “пожалуйста”»;

· фонетика разговорной речи характеризуется в основном стремлением к упрощению и редукции, например: “Иван Иванович” – [ванваныч], “хочешь” – [хочш].


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.