Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Мотивационно-потребностная сфера, самооценка и притязания лиц с системными нарушениями речи

2017-08-11 1431
Мотивационно-потребностная сфера, самооценка и притязания лиц с системными нарушениями речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Изучение особенностей самооценки у детей с общим недоразвитием речи, проведённое Л.М. Шипициной и Л.С. Волковой, показало, что самооценка у мальчиков отличается от адекватной в меньшой степени, чем у девочек. Мальчики считают себя честными, храбрыми, необидчивыми и недрачливыми, однако они менее общительны и счастливы. Так же, как и девочки, они осознают, что причиной их необщительности является речевое нарушение, однако не считают себя ущербными в той мере, как девочки с нарушенной речью. В целом дети недостаточно критично оценивают свои возможности, чаще переоценивая их. В большинстве случаев объективная личностная характеристика не совпадает с самооценкой, многие из своих черт характера дети не отмечают и не оценивают. Чаще всего не фиксируется внимание на негативных чертах характера, а положительные качества несколько переоцениваются.

Ю.Ф. Гаркуша и В.В. Коржавина указывают на достаточно высокую в целом самооценку у детей дошкольного возраста с ОНР. Авторы указывают на зависимость самооценки от представлений детей об отношении к ним взрослых. У части детей самооценка совпадает с оценкой отношения к ним взрослых (дети с высокой самооценкой), у части детей – не совпадает (преимущественно дети с низкой самооценкой).

Исследования уровня притязаний детей с нарушениями речи выявили, что в большинстве случаев реакция этих детей на успех отличается от той, которая наблюдается в норме. Это выражается в том, что после удачно выполненного задания часть детей переходит не к более трудному, а к более легкому заданию, что объясняется наличием у детей стремления поддержать успех даже на заниженном уровне.

Исследование самооценки (О.Н. Усанова, О.А. Слинько) с помощью теста «Полярный профиль» позволило установить значимые различия в самооценке девочек и мальчиков с нормальной и нарушенной речью. Так, для девочек младших классов общеобразовательной школы наибольшее значение имеют такие свойства, как здоровье, честность, общительность, они необидчивы и недрачливы. Уже в этом возрасте они сомневаются в оценке своей внешности и либо отвечают, что не знают, красивы ли они, либо считают, что некрасивы. У девочек с алалией почти по всем параметрам самооценка оказывается выше, чем у девочек с нормальной речью, однако, в отличие от последних, они не считают себя здоровыми и вследствие этого в необходимой степени общительными.

Самооценка в двух группах мальчиков отличается в меньшой степени, чем у девочек. Так, мальчики общеобразовательной школы считают себя очень веселыми, счастливыми, честными; в меньшей степени, но все же добрыми, общительными, здоровыми. Мальчики специальной общеобразовательной школы для детей с ТНР считают себя честными, храбрыми, необидчивыми и недрачливыми, однако они менее общительны и счастливы. Так же, как и девочки, они осознают, что причиной их необщительности является речевое нарушение, однако не считают себя ущербными в той мере, как девочки с нарушенной речью.

В целом исследования показывают, что учащиеся с алалией недостаточно критично оценивают свои возможности, чаще переоценивая их. В большинстве случаев объективная личностная характеристика не совпадает с самооценкой, многие из своих черт характера дети не отмечают и не оценивают. Чаще всего не фиксируется внимание на негативных чертах характера, а положительные качества несколько переоцениваются. В этом проявляется тенденция в самохарактеристике приближаться к идеальному образу. Если переоценка своих возможностей в 1–2 классах может быть объяснена возрастной закономерностью (она наблюдается и в норме), то в аналогичном явлении среди учащихся 3 классов можно видеть личностную особенность детей с алалией.

Исследование уровня притязаний (О.Н.Усанова, О.А. Слинько) младших школьников с алалией выявило, что после удачно выполненного задания дети переходят не к более трудному, а к более легкому заданию. Этот факт можно трактовать как формирование защитной реакции у детей с алалией, стремление поддержать успех даже на заниженном уровне.

Особенно ярко заниженный уровень притязаний проявляется у учащихся 1 класса, меньше–у учащихся 2 класса, а среди третьеклассников таких явлений не наблюдается. Это говорит о том, что у учащихся с алалией с возрастом формируется реалистический уровень притязаний.

Изучением самооценки у лиц с афазией занимались Ж.М. Глозман, Л.С. Цветкова, А.А. Цыганок; уровня притязаний-Ж.М. Глозман, Н.Г. Калита. Самооценка в значительной степени нарушена при всех формах афазии. Показателями адекватности самооценки в норме служит отсутствие крайних оценок, т.е. нормально говорящие испытуемые стремятся поместить себя на шкале в месте, близком к средней степени выраженности оцениваемого качества.

Были подсчитаны крайние либо неадекватные оценки у лиц с поражением передних отделов речевой зоны (моторные формы афазии) и задних отделов (сенсорная афазия). Оказалось, что неадекватность самооценки не зависит от возраста больного, от давности заболевания и степени его выраженности. У лиц с афазией выраженные расхождения актуальной и преморбидной самооценки. Исследовалась по трем шкалам: эмоционально-волевые качества, активность, коммуникативность.

Таким образом, изменение самооценки при афазии не является следствием заболевания вообще, т.е. потери трудоспособности и госпитализации, а результатом нарушения способности к невербальному и вербальному общению. Восстановительное обучение положительно влияет на адекватность самооценки. В группе лиц с моторной афазией сдвиг наблюдается по шкале эмоционально-волевых качеств, с сенсорной афазией – в сфере активности, а в сфере коммуникативности она была даже отрицательной. Эти данные связаны с общей направленностью восстановительного обучения, а именно с тенденцией к растормаживанию, снятию скованности, неуверенности в себе у лиц с моторной афазией, и с тенденциями к затормаживанию общения и речевой активности, восстановлению контроля, осознанного отношения к речи у лиц с сенсорной афазией.

У лиц с афазией как правило вырабатывается адекватный уровень притязаний, т.е. повышение притязаний после успешного выполнения задания и их понижение после неуспеха. В отдельных случаях в начале эксперимента наблюдалось «деловое» отношение к заданию, т.е. стремление познакомиться с ним, попробовать свои силы, что проявилось в повышении притязаний после нескольких неуспехов подряд с последующим резким понижением притязаний и адекватными реакциями в дальнейшем. Только 1 человек с афазией проявил повышенную заинтересованность в успехе. Выполняя задания, он постоянно подсчитывал количество «+» и «-», выбирал более легкие задания после успеха, чтобы было больше «+». Таким образом, изучение уровня притязаний выявляет различные установки личности, разные способы реагирования на изменения социальной ситуации и пути психологической защиты.

В группе лиц с моторной афазией исходный и конечный уровни притязаний были выше на перцептивные (невербальные) задания, чем на речевые. У лиц с сенсорной афазией не выявлено влияние характера на показатели уровня притязаний, поскольку у них нарушен контроль за своим речевым дефектом. Чем грубее моторная афазия, тем ниже исходный уровень притязаний на речевые задания. В перцептивных заданиях обратная зависимость. Это обусловлено компенсаторным увеличением уровня притязаний на перцептивные задания, как выражение потребности в удовлетворяющей человека самооценке.

После восстановительного обучения у лиц с моторной афазией повышались начальный и конечный уровни притязаний на речевые задания и уменьшались или оставались неизменными на перцептивные задания. При сенсорной афазии после восстановительного обучения исходный уровень притязаний на речевые задания понижался, а на перцептивные – повышался.



Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.