Организация учебно-исследовательской работы учащихся — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация учебно-исследовательской работы учащихся

2017-08-11 294
Организация учебно-исследовательской работы учащихся 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рекомендации педагогам по организации учебно-исследовательской работы

I. Учебно-исследовательское задание выполняется учащимися 6-11-х классов по естественнонаучным, математическим, техническим, гуманитарным дисциплинам по свободному выбору учащегося (в классах естественно-математического профиля исследовательская работа по гуманитарному предмету согласовывается в учебной части школы).

Учебно-исследовательское задание должно иметь определенную структуру:

1. Оглавление.

2. Введение (обосновывается актуальность темы, описывается история возникновения проблемы; определяются цель (предмет, методы исследования) и задачи исследования; выдвигаются предложения для доказательства (гипотезы); формулируются предполагаемые результаты).

3. Основная часть (проводится анализ возможных методов, идей, которые могут быть использованы при решении проблемы, проводится исследование проблемы).

4. Практическая часть (рассматриваются области применения теоретических положений, описываются эксперименты (опыты, методики), приводятся решение конкретных задач; необходимые расчеты на ЭВМ).

5. Заключение (проводится анализ полученных результатов, формулируются практические рекомендации для дальнейшего решения проблемы).

6. Список используемой литературы.

7. Аннотация на иностранном языке (английском, немецком или французском) учебно-исследовательского задания (8-10 предложений).

II. Все учащиеся (по специальному графику) проходят предварительное собеседование по учебно-исследовательскому заданию в предметных комиссиях. К собеседованию допускаются учащиеся, предоставившие предметной комиссии тезисы учебно-

Учащиеся, не прошедшие предварительное собеседование по учебно-исследовательскому заданию, к его защите не допускаются.

По результатам защиты учебно-исследовательских заданий формируется команда МОУ «СОШ №___» на областной конкурс НОУ. Работа оформляется по приведенному в приложении образцу.

 

Организация учебно-исследовательской работы учащихся

Как возникают темы исследований?

- Темы и проблемы учебных занятий, вопросы, возникающие на острие обсуждения

- Доклады и сообщения учащихся, наиболее интересные сочинения и задания, требующие дальнейшей разработки

- Рекомендуемый учителем список тем исследований

- Собственные вопросы и интересы учащихся

Как воплотить исследование?

· Подбор научного руководителя

· Составление плана или проекта будущей работы

· Непосредственная работа с материалом, наблюдение, эксперимент

· Написание работы

· Анализ полученного материала, систематизация, классификация

· Синтез

· Обобщение, выводы

· Первая оценка работы

· Первое чтение работы научным руководителем

· Консультации

· Презентация замысла исследования

· Подготовка к презентации работы

· Редактирование окончательного варианта работы

· Составление тезисов

· Оформление наглядного материала

· Презентация результатов исследования

Модели организации учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Модель 1. «Обучение исследованию»

Цель: не столько достижение результата, сколько освоение самого процесса исследования.

Технология: учитель ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит найти учащемуся. Модель реализуется как форма организации индивидуальной деятельности ученика во внеурочное время.

Шаг 1. Столкновение с проблемой.

Шаг 2. Сбор данных – «верификация»

Шаг 3. Сбор данных – экспериментирование.

Шаг 4. Построение объяснения.

Шаг 5. Анализ хода исследования.

Модель 2. «Приглашение к исследованию»

Цель: развитие проблемного видения, стимулирование поискового мышления.

Технология: учитель ставит проблему, но уже метод ее решения ученики ищут самостоятельно. Реализуется как форма организации групповой и коллективной деятельности ученика во время урока.

Шаг 1. Знакомство с содержанием предстоящего исследования.

Шаг 2. Построение собственного понимания замысла исследования.

Шаг 3. Выделение трудностей учебного познания как проблемы исследования

Шаг 4. Реализация собственного способа построения исследовательской процедуры.

Поиск информации

Поиск информации занимает самую большую часть работы над любой творческой или исследовательской темой. Успех такой исследовательской деятельности напрямую зависит от того, умеет ли школьник искать и обрабатывать найденную информацию. В связи с этим на учителя ложится весьма важная задача: познакомить учащихся с системой хранения информации и научить школьников ускоренному поиску и обработке информации.

Альтернативные источники информации:

- базы данных библиотек,

- учебная и научная литература,

- художественная литература,

- базы данных сети Интернет.

Учитель знакомит школьников с особенностями работы с библиографическим каталогом, библиографическими карточками, аннотациями к книгам.

Требования к защите УИР в школе

Авторы (подростки) должны защищать свою работу перед комиссией, в состав которой входят ученики (могут быть ученики старших классов), выбранные самими учащимися для этой цели, ведущий клуба, ученый, учитель, классный наставник.

Защита открыта в школе для всех желающих (и родителей, в том числе).

В ходе защиты должна даваться содержательная оценка работы учащегося, которая многофункциональна и не сводится к выставлению отметки, и может быть представлена учащемуся в конце защиты в форме «пакета оценок учащегося»:

· характеристика самого учащегося о проделанной работе (рассказ об изменениях, открытиях, самооценка своего творчества);

· характеристика учителя о прохождении учащимся всех этапов выполнения творческой работы, представление динамики движения, отраженной в планах, и описание соответствия работы учащихся данным планам;

· оценка содержания творческой работы (соответствие работы выбранному жанру, описание задачи, способов ее решения и полученных результатов);

· оценка качества текста (соответствие плану, оформление работы, грамотность по теме изложения, наличие приложения);

· оценка подготовленности и эрудированности автора (подростка) и уровня презентации работы.

Творческой работы ученика

1. Предметная компетентность

1.1. Презентация содержания работы самим учащимся:

· характеристика самим учащимся собственной творческой деятельности («история моего творчества»);

· постановка задачи, описание способов ее решения, полученных результатов, критическая оценка самим учащимся работы и полученных результатов.

1.2. Качество защиты работы:

· четкость и ясность изложения;

· убедительность рассуждений;

· последовательность в аргументации;

· логичность и оригинальность.

1.3. Качество наглядного представления работы:

· использование рисунков, схем, графиков, моделей и других средств наглядной презентации.

2. Коммуникативная компетентность

2.1. Анализ самим учащимся поставленных перед ним вопросов со стороны других учащихся, учителя, других членов комиссии, выявление учащимся проблем в собственном понимании и понимании участников обсуждения, разрешение возникших проблем – ясный и четкий ответ, либо описание возможных направлений для размышлений.

2.2. Умение активно участвовать в дискуссии: выслушивание и понимание чужой точки зрения, поддерживание диалога уточняющими вопросами, аргументация собственной точки зрения, развитие темы обсуждения, оформление выводов дискуссии.

В конце защиты учащийся получает «пакет оценок» и ему присуждается победа в определенной номинации. Номинации отражают ту характеристику творческой работы подростка, которая наиболее ярко представлена и соответствует содержательной оценке работы.

Аналитическая работа

Цель – восстановить логику, заложенную в предметном материале, обнаружить возможные проблемы для исследования.

Содержание работы: выявление логики изложения предметного содержания, обнаружение «разрывов» в самой логике изложения содержания, формулировка возможных тем для исследования.

Форма предъявления результата: отчет по выполнению работы.

Примечания. Не требуется постановка проблемы, обязательно изучение литературы.

Аналитические работы учащихся необходимы для перехода учащихся непосредственно к исследованию. К аналитическим работам относят реферативную работу, обобщение и систематизацию знаний, собственно аналитическую работу и оформление опыта.

Работа по оформлению опыта

Цель – понимание и оценка проделанной работы, событий в деятельности, создание учебных материалов.

Содержание – описание хода размышлений и открытий автора, составление учебных материалов: замысел, подбор предметного материала для реализации замысла, реализация замысла, апробация результатов или отзыв учителя (не руководителя работы).

Форма предъявления результата: справочник для учащихся.

Примечания. Данная работа может входить в состав творческих работ других жанров.

Изучение способа

Цель – изобретение, развитие, обобщение, применение известного метода или способа.

Содержание работы: описание известного способа, обоснование способа, выделение класса задач, которые решаются данным способом, выявление границ применимости данного способа.

Форма предъявления результата: тест или задачник.

Примечания. Требуется постановка проблемы относительно способа. При «переоткрытии» доказательства необходимо описание хода открытия.

Класс.

· получение предметного результата;

· оформление предметного результата в тексте, выстроенном в соответствии с культурными требованиями описания научного исследования;

· «внутриклассная» защита творческой работы.

Класс.

· осмысление, обобщение, доказательство выдвинутых ранее гипотез (в 6 классе);

· «внешняя» защита работы в школе (на научно – практической конференции школьников).

Класс.

· постановка задачи по новой теме (например, задача понимания предметного текста);

·самостоятельного осуществления в процессе творческой деятельности полного цикла исследования;

·«внешняя» защита творческой работы (на выпускном экзамене в школе, на районной конференции, межрегиональных конкурсах и олимпиадах).

3. Выполнение старшеклассниками УИР

Поскольку проведение проектной и исследовательской деятельности обучающихся требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, оборудования, информационных источников, консультантов и пр.), формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом или исследованием, но и в рамках традиционных занятий поэлементно. Они осваиваются как общешкольные (надпредметные) и соединяются общее технологическое умение в процессе работы над проектом или исследованием. Например, проблемное введение в тему урока, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе.

Значимые элементы проектной и исследовательской деятельности учащихся, необходимые в процессе работы над проектом или исследованием и вне её:

Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.

 

Рекомендации педагогам по организации учебно-исследовательской работы

I. Учебно-исследовательское задание выполняется учащимися 6-11-х классов по естественнонаучным, математическим, техническим, гуманитарным дисциплинам по свободному выбору учащегося (в классах естественно-математического профиля исследовательская работа по гуманитарному предмету согласовывается в учебной части школы).

Учебно-исследовательское задание должно иметь определенную структуру:

1. Оглавление.

2. Введение (обосновывается актуальность темы, описывается история возникновения проблемы; определяются цель (предмет, методы исследования) и задачи исследования; выдвигаются предложения для доказательства (гипотезы); формулируются предполагаемые результаты).

3. Основная часть (проводится анализ возможных методов, идей, которые могут быть использованы при решении проблемы, проводится исследование проблемы).

4. Практическая часть (рассматриваются области применения теоретических положений, описываются эксперименты (опыты, методики), приводятся решение конкретных задач; необходимые расчеты на ЭВМ).

5. Заключение (проводится анализ полученных результатов, формулируются практические рекомендации для дальнейшего решения проблемы).

6. Список используемой литературы.

7. Аннотация на иностранном языке (английском, немецком или французском) учебно-исследовательского задания (8-10 предложений).

II. Все учащиеся (по специальному графику) проходят предварительное собеседование по учебно-исследовательскому заданию в предметных комиссиях. К собеседованию допускаются учащиеся, предоставившие предметной комиссии тезисы учебно-

Учащиеся, не прошедшие предварительное собеседование по учебно-исследовательскому заданию, к его защите не допускаются.

По результатам защиты учебно-исследовательских заданий формируется команда МОУ «СОШ №___» на областной конкурс НОУ. Работа оформляется по приведенному в приложении образцу.

 

Организация учебно-исследовательской работы учащихся


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.