I. Развитие речи у дошкольников с ОНР. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

I. Развитие речи у дошкольников с ОНР.

2017-07-24 334
I. Развитие речи у дошкольников с ОНР. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

I. РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР.

 

РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ.

Приёмы формирования словаря прилагательных

Упражнения, представленные в этом разделе, научат ребёнка подбирать к слову – предмету слова – признаки.

1. Посмотреть на рисунок и ответить на вопросы: какой? Какая? Какие? Какое? Например: какой лисёнок по размеру? Какая у него шёрстка на ощупь? Какой у лисёнка взгляд? Какого цвета мех?

Закончи предложения. Пришло лето (какое?). По небу плывут облака (какие?). Светит солнце (какое?). Поспели ягоды (какие?). На деревьях сидят птицы (какие?). В листве шелестит ветерок (какой?).

Назови одним словом. Стена из камня – каменная, стена из кирпича — …; мыльница из пластмассы, дорога из песка, баба из снега, ваза из стекла, люстра из хрусталя, лодка из резины и т.д. Придумай свои словосочетания.

Определи какие предложения неправильные. Забор у дома каменный, а флаг на доме пламенный. Забор у дома пламенный, а флаг на доме каменный. Вечер сегодня карманный, мне нужен фонарик туманный. Вечер сегодня туманный, мне нужен фонарик карманный.

Подобрать ласковые слова: заяц белый, а зайчик беленький, лиса рыжая, а лисёнок…, небо голубое, а незабудка…

Превратить слово – предмет в слово – признак: пламя — (какое?) пламенное, туман – (какой?)…, солома – (какая?)…

Подобрать к существительным прилагательные (можно использовать картинки): вкусные сладкие шоколадные …, тёплая мягкая свежая, высокая кудрявая румяная…

Синонимы (слова-друзья): а) большой — маленький: слон большой, а мышка…, стол большой, а столик…. б) длинный – короткий: у жирафа шея длинная, а у бегемота…, у девочки волосы длинные, а у мальчика… в) высокий – низкий: ёлка высокая, а земляника…, холм низкий, а гора… г) узкий – широкий: дорога широкая, а тропинка…, лента узкая, а полотенце… д) тонкий – толстый: бегемот толстый, а змея…, бревно толстое, а палка… е) горький – сладкий: конфета сладкая, а горчица…, лекарство горькое, а варенье… ж) старый – молодой: сосёнка молодая, а сосна…, внучка молодая, а бабушка…

Назвать форму предмета (по предложенным картинкам).

Назвать цвет предмета (по предложенным предметам, картинкам).

Обобщение – подбери общее слово – признак для двух, на первый взгляд не похожих предметов: черепаха и улитка (какие?) – медленные, стол и шкаф…

Назови, какие соки получились: сок из яблок – яблочный, из земляники — …, из клубники — …

Образование степени сравнения прилагательных (Кто лучше? Кто хуже?): суп вкусный, а конфета вкуснее, вода прозрачная, а стекло …..

 

РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ.

Картотека упражнений по формированию лексико-грамматических категорий для детей 6-7 лет с ОНР


 

Тема: «Овощи»

1. Изменить слова по образцу.

Образец: растет - растут.

 

Зреет-…, зеленеет-…,спеет-…,цветет-…,краснеет-…,сажает-…,копает-…,окучивает -.., рыхлит- …, поливает-…, убирает-…

 

Назови овощные блюда.

Образец: суп из свеклы- свекольный.

Пюре из тыквы- …, из моркови -.., из кабачка -.., из огурца

 

- …,

суп из щавеля -.., моркови, капусты, гороха, картофеля-..

 

3.Подбери как можно больше слов,отвечающих навопросы: какой? какая? какие?

 

Образец: капуста - круглая, сочная, сладкая, большая, хрустящая, зеленая, соленая, кислая, квашеная.

 

Лук-…..,кукуруза -….., помидоры -… 4.Игра «Посчитай 1-2-5» (со словами:помидор,кабачок,лук, морковь, свекла, картофель).

 

Образец: один огурец, два огурца, пять огурцов.

 

5. Подумай, как удобнее собирать овощи: морковь-

 

дергают.

 

Картофель-…, капусту-…, горох-…., свеклу -…., огурцы - …, кабачок-..


Тема: «Фрукты»

 

1. Подбери как можно больше слов,отвечающих навопросы: какой? какая? какие?

 

Образец: лимон (какой?) - (желтый, сочный, кислый…)

Апельсин -.., мандарин -.., вишня -.., груша - …, яблоко -

 

….

2.Ответить на вопросы.

 

Как называется сок?

 

Из яблок – яблочный, из лимона -…, из винограда -…, из абрикосов -…, из груш -…, из апельсинов - …Как называется варенье?

 

Из яблок – яблочное, из груш -.., из вишен -…, из малины -.., из персиков -…, из слив -…

 

3.Исправь ошибки в предложениях:

 

Осенью в огороде Витя и Коля посадили огурцы. Ароматные груши созрели на грядках.

 

Крупный картофель вырос на яблоне.

 

На лесной поляне зреют сочные помидоры. Ваня помогал папе выкапывать яблоки.

 

Ребята в лесу набрали полные корзины персиков. Бабушка сварила вкусное варенье из чеснока.

 

4.Назови свой любимый фрукт и составь о нем рассказ.

 

Не забудь рассказать о его цвете, форме, вкусе и о том, как его можно употреблять в пищу.


Картотека упражнений по формированию лексико-грамматических категорий для детей 6-7 лет с ОНР


 

Тема: «Осень»

 

Игра «Найди предлог».

 

Родители на столе производят с игрушками различные манипуляции, перекладывая их НА, ПОД и В разные предметы: кубик в коробку, чашечку на креслице, елочку под столик и т.п. Ребенок составляет с каждым предлогом предложения по наглядной ситуации.

 

Закончить предложения.

Дождь идет, дожди идут.

 

Лист падает, листья…., цветок вянет, цветы…., птица улетает, птицы …, листья падают, лист…..

 

3.Ответить на вопросы.

День, когда идет дождь – какой?- дождливый.

 

День, когда дует ветер- какой? Дождик, который идет осенью – какой? Погода, когда часто идут дожди - какая? Погода, когда часто дуют сильные ветры – какая? Погода, которая бывает осенью – какая?


 

Тема: «Деревья»

 

1.Закончи предложения:

 

Образец: Конь скакал, скакал и наконец прискакал. Путник шел, шел и наконец…Мама мела, мела пол и наконец…Лена грела, грела руки и наконец…Колобок катился, катился и наконец… Петя клеил, клеил листы бумаги и наконец…. Гуси-лебеди летели, летели и наконец….

 

2. Придумать предложения со словами :плыл-приплыл,

просил- выпросил, ехал- приехал, бежал – прибежал, резал

 

– разрезал, шила – сшила, варила – сварила, читал – прочитал.

 

Упражнение «Скажи, какой?»

Образец: лист с дуба - дубовый.

 

Лист с клена-….., лист с рябины-…., лист с клена-…., лист ясеня-….., лист с березы-….., лист с каштана-…

 

4.Составить рассказ по теме «Деревья» с опорой на схему :Как называется дерево?Какое оно по величине?Где чаще всего растет? Из каких частей состоит? Какую пользу может принести людям? Как изменяется в разные времена года? Что можно сделать из этого дерева? Почему люди сажают деревья на улицах города?

 

(Рассказ записать в тетрадь).


Тема: «Зимующие птицы»

1.Закончи предложения, изменяя слово лететь.

 

Голубь в окно…Голубь из окна…Сова к дому…Сова от дома… Дятел вокруг дерева…Дятел с дерева….Сорока через беседку перелетела.

 

Назови лишнее слово.

 

Синица, снегирь, глухарь, воробей. Клест, голубь, сова, тетерев. Сорока, ворона, воробей, дятел.

 

3. Расскажи о птице по плану:

 

Как называется? Где живет? Части тела. Чем оно покрыто? Чем питается? Как поет? Как называют птенцов? Какую пользу приносит?

 

4.Скажи, наоборот:

 

Холодильник (мороженое, плитка, лампа, альбом). Карандаш (тетрадь, ручка, резинка, альбом). Клей (ножницы, кисточка, бумага, карандаш). Душ (мыло, полотенце, мочалка, ведро с водой). Сахар (чай, арбуз, лимон, чайник).

 

Микрофон (утюг, наушники, гитара, магнитофон). Молоток (топор, клещи, рубанок, гвоздь). Обогреватель (или печка) (сумка, пылесос, вентилятор, утюг).


 

Тема: «Дикие животные»

 

Назови, чей хвост.

Хвост у медведя - медвежий.

У лисы --, у зайца -.., у кабана -.., у волка-.., у белки-.., у оленя-.., у ежа-…, у бобра-…, у рыси-.., у барсука-.., у крота-…, у лося-…

Назови лишнее животное.

Заяц, медведь, белка, мышь. Олень, лиса, заяц, лось.

 

Олень с олененком, заяц с зайчонком, волк, лиса с лисенком.

 

3.Составь рассказ о диком животном по плану:

 

Как называется животное? Как называют членов семьи (папа, мама и детеныши)? Какие части тела у животного? Чем покрыто все тело? Где живет? Чем питается? Как голос подает? Какую пользу приносит?

 

Тема: «Посуда»

 

1.Скажи наоборот:

 

Молоко жидкое, а сметана…; река широкая, а ручеек…; работать трудно, а отдыхать; днем светло, а ночью…; сегодня мне весело, а вчера было…; заяц скачет быстро, а черепаха ползает…; кричат громко, а шепчут…; я больна, но скоро буду…; я живу близко от реки, а мой друг …

 

Ждем гостей».

Посуда для салата - салатница.

 

Посуда для супа -…, посуда для хлеба-…, посуда для соуса-…, посуда для масла-…, посуда для конфет-…, посуда для молока-…, посуда для сухарей-…..

 

3.Расскажи, из каких материалов делают посуду:

 

Посуда из дерева - деревянная Из пластмассы -…, из бумаги-…., из чугуна-…, из стекла-

 

…, из металла-…, из глины-…, из фарфора-…

 

4.Сотавь рассказ о посуде с помощью вопросов:

 

К какому виду посуды относится? Какого цвета? Какой формы? Какого размера? Из каких частей состоит? Из какого материала изготовлено? Как используется в хозяйстве?


1. Скажи наоборот:

День – ночь.

Восход-…; добро-…; друг-…; грязь-…; правда-…; радость-…; выдох-..; великан-…; богач-…; трусость-…; войти-…; говорить-…; взял-…; нашел-…; потерял-…;забыл-…; насорил-…; одеваться-…; помогать-…; смеяться-…; залетать-…; закрывать-…; включать-.., входить-…; выходить-…;заснуть-…; хвалить-…; разрешать-…

Тема: «Мебель. Квартира»

 

1. Скажи наоборот:

Большой - маленький.

 

Белый -…; высокий-…; веселый-…;темный-…; горький-…; добрый-…; здоровый- …; новый-…; молодой-…; острый-…; толстый-…; широкий-…; сухой-…; смелый-…; твердый-…; чистый-…; яркий-…; красивый-…; хороший-…; близко-…; редко-…; медленно-…; рано-…; темно-…; низко-…; легко-…; можно-…; трудно-…; радостно-…; много-…; плохо-…; сухо-…; широко-…; ярко-…; высоко-…; чисто-…; мокро-…; светло-…; быстро-…

 

2.Опиши предметы мебели с помощью вопросов:

 

Что это? Из каких частей состоит? Из какого материала сделано? Как используется в хозяйстве? Для какой комнаты предназначено? Какого цвета? Какой формы? Какой по величине?

 

3. Расскажи, из каких материалов делают мебель:

 

Мебель из дерева – деревянная, из пластмассы-…, из пластика-…, из стела-…, из металла-…, из соломы-…, обивка из кожи--…, из велюра-…

 

4. Измени слова с помощью приставок: ПО- ЗА-ПЕРЕ-

Ставить-…, двигать-…, вешать-…,стелить-….

 

ЗА- ПРИ- ПОД-

Рисовать-…, вешать-…, ставить-…, брать-…


 

На что похоже?

Белый снег похож на..(что?)

 

Синий лед похож на…, густой туман похож на…, чистый дождь похож на…, блестящая на солнце паутина похожа на..

 

Слова для справок: вата, пух, стекло, белый дым, слезы, серебро.

 

4. Закончи предложение:

 

Земля покрыта снегом, как….; Лед блестит у берега, как…….; Туман стелется над озером, как…..; Дождинки текут по лицу, как….



Прятки».

 

Попугай спрятался за занавеску - он выглядывает из-за занавески.

 

Корова спряталась за сарай-… Лошадь спряталась за конюшню-… Собака спряталась за конуру -… кошка спряталась за диван-… Свинья спряталась за свинарник-… Коза спряталась за дерево-….

 

Подумай и назови».

 

Если на рубашке грязь, то рубашка грязная. Если на улице холодно, то день… Если на улице шум, то улица…

 

Если человеку сопутствует удача, то человек… Если у человека талант, то человек… Если весь день идет дождь, то день…

 

Если корова приносит людям пользу, то корова… Если у человека есть здоровье, то человек….


Сорока- воровка».

 

Собака спрятала кость под крыльцо, а сорока утащила ее из - под крыльца.

 

Свинья спрятала желуди под деревом, а сорока… Кошка спрятала колбасу под скамейкой, а сорока… Лошадь спрятала сено под навесом, а сорока… Корова спрятала траву под телегой, а сорока… Курица спрятала зернышко под листочком, а сорока…

 

2.Расскажи о перелетной птице по плану:

Как называется?

 

Где живет? Части тела. Чем оно покрыто? Чем питается? Как поет? Как называют птенцов? Какую пользу приносит?

 

Игра «Мастера - умельцы».

Платок из пуха - пуховый платок.

 

Шкаф из дуба -, стол из березы -, шуба из меха-, суп из гороха-, ваза из фарфора-, сапоги из резины-, игрушка из пластмассы-, варенье из вишни-, платье из ситца-, приправа из перца-, одеяло из ваты-, сковорода из чугуна-, печь из кирпича-, сумка из кожи-, кольцо из серебра-, свитер из шерсти -

 

Игра «Ждем гостей».

 

Посуда для салата - салатница Посуда для супа-Посуда для хлеба-Посуда для соуса-Посуда для масла-Посуда для конфет-Посуда для молока-Посуда для сухарей-


 

Игра «Кто где живет?».

Собака живет в конуре.

 

Белка живет в.., лиса живет в.., ежик живет в.., медведь зимует в.., мышка живет в.., лошади живут в.., корова живет в.., свиньи живут в…,телята живут в.., кролики живут в …

 

Игра «Создай новое слово».

 

Черные глаза - черноглазый; Голубые глаза-; зеленые глаза-..; длинный нос-..;

 

широкий лоб.., острый ум-..; большие глаза-..; карие глаза-

 

..; тонкие брови-…, белые зубы-.., короткий хвост-…


Игра «Из чего - какой»?

 

Из чугуна – чугунный; из металла -…,из бумаги-…, из стали-…., из резины-…, из камня-…, из серебра-…, из пластика-…, из золота-…., из дуба-…, из синтетики-…, из глины-…, из полиэтилена-…, из кожи-…, из шерсти-…, из меха-…,из пластмассы-…, из стекла-..

 

Игра «Сосчитай до пяти».

 

Один острый нож, два острых ножа….пять острых ножей. Одни длинные ножницы….,один металлический наперсток…., одна железная гайка…


 

 

Игра «Скажи наоборот».

Образец: надевать-снимать.

 

Раздевать-…, застегивать-…, обувать-…, завязывать-…, зашнуровывать-…, повесить-…, высушить-…, купить-…

 

Игра «1-2-5».

Образец: Одна шляпа-две шляпы - пять шляп.

 

(Со словами: тюбетейка, пилотка, каска, кепка, платок, панама, шаль, фуражка, косынка, берет, колпак, шлем).


Кто (что) лишний и почему?

 

Зенитчик, ракетчик, теннисист, пулеметчик Генерал, автомат, майор, сержант. Снайпер, сапер, артист, танкист.

 

Пистолет, снайпер, винтовка, ружье.

 

3.Сосчитай до пяти со словами:

 

Металлическая каска -…., смелый танкист -…., раненый боец -…, сильный боец -…, отважный солдат -…, легкий танк -…, подводная лодка -…

 

4.Продолжи рассказ:

 

Два пограничника с собакой вышли на охрану границы. Было тихо. Вечерело. И вдруг собака….


 

22

1.Игра «Повар»:

 

Варенье из слив – сливовое, сок из слив - сливовый. Варенье из клубники -…, из яблок-…, из земляники-…,из груш-…,из смородины-…,сок из лимонов-…,из абрикосов-…,из мандаринов-…,из апельсинов…, компот из малины-…, из клюквы -…, из черники-…,котлета из капусты - капустная, из моркови-…, из свеклы-…, из картофеля-…,салат из огурцов-….,суп из гороха-…, суп из грибов-…

 

Игра «Чей? Чья? Чье?»

У кошки - хвост кошачий, голова кошачья, ухо кошачье.

 

У собаки – хвост собачий, голова….., ухо…., у лошади-хвост лошадиный, голов…., ухо…., у козы – хвост козий, голова…., ухо….,у лисы- хвост лисий, голова-…, ухо…, у волка – хвост волчий-…, голова…., ухо-…., у белки- хвост беличий, голова…, ухо…., у утки - хвост утиный, у петуха…., у курицы…., у синицы…, у вороны…, у сороки…, у совы…, у снегиря…, у воробья…, у гуся…

 

Следите за окончаниями (особое внимание уделите среднему роду: кошачье, собачье ит. д.).

 

Игра «Назови детенышей».

 

У волка - волчата, у белки -…, у кабана…, у ежа…, у медведя…, у лисы…., у коровы…, у лошади -.., у козы…, у овцы…, у собаки…, у кошки…, у бобра…, у барсука…,у свиньи…


 

 

24

 

ПОСУДА. ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ.

 

Назови блюда.

 

Суп с мясом- мясной. Желе из фруктов-….,желе из яблок-…, желе из шоколада -…, каша из гречневой крупы -…., из манной крупы -…, из пшенной крупы-…, из перловой крупы -…, из геркулесовой крупы -…, из рисовой крупы -

 

..,суп с грибами -…, суп с курицей -…, суп с рыбой-…, суп с овощами -…, йогурт из бананов -…, йогурт их яблок -…, йогурт из апельсинов -…, йогурт из клубники -…, йогурт из груш -…

 

6. Объясни, почему так называется:

Кофеварка (кофе варят), кофемолка…..,мясорубка….,

соковыжималка…., пароварка…., яйцеварка…


УГАДАЙ ПО ЗВУКУ

Сядь ко мне спиной и не поворачивайся. Угадай, чем я буду создавать звуки и шумы. (Можно бросать на пол разные предметы: ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч и т. п.; можно руками бумагу мять, рвать ее, перелистывать книгу, разрывать материал, потирать руки, ударять предметом о предмет, расчесывать волосы, мыть руки, подметать, резать и т. д.)

ПОСИДИМ В ТИШИНЕ

Собери предметы, которые при соприкосновении друг с другом звенят: ложки, тарелки, металлические крышки. Положи их один на другой, затем переложи 2-3 раза, стараясь произвести как можно меньше шума.

УСЛЫШЬ ШЕПОТ

Отойди от меня на 5 шагов. Я буду шепотом давать команды, а ты выполняй их. Отойди на 10, 15, 20 шагов. Ты меня слышишь?

ИГРА В КОМАНДЕ

Сядьте в круг. Я буду обычным голосом давать команду сделать какое-нибудь движение, а затем шепотом произносить имя того, кто должен его выполнять. Будьте очень внимательны.

МОРЗЯНКА

Слушай внимательно ритм, который я тебе простучу. Повтори. (С каждым разом предлагается все более трудный ритмический рисунок).

УГАДАЙ, ЧЕЙ ГОЛОСОК

Я попробую звуками изобразить какой-то предмет: паровоз, машину, самолет, свистящий чайник, собаку, кошку, курочку и т. п. А ты угадывай. Если угадаешь — тебе водить.

 

РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ.

«Бегите ко мне!»

Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Ход игры: В вазе стоят синие, красные, жёлтые, зелёные флажки. Дети берут по одному, воспитатель — четыре флажка (всех цветов).

Воспитатель предлагает детям посмотреть на флажки, помахать ими. (Далее дети выполняют задание по показу воспитателя.)

-Положите флажки на колени. Поднимите флажки синего (красного, жёлтого, зелёного) цвета. (Дети, которые держат флажки названного цвета, поднимают их.)

-Сейчас я буду называть флажки то одного, то другого цвета. Сначала посмотрите на мой флажок, потом на свой флажок, и если их цвета совпадут, то бегите ко мне.

Дети садятся на стулья. Воспитатель отходит на некоторое расстояние, поднимает один флажок (остальные держит за спиной) и называет его цвет, затем даёт команду: «Красные флажки, бегите ко мне!» Дети подбегают к нему, поднимают флажки, проверяя, правильно ли они выполнили задание, машут ими и садятся на место. Воспитатель последовательно называет флажки всех цветов, а в конце игры поднимает все четыре флажка. Все дети подбегают к нему, машут флажками и танцуют.

Усложнение: воспитатель поднимает два флажка.

«Стрелка, стрелка, покружись»

(упрощённый вариант игры «Цветовое лото).

Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Ход игры: Дети сидят на стульях вокруг стола, по углам которого закреплены флажки (красный, синий, жёлтый, зелёный). В центре стола — диск со стрелкой, вокруг которого разложены кружки четырёх цветов. Воспитатель (крутит стрелку).

Стрелка, стрелка, покружись,

Всем кружочкам покажись!

И какой тебе милей,

Укажи нам поскорей,

Стоп!

Берёт кружок, на который указывает стрелка, и кладёт его к флажку соответствующего цвета. Дети повторяют игровые действия.

«Открой свой домик»

Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Ход игры: Дети сидят на стульях. К спинке каждого стула приклеен кружок жёлтого, красного, зелёного или синего цвета. На столе разложены вырезанные из бумаги ключи таких же цветов.

Воспитатель.

-Дети, встаньте и посмотрите, какого цвета ваш домик (кружок). (Дети называют цвет.) Подойдите к столу и выберите для своего домика ключ такого же цвета.

-Какой ключ ты взял? (Ребёнок называет цвет.)

После того как все ключи разобраны, дети запирают домики (говорят «чик-чик») и идут гулять.

Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли дети погулять. (Ходят вокруг стульев.)

Постучали, (Стучат кулаком по полу.)

Покружились, (Кружатся.)

Поскакали, порезвились. (Прыгают.)

Погуляла детвора,

Всем домой идти пора.

Подходят к своим стульям, отпирают домик (говорят чик-чик) и садятся. При повторе игры воспитатель меняет стулья местами.

«Собери капельки в стакан»

Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Ход игры: Перед детьми на столе раскладываются вырезанные цветные кружочки разного цвета. Взрослый кладёт в каждый стакан по одной капельке разного цвета, проговаривая свои действия: “В этот стаканчик положу капельку синего цвета, наберем полный стакан одинаковых капелек”. Используется шесть цветов спектра.

Дидактическая игра «Цвета»

Цель: развивать восприятие цвета у детей дошкольного возраста.

Ход игры:

Предложить ребёнку за 1 минуту назвать 5 предметов определённого цвета (синего, красного, жёлтого, коричневого, чёрного, зелёного и т.д.). Повторять предметы не разрешается.

Так же воспитатель может организовать игру с группой ребят. Тот из ребят, кто за 1 минуту не сможет назвать 5 предметов названного цвета, выходит из игры, а победителю даётся право стать ведущим и предложить цвет для поиска предметов.

Игра «Геометрическое лото»

Цель: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрическими фигурами и подбирать предметы по геометрическому образу.

Воспитатель рассматривает с детьми предложенный материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Воспитатель помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, квадратная, треугольная)

 

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ.

Игра «Рассказываем сказку».

Цель: развитие слуховой памяти, объема запоминания.

Возраст: 5 лет и старше

1 вариант: дети сидят в кругу, один начинает рассказывать сказку другой продолжает. Каждый произносит 1 – 2 фразы, форсируя ход событий в сказке.

2 вариант: выбирают тему сказки. Задача не выйти за пределы темы. Придумывая сказку, дети часто кого в ней убивают, пугают, уничтожают. В этом случае в конце игры обсуждается, кому и почему хочется об этом говорить, какие ощущения при этом испытывают.

Упражнение "10 цифр"

Ребенку называется 10 цифр. Ребенок должен постараться запомнить их в том порядке, в каком они назывались.

Например: 9 3 7 10 4 1 6 8 2 5

Игра «Гуляем по лесу».

Цель: развитие зрительной памяти;

Возраст: с 5 лет.

Представь, что мы в лесу! Я буду называть тебе птиц. Ты должен вспомнить тех, кого я пропустила. Итак: сорока, ворона, ласточка, дрозд, малиновка.

Задание № 1: назови всех птиц, каких ты знаешь

Задание № 2: картинка убирается. Ребенка просят вспомнить тех птиц, которые были названы в начале игры.

Игра «Запахи и звуки»

Цель: развитие обонятельной и осязательной памяти.

Возраст: с 5 лет.

Представь, что идет дождь. Ты стоишь у окна и смотришь на улицу. Что ты видишь? Расскажи. Представь капли дождя, ударяющие по стеклу. Вспомни, как шумит дождь. Что такое шум дождя? Дождь закончился, мы вышли на улицу. Вспомни запах земли, травы после дождя. Как ты думаешь, с чем можно сравнить запах травы, умытой дождем?

Игра «Вкус и запах»

Цель: развитие обонятельной памяти.

Возраст: с 5 лет.

Задание № 1: Представь лимон.

Каков он на вкус?

Вспомни как пахнет лимон? Расскажи об этом.

Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?

Задание № 2: нарисуй лимон.

Задание № 3: представь апельсин.

Каков он на вкус?

Вспомни как пахнет апельсин.

Какого цвета апельсин?

Представь что ты держишь его в руке. Что ты чувствуешь?

Задание № 4: нарисуй апельсин

Задание № 5: Расскажи, чем отличается лимон и апельсин. Чем они похожи.

Игра «Снежки»

Цель: развитие эмоциональной памяти.

Возраст: с 5 лет.

Мысленно поиграем в снежки.

Задание №1: представь снег. Вспомни, какого он цвета. Всегда ли он белый?

Вспомни, как солнышко заставляет снег искриться, с чем можно сравнить снег в ясный зимний солнечный день.

Задание №2: Вспомни, как хрустит снег под ногами. Как ты думаешь, с чем можно сравнивать хруст снега под ногами человека.

Задание №3: Представь, что ты держишь в руках пригоршни снега. Что ты делаешь шарик из снега. Что ты чувствуешь?

Игра «Загадки»

Цель: развитие слуховой памяти

Возраст: с 5 лет.

Я загадаю тебе загадку, а отгадку прошу нарисовать.

Внимание! Что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной

И стоит среди травы,

Уши больше головы (заяц)

Задание №1: Какими словами можно рассказать про зайца.

Задание №2: Вспомни и повтори загадку?

Игра «Экран».

Цель: развитие зрительной памяти.

Возраст: с 4лет.

На полу или на столе разложены различные предметы в определенном порядке. Все дети фотографируют своим внутренним взглядом эти предметы. Фотографирование идет на счет 5. после этого все закрывают глаза и отворачиваются. Педагог делает некоторые изменения, по сигналу дети открывают глаза, тот кто увидел изменения, поднимает руки и называет.

Игра «Видеоскоп».

Цель: развитие произвольной зрительной памяти

Возраст: с 5 лет.

Дети сидят в кругу. По кругу передается одна за другой 1 – 2 (позже более) открыток. Примерно через каждые 10 секунд, педагог дает сигнал (хлопок) и дети передают своему соседу справа открытку и получают другую. Когда открытки прошли по кругу 2 -3 раза их откладывают в сторону. Попросите детей вспомнить и рассказать, что изображено на 1-ой открытки и так далее. Остальные добавляют, то что кто-то забыл.

Игра «Опиши предмет»

Цель: развитие произвольной зрительной памяти.

Возраст: с 5 лет.

1. дети сидят в кругу. Педагог пускает по кругу предмет. Дети внимательно его рассматривают и по сигналу передают соседу. Предмет убирается, дети его должны описать.

2. выходит ребенок, перед ним разложены 5-6 предметов. Он внимательно рассматривает их. Затем отворачивается и дает описание предметов (описание возможно по схеме: цвет, форма, материал)

Игра «Пересказ по кругу»

Цель: развитие слухового запоминания

Возраст: с 5 лет.

Ведущий читает текст, участники игры внимательно слушают. Пересказ начинают с любого из игроков, далее по часовой стрелке. Каждый говорит по одному предложению, затем все вместе слушают текст еще раз и дополняют пересказ, исправляют сделанные ошибки.

Игра «Вспомни пару».

Цель: развитие смысловой памяти

Возраст: с 5 лет.

Прочитайте ребенку первый ряд слов и предложите запомнить их попарно. Затем прочитайте только первое слово каждой пары, а ребенок должен назвать второе слово пары.

1 ряд: кукла – играть, курица – яйцо, нож – резать, лошадь – сани, книга – читать, бабочка – муха, солнце – лето, щетка – зубы, мышка – норка, снег – зима, петух – кричать, корова – молоко, лампа – вечер.

2 ряд: жук – кресло, перо – вода, очки – ошибка, рыба – пожар, топор – кисель, замок – время, спички – овца, голубь – отец, лепка – трамвай, сапоги – котел, расческа – вечер, кольцо – завод, чашка – море.

Игра «Пары картинок».

Цель: развитие смысловой памяти

Возраст: с 5 лет.

Приготовьте 7-8 картинок, связанных друг с другом по смыслу. Разложите их попарно перед ребенком. Картинка, на которой нарисовано дерево, кладется рядом с изображением леса. Предложите ребенку внимательно рассмотреть все рисунки и постараться запомнить. Через 1-2 мин. Уберите картинки с правого ряда. Попросите ребенка, чтобы он, глядя на оставшиеся картинки назвал те которые убраны.

 

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ.

Игра «Добавь слово».

Цель: развитее внимания и памяти

Возраст: 4- 6 лет

Первый называет какую-нибудь игрушку. Второй повторяет это слово и добавляет свое. Третий ребенок повторяет первые два по порядку и называет свое и т.д.

Если эту игру проводить неоднократно, то от раза к разу увеличивается количество запоминаем слов т.е. объем памяти. А установка, которую дает взрослый на запоминание как можно большего числа слов, развивает произвольное внимание.

Игра «Слово заблудилось»

Цель: развитие произвольного внимания, слухового восприятия.

Возраст: с 5 лет

взрослый произносит рифмованные и нерифмованные фразы. Дети слушают и подсказывают нужное слово.

На полу из плошки молоко пьет ложка.

На поляне у дубочка собрала кусочки дочка.

Вкусная сварилась Маша. Где большая крошка наша.

На дворе большой мороз, отморозить можно хвост.

Испеки мне утюжок! – просит бабушку крючок.

Игра «Детектив»

Цель: развитие внимания, наблюдательности.

Возраст: с 5 лет.

Дети разбиваются по парам встают лицом друг к другу и в течение 10 секунд внимательно изучают внешность друг друга. После этого поворачиваются спиной друг другу и по очереди громко описывают внешность друг друга.

Игра «Найди ошибки».

Цель: развитие устойчивого внимания, критичности познавательной деятельности.

Возраст: с 5 лет.

Заранее нарисуйте картинку, на которой допущено 5- 6 ошибок. Например, на картинке, изображающий детей, играющих во дворе зимой, можно нарисовать дерево с листьями и т.п. содержание картинка и допущенные ошибки д.б. понятны малышу, чтобы усложнить игру сделайте ошибки более заметны.

Игра «Платочек»

Цель: развитие внимание, быстроты реакции

Возраст: с 5 лет

Дети встают в круг. Водящий ходит сзади круга с платочком в руке и незаметно кладет платочек у кого-то за спиной. Затем он делает еще один круг. Если за это время новый владелец платочка не объявится, считается, что он проиграл. Если он заметит платочек, от должен догнать водящего и осадить. Если это удается водящий остается прежний. Если нет – водит другой.

Игра «Пишущая машинка».

Цель: развитие внимания

Возраст: с 6лет

Каждому играющему приписывается название буквы алфавита. Затем придумывается слово или фраза из двух трех слов. По сигналу дети начинают печатать на машинке. Первая буква хлопает в ладоши, затем вторая. Когда слово напечатано, все дети хлопают в ладоши.

Игра «Менялки».

Цель: развитие активного внимания

Возраст: с 5 лет.

Игра проводится в кругу, участники выбирают водящего, который встает и выносит свой стул, таким образом, получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются те у кого (светлые волосы, темные глаза). После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же время водящим должны занять место (свободное). Кто остался без стула, становится ведущим.

 

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ.

Упражнение на развитие мышления «План местности»

Цель: Развитие навыков совместной деятельности.

Возраст: дошкольный, младший школьный.

Материал: картонное игровое поле набор карточек с нарисованным планом местности игрушечные домики, деревья, мосты, река, озеро.

Проведение: Дети разбиваются на команды и выбирают любую карточку с планом и располагают игрушки в соответствии с этим планом.

I. РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР.

 

РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.294 с.