Психоаналитические теории личности. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Психоаналитические теории личности.

2017-08-11 506
Психоаналитические теории личности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Структура личности, основные стадии ее развития в психанализ З.Фрейда, Структура личности: «ИД» или «ОНО» — содержит все унаследованное, все что есть при рождении. ИД - бесформенно, хаотично, неорганизованно. Оно стремится к удовольствию, старается избежать неудовольствия. Основная задача ЭГО самосохранение. Оно контролирует требование инстинктов. Благодаря ЭГО чел становится менее непосредственен, но более реалистичен. «. Функция Супер Эго - это совесть, самонаблюдение и формирование идеалов.

Развитие чувства реальности и формирование объектных отношений (М. Кляйн ) Активно разрабатывала теорию объектных отношений. Она отмечала наличие тесной эмоциональной связи между матерью и ребенком. По теории Кляйн Эго существует с самого начала постнатального периода. Эго младенца решает задачи не только взаимодействия с внешним миром, но и овладения этими инстинктами. Сам процесс развития проходит -благодаря взаимоотношениям реб с его первыми объектами -грудью, а затем матерью. Интроецируя (поглощая, усваивая) их, идентифицируясь с первичными объектами и с возникающими с ними объектными отношениями, ребенок строит свой внутренний мир, овладевает своими влечениями. Процесс интеграции Эго, развитие его защитных механизмов проходит через две стадии в качестве позиций, отражающих его отношение к самому себе и окружающему миру. Кляйн описывает две позиции: параноидно-шизоидную и депрессивную. Для параноидно-шизоидной позиции характерно отсутствие интеграции Это и объектов, которые разделены на «хорошую» и «плохую» части. Это необходимо чтобы сохранить хороший объект, хорошего себя и хор отношения между ними от атаки со стороны агрессивно-разрушительных частей своей личности, к\р реб еще не в состоянии контролировать депрессивная позиция, для к\р хар-на целостность себя и объекта, т.е. реалистическое признание в себе и в других людях как хороших, так и плохих сторон. Фиксация происходит, когда чел не проходит нормально от одной стадии к другой, а остается привязан к определенной стадии 1- стадия Оральная - до 1,5 лет. Рот, язык —область удовольствия. 2-стадия - Анальная до 3-х лет Реб может сам контролировать себя (ходить на горшок) и получает от этого удовольствие. 3-стадия Фалическая - до 6 лет - идентифицируется с родителем противоположного пола. 4-ст. -Латентный период до 12 лет -важно общение со сверстниками. 5 стадия - генитальная -до 17 лет -либидо направляется на противоположный пол (Пубертатный период).

Основные модусы психической активности в оральном периоде (Гарри Стэк Салливан) Один из представителей неофрейдизма. Считал, что объектом психологического исследования должен стать не отдельный 8-кт, а личность как продукт совместной Доги 8-тов. Считал Л относительно устойчивой моделью повторяющихся м\Л ситуаций, характеризующих чел-ую жизнь. Реб рождается с потребностью общения с людьми, с потребностью в нежности и с потреб избегания тревоги Эти потребности явл-ся социальными и с рождения включены в органические потребности. Их удовлетворение требует соучастия другого человека. Социальное выступает у Салливана как система межличностных отношений, но они не формируются, а существуют с момента рождения. Формирование личности происходит фатально, неизбежно. Межличностные отношения Салливан объясняет «эмпатией» -особая эмоциональная связь между младенцем и значимым другим (кормление, укачивание

Неофрейдистские представления о структуре и развитии личности. Наибольшие перемены во взглядах неофрейдистов касались понятия Развитие личности определяется не психосексуальными, а преимущественно психосоциальными факторами.. Свою систему Юнг назвал аналитической психологией и главным ее отличием от фрейдовского психоанализа был вопрос о природе либидо. Если Фрейд характеризует Либидо в терминах сексуальной сферы, то для Юнга это жизненная энергия вообще.. По Юнгу чел определяется не только своим прошлым. Но в равной мере и своими целями, ожиданиями, надеждами на будущее. Формирование личности не завершается к пяти годам. Человек меняется на протяжении всей своей жизни. И третье различие - это то, что Юнгу удалось глубже проникнуть в область бессознательного. Он добавил еще одно измерение — врожденный опыт человечества как вида, унаследованный им от своих животных предков (коллективное бессознательное). Другой ученик Фрейда - Альфред Адлер основатель индивидуальной психологии резко выступал против биологизаторской теории Фрейда. Минимизировал роль сексуальных сил в формировании личности. Если по Фрейду поведение чел определяется его прошлым, то Адлер подчеркивал значение наших целей на будущее. Адлер выступал против членения личности на три инстанции. По его мнению личность едина, а детерминантой в развитии личности явл-ся стремление чел к превосходству. Карен Хорни, Хорни полагала, что чел сохраняет способность меняться и на протяжении всей жизни. Она не признавала универсального характера стадий развития (таких, как оральная или анальная).

Основные положения эго-психологии Э.Эриксона.

Эрик Эриксон был одним из выдающихся Эго-психологов. Эго - это автономная структура личности, основным направлением развития которой явл-ся социальная адаптация, параллельно идет развитие Ид и инстинктов. На протяжении всей жизни чел проходит 8 психосоциальных стадий, каждая из которых включает в себя конфликт или кризис, требующий разрешения. Первые 4 повторяют фрейдовское членение, в которых однако.

Концепции и принципы гуманистической теории личности Э.Фрома. Как и другие постфрейдисты Э.Фром придерживался психодинамической ориентации, придавал большое значение роли культурных и межличностных факторов в формировании Л. Он отвергал идею о том, что поведение чел можно объяснить в терминах инстинктивных побуждений биологической природы... Он сформулировал теорию типов характера, основанную на социологическом анализе того, как люди в обществе активно формируют социальный процесс и саму культуру.. Пропасть между свободой и безопасностью стала причиной всех трудностей в человеческом существовании. Борясь за свободу и автономию, чел получил и чувство отчуждения от природы и общества. конфликт м/у свободой и безопасностью представляет мощную мотивационную силу в жизни людей.

Концепция невротической личности К.Хорни.

. Центральное место в теории Хорни занимает понятие базальной трефожности, Базальная тревога явл-ся результатом различных форм род поведения: подавления, недостатка заботы, любви, неустойчивое Человеком управляют две тенденции: стремление к безопасности и стремление к удовлетворению своих желаний. Эти стремления часто противоречат др.др, и тогда возникает невротический конфликт.

22.Гуманистическая традиция изучения личности. Гуманистическая психология возникла как естественное развитие взглядов Адлера, Хорни и Салливана на роль социокулътурных факторов в психической деятельности Человек от природы хорош и способен к самосовершенствованию. Сама сущность чел постоянно движет его в направлении личностного роста. К. Роджерс. Свой метод терапии он назвал недирективным, т.е.сосредоточенным на клиенте. Врач не оказывает давление на пациента, оба полноправные участники беседы. Глубокое уважение к индивид позиции личности - единственное правило терапии. Центральным звеном в теории Роджерса явл-ся категория самооценки

Чел стоит перед дилемой - принять оценку окружающих, либо остаться при своей (обеспечивать себя, либо других). Этот процесс взвешивания Роджерс назвал «органическим оценочным процессом». Источник оценок лежит внутри реб. таким образом развитие личности определяется врожденной тенденцией. Социальная среда играет роль внешнего чуждого природе чел фактора давления.

Гуманистическая психология настаивает прежде всего на важности самоактуализации (т.е. удовлетворения присущей индивиду потребности в выявлении и развитии собственно человеческих личностных черт) как условия становления личности. Другой важный принцип - необходимость анализа личности как целого (холизм).

В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение К данном направлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, С. Джурард и др.

Методологические позиции гуманистической психологии (ГП) сформулированы в следующих посылках:

1. Человек целостен;

2. Ценны не только общие, но и индивидуальные случаи;

3. Главной психологической реальностью являются переживания человека;

4. Человеческая жизнь — единый процесс;

5. Человек открыт к самореализации;

6. Человек не детерминирован только внешними ситуациями.

Экзистенциальная психология Р.Мзя

, Мэй пришел к выводу, что причиной неврозов являются не плохо вытесненные детские впечатления, не фиксации либидо, словом, не прошлое пациента, а те проблемы, которые он не может решить в настоящий момент, что и ведет к потере спонтанности, устремленности в будущее, творческого существования. Становление, свободный выбор личности - принимаются в качестве критериев психического здоровья. Человек предстается как свободная и определяющая себя в акте выбора экзистенция. Смысл жизни личности Логотерапия (Франкл)

Логотерапия относится к гуманистическому направлению психотерапии в широком понимании термина и ставит своей целью терапию ноогенных неврозов с помощью приобретения утраченного человеком в силу каких-либо причин смысла жизни. Франкл считал, что вернуть утраченный смысл возможно с помощью метода убеждения.

Основой логотерапии становится исцеление души с помощью формирования осмысленного стремления к смыслу и даже к конечному смыслу (сверхсмыслу) в противовес стремлению к наслаждению или власти.

23. Социальная психология как наука.

Предмет соц псих - это отрасль психологической науки изучает закономерности поведения людей, обусловленых включенностью в социальные группы. А также психологическте особенности этих групп.

Предпосылки возникновения соц психолгии В возникновении соц псих как науки сыграли свою роль как социальные, так и теоретические причины. От философии отпочковались психология и социология, и они обе дали рождение новой науке социальной психологии. Выделение социальной психологии в самостоятельную область знаний. Усилиями америк Уорда Лестера Франка оформляется психологическое направление в социологии.. Из всего многообразия первых социально психологических теорий выделяют три: психологию народов; психологию масс и теорию инстинктов соц поведения. Принципом или критерием их различения явл-ся способ анализа взаимоотношения личности и общества Идеи психологии народов развивал Вундт. Психология масс зародилась во Франции во второй половине XIX века и решение вопроса о взаимоотношении Л и общества рассматривала с индивидуалистических позиций. Тард Габриель видел социальное поведение в идее подражания другому. «Эра толпы», когда чел теряет свою индивидуальность и подчиняется импульсам, примитивным инстинктамТретья концепция - теория инстинктов соц поведения (анг псих УильямМакдугалл) В 1908 г издает книгу «Введение в соц псих». он считает, что общим принципом поведения явл-ся стремление к цели, свойственное и чел и жив.

Традиционный амер индивидуализм при построении программы соц псих приобрел методологическое значение. В области методологии стала популярна предложенная Олпортом комбинация индивидуалистического принципа, бихевиористской позиции и эксперимент метода. Таджфел одним их первых заявил о наличии специфически европейского подхода. Обязательный учет социального контекста (этого синонима культуры) в соцпсих исследовании является своеобразным «знаменем» европейской соц псих. Различия в америк и европ традициях заключается в уровне объяснения соц псих процессов. Экспериментальный период развития соц псих. Время после первой мир войны считается началом превращения соц псих в экспериментальную науку, Особое развитие эксперим исследования получили в Америке, где бурный расцвет капиталистических форм экономики стимулировал практику прикладных исследований и заставил соц псих повернуться лицом к актуальной соц политической тематике. Характерным для амер соц псих явл-ся теоретический эклектизм, к\р особенно очевиден в практике эксперим исследований. Европейские социальные психологи объединенны в Европейскую ассоциацию экспериментальной социальной психологии (ЕАЭСП). Это сообщество ориентируется на реальные социальные проблемы и тем самым обеспечивает социальный контекст исследований. Ключевые идеи разработаны в трудах таких видных европейских социальных писхологов как Таджфел - предлагает исследовать межгрупповые отношения. Амер психолог Триандис специалист в области психологии установки и этнопсихологии. (Волкана и т.д. - не знаю).


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.