Игра «Ценностные ориентации» — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Игра «Ценностные ориентации»

2017-08-07 583
Игра «Ценностные ориентации» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Я В МИРЕ ПРОФЕССИЙ

Тренинг для подростков

Выбор профессии — наиболее важ­ное решение, которое необходимо при­нять в подростковом возрасте. К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каж­дого вида деятельности и не всегда учи­тывают свои профессиональные инте­ресы и склонности, выбирая профес­сию.

Данная программа позволит подросткам в доброжелательной и непринужденной об­становке рассмотреть проблемы профес­сионального самоопределения.

Во время тренинга молодые люди смо­гут:

• изучить свои личностные особенности, интересы и склонности;

• получить подробную информацию об учебных заведениях и различных профес­сиях;

• получить информацию о правилах выбора профессии;

• определиться в выборе будущей про­фессиональной деятельности.

Цели и задачи программы

Фор­мирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и по­лучение информации о мире профес­сий.

Структура тренинга

Программа рас­считана на учащихся 9—11-х классов. Со­стоит из 14 занятий, которые могут про­водиться 1—2 раза в неделю. Занятия включают в себя профориентационные игры и упражнения, теоретические блоки, сюжетно-ролевые игры, беседы, диагно­стические методики.

Продолжительность занятий

При­мерно 35—60 минут в зависимости от сложности предлагаемых упражнений и других конкретных обстоятельств ра­боты.

Условия проведения

Оптимальное ко­личество детей в группе — 10—15чело ­век. Рекомендуется проводить тренинг, рассаживая участников в круг.

Необходимым элементом каждого за­нятия является получение от участников «обратной связи».

Занятие 1

Вводная беседа

Ведущий рассказывает участникам о целях и задачах тренинга. Принимаются правила работы в группе.

Знакомство

Участникам по кругу предлагается пред­ставиться и рассказать немного о себе.

Игра «Самая-самая»

Участники делятся на 2 команды. Каж­дой команде дается следующая инструк­ция: Сейчас вам будут предложены не­которые необычные характеристи­ки профессий, а вы должны назвать те профессии, которые, по-вашему, в наибольшей степени соответству­ют данной характеристике. Напри­мер, характеристика — самая де­нежная профессия. Какие профессии являются самыми-самыми денежны­ми?

Участникам предлагаются следующие характеристики:

· самая зеленая профессия;

· самая сладкая профессия;

· самая денежная профессия;

· самая волосатая профессия;

· самая детская профессия;

· самая неприличная профессия;

· самая смешная профессия;

· самая общительная профессия;

· самая серьезная профессия.

Каждая команда дает свои варианты от­ветов.

Игра «Профессия на букву»

Командам предлагаются буквы. Задача участников — написать как можно боль­ше профессий, начинающихся на эти бук­вы. Желательно не предлагать больше 5 букв, иначе игра перестанет казаться увлекательной.

Обратная связь

Участники делятся впечатлениями о занятии.

Занятие 2

Анкета

Участники заполняют следующую ан­кету.

Что бы вы хотели получить от тре­нинга:

проверить свои способности;

получить подробную информацию об учебных заведениях;

определить свои склонности к оп­ределенному виду деятельности;

подробнее узнать о мире профессий;

получить информацию о том, как правильно выбрать профессию;

другое.

2. Игра «Мои личные и профессиональные планы»

Каждый участник получает лист бума­ги, на котором записывает анонимно свои личные планы на будущее. Затем веду­щий собирает листы и перемешивает их, после этого раздает в случайном порядке. На другой стороне листа участники пи­шут о своих профессиональных планах. После чего полученные результаты зачи­тываются вслух.

Опросник «Как поживаешь?»

Используется с целью рассмотреть в шутливой форме приоритеты для данного подростка различных жизненных ценностей.

Участники получают бланк к данному опроснику (См. Приложение 1).

Участникам предлагаются две пары цен­ностей из перечня, которые есть в блан­ке. Им надо определить, какая ценность для них более важна, а какая — менее. К начальному баллу (10) более важной цен­ности участникам необходимо прибавить 1, а из начального балла менее важной ценности вычесть 1. В дальнейшем все ценности будут либо увеличивать свои баллы, либо уменьшать, приобретая иногда даже отрицательное значение. Это и ста­нет показателем того, что для участников важно в жизни.

Ведущий зачитывает по каждой ценно­сти нормы. Участники соотносят нормы со своими показателями.

Обратная связь

Занятие 3

1. Игра «Как здороваются предста­вители разных профессий»

Участники делятся на пары. Каждой паре зачитывается следующая инструкция:

Вам надо изобразить при помощи жестов и мимики, как здороваются представители разных профессий. Ос­тальным участникам предстоит уга­дать, что за профессию вы изобрази­ли.

Для выполнения данного упражнения участникам раздают карточки с названи­ями профессий.

Анкета

Всем участникам тренинга предлагается заполнить анкету (см. Приложение 2).

Обратная связь

Занятие 4

1. Беседа о самооценке и уровне при­тязаний

Диагностика самооценки

Методика «Моя самооценка». См. Приложение 4.

4. Обработка и обсуждение резуль­татов диагностики самооценки и уров­ня притязаний

Обратная связь

Занятие 5

Методика «Карта интересов»

Обратная связь

Занятие 6

Беседа

Что мы знаем о мире профессий? Клас­сификация профессий по Климову.

Обратная связь

Занятие 7

Теоретический блок

Концепция индивидуальности Голланда.

Обработка результатов

Обратная связь

Занятие 8

Теоретический блок

Правила выбора профессии

• Необходимо изучить как можно больше профессий, определить, какие профес­сии и специалисты необходимы в регио­не, где вы проживаете.

• Важно изучить самого себя (интересы, склонности, способности, темперамент,
черты характера, особенности познавательных процессов, здоровье, самооценку,
уровень притязаний и др.).

• Следует выбрать наиболее привлека­тельную, подходящую профессию.

• Подробно изучить выбранную профессию: ознакомиться с профессиограммой, определить формулу профессии, уточ­нить содержание, условия труда и требо­вания, предъявляемые профессией к человеку. Изучить возможности ее приоб­ретения и перспективы профессиональ­ного роста.

• Попробовать свои силы в выбранной профессии (в кружках по интересам, в
учебно-производственном комбинате).

• Сравнить полученные знания о про­фессии со своими возможностями, посо­ветоваться с родителями, учителями, вра­чами, психологом, получить квалифици­рованную профконсультацию.

• При определении соответствия сво­их профессиональных возможностей требованиям выбранной профессии по­лучить в школе или УПК первоначаль­ную профессиональную подготовку, реализовывать самоконтроль готовности к профессиональному самоопределе­нию.

• При отсутствии указанного соответствия найти запасной вариант професси­онального выбора.

• Выбрав для себя будущую профес­сию, необходимо проявлять настойчивость в реализации намерения и овладении про­фессией в совершенстве.

2. Упражнение «Профессия — учеб­ное заведение»

Участники делятся на 2 команды. Ве­дущий называет профессии, а участники должны сказать, где ее можно приобрес­ти — в каких учебных заведениях, на каких курсах и т.д.

Обратная связь

Занятие 9

Теоретический блок

Ошибки и затруднения при выборе профессии

• Отношение к выбору профессии как к выбору пожизненного пристанища, ориентация сразу на профессию высокой квалификации.

• Существующие предрассудки, когда некоторые важные для общества профес­сии и занятия считаются недостойными, неприличными.

• Выбор профессии «за компанию», чтобы не отстать от друзей.

• Перенос отношения к представителю какой-нибудь профессии на саму профес­сию.

• Увлечение только внешней или ка­кой-либо частной стороной профессии.

• Отождествление школьного учебного предмета с соответствующей профессией.

• Устарелые представления о характере труда в некоторых сферах производства.

• Неумение разбираться в своих лич­ных качествах, склонностях, способностях,
подготовленности.

• Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.

Обратная связь

Занятие 10

Знакомство со схемой

Участники знакомятся со схемой ана­лиза профессий, разработанной Н.С. Пряжниковым (см. Приложение 5).

2. Упражнение «Закодируй профес­сию»

Участники делятся на команды. Каж­дая команда должна закодировать какую-нибудь профессию по предлагаемой в Приложении 5 схеме. После этого ко­мандам надо отгадать, какую профессию закодировали их соперники.

Теоретический блок

При выборе профессии следует учи­тывать:

• Желания, интересы и склонности лич­ности, то есть то, что можно обозначить
словом хочу.

• Возможности личности — знания, способности, психологические особенно­сти, состояние здоровья — могу.

• Запросы рынка труда, потребность в кадрах — надо.

Анализ по схеме

Участникам предлагаются 2—3 профес­сии, которые необходимо проанализиро­вать в кругу по вышеописанной схеме (хочумогунадо).

Обратная связь

Занятие 11

1. Теоретический блок

Что такое профессиограмма? Это описа­ние профессии, включающее в себя основ­ные требования, предъявляемые профессией к личностным качествам человека.

Все профессиограммы построены при­мерно по такой схеме:

• название профессии;

• вид труда (ручной, механизирован­ный, автоматизированный, интеллектуаль­ный);

• предмет и продукт труда;

• знания и умения, необходимые для выполнения работы;

• условия работы;

• медицинские противопоказания;

• требования к человеку;

• пути получения профессии.

Упражнение

Каждому участнику предлагается вы­брать наиболее привлекательную для себя профессию и составить для нее профессиограмму.

Игра в профессии

Один участник называет профессию, следующий по кругу должен назвать про­фессию на последнюю букву предыдуще­го слова.

Обратная связь

Занятие 12

Это занятие проходит в форме семина­ра. Тема: «Учебные заведения». Желательно рассмотреть особенности обучения в ПТУ, техникуме, вузе и дру­гих учебных заведениях. На семинаре можно коснуться следующих вопросов: дневное, вечернее, заочное обучение; го­сударственные и коммерческие учрежде­ния; перспективы карьерного роста после получения образования и т.д.

Занятие 13

Теоретический блок

«Устраиваемся на работу по прави­лам».

Ведущий. Представьте себе, что вы уже определились в выборе профессии и получили образование. Сейчас я рас­скажу вам о некоторых правилах, которые можно использовать при уст­ройстве на работу.

Как известно, первое впечатление во многом определяет ход дальнейших вза­имоотношений. Это особенно важно, когда мы устраиваемся на работу. Работодатель прежде всего обращает внимание на анкету и автобиографию потенциального сотрудника. Какие же особенности этого процесса необходи­мо учитывать?

· Получая анкету для заполнения, попросите 2 экземпляра. Одна пона­добится вам для черновика; оконча­тельный вариант анкеты должен быть заполнен безукоризненно, без ошибок и опечаток.

· Не оставляйте незаполненной ни одну графу. Если ответы не имеют к вам от­ношения, пишите «нет», «не имеется», «не был» и т.д. Это даст понять, что вы не пропустили ни одною вопроса.

· Если некоторые вопросы касаются информации, которую вам не хотелось бы разглашать (например, о наличии судимостей), рекомендуется все же пи­сать, правду. Подобные данные легко проверить, и их сокрытие будет рас­ценено не в вашу пользу.

· Постарайтесь зафиксировать в ан­кете ценную информацию, касающуюся вашей квалификации, причем не только по специальности, но и в других облас­тях (умение пользоваться компьюте­ром, факсом).

· Если нанимающая вас организация, изучив анкету, проявит к вам интерес,
последует приглашение на собеседова­ние. Готовясь к нему, необходимо из­брать стратегию поведения. В центре ваших вопросов и ответов на собеседо­вании на первом месте должна быть фирма или организация, в которую вы устраиваетесь, а не зарплата.

Во время собеседования:

· Постарайтесь произвести благопри­ятное первое впечатление.

· Сохраняйте выдержку, держитесь непринужденно.

· Говорите четко и ясно. Не стиски­вайте руки, не теребите украшения,
волосы.

· Отвечайте на вопросы, не уклоня­ясь. Избегайте односложных ответов,
но не будьте слишком многословны.

Составление резюме

Участники составляют резюме по сле­дующей схеме:

v Ф.И.О.

v Возраст

v Образование

v Желаемая вакансия

v Опыт работы

v Ваши навыки и умения

v Ваши сильные и слабые стороны

3. Сюжетно-ролевая игра «Устраи­ваемся на работу»

Из группы выбираются 2 добровольца. Один будет устраиваться на работу, дру­гой — проводить собеседование.

Обратная связь

Занятие 14

Участникам предлагается заполнить следующую анкету.

Что вам понравилось в тренинге?

Что вам не понравилось в тренинге?

Стали ли вы лучше понимать себя?

Определились ли вы в выборе профессии?

Нужна ли такая тренинговая про­грамма, может ли она помочь в выбо­ре профессии?

Ведущий и участники обмениваются мне­ниями о результатах тренинга.

Ирина КАБИНА,

Татьяна РАДЗИК,

педагоги-психологи,

Каширский специализированный

социально-реабилитационный центр

для несовершеннолетних «Семья»,

Московская область.

Каширский район, д. Лиды


Приложение 1

ПЕРЕЧЕНЬ ШУТОЧНЫХ ВОПРОСОВ

К МЕТОДИКЕ «КАК ПОЖИВАЕШЬ?»

Что лично для вас более важно в жизни?

1. Автомобиль («мерседес») или здоровье (сила, выносливость)?

2. Друзья-иностранцы (богатые люди) или друзья-рабочие (про­стые люди)?

3. Красота (обаяние и модная одежда) или творческая работа (возможность создать что-то зна­чительное)?

4. Вилла с бассейном или дру­зья-ученые (учителя, инженеры)?

5. Автомобиль («вольво») или красота (обаяние, дорогие наря­ды)?

6. Отдых в Италии (роскошный отель, полные карманы валюты) или пиво с воблой (общение с обычными людьми)?

7. Друзья-артисты (поэты, журналисты) или опасные приклю­чения (жизнь, полная азарта)?

8. Красота (обаяние, привлека­тельность) или страстная любовь (готовы за вас жизнь отдать)?

9. Вера в Бога (покой души) или опасные приключения (масса со­бытий, переживаний)?

10. Вилла с бассейном или дру­зья-артисты (богема)?

По своему выбору прибавь­те к любой (одной) из 10 вышеперечисленных ценностей 1, а из любой другой ценно­сти вычтите 1.

11. Друзья-иностранцы или вы сами влюблены (благородные, но безответные порывы души).

12. Друзья-рабочие (простые люди) или опасные приключения (азарт жизни)?

13. Отдых в Италии (роскошный отель, много валюты) или вас стра­стно любят (готовы за вас жизнь отдать)?

14. Здоровье (сила, выносли­вость) или творческая работа (возможность сделать что-то великое)?

15. Пиво с воблой (общение с нормальными людьми) или вы сами влюблены (благородные, но безответные порывы души)?

16. Автомобиль («ситроен») или творческая работа (возможность проявить свои таланты)?

17. Вилла с бассейном или здо­ровье?

18. Вас страстно любят или вы сами влюблены?

19. Отдых в Италии или вера в Бога (покой души)?

20. Друзья-артисты (богема) или друзья-рабочие (простые люди)?

По своему выбору прибавь­те к любой (одной) из 10 вы­шеперечисленных ценностей 1, а из любой другой ценно­сти вычтите 1.

21. Друзья-иностранцы (с ва­лютой) или друзья-ученые (ум­ные и интеллигентные, но без ва­люты)?

22. Вилла с бассейном (очень дорогая и хорошая) или пиво с воблой (душевные разговоры)?

23. Друзья-артисты (известные на всю страну) или вера в Бога (очи­щение души)?

24. Вилла с бассейном (роскош­ная!) или творческая работа (возможность познать истину, красо­ту)?

25. Отдых в Италии (белые па­роходы, экскурсии по руинам) или вы сами влюблены (ваша душа страдает и блаженствует)?

26. Друзья-рабочие (простые люди) или вера в Бога (отпущение грехов)?

27. Автомобиль («тойота») или друзья-ученые (интересные, эру­дированные люди)?

28. Друзья-иностранцы (биз­несмены) или красота (ваша вол­шебная привлекательность)?

29. Здоровье или пиво с воблой (и никаких забот)?

30. Вас страстно любят (ради вас готовы на все) или вера в Бога (сча­стье соприкосновения с Всевыш­ним)?

По своему выбору прибавь­те к любой (одной) из 10 вы­шеперечисленных ценностей 2, а из любой другой ценно­сти вычтите 2.

31. Вы сами влюблены (готовы на все ради любимого человека) или опасные приключения (незабываемые впечатления и пе­реживания)?

32. Автомобиль («форд») или друзья-рабочие (очень простые, небогатые люди)?

33. Друзья-артисты (художни­ки, поэты) или красота (обаяние, роскошные наряды, косметика)?

34. Друзья-иностранцы (Евро­па, Америка) или пиво с воблой (уважение крутых ребят и женщин)?

35. Друзья-ученые (воспитанные и образованные) или вера в Бога (очищение и благоговение)?

36. Здоровье или вас страстно любят?

37. Отдых в Италии или опас­ные приключения?

38. Друзья-ученые или друзья-рабочие?

39. Творческая работа (возмож­ность воплотить себя в чем-то зна­чительном) или вы сами влюбле­ны (теряете над собой контроль, зато счастливы)?

40. Вилла с бассейном или вас страстно любят?

По своему выбору прибавьте к любой (одной) из 10 вышеперечис­ленных ценностей 2, а из любой другой ценности вычтите 2.

41. Друзья-артисты (утонченные люди, «богема») или вы сами влюблены (вы узнали, что такое счастье)?

42. Отдых в Италии (роскошный отель, много валюты) или друзья-ученые (знают много удивительно­го и интересного)?

43. Друзья-иностранцы (могут пригласить к себе в гости) или твор­ческая работа (возможность рас­крыть свои таланты)?

44. Пиво с воблой (общение с нормальными людьми) или опас­ные приключения (возможность испытать себя)?

45. Здоровье (долголетие) или красота (все восхищаются вами)?

По своему выбору прибавь­те к любой (одной) из 5 вы­шеперечисленных ценностей 3, а из любой другой вычтите 3.

ПРИМЕРНЫЕ НОРМЫ ДЛЯ ОПРОСНИКА

 

Ценности Девушки Юноши
  Автомобиль 7 - 12 6 - 14
  Вилла с бассейном 7 - 14 9 - 12
  Отдых в Италии 8 - 15 7 - 13
  Друзья-артисты 9 - 12 4 - 11
  Друзья-иностранцы 5 - 12 7 - 11
  Друзья-ученые 6 - 10 6 - 14
  Друзья-рабочие 4 - 8 9 - 12
  Здоровье 8 - 16 15 - 20
  Красота 9 - 17 9 - 14
  Пиво с воблой (-3) - (-9) (-1) - (-9)
  Творческая работа 5 - 2 5 - 11
  Вас любят 12 - 18 10 - 15
  Вы влюблены 6 - 14 8 - 14
  Вера в Бога 2 - 13 5 - 17
  Опасные приключения 6 - 13 6 - 12

 

БЛАНК ДЛЯ ОПРОСНИКА

«КАК ПОЖИВАЕШЬ?»

 

Приложение 2

АНКЕТА

ФИО ______________________________________________________________

1.Дата рождения ____________________________________________________

2. Какую профессию и учебное заведение вы выбрали?

Про­фессия: ________________________________________________________

Учебное заведение: _________________________________________________

3. Какую профессию советуют вам выбрать?

Родители __________________________________________________________

Учителя ___________________________________________________________

Друзья ____________________________________________________________

4. Какие школьные предметы вам нравятся больше всего?

___________________________________________________________________

5.Чем вы любите заниматься в свободное время?

___________________________________________________________________

6. Какая область деятельности вас больше интересует? (нуж­ное подчеркнуть)

a. Естественно-научная (математика, физика, химия, био­логия, медицина, геология, сельское хозяйство)

b. Общественно-научная (история, философия, экономи­ка, право)

c. Гуманитарная (литература, журналистика, лингвисти­ка, педагогика, психология)

d. Искусство (музыкальное, театральное, изобразительное, вокальное)

e. Определенные интересы отсутствуют

7. В каких кружках вы занимаетесь дополнительно?

___________________________________________________________________

8. В какой работе класса вы принимаете активное участие?

___________________________________________________________________

9. Какие профессии вас привлекают? Назовите их

___________________________________________________________________

10. Ваши отметки по следующим предметам:


Алгебра Геометрия

Физика Литература

Химия Русский язык

Биология Иностр. язык

География Трудовое обучение

История Черчение

11. Сколько времени вы делаете уроки? _______________________________

12. Имеются ли у вас хронические заболевания?

__________________________________________________________________

 

Приложение 3

СТЕРЕОТИПЫ

и их примерное «отношение» к тем или иным ценностным ориентация

Ценности Домо­хозяйка Верующий Пьяница Иностранец в России Преступник Творческая личность Деловой человек
  Автомобиль +       +   +
  Вилла с бассейном +     + +   +
  Отдых в Италии +     + +    
  Друзья-артисты + - + + + +  
  Друзья-иностранцы +       +   +
  Друзья-ученые     - +   + +
  Друзья-рабочие - +   -      
  Здоровье + + - + -    
  Красота + - - +   +  
  Пиво с воблой   - + + +   +
  Творчество - - - +   + +
  Вас любят +   + + + +  
  Вы любите - - -     + -
  Вера в Бога + + - + -   -
  Опасные приключения - - + - + + +

 

Приложение 4

МЕТОДИКА «САМООЦЕНКА»

 

Слабый 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Сильный
Уступчивый 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Упрямый
Замкнутый 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Открытый
Зависимый 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Независимый
Черствый 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Отзывчивый
Нерешительный 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Решительный
Безответственный 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Добросовестный
Неуверенный 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Уверенный
Самостоятельный 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Несамостоятельный
Невезучий 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Везучий
Нелюбимый 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Любимый
Глупый 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Умный
Несправедливый 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Справедливый
Невозмутимый 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Раздражительный
Неблагополучный 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Благополучный

 

Приложение 5

СХЕМА АНАЛИЗА ПРОФЕССИИ

(перечень основных характеристик профессий)

Предмет труда:

1) животные, растения, (природа)

2) материалы

3) люди (дети, взрослые)

4) техника, транспорт

5) знаковые системы (тексты, информация в компьютерах)

6) художественный образ
Цель труда:

1) контроль, оценка, диагноз

2) преобразовательная

3) изобретательная

4) транспортирование

5) обслуживание

6) собственное развитие
Средства труда:

1) ручные и простые приспособления

2) механические

3) автоматические

4) функциональные (речь, мимика, зре­ние, слух)

5) теоретические (знания, способы мышления)

6) переносные или стационарные сред­ства

Условия труда:

1) бытовой микроклимат

2) большие помещения с людьми

3) обычный производственный цех

4) необычные производственные условия (особый режим влажности, темпера­туры, стерильность)

5) экстремальные условия (риск для жизни и здоровья)

6) работа на открытом воздухе

7) работа сидя, стоя, в движении

8) домашний кабинет

Характер общения в труде:

1) минимальное общение (индивидуаль­ный труд)

2) клиенты, посетители

3) обычный коллектив (одни и те же лица)

4) работа с аудиториями

5) выраженная дисциплина, суборди­нация в труде

Ответственность в труде:

1) материальная

2) моральная

 

3) за жизнь и здоровье людей

4) невыраженная ответственность
Особенности труда:

1) большая зарплата

2) льготы

3) «соблазны» (возможность брать взятки)

4) изысканные отношения, встречи со знаменитостями

5) частые командировки

6) законченный результат труда (можно полюбоваться)

Типичные трудности:

1) нервное напряжение

2) профзаболевания

3) распространены мат и сквернословие

4) возможность оказаться в тюрьме

5) невысокий престиж работы
Минимальный уровень образования для работы:

1) без специального образования (пос­ле школы)

2) начальное профессиональное обра­зование (СПТУ)

3) среднее профессиональное образо­вание (техникум)

4) высшее профессиональное образо­вание (вуз)

5) ученая степень (аспирантура, ака­демия)

 

Литература

Матвеева Л., Выбойщик И., Мякушкин Д. Практическая психология для родителей, или Что я могу узнать о своем ребенке. — М.: ACT-ПРЕСС, Южно-Уральское книжное издательство, 1999.

Климов Е.А. Введение в психологию труда. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.

Пряжников Н.С. Игровые профориентационные упражнения. Методическое пособие. — М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

Пряжников Н.С. Ценностно-нравствен­ные активизирующие опросники профес­сионального и личностного самоопреде­ления. Методическое пособие 3. — М.: Издательство «Институт практической психо­логии»; Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997.

Резапкина Г. Я и моя профессия. Фа­культативный курс для учащихся 9-х клас­сов.//Школьный психолог, № 14, 1999.

Шевандрин Н.И. Психодиагностика, кор­рекция и развитие личности. — М.: ВЛА-ДОС, 1998.

 

«Школьный психолог», № 48, 2003 г.

 

Я В МИРЕ ПРОФЕССИЙ

Тренинг для подростков

Выбор профессии — наиболее важ­ное решение, которое необходимо при­нять в подростковом возрасте. К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каж­дого вида деятельности и не всегда учи­тывают свои профессиональные инте­ресы и склонности, выбирая профес­сию.

Данная программа позволит подросткам в доброжелательной и непринужденной об­становке рассмотреть проблемы профес­сионального самоопределения.

Во время тренинга молодые люди смо­гут:

• изучить свои личностные особенности, интересы и склонности;

• получить подробную информацию об учебных заведениях и различных профес­сиях;

• получить информацию о правилах выбора профессии;

• определиться в выборе будущей про­фессиональной деятельности.

Цели и задачи программы

Фор­мирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и по­лучение информации о мире профес­сий.

Структура тренинга

Программа рас­считана на учащихся 9—11-х классов. Со­стоит из 14 занятий, которые могут про­водиться 1—2 раза в неделю. Занятия включают в себя профориентационные игры и упражнения, теоретические блоки, сюжетно-ролевые игры, беседы, диагно­стические методики.

Продолжительность занятий

При­мерно 35—60 минут в зависимости от сложности предлагаемых упражнений и других конкретных обстоятельств ра­боты.

Условия проведения

Оптимальное ко­личество детей в группе — 10—15чело ­век. Рекомендуется проводить тренинг, рассаживая участников в круг.

Необходимым элементом каждого за­нятия является получение от участников «обратной связи».

Занятие 1

Вводная беседа

Ведущий рассказывает участникам о целях и задачах тренинга. Принимаются правила работы в группе.

Знакомство

Участникам по кругу предлагается пред­ставиться и рассказать немного о себе.

Игра «Самая-самая»

Участники делятся на 2 команды. Каж­дой команде дается следующая инструк­ция: Сейчас вам будут предложены не­которые необычные характеристи­ки профессий, а вы должны назвать те профессии, которые, по-вашему, в наибольшей степени соответству­ют данной характеристике. Напри­мер, характеристика — самая де­нежная профессия. Какие профессии являются самыми-самыми денежны­ми?

Участникам предлагаются следующие характеристики:

· самая зеленая профессия;

· самая сладкая профессия;

· самая денежная профессия;

· самая волосатая профессия;

· самая детская профессия;

· самая неприличная профессия;

· самая смешная профессия;

· самая общительная профессия;

· самая серьезная профессия.

Каждая команда дает свои варианты от­ветов.

Игра «Профессия на букву»

Командам предлагаются буквы. Задача участников — написать как можно боль­ше профессий, начинающихся на эти бук­вы. Желательно не предлагать больше 5 букв, иначе игра перестанет казаться увлекательной.

Обратная связь

Участники делятся впечатлениями о занятии.

Занятие 2

Анкета

Участники заполняют следующую ан­кету.

Что бы вы хотели получить от тре­нинга:

проверить свои способности;

получить подробную информацию об учебных заведениях;

определить свои склонности к оп­ределенному виду деятельности;

подробнее узнать о мире профессий;

получить информацию о том, как правильно выбрать профессию;

другое.

2. Игра «Мои личные и профессиональные планы»

Каждый участник получает лист бума­ги, на котором записывает анонимно свои личные планы на будущее. Затем веду­щий собирает листы и перемешивает их, после этого раздает в случайном порядке. На другой стороне листа участники пи­шут о своих профессиональных планах. После чего полученные результаты зачи­тываются вслух.

Опросник «Как поживаешь?»

Используется с целью рассмотреть в шутливой форме приоритеты для данного подростка различных жизненных ценностей.

Участники получают бланк к данному опроснику (См. Приложение 1).

Участникам предлагаются две пары цен­ностей из перечня, которые есть в блан­ке. Им надо определить, какая ценность для них более важна, а какая — менее. К начальному баллу (10) более важной цен­ности участникам необходимо прибавить 1, а из начального балла менее важной ценности вычесть 1. В дальнейшем все ценности будут либо увеличивать свои баллы, либо уменьшать, приобретая иногда даже отрицательное значение. Это и ста­нет показателем того, что для участников важно в жизни.

Ведущий зачитывает по каждой ценно­сти нормы. Участники соотносят нормы со своими показателями.

Обратная связь

Занятие 3

1. Игра «Как здороваются предста­вители разных профессий»

Участники делятся на пары. Каждой паре зачитывается следующая инструкция:

Вам надо изобразить при помощи жестов и мимики, как здороваются представители разных профессий. Ос­тальным участникам предстоит уга­дать, что за профессию вы изобрази­ли.

Для выполнения данного упражнения участникам раздают карточки с названи­ями профессий.

Анкета

Всем участникам тренинга предлагается заполнить анкету (см. Приложение 2).

Игра «Ценностные ориентации»

Ведущий. На прошлом занятии мы заполняли опросник «Как пожива­ешь?», сегодня вам в командах тре­буется определить ценностные ори­ентации различных людей, представ­ляющих собой те или иные социальные стереотипы.

Перечень стереотипов и ценностных ори­ентации см. в Приложении 3.

Обратная связь

Занятие 4

1. Беседа о самооценке и уровне при­тязаний


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.301 с.