История государственного управления в России — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История государственного управления в России

2017-08-07 194
История государственного управления в России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ

 

Направление подготовки

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

 

Профиль подготовки

Региональное управление

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

Очная, заочная

 

Рекомендовано Ученым советом НОУ ВПО «МПСУ» (протокол № ___ от 20__ г.) Одобрено кафедрой ____________________ (протокол № ____ от 20__ г.) Зав.кафедрой _______________________

 

 

Москва

Автор-составитель: Айсина Д.С., старший преподаватель. Программа выполнена на кафедре государственного и муниципального права и предназначена для студентов, обучающихся по направлению 081100 «Государственное и муниципальное управление» и входит в базовую часть профессионального цикла. Рабочая программа включает в себя цели освоения дисциплины, определяет ее место в структуре ООП бакалавриата, компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины История государственного управления. Структуру и содержание дисциплины История государственного управления, образовательные технологии, а также учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов, учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

 

 

Рецензенты:

Рачков-Апраксин В.П. д.фсф.н., профессор

Кочетков А.В. к.соц.н, доцент

 

1. Цели освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины «История государственного управления» - сформировать у студентов целостное представление об истории и эволюции государственного управления в России с учетом особенностей политической культуры российского общества и национальных моделей власти и управления.

Основные задачи учебной дисциплины :

- осмыслить историю российской государственности в контексте цивилизационного метода исторического познания и на этой основе уяснить общие закономерности и национальные особенности процесса рационализации государственного управления;

- развить у будущих бакалавров творческое отношение к освоению исторического опыта и умения использовать его в современных условиях;

- сформировать у обучающихся развитый понятийный аппарат, знания новых концептуальных подходов к осмыслению истории государственного управления в России.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «История государственного управления» относится к базовой части профессионального цикла ООП бакалавриата (Б.3.) и ориентирована на повышение гуманистической составляющей при подготовке бакалавров. Дисциплина находится в логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями ООП и базируется на знаниях, полученных при изучении общих гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин, таких как: «Отечественная история», «Социология», «Политология», «Государствоведение», «Теория управления», «Геополитика». Набор входящих знаний и умений, состоящих в понимании основных закономерностей и особенностей исторического процесса, политических институтов, процессов и технологий, основ права, социологии и теории управления, обеспечивают требуемый знаниевый фундамент для изучения дисциплины «История государственного управления в России».

Полученные в процессе обучения знания могут быть использованы при изучении таких дисциплин, как: «Основы государственного и муниципального управления», «Государственная и муниципальная служба», «Политическое управление», «Исследование социально-экономических и политических процессов», «Этика государственной и муниципальной службы».

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

· - знание законов развития природы, общества, мышления и умением применять эти знания в профессиональной деятельности; умение анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы; владение основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

· - понимание содержания, смысла, основных целей, социальной значимости профессии государственного и муниципального управления, стремление к улучшению этого понимания через использование знаний в своей деятельности (ОК-5);

· - способность и готовность к личностному и профессиональному самосовершенствованию, саморазвитию, саморегулированию, самоорганизации, самоконтролю, к расширению границ своих профессионально-практических познаний; умение использовать методы и средства познания, различные формы и методы обучения и самоконтроля, новые образовательные технологии, для своего интеллектуального развития и повышения культурного уровня (ОК-13);

· - знание основных этапов эволюции управленческой мысли (ПК-1);

· - умение определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции (ПК-16);

- знание и умение адаптировать лучшие практики зарубежного государственного и муниципального управления к своей профессиональной деятельности (ПК-21);

- умением устанавливать и использовать информационные источники для учета потребностей заинтересованных сторон при планировании деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации (ПК-28);

- умением находить основы для сотрудничества с другими органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, институтами гражданского общества, способностью определять потребности в информации, получать информацию из большого числа источников, оперативно и точно интерпретировать информацию (ПК-31);

- способностью представлять интересы и официальную информацию органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, государственного или муниципального предприятия, учреждения при взаимодействии с иными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, предприятиями и учреждениями, политическими партиями, общественно-политическими и некоммерческими организациями, институтами гражданского общества, средствами массовой коммуникации, гражданами (ПК-32).

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- основные теоретические подходы к происхождению государства, типы, формы, элементы (структуру) и функции государства;

- основные тенденции развития государственного и муниципального управления;

- основные принципы функционирования местной власти;

- особенности конституционного строя, правового положения граждан, форм государственного устройства, организации и функционирования системы органов государства и местного самоуправления в современной России.

Уметь:

- применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности, корректно использовать в своей деятельности профессиональную лексику;

- анализировать политические процессы и оценивать эффективность политического управления;

- ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;

- логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.

Владеть:

- навыками целостного подхода к анализу проблем общества;

- навыками извлечения необходимой информации из оригинального текста на иностранном языке по проблемам государственного и муниципального управления;

- качественными и количественными методами социологических исследований.

 

 

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3.00 зачетных единиц 108 часов.

Очная форма обучения (срок обучения 4 года)

№ п/п Разделы и темы дисциплины Семестр Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
ВСЕГО Из них аудиторные занятия Самостоятельная работа Контрольная работа Курсовая работа
Лекции Лаборатор. практикум Практическ.занятия / семинары Интерактив
  Тема 1. Введение в учебный курс.Научные основы, цели и задачи изучения истории государственного управления в России                    
  Раздел 1. Становление российской государственности и особенности государственного управления в России до начала ХХ века                    
  Тема 2. Становление государственности и государственного управления в Киевской Руси (1Х-Х1 вв.) Государственное управление в древнерусских княжествах                    
  Тема 3. Власть и общество в Удельной Руси: особенности государственного управления в Русских зем­лях в XII -XV вв.                    
  Тема 4. Становление российского самодержавия и сословного управления обществом. Эволюция центрального и местного управления в Московском государстве в конце XV-XVII вв                    
  Тема 5. Петровская рационализация государственного управления и формирование патерналистского, военно-бюрократического государства в России                    
  Тема 6. Новый этап рационализации государственного управления в условиях «просвещенного абсолютизма». Административные ре­формы Екатерины II                    
  Тема 7. Проблема реформ в России и поиски путей совершенствования национальной модели бюрократического управления в первой половине XIX века                    
  Тема 8. Власть, бюрократия и общество в условиях реформ и контрреформ второй половины XIX века                    
  Раздел 2. Государственность и государственное управление в России в ХХ столетии.                    
  Тема 9. Кризис политической системы и эволюция государственной власти и управления в начале XX века                    
  Тема 10. Становление советской государственности и системы государственного управления (1917-1929 гг.)                    
  Тема 11. Эволюция командно-административной системы государ­ственного управления в СССР в 30-80-е годы                      
  Тема 12. Российская Федерация на пути к демократическому государству. Система законодательных и исполнительных органов власти в контексте новой российской государственности                    
  ИТОГО ПО 3 СЕМ                   зачет
  ИТОГО                    

 

 

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Образовательные технологии

Для освоения учебного курса используются следующие формы проведения учебных занятий и заданий для самостоятельной работы:

- контрольная работа

- творческая работа (эссе)

- тестирование

- ролевая игра

- аннотирование учебного материала

- тематические дискуссии.

К самостоятельному виду работы студентов относится работа в библиотеках, в электронных поисковых системах и т.п. по сбору материалов, необходимых для выполнения конкретных заданий преподавателя по изучаемым темам. Студенты могут установить электронный диалог с преподавателем, выполнять посредством него контрольные задания.

Важным видом самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом до 5 страниц текста (до 10000 знаков с пробелами), посвященное какой-либо изучаемой проблеме. Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики. Это должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей, привитию интереса к исследовательской деятельности.

 

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Примерный перечень вопросов к семинарским занятиям

1. Особенности разделения русских земель в IX.

2.Образовавшиеся княжества.

3.Высшие органы управления в княжествах. Общее и особенное в организации управления Владимира – Суздальским и Новгородским княжествами.

4. Особенности управления в Золотой орде.

5.Рассказать об изменения, произошедшие в управлении русскими княжествами после установления власти Золотой Орды.

6.В чем проявилось влияние ордынского ига на развитие российского государства.

7.Назовите этапы объединения русских земель вокруг Москвы. 8.Государственные реформы в середине XVI в. К каким изменениям в политическом строе они привели.

9.Рассказать о местничестве. Как повлияла опричнина на политический строй Российского государства.

10. Раскрыть сущность кризиса российской государственности в период Смутного времени.

11.Каковы различия в развитии российской государственности в первой половине XVIIв.

12. Рассказать о круге полномочий Сената.

13.Какое значение имел табель о рангах для государственной службы в России.

14.Какие коллегии были образованы во времена Петра I. Как повлияло появление коллегий на государственное управление петровской эпохи. 15.Охарактеризуйте реформы Петра I в области государственного аппарата.

16. Объясните воздействие дворцовых переворотов на систему государственного управления в России.

17. Дайте краткую характеристику высшим государственным органам Российской империи в 18 веке.

18.Рассказать какие изменения произошли в системе коллегий. Рассказать о реформах органов политического сыска.

19. Какова была структура министерств. Дать классификацию высшим комитетам.

20. Роль и значение органов местного самоуправления в государственной системе самодержавия.

21. Системе управления национальными окраинами.

22. Изменения, произошедшие в системе министерств и ведомств в начале 20 века.

23.Перечислить и рассказать о важнейших государственных учреждениях Временного правительства. Роль Советов в период буржуазно-демократической республики.

24. Основные положения Конституции РСФСР 1918 г.

25. Высшие государственные органы РСФСР и их полномочия.

26.Опишите органы советской власти на местах. Рассказать какие федеральные наркоматы были образованы в СССР.

27. Основных этапах создания системы отраслевых промышленных наркоматов 1930-х гг.

28.Какие изменения произошли в государственном аппарате в связи с началом Великой Отечественной войны. Рассказать в чём заключалась перестройка системы военного управления. 1930-1940 –х. гг.

29. Кризис советской системы управления.

30.Сформулируйте основные направления радикальных экономических реформ в стране 1991-1992 гг.

31. Причины конституционного кризиса в России в 1992-1993 гг.

32.Какие последствия для России имело принятие Конституции 1993 года.

Примерный список тем для написания рефератов

1.Особенности формирования российской государственности.

2. Факторы, обусловившие особенности российской политической культуры и национальной модели государственности.

3.Особенности политических и административных реформ в России.

4.Власть и общество в древнерусском государстве: особенности государственного управления в Киевской Руси.

5.Древняя Русь, как традиционное общество: исходные положения.

6.Особенности начального этапа становления государственности в языческой Руси.

7.Принятие христианства и его значение для становления и развития древнерусской государственности.

8.Общее и особенное в формировании феодальных отношений в Древнерусском государстве.

9.особенности государственного управления в русских землях в условиях удельной раздробленности (XII-XIII) вв.

10.Формирование системы государственного управления в Московской Руси.

11.Особенности организации высших органов политической власти сословно-представительной монархии в XVI в.

12.Перестройка центральных и местных органов власти и управления в середине XVI в. Опричнина и её влияние на управление в государстве.

13.Смутное время как кризис российской государственности.

14.Эволюция приказной системы центрального управления во второй половине XVIIв.

15.Начало формирования государственной службы в России и новые явления в системе государственного управления.

16.Кризис сословной модели государственного управления в конце XVIIв.

17. Начало становления абсолютной монархии. Россия накануне петровских реформ.

18.Петровская рационализация государственного управления.

19.Перестройка системы высших и центральных органов государственного управления в начале XVIII в.

20.Эпоха «дворцовых переворотов»: падение государственного начала и особенности политических процессов во второй четверти XVIII в.

21.Политика «просвещённого абсолютизма» в государственной деятельности Екатерины II.

22.Национальный тип дворянской империи и особенности сословной политики Екатерины II.

23. Реорганизация высшего и центрального управления во время правления Екатерины II.

24.Преобразование высших и центральных органов государственного управления в годы правления Александра I.

25. План государственных преобразований М.М. Сперанского, как попытка модернизации российской администрации.

26. Правление Николая I. Новая модификация патерналистских отношений и дальнейшая бюрократизация государственного управления.

27.Попытка реформ административной системы при Николае I.

28.Сущность и значение «великих реформ» второй половины XIX в.

29.Земская реформа 1864 г.: достижения и противоречия земского самоуправления.

30.Власть и управление в эпоху контрреформ. Неоабсолютизм и автократическая модель власти Александра III.

31. Модели капиталистической модернизации России в конце XIX в. Реформы С.Ю. Витте.

32. Россия в начале XX в.: утрата самодержавием инициативы преобразования общества.

33.Место и практика Государственной думы в политической системе российского общества.

34.Февральская демократическая революция 1917 г. и проблема альтернатив развития России в новых условиях. Сущность двоевластия.

35.Рефомы временного правительства как попытка, как попытка структурирования вертикали государственной власти.

36.Большевистская революция и особенности становления. Советского государства. Отношение большевиков к советской демократии.

37.Первая советская конституция и формирование новой системы государственного управления.

38.Сущность политики «военного коммунизма»

39.перестройка системы центрального управления и местного управления в годы Гражданской войны и в условиях НЭПа.

40.Образование СССР и особенности «советского федерализма».

41.Политический переворот 1929 г. переход от авторитарной (нэповской) к тоталитарной модели управления обществом.

42.Характер власти и управленческих структур в годы Великой Отечественной войны.

43. Особенности государственного управления в послевоенные период.

44.Кризис политической системы сталинизма и реорганизация властных структур в 1953-1957 гг. реформы Н.С.Хрущёва.

45.Власть и управление в «эпоху Брежнева Л.И.»: от стагнации общества к системному кризису.

46.Режим «перестройки» второй половины 80-х гг.: причины неудачи модернизации советской системы управления.

47. Россия после августа 1991 г. Модернизация российской государственности.

48. Экономический курс новой власти: проблемы и противоречия перехода к рыночной экономике.

49.Развитие политической системы в пост перестроечные годы.

50. Государственное управление РФ в современный период 2000-2009 г.г. Дать краткую оценку.

Контрольные вопросы для проведения итоговой аттестации по итогам освоения дисциплины

Примерный перечень вопросов к зачету

  1. Предмет и задачи курса «История государственного управления в России»
  2. Источники и историография курса «История государственного управления в России»
  3. Политический строй Древнерусского государства.
  4. Государственная деятельность Ярослава Мудрого.
  5. Государственный строй Новгородской республики.
  6. Государственный аппарат России в середине XVI в
  7. Сословно-представительная монархия в России.
  8. Боярская дума в системе управления Русским государством.
  9. Земские соборы в Русском государстве.
  10. Государственный строй России при первых Романовых.
  11. Приказная система управления.
  12. Установление абсолютизма в России. Особенности российского абсолютизма.
  13. Сенат и Синод в XVIII в.
  14. Коллежская система управления.
  15. Императорские советы XVIII в.
  16. Губернская реформа Екатерины II. Органы сословного самоуправления.
  17. Судебные учреждения по реформе 1775 г.
  18. Сравнительная характеристика государственных преобразований Петра I и Екатерины II.
  19. Государственный совет Российской империи.
  20. Административная деятельность Сперанского.
  21. Собственная Е.И.В. Канцелярия и ее отделения.
  22. Образование министерств. Министерская система управления.
  23. Высшие комитеты второй четверти XIX в. и их место в системе управления государством.
  24. Крестьянское общинное самоуправление по реформе 1861 г. Институт земских начальников.
  25. Земское и городское самоуправление во второй половине XIX в.
  26. Управление национальными окраинами России в XIX в.
  27. Чиновничество в дореволюционной России.
  28. Государственный аппарат Думской монархии.
  29. Государственная дума Российской империи.
  30. Российская государственность в годы Первой мировой войны.
  31. Государственные учреждения Временного правительства.
  32. Формирование советского государственного аппарата.
  33. Советская федерации и ее исторические формы.
  34. Установление однопартийной системы.
  35. Чрезвычайные органы управления в годы Гражданской войны.
  36. Государственное управление на территориях, контролируемых Белым движением.
  37. Образование СССР. Национально-государственное развитие СССР в 20 – 30-е гг.
  38. Политическая система СССР в 30-е годы. Государственный аппарат СССР по Конституции СССР 1936 г.
  39. Особенности государственного управления в период Великой Отечественной войны.
  40. Основные этапы в развитии советской государственности послевоенного периода.
  41. КПСС в системе управления советским обществом в послевоенное время.
  42. Высшие органы государственной власти и управления СССР по Конституции СССР 1977 г.
  43. Государственный аппарат союзных и автономных республик.
  44. Местные советы и их исполкомы.
  45. Создание отраслевой системы управления промышленностью.
  46. Территориальная система управления промышленностью (1957 – 1965).
  47. Органы управления в области охраны общественного порядка и государственной безопасности в 1930 – 1980-е гг.
  48. Изменения в системе государственного управления в годы перестройки.
  49. Кризис и крах советской государственности. Распад СССР.
  50. Становление новой российской государственности (1990 – 1993 гг.).
  51. Разработка и принятие Конституции РФ 1993 г.
  52. Реформа государственного управления на современном этапе.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) Основная литература:

1. История государственного управления в России: учебник / Под общ. ред. Р.Г. Пихои. М.: Изд-во РАГС, 2009.

2. Куликов В.И.История государственного управления: учебник. М: Изд. центр «Академия», 2014.

3. Омельченко Н.А.История государственного управления в России: учебник. М.: Проспект, 2013.

 

б) дополнительная литература:

 

1. Административные реформы в России: история и современность / Под ред. Р.Н. Байгузина. М.: РОССПЭН, 2006.

2. Архипова Т.Г., Малышева Е.П. Организация государственных учреждений в России. 1917 – 2013 гг.: учебник. М.: РГГУ, 2014.

3. Гимпельсон Е.Г.Нэп и советская политическая система. 20-е годы. – М.: ИРИ РАН, 2000.

4. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учебник. М.: Изд-во Проспект, 2009.

5. Демин В.А. Верхняя палата Российской империи. 1906 – 1917. М.: РОССПЭН, 2006.

6. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М.: Третий Рим, 1997.

7. Зайончковский П.А.Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. М.: Мысль, 1978.

8. История государственного управления в России (X–XXI вв.): Хрестоматия / Под общ. ред. Р.Г. Пихои. М.: Изд-во РАГС, 2003.

9. Коржихина Т.П.Советское государство и его учреждения. Ноябрь 1917 г. – декабрь 1991 г. М.: РГГУ, 1994.

10. Куликов В.И. Организация государственных учреждений России: учебник. М.: Изд. центр «Академия», 2011.

11. Макашов И.Н., Овчинникова Н.В.Всемирная история управленческой мысли: Краткий курс. М.: РГГУ, 2007.

12. Манько А.В.Блюстители верховной власти. Институт губернаторства в России: исторический очерк. М.: Аграф, 2004.

13. Писарькова Л.Ф. Государственное управление России в первой четверти XIX в.: замыслы, проекты, воплощение. М.: Новый хронограф, 2012.

14. Пчелов Е.В. Рюрик. М.: Молодая гвардия, 2010.

15. Российская историческая политология. Курс лекций / Отв. ред. С.А. Кислицин. Ростов н/Д.: Феникс, 1998.

16. Соболева Н.А.Российская государственная символика: история и современность. – М.: ВЛАДОС, 2002.

17. Шепелёв Л.Е.Чиновный мир России. XVIII – начало ХХ в. – СПб.: Искусство-СПб, 2001.

18. Янин В.Л.Новгородские посадники. – М.: Языки славянской культуры, 2003.

 

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

1. Полнотекстовые зарубежные базы данных http://library.pressdisplay.com

2. Иностранные и отечественные газеты http://search.epnet.com

3. EВSCO – универсальная база данных зарубежных полнотекстовых научных журналов по всем областям знаний

4. «Интернет-библиотека СМИ «Public.ru» http://www.public.ru/ Доступ с любого рабочего места территории ГУУ. Логин Guu.1 Пароль 1

5. Электронно-библиотечная система "BOOK.RU" http://book.ru

6. Веб-сайт: Политнаука. Политология в России и мире http://www.politnauka.org/list-a.php

7. Журнал «Власть». Общенациональный научно политический журнал. - http://www.isras.ru/authority.html

8. Журнал «Политические исследования» («Полис») - http://www.politstudies.ru/

9. Журнал «Государство и право» - http://www.igpran.ru/rus/magazine/index.htm

 

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

1) кабинет, оснащенный компьютерами с учебными программами АИСТ-М, АИСТ-РТ21, мультимедийное оборудование.

2) Проекционное оборудование.

 

 

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ

 

Направление подготовки


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.142 с.