Велопоход по белорусскому полесью (май 2012г. ) — КиберПедия

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Велопоход по белорусскому полесью (май 2012г. )

2017-08-07 278
Велопоход по белорусскому полесью (май 2012г. ) 0.00 из 5.00 0 оценок

Давно привлекала меня Белоруссия - интересно, как живут наши братья-славяне, и какая она, природа Полесья. И как удачно получилось, что в Белоруссию решили отправится мои друзья из Москвы. Группа из Пензы примкнула к ним, и получился интересный, увлекательный и познавательный велопоход по Белоруссии.

Дата проведения похода: 28.04.2012 - 5.05.2012. Маршрут велопохода: Брест-Кобрин – Пинск – Туров - Мозырь, протяжённость 600 км, рельеф - полный плоскач.

Участники: Роман Ломасов Velomot (Москва) – организатор; Марина (Жуковский, Московская обл.); Дарья (Санкт-Петербург); Михаил (Жуковский, Московская обл.); Оксана (Жуковский, Московская обл.); Степан (Москва); Вадим (Северодвинск); Вадим timka (Пенза); Сергей Dach (Пенза); Виктор (Пенза).

День 1 (28.04.2012)

Пока мы ожидали группу из других городов, на вокзале сразу поменяли российские деньги на белорусские рубли. Курс был что-то около: 1 Российский рубль = 264 Белорусских. Мы в одночасье стали миллионерами, и наши кошельки изрядно раздулись. Примерно через час прибыл поезд с остальными участниками, мы познакомились и первым делом отправились смотреть знаменитую Брестскую крепость.

Крепость была построена в 1842 году, и почти через 100 лет у её стен состоялся, пожалуй, самый известный эпизод Великой Отечественной войны, когда рано утром 22 июня 1941 года немецкие войска начали наступление на её защитников. Когда проходишь под звездой центрального входа в крепость, то внутри раздаются звуки войны: бомбёжки, авианалеты, играет музыка тех лет.

- 5 –

Самое центральное место в крепости занимает главный монумент "Мужество". Знаменитые Холмские ворота, символ крепости. У них был расстрелян один из руководителей обороны крепости на участке Холмских ворот Ефим Фомин. Стены ворот сохранили раны от осколков и обстрелов. Очень выразительна скульптурная композиция «Жажда».

Крепость производит сильное впечатление, гуляя по ней, сразу в голове проплывают кадры из одноимённого фильма, что усиливает эмоциональное давление.

В Брестерядом с крепостью есть большой музей паровозов, но его посещение не входило в наши планы, и мы взяли курс на заранее запланированный маршрут. С первых же километров нашего похода отметили для себя отличное качество дорог: ровный асфальт, разметка. На второстепенных дорогах трафика очень мало, рельеф полный плоскач, так что передвигаться на велосипеде было очень комфортно.

Вскоре мы свернули с асфальта и поехали грунтовой дорогой через лесной массив. Где-то в глубине леса я краем глаза в стороне от дороги увидел монумент, но не остановился, так как вся наша группа укатила вперёд. Вообще, в окрестностях Бреста встречается много различных военных укреплений и знаков, напоминающих о боях с фашистами.

Первые же деревни, в которые мы въехали, поразили нас своей чистотой, аккуратностью. Даже в небольших деревнях есть парки, мемориалы славы участников сражений ВОВ и пешеходные тротуары. Всё покрашено, мусора нет - везде чистота и порядок. Вокруг деревень все земли обрабатываются, на лугах пасутся коровы – наверное, так было в СССР при коммунизме, но белорусам удалось всё это сохранить.

На въезде и выезде у дороги перед каждой деревней обязательно стоит ухоженный и нарядный крест. Это характерно для западно-белорусских деревень. Верующие люди ожидали помощи от Бога, и в надежде на избавление от бед и несчастий жители деревень сооружали большие деревянные кресты, украшали их цветами и полотенцами и ставили по окраинам своих селений.

Время похода было выбрано очень удачно, все сады просто утопали в цветах сирени и плодоносящих деревьев: яблонь, груш, вишни и т.п.

В первый день Сергею жутко не везло. Вначале у него взорвалась пластиковая полторашка с пивом. Я как раз ехал за ним и смотрю, что из рюкзака что-то вытекает.

- 6 -

Уж не знаю как, но бутылка лопнула и залила часть одежды, которая была сложена в рюкзаке в обычных пакетах. Хорошо, что хоть не всё пиво успело вытечь и по 100 грамм нам всё-таки ещё осталось. После этого, не отъехав и километра, у него погнулся багажник. Дешёвый, с dealextreme, что от него ждать-то ещё? Уже вечерело, и ремонтироваться времени не было, т.к. группа укатила вперёд искать место для ночлега. Кое-как переложив часть вещей из одной штанины в другую, добились, чтобы заднее колесо не тёрлось за рюкзак. Так он и доехал до места ночёвки.

Место, честно говоря, было не ахти, по картам вроде обозначено, что дорогу пересекает то ли ручей, то ли речка... Но на месте ничего такого не оказалось, рядом просто была траншея, заполненная стоячей водой, и какой-то водоём с такой же вонючей водой.

Выбирать место уже времени не было, и мы разбили лагерь в 300 метрах от дороги. Странно, но в первый день комары нам особо не мешали, что не скажешь о последующих ночёвках.

Вообще, в Белоруссии очень трудно найти хорошее место для стоянки: крупных рек нет, много заболоченных мест. Вода повсеместно имеет цвет чая из-за обилия торфа и пахнет специфически. Поэтому лично мы, пензенцы, старались набирать воду в деревнях и не пить её из рек. Хотя часть группы не парилась, и каких-то проблем не испытывала.

Вечером мы сготовили еду на горелках, разбившись по группам. Поужинав, собрались все вместе кружком под звёздным небом и завели разговоры под вино/пиво/чай. Вообще, дегустация местных алкогольных напитков по вечерам (и не только) стало доброй традицией нашего похода.

Пробег за день 65 км, жара под 350C.

День 2 (29.04.2012)

Одной из ключевых фраз велопохода было изречение Ромы-руководителя: "Мы никуда не торопимся", поэтому вылазили мы из палаток, лишь когда внутри неё уже было жарко и душно от давно проснувшегося солнца. Не скажу, что мы спали до обеда, но до 8.30 точно можно было понежиться в спальнике.

После завтрака стали шаманить над велобагажником Сергея. Выправили погнувшуюся трубу, примотали к ней какой-то негнущейся проволокой производства СССР деревянные прутья, и наш Серёга до конца похода так и провозил на багажнике рюкзак с нашим стратегическим вечерним запасом пива и вина. А это много, поверьте! Мы же "никуда не торопимся".

Забегая вперёд, скажу, что вторая часть нашего похода пролегала по Воронежской области, от Воронежа до Лисок. Так вот, каково же было наше удивление, когда, не проехав и 5 км от места нашей ночёвки, мы встретили деревню Лиски. Рома торжественно объявил об окончании похода, но нас не запутаешь, нам только-только по-настоящему начала нравиться Белоруссия.

Примерно к обеду мы въехали в город Кобрин. Пока это самый красивый, уютный, просторный и благоустроенный город, какой я только видел на постсоветском пространстве. По крайней мере, у меня сложилось такое впечатление о нём. Город с населением чуть больше 50000 человек известен в первую очередь тем, что его

- 7 -

история тесно связана с жизнью великого русского полководца – А.В.Суворова. Екатерина II за взятие Суворовым Праги пожаловала ему имение в 7000 душ. Но после смерти Екатерины, Суворов попал в опалу при новом государе Павле I. В городе Кобрин есть замечательный музей, который мы посетили, где экскурсоводы расскажут вам более подробно про жизнь великого полководца.

А наш поход продолжается, мы дружным караваном покинули гостеприимный Кобрин. В деревнях, которые мы проезжали, повсеместно гнездятся белые аисты. Эти красивые птицы гнездятся на столбах, на крышах домов и других постройках. Видать, столбов на всех аистов не хватает, поэтому некоторые особи строят гнездо прямо на дорожных знаках рядом с автотрассой. Чудно, да и только!

Эти птицы на зиму улетают в африканские саванны и возвращаются обратно на своё же гнездо. Как они без GPS ориентируются, я не знаю. Вообще, аист чуть ли не национальный символ Белоруссии, его образ тут повсеместно используется. Ещё Белоруссия мне запомнилась расписными автобусными остановками. Вместо всякой ругани, как у нас, остановки разрисованы картинами с красивыми пейзажами, птицами.

Сегодня нам предстояло пересечь Днепровско-Бугский канал. Его начали строить ещё в 1775 году. Во многих местах, где дорога пересекает канал, вместо моста используется паром. Мы дружно загрузились в паром, и с помощью специальных деревянных чурок, работая мышцами, привели его в движение. Рома сказал, что толкать паром вперёд очень полезно, эти движения формируют элегантную фигуру тела. Не успели мы опомниться, как деревянные чурки схватили наши девушки и стали активно работать ими, разгоняя паром всё быстрее и быстрее. Рома отбивал барабанный ритм ногами, солнце нещадно пекло - паром на мгновение превратился в рабскую галеру (немного, конечно, приукрасил, но в целом почти так и было). Тормозов не предусмотрено, поэтому на полном ходу мы врезались в пирс на том берегу. Было весело... При разгрузке с парома я было спросил - "А где касса для оплаты за использование переправы?", - но кассы не оказалось - паром совершенно бесплатный.

Неприятности Сергея продолжились - на этот раз он перегрелся на солнце, т.к. не взял головного убора. Пришлось его откачивать, т.е. отмачивать, выливая на него

- 8 -

воду из бутылок - помогло. Марина поделилась с бедолагой косынкой – жаль, что не белой в зелёный горошек. А к вечеру добрались до красивого места рядом с каналом: небольшая возвышенность, деревья и близость хорошей воды - что ещё желать? Опять засиделись допоздна за разговорами. На фото Рома – руководитель, что-то пьёт, наверное, чай.

Народ потихоньку стал расходиться по палаткам, и мы с Сергеем остались самые последние. И тут в кустах, метрах в 100 от нас, вдруг раздался громкий шорох и топот. Серёга не растерялся, как ковбой отточенным движением руки извлёк из штанов фонарик на 900 Люмен и навёл луч туда, откуда раздался шорох. Промелькнули два тёмных силуэта, решили, что это были кабаны. Честно говоря, я опасаюсь всякого зверья, поэтому как-то немного напрягся - собрал всю разбросанную еду в лагере в одно место и положил её рядом палаткой, которая была дальше всех от моей (шутка). На следующий день проснулись все живы-здоровы, никого не съели лесные звери.

Проехали 77 км, преимущественно грунтовые дороги.

День 3 (30.04.2012)

С утра мы продолжили движение вдоль красивой грунтовой дорогой, тянущейся вдоль канала. Через несколько километров мы встретили столб с надписью, что мы, оказывается, находились на территории республиканского ланшафтного заказника "Званец", и в этом месте запрещено ставить палатки. К счастью, иметь дело с Белорусским КГБ в этом походе не пришлось.

Дорога постепенно из грунтовой переходила участками в песчаную, но особо долго мучиться не пришлось, и мы выехали на асфальт рядом с деревней Горавица. Воды у нас было мало, и, увидев во дворе одного дома колодец, устремились к нему. Я замыкал растянувшуюся группу, поэтому, когда я подъезжал к дому, то увидел какой-то неестественный ажиотаж вокруг колодца и блестящие глаза ребят. Оказалось, хозяйка дома, говорящая исключительно на белорусском языке, приняла нас за "инопланетян": такая толпа велотуристов в экипировке было диковинкой в этих краях, и она любезно решила поделиться самодельным берёзовым соком с лимоном.

Ммммм, берёзовый сок - это нечто! Вообще, такое ощущение, что это националь-ный напиток. Многие деревенские жители его заготавливают, а в магазинах часто продаётся березовый сок в тетрапаках. Мы все прикалывались над этой продукцией:"покупайте берёзовый сок с мякотью".

Так вот, трёхлитровую банку мы осушили за раз, пришлось хозяйке ещё одну банку выносить. День был жаркий, поэтому мы залили берёзовый сок в велосипедные бутылочки. Правда, перефразируя Винни Пуха, "берёзовый сок если есть - то его сразу нет". К тому же мы опять свернули через несколько километров с асфальта и поехали по грунту. Местами был песок, но в целом опять он не доставлял особого дискомфорта. Деревни на пути попадались какие-то маленькие, без магазинов, а время было уже за обед. Мы уже почти были готовы устроить голодный бунт, т.к. веломот всё гнал и гнал нас вперёд, но на наше счастье подвернулась деревенька покрупнее. Стали действовать по обкатанному сценарию - зашли в какой-то двор набрать воды из колодца, на шум вышел хозяин дома. Он, оценив ситуацию, предложил на пробу берёзового сока с немного забродившими яблоками, мы протянули две полторашки.

- 9 -

Хозяин взял их и скрылся в сарае. Через пару минут мы, уже по достоинству оценив вкус напитка (немного напоминает домашний квас), снова протягивали ему пустые бутылки. В общем, как в том же мультике про Винни Пуха в гостях у Кролика, мы разливали и выпивали принесённые бутылки, а хозяин всё нырял и нырял в свой сарай. В общем, сегодня был праздник берёзового сока!

Поблагодарив хозяина за добрый приём, мы двинулись дальше. Впереди у нас было запланировано купание в озере, рядом с крупной деревней Власовцы. Купание расслабило нас, уже не хотелось никуда ехать, но Рома демократично так сказал "через 30 минут выезжаем". Эх, ладно – судя по картам, у нас сегодня запланирована ночёвка на прекрасном озере Завищовское, там и продолжим купания. Опять попали на небольшой песчаный участок.

Доехали до этого озера, а время ещё позволяет ехать дальше. Смотрим на карты - впереди будет ещё озеро через 20 км, решаем ехать к нему. Грунтовая дорога пролегала вдоль полей, которые были расчерчены каналами, как тетрадный лист в клетку.

Уже вечерело, пора было вставать на ночёвку, но места подходящего вообще нет. Зато если везёт в чём-то, то везёт не один раз - рядом с дорогой пастухи согнали стадо коров и прямо в полевых условиях доили их. Упускать такой шанс просто было нельзя, решено было идти и просить молока. Кто пойдёт? Я сразу сказал, что коров боюсь ещё больше чем кабанов, т.к. они в несколько раз крупнее. В итоге нашли трёх смельчаков: Сергей, Вадик и Марина. Они оказались знатными добытчиками и вернулись, принеся около 10 л свежайшего идеааального парного молока. Ну, а к озеру мы подъехали за 1 час до темноты, но вот беда - озеро рядом с деревней, причём с одной стороны деревня, с другой стороны озера ферма - запашок стоял отменный. Решили, что вариантов нет - надо ехать вдоль озера и если места так и не найдём, то заночуем в лесу неподалеку. А так хотелось помыться после ходового, жаркого дня!

Дорога упёрлась в ворота, ведущие в пансионат. Видно было, что в нём никто не отдыхает, т.к. состояние большинства домиков было аварийным. Но охрана-то есть, за воротами лают собаки. Рядом никого не было, но перелазить через ворота было стрёмно – висит табличка "Осторожно, злые собаки гуляют без привязи! Ближайшая

- 10 -

больница в Пинске, 20 км по прямой". К счастью, на наши крики вышла охрана и в итоге пустила нас переночевать на территории пансионата, предоставив целый песчаный пляж в наше распоряжение. Заплатили мы за это удовольствие что-то около 60-ти российских рублей с человека, кажется... Вот такое завершение дня выдалось неожиданным.

Проехали 94 км, преимущественно грунтовые дороги

День 4 (01.05.2012)

Утром, поблагодарив охранников пансионата, мы двинулись в сторону города Пинск, и через пару часов уже въехали в него. Город считается историческим и культурным центром Полесья.

Сегодня праздник, 1 мая, и в городе это чувствовалось. Жители города не спеша прогуливались по набережной, а из парка рядом доносилось живое пение различных исполнителей в национальных костюмах. Мы долго не задержались в этом месте, т.к. наша цель была скорее покушать в приличном заведении. Немного покружив по городу, нашли, наконец, кафе с возможностью посидеть на улице под навесом. По ценам меню стало понятно, что кафе по местным меркам дороговатое. Но, предвкушая вкусную еду и сидя в тени под навесом, нас это особо не волновало. Сели, подошла молоденькая девушка-официант, и мы наперебой стали заказывать блюда, несколько раз меняя собственный только что сделанный заказ. Бедная девушка, похоже, первый раз попала в такую ситуацию, потому что она как-то неуверенно всё это фиксировала. Пока наша еда готовилась, к нам подошёл мужчина типично американской внешности с маленькой девочкой и заговорил с нами с сильным акцентом. Оказалось, что он американец (как ни странно), но живёт в Пинске. Тоже в прошлом катался на велосипеде и, с трудом подбирая слова, рассказал нам о своём впечатлении о поездке по различным штатам страны. Точнее не рассказал, а описал главные впечатления от того велозабега в четырёх словах: ручки болят, попка болит... Произнесённое это с акцентом вызвало у нас сильный смех, и эта фраза вошла в повседневный обиход нашего похода. У нас была еще одна фраза "идеально" (произносится с особым выражением буквы А), которая вставлялась, наверно, каждые 10 минут разговора. Но американец тут не причём, это Степан нас заразил: "идеАААльный поход", "идеАААльная ночёвка", "идеАААльное молоко" и т.д... Ну, так вот, когда нам, наконец, принесли заказанные блюда, оказалось, что девушка всё перепутала. Причём конкретно так перепутала, оказалась даже лишняя порция. Мы доказали по её записям в блокноте, что она виновата, и девушка практически расплакалась на месте: ведь теперь лишние блюда ей придется оплачивать из своего кармана, а мы так поняли,

- 11 -

сумма для неё приличная. Но мы же душевные велотуристы, решили не доводить до обморока официантку, оплатили всё, что нам вынесли лишнего и съели те блюда, которые она перепутала... Девушка повеселела, но уж как мы посмеялись, когда стали рассчитываться по счёту! Это был ужас: часть стола была усыпана купюрами различ-ного достоинства, мы несколько раз пытались сами сосчитать, но не получалось. Официантка терпеливо ждала 5 минут, когда мы посчитаем деньги в стопке, но каждый раз мы сбивались. Наконец, она не выдержала и попросила дать ей возможность это сделать - типа, ей привычнее... Ну, что ж, и у неё получилось только на третий раз. Счёт, кстати, оказался почти на миллион белорусских рублей.

Ну, а дальше особо ничего интересного не было, мы покинули город и крутили педали по хорошему асфальту до вечера. На ночёвку встали рядом каналом и посадками. Вода в канале была цвета крепко заваренного чая, но течение оказалось довольно сильным, и, что удивительно, дно было песчаным. В общем, было где покупаться и постираться.

Проехали за день 78 км.

(Продолжение следует)

Вадим Щербаков.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ ТУРИЗМА, ПУТЕШЕСТВИЙ И АВТОРСКОЙ ПЕСНИ

29-30 июля в Сердобском районе Пензенской области близ села Куракино состоится 17-й Межрегиональный фестиваль авторской песни «Хопёр-2017». Руководитель фестиваля Алексей Марьин. Организуется выезд на автобусе Дмитрия Васина (при наличии желающих). На обратном пути планируется заезд в пещерный монастырь «Сазанье». Добро пожаловать, будет нескучно!

Спортивно-туристский клуб путешественников «Пенза».

Путешествие в прошлое

Пензенцы зимой по Кольскому

Пензенцы отправились зимой по Кольскому полуострову, когда везде наступала весна. Конец марта. Всё чаще припекает солнце, съёживаются сугробы, и с сосулек капают прощальные слёзы зимы. Без лыжников опустел лес. Одним словом, зима кончилась не только по календарю, поэтому удивлённо смотрели на нас горожане, когда мы с огромными рюкзаками и зачехлённымилыжамиспешили к вокзалу.

Для нас, туристов Пензенского завода ВЭМ, день отъезда был той чертой, которая положила конец полугодовой подготовке, всем хлопотам и бесчисленным мелочам. А в маршрутной книжке значилось, что с 20 марта начинается туристский поход третьей категории трудности по Кольскому полуострову, посвящённый 100-летию со дня рождения В.И.Ленина.

Сцена прощания со стороны выглядела обычно: звенела гитара, звучали песни. Немного грустны провожающие. Им хотелось напоследок сказать ребятам что-то нужное и особенное, а нам хотелось, чтобы поезд немедленно трогался и мчался без остановок до самого Кольского…

- 12 -

Но маршрут начался только через трое суток, в солнечном северном городе Кировске. Из десяти походных дней первый день запомнился больше всех. Может, оттого, что он был первый, а может, потому, что был самым трудным. Хотя мы и много тренировались дома, но длинный и нудный подъём по ущелью Рамзая с рюкзаком весом 30 килограммов окончательно нас вымотал. Когда же, наконец, достигли перевальной точки, начался такой же длинный, как и подъём, спуск. Казалось бы, на первый день хватит, нужно разбивать лагерь и отдыхать. Но мы находились в тундровой зоне, где ничего не было, кроме снежной пустыни, да редких кустиков карликовой берёзы, а чтобы попасть в лес, где много сухостоя, можно отогреться у костра и приготовить ужин, нужно перевалить через один из самых сложных перевалов, носящий имя первого картографа Хибин, финского топографа Петрелиуса. Немного отдохнув и подкрепившись сахаром, решили брать перевал…

Медленно, часто отдыхая, шли мы к перевалу. Припекало щедрое горное солнце, лёгкий ветерок освежал вспотевшее лицо, и от всего этого приходили бодрые мысли, что вот сейчас доберёмся до перевала, затем несколько минут спуска в долину, а там костёр, горячий чай…

С такими мыслями мы почти достигли перевала, когда неожиданно сменилась погода. Словно чья-то могучая рука задёрнула тучами солнце, расшвыряла колючий снег, а когда наша группа поднялась, наконец, на узкое плато, стало почти темно. «Гвоздем» всей этой программы был неожиданно крутой, около 50 градусов спуск в несколько сот метров. И вот здесь, от безвыходности положения, от того, что путь только один – вниз, открылось знаменитое «второе дыхание». Недолго раздумывая, мы начали спуск. Серпантином вилась за нами лыжня, которую жадно зализывала пурга. Только через сорок минут мы оказались внизу, затем немного передышки, и после приятного спуска по долине был разбит лагерь.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...