Изобретение ядерного оружия и влияние этого на дальнейшее развитие международных отношений в мире. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Изобретение ядерного оружия и влияние этого на дальнейшее развитие международных отношений в мире.

2017-07-31 1931
Изобретение ядерного оружия и влияние этого на дальнейшее развитие международных отношений в мире. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Среди всех изобретений человечества ядерное оружие, несомненно, наиболее смертоносно и опасно.

Впервые испытанное США в июле 1945 г. и в первый и пока последний раз примененное в Японии в августе того же года, оно продолжает поражать своей разрушительной мощью. С его появлением мир вошел в новую эпоху, ключевым событием которой стало почти полувековое противостояние двух ядерных сверхдержав. Однако от развертывания ядерной войны спасал принцип взаимно гарантированного уничтожения – и США, и СССР понимали, что выиграть им не удастся. В результате принцип сдерживания стал краеугольным камнем политики двух сверхдержав в эпоху «холодной войны».

17 июля Трумэн и Черчилль в Потсдаме получили странное известие:

«Младенцы благополучно родились».

Это сообщение возвещало начало новой эры в истории человечества – атомной эры.
Западные лидеры были извещены об успешном испытании в пустыни Нью-Мексико первой атомной бомбы, которая во многом изменила расстановку сил, и особенно планы Запада в отношении Японии и СССР.

Американцы понимали, что для окончательного разгрома Японии необходима крупная переброска войск на японские острова. Кроме того, аналитики предполагали, что при использовании прежних методов, война растянется до кон. 1946 г., и унесёт ещё более миллиона солдат союзников.

Это не устраивало ни Вашингтон, ни Лондон, и Трумэн принял решение об использовании против Японии атомного оружия. 6 августа 1945 г. американские самолёты сбросили атомную бомбу «Малыш» (урановая) на японский город Хиросима. В одно мгновение более 64 тыс. мирных жителей погибло или оказалось при смерти. Подобного результата не предполагали даже сами разработчики. Чтобы убедить японцев в большом запасе подобных бомб, хотя их было создано всего две, американцы решили предпринять ещё одну бомбардировку, выбрав для этого крупный промышленный центр Кокура.

Город Кокура спасла облачность, и 9 августа бомба «Толстяк» (плутониевая) была сброшена на запасную цель – г. Нагасаки.

Эти акции унесли сотни тысяч человеческих жизней, и бóльшую часть не в дни бомбардировок, а в последующие годы, на протяжении нескольких поколений вплоть до наших дней.

Новое оружие позволяло западным союзником не только быстрее вынудить Японию на капитуляцию, но и решить эту проблему без участия СССР, лишив её возможности усилить своё влияние в тихоокеанском регионе.

Применение ядерного оружия в войне против Японии имело не военное, а чисто политическое значение. Оно было призвано показать всему миру силу США, единственной страны, обладавшей сверхмощным оружием. Проведение ядерной бомбардировки двух городов за три дня до и в день вступления СССР в войну было затем использовано и для того, чтобы показать миру, что победы над Японией добились Соединенные Штаты, принизить роль в ней Советского Союза, разгромившего миллионную Квантунскую армию в течение трех недель.

В сентябре 1949 г., после испытания Советским Союзом атомной бомбы, американской монополии на атомное оружие пришел конец. Наличие у Советского Союза атомного оружия означало, что если оно не будет запрещено, причем в ближайшее время, то начнется новый виток гонки вооружений – атомный, причем за двумя странами – США и СССР – в разное время последуют и другие. Как известно, так и получилось. С окончанием монополии США на атомное оружие кончился один период противостояния двух держав и их союзников и начался другой. В соответствии с этим и проблема разоружения получила новое, более сложное содержание. В новый период, к сожалению, вступила и гонка вооружений.

Так С одной стороны наращивание ядерного потенциала всё ближе и ближе подводило человечество к грани ядерной войны, а с другой – именно наличие атомного оружия у обеих сторон сыграло роль сдерживающего фактора, т.к. отсутствие эффективной обороны удерживало стороны от упреждающего удара.

Создание ядерного оружия означало в широком плане исчезновение возможности победы для какой-либо из сторон, что на протяжении всей предыдущей истории человечества являлось непременным условием ведения войн.

Эти факторы привели к закономерной смене циклов в международных отношениях: соперничество супердержав подгоняло гонку вооружений и в определённый момент приводило к такому обострению отношений, что возникала реальная угроза начала III Мировой войны, которая при наличии ядерного вооружения не давала ни одной из сторон никаких гарантий на победу. Это и заставляло сверхдержавы идти на компромиссы и смягчение напряженности.

Во второй половине 1940-х – первой половине 1950-х годов исследователи и политики уже задумывались о контроле над ядерным оружием. В частности, рассматривались следующие основные варианты. (1) Создание системы нераспространения ядерного оружия, ограничения и сокращения его арсеналов. Данное направление деятельности в итоге стало доминирующим, так как были подписаны и Договор о нераспространении ядерного оружия и различные договоры об ограничении и сокращении ядерного оружия между США и СССР.

   (2) Отказ от попыток контроля ядерного оружия и создание «зонтика» от возможного ядерного удара в виде систем противоракетной обороны. Данное направление также получило развитие, однако ввиду высокой стоимости разработки и размещения подобной системы этой возможностью воспользовались только СССР и США, ограничив, тем не менее, территорию размещения подобных противоракетных систем.

   (3) Передача ядерного оружия под международный контроль, например, созданной в тот же период Организации Объединенных Наций. Однако неспособность стран-членов ООН договориться о коллективном использовании обычных вооруженных сил, делает данную возможность весьма туманной.

   (4) Полный запрет на разработку и обладание ядерным оружием. Вариант внешне несостоятельный, так как не было действенных инструментов верификации и соответственно абсолютно никаких гарантий, что отдельные государства не будут в тайне держать у себя ядерное оружие.

   Хотя идея полного ядерного разоружения не нашла тогда своего практического воплощения, она тем не менее присутствует в некоторых международных документах эпохи «холодной войны». Первые конкретные шаги к полному ядерному разоружению были сделаны уже на излете «холодной войны» М.С.Горбачевым и Р. Рейганом на встрече в Рейкьявике в 1986 году, где оба лидера согласились с тезисом, что необходимо избавиться от ядерного оружия. Однако военный истеблишмент США и СССР, для которых ядерное оружие было основой военной мощи и престижа, не поддержал данную инициативу. Через пять лет распался Советский Союз, а для молодой и слабой России ядерное оружие стало одним из немногих оставшихся символов государственного величия на мировой арене. Исторический момент был упущен.

 

 

46.Основные этапы «холодной войны» их содержание.

К концу Второй мировой войны Советский Союз обладал огромным авторитетом на международной арене. Это способствовало усилению левых сил во многих странах Запада. Так, первые послевоенные выборы в Великобритании, состоявшиеся в июле 1945 г., принесли успех лейбористам. Консерваторы, которых возглавлял легендарный У. Черчилль, потерпели поражение. Больших успехов в Европе добились коммунисты - их число.

16 июля 1945 г. в штате Нью-Мексико (пустыня Аламогордо) США впервые провели успешное испытание атомного заряда. 6 и 9 августа 1945 г. атомной бомбардировке подверглись японские города Хиросима и Нагасаки. Атомная бомба появилась на свет и придала американскому превосходству над СССР несомненный и угрожающий характер.

Советское руководство предприняло попытку ликвидировать монополию США на атомное оружие, тем более, что заделы в этой области имелись. уже В СЕНТЯБРЕ 1949 Г., ПОСЛЕ ИСПЫТАНИЯ СОВЕТСКИМ СОЮЗОМ АТОМНОЙ БОМБЫ, АМЕРИКАНСКОЙ МОНОПОЛИИ НА АТОМНОЕ ОРУЖИЕ ПРИШЕЛ КОНЕЦ. НАЛИЧИЕ У СОВЕТСКОГО СОЮЗА АТОМНОГО ОРУЖИЯ ОЗНАЧАЛО, ЧТО ЕСЛИ ОНО НЕ БУДЕТ ЗАПРЕЩЕНО, ПРИЧЕМ В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ, ТО НАЧНЕТСЯ НОВЫЙ ВИТОК ГОНКИ ВООРУЖЕНИЙ – АТОМНЫЙ, ПРИЧЕМ ЗА ДВУМЯ СТРАНАМИ – США И СССР – В РАЗНОЕ ВРЕМЯ ПОСЛЕДУЮТ И ДРУГИЕ. КАК ИЗВЕСТНО, ТАК И ПОЛУЧИЛОСЬ. С ОКОНЧАНИЕМ МОНОПОЛИИ США НА АТОМНОЕ ОРУЖИЕ КОНЧИЛСЯ ОДИН ПЕРИОД ПРОТИВОСТОЯНИЯ ДВУХ ДЕРЖАВ И ИХ СОЮЗНИКОВ И НАЧАЛСЯ ДРУГОЙ. В СООТВЕТСТВИИ С ЭТИМ И ПРОБЛЕМА РАЗОРУЖЕНИЯ ПОЛУЧИЛА НОВОЕ, БОЛЕЕ СЛОЖНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. В НОВЫЙ ПЕРИОД, К СОЖАЛЕНИЮ, ВСТУПИЛА И ГОНКА ВООРУЖЕНИЙ.

Так, соревнование двух систем, начавшись в 1917 г., перешло в новую фазу, атрибутом которой стала гонка вооружений. В СССР силы и средства были вложены в ВПК и на поддержку режимов социалистической ориентации. Послевоенный мир погружался в состояние "холодной войны". Первым сигналом к ней послужила знаменитая речь экс-премьера Великобритании У. Черчилля, произнесенная 5 марта 1946 г. в городе Фултон в присутствии и с одобрения президента США Г. Трумэна. Речь была выдержана в агрессивных тонах и стала прологом к поляризации мира. так Европа оказалась окончательно разделенной: с одной стороны СССР и его союзники, а с другой - США со своими партнерами.

Одним из центральных вопросов мировой политики и "холодной войны" в течение многих лет оставалась германская проблема. Вопрос о будущем Германии был в центре обсуждения на Крымской (Ялтинской), а также на Потсдамской (Берлинской) конференциях. В результате Германия оказалась разделена на 4 зоны оккупации: советскую, американскую, английскую и французскую. Берлин получил особый статус - был расчленен на 4 сектора во главе с комендантами, подчиненными Контрольному совету, которым руководили командующие оккупационными войсками. Во всех зонах оккупации Германии осуществлялась политика "трех Д" - демилитаризация, демократизация, денацификация (уничтожение остатков фашизма). Разумеется, в советской зоне оккупации проводилась политика, направленная на усиление влияния левых сил: была осуществлена земельная реформа, прошли выборы в местные органы власти, разрешена деятельность некоторых политических партий.

12 марта 1947 г. была провозглашена "доктрина Трумэна", предусматривавшая оказание военной помощи США тем странам, над которыми нависла "коммунистическая угроза". Наряду с речью Черчилля, эта доктрина стала своеобразным запалом к "холодной войне".

4 апреля 1949 г. США и Канада подписали вместе с 10 западноевропейскими странами Североатлантический пакт - НАТО. В том же году ТАСС сообщило, что у Советского Союза имеется атомное оружие. Это означало, что американской монополии на атомную бомбу пришел конец.

Взаимоотношения СССР с "лагерем социализма" в первые послевоенные годы тоже не всегда складывались просто и легко. Так, в 1948 г. стал фактом разрыв отношений Советского Союза и Югославии, что оказало ошеломляющий эффект на мировое сообщество, 29 июня 1948 г. "Правда" сообщила о положении дел в компартии Югославии, Руководство этой страны обвинялось в проведении враждебной СССР политики и в предательстве дела социализма. Роковую роль в конфликте сыграл великодержавный образ мыслей и действий Сталина, его стремление взять под контроль восточноевропейские страны, нетерпимость к инакомыслию. Не дождавшись покаяния лидера югославских коммунистов И. Тито, Сталин еще больше укрепился в решимости предать его "идеологическому суду". В 1949 г. все договоры о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве между двумя странами были разорваны. В конце 40-х гг. радикально изменилась ситуация в Азии. Многолетняя гражданская война в Китае, освобождённом от японских захватчиков, завершилась победой компартии Китая, возглавляемой Мао Цзэдуном, над сторонниками партии Гоминдан, руководимой генералиссимусом Чан Кайши. Последний с остатками своей армии эвакуировался на остров Тайвань и при американской поддержке укрепил на его территории свою власть. 1 октября 1949 г. в Пекине была провозглашена Китайская Народная Республика (КНР), объединившая территорию континентального Китая. Таким образом, возникла проблема "двух Китаев". Мао Цзэдун заявил о присоединении КНР к антиимпериалистическому лагерю, возглавляемому СССР, в расчёте на помощь с его стороны. В феврале 1950 г. в Москве был подписан советско-китайский договор на 30 лет, в соответствии с которым стороны обязывались предоставлять друг другу любую помощь, включая военную, если одна из договаривающихся сторон подвергнется агрессии. Китай получил кредит в размере 300 млн. долларов, помощь советских специалистов, а СССР передал свои права на КВЖД и военно-морские базы в Порт-Артуре и Дальнем.

Одним из ключевых моментов начального этапа холодной войны стала война в Корее. после попытки ориентировавшейся на СССР Северной Кореи (КНДР) оккупировать весь полуостров началась Корейская война (1950-1953).

Южной Корее помогали американские войска, действовавшие под флагом ООН, Северная Корея получила помощь из СССР, направившего в Корею своих летчиков и других военных специалистов, и из Китая (сотни тысяч военнослужащих этой страны, формально считавшиеся "добровольцами", приняли непосредственное участие в боевых действиях).

Война осталась локальной и не переросла в масштабное столкновение держав. После смерти Сталина в 1953 г. было заключено соглашение, восстановившее довоенное положение сторон конфликта.

В годы Корейской войны СССР стоял на грани непосредственного вооружённого столкновения с США. Лидеры двух сверхдержав делали вид, что не замечают, как их подданные стреляют друг в друга. Ни та, ни другая сторона не решалась выйти за рамки локального конфликта — ведь иначе возникла бы более чем реальная опасность применения ядерного оружия (с непредсказуемыми последствиями).

 

49.Сущность и содержание «Плана Маршалла».

5 июня 1947 г. Госсекретарь США Джордж Маршалл предложил практический план укрепления европейских демократий. В основе «Плана Маршалла» лежало понимание, что коммунистическая идеология развивается только в неблагополучных с экономической точки зрения обществах. Поэтому госсекретарь предлагал США перейти к оказанию срочной финансовой и экономической помощи европейским странам, идущим по пути строительства западной демократии.

Летом того же 1947 г. на совещании СМИД – министров иностранных дел Великобритании, Франции и СССР – Советский Союз подверг критике идею плана, рассматривая его в качестве механизма вмешательства во внутренние дела европейских стран, раскола Германии и разделения Европы на две противостоящие группы государств. Отказ от участия в плане Маршалла СССР был поддержан зависимыми от него Албанией, Болгарией, Венгрией, Польшей, Румынией, Чехословакией, Югославией, Финляндией.

В середине июля 1947 г. на Парижской конференции 16 европейских стран был учрежден Комитет европейского экономического сотрудничества. Его главная задача сводилась к составлению на основе подробных отчетов о состоянии экономики, валютных резервов, военных разрушений, восстановительных работах, сводной заявки на американскую помощь, суммарно выразившуюся в 29 млрд. долл.

Почти год потребовался для принятия американским конгрессом в апреле 1948 г. «Закона о помощи иностранным государствам» Оказание экономической «помощи» осуществлялось на основе двусторонних соглашений при соблюдении довольно жестких условий. Среди них:

- отказ от национализации промышленности,

- предоставление свободы частного предпринимательства,

- одностороннее снижение таможенных тарифов на импорт американских товаров,

- вывод коммунистов из состава правительства,

- ограничение торговли со странами «просоциалистической ориентации» и т.д.

Специально созданная в США администрация экономического сотрудничества осуществляла контроль за реализацией плана Маршалла.

За 4 года выполнения плана Маршалла (1948-1951 гг.) США оказали европейским странам помощь в объеме около 17 млрд. долл. Причем, более 2/3 этой суммы выпали на долю четырех ведущих европейских стран – Великобритании, Франции, Италии, ФРГ. В то же время Западная Германия из былого агрессора превратилась в союзницу стран-победительниц, которой США оказывали явное предпочтение.

Вместе с тем, пожалуй, не стоит рассматривать план Маршалла исключительно как продовольственную помощь, хотя поставки продовольствия наряду с топливом и удобрениями в рамках этого плана действительно составили 70% всей помощи. Объективности ради следует отметить, что главный смысл плана заключался в подпитывании слабых европейских экономик, создании условий для собственного возрождения: быстрого развития внутриевропейской торговли, активизации наиболее эффективных производственных мощностей для достижения ускоренного выпуска продукции через межотраслевую кооперацию, укрепления своих валют и восстановления доверия к ним.

Высокая результативность плана Маршалла в сочетании с реализацией собственных экономических программ послевоенного возрождения проявилась в росте выпуска продукции в базовых отраслях за 1947–1950 гг. более чем наполовину.

Свидетельством успешного выполнения программы экономического возрождения западноевропейских стран служит и рост экспорта. Прогрессивные изменения затронули и структуру экспорта. На 40% вырос западноевропейский вывоз продукции. В свою очередь, поставка из США оборудования для традиционных отраслей не только укрепила базовые отрасли, но и создавала ощутимые предпосылки для повышения конкурентоспособности потребительских секторов экономики, энергичного поворота к перспективным технологиям и даже экспорту качественных материалов для новейших отраслей из Европы в США.

Вместе с тем, на фоне обострения международной обстановки после 2-й мировой войны, уже в 1951 г. план Маршалла стал превращаться в программу оказания помощи военного характера, способствовал послевоенному расколу Европы, формированию военно-политического блока западных государств, усилению «холодной войны,» зависимости западноевропейских государств от США.

На это был нацелен принятый в 1951 г. закон о взаимном обеспечении безопасности. На основе двусторонних соглашений он содействовал внешней политике через безвозмездные субсидии и поставку американских товаров и материалов. Однако страны-получатели, со своей стороны, вынуждены были предоставлять свою территорию для американских военных баз и прекратить торговлю так называемыми стратегическими товарами с социалистическими странами.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.