Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста

2017-07-25 230
Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В старшем дошкольном возрасте (5,5-7 лет) отмечается бур­ное развитие и перестройка в работе всех физиологических сис­тем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокрин­ной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характерис­тикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка в период от 5,5 до 7 лет свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, пред­полагающую более интенсивные умственные и физические нагруз­ки, связанные с систематическим школьным обучением. Формиру­ется физиологическая готовность ребенка к обучению в школе.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психичес­ком развитии ребенка: в этот период жизни начинают формировать­ся новые психологические механизмы деятельности и поведения.

В этом возрасте закладываются основы будущей личности: фор­мируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые со­циальные потребности (потребность в уважении и признании взрос­лого, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела, быть «взрослым»; потребность в признании сверстников: у стар­ших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время — стремление в игре и дру­гих видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потреб­ность поступать в соответствии с установленными правилами и эти­ческими нормами и т.д.); возникает новый (опосредованный) тип мотивации — основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как «надо» (хочется посмот­реть «мультики», но мама просит поиграть с младшим братом или сходить в магазин; не хочется убирать игрушки, но это входит в обязанности дежурного, значит это надо делать и т.д.).

На седьмом году жизни ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются устойчивая самооценка и соответству­ющее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности (одним свойственно стремление к успеху и высоким достижениям, а для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний).

Старший дошкольный возраст — период активного развития и становления познавательной деятельности. Маленький ребенок 3-4 лет активно действует с предметами, старший дошкольник стремится узнать как эти предметы устроены, для чего они предназ­начены, пытается установить (с помощью взрослого) взаимосвязи предметов и явлений действительности, задает очень много вопро­сов о том, как устроен человек, о работе различных механизмов, о явлениях природы, о строении вселенной и т.д. К концу дошколь­ного возраста дети отдают явное предпочтение интеллектуальным занятиям перед практическими. Детей привлекают головоломки, кроссворды, задачки и упражнения в которых «нужно думать». Разрозненные, конкретные малоосознаваемые впечатления об ок­ружающей действительности становятся все более четкими, ясными и обобщенными, появляется некоторое целостное восприятие и ос­мысление реальности, возникают зачатки мировоззрения.

В этот период происходят значительные изменения структуры и содержания детской деятельности. Начиная с подражания взросло­му, через расцвет сюжетно-ролевой игры, ребенок приходит к овла­дению более сложными видами деятельности, требующими нового, произвольного уровня регуляции, основанного на осознании целей и задач деятельности и способов их достижения, умении контроли­ровать свои действия и оценивать их результат (труд и учение). Если для маленького ребенка важен лишь результат (нарисовать домик, снеговика, построить башенку), его внимание не концентри­руется на способах выполнения действия, то старшему дошкольни­ку доступно принятие учебной задачи, он уже понимает, что выпол­няет то или иное действие для того, чтобы научиться выполнять его правильно. Ребенок 6-7 лет может использовать усвоенный способ действия в новых условиях, сравнить полученный результат с образцом, увидеть расхождения. Ребенок 3-4 лет, сравнивая свой рисунок или поделку с образцом, скажет, что у него получилось такая же и всегда оценит свою работу только положительно. Для малень­кого ребенка важно «что» он делает, а для старшего дошкольника — «как» это надо делать, каким способом.

Эти изменения в детском сознании приводят к тому, что к кон­цу дошкольного возраста ребенок становится готовым к приня­тию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных зна­ний. Иными словами, у него формируется психологическая и лич­ностная готовность к систематическому школьному обучению.

Следует подчеркнуть, что эти важные для дальнейшего разви­тия изменения психики ребенка не происходят сами по себе, а являются результатом целенаправленного педагогического воз­действия. Давно замечено, что так называемые «неорганизован­ные» дети, если в семье не созданы необходимые условия, отста­ют в своем развитии от сверстников, посещающих детский сад.

Некоторые авторы предлагают отказаться от задачи подготовки дошкольников к школе, так как это, по их мнению, «отрицает самоценность проживания эпохи детства». С этим трудно согла­ситься. Во-первых, любой период жизни человека обладает само­ценностью и уникальностью. Во-вторых, психическое развитие это стадиальный процесс, имеющий кумулятивный (накопительный) характер. Это значит, что переход на более высокую ступень раз­вития возможен только тогда, когда на предыдущей стадии сфор­мированы необходимые для этого предпосылки — возрастные но­вообразования. Если к концу возрастного периода они не сформи­рованы, то в этом случае говорят об отклонении или задержке в развитии. Следовательно, подготовка ребенка к школьному пе­риоду развития — одна из важнейших задач дошкольного обучения и воспитания. В-третьих, главным условием полноценного разви­тия в детском возрасте является целенаправленное и осознанное руководство со стороны взрослых — педагогов и родителей. А это, к свою очередь, возможно лишь тогда, когда работа с ребенком построена на ясном понимании закономерностей психического раз­вития и специфики последующих возрастных этапов, знании того, какие возрастные новообразования являются основой дальнейше­го развития ребенка [18, 25, 30].

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.