Проблемы мотивационного характера. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Проблемы мотивационного характера.

2017-07-25 656
Проблемы мотивационного характера. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В настоящее время существует ряд проблем мотивационного характера, связанных с низким престижем географии как таковой в школе и обществе в целом; непониманием и недооценкой значимости географического образования для повседневной жизни и деятельности человека; невостребованностью географии как предмета на вступительных экзаменах, в том числе в профильных вузах. Недостаточно дидактически обоснованный отбор содержания в школьной географии, равно как и отсутствие критериев этого отбора, приводят к переизбытку географической информации, затрудняющему её усвоение и зачастую выходящему далеко за рамки общего образования. В существующих курсах практически не реализуется важнейшая интеграционная, межпредметная функция географии, позволяющая акцентировать географическую составляющую современных геополитических, геоэкологических, социальных и экономических процессов, способствующая повышению предметной учебной мотивации и интереса к изучению географии среди учащихся.

Проблемы содержательного характера

Содержание реализуемого в настоящее время географического образования требует актуализации в соответствии с задачами формирования национальной идентичности и патриотического воспитания молодежи, обозначенным в данной Концепции, а также ряде других действующих стратегических документов. Настоятельно необходимо повышение значения курса «География России» в системе школьного географического образования. Курс «Экономическая и социальная география мира», рассчитанный на изучение в старшей школе, нуждается в обновлении с учетом процессов глобализации, а также требует совершенствования с целью фокусирования на формировании у школьников целостного представления о роли России в окружающем мире. Действующим базисным учебным планом география как учебная дисциплина включена в учебную область «Общественные науки», в то время как содержание предмета в значительной степени соответствует области естественно-научных дисциплин. Синтетический, междисциплинарный характер географической науки является основанием для её включения как в общественно-научную, так и в естественно- научную образовательные области. В содержании школьного географического образования явно недостаточное внимание уделено географии человеческой деятельности, недооценено значение проведения школьниками комплексных междисциплинарных конструктивно-географических исследований. Недостаточное внимание уделено повторению и закреплению материала в течение всего периода обучения. Как следствие полученные на начальных стадиях обучения практические навыки решения географических задач утрачиваются ко времени окончания школы. Важнейшей проблемой является отсутствие научно обоснованных представлений о базовом минимуме необходимой для усвоения учащимися информации, утвержденных перечней-минимумов основных понятий, терминов, закономерностей, географической номенклатуры. От ее решения зависят объективность и качество контроля знаний выпускников, а также само понятие единого в масштабах территории страны образовательного пространства.

Методические проблемы

Требуют совершенствования методики и приемы формирования и поддержания высокой учебной мотивации обучающихся к изучению географии, в том числе с учетом развития современных информационно- коммуникационных технологий. В практике школьного географического образования недостаточно используются практикоориентированные технологии (в т.ч. базовые для географии геоинформационные и дистанционные), основанные на проектно-исследовательской, игровой, коммуникативной, самостоятельной деятельности, позволяющие обучить ключевым умениям и навыкам, таким как проведение опытов, многофакторного анализа, выявление причинно-следственных связей, прогнозирование, создание моделей развития территории, природопользования, зеленой экономики. Требуют раскрытия идеи развития индивидуальности, творческой инициативы, опыта обучающихся средствами географии. Кадровые проблемы

В связи с низким престижем профессии учителя географии данное направление педагогической подготовки мало востребовано среди выпускников старших классов общеобразовательных учреждений. Из-за отсутствия конкуренции и низкого проходного балла в педагогические вузы, в том числе на географические специальности, поступают выпускники школ со слабым уровнем подготовки. Отсутствие конкурса и неудовлетворительная базовая подготовка абитуриентов, поступающих в вузы на географические и смежные специальности (учитель географии, географ, геоэколог и др.), неизбежно приводят к нарушению смены поколений и кадровому дефициту. Системы подготовки студентов по направлениям географических и педагогических специальностей, дополнительного образования и переподготовки учителей географии недостаточно эффективны и направлены в основном на ликвидацию пробелов содержательного характера, а не на освоение новых технологий географического образования. Преподаватели образовательных учреждений высшего образования, в большинстве своем, оторваны от современных направлений географических исследований, не владеют информацией о последних открытиях и достижениях в сфере географии. Значительная часть выпускников по окончании педагогического вуза не работает по специальности.


 

 

2ВОПРОС Сущность и значение эколого-географического образования школьников

2) География является одной из основополагающих дисциплин, служащих для формирования национальной идентичности человека. Для гражданина России географические знания играют особую роль, что обусловлено длительной историей формирования Российского государства, размерами и географическим положением его территории, природным, этническим и историко-культурным разнообразием, а также традиционно сложившейся ресурсной ориентацией экономики. Географическая информация является необходимой базой для выявления и решения проблем, возникающих в процессе взаимодействия человечества с окружающей средой (ухудшение здоровья людей; недостаточная обеспеченность населения продуктами питания и водой; негативные последствия климатических изменений; загрязнение окружающей среды, ограниченность природных ресурсов и другие).

Качественная система географического образования и просвещения необходима любому государству, стремящемуся к интенсивному развитию национальной науки, культуры, экономики и к достойной роли в мировой политике и экономике. Такая система призвана обеспечивать: – подготовку грамотных специалистов не только в области географических наук, но и в сферах экономики, государственного и муниципального управления, обороны и безопасности, территориального планирования, рационального природопользования, инженерии, международных отношений, журналистики, туризма, экологии и др. – должный уровень образования и воспитания молодежи, формирование у нее понятий гражданственности, патриотизма, внимания к национальным истокам, социальной ответственности, географической грамотности, экологической культуры. Школьное образование является базисным для всей системы географического образования. Преподавание географии в школе должно основываться на формировании яркой и образной картины мира, не привязанной к заучиванию значительных массивов статистических данных и номенклатуры, а также на получении практических навыков использования географической информации. Примеры реализации такого подхода имеются как отечественной, так и в зарубежных педагогических системах (например, в Германии). При этом система географического образования и просвещения, сложившаяся в России на протяжении многих лет, в настоящее время находится в состоянии деградации, что проявляется, в частности, в постоянном уменьшении количества часов, выделяемых на преподавание географии в основной и старшей школе. Внедрение новой системы географического образования должно обеспечить преемственность достижений русской и советской школы преподавания географии, ликвидировать существенные недостатки, проблемы и противоречия, имеющие место в настоящее время


 

3)Возникает вопрос: в чем причины столь глубоких расхождений между учеными-географами во взглядах на свою науку? Одна из причин, чисто объективная, заключается в том, что развитие географии в разных странах шло неодинаковыми путями и это сказалось на ее специфическом современном состоянии. Существенные различия в самом объеме географического знания наблюдаются между наукой в нашей стране и странах Запада, особенно англоязычных. Так сложилось, что в США и ряде других стран на протяжении всего нынешнего столетия в географии преобладало антропоцентрическое направление и, в сущности, была потеряна физическая география. Такое положение вещей отчетливо отражается в тех определениях географии, которые выше приводились.

Отечественной географии присуща давняя и глубокая естественнонаучная традиция. Успехи физической географии в нашей стране признаны во всем мире. Этим, однако, ни в какой мере не ущемляются интересы и значение социально-экономической географии. Фактически география в нашей стране сложилась в обширную и сложную «двуединую» систему знаний, что более или менее удачно отразилось в ряде приведенных определений географии 60–80-х годов. Но в самой этой обширности и разнородности сферы географии заложено серьезное противоречие: с расширением объема географических знаний ослаблялась связь между отдельными направлениями и отраслями, углублялась дифференциация отечественной географии, и становилось все труднее охватить ее единым определением.

Как мы видели, география никогда не была единой наукой и, по выражению В. В. Докучаева, расплывалась во все стороны. Этот процесс «расплывания» отнюдь не пошел на убыль в последнее время. Число всевозможных «географий» все множится. Появились «география сервиса», «география сферы обслуживания», «география изобретательской и рационализаторской деятельности», «электоральная география» (изучающая территориальную дифференциацию результатов выборов в органы власти) и т. д. Заметим, что все эти новые дисциплины относятся к сфере социально-экономической географии и уходят далеко за пределы интересов физико-географов, усиливая центробежные тенденции в нашей науке. Эти тенденции вызывают серьезные опасения у многих специалистов. По мнению одного из эстонских географов, «географии угрожает опасность «растечься» и превратиться в туманное образование, не имеющее связующей теоретической основы»[7]. Некоторые авторы полагают, что сейчас нет оснований говорить о географии даже как о системе наук, так как у нее отсутствует единая концепция и различные географические концепции противоречат друг другу.

Не раз уже обращалось внимание на то, что наши научные географические журналы представляют собой довольно механические наборы статей разнообразной тематики, не имеющих общего «стержня» и представляющих интерес лишь для узких специалистов совершенно разного профиля. В одном и том же выпуске журнала соседствуют, например, такие статьи: «О масштабах пассатной циркуляции» и «Реурбанизация в Западной Европе и США» или «Перестройка гидрографической сети Внутреннего Тянь-Шаня в позднем плейстоцене» и «Территориальная расстановка партийно-политических сил во Франции». У вдумчивого читателя не может не возникнуть вопрос: что общего между пассатами и урбанизацией или между палеогидрографией и партийно-политической борьбой? И на каких основаниях все это отнесено к географии? В географических сборниках обсуждаются проблемы изменения структуры семьи, будущего амортизированного жилого фонда, поведения городских жителей во время отпуска и многое другое. География стала воистину всеядной. Немудрено, что объединить столь разные предметы общим определением не только трудно, но и практически невозможно. Не случайно некоторые американские географы, отчаявшись в попытках сформулировать приемлемое определение географии, пришли к полушутливому-полусерьезному заключению: «География – это то, чем занимаются географы». Отечественные географы оказываются в еще более затруднительном положении, так как у нас география более сложна и многопредметна, чем в США.

Беспредельное разрастание сферы географии ведет к тому, что различные ее


4) Основные модели университетской географии в странах мира.

Великобритания

Здесь очень популярные направления по географии так как, выпускники востребованы в разных секторах экономики.

Обучение платное, бюджетных мест нет.

Преподаватели являются куратораторами у студентов (20 чел на одного преподавателя), они могут задавать разные вопросы в любое время. (учеба, поведение, семья, здоровье).

Так же преподаватели на 3м курсе предлагают потенциальное место работы студенту, причем работу подыскивают сами преподаватели.

4 года бакалавриат, прием студентов на экологическое и географическое отделение от 60-130 чел.

Большое внимание уделяется полевой практике. В основном студенты выезжают для изучения природы. На основе практики студенты пишут отчет и оценка за отчет входит в итоговую оценку.

Обучение делится на модули (примерно 6-8 модулей в год), за год 120 зачетных единиц, около 100 зачетных единиц обязательные, остальные на идут на выбор.

 

Лекционных часов мало, в основном студенты занимаются в малых группах, посещают семинары, бывают в лабораториях.

Не забудьте сказать, что премьер министр Великобритании географ!!!!!!

Вот ссылка если что https://istina.msu.ru/media/publications/book/190/c34/26807898/Geography_in_universities_of_the_modern_world.pdf

Британия:

Бакалавриат 3 года, магистратура 1 год, аспирантура — min 3 года (£ 9000, 5000 и 3000 /год) • 1 400 программ подготовки бакалавров и магистров, 30 тыс. студентов • 1–6 программ бакалавриата на Faculty of Science • Департаменты географии, центры, лаборатории; исследовательские группы студентов (research clusters) • Структура подразделений динамична — вызовы времени, кадровая ситуация, предпочтения студентов • Мало лекций: 6–8 в неделю на 1 курсе, 4–5 на 2 и 3 курсах (Кембридж) • Общеобразовательные предметы — в 12–13 классах школы • Все учебные модули и программы по выбору – в виртуальной учебной среде (Blackboard/ WebLearn/ Moodle). • Много письменных работ (3000–5000 слов), экзамены письменные • Полевые практики за доп. плату. 1 курс — однодневные экскурсии, 2 курс — 2 недели (Оксфорд) • Летняя практика после 2 курса для подготовки выпускной работы и/или производственная практика в компаниях (internship) • Популярность географического образования в ежегодных студенческих опросах (National Student Survey) • Перспективы занятости: зарплата бакалавра от £ 20 200 в год (2012)

ГЕРМАНИЯ: особенности высшего географического образования • Крупные институты географии — ок.10 профессоров, самое маленькое отделении географии (Ун-т Гёттингена) — 3 (до 25 студентов на 1 профессора) • Бакалавриат: конкурс на географию в ведущие университеты 5 чел. на 1 место (по баллу выпускного аттестата / Abitur), определяется рейтингом ун-та • 180 кредитов: лекции 25%, учебные семинары 50%, семинары по проектам 10%, практикумы + экскурсии 15%; до 1/3 дисциплин— прикладные; 2/3 дисциплин — обязательные; есть общеобразовательные дисциплины (история, социология…) • Экзамены письменные и устные • Нет выпускного экзамена; итоговая оценка — средневзвешенный балл за все экзамены • До 80% студентов ведущих ун-тов переходят в магистратуру • Специализации магистров: «география» (все реже), «география глобализации», «общественная география, геоурбанистика и региональные исследования», «управление и пространство», «география развития», «экологическая география» • Распространены академические обмены с университетами-партнерами («Эразмус») • Трудоустройство выпускников: градостроительство, региональное планирование, мониторинг, консалтинг (экология, экономика, политика), связи с общественностью, охрана окружающей среды, туризм, помощь развивающимся странам, международные организации, школа • 3/4 выпускников-географов получают постоянную работу с зарплатой > 30 тыс. евро в год (2010 г.) Университетская география-2014 ФРАНЦИЯ: особенности высшего географического образования • Французская школа géographie humaine: университетская география (кафедры географии) – на факультетах общественных и социальных наук • Специализация университетов: метеорология — Тулуза, гидрология — Брест, океанология — Нант, география транспорта — Гренобль, гляциология — Ле- Бурже-дю-Лак, урбанизм — Париж, Лион и т.д. • Наиболее широко распространенная бакалаврская программа— «География и обустройство территории» (>50 университетов) • Главные университеты – «фундаментальные» академические планы, региональные – 50% ГИС + прикладные исследования и изучение своего региона • Специализации магистров: устойчивое развитие, окружающая среда, урбанистика, картография, геоинформатика, геополитика, экология • Agrégation — нац. конкурс на должность преподавателя истории + географии в лицее/вузе (тематическое/региональное эссе по заданной теме, конкурс проектов/досье по темам «Обустройство территории», «Окружающая среда», «Пространство, территория и общество», устный экзамен по истории и географии, анализ карт и исторических документов, урок географии • Трудоустройство выпускников: сфера образования; министерства экологии, энергетики, устойчивого развития, моря; государственные учреждения (например, служба охраны прибрежных зон); заповедники и нац.парки; органы местного самоуправления; бюро урбанизма и местного развития. • Начальная зарплата выпускника магистратуры — 1800–2000? в месяц


5) структура высшего географического образования в России, примеры университетов, дающих географическое образование

Когда я стала выбирать ВУЗы в Центральном регионе Российской Федерации, то обнаружила, что в России всего лишь 54 ВУЗа, готовящих по специальности «География». И я решила посмотреть, как дело обстоит в странах зарубежья, и заметила, что в странах Европы управленческая и социально – экономическая география, более развиты, чем физическая география, чего нельзя сказать о нашей стране. Чем же это обусловлено? Как происходит процесс образования в других странах?

Географическое образование в России осваивается на 3 ступенях (на примере Калужского Государственного университета имени К.Э. Циолковского):

Бакалавриат – 4 года обучения (5 лет обучения – специалитет) включает в себя:

· комплексные экспедиционные и камеральные исследования по проблемам развития городов и территорий различного уровня,

· проведение географических и экологических экспертиз и диагностики проектов различного типа

Магистратура - 2 года обучения – включает в себя:

· академические и ведомственные научно-исследовательские организации;

· проектные, изыскательские, производственно-экономические, маркетинговые, аналитические, экспертные, консалтинговые отделы, центры, бюро, департаменты и службы организаций;

· Федеральные и региональные органы охраны природы и управления природопользованием (Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Федеральные агентства по недропользованию, водных ресурсов, лесного хозяйства, Федеральная Служба по надзору в сфере природопользования, другие природоохранные ведомства и учреждения);

· Федеральные и региональные учреждения Министерств и ведомств РФ, включая подведомственные им Федеральные службы и агентства (Министерства РФ: регионального развития; по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных

бедствий; экономического развития; транспорта; сельского хозяйства;

· труда и социальной защиты; образования и науки; Федеральное агентство по туризму; Федеральная миграционная служба);

· органы власти и управления Федеральных округов, субъектов РФ, муниципальных образований;

· образовательные организации основного общего, среднего общего, среднего профессионального и высшего образования, а также просвещения населения.

Аспирантура – 3-4 года обучения – включает в себя:

решение проблем, требующих применения фундаментальных и прикладных знаний в сфере Наук о Земле.

1. Сравнение российского географического образования с географическим образованием стран Европы

Подготовка специалистов-географов осуществляется во всех странах мира, где имеются университеты и педагогические институты. Крупными центрами являются старейшие университеты — в Берлине (столице ГДР), Лейпциге, Варшаве, Кракове, Будапеште и др. В крупнейших университетах США (Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско и др.) имеется узкая специализация (геоморфология, метеорология, гидрология, экономическая география отраслей хозяйства); во Франции (Сорбонна и др. университеты) преобладает комплексно-географическая (страноведческая) подготовка географов, большое значение имеет научная школа географии населения и хозяйства; в университетах Великобритании (Оксфорд, Кембридж, Лондон) наряду со страноведением и экономической географией видное место занимает океанография. Французская и испанская модели демонстрируют высокую степень унификации подготовки; специализация формируется только на двух последних годах обучения за счет курсов по выбору. Французский географ готовится как специалист

широкого профиля; предусмотрена сдача квалификационного экзамена, что позволяет выпускникам-географам преподавать курс географии и истории в средней школе.

Компания QS представляет ежегодно рейтинги высшего географического образования университетов по отдельным дисциплинам. В этом рейтинге представлены из 50 28 университетов Западной Европы: 18 университетов – британские, 4 из которых занимают первые места. Вообще, в данном рейтинге представлено много англо – язычных стран: США, Канада, Австралия и т.д. Несколько университетов немецких, японских, 1 университет – китайский. Россия не входит в этот рейтинг.

Вот несколько причин:

· Замкнутость российского образования, его изоляция

· Оценка таких критериев как: публикационная активность преподавателей, работа иностранных лекторов, трудоустройство выпускников

· Академические показатели: соотношение преподавателей и студентов и т.д.



Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.