Из нынешнего положения — Евангелие» — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Из нынешнего положения — Евангелие»

2017-07-25 143
Из нынешнего положения — Евангелие» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Впервые опубликовано: Георгиевский Г., Ромодановская А. Ру­кописи Н. В. Гоголя. Каталог. М., 1940. С. 119. Написано на чистой половине листа письма Н. Н. Шереметевой к Гоголю от 11 февра­ля 1850 г. С текстом письма запись не связана. Печатается по изд.: Переписка Н. В. Гоголя с Н. Н. Шереметевой. М., 2001.

«Одно только здесь ясно...»

Впервые напечатано Г. П. Георгиевским в кн.: Памяти В. А. Жуковского и Н. В. Гоголя. Вып. 3. СПб., 1909.

25 июля (н. ст.) 1845 г. Гоголь писал А. О. Смирновой: «Друг мой, укрепимся духом! Примем всё, что ни посылается нам Богом, и возлюбим всё посылаемое, и, как бы ни показалось оно горько, примем за самый сладкий дар от руки Его. Злое не посылается Богом, но попускается Им для того только, чтобы мы в это время сильней обратились к Нему, прижались бы ближе к Нему, как дитя к матери при виде испугавшего его предмета, испросив у Него сил противу зла. Итак, возрадуемся приходу зла, как возможности при­близиться ближе к Богу. Крестом сложивши руки и подняв глаза к Нему, будем ежеминутно говорить: “Да будет воля Твоя”, и всё примем, благословляя и самую тоску, и скуку, и тяжкую болезнь».

«Когда бы нас кто-нибудь назвал лицемером...»

Впервые напечатано в кн.: Новые пропилеи. Т. 1. М.; Пг., 1923. Отрывок на отдельном листе.

«Хуже всего то, что будешь судить самого себя...»

Этот и следующий отрывок («Почему ж никто не является под­вижником правды...») впервые напечатаны в кн.: Соч. Н. В. Гоголя. 10-е изд. Т. 7. СПб., 1896. Тексты печатаются по автографам.

«Почему нужно хозяйство?»

Этот и следующий отрывок («Отчего дурно хозяйство?») впер­вые напечатаны в кн.: Памяти В. А. Жуковского и Н. В. Гоголя. Вып. 3. СПб., 1909. Тексты печатаются по автографам.

к стр. 407 ...назначенье, данное от Бога, в поте лица снискивать хлеб—

См. коммент, к статье «Русской помещик» (к с. 110).

кстр. 408 Отдали земли в руки управ<ителей> и наемников... — Далее

было: «...которые плохие блюстители земли. Пристрастились к заня­тиям не свойственным, к роскоши и прихотям, и сделали то, что вся жизнь стала городской». Одной из главных причин разорения земли Гоголь называл «абсентеизм» помещиков, т. е. постоянное отсутствие владельцев в своих имениях. «...Русские не должны быть абсентистами, — замечал он в 1838 г. А. О. Смирновой. — В этом отношении англичане подают хороший пример — абсентеизм поме­щиков погубил Ирландию» (Смирнова А. О. Записки. СПб., 1895. Т. 1. С. 45).

...вырубили множество лесов. — В заметке «Рассмотрение хода просвещения России», посвященной периоду, последовавшему за преобразованиями Петра I, Гоголь писал: «Никогда в России не было вырублено столько леса, как в это время ломок, перестроек, вечных

переправок и переделок. Оттого засухи стали сильнее. Высохнувшие реки перестали разливаться и меньше орошать поля». А. О. Смир­нова вспоминала: «Гоголь вздыхал и говорил: «Леса рубят без толку, реки мелеют, а климат все суровее» (Смирнова-Россет А. О. Дневник. Воспоминания. С. 122-123).

Ср. юношеское письмо Гоголя к матери из Нежина 15 декабря 1827 г.: «Разве я не имею твердого неколебимого намерения к дос­тижению цели, с которым можно будет все побеждать, и эти день­ги, которые вы мне будете теперь посылать, не значит ли это отдача в рост, с тем, чтоб после получить утроенный капитал с великими процентами. Продайте тот лес большой, который мне назначен». В конце жизни Гоголь заботился о насаждении новых дерев в родо­вом имении. См., в частности, составленную им заметку «Распреде­ление садовых работ на осень 1848 года и весну 1849».

Что нужно делать весной?— В своих заметках о крестьянском быте Гоголь собрал целый ряд практических рекомендаций для успешного землепользования, основанных на многовековом народ­ном опыте, — приметах, поверьях и обычаях различных областей России. См. его заметки «Егорий весенний», «Никола весенний», «Календарь крестьян Симбирской губернии», «Народные замечания по явлениям природы в той же губернии», «Цветочный барометр», «Хлебопашество», «Садоводство», «О климатических влияниях», «О почве» и др.

<Труд>

Впервые напечатано в кн.: Соч. Н. В. Гоголя. 10-е изд. Т. 6. М.; СПб., 1896. В настоящем наброске Гоголь излагает христианский взгляд на труд, который сам по себе не составляет цели и назначения человека, но является установлением Божественным.

«В поте лица снеси хлеб свой», — сказал Бог по изгнанъи челове­ка за непослушанье из рая... — См. коммент, к с. 110.

...кто уклоняется от труда, тот грешит пред Богом. — Ср. в письме Гоголя к сестрам от 3 апреля 1849 г.: «Прошу вам поча­ще выезжать смотреть самим и на посев и все полевые работы... Если не любите хозяйничать, по крайней мере взгляните. Как бы то ни было, бедные крестьяне в поте лица работают на нас. А мы, едя их хлеб, не хотим даже взглянуть на труды рук их. Это безбожно. Отто­го и наказывает нас Бог, насылая на нас голод, невзгоды и всякие болезни, лишая нас даже и скудных доходов. Жестоко наказываются целые поколения, когда, позабыв о том, что они в мире затем, чтобы трудами снискивать хлеб и в поте лица возделывать землю, приведут себя в состояние белоручек. Все тогда, весь мир идет навыворот — и начинаются казни, хлещет бич гнева Небесного».

Всякую работу делай так, как бы ее заказал тебе Бог, а не человек. Если б и не наградил тебя человек здесь — не ропщи; зато

больше наградит тебя Бог. — Ср. в Послании св. апостола Павла к Колоссянам: «И всяко, еже аще что творите, от души делайте, яко- же Господу, а не человеком, ведяще, яко от Господа приимете воздая­ние достояния: Господу бо Христу работаете. А обидяй восприимет, еже обиде...» (гл. 3, ст. 23-25).

Важнее всех работ —работа земледельца. Кто обрабатывает землю, тот больше других угоден Богу. — Возможно, в этом утвер­ждении Гоголь исходил из строк 7-й главы Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова, в которых сказано, что земледелие «учреж­дено от Вышнего» (ст. 15). С этим связано представление Гоголя о меньшей угодности Богу другого труда— ремесленного, явля­ющегося, согласно его взглядам, прямым источником развращаю­щей мир цивилизации. Ср. в статье «Светлое Воскресенье»: «Что значит, что уже правят миром швеи, портные и ремесленники вся­кого рода...» А. О. Смирнова вспоминала, что Гоголь «терпеть не мог фабричных служащих в фуражках и дамы нарумяненной» (Смирно- ва-Россет А. О. Дневник. Воспоминания. С. 41). Не следует, однако, понимать эту гоголевскую неприязнь однозначно. Вернее говорить о «гневе» Гоголя «не против самих людей», но «против врага людей» (согласно подчеркнутым строкам гоголевского письма к Н. М. Язы­кову от 5 апреля (н. ст.) 1845 г.). Можно было бы упомянуть также о прямом гоголевском сострадании к тому «тягостному выраженью в лицах» рабочих, которое заметил он в промышленном Париже (отрывок «Рим»). Поэтому и по вопросу крепостного права Гоголь, размышляя о судьбах русского крестьянства, отвечал В. Г. Белин­скому, что «...следует каждому из нас подумать заблаговременно... чтобы... освобожденье не было хуже рабства».

к стр. 408-409 ...не смотри ни на какие неудачи, хоть бы все то, что ты

наработал, и пропало, и не уродилось... — В этих словах отзывается опыт работы самого Гоголя над вторым томом «Мертвых душ».

кстр. 409 Богу не нужно, чтобы ты выработал много денег на этом све­те... — Ср. в письме Гоголя к родным от 3 апреля 1849 г.: «Доволь­ство во всем нам вредит. Мы сейчас станем думать о всяких удо­вольствиях и веселостях, задремлем, забудем, что есть на земле страданья, несчастья. Заплывет телом душа — и Бог будет позабыт. Человек так способен оскотиниться, что даже страшно желать ему быть в безнуждии и довольствии. Лучше желать ему спасти свою душу. Это всего главней».

Ему нужно, чтобы <ты> не был в праздности и работал. — С этим местом перекликается заметка Гоголя «Праздники» в его записной книжке 1841—1844 гг.: «Большой самый празд­ник — Светлое Воскресенье, не работают целую неделю. Троицын день и Семик не работают 3 дни. Заплетают венки, поют песни; хороводный праздник оканчивается бросаньем венков в реку. Хоро­воды начинаются в начале весны и всякое воскресение продолжа­ются; оканчиваются Петровым днем. С этих пор время называется деловою порою или страдою, от слова страдать от труда».

* * *


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.