Деление многозначного числа на однозначное — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Деление многозначного числа на однозначное

2017-07-25 578
Деление многозначного числа на однозначное 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

При делении необходимо примеры подбирать так, чтобы высший разряд делимого делился на делитель (был больше его). На таких примерах удобнее всего закрепить предварительную прикидку числа цифр в частном, о которой учащиеся уже получили представление при делении чисел в пределах 1000.

Например, берем 5 тысяч и делим на 4, в частном получим четырехзначное число.

_5548 4 4 1 × 4=4. Из 5 вычитаем 4, остаток 1. Сносим сотни. Делим 15 сотен на 4. Берем по 3 и т. д. Частное 1387. Делим проверку: 1387 × 4. Затем подбираются примеры, в которых высший разряд делимого не делится нацело на делитель 12 575:5 (один десяток тысяч не делится на 5). Тогда на 5 делим 12 единиц тысяч. В частном будет четырехзначное число. Ставим 4 точки в частном, начинаем делить 12 ед. тысяч на 5 и т. д. Необходимо работать в этот период над закреплением алгоритма деления. Чтобы ученики лучше запомнили последовательность рассуждений при выполнении этого действия,
 
_15  
12  
_34  
32  
_28  
28  

полезно использо­вать схему, в которой это подробно излагается:

 

1) прочитай и запиши пример;

2) выдели первое неполное делимое;

3) определи количество цифр в частном и поставь на их месте точки;

4) раздели неполное делимое и запиши полученное число в частное;

5) умножь это число на делитель, чтобы узнать, какое число ты разделил;

6) вычти, чтобы узнать, сколько еще единиц осталось разделить; остаток должен быть меньше делителя;

7) остаток вырази в единицах низшего разряда и прибавь к нему единицы такого же разряда делимого;

8) деление так же продолжай до полного решения примера;

9) сопоставь частное и делимое; частное должно быть меньше делимого;

10) проверь ответ действием умножения.

Этой схемой учитель пользуется при объяснении деления, учит ею пользоваться учащихся. Сначала учащиеся читают по схеме каждое задание и отвечают. Затем задание читается ими про себя, а ответ произносится вслух. Наконец, учащиеся пользуются этой схемой самостоятельно, учитель может помогать учащимся лишь наводящими вопросами.

Особое внимание следует уделить таким случаям деления, в которых нули получаются в середине или на конце частного.

Например: «Разделим 3840 на 4. 3 тысячи на 4 не делятся. Берем 38 сотен и делим их на 4. В частном получится трехзначное число. Поставим в частном 3 точки. 38 сотен разделим на 4, получим по 9 сотен. Умножим 9 сотен на 4, получим 36 сотен. От вычитания получим 2 сотни - это 20 десятков, 20 десятков да еще 4 десятка, всего 24 десятка. Делим 24 десятка на 4. Возьмем по 6, умножим 6 на 4, получим 24. 0 единиц разделим на 4, получим 0.

Разделим 6276 на 6; 6 единиц тысяч будем делить на 6. Возьмем по 1. В частном получится четырехзначное число. Ставим 4 точки. 1 ед. тыс. умножим на 6, получим 6. Проверим вычитанием, все ли тысячи разделились. Остатка нет. Делим 2 сотни на 6, 2 сотни не де­лятся на 6, поэтому на месте сотен пишем в частном 0. 27 десятков делим на 6. Возьмем по 4», и т. д. При делении многозначного числа на однозначное рассматриваются и случаи деления с остатком, например: 2487:7. Важно постоянно обращать внимание учащихся на то, что остаток должен быть меньше делителя. Умножение и деление на 10, 100, 1000

В концентре 1000 были рассмотрены случаи умножения на 10 и 100. Это же правило распространяется и на умножение, и на деление многозначных чисел на 10 и 100.

Однако первоначально следует повторить с учащимися те случаи умножения 1000 на однозначное число, которые они рассматривали еще при изучении нумерации: 1000×2=1000+1000=2000 или 1тыс.×2=2тыс.=2000 1000х5=1тыс.×5=5 тыс.=5000

Рассматривается еще несколько случаев умножения 1000 на числа. После этого учащиеся, сравнивая произведение, множите­ли, смогут самостоятельно сделать вывод:

Если один множитель - число 1000, то в произведении ко второму множителю надо приписать три нуля.

Используя знание переместительного закона умножения, учащиеся смогут решить примеры вида 3 × 1000.

Деление на 1000, так же как и деление на 10, 100, как пока­зывает опыт, лучше усваивается как деление по содержанию. Поэтому сначала решается задача: «Нарубили 8000 кг капусты. Для хранения ее нужно разложить в чаны. В каждый чан войдет по 1000 кг капусты. Сколько потребуется чанов?» Р е ш е н и е. 8000 кг:1000 кг. Если 8 тыс. разделить по 1 тыс. (8 тыс.: 1 тыс.), то получим 8. 8000 кг:1000 кг=8 (чанов).

Рассматривается еще несколько аналогичных примеров. В ре­зультате учащиеся делают вывод по аналогии с делением на 10 и 100.

Если делитель равен тысяче, то в делимом надо отбросить три нуля и полученное число записать в частное.

Примеры на деление на 10, 100, 1000 записывается в строчку (42 000:1000=42) и решаются устно. Решаются примеры на деление как без остатка, таки с остатком:

80: 10=8

800: 100=8

8000: 1000=8

85: 10=8 (ост. 5)

807: 100=8 (ост. 7)

8507: 1000=8 (ост. 507)

870: 100=8 (ост. 70)

Учитель постоянно должен напоминать учащимся, что остаток должен быть меньше делителя. Действие деления как без остатка, так и с остатком учащиеся должны учиться проверять. Например: 3800:100=38.

Проверка. 38× 100=3800. 7518:1000=7 (ост. 518)

Проверка. 7× 1000+518=7518.

Познакомившись с умножением и делением на единицу с нуля­ми, учащиеся с трудом дифференцируют правила умножения и деления на 10, 100, 1000, смешивают эти правила, не могут вспомнить, когда нужно нули приписывать, а когда их отбрасывать. Это происходит особенно часто при умножении в случае, когда в первом множителе есть нули. Например: 3800 × 10. В произведении ученик может написать число 380. При делении3856:10 в частное ученик переписывает делимое и нуль справа, т. е. получает 38 560.

Такие ошибки возникают, как правило, при самостоятельном выполнении действий, когда некому наводящим вопросом актуализировать вовремя имеющиеся знания, направить внимание учени­ка на анализ выполняемой операции с числами.

Предупреждению возможных ошибок и лучшей дифференциа­ции действий умножения и деления на 10, 100, 1000 служит чередование примеров на умножение и деление, их сопоставление, сравнение ответов (при умножении число увеличивается, при делении уменьшается), способов выполнения действий, а также решение сложных примеров, в которых имеются оба действия: 4700:100×1000.

Умножение и деление на разрядные числа
(десятки, сотни, тысячи).

Умножение на разрядные числа. Подготовительным упражнением к умножению на разрядные числа является повторение табличного умножения, умножения на однозначное число, а также на 10, 100, 1000.

Следует вспомнить, как круглое число представить в виде произведения двух чисел (например, 20 = 2 ×10, 500=5×100, 6000=6×1000), повторить уже известные учащимся случаи умножения на круглые числа (например, 12×20 = 12×(2×10) = (12×2)×10 = 24×10 = 240), вспомнить правило: чтобы умножить число на круглые десятки, нужно умножить это число на число десятков и к полученному произведению приписать нуль, т. е. умножить его на 10.

Это правило учащиеся применяют и при умножении больших чисел в пределах 10 000, 100 000 и 1 000 000. Аналогично учащиеся знакомятся с умножением двузначных, трех- и четырехзначных чисел на круглые сотни: 25×300=25×3× 100=75×100=7500.

На умножение на круглые тысячи распространяется уже известное учащимся правило умножения числа на круглые десятки и сотни.

Сначала рассматривается устно решение примеров вида: 7 × 5000. Можно 5000 записать как произведение 5×1000.

7×(5×1000) = (7×5)×1000=35×1000=35 000.

Деление на разрядные числа. Учащиеся уже знакомы с делением на круглые десятки и сотни. При изучении действий в пределах 1000 они опираются на этот знакомый материал. Поэто­му необходимо повторить табличное деление, деление на 10, 100, 1000 и, так же как в умножении, вспомнить, как представить круглые числа в виде произведения двух чисел (30 = 3×10, 300=3×100, 3000=3×1000), повторить устные и письменные случаи деления. 400:20=400:10:2=40:2=20.

Деление на круглые сотни, а затем и тысячи можно показать на устных случаях деления, основываясь на приеме последова­тельного деления:

2500:500=2500:100: 5=25: 5= 5;

250 000:5000=250 000: 1000:5=250:5=50.

Затем вводится деление на круглые десятки, сотни и тысячи с остатком. Например: 670:40. В частном будет двузначное число. В частном берем по 1, умножаем 1 на 40. Вычитаем 67-40=27. 270 делим на 40. Сначала делим 270 и 40 на 10. Затем делим неполное делимое и делитель: 27:4. Берем по 6. Умножаем 6 на 40, получаем 240. Вычитаем. Остаток 30 (меньше 40), частное 16.

Наряду с общими случаями учащиеся разбирают решение особых случаев, когда в частном получаются нули.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.