Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2017-07-25 | 927 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Мысли о кризисе новоевропейской цивилизации не раз звучали в работах Шпенглера, Тойнби, Ницше, Вебера. После Второй мировой войны этот кризис не миновал, а приобрел новую форму – лавинообразного роста глобальных проблем. Увеличивающееся число глобальных проблем и их углубление – признак такого кризиса цивилизации, который уходит корнями в историю европейской культуры. Все страны мира, пытаясь достичь уровня промышленно развитых стран Запада, стремятся идти по их пути. Кризис современного общества является и кризисом современного человека.
Главной чертой нынешней эпохи является рост значения информации в жизни общества. Появление в 30-х гг. ХХ в. теории информации, а затем и кибернетики резко стимулировало развитие компьютерной техники и технологии, что позволило радикально изменить промышленное производство и образ жизни людей. Для философского анализа главное в данном процессе – то, что изменилось положение и роль человека в мире, его взаимоотношения с природой и техникой. Чаще всего это определяют как проявление информационного общества и информационного человека.
В 1949 г. вышла в свет книга Ж. Фурастье «Великая надежда ХХ века». По мнению исследователя, интенсивное научное и техническое развитие открывает перед человечеством возможность эволюции в сторону создания научного общества, избавленного от политических, социальных и религиозных антагонизмов. Наука и техника в этом грядущем обществе станут основой жизнедеятельности не только общества, но и человека. Фурастье предложил своего рода «компьютерную утопию», а его взгляды стали истоком для многих более поздних технократических воззрений. Можно сказать, что Фурастье привлек внимание к проблеме человека и его будущего в связи с процессами развития науки и техники.
|
В 1970 г. появилась книга Э. Тоффлера «Футурошок», описывающая те изменения, которые должны произойти с человеком в ближайшем будущем. В трудах американского социолога Д. Белла о «постиндустриальном обществе» оно характеризуется новой социальной структурой, базирующейся на знании и квалификации, а не на основании собственности. Обществом станут управлять организаторы науки и техники (менеджеры), а определяющим фактором развития общественной жизни станут научные центры. З. Бжезинский в книге «между двумя веками» утверждает, что постиндустриальное общество станет технотронным в результате непосредственного влияния техники и электроники на разные стороны общества, его нравы, социальную структуру, духовные ценности.
К. Ясперс опровергает представление о «демонизме» техники, считая, что техника – только средство, все зависит от того, что из нее сделает человек, каким проявит себя с ее помощью.
Современное общество может выбирать лишь один из двух путей: сплочение всех людей ради сохранения жизни на Земле или борьбу за природные ресурсы, использование всех возможностей в попытке обеспечить только для своей страны экологически чистое пространство и энергию. Второй путь предполагает обострение политических и экономических противоречий между государствами. Так, Самюэль Хантингтон считает, что цивилизации как субъекты мировой политики пришли на смену нациям-государствам, поэтому принципиальный конфликт в глобальной политике будет происходить между отдельными цивилизациями, а не государствами. Цивилизациями о6н называет культурные сообщества, отличающиеся друг от друга историей, языком, традицией и религией. Хантингтон выделяет 8 цивилизаций: западную, конфуцианскую, японскую, исламскую, индуистскую, славяно-православную, латиноамериканскую, африканскую. Отношения цивилизаций принципиально конфликтны, т.к. в основе их различий лежат оригинальные системы ценностей. Столкновение цивилизаций может, по его мнению, происходить на двух уровнях: макроуровень – международный уровень борьбы цивилизаций, микроуровень – внутренняя нестабильность тех государств, на территории которых проходят цивилизационные разломы. Согласно этой теории, могут возникнуть глобальные конфликты между такими цивилизациями, как западное христианство и православие, православные и мусульмане, западной и исламской цивилизацией, мусульманами и индуистами в Индии. Столкновение цивилизаций представляет угрозу внутренней нестабильности, в особенности для таких стран, как Турция, Мексика, Россия.
|
К Лоренц в свое время отмечал восемь смертных грехов человечества, среди которых: перенаселенность планеты, опустошение жизненного пространства, безудержный рост производства и потребления, научное доктринерство, ядерное оружие, разрыв традиции и вследствие этого глубокое отчуждение между молодым и старшим поколением.
Реальности информационного общества, новые угрозы и опасности, которые оно несет человечеству, заставляют обращаться к поиску механизмов стабилизации, обеспечения устойчивого развития. При всех успехах науки, техники, главная надежда связывается со способностями человека познать законы истории и закономерности развития общества.
Человечество способно выжить развиваться и эволюционировать при исключении насилия как пути решения всех проблем общества и обеспечения права каждого человека и биосферы в целом на существование.
Катаклизмы современного мира свидетельствуют о том, что человечество находится на крутом переломе. Многие отмечают противоречия, связанные с формированием новой глобальной цивилизации.
Испанский философ Ортега-и-Гассет в книге «Восстание масс» проанализировал кризис современного общества. Сегодня возникает глобальное общество, способное в некоторой степени определять свою собственную судьбу и несущее в себе многообразие культур разных народов. На контуры планетарной цивилизации накладывают отпечаток компъютеризация, экологизация, космизация, генная инженерия. Сегодня происходит движение к многомерному миру, где придется учитывать интересы Запада, стран Азии, Африки, Латинской Америки и России.
|
Для современности характерно стремление вернуть единство человека и природы. Сегодня все чаще звучат призывы от традиционного гуманизма, объявляющего человека высшей ценностью, перейти к экогуманизму, предполагающему бережное отношение к природе. Принцип антропоцентризма предлагается заменить принципом биоцентризма, где ценностью является не только человек, но и любое живое существо планеты, сама ее биосфера. Принцип биоцентризма предполагает изменение сознания людей.
Культура ХХ века – это культура смены парадигмы. Происходит разрушение традиционных форм и связей, формирование новых ценностей. Сегодня и философия на первый план выдвигает не проблемы онтологии и гносеологии, а проблемы антропологии.
Современная культура стала массовой культурой. Массовость культуры влечет за собой ее примитивизацию. СМИ усредняют культуру, уничтожают ее различия.
Происходит также вандализация культуры, варваризация и дегуманизация как процесс, обратный цивилизации.
В современном мире возрастает роль образования. Как приоритетная задача стоит задача гуманитаризации образования.
Вопросы для самоконтроля:
1. Как изменились философские воззрения о природе?
2. Что такое биосфера и ноосфера, кем были введены эти понятия и почему?
3. Как соотносятся понятия географическая среда и природа?
4. Какие исследования проводились Римским клубом? Как связаны между собой глобальные проблемы?
5. Каковы возможные выходы из кризиса?
6. Каковы основные характеристики современной технической цивилизации?
7. В чем суть концепции столкновения цивилизаций С. Хантингтона?
8. Как изменилась философия, круг ее проблем в ХХ -ХХI вв.?
Тест для самоконтроля:
1. Чем вызван кризис современной цивилизации:
а) развитием науки;
б) отсутствием разумной стратегии развития общества;
в) дефектами социальной системы;
г) научно-техническим прогрессом.
2. Что такое «экологический императив»:
а) нравственный закон;
б) изучение глобальных моделей развития общества;
в) учет экологических требований как факторов, определяющих стратегию развития общества;
|
г) золотое правило морали.
3. Что означает термин «ноосфера»:
а) объединение человечества в единую мировую систему;
б) сфера господства разума;
в) система глобального моделирования окружающей среды;
г) глобализация общества.
4. Что означает термин «коэволюция»:
а) взаимодействие индивида и общества;
б) совместное, взаимосогласованное развитие человека и природы;
в) современная теория эволюции;
г) синоним эволюционного подхода.
5. К глобальным проблемам относятся:
а) вырубка тропических лесов;
б) демографическая проблема;
в) экономическое неравенство;
г) истощение минеральных ресурсов.
6. Массовая культура – это:
а) культура, произведения которой являются в первую очередь товаром;
б) культура, которая тиражируется с помощью СМИ;
в) культура вне национальных и социальных различий;
г) все вышеперечисленное.
7. Назовите, кто из перечисленных философов является автором теории массового общества и массовой культуры:
а) Х. Ортега-и-Гассет;
б) А. Тоффлер;
в) А. Печчеи;
г) Ж. Фурастье.
8. Кому из философов принадлежит термин «футурошок»:
а) С. Хантингтон;
б) А. Тоффлер;
в) А. Тойнби
г) Ж. Фурастье.
9. Что такое гуманитаризация образования:
а) увлечение объема гуманитарных знаний;
б) поворот к общечеловеческим ценностям в образовании;
в) отказ от идеологизации образования;
г) расширение количества гуманитарных дисциплин.
10. В чем проявляется процесс гуманизации образования:
а) в увлечении объема гуманитарных знаний;
б) в повороте к общечеловеческим ценностям в образовании;
в) в отказе от идеологизации образования;
г) в расширении количества гуманитарных дисциплин
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!