Кумбазы из сел Бижбулякского района. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кумбазы из сел Бижбулякского района.

2017-07-25 75
Кумбазы из сел Бижбулякского района. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1.Кумбаз со стихом. Фото36.

Транскрипция: «Уар тнгр решр ср. Решhтр бетлатр».
Перевод: «Есть и богобоязненные цари. Указывающий прямой путь к нему муж об этом напишет».

3. Кумбаз с фетвой Гаруна.Фото 37.


Транскрипция: «Езелhен рhен наееб Грн».
Перевод: «Да пусть множет его пути посланник Гарун».
Хару́н, Абу́ль-Фара́дж («отец утешения») — исламский пророк, брат пророка Мусы (Моисея). Отождествляется с библейским первосвященником Аароном. Из потомства пророка Гаруна происходит Мариам (Мариа), мать пророка Гайсы (Иисуса). Мусульмане почитают могилу Аарона на горе Аарона. В суре аль Корана, которая именуется «Ас-Саффат», в стихе 37 написано так: «Мы уже давно облагодетельствовали Мусу и Харуна. Мы спасли их обоих и их народ от великой беды. Мы оказали им помощь, и они победили. Мы даровали им также ясное писание и наставили на прямой путь. И Мы велели последующим поколениям [возглашать] о них: "Мир Мусе и Харуну!" Так воздаем Мы тем, кто вершит добро. Воистину, они оба из числа Наших верующих рабов».
4. Кумбаз с фетвой Зангл ага (фото 38).


Транскрипция: «Гнт юл глсу гс. Знгл ага».
Перевод: «Если перед тобой окажется видимый путь, то иди по нему. Зангель ага».

Зангл ага. Известный по тюркским легендам исламский святой, выходец из Африки. Проповедовал, думаю, до времени Караханидов государства, то есть до 700-ых годов до рождества Христова. Слово «Зангл» переводится в значении «негр; чернокожий». Словом «ата» называли в Средней Азии священников проповедников. Другими сведениями об этой личности не располагаем.
5. Кумбаз с фетвой Инная (фото 39).


Транскрипция: «Ддг ддшау: ездд днау».
Перевод: «Справедливо осуществляющий правду: Жуздадданае».
Жуздадданае. По всей видимости это церковное имя, думаем, звучит та- «Жазаид дад Иннайе», то есть «Осуществляющий и претворяющий в жизнь справедливость мститель Иннай». Тогда это манихейский архиепископ «Иннай», с фетвами которого мы ознакомились ранее. Он был главой манихейской церкви в 289-320 годов. По всей видимости, мы имеем дело с копией кумбаза более древнего периода.
6. Кумбаз с фетвой Исаака (фото 40).


Транскрипция: «Пhанага унаната сага. Иса Исага».
Перевод: «Эпоха благославленного царствования. Святой Исаак».

Святой Исаак. О земной жизни преп. Исаака Сирина известно очень мало. Из немногочисленных источников, дошедших до наших дней, ясно лишь то, что вместе со своим братом он поступил в монастырь Мар-Матфея около Ниневии. Учёность и высокий подвижнический образ жизни выделяли братьев, и им предлагали начальствование над монастырем. Преп. Исаак, не желая этого и стремясь к безмолвию, ушёл из монастыря в затвор. Брат его не раз убеждал его вернуться в обитель, но преподобный не соглашался. Однако, когда слава о святой жизни преп. Исаака распространилась повсюду, он был возведён на епископскую кафедру города Ниневии, будучи посвящен в монастыре Беф-Абе патриархом Георгием. Видя грубые нравы жителей этого города, преподобный чувствовал, что не в силах исправить их, и, кроме того, тосковал по тишине отшельнической жизни. Всё это тяготило святого мужа, и он, оставив епископство, удалился в Скитскую пустыню (монастырь Раббан-Шабор). Здесь он жил до самой смерти, достигнув высокого духовного совершенства. Известный русский святой — преп. Нил Сорский в своем «Уставе о жительстве скитском» постоянно приводит мысли св. Исаака по разным вопросам духовно-нравственной жизни. Епископ Феофан Затворник Вышенский составил даже молитву преп. Исааку Сирину. Вот она: «Преподобне отче Исаакие! моли Бога о нас и молитвою твоею озари ум наш разумети высокия созерцания, коими преисполнены словеса твои, и паче возведи или введи в тайники молитвы, которой производство, степени и силу так изображают поучения твои, да ею окриляемые возможем свободно тещи путем заповедей Господних неуклонно, минуя препятствия, встречаемая на пути, и преодолевая врагов, вооружающихся на нас». Вот некоторые отрывки из его творчества, которые были известны миру до находки башкирского кумбаза с текстом его фетвы:
а) Мучимые в геенне поражаются бичом любви. И как горько и жестоко это мучение любви! Ибо ощутившие, что они погрешили против любви, терпят мучения, которые сильнее всякого другого страдания. мучения: печаль, поражающая сердца за грех против любви, болезненнее всякого возможного наказания. Неуместна человеку такая мысль, что грешники в геенне лишаются любви Божьей.
б) Любовь даётся всем вообще, но любовь силою своей действует двояко: она мучает грешников (как и здесь случается другу терпеть от друга) и веселить собою тех, кто исполнил свой долг перед Богом. Геенна есть раскаяние".
в) «Грешник не в состоянии и представить себе благодать воскресения своего. Где геенна, которая могла бы опечалить нас? Где мучение, многообразно нас устрашающее и побеждающее радость любви Его? И что такое геенна перед благодатью воскресения Его, когда восставит нас из ада, соделает, что тленное сие облечется в нетление, и падшего во ад восставит в

славе?… Есть воздаяние грешникам, и вместо воздаяния праведного воздает

Он им воскресением; и вместо тления тел, поправших закон Его, облекает их в совершенную славу нетления. Эта милость — воскресить нас после того, как мы согрешили, выше милости — привести нас в бытие, когда мы не существовали».
Таким образом, получается, что, в башкирском кумбазе зафиксирована доселе неизвестная верующим одно из его высказываний.
7. Кумбаз с фетвой Йашуюбы (фото 41).

Транскрипция: «Пашае падhашае Ешаеба насае».
Перевод: «Текст царя-царей Ешаюбы».
Йешуява. Глава Несторианской церкви. Патриарху Йешуябу приписывается создание митрополий в Самарканде, Герате, Индии и Китае. Пиком миссионерской деятельности согдийцев является период времени патриаршества Йешуяба (Яшояба) II (628-643/646 гг.) и последние годы правления сасанидской династии в Иране. Йешуябу приписывают создание митрополий в Самарканде, Герате, Индии, Китае. Свидетельство об образовании митрополии в Самарканде особенно важно. Этот факт говорит о длительной и устойчивой христианской традиции в Согде. Но называется и другая дата образования Самаркандской митрополии: В. В. Бартольд называет еще одного несторианского католикоса - Селибазеха, жившего в 791/702 - 729/730 гг. [6], при котором, была основана митрополия в Самарканде.
3.5. Кумбаз села Урген с фетвой патриарха Нестория.

На фото 42 – факсимиле, на фото 43 – прорисовка.

Транскрипция: «Кс вhмд в втк в нтк. Кс Нhзр»

Перевод: «Назначение аналогии в осторожности проповеди. Богослов Несторий».

Найден автором среди экспонатов Ургинского школьного музея Зианчуринского района. Хранится там же. Попытка прочтения опубликовано: И.Б.Зианбердин «Сулпылавр\\Утерянные ценности», Исянгулово, «Гилем», 2007 год.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.