МЕТОДИКА 2. Экспериментальное изучение организованности класса — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

МЕТОДИКА 2. Экспериментальное изучение организованности класса

2017-07-25 369
МЕТОДИКА 2. Экспериментальное изучение организованности класса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Подбирается серия кратковременных заданий, выполнение ко­торых требует организованности классного коллектива. По тому, как учащиеся справляются с заданиями, судят о степени их организован­ности.

Инструкция: Сейчас в вашем классе будет проведен экс­перимент, который покажет организованность класса, то есть то, как на практике вы умеете работать вместе, справляться с возникающими при этом проблемами распределения между собой обязанностей, ко­ординации усилий, взаимодействия и подчинения друг другу. Вам бу­дет предложено выполнить несколько экспериментальных заданий.

Учитель может сам подобрать задания.

Приводим пример.

Задание1. "Квадрат"

Инструкция:

а) Нужно сложить квадрат. Для этого нужно разделиться на че­тыре подгруппы. Каждая подгруппа получит по конверту и должна как можно быстрее собрать квадрат из вложенных в него деталей. Этот квадрат составляет четвертую часть того, который изображен на рисунке 1 (выделенных пунк­тирными линиями).

б) После того, как задание будет выполнено, выберите в каждой подгруппе одного че­ловека, который должен запом-

нить, как был сложен малый квадрат. Вслед за этим квадрат разбира­ется, его детали вновь складываются в конверты. Выделенный в груп­пе человек подходит с ним к общему столу.

в) Заключительная часть задания выполняется тогда, когда представители четырех групп соберутся у стола. Она состоит в том, чтобы из имеющихся в их распоряжении деталей собрать один общий, большой квадрат, в соответствии со схемой, показанной на рисунке. Как только это будет сделано, задание 1 считается выполненным.

Задание 2. "Фигура"

В этом задании проверяется способность членов коллектива ор­ганизованно выполнять довольно сложную умственную работу, тре­бующую хорошего взаимопонимания и четкой координации действий.

Инструкция: Класс получает задачу запомнить и по памяти воспроизвести серию разных по форме и штриховке геометрических фигур, расположенных в определенном порядке. Для этого ученики должны произвольно разбиться на три подгруппы, каждая из которых будет решать часть задачи. Первой подгруппе предстоит запомнить предложенные фигуры (рис. 2), второй - нарисовать их на основе све­дений, полученных от первой, а третьей - проконтролировать пра­вильность выполнения рисунка. Необходимое для успешного выпол­нения задания количество членов в подгруппах и их состав ученики определяют сами после прослушивания задания.


а) Фигуры, изображенные на рисунке 2, будут показаны подгруппе всего на одну минуту. За это время ее участники должны запомнить форму, штриховку и порядок расположения фигур. После запоминания нужно рас­сказать о фигурах второй группе и отойти в сторону от неё.

б) Вторая подгруппа рисует фигуры на листе бумаги.

в) Третья подгруппа узнает у первой, какие должны быть фигу­ры и проверяет, правильно ли вторая подгруппа изобразила фигуры по рассказу первой. Если они убедятся в том, что все сделано верно, задание считается выполненным.

Оценка выполненных заданий дается по системе признаков ор­ганизованности:

1) возникновение в процессе работы органа самоуправления,

координирующего работу всех членов коллектива;

2) четкое распределение обязанностей между членами коллек­тива;

3) выработка плана совместных действий и руководство им в процессе работы;

4) отсутствие конкуренции между лидерами, конфликтов и про­тиворечий в системе межличностных отношений;

5) строгая дисциплина;

6) отсутствие излишнего напряжения, ненужных, неэкономных действий;

7) высокая деловая активность всех участников;

8) демонстрация единства мнений и действий по существенным вопросам на всех этапах работы.

МЕТОДИКА 3. Изучение настроений в классе с помощью цветописей (методика А. Н. Лутошкина)

Для того, чтобы учителю точнее узнать о том, как себя чув­ствуют школьники, как формируется и изменяется настроение изо дня в день, он может использовать прием цветописи.

Инструкция: Каждому дается карточка "цветопись", где есть семь цветовых полос. Полоса — условный знак настроения:

красный - восторженное;

оранжевый - радостное, теплое;

желтый - светлое, приятное;

зеленый - спокойное, уравновешенное;

синий - неудовлетворенное, грустное;

фиолетовый - тревожное, напряженное;

черный - полный упадок, уныние. Есть еще одна полоса - резервная ("трудно сказать"), она бес­цветная и используется тогда, когда человек затрудняется ответить. В зависимости от своего состояния ученик делает пометку в левой сто­роне цветописи, ставит дату. Дата проставляется напротив той цвето­вой полосы, которая соответствует настроению в данный момент.

Образец цветописи

Мое настроение сегодня       Фамилия, имя  
    К   Восторженное  
      Радостное,теплое  
    Ж   Светлое, приятное  
      Спокойное, уравновешенное  
    с   Неудовлетворенное, грустное  
    ф   Тревожное, напряженное  
    г   Упадок, уныние  
        Трудно сказать  

 

Обработка результатов. Составляется матрица настроений. В таблицу переносятся цветным карандашом данные из индивидуаль­ных цветописей; которые учитель собирал у учащихся. Цветоматрица дает возможность "увидеть" картину настроений изо дня в день (по горизонтали), изучить психологическую атмосферу всего класса в данный момент (по вертикали) и представить себе общую картину психологического климата в течение нескольких дней. (В таблице цветовые символы заменены буквенными обозначениями). Цветоматрииа

№ п/п   Фамилия, имя   Числа месяца  
         
1.   Иванова Светлана     С        
  Сергеева Нина   Ж   С   ж      

 

Анализируя цветоматрицу, учитель может обратить внимание, как эмоционально откликаются учащиеся класса на ту или иную си­туацию: конкурс, олимпиаду, экскурсию, учебный день. Взглянув на

цветоматрицу, можно выяснить, оставило ли событие след в пережи­ваниях того или иного ученика. Можно также определить, существует ли единство в переживаниях коллектива в значимой ситуации. Если появится необходимость сравнивать между собой психологическую атмосферу в различные дни, то можно использовать числовые выра­жения настроений:

красный цвет - +3,   оранжевый - +2,  
желтый-+1,   зеленый - 0,  
синий- -1,   фиолетовый - -2,  
черный--3.      

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.