Скорректировали смету в ходе строительства: учет и налоги — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Скорректировали смету в ходе строительства: учет и налоги

2017-07-25 551
Скорректировали смету в ходе строительства: учет и налоги 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Александр ДЕМЕНТЬЕВ, генеральный директор ООО «Аудит-Эскорт»

Главное в статье

  1. Когда заказчик скорректирует смету – пример
  2. Как определить выручку отчетного периода – расчет и проводки

Нередко приходится вносить изменения в сметную документацию уже после начала строительных работ. Как оформить корректировку? Какие особенности при учете операций?

Как скорректировать смету

Как правило, стороны определяют цену договора строительного подряда на основании сметы.

При этом смета становится неотъемлемой частью такого договора. Если смету составил подрядчик, то она приобретает силу и становится частью договора после того, как ее утвердит заказчик.

Важно знать

Цена договора подряда включает компенсацию издержек подрядчика и его вознаграждение (ст. 709 ГК РФ)

Изменения в утвержденную смету может инициировать как подрядчик, так и заказчик. Например, если в ходе строительства подрядчику необходимо произвести дополнительные работы, то он обязан своевременно предупредить об этом заказчика. Только в этом случае подрядчик вправе потребовать внести изменения в смету.

Если заказчик согласится на увеличение цены договора, смета корректируется. Если заказчик против роста цены, то он вправе расторгнуть договор. При этом заказчик должен оплатить подрядчику стоимость фактически выполненных им работ.

Подрядчик может выполнить дополнительные работы без уведомления об этом заказчика. В такой ситуации заказчик может, но не обязан согласиться на то, чтобы увеличить цену договора подряда.

Когда заказчик может инициировать корректировку сметы? Это возможно, например, если в ходе работ выяснилось, что часть предусмотренных в смете расходов фактически понесена не будет.

Пример 1. Когда заказчик скорректирует смету

При инженерных изысканиях на земельном участке выявили грунтовые воды. В связи с этим проектная организация заложила в смету расходы на их откачку. Предположим, что в силу различных обстоятельств по факту такие работы не проводились. В этом случае заказчик вправе потребовать внести корректировку в смету, чтобы ее уменьшить.

Подрядчик должен своевременно предупредить заказчика о дополнительных работах

Смета – это неотъемлемая часть договора подряда. Поэтому при любой ее корректировке стороны должны оформить дополнительное соглашение к договору и приложить к нему новую смету. С момента, когда стороны подписали допсоглашение, новая смета и измененная цена договора вступают в силу.

При корректировке сметной стоимости работ у подрядчика изменится сумма выручки от реализации, признаваемой в бухгалтерском и налоговом учете.

Как изменится выручка

По краткосрочным договорам подрядчик признает выручку от реализации работ один раз – на дату приемки заказчиком результата работ по договору в целом. Правда, при условии, что стороны не предусмотрели поэтапную сдачу работ. При этом в ходе строительства и в бухгалтерском, и в налоговом учете подрядчик отражает незавершенное производство.

На заметку

К краткосрочным договорам относят договоры, по условиям которых сроки начала и окончания работ укладываются в рамки одного календарного года

В процессе работ стороны согласовали корректировку сметы. В этом случае сумма выручки от реализации подрядчика будет соответствовать определенной в допсоглашении цене исходя из скорректированного варианта сметы.

Стороны могут предусмотреть поэтапную сдачу работ заказчику. При этом подрядчик признает выручку от реализации работ по каждому завершенному этапу. Стоимость каждого этапа стороны также могут скорректировать по смете. Значит, выручку от реализации работ по этапу подрядчик определит исходя из новой сметы.

По долгосрочным договорам подрядчик признает в бухгалтерском учете выручку от реализации согласно требованиям ПБУ 2/2008 по окончании каждого отчетного периода. В налоговом учете выручка определяется в соответствии со статьей 271 НК РФ. То есть и в том и другом случае подрядчик использует способ «по мере готовности».

Готовность работ компания определяет нарастающим итогом с момента начала работ по договору. В конкретном отчетном периоде подрядчик признает выручку так:

В отчетном периоде стороны внесли корректировку в смету и изменили цену договора строительного подряда. Подрядчик должен рассчитать готовность работ на конец отчетного периода с учетом новой цены договора. Финансовый результат по договору в целом подрядчик также определяет исходя из новой цены с учетом последней корректировки сметы.

Финансовый результат по договору подрядчик определяет с учетом корректировки сметы

Пример 2. Как рассчитать выручку отчетного периода

Первоначальная цена договора подряда – 1 000 000 руб., а сметные расходы (без учета сметной прибыли) – 900 000 руб. В одном из отчетных периодов стороны внесли изменения в смету. При этом цену увеличили до 1 200 000 руб., а сметные расходы – до 1 050 000 руб.

На начало этого отчетного периода степень завершенности работ составила 60 процентов. Бухгалтер учел расходы на строительство нарастающим итогом в размере 560 000 руб. на счете 20.

За отчетный период компания понесла расходы на 290 000 руб. Степень завершенности работ на конец отчетного периода составила 80 процентов.

Согласно учетной политике в бухгалтерском и налоговом учете степень завершенности работ по окончании каждого отчетного периода определяется по доле выполненного объема работ в общем объеме работ, предусмотренном в договоре.

Бухгалтерский учет

1. Рассчитаем выручку и расходы нарастающим итогом на начало отчетного периода, в котором произошла корректировка сметы.

Выручка от реализации на начало отчетного периода:

1 000 000 РУБ. × 60%: 100 = 600 000 РУБ.

Сумма расходов, признаваемая в бухучете на начало отчетного периода:

900 000 РУБ. × 60%: 100 = 540 000 РУБ.

Записи у подрядчика будут такими:

ДЕБЕТ 46 КРЕДИТ 90 – 600 000 руб. – учтена выручка на начало отчетного периода;

 

ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 20 – 540 000 руб. – отражены расходы на начало отчетного периода.

2. Рассчитаем выручку и расходы нарастающим итогом на конец отчетного периода.

Выручка от реализации на конец отчетного периода:

1 200 000 РУБ. × 80%: 100 = 960 000 РУБ.

Сумма расходов, признаваемая в учете на конец отчетного периода:

1 050 000 РУБ. × 80%: 100 = 840 000 РУБ.

3. Рассчитаем сумму выручки и расходов, признаваемых за отчетный период.

Выручка от реализации за отчетный период:

960 000 РУБ. – 600 000 РУБ. = 360 000 РУБ.

Сумма расходов, признаваемая в отчетном периоде:

840 000 РУБ. – 540 000 РУБ. = 300 000 РУБ.

Записи будут такими:

ДЕБЕТ 46 КРЕДИТ 90 – 360 000 руб. – отражена выручка от реализации за отчетный период;

 

ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 20 – 300 000 руб. – учтены расходы, признанные в учете в отчетном периоде.

Сумма расходов, не признанных в учете на конец отчетного периода и учитываемых на счете 20 «Основное производство»:

560 000 РУБ. + 290 000 РУБ. – 840 000 РУБ. = 10 000 РУБ.

Налоговый учет

1. Рассчитаем выручку от реализации работ и расходы нарастающим итогом на начало отчетного периода.

Выручка от реализации на начало отчетного периода:

1 000 000 РУБ. × 60%: 100 = 600 000 РУБ.

Расходы, признаваемые в налоговом учете на начало отчетного периода:

РУБ.

Прибыль от реализации работ:

600 000 РУБ. – 560 000 РУБ. = 40 000 РУБ.

2. Рассчитаем выручку и расходы нарастающим итогом на конец отчетного периода.

Выручка от реализации на конец отчетного периода:

1 200 000 РУБ. × 80%: 100 = 960 000 РУБ.

Расходы, признаваемые в налоговом учете на конец отчетного периода:

560 000 РУБ. + 290 000 РУБ. = 850 000 РУБ.

Прибыль от реализации работ:

960 000 РУБ. – 850 000 РУБ. = 110 000 РУБ.

3. Рассчитаем выручку от реализации за отчетный период.

Выручка от реализации за отчетный период:

960 000 РУБ. – 600 000 РУБ. = 360 000 РУБ.

Расходы, признаваемые в налоговом учете за отчетный период:

850 000 РУБ. – 560 000 РУБ. = 290 000 РУБ.

Прибыль от реализации работ за отчетный период:

360 000 РУБ. – 290 000 РУБ. = 70 000 РУБ.

Бухгалтер рассчитывает выручку и расходы нарастающим итогом

Если подрядчик признает выручку согласно требованиям статьи 271 НК РФ методом «по готовности работ», то незавершенное производство он не определяет. Все обоснованные и документально подтвержденные расходы он признает в соответствующем отчетном периоде.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.