Особенности освоения отдельных тем — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности освоения отдельных тем

2017-07-25 245
Особенности освоения отдельных тем 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по изучению дисциплины «Муниципальное право»

для обучающихся очного и заочного отделения гуманитарно-правового факультета по направлениям: 40.03.01 – Юриспруденция,

38.03.04 – Государственное и муниципальное управление

 

 

Воронеж

 

Судакова С.В.

 

Методические указания по изучению дисциплины «Муниципальное право» для обучающихся очного и заочного отделения гуманитарно-правового факультета по направлениям: 40.03.01 – Юриспруденция, 38.03.04 – Государственное и муниципальное управление / С.В. Судакова. – Воронеж: ВГАУ, 2017 – 67 с.

 

Печатается в соответствии с решением методической комиссии гуманитарно-правового факультета ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ (протокол № __ от __________ 2017 г.).

Рецензент:

кандидат юридических наук, заведующий кафедрой уголовного права и уголовного процесса, доцент Ратникова Н.Д.

Ó С.В. Судакова

Ó ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ.. 4

1. УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ДИСЦИПЛИНЫ... 6

1.1. Общие сведения. 6

1.2. Особенности освоения отдельных тем.. 6

2. УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ... 12

2.1. Общие сведения. 12

2.2. Особенности освоения отдельных тем.. 12

3. УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 56

4. УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ТЕКУЩЕМУ И ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ 59

4.1. Общие сведения. 59

4.2. Текущий контроль знаний в форме индивидуальных опросов. 59

4.3. Текущий контроль знаний в форме проверки контрольной работы обучающихся для заочной формы обучения. 60

4.4. Итоговый контроль знаний в форме экзамена. 62

4.5. Итоговый контроль знаний в форме зачёта.............................................................64

5. ПЕРЕЧЕНЬ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ………………66

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Предмет дисциплины.

Предметом изучения дисциплины являются правовые и организационные основы регулирования комплекса общественных отношений, связанных с осуществлением муниципального управления и местного самоуправления в современной России, а также изучение отдельных аспектов зарубежного опыта реализации муниципальной власти и ретроспективный анализ истории организации власти на местах в условиях дореволюционной России и СССР.

Цель и задачи дисциплины.

Целью изучения дисциплины является формирование у обучающихся целостного представления и знаний о предмете, системе и источниках муниципального права как комплексной отрасли российского права, а также общих принципах и основах организации и функционирования местного самоуправления в Российской Федерации, получение теоретических знаний, практических умений, навыков и/или опыта деятельности по применению нормативно-правовых актов, регулирующих местное самоуправление как специфический, демократический, публично-правовой институт.

 

Основные задачи изучения дисциплины:

- рассмотреть предмет и особенности муниципального права как комплексной отрасли российского права.

- рассмотреть понятие, основные признаки и сущность местного самоуправления в системе народовластия.

- проанализировать основные принципы организации местного самоуправления.

-рассмотреть особенности правовой, территориальной, организационной, компетенционной и финансово-экономической основ местного самоуправления;

- рассмотреть основные проблемы организации местного самоуправления и существующие правовые механизмы их решения на современном этапе муниципальной реформы.

 

Место дисциплины в учебном процессе.

Дисциплина является обязательной для обучающихся 2 курса очной и 3 курса заочной формы обучения по направлению 40.03.01 Юриспруденция, а также для обучающихся 3 курса очной и 4 курса заочной формы обучения по направлению 38.03.04 – Государственное и муниципальное управление.

 

В результате изучения данной дисциплины обучающийся должен знать:

- специальную терминологию, связанную с изучением дисциплины «Муниципальное право»;

- виды и уровни правового регулирования местного самоуправления в Российской Федерации;

- нормативные правовые акты, регламентирующие муниципально-правовые отношения в РФ;

- правовой статус участников муниципально-правовых отношений.

-нормативные правовые акты, регламентирующие компетенцию местного самоуправления;

- права органов местного самоуправления, комплекс их полномочий.

 

В результате изучения данной дисциплины обучающийся должен уметь:

- самостоятельно работать с нормативными правовыми актами, регулирующими муниципально-правовые отношения в Российской Федерации. Осуществлять их правовую экспертизу;

- правильно толковать нормы, регулирующие муниципально-правовые отношения, и применять их к конкретным практическим ситуациям;

- правильно толковать правовые нормы, регулирующие компетенцию местного самоуправления;

- давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам правового регулирования компетенции местного самоуправления.

В результате изучения данной дисциплины обучающийся должен иметь навыки и/или опыт деятельности:

- самостоятельного применения полученных знаний о правовом регулировании муниципально-правовых отношений на практике;

- применения самостоятельно полученных знаний о правовом регулировании компетенции местного самоуправления;

- разработки документов в сфере правового регулирования предметов ведения муниципальных образований;

- подготовки квалифицированных юридических заключений и консультаций по вопросам правового регулирования организации местного самоуправления в Российской Федерации;

- подготовки документов в сфере правового регулирования организации местного самоуправления в Российской Федерации.

 

Изучение учебной дисциплины должно начинаться, прежде всего, с изучения рабочей программы данной дисциплины.

Освоение дисциплины предполагает рассмотрение основной части теоретического материала в ходе лекционного курса, анализ комплекса необходимых нормативных правовых актов и изучение рекомендованной специальной литературы, а также закрепление практических навыков на практических занятиях при активной самостоятельной работе обучающихся.

 

УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Общие сведения

Лекция является важнейшей формой усвоения теоретического материала, ведь при непосредственной контактной работе преподавателя с обучающимися во время аудиторных занятий, он может ответить на любой вопрос, возникающий у слушателей во время восприятия лекционного материала. Особое значение в этой связи приобретают комментарии, данные преподавателем по основным теоретическим и практическим вопросам изучаемой дисциплины, а также комментарии, разъясняющие мотивы и интенсивность изменения действующего в рассматриваемой сфере законодательства, особенности государственной политики, регулирующей комплекс анализируемых общественных отношений. Часто преподаватель дает на лекции самую актуальную информацию, которую обучающийся не всегда может получить самостоятельно. Кроме указанных объективных причин, требующих от обучающегося посещения лекций, можно отметить и субъективные причины. Посещение лекций является одним из важнейших факторов, характеризующих отношение обучающихся к учебному процессу в целом, и к освоению данной дисциплины в частности. А при текущем и итоговом контроле знаний удельный вес субъективных критериев у каждого преподавателя довольно высок.

Следует помнить, что лекция – это не монолог преподавателя, а обучающиеся, присутствующие на этом мероприятии – не пассивные наблюдатели. Лекция всегда предполагает сочетание монолога преподавателя с обсуждением темы в формате «вопрос-ответ». Ведь вопросы, заданные лектору по изучаемой теме, помогут лучше разобраться в ней не только обучающемуся, непосредственно задающему тот или иной вопрос, но и всей остальной слушающей аудитории.

Несмотря на то, что каждому обучающемуся предоставляется доступ к широкому кругу рекомендованной учебной и научной литературы, комплексу нормативных правовых актов, полезным для обучения Интернет-ресурсам и компьютерным презентациям лекционного материала, всем обучающимся рекомендуется делать конспекты лекций, в которых необходимо фиксировать наиболее важные моменты, связанные с освоением того или иного теоретического вопроса.

Чтение лекций должно осуществляться в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины и календарным планом, разрабатываемым ведущим преподавателем данного учебного курса.

 

УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Практические занятия – это вид учебных занятий, ориентированный на практическое усвоение материала с помощью решения задач, моделирования практических ситуаций, совместной работы обучающихся в мини-группах.

Обучающая функция практических занятий заключается в освоении обучающимися практических навыков всестороннего рассмотрения спорных ситуаций, связанных с организацией муниципального управления и местного самоуправления в современной российской действительности и основанных на реальной практике правоприменения.

Развивающая функция практических занятий реализуется через ориентацию обучающихся на самостоятельное решение отдельных проблем муниципально-правового характера, основанных на реалиях современной действительности с помощью специальных правовых, организационных и аналитических методов и инструментов.

Воспитательная функция практических занятий заключена в тесном контакте преподавателя с каждым обучающимся, позволяющем максимально эффективно воздействовать на мировоззрение обучающегося, на формирование у него навыков культуры общения, понимания муниципально-служебной и корпоративной этики.

Организующая функция практических занятий предусматривает управление самостоятельной работой обучающихся, как в процессе аудиторных занятий, так и после них. В ходе практических занятий осваиваются приемы анализа законодательства о правовых, территориальных, организационных, компетенционных и финансово-экономических основах отечественного местного самоуправления, которые создают базис для дальнейшей самостоятельной работы обучающихся, формирование навыков их исследовательской деятельности для генерации новых знаний посредством использования широкого спектра различных информационных ресурсов.

Цель практических занятий по дисциплине «Муниципальное право» заключается в анализе обучающимися основ законодательства по всем вопросам, вынесенным на изучение в соответствии с рабочей программой курса; обучении их умению находить ответы на вопросы, поставленные преподавателем, пользуясь нормами права, анализировать полученные результаты; проведении контроля самостоятельной работы обучающихся по освоению курса; привитии навыков профессиональной деятельности.

Основными структурными элементами практических занятий являются:

- обсуждение преподавателем совместно с обучающимися темы каждого конкретного занятия с пояснением ее взаимосвязи с будущей профессиональной деятельностью;

- освоение методов решения правовых задач;

- самостоятельное решение правовых задач;

- консультации преподавателя во время занятий;

- обсуждение и оценка полученных результатов;

- письменный или устный отчет обучающихся о выполнении заданий;

- текущий контроль знаний.

Проведение практических занятий должно осуществляться в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины и календарным планом, разрабатываемым ведущим преподавателем курса.

 

УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Полноценное получение высшего образования не возможно без приложения серьезных личных усилий к освоению образовательных программ, без целенаправленной, кропотливой самостоятельной работы обучающихся над изучением дисциплины, опираясь на рекомендации преподавателя. Рациональное сочетание системного, логически верного лекционного курса, информационно-насыщенных, увлекательных практических занятий со стимулированием скрупулёзной самостоятельной проработки обучающимися каждой изучаемой ими темы – залог качественного высшего образования. Увлечённость процессом обучения, активное стремление обучающегося к освоению учебной дисциплины «Муниципальное право», к выполнению рекомендаций преподавателя, эффективное, рациональное, грамотное изучение широкого спектра рекомендованной литературы и стремление на более глубоком уровне разобраться в муниципально-правовой проблематике, безусловно, приведёт обучающегося к высоким результатам. Такая деятельность будет способствовать профессиональному становлению будущего юриста, муниципального служащего или иного должностного лица местного самоуправления, его самодисциплине, формированию к его характере таких качеств как ответственность, трудолюбие, организованность, стремление к самообразованию (которое необходимо каждому человеку на протяжении всей его карьеры) и навыков правильной организации этого процесса.

Основными видами самостоятельной работы при изучении дисциплины «Муниципальное право» являются:

- самостоятельная подготовка обучающихся к практическим занятиям через проработку лекционного материала по каждой теме изучаемого курса;

- самостоятельное изучение тем теоретического курса, не вошедших в лекционный материал, используя рекомендованную учебную и научную литературу, широкий спектр нормативных правовых актов;

- самостоятельная подготовка к практическим занятиям: на основе изучения большого количества информационных материалов;

- систематизация знаний путем проработки пройденных лекционных материалов по конспекту лекций, учебникам и пособиям на основании перечня экзаменационных вопросов или вопросов к зачёту, тестовых вопросов по материалам лекционного курса и базовых вопросов по результатам освоения тем, вынесенных на практические занятия, приведенных в изучаемой учебной литературе;

- подготовка к текущему и итоговому контролю знаний;

- самостоятельное решение ситуационных задач по заранее освоенным алгоритмам;

- выполнение контрольной работы (для обучающихся на заочном отделении).

Таким образом, самостоятельная работа обучающихся является важнейшим компонентом получения полноценного высшего образования. В учебных планах всех дисциплин на нее отводится не менее половины учебного времени.

Обучающимся, заинтересованным в глубоком понимании учебной дисциплины «Муниципальное право», предлагаются следующие рекомендации, которые помогут им грамотно организовать процесс самостоятельной работы, чтобы данная деятельность была эффективной.

1. Рекомендуется с самого первого занятия настроиться на серьезный подход к изучению этой дисциплины.

2. Изучение данной отрасли права предполагает обязательную работу обучающихся с нормативными правовыми актами, а также с рекомендованной основной и дополнительной литературой.

Обучающимся следует ознакомиться не только с законодательными актами федерального и регионального уровня, но и с муниципальными правовыми актами, принимаемыми непосредственно органами местного самоуправления.

Изучение правоотношений, входящих в предмет отрасли «Муниципальное право», предполагает постоянную работу с юридическими изданиями (учебниками, учебными пособиями, материалами периодической печати и т.п.). В учебнике приводятся и объясняются основные понятия и факты; освящаются дискуссионные вопросы, публикуются ссылки на научно-исследовательские работы ведущих учёных-муниципалистов и государствоведов, содержащие более детальные исследования муниципально-правовой проблематики. При чтении учебной литературы обучающийся обязательно должен обращать своё внимание на такие ссылки и стремиться ознакомиться хотя бы с малой частью этой научной литературы. Такое стремление обучающегося, безусловно, будет способствовать расширению его профессиональных знаний и кругозора. Независимо от вида учебника, работа с ним должна происходить в течение всего семестра, а его материал распределяться равномерно по неделям, в соответствии с темами лекций и семинарских занятий. Положительный эффект дает чтение учебника не после лекции, а наоборот, перед ней. Обучающийся, заранее ознакомившийся с темой лекционного занятия по учебнику, воспринимает и запоминает основные положения лекции намного быстрее и ему легче задавать преподавателю уточняющие вопросы.

При ознакомлении с каким-либо разделом учебника рекомендуется прочитать его целиком, стараясь уловить логику и основную мысль автора, обращая своё внимание на наиболее сложные аспекты. Весьма позитивной практикой является составление по ходу изучения материала личного мини-конспекта, в том числе в виде блок-схем. При вторичном чтении учебного материала целесообразно акцентировать внимание на основных, ключевых вопросах темы, письменно зафиксировав наиболее сложные для понимания аспекты, и сформулировать уточняющие вопросы, чтобы проконсультировавшись с преподавателем, восполнить возникший пробел. Не стоит стесняться в ходе лекционного и практического занятия задавать преподавателю уточняющие вопросы по изучаемой тематике. Наоборот, общение обучающихся с преподавателем в формате «вопрос-ответ» способствует развитию у обучающихся коммуникативных навыков и умений ведения профессионального диалога.

В связи с высокой интенсивностью изменения отечественного законодательства в сфере организации и функционирования местного самоуправления, обучающимся рекомендуется регулярно просматривать такие научные журналы, как, например, «Государство и право», «Журнал российского права», «Конституционное и муниципальное право», «Государственная власть и местное самоуправление», «Практика муниципального управления», «Муниципальная власть», «Местное право» и другие.

Если обучающийся ежемесячно будет посещать университетскую библиотеку, иные библиотеки с целью просмотра новых номеров печатных периодических изданий, выбирая и изучая научные статьи, тематика которых входит в сферу его исследовательского интереса, то такая практика будет способствовать более интенсивному развитию его профессионального кругозора, будет облегчать процесс обучения и повышать уровень эффективности этого процесса.

3. Работа с конспектами лекций.

Уважаемые обучающиеся! Знакомство с университетской системой образования происходит уже на первой лекции, где от вас требуется не просто внимание, но и самостоятельное, логически верное и грамотное оформление конспекта. Можно дать несколько общих советов по конспектированию лекций и дальнейшей работе с записями.

1. Не забывайте, что ваш конспект должен легко восприниматься зрительно (чтобы максимально использовать возможности «зрительной» памяти), поэтому он должен быть аккуратным и структурированным: выделяйте заголовки и план каждой лекции, отделяйте один вопрос от другого, соблюдайте абзацы, подчеркивайте термины.

2. При прослушивании лекции, обращайте внимание на интонацию лектора и вводные слова «таким образом», «итак», «необходимо отметить» и т.п., которыми он акцентирует ваше внимание на наиболее важный аспектах объясняемой темы. Не забывайте отражать это в своём конспекте.

3. Не пытайтесь записывать каждое слово лектора, иначе потеряете основную нить изложения и начнете писать автоматически, не вникая в смысл. Техника прочтения лекций преподавателем такова, что он повторяет свою мысль два-три раза. Постарайтесь вначале понять ее, а затем записать, используя сокращения.

4. При письменной фиксации лекционного материала возможно использование собственной системы сокращений, аббревиатур и символов, удобной для вашего индивидуального восприятия (но не забудьте сделать словарь, иначе существует угроза не расшифровать текст).

5. Конспектируя лекцию, лучше оставлять поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно делать дополнительные заметки.

6. Подготовка к каждому практическому занятию должна начинаться именно с изучения лекционного материала по соответствующей теме.

4. Для полного усвоения учебной дисциплины «Муниципальное право» необходимо регулярно посещать практические занятия.

Общение обучающегося с преподавателем при необходимости и в ходе самостоятельной работы может осуществляться по электронной почте, адрес которой преподаватель должен дать обучающимся на первом же занятии.

Обучающиеся всех форм обучения самостоятельно изучают все темы дисциплины «Муниципальное право» на основе собственных конспектов лекций, раздаточного материала к лекциям, материалов компьютерных презентаций лекционного курса, основной и дополнительной литературы и других информационных ресурсов.

Все практические задания выполняются как непосредственно на практических занятиях (в том числе и самостоятельно), так и вне аудиторий.

Систематизацию знаний необходимо осуществлять самостоятельно как в ходе отдельных аудиторных занятий, так и во время внеаудиторной работы. Систематизация знаний проводится на основе проработки собственных конспектов лекций, изучения рекомендованной основной и дополнительной литературы, электронных библиотечных систем, справочно-правовых систем и иных специализированных Интернет-ресурсов.

На каждом практическом занятии проводятся опросы обучающихся не только с целью контроля самостоятельной работы, так и с целью их побуждения к осознанной работе по целенаправленной систематизации собственных знаний.

Важным аспектом при систематизации знаний являются консультации преподавателя, который на каждом занятии должен обращать внимание обучающихся на ключевые вопросы каждой изучаемой темы и на взаимосвязь всех тем курса между собой.

 

 

УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ТЕКУЩЕМУ И ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ

Общие сведения

 

Целью текущего контроля знаний со стороны преподавателя является оценка качества освоения обучающимися данной дисциплины в течение всего периода ее изучения. Основными задачами текущего контроля является повышение мотивации обучающихся к регулярной учебной работе, самостоятельной работе, расширению их профессионального кругозора.

Преподаватель, осуществляющий текущий контроль, на первом занятии в доступной форме доводит до сведения обучающихся чёткие требования и критерии оценки их знаний по дисциплине. В целях предупреждения возникновения академической задолженности (либо своевременной ее ликвидации) преподаватель проводит регулярные консультации и иные необходимые мероприятия в пределах учебных часов, предусмотренных учебным планом.

При преподавании данной дисциплины предусматриваются следующие формы текущего контроля знаний: текущий контроль в форме индивидуальных опросов, текущий контроль в форме тестирования и выполнения письменных заданий, текущий контроль в форме проверки контрольных работ и собеседования с обучающимся (для обучающихся заочной формы обучения).

Обучающийся должен с первого занятия помнить, что в течение всего времени изучения дисциплины «Муниципальное право» он должен будет написать 3 письменные работы, включающие 2 раздела: тестирование по материалам теоретического курса и развернутый письменный ответ с элементом эссе по вопросу муниципально-правового характера. Результаты подготовки к практическому занятию преподаватель оценивает посредством индивидуального опроса и решения обучающимися ситуационных задач.

Подготовка к текущему и итоговому контролю происходит как в ходе отдельных аудиторных занятий, так и во время внеаудиторной работы.

К итоговому контролю следует готовиться на основании экзаменационных вопросов или вопросов к зачёту, приведенных в рабочей программе курса, опираясь на методические указания и перечень рекомендованных преподавателем нормативного материала, основной и дополнительной литературы и иных информационных ресурсов.

 

Вопросы к зачёту

1. Муниципальное право как комплексная отрасль российского права, его предмет и особенности.

2. Муниципально-правовые отношения.

3. Муниципально-правовые нормы в институты.

4. Источники муниципального права.

5. Европейская Хартия местного самоуправления (общая характеристика).

6. Местное самоуправление как основа конституционного строя и как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения.

7. Местное самоуправление как форма народовластия.

8. Основные принципы организации местного самоуправления: понятие и различие классификаций.

9. Функции местного самоуправления: понятие и виды.

10. Система местного самоуправления.

11. Понятие территориальных основ местного самоуправления. Основные принципы территориальной организации местного самоуправления.

12. Понятие и виды муниципальных образований.

13. Порядок создания, изменения и преобразования территорий муниципальных образований.

14. Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно–территориальных образованиях и в городах–наукоградах.

15. Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения.

16. Правовые акты органов местного самоуправления: понятие, виды, классификация.

17. Порядок принятия и вступления в силу правовых актов органов местного самоуправления. Требования, предъявляемые к правовым актам органов местного самоуправления.

18. Порядок отмены и приостановления действия правовых актов органов местного самоуправления.

19. Содержание и значение уставов муниципальных образований.

20. Представительные органы местного самоуправления: порядок организации, структура, полномочия.

21. Полномочия депутатов представительных органов местного самоуправления.

22. Глава муниципального образования: особенности правового статуса.

23. Виды органов и структурных подразделений местной администрации.

24. Глава местной администрации – единоначальный руководитель: порядок избрания, полномочия.

25 Органы местного самоуправления специальной компетенции.

26. Органы местного самоуправления как юридические лица.

27. Методы деятельности представительных и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления.

28. Особенности осуществления местного самоуправления на территории сельских поселений.

29. Взаимодействие представительных и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления

30. Понятие муниципальной службы, ее принципы и задачи.

31. Категории и виды муниципальных должностей. Квалификационные требования, предъявляемые к муниципальным должностям.

32. Ограничения для муниципальных служащих.

33. Правовой статус муниципального служащего.

34. Похождение муниципальной службы.

35. Прекращение муниципальной службы.

36. Местный референдум: понятие, принципы, выносимые вопросы, порядок осуществления.

37. Муниципальные выборы: понятие, принципы, правовое регулирование, стадии избирательного процесса.

38. Собрания, сходы, конференции граждан как формы прямого волеизъявления населения муниципального образования.

39. Территориальное общественное самоуправление. Особенности осуществления ТОС на территории сельских поселений.

40. Правотворческая инициатива граждан. Обращения граждан в органы местного самоуправления.

41. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления.

42. Опрос граждан, публичные слушания как формы прямого волеизъявления граждан.

43. Понятие и значение финансово-экономических основ местного самоуправления.

44. Муниципальное имущество: состав, пользование, управление, распоряжение.

45. Понятие и структура местных бюджетов.

46. Доходы местных бюджетов.

47. Расходная часть местного бюджета.

48. Бюджетный процесс в муниципальном образовании.

49. Местные налоги и сборы.

50. Понятие, структура и принципы компетенции местного самоуправления.

51. Исключительная компетенция представительных органов местного самоуправления.

52. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды.

53. Полномочия органов местного самоуправления в области жилищно-коммунального хозяйства.

54. Полномочия органов местного самоуправления в сфере градостроительства, транспорта и связи.

55. Полномочия органов местного самоуправления в сфере образования.

56. Полномочия органов местного самоуправления в сфере здравоохранения.

57. Полномочия органов местного самоуправления в сфере культуры.

58. Полномочия органов местного самоуправления в сфере социальной защиты населения.

59. Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны общественного порядка и обеспечения безопасности.

60. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны прав и свобод граждан.

Особенности полномочий органов местного самоуправления сельских поселений.

61.Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

62. Понятие и система гарантий местного самоуправления.

63. Судебная и иные правовые формы защиты местного самоуправления.

64. Ответственность органов и выборных должностных лиц местного самоуправления перед государством, населением, физическими и юридическими лицами.

65. Контроль и надзор за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.

 

ПЕРЕЧЕНЬ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ:

1. http://komitet4.km.duma.gov.ru/ – комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.

2. http://region.council.gov.ru/ – комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.

3. http://www.rncm.ru/default.aspx – Общероссийский конгресс муниципальных образований.

4. http://www.asdg.ru/ - Ассоциация сибирских и дальневосточных городов.

5. http://www.govvrn.ru/wps/portal/gov - Официальный портал органов власти Воронежской области.

6. http://www.gorduma-voronezh.ru/ - Официальный сайт Воронежской городской Думы.

7. http://www.voronezh-city.ru/ - Официальный сайт администрации городского округа город Воронеж.

8. http://tosvrn.ru/ - Официальный сайт территориального общественного самоуправления в Воронежской области.

9. http://docs.cntd.ru/ - Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации.

10. http://www.urbaneconomics.ru/ – Фонд Института экономики города.

11. http://emsu.ru/default.asp – Энциклопедия местного самоуправления.

12. http://znanium.com/ - Электронная библиотечная система «Знаниум».

13. https://cyberleninka.ru/ - Научная электронная библиотека «Киберленинка».

14. https://elibrary.ru/defaultx.asp - Научная электронная библиотека «Elibrary».

15. http://library.vsau.ru/ - официальный сайт Научной библиотеки ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ.

16. http://vrnlib.ru/ - официальный сайт Воронежской областной универсальной научной библиотеки имени И.С. Никитина.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по изучению дисциплины «Муниципальное право»

для обучающихся очного и заочного отделения гуманитарно-правового факультета по направлениям: 40.03.01 – Юриспруденция,

38.03.04 – Государственное и муниципальное управление

 

 

Воронеж

 

Судакова С.В.

 

Методические указания по изучению дисциплины «Муниципальное право» для обучающихся очного и заочного отделения гуманитарно-правового факультета по направлениям: 40.03.01 – Юриспруденция, 38.03.04 – Государственное и муниципальное управление / С.В. Судакова. – Воронеж: ВГАУ, 2017 – 67 с.

 

Печатается в соответствии с решением методической комиссии гуманитарно-правового факультета ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ (протокол № __ от __________ 2017 г.).

Рецензент:

кандидат юридических наук, заведующий кафедрой уголовного права и уголовного процесса, доцент Ратникова Н.Д.

Ó С.В. Судакова

Ó ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ.. 4

1. УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ДИСЦИПЛИНЫ... 6

1.1. Общие сведения. 6

1.2. Особенности освоения отдельных тем.. 6

2. УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ... 12

2.1. Общие сведения. 12

2.2. Особенности освоения отдельных тем.. 12

3. УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 56

4. УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ТЕКУЩЕМУ И ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ 59

4.1. Общие сведения. 59

4.2. Текущий контроль знаний в форме индивидуальных опросов. 59

4.3. Текущий контроль знаний в форме проверки контрольной работы обучающихся для заочной формы обучения. 60

4.4. Итоговый контроль знаний в форме экзамена. 62

4.5. Итоговый контроль знаний в форме зачёта.............................................................64

5. ПЕРЕЧЕНЬ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ………………66

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Предмет дисциплины.

Предметом изучения дисциплины являются правовые и организационные основы регулирования комплекса общественных отношений, связанных с осуществлением муниципального управления и местного самоуправления в современной России, а также изучение отдельных аспектов зарубежного опыта реализации муниципальной власти и ретроспективный анализ истории организации власти на местах в условиях дореволюционной России и СССР.

Цель и задачи дисциплины.

Целью изучения дисциплины является формирование у обучающихся целостного представления и знаний о предмете, системе и источниках муниципального права как комплексной отрасли российского права, а также общих принципах и основах организации и функционирования местного самоуправления в Российской Федерации, получение теоретических знаний, практических умений, навыков и/или опыта деятельности по применению нормативно-правовых актов, регулирующих местное самоуправление как специфический, демократический, публично-правовой институт.

 

Основные задачи изучения дисциплины:

- рассмотреть предмет и особенности муниципального права как комплексной отрасли российского права.

- рассмотреть понятие, основные признаки и сущность местного самоуправления в системе народовластия.

- проанализировать основные принципы организации местного самоуправления.

-рассмотреть особенности правовой, территориальной, организационной, компетенционной и финансово-экономической основ местного самоуправления;

- рассмотреть основные проблемы организации местного самоуправления и существующие правовые механизмы их решения на современном этапе муниципальной реформы.

 

Место дисциплины в учебном процессе.

Дисциплина является обязательной для обучающихся 2 курса очной и 3 курса заочной формы обучения по направлению 40.03.01 Юриспруденция, а также для обучающихся 3 курса очной и 4 курса заочной формы обучения по направлению 38.03.04 – Государственное и муниципальное управление.

 

В результате изучения данной дисциплины обучающийся должен знать:

- специальную терминологию, связанную с изучением дисциплины «Муниципальное право»;

- виды и уровни правового регулирования местного самоуправления в Российской Федерации;

- нормативные правовые акты, регламентирующие муниципально-правовые отношения в РФ;

- правовой статус участников муниципально-правовых отношений.

-нормативные правовые акты, регламентирующие компетенцию местного сам


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.188 с.