Приемный ребенок: выбор сердца или разума. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Приемный ребенок: выбор сердца или разума.

2017-08-11 442
Приемный ребенок: выбор сердца или разума. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРОГРАММА

Педагог-психолог

Лазарева Ольга Геннадьевна

САРАТОВ 2013

Занятие 1.

Приемный ребенок: выбор сердца или разума.

Ритуал приветствия.

Участникам предлагается рассказать о своем решении взять приемного ребенка.

 

Мозговой штурм «Взять ребенка в семью: зачем?»

Цель: выявить ведущие, с точки зрения участников, мотивы приема ребенка в семью. Обсудить существующие стереотипные суждения. Выделить конструктивные и деструктивные мотивы; наметить возможности работы с деструктивной мотивацией.

Ход.

Каждую минуту несколько человек во всем мире принимают решение взять ребенка в семью. Но лишь немногие из нас решаются стать приемными родителями.

1. Предложить участникам назвать как можно больше мотивов приема ребенка в семью. Записать их на ватмане.

2. Предложить участникам аргументировано ответить на вопрос, какие из перечисленных мотивов являются конструктивными (что они дают ребенку и родителям), какие являются деструктивными (интересы кого из детско-родительской пары игнорируются).

3. Обсудить с участниками возможности трансформации деструктивных мотивов в конструктивные.

Обсуждение.

Основной причиной создания приемной семьи является общая для всех потребность получать заботу и заботиться о других.

Желание взять ребенка возникает у всех по-разному. Принимают детей в свою семью как от недостатка любви, общения и полноты жизни, так и от избытка этих чувств: из-за страха одиночества, отсутствия собственных детей, желания помочь, спасти пошатнувшийся брак, жажды перемен, сиюминутного порыва, намерения обеспечить себе поддержку в старости.

Поступки, продиктованные этими мотивами, далеко не всегда приводят к положительному результату.

Одно из распространенных заблуждений – что приемный ребенок поможет спасти семью. Появление ребенка в семье, из которой ушло взаимопонимание, может ускорить ее распад.

Трудности могут возникнуть в семье, где только один из супругов желает взять ребенка.

Не все однозначно в семьях, куда детей берут из жалости: приемная семья лучше, чем детский дом. Мимолетная жалость пройдет без следа, когда с ребенком начнутся проблемы.

Тем, кто недавно потерял сына или дочь, не стоит стараться их заменить приемным ребенком.

Очень часто ребенка берут от одиночества. Однако потребности быть любимым недостаточно, чтобы ребенку было в семье комфортно.

Иногда взрослые делают широкий жест, чтобы продемонстрировать окружающим свою активную жизненную позицию.

Бывает и так, что желание принять ребенка в семью продиктовано стремлением улучшить материальное положение.

Среди приемных родителей много верующих людей. Однако вера слабо помогает в решении педагогических проблем.

Идеальный приемный родитель – это человек, у которого нет оснований жаловаться на жизнь, ему многое удается, он считает, что жизнь его станет еще богаче, когда в семье появится приемный ребенок. Он не жалеет детей, он считает, что может им помочь, готов пожертвовать какими-то из своих удобств, стать заботливым и любящим. Он знает о том, какие могут возникнуть трудности и готов их преодолевать.

Вывод.

Неконструктивные мотивы могут вызвать специфические проблемы в отношениях с ребенком. Важно проработать мотивацию родителей, показав им, как их цели и ожидания могут отразиться на перспективах замещающей семьи.

 

Вывод.

Негативные мысли возникают и у замещающих родителей как реакция на кризисную ситуацию в отношениях с ребенком. Они вызывают негативные чувства и поступки, которые углубляют кризис, затрудняя поиск решений.

Занятие 2.

Как выбрать приемного ребенка?

Ритуал приветствия.

Участникам предлагается рассказать о своем опыте выбора приемного ребенка.

 

Мозговой штурм «Что нужно учесть при выборе приемного ребенка?»

Участникам предлагается определить наиболее важные аспекты при выборе приемного ребенка. Ответы записываются на доске.

Затем каждый участник обосновывает предложенные варианты.

 

Как выбрать ребенка?

Что касается первого вопроса, то, несмотря на свою кажущуюся легкость и примитивность, он часто становится наиболее сложным и животрепещущим для будущих приемных родителей.

Семейные психологи утверждают, что самое сложное – это выбор малыша. Конечно же, вопрос о том, как выбрать приемного ребенка, звучит очень цинично, ведь малыш – это человечек, а не ведро клубники на базаре. Но, тем не менее, пройти этот этап придется всем приемным родителям, как бы тяжело не было. Очень часто родители стараются не думать об этом, полагая, что во время первого визита в детский дом им все «сердце подскажет».

Конечно, если у вас совсем недавно родилась мысль о том, чтобы принять в семью детку, вы наверняка в общих чертах представляете себе, каким он должен быть – вплоть до пола, возраста, цвета глаз и волос. Разумеется, всем приемным родителям хочется видеть своего ребенка здоровым – поэтому физическое и психическое здоровье малыша сразу же становится одним из самых важных критериев выбора.

Но в жизни не все так просто. Во-первых, среди «отказников» и сирот идеально здоровых детей практически не бывает (а если и бывают, то найти их не так просто). Во-вторых, часто приемные родители, которые заранее настроились на поиски, например, двухлетней светловолосой девочки в результате усыновляют пятилетнего темноволосого мальчика – просто потому, что поняли при личном общении, что это «их» ребенок, человек, к которому они способны почувствовать глубокую эмоциональную привязанность.

Поэтому не спешите руководствоваться какими-либо жесткими критериями, жизнь всегда вносит свои коррективы. Поиск ребенка обычно осуществляется двумя способами: через общегосударственный банк данных, в который можно отправить запрос и заявление о желании принять ребенка в семью, либо напрямую – методом личного посещения детских домов, интернатов или домов малютки.

Конечно, многие приемные родители отправляются в первую очередь в Дом малютки – в этом учреждении можно усыновить самых маленьких детей, начиная с младенческого возраста. Считается (и вполне обоснованно), что именно младенцы, которых усыновили в самом раннем возрасте, лучше всего способны адаптироваться в новой семье и полностью ощутить на себе заботу и тепло, которые им дарят их новые родители. Кроме того, такие маленькие дети еще не успели побывать в детском доме – а ведь именно пребывание в детском доме зачастую негативно отражается на психике детей.

Но не стоит сразу же отметать возможность принятия в семью ребенка постарше – например, детки в возрасте 3-4 лет уже обладают зачатками характера, в этом возрасте становятся видны определенные свойства личности, а это значит, что приемным родителям будет проще выбрать именно того ребенка, который подходит для воспитания в их семье.

А вот усыновление ребенка старше 4-5 лет уже требует мудрости и очень осторожного подхода, так как в этом возрасте дети уже понимают многие вещи, и ребенок будет отчетливо понимать, что его семья – приемная. С другой стороны, при наличии взвешенного, мудрого подхода со стороны родителей этот момент всегда можно максимально сгладить.

Поэтому всегда нужно ориентироваться не только на возраст ребенка, но и на его отношение к жизни и к ситуации в целом. Многие дети, раннее детство которых прошло без родителей, очень хотят попасть в приемную семью и воспринимают приемных родителей лучше, чем биологических.

Рекомендации.

Стоит сразу определиться с основными требованиями – полом ребенка, его возрастом, основными чертами внешности, темпераментом, здоровьем. К этому вопросу необходимо подходить крайне тщательно, ведь ребенок – это не игрушка, и вам предстоит с ним прожить всю оставшуюся жизнь. И только от вас зависит, будет ли эта жизнь счастливой.

Возраст малыша

В большинстве случаев потенциальные родители предпочитают взять в семью ребенка младшего возраста. Это свое решение они объясняют тем фактом, что малыш не помнит своих родственников и предыдущую жизнь. Да и пребывание в детском доме не успело наложить отпечаток на характер крохи. Да, и еще немаловажный факт – взяв в семью малыша, родители могут пройти все этапы взросление, что для многих также является решающим фактором.

И про процесс адаптации забывать не стоит. Чем младше ребенок, тем безболезненнее все пройдет. Остановив свой выбор на ребенке младше трех лет, помните о том, что ваша новая семья будет пользоваться всеми теми привилегиями, которые предусматривает закон – отпуск по уходу за ребенком, денежным пособием.

При этом Вам придется столкнуться с основной проблемой: поскольку многие приемные родители стремятся взять малыша как можно более раннего возраста, то в банке данных на детей от 1 до 3 лет, как правило, остаются дети, которых по какой-либо причине не усыновили в более раннем возрасте, чаще всего - в связи с отклонениями в здоровье или интеллектуальном развитии. Поэтому знакомство с банком данных может произвести на приемных родителей неприятное впечатление.

Но не стоит лишать шанса обрести семью и деток более старшего возраста. Если вы решили взять ребенка постарше, вам необходимо учитывать некоторые факторы. Во-первых, садик или школа. Если ребенок по возрасту должен посещать детское образовательное учреждение, обязательно предварительно согласуйте этот вопрос с педагогами. Во-вторых, обратите внимание на детей родственников, друзей и знакомых. Это принесет двойную пользу. Вы сможете понаблюдать за поведением детей различных возрастных групп и принять решение. Ну и познакомитесь с предполагаемыми друзьями вашего будущего сына или дочки. Кроме того, вы приобретете некоторые навыки общения с детьми, что также сыграет вам на руку в последующем.

Юридические нюансы

Итак, вы нашли «своего» малыша и сделали выбор. Следующий важный шаг, который вам необходимо сделать – это убедиться в том, что биологические родители малыша не будут настаивать на возвращении крохи в семью. В том случае, если с биологической точки зрения ребенок не является сиротой, вам необходимо получить от его родителей нотариально заверенное согласие на усыновление ребенка. После этого вернуть ребенка они смогут лишь в судебном порядке. А суд, как правило, в большинстве случаев становится на сторону приемных родителей.

А в том случае, если мама вашего предполагаемого малыша еще несовершеннолетняя, задача усложняется. Вы должны заручиться нотариальным согласием не только мамы, но и ее родителей – бабушки и дедушки малыша. Не стоит надеяться на тот факт, что родители ребенка лишены родительских прав – в судебном порядке эти права могут быть восстановлены.

В том случае, если вы принимаете в семью ребенка, достигшего десятилетнего возраста, помните о том, что он имеет право выбора. Для того чтобы взять этого ребенка, вы должны заручиться его собственным согласием. И только при соблюдении всех этих условий ребенок сможет переехать жить в новую семью.

Усыновление автоматически дает приемному ребенку все те же права, которыми обладал бы ребенок, рожденный папой и мамой. Ребенок автоматически получает все как имущественные, так и неимущественные права и обязанности. Как и любой кровный родственник. Например, если усыновители умрут, наследником первой очереди станет усыновленный ребенок наравне с кровными детьми. Однако и обязанности у него такие же – если родители потеряют работоспособность, совершеннолетний ребенок обязан заботиться и обеспечивать родителей материально.

Причем обратите внимание – с момента усыновления ребенок автоматически полностью освобождается от любых обязательств по отношению к своим биологическим родителям и любым другим кровным родственникам. Тайна усыновления находится под охраной закона – любой человек, разгласивший ее, автоматически попадает под уголовное преследование. И это неспроста – подобная информация может разрушить счастье семьи и лишить спокойствия и душевного равновесия ребенка.

Однако усыновители должны помнить о том, что усыновление в любой момент может быть отменено. Причем делается это в судебном порядке. Хотя, разумеется, никто не заберет у вас ребенка просто так – для этого должны быть очень весомые причины. Например, такой причиной может стать безнравственный образ жизни приемных родителей, либо жестокое обращение с ребенком. Но, надеемся, это наших читателей не коснется никогда.

 

Подведение итогов занятия.

Шеринг. Участниками предлагается сделать выводы по итогам своего участия в занятии. Отметить, как изменились их взгляды на обсуждаемый вопрос. Что нового они узнали на занятии.

Занятие 3.

Ритуал приветствия.

Участникам предлагается рассказать о своем опыте знакомства с приемным ребенком, какие трудности испытывали участники на этапе знакомства с ребенком.

 

Практикум «Интересы детей».

Цель: формирование навыков подготовки родителей к общению с ребенком, прояс­нения их представлений об интересах детей разных воз­растов.

Ход.

Участники делятся на две подруппы.

Их задача:

ü обсудить интересы детей того или иного возраста;

ü придумать как можно больше разных занятий, игр, ме­роприятий, которые можно провести с ребенком при первом приглашении его в гости.

Первая группа выполняет задание, рассматривая си­туацию приглашения в гости 4-7-летнего ребенка, вторая группа — 8-П-летнего ребенка. Далее участники представ­ляют результаты своей работы, а ведущий записывает все варианты на доске или листе ватмана.

Обсуждение. Можно выделить наиболее удачные формы совместного досуга, например просмотр домашней видеотеки и семейных фотоальбомов, приготовление вмес­те с ребенком какого-либо блюда и т. д. Нужно обратитьвнимание участников на то, что при первой встрече важ­но не перегрузить ребенка положительными эмоциями и различными интересными занятиями. Также важно подчеркнуть, что дети, лишенные родительской любви и заботы, любят играть в игры, которые обычно интересны детям более младшего возраста. Игра очень важна для раз­вития ребенка, поэтому приемные родители должны ис­пользовать имеющиеся у них возможности для совместной игры с ребенком.

 

Подведение итогов занятия.

Шеринг. Участниками предлагается сделать выводы по итогам своего участия в занятии. Отметить, как изменились их взгляды на обсуждаемый вопрос. Что нового они узнали на занятии.

 

Занятие 4.

Ритуал приветствия.

Участникам, взявшим на воспитание детей, предлагается рассказать о своем опыте адаптации ребенка в семье, членов семьи к ребенку.

 

Подведение итогов занятия.

Шеринг. Участниками предлагается сделать выводы по итогам своего участия в занятии. Отметить, как изменились их взгляды на обсуждаемый вопрос. Что нового они узнали на занятии.

 

Занятие 5.

«Как помочь приемному ребенку пережить горе»

Ритуал приветствия.

Участникам предлагается рассказать о своем опыте оказания эмоциональной поддержки приемному ребенку в процессе переживания утраты, разлуки, горя.

Упражнение «Мешок невзгод».

Цель: выявить травматичный опыт ребенка, оставшегося без попечения родителей, обсудить, какую помощь может оказать приемный родитель ребенку.

Ход.

Участникам предлагается перечислить все возможные невзгоды ребенка, оставшегося без попечения родителей, и обсудить, какую помощь приемные родители могут предложить ребенку, чтобы он мог это пережить без потерь, без негативных последствий. Ведущий записывает варианты на ватмане.

Обсуждение. Дети, которые остаются без попечения родителей, - это маленькие взрослые с огромным жизненным опытом. И этот опыт, как правило, не всегда позитивный. Некоторым из них пришлось пережить такое, от чего любой взрослый пришел бы в отчаяние, - страх, лишения, предательство самых близких людей. У каждого ребенка есть своя история, непохожая на другие. У каждого ребенка свой опыт переживания произошедшего с ним.

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, ожидает, что приемная семья поможет ему пережить невзгоды, которые встретились ему на жизненном пути, избавит его от них в будущем.

 

Подведение итогов занятия.

Участникам предлагается высказать, что нового, важного и полезного для себя они узнали на занятии.

Занятие 6.

Ритуал приветствия.

Участникам предлагается рассказать о своем опыте воспитания приемного ребенка.

 

Подведение итогов занятия.

Участникам предлагается высказать, что нового, важного и полезного для себя они узнали на занятии.

Вывод. Воспитание приемного ребенка отличается от воспитания собственных детей. Приемным родителям могут потребоваться дополнительные знания и навыки. Кандидатам в приемные родители необходимо пройти предварительную подготовку и систематически обращаться за консультацией к специалистам.

 

Занятие 7.

Ритуал приветствия.

Участникам предлагается ответить на вопрос, насколько актуальным для них является данная проблема и сообщить свое мнение.

 

Подведение итогов занятия.

Шеринг. Участниками предлагается сделать выводы по итогам своего участия в занятии. Отметить, как изменились их взгляды на обсуждаемый вопрос. Что нового они узнали на занятии.

 

 

Занятие 8.

Ритуал приветствия.

Участникам предлагается рассказать о своем опыте разговора с приемным ребенком о его родителях.

 

Подведение итогов занятия.

Шеринг. Участниками предлагается сделать выводы по итогам своего участия в занятии. Отметить, как изменились их взгляды на обсуждаемый вопрос. Что нового они узнали на занятии.

Занятие 9.

«Возрастные кризисы.

Ритуал приветствия.

Участникам предлагается рассказать, какие кризисные ситуации они переживали в развитии приемных детей.

 

Как вести себя родителям

Когда наступает кризис родители тоже не совсем понимают, что происходит. Все методы воспитания, которые раньше действовали вдруг становятся не нужными и бездейственными.

Родителям для того, чтобы сохранить нервы и повысить свой авторитет в глазах ребенка необходимо приложить некоторые усилия. Попробуйте отказаться от запретов и вместо того, чтобы не давать малышу самому есть ложкой - перестать бояться, что малыш испачкается и показать как правильно нужно это делать. Когда малыш бегает по комнате и покоряет первую высоту, залезая на стул - поиграйте с ребенком в какую-нибудь подвижную игру, переведя ее территорию в безопасное место от углов.

Если все-таки запрет необходим, например, не лезть в розетку, к плите и т.д., то запрет должен быть безоговорочным и строгим. Объяснить конечно годовалому малышу почему нельзя непросто, но все равно объясните как сможете. Ребенок не поймет почему, но будет точно знать, что есть причина для этого.

Возрастной кризис двух лет

Этот возрастной кризис характерен тем, что ребенок начинает проверять по полной программе можно или нет. Например, разрешит ли мама разрисовать стену фломастером - нет! А если закричу, может разрешит?

Знакомо? Это ребенок исследует границы дозволенного.

Ребенок исследует эти границы довольно просто - если при каком-то определенном действии каждый раз реакция родителей одинаковая - значит это норма и по другому быть не может. Если же где-то вы изменили свою реакцию на одно и то же действие ребенка, значит все может изменится.

Как вести себя родителям

Родителям нужно определится что можно, а что нельзя. И нужно обязательно следовать своим правилам. Стоит только раз поддаться и уступить ребенку, так он будет делать так всегда, например плакать или устраивать истерику.

Возрастной кризис трех лет

Это кризис проявляется в процессе того, что ребенок начинает осознавать, что он отдельная личность со своими хочу-не хочу, начинает проявлять свою волю.

При этом можно заметить упрямство, отказ от просьб родителей, непослушание, истерики и т.д.

Как вести себя родителям

В таком возрасте истерику у ребенка легче не допустить, чем остановить. Для этого нужно уделять ребенку достаточно много внимания, действовать уговорами и объяснениями, почему так, а не иначе. В отдельных случаях стоит переключить внимание ребенка на что-нибудь другое.

Самое главное, нельзя допустить, чтобы ребенок вынудил родителей сделать так, как хочет он.

Иногда этот возрастной кризис может пройти незамеченным родителями, если он был кратковременным. Возможно вы смогли в нужный момент объяснить малышу какие-то вещи и все прошло гладко.

Возрастной кризис семи лет

Как и предшествующий кризис - этот характеризуется острым непослушанием, отказом от каких-то действий. Ребенок становится раздражительным, быстро устает, бывают вспышки гнева. В ответ на замечания спорит, пререкается, кривляется. Начало кризиса обычно происходит, когда ребенок идет в школу, меняется обстановка, появляются постоянные обязанности, к которым ребенок еще не привык. Все от него чего-то ждут и малыш не может с этим справится.

Как вести себя родителям

В этом кризисном периоде стоит особое внимание обратить на самооценку ребенка. Он очень уязвим и часто самооценка ниже, чем нужно. Ребенок думает, раз меня ругают или делают замечания, значит я нехорош. Нужно научится показывать ребенку его поступки со стороны. То есть оценивать реально сам поступок, и критиковать поступок, но не ребенка.

Если ребенка что-то беспокоит, то говорите об этом, пусть он не держит свои переживания в себе. Доверие с родителями позволит малышу быть более уверенным в себе и чувствовать вашу поддержку.

Малыш будет взрослеть и конечно скоро наступит следующий непростой период в жизни ребенка и родителей - переходной возраст. Об это подробнее в другом посте.

Подведение итогов занятия.

Шеринг. Участниками предлагается сделать выводы по итогам своего участия в занятии. Отметить, как изменились их взгляды на обсуждаемый вопрос. Что нового они узнали на занятии.

 

 

ПРОГРАММА

Педагог-психолог

Лазарева Ольга Геннадьевна

САРАТОВ 2013

Занятие 1.

Приемный ребенок: выбор сердца или разума.

Ритуал приветствия.

Участникам предлагается рассказать о своем решении взять приемного ребенка.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.092 с.