История возникновения и этапы развития дифференциальной психологии (донаучный, естественнонаучный, гуманитарный). — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История возникновения и этапы развития дифференциальной психологии (донаучный, естественнонаучный, гуманитарный).

2017-08-11 1577
История возникновения и этапы развития дифференциальной психологии (донаучный, естественнонаучный, гуманитарный). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Люди давно понимали что индивидуальные различия существуют на основании обстоятельств:

-типология по знакам зодиака, то есть люди понимали что они отличаются друг от друга и пытались разделить людей по группам,

-типология темперамента гиппократа на основании 4 типов жидкости в организме, интересовались вопросом о природе индивидуальных различий,

Аристотель искал особенности людей в крови.

В 3 тысячелетии до н.э. существовали жестокие испытания для людей, претендовавших на высокие должности, это и был метод проф отбора.

Диф псих как самостоятельная научная дисциплина возникает в начале 20 века. Логика развития любой науки, что она идет от общего к частному. Сначала психологию интересовали общие закономерности.

В истории дифференциальной психологии можно выделить 3 основных этапа:

1. этап донаучного знания. Характеризуется преобладанием наблюдения, накоплением житейских знаний, невысокий уровень обобщения.

2. этап естественно научной парадигмы. Характеризуется стремлением к выявлению общих закономерностей психического на основе обобщения множества частных случаев. Преобладает метод эксперимента, накопление научных знаний, высокий уровень обобщения,

3. этап гуманитарной парадигмы. Характеризуется вниманием к уникальности, неповторимости каждого случая. В центре внимания человеческая уникальность.

4.Предпосылки выделения в самостоятельную науку.

Термин «Дифференциальная психология» ввел немецкий психолог Вильям Штерн, которому удалось собрать имеющиеся к тому времени (1911 год) представления о различиях между людьми в целостную концепцию.

Предыстория создания концепции, в первую очередь, связана с развитием ряда эмпирических направлений, которые отличались использованием метода наблюдения, невысоким уровнем обобщения, а также попытками связать некоторые анатомо-физиологические и психологические особенности человека.

К концу XIX века, в связи внедрением в психологию экспериментального метода, предполагающий измерение и последующий анализ индивидуальных и групповых признаков. К ключевым событиям этого периода, которые послужили предпосылками для оформления дифференциальной психологии в отдельную науку, относят следующие:

 

1. Открытие Вильгельмом Вундтом психологической лаборатории в 1879 году, где он начал в экспериментальных условиях изучение психических процессов. Очень быстро вслед за тем подобные лаборатории стали открываться и других странах Европы и Америки.

2. Открытие феномена времени реакции. Еще в 1796 году благодаря мнимой оплошности ассистента Гринвичской обсерватории Киннибрука было открыто время реакции как психологическое явление. Объяснение факту было дано в 1816 году Фредериком Бесселем – различия во времени реакции. Публикация в 1822 году Бесселем результатов своих многолетних наблюдений за временем двигательной реакции немецких астрономов может считаться первым научным отчетом об изучении дифференциально-психологических аспектов поведения человека.

Открытие Ф. Бесселя было основным аргументом в пользу того, чтобы начать рассматривать психическое как процесс, обладающий временной протяженностью, имеющий начало, середину и конец, а не как одномоментный феномен. Позже голландский исследователь Ф. Дондерс разработал специальную схему подсчета времени реакции, и увеличение времени реакции стало восприниматься как показатель усложнения психических процессов.

3. Использование методов статистического анализа. В 1869 году в Англии выходит в свет труд ФрэнсисаГальтона (1869–1978) «Наследственный гений», в котором автор интерпретировал результаты проведенного им статистического анализа биографических фактов выдающихся людей, а также обосновал наследственную детерминацию человеческих способностей. Работа Гальтона была написана под влиянием эволюционной теории Чарльза Дарвина.

4. Использование данных психогенетики – пограничной с генетикой области психологии, предметом которой является происхождение индивидуальных психологических особенностей человека, роль среды и генотипа в их формировании. Наиболее информативным явился близнецовый метод, который впервые использовал еще Гальтон. Этот метод позволяет максимально уравнять воздействие среды и отдифференцировать различия в зависимости от источника их происхождения: генетические (передаваемые из поколения в поколение), врожденные (имеющие значение только для родственников одного поколения), приобретенные (связанные с разницей в окружении)


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.