Культура и наука России в конце XX-го - начале XXI веков — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Культура и наука России в конце XX-го - начале XXI веков

2017-07-09 1261
Культура и наука России в конце XX-го - начале XXI веков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Изменения в условиях развития культуры. Ведущие тенденции в развитии образования и науки. Основные научные достижения. Конфессии и их роль в жизни страны. Особенности развития современной художественной культуры: литературы, киноискусства, театра, изобразительного искусства. Массовая культура.

Первый период (1992-1993) следует характеризовать как постсоветский, во многих отношениях переходный. В сжатые сроки, в условиях продолжавшегося экономического кризиса, в Российской Федерации был осуществлен демонтаж советской экономической системы и заложены основы рыночной экономики. Такие задачи были в основном реализованы в ходе либеральных по содержанию и радикальных по исполнению экономических реформ, начатых правительством Ельцина-Гайдара в январе 1992 года. «Шоковая терапия» привела к резкому снижению уровня жизни населения. Усилились голоса критиков радикальных реформ, в том числе среди членов депутатского корпуса, представлявшего интересы избирателей.

Нараставшее с середины 1992 года противостояние президентской и парламентской (в лице съезда народный депутатов и Верховного Совета РСФСР) ветвей власти привело в 1993-м к политико-конституционному кризису, выразившемуся в «войне законов» и параличу власти. Он грозил развалом страны.

В результате победы Бориса Ельцина после трагических событий в Москве в октябре 1993 года в России произошла кардинальная смена политической системы. Была проведена поэтапная конституционная реформа, создана президентская республика. Завершением первого периода стала окончательная ликвидация доставшейся в наследство от СССР системы Советов и принятие в конце 1993 года ныне действующей российской Конституции.

Второй период в истории российской государственности после распада Советского Союза (конец 1993-2000 годов) связан с корректировкой курса реформ и попытками экономической стабилизации. В 1998-м экономику потряс новый финансовый кризис (дефолт), оказавший временное благотворное влияние на экономические процессы. Однако параллельно нарастал кризис центральной власти, который усугублялся правительственной чехардой, коррупционными скандалами, военно-политическим кризисом в восстановлением конституционного порядка в Чеченской Республике. Росло общественное недовольство, возникла новая угроза распада страны. В таких условиях президент Борис Ельцин подал в отставку, в соответствии с Конституцией, руководителем государства стал премьер-министр Владимир Путин, избранный вскоре новым президентом России.В ходе третьего периода (2000-2012 год) Владимир Путин в рамках своего первого и второго президентских сроков сумел стабилизировать ситуацию в стране, провести меры по укреплению властной вертикали. Благоприятная конъюнктура способствовала экономическому росту, который продолжался в России вплоть до начала мирового экономического кризиса 2008-го. При президенте Дмитрии Медведеве и премьер-министре Путине (май 2008-го - май 2012 года) стране в целом успешнее, чем большинству других стран мира, удалось преодолеть основную волну экономического кризиса. Преемственность власти была подтверждена возращением на пост президента России Владимира Путина в 2012-м. Становление новой России (1991-2000) Б.Н. Ельцин и его окружение. Начало радикальных экономических преобразований. Либерализация цен. «Шоковая терапия». Ваучерная приватизация. Долларизация экономики. Рост цен и падение жизненного уровня населения. Безработица. «Черный» рынок и криминализация жизни. Особенности осуществления радикальных реформ в регионах России. Меры по смягчению последствий «шоковой терапии» в Татарстане.Противостояние исполнительной и законодательной власти в 1992-1993 годах. Причины и последствия политико-конституционного кризиса. Трагические события осени 1993 года в Москве. Референдум по новой Конституции: ликвидация Советов и новая система государственного устройства. Принятие новой Конституции России. Утверждение государственной символики. Итоги радикальных преобразований 1992-1993 годов.Обострение межнациональных и межконфессиональных отношений в 1990-е. Подписание Федеративного договора (1992) и отдельных соглашений центра с республиками. Альтернативные модели федеративного процесса («модель Татарстана»). Взаимоотношения Центра и субъектов Федерации. Опасность исламского фундаментализма. Чеченская война: основные этапы, экономические и морально-политические последствия.Экономика во второй половине 1990-х. Корректировка курса реформ и попытки стабилизации. Тенденции деиндустриализации и увеличения зависимости экономики от мировых цен на энергоносители. Финансовые пирамиды и залоговые аукционы. Дефолт 1998 года и его последствия.Повседневная жизнь и общественные настроения россиян в условиях реформ. Кризис образования и науки. Падение престижа интеллектуальных профессий. Религиозный ренессанс. Социальная поляризация общества и смена ценностных ориентиров. «Новые русские».

Вопрос 82. Российская внешняя политика в 1990-е- начале XXI века.
Принципы внешней политики
Распад СССР изменил положение России на международной арене, ее политические и экономические связи с внешним миром. Внешнеполитическая концепция Российской Федерации выдвигала приоритетными задачами сохранение территориальной целостности и независимости, обеспечение благоприятных условий для развития рыночной экономики и включения в мировое сообщество. Предстояло добиться признания России в качестве правопреемницы бывшего Советского Союза в ООН, а также помощи западных стран в проведении курса реформ. Важная роль отводилась внешней торговле России с зарубежными странами. Внешнеэкономические связи рассматривались как одно из средств преодоления хозяйственного кризиса в стране.
Россия и страны дальнего зарубежья После августовских событий 1991 г. началось дипломатическое признание России. Для переговоров с российским президентом прибыл глава Болгарии Ж. Желев. В конце того же года состоялся первый официальный визит Б. Н. Ельцина за рубеж — в ФРГ. О признании суверенности России, о переходе к ней прав и обязанностей бывшего СССР заявила страны Европейского сообщества. В 1993—1994 гг. были заключена соглашения о партнерстве и сотрудничестве между государствами ЕС и Российской Федерацией. Правительство России присоединилось к предложенной НАТО программе «Партнерство во имя мира». Страна была включена в состав Международного валютного фонда. Ей удалось договориться с крупнейшими банками Запада об отсрочке платежей за долги бывшего СССР. В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы, в компетенции которого находились вопросы культуры, прав человека, защиты окружающей среды[i]. Европейские государства поддерживали действия России, направленные на ее интеграцию в мировую экономику. Россия активно включалась в решение важнейших международных вопросов. В октябре 1997 г. Государственная Дума ратифицировала Женевскую конвенцию о запрещении разработки, производства и применения химического оружия. В мае 1997 г. в Париже было подписано соглашение о взаимоотношениях между РФ и странами НАТО. Документ зафиксировал обязательства сторон об отказе от применения силы в отношениях друг с другом. Предусматривалось предотвращение конфликтов и урегулирование возможных споров исключительно мирными средствами. Однако очень скоро руководство стран НАТО нарушило взятые обязательства. Прием в состав НАТО Венгрии, Польши, Чехии, а также стран Балтии свидетельствовал о стремлении этой организации расширить свое влияние на Восток. Заметно повысилась роль внешней торговли в развитии экономики России. Разрушение народнохозяйственных связей между республиками бывшего СССР и распад Совета Экономической Взаимопомощи вызвали переориентацию внешнеэкономических связей. После долгого перерыва России был предоставлен режим наибольшего благоприятствования в торговле с США. Постоянными экономическими партнерами являлись государства Ближнего Востока и Латинской Америки. Как и в предшествующие годы, в развивающихся странах при участии России строились тепло- и гидроэлектростанции (например, в Афганистане и Вьетнаме). В Пакистане, Египте и Сирии возводились металлургические предприятия и сельскохозяйственные объекты. Сохранились торговые контакты между Россией и странами бывшего СЭВ, по территории которых пролегали газо- и нефтепроводы в Западную Европу. Экспортируемые по ним энергоносители продавались и этим государствам. Ответными предметами торговли выступали медикаменты, продовольственные и химические товары.
Отношения с государствами СНГ Развитие взаимоотношений с Содружеством Независимых Государств занимало важное место во внешнеполитической деятельности правительства. В 1993 г. в состав СНГ входили кроме России еще одиннадцать государств. На первых порах центральное место в отношениях между ними занимали переговоры по вопросам, связанным с разделом имущества бывшего СССР. Устанавливались границы с теми из стран, которые ввели национальные валюты. Были подписаны договоры, определившие условия перевозки российских грузов по их территории за рубеж. Распад СССР разрушил традиционные экономические связи с бывшими республиками. В 1992—1995 гг. падал товарооборот с государствами СНГ. Россия продолжала поставлять им топливно-энергетические ресурсы, прежде всего нефть и газ. В структуре импортных поступлений преобладали товары народного потребления и продовольствие. Одним из препятствий на пути развития торговых отношений являлась образовавшаяся в предшествующие годы финансовая задолженность России со стороны государств Содружества. В середине 90-х годов ее размер превышал 6 млрд. долл. Российское правительство стремилось сохранить интеграционные связи между бывшими республиками в рамках СНГ. По его инициативе был создан Межгосударственный комитет стран Содружества с центром пребывания в Москве. Между шестью (Россией, Белоруссией. Казахстаном и др.) государствами был заключен договор о коллективной безопасности, разработан и утвержден Устав СНГ (1993 г.). Вместе с тем Содружество стран не представляло собой единой оформленной организации. Периодически проходили президентские встречи, на которых решались вопросы экономического и политическою сотрудничества. Были подписаны соглашения об объединенных Вооруженных силах СНГ и о принципах обеспечения государств вооружением и военной техникой (1992 г.). В принятых документах подтверждались обязательства стран Содружества выполнять международные обязательства, вытекающие из договоров бывшею Союза ССР.

 

 

Вопрос 83. межнациональные отношения в современной россии В многонациональном государстве составной частью политических отношений являются межнациональные отношения. Государство налаживает, регулирует отношения между нациями и народностями. Совокупность принципов, норм, правил, посредством которых осуществляется управление национальными отношениями, составляет национальную политику. В каждой многонациональной стране национальная политика имеет свои особенности. Вместе с тем, существуют проверенные историческим опытом пути и методы решения национального вопроса, оптимизации национальных отношений. В системе национальных отношений ключевыми, решающими, являются политические аспекты. Непосредственно к сфере политики относятся такие вопросы национальных отношений, как национальное самоопределение, сочетание национальных и интернациональных интересов, равноправие наций, создание условий для свободного развития национальных языков и национальных культур, представительство национальных кадров в структуре власти и некоторые другие вопросы. Вместе с тем, на формирование национальной идеи, политических установок, политического поведения, политической культуры заметное воздействие оказывают исторически складывающиеся традиции, социальные чувства и настроения,географические и культурно-бытовые условия обитания наций, народностей. По существу все вопросы межнациональных отношений приобретают политическое значение и могут быть решены на политическом уровне. Важнейшим выражением сущности национальных отношений является национальный вопрос. Национальный вопрос — это, прежде всего, отношения национального неравенства, неравенство уровней экономического и культурного развития различных наций, отставание неравноправных и угнетенных наций от наций привилегированных, великодержавных. Это атмосфера национальной розни, вражды и подозрений на национальной почве, закономерно возникающих на основе неравноправия и фактического неравенства наций в доступе к экономическим и культурным ценностям. Национальный вопрос — проблема не столько этническая, сколько социально-политическая. Национальный вопрос всегда имеет конкретно-историческое и социальное содержание, включающее совокупность национальных проблем на определенном этапе развития данной страны. На конкретном содержании национального вопроса отражаются особенности исторического развития страны и ее народов, специфика их социально-экономического и политического устройства, социально-классовой структуры, национального состава населения, исторических и национальных традиций и другие факторы. Причем с решением одних проблем возникают другие, подчас более сложные, обусловленные возрастанием уровня развития самих наций. Поэтому не может быть полного и оконча-гельного решения национального вопроса во всех аспектах и социальных измерениях. Национальный вопрос в бывшем СССР был решен в нескольких аспектах: уничтожен национальный гнет и в определенной мере — национальное неравенство (экономическое и культурное), созданы условия цля экономического, социального и культурного прогресса бывших национальных окраин. Вместе с тем были допущены и серьезные ошибки и нарушения в ходе проведения национальной политики. Противоречия и конфликтные ситуации порождались самим фактом совместного проживания в одном союзном государстве более 130 наций, народностей, национальных и этнических групп. Национальные образования существенно различались по этносоциальным, этнокультурным, этно-демографическим характеристикам. Эти различия обусловили различие интересов и потребностей народов, что и порождало противоречия. Развал СССР вызвал многочисленные трения и конфликты на разных уровнях и в разных регионах одной шестой части планеты. На фоне усиления тенденции к национальному самоопределению, подъема национального самосознания проявились центробежные, сепаратистские устремления этнополитических сил, ставящих свои амбиции выше жизненных интересов народов. Причинами межнациональных конфликтов на территории России можно считать следующие: допущенные акты несправедливости и беззакония в отношении некоторых народов (например, переселение целых народов); неравномерность экономического, социального и культурного развития республик, национально-культурных образований; преобладание отраслевого принципа управления, в результате чего не всегда учитывались национальные условия и традиции, социальные и экономические интересы комплексного развития территорий; общий социально-экономический кризис, охвативший государство; изменение этнического состава населения отдельных регионов в результате демографических и миграционных процессов; проблема взаимоотношений коренного и некоренного населения регионов; рост национального самосознания; недооценка национального фактора властными структурами. Поиск механизмов и способов их решения интенсивно ведется сегодня по многим направлениям. Вопрос 84. Отечественная культура во второй половине XX в Сложные политические и исторические события конца 19-го в. обусловили многообразие форм развития культуры. Основываясь на лучших традициях предшествующего периода, российская культура обрела новые тенденции, требовавшие осмысления нравственных и социальных проблем. Необходим был поиск новых методов и художественных приемов. К началу 20-го в. Россия оставалась страной с низким уровнем грамотности (38-39%, по данным переписи 1913 г.). Степень грамотности была неравной в зависимости от регионов, мужчины были грамотней женщин, городские жители образованнее представителей крестьянства. Система образования включала в себя три ступени: начальную (церковно-приходские, народные училища), среднюю (гимназии, реальные училища), высшую (университеты, институты). Развитие начального образования стало происходить по инициативе демократической части общества. Начали возникать школы нового типа - культурно-просветительские рабочие курсы, просветительские рабочие общества и народные дома. Растущая потребность в специалистах обусловила развитие высшего и технического образования, увеличилось количество высших учебных заведений - к 1912 г. действовало 16 университетов. Получило распространение частное образование (университет Шанявского, 1908-1918 гг.), было открыто 30 высших учебных заведений для женщин. По количеству издаваемой литературы Россия вышла на ведущее место в мире. В 1913 г. издавалось 874 газеты и 1263 журнала. Возникла сеть научных, специальных, коммерческих и образовательных библиотек. Крупнейшими издателями были А.С. Суворин в Петербурге и И.Д. Сытин в Москве. На рубеже веков развивались традиционные и новые области науки. В физике И.Е. Жуковский стал основоположником гидро- и аэродинамики, К.Э. Циолковский разработал теоретические основы воздухоплавания. Работали такие выдающиеся ученые, как физиологи И.П. Павлов, И.М. Сеченов, И.И. Мечников, ботаники К.А. Тимирязев, И.В. Мичурин, физик П.Н. Лебедев, изобретатель радиосвязи А.С. Попов, философы Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, историки В.О. Ключевский, П.Н. Милюков. Господствующим в русской литературе было реалистическое направление. Продолжая драматические традиции своих предшественников, на рубеже веков творили выдающиеся писатели: Л.Н. Толстой, И.А. Бунин, В.В. Вересаев, А.И. Куприн, A.M. Горький, А.П. Чехов. Этот период стал серебряным веком русской поэзии, которая приобрела новые формы и развивалась во многих направлениях (модерн, символизм, футуризм, эстетизм). Плеяда талантливых поэтов отразила в своих произведениях глубокий социальный кризис российского общества (В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, A. Блок, А. Белый, Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, И. Северянин, Н. Асеев, Б. Пастернак, B. Маяковский). Крупнейший реформатор русского театра К.С. Станиславский вместе с В.И. Немировичем-Данченко в 1898 г. основали Московский художественный театр, новаторскими приемами обогатили театральную сцену. Их деятельность ознаменовала начало нового этапа развития сценического реализма. В реалистическом стиле творили и на сцене петербургского Драматического театра, созданного в 1904 г. В.Ф. Комисаржевской. Музыкальные традиции на сцене Большого и Мариинского театров продолжали представители русской вокальной школы: Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, Н.В. Нежданова. Это было время создания русскими композиторами (С.В. Рахманинов, И.Ф. Стравинский, Н.А. Римский-Корсаков) выдающихся произведений. В изобразительном искусстве талантливые художники (И.Е. Репин, В.М. Суриков В.М. Васнецов) продолжали развивать реалистические традиции. Плодотворно работали поздние «передвижники» C.А. Коровин, Н.А. Касаткин, пейзажисты А.К. Куинджи, В.Д. Поленов, баталист В.В. Верещагин. Архитекторы продолжали творить в стиле модерн, уделяя особое внимание функциональному назначению проектируемых зданий (Ф.О. Шехтель - Ярославский вокзал, А.В. Щусев - Казанский вокзал, В.М. Васнецов - Третьяковская галерея).

Вопрос 85 Политические портреты лидеры СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Политический портрет В. Путина

Политическийстиль Путина определить нелегко по ряду причин. Во-первых, и.о. президента ещетолько осваивается как публичный политик. Как признался он сам в интервьюМихаилу Леонтьеву: «Я не могу сказать, что это меня тяготит, но удовольствияособого не доставляет».. Но как глава государства Путин видитсвою задачу в том, чтобы соблюсти политический баланс и отдать коммунистам постспикера и десяток комитетов. Левые, которым принадлежит треть политического спектра,должны своим представительством в Думе отражать структуру интересов в стране.В-третьих, политическаястилистика консолидации, а не разделения («политическая конфронтация исчерпаласебя» – из речи на съезде «Единства») предполагает некую неопределенность.Компромисс создается как минимум двумя партнерами, и заранее предсказать точныекоординаты результирующей политической линии невозможно.И тем не менеепочерк Путина-политика различим. Это политик современного типа, а не «традиционный»или «харизматический» лидер. По Максу Веберу, такой политик осуществляет свое «господствов силу «легальности», в силу веры в обязательность легального установления и деловой«компетентности», обоснованной рационально созданными правилами».Очевидно, чтоПутин не доверяет сочинениям в жанре «500 дней». Открытое письмо избирателям – программа,соответствующая его личностно-идеологической стилистике. Она исходит из консервативныхценностей – «моральные устои», «семья», «патриотизм» – и нацелена напревращение жизни россиян в «достойную». Сегодня эти ценности «проблематизированы»,ибо нет государственной воли, нет общеобязательных правил, нет общепризнанного распределениясобственности.Перечень проблемзадает алгоритм их решения: государство будет действовать (в этом смысле егостанет «больше» и оно станет «сильнее») через утверждение единообразных правилв экономической деятельности ясно определенных собственников (включая самогосударство).Перечень приоритетовстоль же прост: борьба с бедностью, защита экономики от чиновничье-бандитского рэкета(первое через второе), возрождение личного достоинства и внешняя политика национальныхинтересов (второе – через первое). Таким образом программа Путина в самом выборетого, «что делать?», содержит ответ на сакраментальный вопрос – «как?»


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.