Средства обеспечения коррекционно-развивающего процесса — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Средства обеспечения коррекционно-развивающего процесса

2017-07-09 666
Средства обеспечения коррекционно-развивающего процесса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

  • Слово учителя.
  • Дактильная речь.
  • Жестовая речь.
  • Зрительное восприятие устной речи.
  • Пиктографическое (символьное) письмо.
  • Музыкальные средства.
  • Изобразительные средства.
  • Ручной труд.
  • Художественно-речевая деятельность.
  • Театрализовано-игровая деятельность.
  • Специальная печатная продукция (учебники, тетради, книги).
  • Дидактический материал (предметный, изобразительный, словесный).
  • Технические средства обучения.

Система специального образования

Дошкольные учреждения специального назначения:

• ДОУ компенсирующего вида:

ü для детей с тяжелыми нарушениями речи (наполняемость групп 6—10 чел.);

ü для глухих детей (до 6 чел.);

ü для слабослышащих детей (до 6—8 чел.);

ü для слепых детей (до 6 чел.);

ü для слабовидящих детей (до 6—10 чел.);

ü для детей с нарушением ОДА (до 6—8 чел.);

ü для детей с нарушением интеллекта и ЗПР (до 6—10 чел.);

ü для детей со сложными дефектами (до 5 чел.).

 

• МОУ (начальная школа — детский сад).

• Психолого-педагогические и медико-социальные центры.

• Оздоровительные учреждения санаторного типа.

• Дошкольные отделения (группы) при специальных школах-интернатах.

Школьная система специального образования:

— Специальная (коррекционная) школа-интернат 1-го вида (для глухих детей).

— Специальная (коррекционная) школа-интернат 2-го вида (для слабослышащих и позднооглохших детей).

— Специальная (коррекционная) школа-интернат 3-го вида (для незрячих детей).

— Специальная (коррекционная) школа-интернат 4-го вида (для слабовидящих детей).

— Специальная (коррекционная) школа-интернат 5-го вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи).

— Специальная (коррекционная) школа-интернат 6-го вида (для детей с нарушением ОДА).

— Специальная (коррекционная) школа-интернат 7-го вида (для детей с ЗПР).

— Специальная (коррекционная) школа-интернат 8-го вида (для детей с нарушением интеллекта).

 

Специальная психология изучает лиц с отклонениями в разви­тии, приведшими к нарушению нервной системы. На основе та­кого изучения определяются возможности и пути компенсации дефектов различной сложности, строится система обучения и воспитания.

Предметные области специальной психологии: психология сле­пых, психология глухих, психология умственно отсталых, логопсихология, психология лиц с ЗПР и т. п.

Центральный вопрос специальной психологии — проблема компенсации функций.

Основная задача специальной педагогики и психологии — поиск эффективных путей компенсации нарушенных функций.

В основе коррекционно-компенсирующей направленности специального образования лежит теория компенсации Л. С. Вы­готского.

Выделяют 2 типа компенсации функций:

• внутрисистемная компенсация (за счет привлечения сохран­ных элементов пострадавших структур);

• межсистемная компенсация (за счет перестройки функциональных систем и включения в работу новых элементов из дру­гих структур для выполнения несвойственных функций).

Чаще всего наблюдаются оба типа компенсаций.

Учение о структуре дефекта Л. С. Выготского

Понятие о первичном и вторичном дефектах было введено Л. С. Выготским. Первичные дефекты возникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо био­логической системы вследствие воздействия патогенных факто­ров. Вторичные — имеют характер психического недоразвития и нарушений социального поведения, непосредственно не вытека­ющих из первичного дефекта, но обусловленных им. Чем дальше имеющееся нарушение отстоит от биологической основы, тем успешнее оно поддается психолого-педагогической коррекции.

По Выготскому: «...общий закон одинаково приложим к био­логии и психологии организма: минус дефекта превращается в плюс компенсации».

Компенсация недостаточности или повреждения возможна за счет создания «обходного пути», включающего либо внутрисис­темные, либо межсистемные перестройки.

Положения Л. С. Выготского легли в основу параметров, опре­деляющих тип нарушения психического развития (В. В. Лебедин­ский):

— функциональная локализация нарушения;

— время поражения;

— системное строение нарушения;

— нарушение межфункциональных взаимодействий.

Классификация психического дизонтогенеза (В. В. Лебединский)

• Задержанное развитие (ЗПР);

• поврежденное развитие (органическая деменция);

• недоразвитие (умственная отсталость различной степени);

• дефицитарное развитие (тяжелые нарушения анализаторных систем: слуха, речи, зрения, ОДА, при хронических соматических заболеваниях);

• искаженное развитие (РДА);

• дисгармоническое развитие (психопатии).
Принципы диагностики нарушений в развитии:

1) комплексное изучение ребенка;

2) целостное системное изучение;

3) динамическое изучение (ЗАР, ЗБР);

4) количественно-качественный подход при анализе данных.

 

3. Опорные понятия: коррекция, компенсация, дефект, недоста­ток

Задания для СРС:

Темы рефератов:

• «Реализация принципа индивидуального и дифференцированного подхода в специальном образовательном учреждении»;

• «Использование наглядных средств обучения в коррекционной работе с детьми с проблемами в развитии».

 

Практическое занятие по теме:

«Обучение и воспитание детей с трудностями в обуче­нии. ЗПР и особенности организации коррекционной работы в клас­сах КРО, ККО. Образование лиц с нарушениями интеллектуально­го развития»

1. Вопросы для обсуждения:

Классификации нарушений в развитии.

Понятия «норма» и «аномалия» в психическом и физическом развитии.

3. Нарушения интеллектуального развития.

4. ЗПР: определение, классификация, психолого-педагогическая характеристика.

5. Особенности коррекционной работы в школах 7-го вида, в общеобразовательных школах в классах коррекции, КРО.

6.Степени интеллектуальной недостаточности. Олигофрения, деменция.

7.Психологические особенности детей с интеллектуальной недостаточностью.

8.Отграничение сходных состояний от ЗПР и умственной отсталости.

9.Показания и противопоказания к приему в классы ККО, КРО.

2. Теоретико-методологическая база:


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.