МДК 02. 06 «Технология художественной обработки металла» — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

МДК 02. 06 «Технология художественной обработки металла»

2017-07-01 493
МДК 02. 06 «Технология художественной обработки металла» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КГАПОУ «ПЕРМСКИЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. А.С. ПОПОВА»

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине ПМ 02. Производственно-технологическая деятельность.

МДК 02. 06 «Технология художественной обработки металла»

 

ТЕМА «Ювелирный гарнитур «Солнечный сад»

 

Специальность 072601 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»

 


Отзыв руководителя:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выполнила:

Василенко Маргарита Марисовна

Студентка группы 213-И

Руководитель:

Шушунов Виктор Александрович,

Преподаватель специальных дисциплин

К защите допущен(а)

«___»__________________ 20___ г.

Руководитель

_______________________________

Работа защищена с оценкой

_________________________

«____»___________________20___ г

 


 

Пермь 2017


 


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

1 ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ. 5

1.1 Идея гарнитура. 5

1.2 Эскизирование. 6

1.3 Определение размера, эргономических условий. 13

1.4 Конструктивное решение изделия. 14

1.5 Композиционное решение изделия. 15

2 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 16

2.1 Подбор материала для изделия. 16

2.2 Выбор метода изготовления. 17

2.3 Оборудование, инструменты, приспособления. 18

2.4 Описание технологического процесса. 22

2.4.1 Выпиловка. 22

2.4.2 Гибка элементов. 23

2.4.3 Пайка. 24

2.4.4 Гравировка. 26

2.4.5 Горячая эмаль. 27

2.4.6 Изготовление фурнитуры. 34

2.4.7 Патинирование. 35

2.4.8 Технологическая сборка изделия. 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 41

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 43

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Ювелирное производство – это сложный процесс, заключающий в себе все виды обработки металлов; расчеты и разметку; пайку; различные способы закрепления камней, виды декоративной и художественной обработки изделий. В производстве ювелирных изделий можно выделить четыре технологических направления: ручное изготовление, штамповка, литье и станочное производство.

Спрос на ювелирные изделия изменяется во времени, одни виды украшений уступают место другим. Аналогично меняется и дизайн ювелирных украшений. Изменение дизайна обосновано появлением новых технологий изготовления изделий, новых способов обработки поверхности изделий, позволяющих добиться оригинального художественного эффекта, социальными изменениями в обществе и модой. Однако наряду со всем этим не теряет своей актуальности и ювелирные украшения, выполненные вручную в единственном экземпляре.

Целью курсовой работы является изготовление гарнитура женских ювелирных украшений по утверждённому проекту.

Задачи:

· Изучить и применить такие техники художественной обработки металла, как выпиловка, пайка, гравировка, перегородчатая эмаль

· Подобрать инструменты и оборудование для изготовления ювелирного гарнитура.

· Определить последовательность этапов изготовления изделия

· Изготовить серьги, браслет и колье с применением выпиловки, гравировки, пайки и перегородчатой эмали

· Описать технологический процесс

· Составить пояснительную записку и презентацию в PowerPoint

 

Курсовая работа состоит из колье, серёг, браслета, пояснительной записки и презентации PowerPoint.

Пояснительная записка состоит из введения, двух глав, заключения. Во введении кратко говорится о ювелирном ремесле и отражаются цель и задачи курсовой работы. Первая глава – это проектная часть. В ней рассказывается, как был выбран изобразительный мотив для изделия и сам процесс визуализации будущего ювелирного гарнитура. Вторая глава – технологическая, где освещаются вопросы выбора материала и собственно технология изготовления изделия.


 

ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ

Идея гарнитура

 

Утром, на заре, ранней порой, пока солнце ещё низко, в волшебный сад прилетают певчие птицы. Они рассаживаются на ветви деревьев и рассыпают свои сладкие голоса по серебристому воздуху.

Главные элементы, из которых состоит гарнитур – это дерево, его ветви и птицы.

Птица — повсеместно символ свободы (идеи отделения духовного начала от земного), души. Благодаря способности подниматься ввысь, а также острому зрению птицы часто становятся символами божественности, власти, победы. Птицы являются частью символизма дерева: сила божества нисходит в дерево или на его символ — ствол.

Поющая птица — символ счастья.

Дерево является одним из самых универсальных символов духовной культуры человечества. Оно символизировало центральную ось мира, соединяющую Небо и Землю; человека и его путь к духовным высотам; циклы жизни, смерти и возрождения; Вселенную и ее процессы вечного обновления; сокровенную Мудрость и таинственные законы бытия. В древности его связывали с богами и мистическими силами природы.

Его ствол, словно мост, протягивается от Земли к Небу. Его ветви поднимаются до самых высоких небесных сфер, достигают загадочного мира истоков всего сущего, где живут боги и звезды. Это центр Вселенной, стержень, вокруг которого происходит видимая и невидимая жизнь всего Космоса. Ствол этого Древа является осью пространства и времени, но его корни и ветви выходят далеко за пределы самой жизни и смерти. Соки Древа жизни — это небесная роса, животворный напиток, дающий возможность возрождения, а тот, кто вкушает плоды его, становится бессмертным.

Эскизирование

 

Цель эскиза — максимально точно проработать будущее изделие на бумаге, не тратя драгоценное время на переделку изделия.

При эскизировании были достигнуты важные цели: композиционное построение изделия, соотношение размеров, лаконичность, цветовое решение.

На представленных ниже рисунках 1-5 изображены эскизы в карандаше и цвете

Рисунок 1 – Эскиз браслета
Рисунок 2 – Эскиз колье

           
   
 
 
   
Рисунок 3 Эскиз браслета
 

 

 


Рисунок 2. Эскиз в цвете.

       
 
Рисунок 5 – Эскиз гарнитура в цвете
 
Рисунок 4 Эскиз сережки


Графический проект ювелирного гарнитура выполнен на планшете размера 540х780мм. Чертёж и отрисовка изделия выполненные грифельным карандашом ТМ и отмывка выполненная тушью и акварелью «Невская палитра» показывают реальные размеры и цвет будущего изделия.

На представленных ниже рисунках 6-10 – чертежи браслета, серьги и элементов гарнитура



       
 
На рисунке, представленном ниже, можно увидеть чертёж колье
 
   
Рисунок 11 - Чертёж колье



Ниже представлены рисунки, на которых можно увидеть отрисовку и отмывку браслета, колье и сережек

           
   
Рисунок 13 Отрисовка сережек
 
   
Рисунок 15 Отмывка сережек
 
 

 
 
Рисунок 16 - Отрисовка колье


 
 
Рисунок 16 - Отмывка колье


 


Макет гарнитура был выполнен в натуральную величину из пластика. Детали вырезаются при помощи ножниц и макетного ножа, после нагрева необходимые детали можно изогнуть. Так же использовалась медная проволока для изготовления некоторых элементов и фурнитуры, суперклей. Макет гарнитура можно увидеть на рисунке 17.

       
 
 
   
Рисунок 17 – Макет гарнитура


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

Выбор метода изготовления

При изготовлении ювелирного гарнитура используется несколько техник работы с металлом: выпиловка, линейная гравировка, пайка, горячая эмаль, закрепка на крапана.

а) Выпиловка. Сущность выпиливания лобзиком заключается в удалении фоновых частей, детали или рисунка, после чего остается сложная конструкция или ажурный орнамент.

б) Пайка. Сущность пайки в соединении металлических элементов при помощи припоя под воздействием высокой температуры.

в) Линейная гравировка

Гравированием называют художественную обработку изделия, которая состоит из вырезания рисунка штихелями на изделии. Линейная гравировка представляет собой самый простой способ гравирования, при котором штихелем вырезается на металле линия.

г) Горячая эмаль. Покрытие эмалью или так называемое эмалирование - вид декоративной отделки, при которой участок изделия покрывается легкоплавкой стекловидной массой.

 

Выпиловка

 

Для начала необходимо выпилить детали будущего ювелирного гарнитура: выпиливается из меди толщиной 1,5мм основная деталь колье (крона), ствол дерева, две детали – птички. Из меди толщиной 0,8мм: 4 детали – звенья браслета, 4 детали ветви для браслета, детали для пайки замка-коробочки. Из меди толщиной 0,5мм выпиливаются 6 деталей – для эмалевых элементов.

а) Разметка изделия на листе металла

Выполняются эскиз изделия в натуральную величину, затем переводится на кальку. Кальки наиболее компактно укладываются на лист металла. Затем контур изображения переводится на металл с помощью шила.

б) Выпиловка

По размеченному контуру производится выпиловка изделия с помощью ювелирного лобзика пилками по металлу на финагеле, закреплённом струбциной. Заготовка должна опираться на горизонтальную сторону финагеля и придерживаться левой рукой.

Процесс выпиловки представлен на рисунке 21.

 
 
Рисунок 21 - Выпиловка

Для выпиливания узора изделие просверливают, места сверления располагают в тех частях рисунка, которые будут удалены. Пилка должна двигаться легко даже при изменении направления пропила, для этого ее периодически смазывают воском. После выпиливания все детали правятся надфилем, так как практически невозможно выпилить идеально.

Процесс опиливания надфилем представлен на рисунке 22.

Рисунок 22 - Опиливание

 

 

Гибка элементов

 

Согласно чертежу при помощи плоскогубцев, круглогубцев и бокорезов производится гибка элементов. Элементы выполнены из плоской проволоки 1,5мм шириной.

На нижеследующем рисунке показан процесс гибки элементов-спиралей, находящихся на браслете.

 
 
Рисунок 23 – Гибка элементов
 
 

 


Изготовление крапанов: эмалевые накладки должны садиться в гнездо плотно и без перекосов. Делается медный крапан (штырёк вертикально стоящий, который можно загнуть), загибается буквой Г, припаивается к медной поверхности. Таких крапанов делается 4 штуки для каждого эмалевого элемента. Припаивать их необходимо по отдельности.

Пайка

 

На изделие припаиваются спиральные элементы, элементы выпиленные из листовой меди и крапана, согласно чертежу.

На первом этапе пайки колье припаиваются на крону дерева крапана и спиральные элементы, лежащие на листе меди. Вторым этапом припаиваются спиральные элементы, соприкасающиеся с кроной деревьев и стволом боковой поверхностью.

 
 

На нижеследующем рисунке показан процесс пайки: уже припаяны элементы-спирали, лежащие на основной детали. Готовятся к припаиванию элементы, соприкасающиеся с «кроной дерева» боковой поверхностью.

 
 
Рисунок 24- Пайка

 


Далее на спирали припаиваются две птички. На последнем этапе пайки колье припаивается верёвочка, имитирующая кору дерева.

На первом этапе пайки браслета припаиваются элементы, выпиленные из меди (ветви), на втором этапе – спирали. Пайка методом присыпки. На следующем этапе производится пайка верёвочки-«коры».

Затем припаиваются петли на колье.

После пайки необходимо отбелить изделия в кипящем растворе лимонной кислоты для удаления окалины и стекловидных остатков буры.

На рисунке, представленном ниже запечатлен процесс отбеливания в лимонной кислоте.

Рисунок 25- Отбеливание

 

После этого медь шлифуется шкуркой от более крупного зерна к более мелкому. Завершение – полировка на войлочном круге при помощи пасты ГОИ.

 

Гравировка.

 

На ветвях дерева на колье, браслете и серёжках выполнена линейная гравировка. Для её выполнения необходимо нанести на металл рисунок будущей гравировки, например, шилом. После того, как рисунок готов, можно приступать непосредственно к процессу гравирования.

При гравировании потребуется опорная граверная подушка.

Для линейной гравировки достаточно иметь один шпицштихель. Закончив гравирование, пластину зачищают на мелкой шлифовальной шкурке и готовят к отделочным работам.

Так же гравировкой при помощи флях-штихеля производится гравировка обратной стороны всех медных деталей изделия с последующей обработкой крацевальной щёткой бормашинкой

На рисунках 26 и 27 запечатлён процесс гравирования и последующей обработки крацовкой при помощи бормашинки.

Рисунок 27- Крацевание
Рисунок 26- Гравировка

.

Горячая эмаль

 

Изготовление фурнитуры.

 

а) Швензы. Из медной проволоки толщиной 0,7мм выгибаются швензы. Отрезается кусок проволоки 5см, на расстоянии 1см от края плоскогубцами делается загиб в 30˚. на расстоянии 5мм от края делается ещё один загиб под 90˚. Крайний сегмент загибается круглогубцами до получения петли. На расстоянии 1см от первого загиба производится полузагиб вокруг цилиндра диаметром 1см. Лишняя длина отрезается бокорезами. Срез обрабатывается надфилем.

Один из этапов изготовления швензы показан на рисунке 36.

Рисунок 36 – Изготовление швенз

 

б) Застёжка.

Застёжка-крючок изготавливается из проволоки 1мм. Круглогубцами и плоскогубцами загибается крючок. Свободный конец крючка при помощи круглогубцев загибается в маленькую петлю. Обратный конец крючка загибается в петлю диаметром 3-4мм. Из другого куска проволоки 1мм выполняется восьмёрка с помощью круглогубцев. Одна петля восьмёрки диаметром 3-4мм, другая петля – 6-7мм.

Застёжка-коробочка изготавливается из листовой меди толщиной 0,8мм. Выпиливается 3 детали: два основания коробочки и лента, в последствии загнутая буквой «П» будет служить стенками коробочки. Первым этапом к основанию коробочки припаиваются три стенки при помощи присыпки. Вторым этапом биндрой припаивается верхнее основание. В результате получается прямоугольный параллелепипед из меди без одной грани. Даже после отбеливания в лимонной кислоте необходимо опилить деталь надфилем, чтобы не было выступающих частей между гранями. Далее лобзиком производится пропил в верхнем основании на расстоянии 4-5мм от незапаянного края шириной 1мм, глубиной 1мм. Далее необходимо выпилить из листа меди деталь, которая будет служить язычком. Ширина язычка определяется расстоянием между стенками коробочки изнутри. Длина язычка – приблизительно 2,5 длины коробочки. С одного края на расстоянии около 1см поперёк детали припаивается круглая медная проволока 0,8мм в диаметре. Далее деталь сгибается приблизительно пополам, нагартовывается для того, чтобы металл пружинил. Согнутый язычок помещается в коробочку таким образом, что проволока попадает в пропил, заранее сделанный на корбочке. Последним этапом изготовления является опиливание краёв, шлифовка и полировка.

Патинирование.

 

Патинирование производится при помощи серной мази, разведённой в пропорции 1:1 с вазелином. Полученной смесью при помощи зубной щетки обрабатывается изделие и нагревается до почернения. Далее необходимо при помощи зубной щётки и мыла удалить жирные остатки смеси под струёй воды. Далее мелкой шкуркой с зерном 2000 шлифуются выступающие детали. В конце процесса все детали полируются на войлочном круге пастой ГОИ.

На нижеследующем рисунке показана серная мазь и щетинная кисть.

Рисунок 37 – Серная мазь и кисть-щетина

 

Пасту ГОИ и войлочную насадку для бор-машинки можно увидеть на рисунке 38.

Рисунок 38 – Паста ГОИ, войлочная насадка

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате работы была достигнута поставленная цель: изготовлен гарнитур женских ювелирных украшений «Солнечный сад» в соответствии с проектом.

Для достижения цели были выполнены поставленные промежуточные задачи:

· Подобраны инструменты и оборудование для изготовления ювелирного гарнитура.

· Определена последовательность этапов изготовления изделия

· Изучены и применены на практике при изготовлении гарнитура такие техники художественной обработки металла, как выпиловка, пайка, гравировка, перегородчатая эмаль

· Изготовлены серьги, браслет и колье с применением изученных техник

· Описан технологический процесс

· Составлена пояснительная записка и презентация в PowerPoint

Во время работы пришлось столкнуться с некоторыми трудностями.

· Особенности работы с ювелирными эмалями. В ходе работы выяснилось, что качество эмали зависит не только от её приготовления уже на этапе эмалирования, но и от партии, от хранения. Так же может немного варьироваться цвет в зависимости от условий: температуры и длительности запекания.

· Нехватка опыта при пайке: несколько раз приходилось перепаивать элементы, так как при проверке их на прочность оказывалось, что не всё пропаяно.

· В связи с недостатком опыта при выпиловке было сломано большое количество пилок. Так же линия пропила была неровная, контур пришлось дорабатывать надфилем.

За время работы были получены новые навыки, знания и умения в работе с ювелирным ручным и механическим инструментом, изучены особенности работы с различными материалами. Этот полезный опыт можно применить, в первую очередь, при подготовке дипломной работы. Так же в дальнейшей жизни для изготовления эксклюзивных ювелирных украшений или для ремонта уже имеющихся.

Выполненный ювелирный гарнитур является более выставочным экспонатом, нежели пригодным к частой носке. Стиль современности диктует правила: выбор женщин падает на более практичные украшения. Но идеи и приёмы, используемые при изготовлении данного гарнитура могут быть применены в других работах.


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства. – М.: Искусство, 1982.

2. Дронова Н.Д. Оценка стоимости ювелирных изделий и драгоценных камней. – М.: Дело, 2001.

3. Земпер Г.О. О формальных закономерностях украшений и их значении как художественных символов / Г.Земпер // Практическая эстетика. М. 1970
Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1 /Глав. Э68 ред. М.Д. Аксёнова. — М.: Аванта+, 1997.

4. Золото мира / Вед. ред. Е. Аканьева; отв. ред. А. Журавлев. – М.: Аванта+, 2003.

5. Зубрилина, С.Н. Справочник по ювелирному делу. Издательство: Ростов н/Д: Феникс. 350 страниц; 2006 г.

6. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа
и тематическое планирование. Под редакцией Т. Я. Шпикаловой. Учебник. — М.: Просвещение, 2010.

7. Комягин Ю.П., Новиков В.П. Учебник ювелира-монтировщика. – Л.: Машиностроение, 1986.

8. Логинов В.Д. Ювелирные товары и часы. – М.: Экономика, 1984.

9. Макаров Л.П. Ювелирные украшения. – М., 2001.

10. Марченко В.И. Ювелирное дело. – М.: Высшая школа, 1984.

11. Марченков В.И. Ювелирное дело. – М.: Высшая школа, 1975.

12. Мерцалова М.Н. История костюма. – М., 1972.

13. Свирин А.Н. Ювелирное искусство Древней Руси. М., 1972.

14. Сокровища мира / Под ред. Джанни Гуадалупи. – Астрель: АСТ, 2001.

15. Товароведение ювелирных товаров и товаров народного художественного промысла / Под ред. Т.А. Мельничегко – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

16. Художественная обработка металла. Азы филлиграни / Под ред. Соколова М.В. – М.: ВЛАДОС, 2003.

КГАПОУ «ПЕРМСКИЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. А.С. ПОПОВА»

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине ПМ 02. Производственно-технологическая деятельность.

МДК 02. 06 «Технология художественной обработки металла»

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.109 с.