Понятие «познавательный интерес», его структура — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Понятие «познавательный интерес», его структура

2017-07-01 823
Понятие «познавательный интерес», его структура 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как:

—избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо);

—проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн);

—активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);

—активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н.Г. Морозова);

—специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А.Г. Ковалев) [1, с.486].

Важнейшая область общего феномена интереса — познавательный интерес. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру — в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.

Более того, познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения её целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала).

Глава 2. Экспериментально-исследовательская работа

 

Для подтверждения гипотезы и выполнения поставленных задач была проведена экспериментальная работа, которая проходила в три этапа:

1 этап – констатирующий этап – первичная диагностика уровня познавательных интересов младших школьников.

2 этап – формирующий этап – организована работа по повышению познавательных интересов учащихся с использованием занимательных заданий.

3 этап – контрольный этап – повторная диагностика уровня познавательных интересов у младших школьников, анализ полученных результатов.

Констатирующий эксперимент.

Экспериментальная работа проводилась в 4 «а» классе государственной общеобразовательной школы № 285 Красносельского района г. Санкт-Петербурга. Классный руководитель Крюкова Татьяна Демьянова. В классе 24 человека, 13 мальчиков и 11 девочек. Класс занимается по системе, направленной на достижение высокого уровню общего развития - «Школа России» На уроках окружающего мира используют учебник А.А. Плешакова «Мир вокруг нас 4 класс»

Цель констатирующего эксперимента:

Выявление уровня познавательных интересов у учащихся 4 класса.

Для того чтобы выявить, на сколько дети активны и заинтересованы на уроках окружающего мира, на исходном этапе эксперимента нами было использовано анкетирование. При разработке анкеты мы опирались на методику исследования познавательного интереса, предложенной Кувалдиной Е.А.

Исследование уровня познавательных интересов младших школьников

В проведении эксперимента участвовало 24 ученика. Для выявления уровня познавательных интересов к учебной деятельности использовались следующие критерии и показатели:

1.Обращенность учащихся к объектам (фактам, процессам, закономерностям) сопровождается такими параметрами, как устойчивость, локализованность и осознанность познавательного интереса.

2.Эмоциональная вовлеченность в учебный процесс (сосредоточенность внимания слабая отвлекаемость)

3.Интеллектуальная активность (стремление поделиться с товарищами, учителем новой информацией, почерпнутой из различных источников за пределами обучения, стремление учащихся по собственному побуждению участвовать в деятельности)

При выборе критериев была использована методика исследования познавательных интересов, предложенная Кувалдиной Е.А.

На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов и получения количественных показателей были выделены три уровня познавательных интересов учащихся: низкий, средний и высокий.

Высокий уровень - ребенок проявляет интерес к познанию существенных свойств предметов или явлений, составляющих более глубокую и часто невидимую их внутреннюю суть; познавательный интерес школьника достаточно устойчив, внутренняя мотивация в учении преобладает; учащиеся активно ищут знания, извлекают их из различных источников и за пределами урока; учащиеся стремятся по собственному побуждению участвовать в деятельности, в обсуждении поднятых на уроке вопросов, в дополнениях, поправках ответов товарищей, в желании высказать свою точку зрения; учащиеся имеют положительный эмоциональный настрой, поглощены деятельностью, несмотря на посторонние раздражители.

Средний уровень – учащиеся имеют интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой учениками на уроке, такой интерес может быстро остыть, исчезнуть вместе с породившей его ситуацией, он требует постоянного подкрепления извне, наслоения новых и новых исключительных впечатлений, в структуре личности он не оставляет особого следа, так как интерес ее все время побуждается внешними средствами, сам школьник остается к познанию нейтральным.

Низкий уровень – интертный, равнодушный к учению ученик не задает вопросов, его интеллект не тревожат нерешенные вопросы, во время звонка эти учащиеся сразу перестают слушать оставляют неоконченным начатое задание, закрывают книги и первыми выбегают на перемену.

Данные, полученные после обработки анкеты можно поместить в

таблицу №1

Уровни познавательных интересов учащихся:

Показатели Познавательных интересов. Уровни Познавательных интересов   Обращенность учащихся к объектам познания Эмоциональная вовлеченность в учебный процесс   Интеллектуальная активность
    Низкий уровень 46% Отсутствие самостоятельной познавательной деятельности. Работа под контролем. 47,8 % Отрицательная мотивация к познавательной деятельности, к процессу и содержанию учения. 37,7 % Низкий уровень активности, познавательная инертность. Отсутствие стремления к деятельности в процессе познания. 33,4 %
  Средний уровень 34% Эпизодическая активность, побуждаемая внешними стимулами (учителем, друзьями, родителями, способами выполнения заданий и т д). 36,1 % Неустойчивая мотивация к внешним сторонам деятельности. Эпизодическая познавательная мотивация с условием внешнего стимулирования. 31,9 %   Ситуативная самостоятельность в познавательной деятельности. Проявление самостоятельности при наличии внешних побудителей. 40,4 %
    Высокий уровень 18 % Активность, стимулируемая не только внешними, но и внутренними побудителями. 30,5% Устойчивая потребность в познавательной деятельности. Интерес к результату и оценке познавательной деятельности как мотив.24,1 % Интенсивный процесс самостоятельной деятельности по развитию интереса. Стремление использовать помощь. 10,3 %

Результаты констатирующего эксперимента также представлены

диаграммой 1

 

Диаграмма 1

Из таблицы № 1 видно, что почти у половины класса (46, %) - низкие уровни развития познавательных интересов; у трети класса (34 %) – средние уровни; У шестой части класса (18 %) высокие уровни развития познавательных интересов. Следовательно, уровни развития познавательных интересов детей в целом по классу малы, они требуют повышения.

 

Формирующий эксперимент

Цель формирующего эксперимента: повышение уровня познавательных интересов на уроках окружающего мира.

Задачи формирующего эксперимента:

- подобрать различные виды занимательных заданий;

- способствовать повышению познавательных интересов на уроках окружающего мира;

- провести данные виды занимательных заданий в классе.

Для эффективности повышения уровня познавательных интересов, мы считаем необходимым учитывать их исходный уровень у ученика.

Для того чтобы организовать работу на уроке нами были подобраны и использованы занимательные задания, связанные с темой урока окружающего мира. Темы урока были взяты из планирования на 4 четверть.

Цель занимательных заданий: активизировать внимание детей на уроках окружающего мира, сделать процесс учения более интересным, развивать с помощью них познавательные интересы на уроках окружающего мира. Задания в занимательной форме более доступны и привлекательны для детей.

Нами была подобрана серия занимательных заданий не только подходящих к теме каждого урока, но и направленных на первичное восприятие материала, или на закрепление уже изученного. Эксперимент проводился в течение 4 учебных недель. Подобранные занимательные задания были объединены в картотеку (см. Приложение 1).Разработаны конспекты уроков с использованием занимательных заданий. (см. Приложение 2)

Занимательные задания проводились чаще всего в начале урока, чтобы привлечь детей и подготовить их к усвоению последующего материала, или в конце урока, подводя, итог нового материла. Использовалась безоценочная система знаний, поощрялась быстрота и оригинальность.

Анализ формирующего эксперимента показал, что при использовании занимательных заданий успешно проходит процесс обучения. Дети с удовольствием отгадывают ребусы, решают кроссворды с ключевыми словами.

 

Контрольный эксперимент

Контрольный эксперимент проводился нами с целью подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы: что занимательные задания повысят познавательный интерес учащихся 4 класса в том случае, если

- они будут использованы на уроках окружающего мира

- занимательные задания будут направлены на первичное восприятие материала и на закрепление изученного материала.

Для оценки выработанной и проведенной нами методики, мы применили ранжирование. Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в деятельности:

Ответьте на заданный вопрос с помощью баллов:

3 – привлекает очень сильно

2 – привлекает в значительной степени

1 – привлекает слабо

0 – не привлекает совсем

· Интересное дело; · Возможность общения с разными людьми; · Возможность помочь товарищам; · Возможность передать свои знания; · Возможность творчества; · Возможность приобрести новые знания, умения; · · Возможность руководить другими; · Возможность участвовать в делах своего коллектива; · Возможность заслужить уважение товарищей; · Возможность сделать доброе дело для других; · Возможность выделиться среди других; · Возможность выработать у себя определенные черты характера; ·

В контрольном эксперименте участвовало 22 человека

Результаты ранжировния представлены в диаграмме 1

 

Диаграмма 1

 

Показатели указывают на повышение интереса к учебе.

Сравнительные данные констатирующего эксперимента и данные контрольного эксперимента представлены в гистограмме 2

Гистограмма 2

 

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.