Сущность и понятие рентабельности производства продукции на предприятии — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Сущность и понятие рентабельности производства продукции на предприятии

2017-07-01 445
Сущность и понятие рентабельности производства продукции на предприятии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Под термином «рентабельность» подразумевается некий показатель, определяющий экономическую эффективность, характеризующий доходность от предпринимательского «труда». С помощью параметра управленец может понять, эффективно ли предприятие использует ресурсы, которые находятся в его распоряжении. К таким ресурсам могут относиться финансовые, природные, а также трудовые и экономические [12].

Если говорить о сфере деятельности не коммерческих структур, следует отметить, что показатель рентабельности в таком случае можно считать эффективностью произведенной им работы. Когда речь идет об организациях коммерческого плана, важны точные показатели количественного плана. Современная экономическая теория сравнивает рентабельность с таким показателем, как КПД, который представляет собой соотношение суммы итоговых издержек и конечной прибыли, полученной от деятельности компании.

Если говорить другими словами показатель рентабельности – это простое соотношение расходов и полученных доходов. Если, подводя итоги за прошлый годы, бухгалтерия огласила, что компания получила прибыль, бизнес считается рентабельным и окупаемым.

Рассмотрим виды рентабельности (таблица 1.1).

Сегодня рентабельность может быть представлена в разных видах, потому как для определения эффективности бизнеса могут потребоваться расчеты разного содержания. При расчетах для различных бизнес направлений нужно учесть, что коэффициенты и формулы их вычисления будут разными.

Таблица 1.1 – Виды рентабельности

Вид рентабельности Описание
1. Общая рентабельность внеоборотных и оборотных активов. Такая характеристика указывает на финансовые займы, которые были использованы организацией с целью наращивания прибыли суммой 1 рубль. Коэффициент рассчитывается, исходя из соотношения прибыли, которая значилась на балансе предприятия до уплаты полной суммы установленных налогов, и средней цены всех активов, находящихся в распоряжении компании в конкретный промежуток времени.
2. Рентабельность продукции. Экономический показатель, выступающий, как соотношение между прибылью, вырученной от реализации товаров, и издержками, связанными с их производством. Полученный коэффициент даст оценку выгодности производства каждого конкретного товара.
3. Рентабельность производства. подразумевает под собой специфический экономический коэффициент, который позволяет адекватно оценить целесообразность ведения какого-либо бизнеса.

 

Общая рентабельность может рассчитываться за квартал, полугодие, год или месяц и представляет собой возможность активов предприятия наращивать прибыль. Если необходимо подсчитать показатель рентабельности формирования активов, нужно разделить сумму прибыли до вычета налогов на рассчитанную среднюю стоимость активов, которые были привлечены именно в тот временной промежуток;

Чтобы подсчитать рентабельность производства, необходимо вычислить соотношение издержек и чистой конечной прибыли. Если балансовый показатель прибыли и баланс зафиксированных затрат положителен, работу производства можно считать рентабельной. Чтобы повысить рентабельность производства, необходимо снизить итоговую себестоимость продукции, оставив прежним ее качество или улучшив его [24].

Рассмотрим рентабельность налоговой нагрузки в 2017 году.

Основными документами, дающими определение понятия «налоговая нагрузка» применительно к взаимоотношениям между налогоплательщиком и налоговыми органами, являются:

- Приказ ФНС России «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» № ММ-3-06/333@. Согласно изменениям, внесенным в этот документ приказом ФНС России № ММВ-7-2/297@, его приложение № 3, отражающее показатели совокупной налоговой нагрузки по отраслям народного хозяйства и стране в целом, ежегодно не позднее 5 мая пополняется данными за прошедший год. Эти данные можно также увидеть на сайте ФНС.

- Письмо ФНС России «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» № АС-4-2/12722, содержащее формулы расчета налоговой нагрузки применительно к некоторым конкретным налогам и отдельным видам налоговых режимов.

Уже из самих названий этих документов вытекает высокая значимость рассматриваемого показателя не только для ИФНС, но и для налогоплательщиков. В приказе № ММ-3-06/333@ в перечне критериев, по которым производится отбор налогоплательщиков для проверки, налоговая нагрузка стоит на 1-м месте, а в письме № АС-4-2/12722 ей не только отведена значительная часть текста, но и приведены те ее значения, которые могут стать причиной пристального внимания к деятельности юрлица или ИП.

Исходя из формул расчета, приведенных в обоих документах, налоговая нагрузка по смыслу ближе всего к понятию «налоговое бремя».

Последнему «Современный экономический словарь» (Москва, «ИНФРА-М») придает 2 значения, определяя его как:

- степень отвлечения средств на уплату налоговых платежей, т.е. как относительную величину;

- обременение, возникающее вследствие обязанности платить налоги, т.е. как абсолютную величину.

Первое из этих значений более интересно для оценочного и сравнительного анализа, и оно-то и соответствует идее алгоритма расчета налоговой нагрузки, содержащейся в обоих документах ФНС России. Таким образом, налоговая нагрузка — это доля суммы уплачиваемых за какой-то период налогов в какой-либо экономической базе за тот же период, позволяющая оценить влияние величины налоговых платежей на доходность и рентабельность оцениваемого субъекта.

Налоговая нагрузка может рассчитываться на разных экономических уровнях (рисунок 1.1).


Рисунок 1.1 - Экономические уровни расчета налоговой нагрузки

 

В зависимости от экономического уровня и целей расчета этого показателя его базой может являться, например:

1) выручка (с НДС или без него);

2) доходы;

3) источник уплаты налога (прибыль или затраты);

4) вновь созданная стоимость;

5) ожидаемый доход или планируемая прибыль.

Для анализа и расчета эффективности деятельности предприятия используется широкий спектр экономических и финансовых показателей. Они отличаются по сложности расчета, доступности данных и пользы для анализа [13].

Рентабельность является одним из оптимальных показателей эффективности – простота расчета, доступность данных и огромная полезность для анализа делают этот показатель обязательным для расчета.

Рентабельность (RO – returnon) – общий показатель экономической эффективности деятельности предприятия или использования капитала/ресурсов (материальных, финансовых и т.д.). Данный показатель необходим для анализа хозяйственной деятельности и для сравнения с другими предприятиями.

Рентабельность, в отличие от прибыли, является относительным показателем, поэтому рентабельности нескольких предприятий возможно сравнивать между собой [10].

Прибыль, выручка и объем продаж являются абсолютными показателями или экономическим эффектом и сравнивать эти данные нескольких предприятий некорректно, потому что подобное сравнение не покажет истинное положение дел.

Возможно, предприятие с меньшим объемом продаж будет более эффективным и устойчивым, то есть обойдет другое предприятие по относительным показателям, что важнее. Рентабельность также сравнивают с КПД (коэффициентом полезного действия) [19].

В общем виде рентабельность показывает, сколько рублей (копеек) прибыли принесет один рубль, вложенный в активы или ресурсы. Для рентабельности продаж формула читается следующим образом: сколько копеек прибыли содержится в одном рубле выручки. Измеренный в процентах, данный показатель отражает эффективность деятельности.

Существуют несколько основных видов рентабельности:

- рентабельность продукции/продаж (ROTR/ROS – totalrevenue/sale),

- рентабельность себестоимости (ROTC – totalcost),

- рентабельность активов (ROA – assets),

- рентабельность инвестиций (ROI – invested capital),

- рентабельность персонала (ROL – labour).

Универсальная формула для расчета рентабельности выглядит следующим образом:

 

RO = (1.1)

 

В числителе вид прибыли – чаще всего используется прибыль от продаж (от реализации) и чистая прибыль, но возможен расчет на основе валовой прибыли, балансовой прибыли и операционной прибыли. Все виды прибыли можно найти в отчете о финансовых результатах (о прибылях и убытках).

В знаменателе показатель, рентабельность которого необходимо рассчитать. Показатель всегда в стоимостном выражении. Например, найти рентабельность продаж (ROTR), то есть в знаменателе должен стоять показатель объема продаж в стоимостном выражении – это выручка (TR – totalrevenue).

Рентабельность себестоимости (ROTC – returnontotalcost) – один из основных видов рентабельности, необходимых для анализа эффективности. Рентабельность себестоимости также называют рентабельностью производства, так этот показатель отражает эффективность производственного процесса.

Рентабельность производства (себестоимости) рассчитывается по следующей формуле:


ROTC=(ПР/TC)*100% (1.2)

 

В числителе прибыль от продаж/реализации (ПР), которая находится как разница между доходами (выручкой – TR– totalrevenue) и расходами (полной себестоимостью – TC – totalcost).

В знаменателе показатель, рентабельность которого необходимо найти – полная себестоимость (TC). Полная себестоимость состоит из всех затрат предприятия: затрат на материалы, полуфабрикаты, заработную плату рабочих и АУП (административно-управленческого персонала), электроэнергия и прочие услуги ЖКХ, цеховых и заводских затрат, затрат на рекламу, обеспечение безопасности и т.д.

Наибольшую долю в себестоимости составляют материалы, поэтому основные производства называют материалоемкими.

Рентабельность себестоимости показывает, сколько копеек прибыли от реализации принесет один рубль, вложенный в себестоимость продукции. Или, измеренный в процентах, данный показатель отражает на сколько процентов эффективно использование производственных ресурсов.

Данный показатель можно рассчитать как по всему предприятию, так и по цехам и типам продукции.

Многие виды рентабельности рассчитываются на основе данных бухгалтерского баланса. Бухгалтерский баланс содержит информацию об активах, обязательствах и собственном капитале организации.

Составляется данная форма 2 раза в год, то есть состояние любого показателя можно посмотреть на начало периода и на конец периода.

Для расчета рентабельности из бухгалтерского баланса необходимы следующие показатели:

- активы (оборотные и внеоборотные);

- величина собственного капитала;

- объем инвестиций;

- и др.

Для того чтобы корректно произвести расчет рентабельности, нужно найти среднее арифметическое от суммы показателя на начало текущего (конец предыдущего) и конец текущего периода.

Например, найти рентабельность внеоборотных активов. Из бухгалтерского баланса берется сумма величин внеоборотных активов на начало и конец периода и делится пополам.

Формула рентабельности внеоборотных активов выглядит следующим образом:

ROA(вн)=(ПР/(ВнАнп+ВнАкп)/2)*100%, (1.3)

где ВнАнп – стоимость внеоборотных активов на начало текущего (конец предыдущего) периода,

ВнАкп – стоимость внеоборотных активов на конец текущего периода.

Рентабельность внеоборотных активов показывает, сколько копеек прибыли от продаж принесет один рубль, вложенный в необоротные активы.

Глобально рентабельность — это совокупность показателей, в комплексе характеризующих эффективность бизнеса, точнее его прибыльность. Рентабельность — это всегда отношение прибыли к тому объекту, эффект от которого требуется узнать. Фактически это доля прибыли на единицу анализируемого объекта [24].

С помощью показателей рентабельности можно выяснить, насколько эффективно используется собственный капитал или активы предприятия, прибыльно ли его производство. Но в данной статье мы остановимся непосредственно на рентабельности продаж.

Рентабельность продаж — это отношение прибыли к выручке. Рентабельность продаж дает представление о том, какова доля прибыли в выручке предприятия. В анализе ее принято обозначать ROS (сокращение от английского return on sales).

Общая формула рентабельности продаж выглядит следующим образом:

 

ROS = Пр / Оп х 100% (1.4)


где: ROS — рентабельность продаж;

Пр — прибыль;

Оп — объем продаж или выручка.

Рентабельность продаж — показатель относительный, он выражается в процентах.

Для расчета рентабельности продаж используется информация из отчета о финансовых результатах (форма 2). При этом формула рентабельности продаж по балансу зависит от того, какая рентабельность интересует пользователя:

1. Рентабельность по валовой прибыли. В этом случае формула расчета рентабельности продаж будет следующей:


ROS = строка 2100 / строка 2110 х 100 (1.5)

2. Рентабельность по операционной прибыли:

 

ROS = (строка 2300 + строка 2330) / строка 2110 х 100 (1.6)

3. Рентабельность по чистой прибыли:

 

ROS = строка 2400 / строка 2110 х 100 (1.7)

Специальных нормативов для рентабельности продаж нет. Рассчитываются среднестатистические значения рентабельности по отраслям. Для каждого вида деятельности нормальным считается свой коэффициент.

В целом коэффициент в пределах от 1 до 5% говорит о том, что предприятие низкорентабельно, от 5 до 20% — среднерентабельно, от 20 до 30% — высокорентабельно. Свыше 30% — это уже сверхрентабельность.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.