Дети старшего дошкольного возраста — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Дети старшего дошкольного возраста

2017-06-29 253
Дети старшего дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дети старшего дошкольного возраста

Развитие речи

Словарная работа

1. Упражнения по выстраиванию семантических оппозиций: определите, как соотносятся слова:

человек — дом (живое существо, соотносится со словом, обозначающим жилище этого существа) и продолжите цепочку: медведь — … (берлога); волк — … (нора); собака — … (будка); белка — … (дупло).

самолет — летит (средство передвижения — способ передвижения): лодка — … (плывет); машина — … (едет).

собака — лает (животное — как оно «говорит»): кошка — … (мяукает); утка — … (крякает); гусь — … (гогочет); петух — … (кукарекает); птица — … (поет).

2. Подбор слов, близких по своему значению:

Подберите слова, связанные с характеристикой движения: идти, шагать, брести, плестись, тащиться, волочиться.

Подберите слова, обозначающие процесс словесного общения: сказал, спросил, ответил, прошептал, закричал, объяснил, запутал.

3. Работа над антонимами:

Дети находят антонимы в пословицах, поговорках.

Подберите слова противоположного значения: свежий хлеб — (черствый); свежая газета — вчерашняя; свежая рубашка — грязная.

Продолжите словосочетания: «Подушка мягкая, а скамейка... (жесткая). Пластилин мягкий, а камень... (твердый)».

Составьте словосочетания из слов одного и другого ряда: ручка, игла, молния, спинка, ножка, лист, звонок –– острый, старый, тяжелый, легкий, глубокий, мягкий, мелкий, полный.

 

Развитие связной речи

 

4. Создание устного рассказа (текста, включающего описание и повествование): «Разговор двух кочанов капусты» в ходе беседы по вопросам:

Представьте себе кочан капусты и опишите его. Чем могут отличаться 2 кочана капусты?

Где они могут встретиться?

Что расскажут они о себе друг другу?

Что можно из них приготовить?

Поздравления: с Новым годом, с днем рождения…

Каким должно быть обращение?

Как будет звучать поздравительный текст?

Что можно пожелать в праздник, в день рождения?

Как бы вы подписали поздравление?

Какой бы подарок вы могли приготовить?

Какими словами можно сопровождать вручение подарка?

 

Работа над литературными произведениями

Этапы работы над стихотворением:

Перед чтением: Видели вы когда-нибудь дерево в снегу? Опишите, как оно выглядит.

 

Выразительное чтение текста воспитателем.

После чтения текста: Что вы представляли, слушая стихотворение?Какое настроение вызывает это стихотворение?

 

Вопросы для обсуждения сказки, рассказа:

Перед чтением обсудите: Какие мысли рождает название сказки (рассказа)?

После чтения текста скажите: О чем узнали, слушая содержание? Совпали ли ваши ожидания?

В процессе чтения:

Объясните незнакомые слова, метафоры.

Опишите место действия в разных эпизодах. Используйте прием устного словесного рисования или создайте иллюстрацию на бумаге.

Назовите героев. Опишите, как вы их себе представляете. Оцените их поступки.

После чтения текста:

Кратко передайте последовательность событий.

На кого из героев ты хотел быть похожим?

Чему учит произведение читателей?

Приемы работы со сказками:

На раннем этапе

передать последовательность событий, используя картинки. выбери картинки, следующие друг за другом.

Расскажи сказку от имени одного из персонажей (надо передать не только события, но и чувства, мысли героя).

Продолжи или закончи сказку (рассказ).

Развитие речи детей напрямую связано с культурой речи воспитателей и всех окружающих.

Недостатки в речи воспитателей:

многословие (воспитатель не умеет просто и ясно выразить свою мысль, задание; среди многих фраз дети не могут уловить главное);

чрезмерная лаконичность речи (дети слышат только краткие распоряжения, замечания – в этом случае им нечему учиться);

слишком частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (при неумеренном их использовании теряется эмоциональный оттенок слова);

небрежное, неряшливое произношение звуков, слов (недоговариваются окончания, невнятно произносятся согласные);

монотонность речи, которая утомляет детей, снижает интерес;

бедность языка (ограниченный запас слов, однообразные обороты речи – это плохой пример для детей);

злоупотребление лишними словами («вот», «ну», «значит», др.);

орфоэпические ошибки (неправильное ударение в словах, диалектное произношение, др.)

Понятие культура речи включает:

– владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме;

– умение выбрать и организовать языковые средства при общении;

– соблюдение этических требований.

Это нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры.

Нормативный аспект. Языковая норма – это традиционно сложившиеся правила использования речевых средств, т.е. правила образцового и общепризнанного произношения, употребления слов, словосочетаний и предложений.

 

 

Извилистая дорожка»

Цель: развитие мелкой моторики, умение рисовать кривую линию.

На рисунке изображен мальчик на велосипеде, дорожка и дом. Ребенку предлагается «проехать» по дорожке к дому. Задача ребенка провести линию посередине дорожки, не отрывая карандаша от бумаги и не съезжая с дорожки.

3. «Обведи рисунок».

Цель: развитие мелкой моторики, умение обводить рисунок по контуру.

Ребенок должен обвести изображенную фигуру по контуру, при этом обводная линия должна быть как можно ровнее. Для обведения можно предложить следующие рисунки: птичка, машинка, дед мороз и т.д.

4. «Сделай картинку».

Цель: учить видеть форму в предмете, зрительно соотносить форму предмета с образцом.

Оборудование: картинка с изображением домика из двух частей (квадрата и треугольника) и озера (круг). Вырезанные из картона соответствующие геометрические фигуры.

Ход игры. Педагог кладет перед ребенком первую картинку и спрашивает, что на ней нарисовано. Затем просит ребенка сделать такую же картинку из геометрических фигур.

Найди».

Цель: учить детей находить в комнате игрушки разной формы, развивать внимание и запоминание.

Оборудование: игрушки разной формы.

Ход игры. Педагог предлагает найти детям в комнате игрушки разной формы. Например, найти все предметы круглой формы. Затем педагог вместе с детьми рассматривает найденные предметы. После этого игра повторяется, и дети ищут предметы другой формы.

  1. «Заштрихуй фигуру».

Цель: развитие зрительно-мото р ной координации.

Оборудование: карточка с геометрическими фигурами.

Ход игры. Педагог предлагает ребенку карточку с геометрическими фигурами. Задача ребенка найти все квадраты на карточке и заштриховать их.

Вокруг нас».

Цель: закрепление названий геометрических фигур, учить выделять форму предметов.

Оборудование: картинки с изображением геометрических фигур.

Ход игры. Детям показывают геометрические фигуры. Они их называют. Затем педагог предлагает детям посмотреть вокруг, найти и назвать предметы такой же формы.

  1. Лабиринт.

Цель: развитие зрительно-моторной координации.

Оборудование: карточка с лабиринтом.

Педагог предлагает ребенку лабиринт. Задача ребенка помочь мышке найти путь к сыру.

Нарисуй орнамент».

Цель: учить детей рисовать орнамент по образцу, запоминать расположение элементов орнамента.

Педагог показывает детям образец орнамента. Затем предлагает повторить орнамент, опираясь на образец.

Найди одинаковые фигуры».

Цель: учить находить одинаковые фигуры из предложенных.

Оборудование: карточка с изображением геометрических фигур.

Ход игры. Ребенку дают карточку с геометрическими фигурами. Педагог говорит: «Посмотри, здесь есть одинаковые фигуры. Ты должен найти их и соединить линией».

Что изображено».

Цель: учить детей выделять предметы на фоне шума.

Оборудование: карточка с изображением овощей и фруктов, перепутанных между собой.

Ход игры. Ребенку предлагается рисунок, на котором изображены овощи и фрукты, перепутанные между собой. Задача ребенка назвать, что изображено на картинке и обвести предметы пальчиком.

Найди букву».

Цель: учить детей выделять букву, отличающуюся от других.

Оборудование: карточки с буквами.

Ход игры. Ребенку предлагается прямоугольник с буквами. Задача ребенка найти ту букву, которая отличается от остальных и обвести ее.

Чего не хватает».

Цель: формирование целостности восприятия, учить анализировать фигуру.

Оборудование: рисунки с недорисованными деталями.

Ход игры. Педагог предлагает ребенку картинку с изображением предмета с недорисованной деталью. Просит внимательно посмотреть на рисунок, найти и дорисовать недостающую деталь.

Праздник».

Цель: учить детей различать цвета, подбирать одинаковые цвета.

Оборудование: воздушные шары разных цветов и ленточки.

Ход игры. Педагог говорит детям, что сегодня они будут играть в праздник и у каждого будет свой шарик. Задача детей привязать к своему шарику ленточку того же цвета, что и шарик.

17. «Нарисуй узор».

Цель: учить анализировать и правильно воспроизводить каждый элемент узора.

Ребенку предлагается листочек в клетку, на котором изображен узор. Элементы узора чередуются. Задача ребенка продолжить узор, опираясь на образец.

Дорисуй бабочку».

Цель: учить анализировать и правильно дорисовывать фигуру, формирование целостности восприятия.

Педагог предлагает ребенку картинку с изображением бабочки. На другой картинке бабочка нарисована не полностью. Задача ребенка завершить рисунок, опираясь на образец.

19. «Выложи предметы».

Цель: учить детей анализировать фигуру.

Оборудование: конверт с геометрическими фигурами (для каждого ребенка).

Ход игры. Педагог показывает детям картинки (домик, матрешка, елочка), составленные из геометрических фигур. Дети внимательно рассматривают картинки. Затем им предлагается выложить из геометрических фигур предметы, опираясь на образец.

Раскрась картинку».

Цель: развитие дифференцированного восприятия.

Ребенку предлагается рисунок с контурным изображением предмета, состоящий из геометрических фигур. Задача ребенка раскрасить все круги синим цветом, треугольники зеленым и т.д.

Таким образом, данные игры и упражнения способствуют развитию не только зрительного восприятия, но и всех психических процессов, таких как память, внимание, мышление, а так же мелкой моторики.

 

Методика «НЕЛЕПИЦЫ»

Цель: определить уровень сформированности анализа, как операции логического мышления. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Проведение методики:

Вначале ребенку показывают картинку. В ней имеются несколько нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано. То укажи на это и объясни, почему этот не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».

Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть

Методика «ВРЕМЕНА ГОДА»

Цель: определить уровень сформированности синтеза, как операции логического мышления.

Проведение методики:

Ребенку показывают картинку и просят внимательно посмотреть на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время - 2мин - ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, то есть объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано это, а не какое-либо иное другое время года.

Методика «НАЙДИ ОТЛИЧИЯ»

Цель: Определить уровень сформированности сравнения, как операции логического мышления.

Ребенку показывают 2 картинки, на первый взгляд одинаковые, но в которых есть существенные различия (15 отличий). За время 3мин ребенок должен найти как можно больше отличий, назвать и показать их.

Дети старшего дошкольного возраста

Развитие речи

Словарная работа

1. Упражнения по выстраиванию семантических оппозиций: определите, как соотносятся слова:

человек — дом (живое существо, соотносится со словом, обозначающим жилище этого существа) и продолжите цепочку: медведь — … (берлога); волк — … (нора); собака — … (будка); белка — … (дупло).

самолет — летит (средство передвижения — способ передвижения): лодка — … (плывет); машина — … (едет).

собака — лает (животное — как оно «говорит»): кошка — … (мяукает); утка — … (крякает); гусь — … (гогочет); петух — … (кукарекает); птица — … (поет).

2. Подбор слов, близких по своему значению:

Подберите слова, связанные с характеристикой движения: идти, шагать, брести, плестись, тащиться, волочиться.

Подберите слова, обозначающие процесс словесного общения: сказал, спросил, ответил, прошептал, закричал, объяснил, запутал.

3. Работа над антонимами:

Дети находят антонимы в пословицах, поговорках.

Подберите слова противоположного значения: свежий хлеб — (черствый); свежая газета — вчерашняя; свежая рубашка — грязная.

Продолжите словосочетания: «Подушка мягкая, а скамейка... (жесткая). Пластилин мягкий, а камень... (твердый)».

Составьте словосочетания из слов одного и другого ряда: ручка, игла, молния, спинка, ножка, лист, звонок –– острый, старый, тяжелый, легкий, глубокий, мягкий, мелкий, полный.

 

Развитие связной речи

 

4. Создание устного рассказа (текста, включающего описание и повествование): «Разговор двух кочанов капусты» в ходе беседы по вопросам:

Представьте себе кочан капусты и опишите его. Чем могут отличаться 2 кочана капусты?

Где они могут встретиться?

Что расскажут они о себе друг другу?

Что можно из них приготовить?

Поздравления: с Новым годом, с днем рождения…

Каким должно быть обращение?

Как будет звучать поздравительный текст?

Что можно пожелать в праздник, в день рождения?

Как бы вы подписали поздравление?

Какой бы подарок вы могли приготовить?

Какими словами можно сопровождать вручение подарка?

 

Работа над литературными произведениями

Этапы работы над стихотворением:

Перед чтением: Видели вы когда-нибудь дерево в снегу? Опишите, как оно выглядит.

 

Выразительное чтение текста воспитателем.

После чтения текста: Что вы представляли, слушая стихотворение?Какое настроение вызывает это стихотворение?

 

Вопросы для обсуждения сказки, рассказа:

Перед чтением обсудите: Какие мысли рождает название сказки (рассказа)?

После чтения текста скажите: О чем узнали, слушая содержание? Совпали ли ваши ожидания?

В процессе чтения:

Объясните незнакомые слова, метафоры.

Опишите место действия в разных эпизодах. Используйте прием устного словесного рисования или создайте иллюстрацию на бумаге.

Назовите героев. Опишите, как вы их себе представляете. Оцените их поступки.

После чтения текста:

Кратко передайте последовательность событий.

На кого из героев ты хотел быть похожим?

Чему учит произведение читателей?

Приемы работы со сказками:

На раннем этапе

передать последовательность событий, используя картинки. выбери картинки, следующие друг за другом.

Расскажи сказку от имени одного из персонажей (надо передать не только события, но и чувства, мысли героя).

Продолжи или закончи сказку (рассказ).

Развитие речи детей напрямую связано с культурой речи воспитателей и всех окружающих.

Недостатки в речи воспитателей:

многословие (воспитатель не умеет просто и ясно выразить свою мысль, задание; среди многих фраз дети не могут уловить главное);

чрезмерная лаконичность речи (дети слышат только краткие распоряжения, замечания – в этом случае им нечему учиться);

слишком частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (при неумеренном их использовании теряется эмоциональный оттенок слова);

небрежное, неряшливое произношение звуков, слов (недоговариваются окончания, невнятно произносятся согласные);

монотонность речи, которая утомляет детей, снижает интерес;

бедность языка (ограниченный запас слов, однообразные обороты речи – это плохой пример для детей);

злоупотребление лишними словами («вот», «ну», «значит», др.);

орфоэпические ошибки (неправильное ударение в словах, диалектное произношение, др.)

Понятие культура речи включает:

– владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме;

– умение выбрать и организовать языковые средства при общении;

– соблюдение этических требований.

Это нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры.

Нормативный аспект. Языковая норма – это традиционно сложившиеся правила использования речевых средств, т.е. правила образцового и общепризнанного произношения, употребления слов, словосочетаний и предложений.

 

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.