Личностные опросники
это целая группа методик, задания которых представлены в виде вопросов или утверждений, отвечая на которые, испытуемый сообщает некоторую информацию о себе.
Какие формы вопросов используются в опросниках?
Личностные опросники предназначены для оценки и выявления отдельных проявлений или свойств личности.
В настоящее время существует огромное количество личностных опросников самых разных типов.
· Типологические опросники
Типологические опросники выявляют определенный тип личности - целостное образование, обуславливающее модель поведения.
В основе разработки типологических опросников лежит типологический подход.
При использовании этого вида опросников психологическое заключение выносится на основе сопоставления результатов полученных при исследовании конкретного человека с принятым (усредненным) типом личности.
В создании типологических опросников опираются на конкретную теорию личности или эмпирический подход, не используя при этом каких-либо классификаций.
· Опросники черт
Группа опросников предназначенная для выявления черт личности - набора базисных личностных качеств.
Различные теории личности приводят различное количество характеристик описывающих личность. Для обозначения таких характерных особенностей часто используют понятие «черта».
Черта - это последовательность поведения, привычка или тенденция к повторению поведенческих проявлений.
· Опросники установок
Опросники выявляют установку или мнение - выраженную направленность индивида положительно или отрицательно реагировать на определенную ситуацию, событие или группу стимулов.
· Опросники ценностей
Группа тестов направенных на выявление ценностей - таких качеств или свойств предметов, которые являются для личности ценными, полезными и желательными.
Опросники выявляют внутреннюю основу отношений личности к разного рода ценностям материального, морального, политического и духовного ряда.
· Опросники мотивации
Опросники предназначенные для выявления мотивации - понятие, объясняющее движущие силы поведения и деятельности человека.
Типологические опросники
MMPI
|
СМИЛ
|
Mini-Mult (СМОЛ)
|
Тест ММИЛ
|
MMPI-A
|
MMPI-2
|
Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО)
|
Диагностический тест личностных расстройств (ДТЛР)
|
Тест личностных акцентуаций (ЛА)
|
Я- структурный тест (Аммона)
|
Индивидуально-типологический опросник (ИТО)
|
Большая пятерка (5PFQ)
|
Опросник Олдхэма-Моррис
|
Опросник Кейрси
|
Опросники установок
Опрoсник диагностики агрессии (Басса-Дарки)
|
Дифференциальный тест рефлексии (Леонтьева)
|
Опросники ценностей
Самоактуализационный тест (САТ)
|
Методика изучения ценностных ориентации (RVS)
|
Тест смысложизненных ориентации (СЖО)
|
Опросник ценностей (Шварца)
|
Опросники мотивации
Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел)
|
Опросник диспозиционного оптимизма (LOT)
|
Мотивационный профиль (Ричи-Мартина)
|
Методика Смекала-Кучера
|
Тест Херцберга
|
Проективные методики
это особые техники, в основу которых заложен проективный подход. Проективные техники позволяют исследовать те сторон личности, которые недоступны непосредственному наблюдению и выявлению с помощью опросников или других тестов.
Родоначальником проективных техник считается метод словесных ассоциаций Френсиса Гальтона, метод описан в 1879 году.
Ассоцианистская концепция описывает принцип организации сознания на основе ассоциаций, и впервые упоминается в учениях Аристотеля.
В 1939 году психолог Л.Франк выдвинул понятие проективных методов исследования личности.
В настоящий момент существует множество проективных техник, для проведения которых используется особый стимульный материал. Как проекции, также могут интерпретироваться продукты деятельности, например: рисунки, фигуры лепки и тд.
Отдельное место среди проективных техник занимают психологические рисуночные тесты.
В проективном тесте проявляются неосознаваемые особенности личности, такие как: мотивы, потребности, внутренние конфликты, оценки, чувства и т.д.
· Методики структурирования
В тестовом задании испытуемому предлагается структурировать стимульный материал
Методики структурирования
Тест с использованием «клякс» (Х. Зиверта)
|
Тест Роршаха
|
Тест Цуллигера
|
оответствии с его пониманием.
· Методики интерпретации
в тестовом задании предлагается провести интерпретацию предъявляемой ситуации.
Методики интерпретации
Рисованный апперцептивный тест (РАТ)
|
Тест Руки (Hand Test)
|
Тест фрустрации Розенцвейга (The Rosenzweig Picture-Frustration Study)
|
Тематический апперцептивный тест (ТАТ)
|
Тест Сонди (Szondi Test)
|
· Методики экспрессии
в тестовом задании предлагается выразить или отобразить свое предпочтение, переживание или мнение.
Методики экспрессии
Психографический тест (Либина)
|
Методика «Рисунок семьи»
|
Тест Фрилинга
|
Цветовой тест отношений (ЦТО)
|
Методика «Дом—Дерево—Человек»
|
Методика цветовых метафор
|
Тест Люшера
|
· Методики дополнения
в тестовом задании предлагается дополнить незаконченные конструкции стимулов, завершить историю или дописать предложения.
Методики дополнения
Метод незаконченных предложений (Казачкова В.Г.)
|
Тест неоконченные предложения Сакса
|
Тесты способностей
группа психодиагностических тестов направленных на исследование интеллекта и креативности. Иногда их объединяют термином «тесты общих способностей», отдельно выделяют тесты специальных способностей.
· К общим относятся интеллектуальные и творческие способности, находящие свое проявление во многих видах деятельности.
· Специальные способности определяются по отношению к отдельным специальным областям деятельности (математические, музыкальные и др.).
· Тесты интеллекта (IQ)
Тесты интеллекта (IQ)
Куб Линка
|
Шкала интеллекта Стэнфорд-Бине
|
Кубики Коса
|
Тест структуры интеллекта Амтхауера
|
Прогрессивные матрицы Равена
|
Нарисуй человека
|
Доска Сегена
|
Тест Векслера (WISC)
|
·
· Тесты креативности (Creativity)
Профориентация
Методика оценки персонала 360 градусов
|
Европейская методика профориентации школьников
|
Отношение человека к другим людям носит сложный и многогранный характер.
Исследования показали, несмотря на огромное разнообразие индивидуальных стилей поведения, всегда можно выделить определенные типы поведения.
Ведущий тип отношений с другими людьми формируется и проявляется, как правило, в процессе деятельности и общения. Было доказано, преобладающее поведение всегда отражается на системе личных взаимоотношений в группе, психологическом климате группы, уровне ее сплоченности и эффективности.
Ведущую роль отношения играют в формировании и развитии семьи.
Отношения в группе
Тест социометрия (Дж. Морено)
|
Калифорнийский опросник личности (CPI-462)
|
Тест внутриличностных конфликтов (Лаутербаха)
|
Диагностика межличностных отношений (ДМО)
|
Отношения между супругами
Особенности общения между супругами
|
Ролевые ожидания и притязания в браке (РОП)
|
Отношения родителей детей
Три дерева
|
|
Опросник родительского отношения (ОРО)
|
|
Шкала семейного окружения (ШСО)
| |
Группа психодиагностических методик направленных на использование в клинической практике.
История развития психологии показывает, что первые психодиагностические методы появились для удовлетворения потребностей клиники, а самые известные методики были созданы для решения именно клинических задач. Примеры, среди проективных методик Тест Роршаха, а среди опросников это MMPI.
Тревожность и депрессия
Диагностика уровня тревоги
|
|
Опросники и шкалы для диагностики депрессии
|
|
Психодиагностика астении
| |
Психологическая адаптация
Психодиагностический инструментарий для выявления нарушений адаптации и уточнения степени адаптивных возможностей.
Психологическая адаптация
Методика диагностики социально-психологической адаптации (Роджерса-Даймонда)
|
|
Анкета "ПРОГНОЗ"
|
|
Патопсихология
Группа психодиагностических методик и тестов, предназначенных для выявления патопсихологических нарушений психики. Все методики раздела хорошо зарекомендовали себя в клинике психических нарушений.
Патопсихология
Диагностика органических поражений мозга
|
Зрительно-моторный гештальт-тест (Бендера)
|
Пиктограммы (Б.Г. Херсонский)
|
Тест зрительной ретенции (Бентона)
|
Психосемантические методы
Методика личностного дифференциала (ЛД)
|
Методика самооценки (Дембо-Рубинштейн)
|
Q - сортировка
|
Контрольный список прилагательных
|
Висбаденский опросник (WIPPF)
|
Личностные опросники
это целая группа методик, задания которых представлены в виде вопросов или утверждений, отвечая на которые, испытуемый сообщает некоторую информацию о себе.
Какие формы вопросов используются в опросниках?
Личностные опросники предназначены для оценки и выявления отдельных проявлений или свойств личности.
В настоящее время существует огромное количество личностных опросников самых разных типов.
· Типологические опросники
Типологические опросники выявляют определенный тип личности - целостное образование, обуславливающее модель поведения.
В основе разработки типологических опросников лежит типологический подход.
При использовании этого вида опросников психологическое заключение выносится на основе сопоставления результатов полученных при исследовании конкретного человека с принятым (усредненным) типом личности.
В создании типологических опросников опираются на конкретную теорию личности или эмпирический подход, не используя при этом каких-либо классификаций.
· Опросники черт
Группа опросников предназначенная для выявления черт личности - набора базисных личностных качеств.
Различные теории личности приводят различное количество характеристик описывающих личность. Для обозначения таких характерных особенностей часто используют понятие «черта».
Черта - это последовательность поведения, привычка или тенденция к повторению поведенческих проявлений.
· Опросники установок
Опросники выявляют установку или мнение - выраженную направленность индивида положительно или отрицательно реагировать на определенную ситуацию, событие или группу стимулов.
· Опросники ценностей
Группа тестов направенных на выявление ценностей - таких качеств или свойств предметов, которые являются для личности ценными, полезными и желательными.
Опросники выявляют внутреннюю основу отношений личности к разного рода ценностям материального, морального, политического и духовного ряда.
· Опросники мотивации
Опросники предназначенные для выявления мотивации - понятие, объясняющее движущие силы поведения и деятельности человека.
Типологические опросники
MMPI
|
СМИЛ
|
Mini-Mult (СМОЛ)
|
Тест ММИЛ
|
MMPI-A
|
MMPI-2
|
Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО)
|
Диагностический тест личностных расстройств (ДТЛР)
|
Тест личностных акцентуаций (ЛА)
|
Я- структурный тест (Аммона)
|
Индивидуально-типологический опросник (ИТО)
|
Большая пятерка (5PFQ)
|
Опросник Олдхэма-Моррис
|
Опросник Кейрси
|
Опросники установок
Опрoсник диагностики агрессии (Басса-Дарки)
|
Дифференциальный тест рефлексии (Леонтьева)
|
Опросники ценностей
Самоактуализационный тест (САТ)
|
Методика изучения ценностных ориентации (RVS)
|
Тест смысложизненных ориентации (СЖО)
|
Опросник ценностей (Шварца)
|
Опросники мотивации
Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел)
|
Опросник диспозиционного оптимизма (LOT)
|
Мотивационный профиль (Ричи-Мартина)
|
Методика Смекала-Кучера
|
Тест Херцберга
|
Проективные методики
это особые техники, в основу которых заложен проективный подход. Проективные техники позволяют исследовать те сторон личности, которые недоступны непосредственному наблюдению и выявлению с помощью опросников или других тестов.
Родоначальником проективных техник считается метод словесных ассоциаций Френсиса Гальтона, метод описан в 1879 году.
Ассоцианистская концепция описывает принцип организации сознания на основе ассоциаций, и впервые упоминается в учениях Аристотеля.
В 1939 году психолог Л.Франк выдвинул понятие проективных методов исследования личности.
В настоящий момент существует множество проективных техник, для проведения которых используется особый стимульный материал. Как проекции, также могут интерпретироваться продукты деятельности, например: рисунки, фигуры лепки и тд.
Отдельное место среди проективных техник занимают психологические рисуночные тесты.
В проективном тесте проявляются неосознаваемые особенности личности, такие как: мотивы, потребности, внутренние конфликты, оценки, чувства и т.д.
· Методики структурирования
в тестовом задании испытуемому предлагается структурировать стимульный материал
Методики структурирования
Тест с использованием «клякс» (Х. Зиверта)
|
Тест Роршаха
|
Тест Цуллигера
|
оответствии с его пониманием.
· Методики интерпретации
в тестовом задании предлагается провести интерпретацию предъявляемой ситуации.
Методики интерпретации
Рисованный апперцептивный тест (РАТ)
|
Тест Руки (Hand Test)
|
Тест фрустрации Розенцвейга (The Rosenzweig Picture-Frustration Study)
|
Тематический апперцептивный тест (ТАТ)
|
Тест Сонди (Szondi Test)
|
· Методики экспрессии
в тестовом задании предлагается выразить или отобразить свое предпочтение, переживание или мнение.
Методики экспрессии
Психографический тест (Либина)
|
Методика «Рисунок семьи»
|
Тест Фрилинга
|
Цветовой тест отношений (ЦТО)
|
Методика «Дом—Дерево—Человек»
|
Методика цветовых метафор
|
Тест Люшера
|
· Методики дополнения
в тестовом задании предлагается дополнить незаконченные конструкции стимулов, завершить историю или дописать предложения.
Методики дополнения
Метод незаконченных предложений (Казачкова В.Г.)
|
Тест неоконченные предложения Сакса
|
Тесты способностей
группа психодиагностических тестов направленных на исследование интеллекта и креативности. Иногда их объединяют термином «тесты общих способностей», отдельно выделяют тесты специальных способностей.
· К общим относятся интеллектуальные и творческие способности, находящие свое проявление во многих видах деятельности.
· Специальные способности определяются по отношению к отдельным специальным областям деятельности (математические, музыкальные и др.).
· Тесты интеллекта (IQ)
Тесты интеллекта (IQ)
Куб Линка
|
Шкала интеллекта Стэнфорд-Бине
|
Кубики Коса
|
Тест структуры интеллекта Амтхауера
|
Прогрессивные матрицы Равена
|
Нарисуй человека
|
Доска Сегена
|
Тест Векслера (WISC)
|
·
· Тесты креативности (Creativity)