Метр, размер, ритм, такт, тактовая черта, затакт. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Метр, размер, ритм, такт, тактовая черта, затакт.

2017-06-29 379
Метр, размер, ритм, такт, тактовая черта, затакт. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учебник – справочник

По сольфеджио

(Учебно-методическое практическое пособие для учащихся ДМШ и ДШИ по музыкальной грамоте. Срок обучения 5-7 лет)

Год составления 2007 - 2009

 

 

Срок реализации программы – 4 года

Пояснительная записка

 

Данное пособие является результатом обобщения многолетнего опыта работы в классе сольфеджио в ДШИ № 3. Оно предназначено для учащихся ДШИ и ДМШ, обучающихся по пятилетней образовательной программе и может быть использовано дополнением к любой министерской образовательной программе по сольфеджио сроком обучения 5-7 лет.

Актуальность его создания для современных учащихся очевидна, вследствие разбросанности необходимых теоретических сведений по разным учебникам. В данном сборнике необходимые теоретические сведения собраны в один учебник-справочник в виде алгоритмических схем и кратких правил.

Учебное пособие предлагается преподавателям ДМШ и ДШИ как удобный теоретический материал для работы детей на уроке и дома. Распределение тем по классам – по мере их изучения – решение принимает конкретный педагог. У педагога появляется возможность экономии учебного времени для других, более сложных разделов.

Учебник – справочник помогает ребенку на уроке чувствовать себя более комфортно, уверенно, одновременно развивая очень важный компонент усвоения теоретического материала – зрительную память. В результате урок для ребенка становится более интересным, а процесс изучения теоретического материала – привлекательным. Психологический климат урока улучшается и включаются дополнительные механизмы развития трудолюбия, самостоятельности, что в конечном итоге способствует более полному раскрытию музыкальных способностей ребенка и более успешному воспитанию его музыкального слуха.

Настоящее учебное пособие может быть использовано для изучения, повторения и закрепления теоретического материала в разных классах ДШИ и ДМШ, а в процессе подготовки к экзамену по сольфеджио учебник-справочник может оказать неоценимую помощь ребенку.

Нотный стан

Это пять линеек, на которых пишутся ноты, счет линеек ведется снизу.

 

Скрипичный ключ

Это знак, который показывает, где пишется нота “соль” первой октавы, его второе название – ключ «соль».

Басовый ключ

Это знак, который показывает, где пишется нота “фа” малой октавы, его второе название – ключ «фа».

 

ре ми фа соль ля си до

до

си ля соль фа ми ре до

 

Длительности нот

- целая

- половинная

- четвертная

               
       

- восьмая

- шестнадцатая

 

Пауза – это знак молчания.

- целая - половинная

- четвертная - восьмая

- шестнадцатая

 

Тон – полутон

Полутон – это самое маленькое расстояние между двумя звуками.

Тон – это два полутона.

Знаки альтерации

- Диез – это повышение звука на полтона.

 

- Бемоль – это понижение звука на полтона.

 

- Бекар – это знак отказа.

 

- Дубль-диез – это знак повышения звука на один тон.

 

 

- Дубль-бемоль – это знак понижения звука на один тон.

Лад

Лад – это звуки, которые ладят и дружат между собой.

Лад – 7 звуков, которые связаны между собой системой тяготения. Ступени в ладу бывают устойчивыми и неустойчивыми.

I, III, V – устойчивые ступени.

II, IV, VI, VII – неустойчивые ступени.

I, III, V – образуют тоническое трезвучие.

Система тяготения

 

I II III IV V VI VII I2

 

Гамма

Звукоряд из 7-ми ступеней расположенных в определенном порядке называется – гамма.

Состав мажорной гаммы: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.

Состав минорной гаммы: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.

 

 

Интервалы

Интервал – это расстояние между двумя звуками.

Интервал – это 2 звука, которые звучат одновременно или по очереди. Если звуки звучат одновременно, интервал называется гармоническим, а если по очереди – мелодическим.

1 – прима (ч.1)

2 – секунда (м.2,б.2)

3 – терция (м.3, б.3)

4 – кварта (ч.4)

5 – квинта (ч.5)

6 – секста (м.6, б.6)

7 – септима (м.7, б.7)

8 – октава (ч.8)

Попевки

ч.1 – Андрей-воробей, не гоняй голубей!

м.2 – Плачу я, плачу я!

б2. – Мой весёлый друг!

м.3 – Ночка тёмная!

б.3 – Солнце красное!

ч.4 – Постой, погоди!

ч.5 – Медуза плавает в воде.

м.6 – А я двойку получил.

б.6 – Я пятёрку получил!

м.7 – Я с горки скачусь!

б.7 – Я расту в высоту.

ч.8 – Вот он, дом большой!

Тоновый и ступеневый

состав интервалов

ч.1 – прима чистая – 1 ступень – 0 тонов

м.2 – секунда малая – 2 ступени – 0,5 тона

 

б.2 – секунда большая – 2 ступени – 1 тон

м.3 – терция малая – 3 ступени – 1,5 тона

б.3 – терция большая – 3 ступени – 2 тона

ч.4. – кварта чистая – 4 ступени – 2,5 тона

ч.5 – квинта чистая – 5 ступеней – 3,5 тона

м.6 – секста малая – 6 ступеней – 4 тона

б.6 – секста большая – 6ступеней – 4,5 тона

м.7 – септима малая – 7 ступеней – 5 тонов

б.7 – септима большая – 7 ступеней – 5,5 тонов

ч.8. – октава чистая – 8 ступеней – 6 тонов

Виды трезвучий

 

Трезвучия бывают четырёх видов: мажорные, минорные, уменьшенные и увеличенные.

Трезвучие – это аккорд из 3-х звуков расположенных по терциям (через ступеньку)

Б5\3 = б.3 + м.3

М5\3 = м.3 + б.3

Ум5\3 = м.3 + м.3

Ув5\3 = б.3 + б.3

Главные трезвучия лада

Главные трезвучия лада строятся на главных ступенях лада.

На I-вой ступени строится тоническое трезвучие (Т5\3)

На IV-той ступени строится субдоминантовое трезвучие (S5\3)

На V-той ступени строится доминантовое трезвучие (D5\3)

До мажор

 

T5\3 S5\3 D5\3

Виды трезвучий от звука “до”

Б5\3 М5\3 Ум5\3 Ув5\3

 

Динамические оттенки

Динамика – это сила звучания.

f – форте (громко)

p – пиано (тихо)

mf – меццо форте (средним звуком \ не очень громко)

mp – меццо пиано (тоже средним звуком \ не очень тихо)

ff – фортиссимо (очень громко)

pp – пианиссимо (очень тихо)

- cresc. – крещендо (усиление звука)

 

- dim. – диминуэндо (уменьшение звука)

Транспонирование

Транспонирование – это перенос мелодии в другую тональность. При этом ступени остаются такими же, а ноты меняются.

 

Кварто-квинтовый круг

Тональностей.

Бемольные тональности

До мажор – ля минор = 0

Фа мажор – ре минор = 1

Си мажор – соль минор = 2

Ми бемоль мажор – до минор = 3

Ля бемоль мажор – фа минор = 4

Ре бемоль мажор – си бемоль минор = 5

Соль бемоль мажор – ми бемоль минор = 6

До бемоль мажор – ля бемоль минор = 7

Диезные тональности

До мажор – ля минор = 0 #

Соль мажор – ми минор = 1 #

Ре мажор – си минор =2 #

Ля мажор – фа диез минор = 3 #

Ми мажор – до диез минор = 4 #

Си мажор – соль диез минор = 5 #

Фа диез мажор – ре диез минор = 6 #

До диез мажор – ля диез минор = 7 #

 

Обращение трезвучий

Обращением интервала или аккорда называется новый интервал или аккорд, который образуется при перемещении нижнего звука на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз с оставлением остальных звуков на месте.

 

Обращения в тональности

Первое обращение трезвучия называется секстаккорд.

Второе обращение трезвучия называется квартсекстаккорд.

Т6 – тонический секстаккорд

Т6\4 – тонический квартсекстаккорд

S6 – субдоминантовый секстаккорд

S6\4 – субдоминантовый квартсекстаккорд

D6 – доминантовый секстаккорд

D6\4 – доминантовый квартсекстаккорд

 

До мажор

T5\3 T6 T6\4 S5\3 S6 S6\4 D5\3 D6 D6\4

Обращения от звука

Б6 – мажорный секстаккорд

Б6\4 – мажорный квартсекстаккорд

М6 – минорный секстаккорд

М6\4 – минорный квартсекстаккорд

 

От звука «до»

Б6 = м.3 + ч.4

Б6\4 = ч.4 + б.3

М6 = б.3 + ч.4 Б6 Б6\4 М6 М6\4

М6\4 = ч.4 + м.3

Виды мажора и минора

Мажор и минор бывают трёх видов: натуральный, мелодический, гармонический.

В натуральном мажоре действительны только ключевые знаки, а все остальные ступени – натуральные.

В гармоническом мажоре при движении вверх и вниз понижается 6-я ступень.

Натуральный мажор (до – мажор)

I II III IV V VI VII I2

Гармонический мажор (до – мажор)

 

I II III IV V VI VII I2

В натуральном миноре все ступени натуральные, действительны только ключевые знаки.

В гармоническом миноре при движении вверх и вниз повышается 7-я ступень.

В мелодическом миноре при движении вверх повышаются 6-я и 7-я ступени, а при движении вниз они как натуральные.

Натуральный минор (ля – минор)

 

I II III IV V VI VII I2

Гармонический минор (ля – минор)

I II III IV V VI VII I2

 

Мелодический минор (ля – минор)

 

 

VI VII I 2 VII VI

I II III IV V V IV III II I

 

 

Септаккорд

Септаккорд – это аккорд из 4-х звуков, расположенных по терциям. Между крайними звуками – интервал септима.

Доминантовый септаккорд

D7 строится на V ступени лада по терциям. Между крайними звуками аккорда – интервал малая септима. Разрешается в Т5\3 с утроенным основным тоном.

Интервальный состав D7

D7 = б.3 + м.3 + м.3

Тритоны

Тритоны – это интервалы, которые строятся на неустойчивых ступенях лада, поэтому они требуют разрешения в устойчивые ступени.

Тритоны – это интервалы, у которых тоновый состав – 3 тона, а количество ступеней может быть разное – 4 или 5.

Нужно помнить, что при разрешении уменьшенные тритоны уменьшаются, а увеличенные – увеличиваются.

Квинта уменьшенная обозначается – ум.5, а кварта увеличенная – ув.4

Ум.5 находим на VII ступени мажора и гармонического минора, а ув.4 – на IV ступени.

 

 

Учебник – справочник

По сольфеджио

(Учебно-методическое практическое пособие для учащихся ДМШ и ДШИ по музыкальной грамоте. Срок обучения 5-7 лет)

Год составления 2007 - 2009

 

 

Срок реализации программы – 4 года

Пояснительная записка

 

Данное пособие является результатом обобщения многолетнего опыта работы в классе сольфеджио в ДШИ № 3. Оно предназначено для учащихся ДШИ и ДМШ, обучающихся по пятилетней образовательной программе и может быть использовано дополнением к любой министерской образовательной программе по сольфеджио сроком обучения 5-7 лет.

Актуальность его создания для современных учащихся очевидна, вследствие разбросанности необходимых теоретических сведений по разным учебникам. В данном сборнике необходимые теоретические сведения собраны в один учебник-справочник в виде алгоритмических схем и кратких правил.

Учебное пособие предлагается преподавателям ДМШ и ДШИ как удобный теоретический материал для работы детей на уроке и дома. Распределение тем по классам – по мере их изучения – решение принимает конкретный педагог. У педагога появляется возможность экономии учебного времени для других, более сложных разделов.

Учебник – справочник помогает ребенку на уроке чувствовать себя более комфортно, уверенно, одновременно развивая очень важный компонент усвоения теоретического материала – зрительную память. В результате урок для ребенка становится более интересным, а процесс изучения теоретического материала – привлекательным. Психологический климат урока улучшается и включаются дополнительные механизмы развития трудолюбия, самостоятельности, что в конечном итоге способствует более полному раскрытию музыкальных способностей ребенка и более успешному воспитанию его музыкального слуха.

Настоящее учебное пособие может быть использовано для изучения, повторения и закрепления теоретического материала в разных классах ДШИ и ДМШ, а в процессе подготовки к экзамену по сольфеджио учебник-справочник может оказать неоценимую помощь ребенку.

Нотный стан

Это пять линеек, на которых пишутся ноты, счет линеек ведется снизу.

 

Скрипичный ключ

Это знак, который показывает, где пишется нота “соль” первой октавы, его второе название – ключ «соль».

Басовый ключ

Это знак, который показывает, где пишется нота “фа” малой октавы, его второе название – ключ «фа».

 

ре ми фа соль ля си до

до

си ля соль фа ми ре до

 

Длительности нот

- целая

- половинная

- четвертная

               
       

- восьмая

- шестнадцатая

 

Пауза – это знак молчания.

- целая - половинная

- четвертная - восьмая

- шестнадцатая

 

Метр, размер, ритм, такт, тактовая черта, затакт.

Метр – чередование сильных и слабых долей в музыке. Метры – двухдольные, трехдольные, четырехдольные.

Размер обозначается дробью, где верхняя цифра показывает, сколько долей в такте, а нижняя показывает какой длительности каждая доля.

Размеры бывают:

и т. д.

Ритм – чередование коротких и длинных звуков.

Такт – расстояние от одной сильной доли до другой. Тактовая черта это черта, которая отделяет один такт от другого. Тактовая черта ставится перед сильной долей такта.

Затакт – начало мелодии со слабой доли.

Тон – полутон

Полутон – это самое маленькое расстояние между двумя звуками.

Тон – это два полутона.

Знаки альтерации

- Диез – это повышение звука на полтона.

 

- Бемоль – это понижение звука на полтона.

 

- Бекар – это знак отказа.

 

- Дубль-диез – это знак повышения звука на один тон.

 

 

- Дубль-бемоль – это знак понижения звука на один тон.

Лад

Лад – это звуки, которые ладят и дружат между собой.

Лад – 7 звуков, которые связаны между собой системой тяготения. Ступени в ладу бывают устойчивыми и неустойчивыми.

I, III, V – устойчивые ступени.

II, IV, VI, VII – неустойчивые ступени.

I, III, V – образуют тоническое трезвучие.

Система тяготения

 

I II III IV V VI VII I2

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.171 с.