Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2017-06-29 | 501 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Историко-культурная ситуация во Франции XVII века. Роль Французской Академии в литературной жизни. Особенности литературного процесса. Периодизация французской литературы XVII в.
Литература 1590-1620-х гг. Творчество Франсуа Мале́рба.
Литература 1630-1650-х гг. Утверждение классицизма в драматических жанрах. Ведущие театры Франции: театр Марэ́, Бургундский отель.
Творческий путь Пьера Корне́ля. Понятие и черты героико-политической трагедии Корнеля. Роль трагедии «Сид» в становлении эстетики классицизма. Трагедия «Гораций» как воплощение принципов классицизма: сюжет, конфликт, герой, симметрия как композиционный принцип. Трагедия «Полиевкт»: конфликт долга и чувства, чувства и веры, веры и разума; нравственный максимализм героев. Произведения «второй манеры» Корнеля: «Родогуна», «Никомед».
Литература 1660-1680-х гг. Изменения историко-культурной ситуации. «Золотой век» французской литературы.
Творческий путь Жана Раси́на. Понятие и черты любовно-психологической трагедии Расина. Трагедия «Андромаха»: особенности сюжета, конфликта, героя, взаимоотношение разума и страсти. «Федра» как вершина творчества Расина, история постановки трагедии на французской сцене.
Творческий путь Мольера. Мольер как новатор французского театра. Понятие и черты высокой комедии. «Тартюф» как образец высокой комедии. «Дон Жуан или Каменный гость»: история постановки, новаторство в изображении главного героя. Высокая комедия «Мизантроп»: особенности конфликта, «Мизантроп» Мольера и «Горе от ума» Грибоедова. «Мещанин во дворянстве» как комедия-балет: социальный пафос, роль фарсовых сцен.
Творчество Жана де Лафонте́на: новаторство в жанре басни. Роман мадам де Лафайе́т «Принцесса Клевская» как пример художественной прозы классицизма.
|
Французская философская проза. Блез Паска́ль «Мысли»: структура, жанровые особенности, образ мира. Франсуа́ де Ларошфуко́ «Максимы»: жанровые особенности, портрет современника. Жан де Лабрюйе́р «Характеры»: жанровые особенности, классицистические характеры в произведении.
Литература 1690-х гг. Изменение историко-культурной ситуации. Творчество Шарля Перро. Спор «древних» и «новых» как итог развития французского классицизма XVII века.
Термины и понятия: абсолютизм, классицизм, героико-политическая трагедия, янсенизм, любовно-психологическая трагедия, высокая комедия, басня, максима, афоризм.
Литература
Учебники
1. История зарубежной литературы XVII века: учеб. для вузов / под ред. З. И. Плавскина. – Москва: Высшая школа, 2001. – 254 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.infoliolib.info (раздел II, гл. 7-13)
2. История зарубежной литературы XVII века: учеб. пособие по специальности «Филология» / под ред. Н. Т. Пахсарьян. – Москва: Высшая школа, 2005. – С. 274-295; 417-427.
3. Дживелегов, А. К. История западноевропейского театра от возникновения до 1789 года: учебник для студентов театральных вузов / А. К. Дживелегов, Г. Н. Бояджиев. – Москва: Российский университет театрального искусства – ГИТИС, 2013. – 528 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://svr-lit.niv.ru (гл. «Французский театр»)
Научная литература
4. Обломиевский, Д. Д. Французский классицизм. – Москва: Наука, 1968. – 140 с.
5. Виппер, Ю.Б. Курс лекций по истории зарубежной литературы XVII века / Ю. Б. Виппер, М. Н. Самарин. – Москва: МГУ, 1954. – 816 с.
6. Виппер, Ю. Б. Поэзия барокко и классицизма / Ю. Б. Виппер // Европейская поэзия XVII в. – Москва, 1977. – С. 5-28.
7. Аникст, А. А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга / А. А. Аникст. – Москва: Наука, 1967. – 458 с.
8. История всемирной литературы: в 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. – Т. 4. — Москва: Наука, 1987. – 687 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://feb-web.ru
|
9. Лансон, Г. История французской литературы 17 века: пер. с фр. З. Венгеровой / Г. Лансон. – Санкт-Петербург: Б.и., 1899. – 257 с.
10. Андреев, Л. Г. История французской литературы /Л. Г. Андреев, Н. П. Козлова, Г. К. Косиков. – Москва: Высшая школа, 1987. – 542 с.
11. Ловернья-Ганьер, К. История французской литературы: краткий курс: учеб. пособие для вузов: пер. с фр./ К. Ловернья-Ганьер, А. Попер, И. Сталлони, Ж. Ванье; под ред. Д. Берже. – Москва: Академия, 2007. – 464 с.
12. Балашов, Н. И. Пьер Корнель / Н. И. Балашов. – Москва: Знание, 1956.
13. Михайлов, А. Д. Театр Корнеля / А. Д. Михайлов // Корнель П. Театр. В 2-х томах. Т. 2. – Москва, 1984. – С. 605-666.
14. Сигал, Н. А. Пьер Корнель 1606-1684 / Н. А. Сигал. – Москва; Ленинград: Искусство, 1957. – 123 с.
15. Жирмунская, Н. А. Трагедии Расина [Электронный ресурс] / Н. А. Жирмунская // Расин, Ж. Трагедии / Ж. Расин. – Новосибирск: Наука, 1977. – Режим доступа: http://lib.ru
16. Жирмунская, Н. А. Творчество Жана Расина / Н. А. Жирмунская // Расин Ж. Сочинения. В 2-х томах. Т. 2. – Москва, 1984. – С. 397-439.
17. Кадышев, В. С. Расин / В. С. Кадышев. – Москва: Наука, 1990. – 272 с.
18. Мокульский, С. С. Расин. К 300-летию со дня рождения / С. С. Мокульский. – Ленинград: ГИХЛ, 1940. – 108 с.
19. Бордонов, Ж. Мольер: пер. с франц. / Ж. Бордонов. – Москва: Искусство, 1983. – 440 с.
20. Бояджиев, Г. Н. Мольер: исторические пути формирования жанра высокой комедии / Г. Н. Бояджиев. – Москва: Искусство, 1967. – 555 с.
21. Булгаков, М. А. Жизнь господина де Мольера / М. А. Булгаков. – Москва: Молодая гвардия, 1991. – 220 с.
22. Гликман, И. Д. Мольер: Критико-биографический очерк / И. Д. Гликман. – Москва; Ленинград: Худ. лит., 1966. – 279 с.
23. Томашевский, Б. В. Пушкин и Лафонтен / Б. В. Томашевский // Пушкин: Временник Пушкинской комиссии. – Москва; Ленинград: АН СССР, 1937. – Вып. 3. – С. 215-254. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://feb-web.ru
24. Разумовская, М. В. Ларошфуко - автор «Максим» / М. В. Разумовская. – Ленинград: ЛГУ, 1971. – 136 с.
25. Спор о древних и новых / сост. В. Я. Бахмутский. – Москва: Искусство, 1985. – 471 с. (Сер. История эстетики в памятниках и документах)
Лекция 6. Английская литература XVII века.
Историко-культурная ситуация в Англии XVII в. Черты литературного процесса. Драматургия Джона Драйдена. Метафизическая поэзия Джона Донна. Барочный роман «Путь паломника» Джона Бэньяна. Творчество Джона Донна.
|
Основные этапы творческого пути Джона Ми́льтона. Роль памфлетов Мильтона в политической полемике середины XVII в.
Поэма «Потеряный рай» как вершина творчества: сюжет, композиция, особенности развития действия. Система персонажей. Образы Бога и Сатаны. Тема свободы выбора в поэме. Монументальный образ мира. Жанровая специфика. Драматическое начало в поэме. Совмещение барочных и классицистических элементов в поэтике «Потерянного рая». Стихотворная форма. Русские переводы поэмы.
«Возвращенный рай» как завершение эпопеи о битве добра и зла. Значение творчества Мильтона.
Термины и понятия: пуританизм, хартия вольностей, метафизическая школа, героическая поэма (эпопея), памфлет, барокко, классицизм, дебаты, ода, гимн, эклога, трагедия, фарс.
Литература
Учебники
1. История зарубежной литературы XVII века: учеб. для вузов / под ред. З. И. Плавскина. – Москва: Высшая школа, 2001. – 254 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.infoliolib.info (раздел IV)
2. История зарубежной литературы XVII века: учеб. пособие по специальности «Филология» / под ред. Н. Т. Пахсарьян. – Москва: Высшая школа, 2005. – С. 184-258.
3. Михальская, Н. П. История английской литературы: учеб. для вузов / Н.П. Михальская, Г.В. Аникин. - Москва: Академия, 1998. – С. 69-84.
Научная литература
4. История всемирной литературы: в 8 т. Т. 4. / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. – Москва: Наука, 1987. — 687 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://feb-web.ru
5. Павлова, Т. А. Милтон / Т. А. Павлова. – Москва: РОССПЭН, 1997. – 494 с.
6. Самарин, Р. М. Творчество Джона Мильтона / Р. М. Самарин. – Москва: МГУ, 1964. – 486 с.
7. Чамеев, А. А. Джон Мильтон и его поэма «Потерянный Рай» / А. А. Чамеев. – Ленинград: ЛГУ, 1986. – 128 с.
БЛОК II: ЛИТЕРАТУРА И КУЛЬТУРА XVIII ВЕКА
Лекция 1. Литература Просвещения: основные проблемы и тенденции.
Понятие «век Просвещения»: основные идеи, состав и цели просветительского движения. Деизм как основа просветительского мировоззрения. Просветительские концепции личности: Д. Локк, Ж. – Ж. Руссо.
Основные направления в литературе эпохи Просвещения. Понятие просветительской литературы. Особенности классицизма XVIII в.
|
Рококо: идейно-художественные особенности, концепция личности, связь с философией П. Гассенди. Система жанров. Особенности развития рококо в Англии, Франции, Германии.
Сентиментализм: идейно-художественные особенности, концепция личности, связь с философией Шефтсбери. Принципиальный субъективизм. Способы изображения внутреннего мира человека. Сентиментализм в английской, французской и немецкой литературах.
Предромантизм: идейно-художественные особенности, готический роман как жанр. Предромантизм в английской и немецкой литературах.
Термины и понятия: Просвещение, рационализм, деизм, сенсуализм, просветительская литература, классицизм, рококо, сентиментализм, предромантизм (преромантизм).
Литература
Учебники
1. История зарубежной литературы XVIII века: учеб. для вузов / под ред. Л. В. Сидорченко. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Высшая школа, 2001. – 335 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.infoliolib.info (введение)
2. Соловьева, Н. А. История зарубежной литературы: предромантизм: учеб. пособие для вузов по спец. 021700-Филология / Н.А. Соловьева. – Москва: Академия, 2005. – С. 3-26.
Научная литература
3. История всемирной литературы: в 8 т. Т. 5. / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. – Москва: Наука, 1988. – 784 с. Режим доступа: http://feb-web.ru
4. Смирнов, А. А. Проблема эстетического признания прозы в европейской литературной теории XVIII века [Электронный ресурс] / А. А. Смирнов // Французская литература 17-18 вв.: сайт. – Режим доступа: http://natapa.msk.ru
5. Тураев, С. В. От Просвещения к Романтизму / С. В. Тураев. – Москва: Наука, 1983. – 256 с.
6. Рококо. Романтизм и сентиментализм // Хейзинга, Й. Homo ludens. Человек играющий / Й. Хейзинга. – Санкт-Петербург, 2011. – С. 242-270 (гл. 11).
7. Слово и язык в культуре Просвещения // Лотман, Ю.М. История и типология русской культуры / Ю. М. Лотман. – Санкт-Петербург, 2002. – С. 375-382.
8. Библер, В. С. Век Просвещения и критика способности суждения. Дидро и Кант / В. С. Библер // Западноевропейская художественная культура XVIII века. – Москва: Наука, 1980. – 257 с.
9. Ладыгин, М. Б. Концепция мира и человека в литературе предромантизма / М. Б. Ладыгин // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. – Москва: МГПИ, 1982. – С. 34-51.
10. Жирмунская, Н. А. Историко-философская концепция И. Г. Гердера и историзм Просвещения / Н. А. Жирмунская // Проблемы историзма в русской литературе. Конец XVIII - начало XIX вв. / Под ред. Г.П. Макогоненко. – Ленинград: Наука, 1981. – С. 91-101. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.pushkinskijdom.ru
АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА
Лекция 2. Английская литература 1690-1730-х гг.
Историко-культурная ситуация в Англии XVIII в. Периодизация английской литературы. Роман как ведущий жанр. Типология английского романа.
|
Творческий путь Даниэля Дефо. Художественные обенности и жанровое разнообразие романного творчества Дефо: «Записки кавалера», «Дневник чумного года», «История полковника Жака», «Молль Флендерс», «Роксана». Просветительские идеи в трилогии о Робинзоне Крузо. Понятие робинзонады.
Творческий путь Джонатана Свифта. Сатирическое наследие: «Сказка о бочке», сборник памфлетов «Письма суконщика». «Путешествия Гулливера» как вершина творчества и итог философских раздумий об обществе и человеке. Композиционный принцип, жанр, традиции аллегорической сатиры. Мысль об относительности бытия. Прием измененной оптики. Гулливер и Робинзон.
Термины и понятия: Просвещение, авантюрный роман, «роман большой дороги», фантастический роман, психологический роман, готический роман, памфлет, мемуары, дневник, робинзонада, естественный человек, аллегория, остранение, гротеск.
Литература
Учебники
1. История зарубежной литературы XVIII века: учеб. для вузов / под ред. Л. В. Сидорченко. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Высшая школа, 2001. – 335 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.infoliolib.info (раздел I, гл. 2, 3)
2. Михальская, Н. П. История английской литературы: учеб. для вузов/ Н.П. Михальская, Г.В. Аникин - Москва: Академия, 1998. – С. 94-109.
Научная литература
3. История всемирной литературы: в 8 т. Т. 5. / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. – Москва: Наука, 1988. – 784 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://feb-web.ru
4. Артамонов, С. Д. Сорок веков мировой литературы: в 4 кн. Кн.4. Литература Нового времени / С. Д. Артамонов. – Москва: Просвещение, 1997. – 377 с.
5. Соколянский, М. Г. Западноевропейский роман эпохи Просвещения. Проблемы типологии / М. Г. Соколянский. – Киев; Одесса: Высш. шк., 1983. – 140 с.
6. Елистратова, А. А. Английский роман эпохи Просвещения / А. А. Елистратова. – Москва: Наука, 1966. – 476 с.
7. Кеттл, А. Введение в историю английского романа / А. Кеттл; пер. с англ. В. Воронова, В. И. Тархова, М. Х. Тарховой. – Москва: Прогресс, 1966. – 446 с.
8. Агибалов, А. Ю. Особенности композиции «первоисточника всех робинзонад» («Робинзон Крузо» Даниэля Дефо) / А. Ю. Агибалов // Вестн. Кабардино-Балкар. гос. ун-та. Сер. Филол. науки. – Нальчик, 2005. – Вып. 7. – C. 55-57.
9. Алексеев, М. П. Даниэль Дефо и его роман «Робинзон Крузо» / М. П. Алексеев // Дефо, Д. Робинзон Крузо: роман. – Москва, 1988. – С. 5-18.
10. Аникст, А. А. Даниэль Дефо. Очерк жизни и творчества / А. А. Аникст. – Москва: Учпедгиз, 1957. – 136 с.
11. Винтерих, Д. Д. Дефо и «Робинзон Крузо» // Винтерих Д. Приключения знаменитых книг / Д. Д. Винтерих. – Москва, 1979. – С. 15-25.
12. Мирский, Д. П. «Робинзон Крузо» // Мирский Д. П. Статьи о литературе / Д. П. Мирский. – Москва: Художественная литература, 1987. – С. 90-98.
13. Урнов, Д. М. Робинзон и Гулливер. Судьба двух литературных героев / Д. М. Урнов. – Москва: Наука, 1973. – 91 с.
14. Брандис, Е. Джонатан Свифт и его роман «Путешествие Гулливера» / Е. Брандис // Свифт Дж. Путешествие в некоторые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, потом капитана нескольких кораблей. – Москва, 1989. – С. 316-333.
15. Левидов, М. Ю. Путешествие в некоторые отдаленные страны мысли и чувства Джонатана Свифта / М. Ю. Левидов. – Москва: Книга, 1986. – 289 с.
16. Муравьев, В. С. Путешествие с Гулливером (1699 - 1970) / В. С. Муравьев. – Москва: Книга, 1972. – 208 с.
Лекция 3. Английская литература 1740-1750-х гг.
Творчество Сэмюэла Ричардсо́на. Ричардсон как представитель просветительского сентиментализма. Роль эпистолярной формы в романах. Роман «Памела, или Вознагражденная добродетель»: сюжет, дидактический пафос, идея внесословной добродетели. «Кларисса, или История молодой леди»: усложнение эпистолярной техники, конфликт, демократический пафос, Ловлас как «вечный» тип. Творчество Ричардсона и русская литература. Судьба наследия писателя.
Творческий путь Генри Филдинга. Драматургия: «Трагедия трагедий, или Жизнь и смерть Мальчика-с-пальчик Великого». Романное творчество: мир уголовного дна в «Истории покойного Джонатана Уайльда Великого»; пародийный замысел и новаторство «Истории приключений Джозефа Эндруса и его друга Абрагама Адамса».
Роман «История Тома Джонса, найденыша» как вершина творчества Филдинга. Сюжет и фабула. Композиция романа, принципы «комического эпоса» в изложении автора. Жанровое новаторство: черты «комической эпопеи в прозе», связь с традицией плутовского романа. Противоречие видимости и сущности: Том Джонс и Блайфил. Ироническая рефлексия в романе, разнообразие форм комического. Сатирический гротеск и сложность характеров. Гуманистический пафос. Проблема соотнесенности романа с литературными направлениями XVIII в. Влияние Филдинга на последующее развитие литературы.
Термины и понятия: просветительская литература, сентиментализм, психологический роман, эпистолярная форма, «роман большой дороги», плутовской роман.
Литература
Учебники
1. История зарубежной литературы XVIII века: учеб. для вузов / под ред. Л. В. Сидорченко. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Высшая школа, 2001. – 335 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.infoliolib.info (раздел I, гл. 4)
2. Михальская, Н. П. История английской литературы: учеб. для вузов/ Н.П. Михальская, Г.В. Аникин - Москва: Академия, 1998. – С. 109-120.
Научная литература
3. История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. – Т. 5. — Москва: Наука, 1988. – 784 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://feb-web.ru
4. Артамонов, С. Д. Сорок веков мировой литературы: в 4 кн. Кн.4: Литература Нового времени / С. Д. Артамонов. – Москва: Просвещение, 1997. – 377 с.
5. Елистратова, А. А. Филдинг // Елистратова А. Английский роман эпохи Просвещения / А. А. Елистратова. – Москва: Наука, 1966. – С. 215-270.
6. Мокульский, С. С. Генри Филдинг – великий английский просветитель / С. С. Мокульский // Филдинг Г. Избранные произведения. В 2 т. Т. 1. – М., 1954.
7. Роджерс, П. Генри Филдинг: биография: пер. с англ. В. Харитонова / П. Роджерс. – Москва: Радуга, 1984. – 208 с.
8. Соколянский, М. Г. Творчество Генри Филдинга. Книга очерков / М. Г. Соколянский. – Киев, 1975. – 174 с.
9. Харитонов, В. Разный Филдинг / В. Харитонов // Генри Филдинг. Избранные сочинения. – Москва, 1989. – С. 653-686.
Лекция 4, 5. Английская литература 1760-1780-х гг.
Особенности английского сентиментализма. Предромантические тенденции в литературе. «Кладбищенская поэзия»: Эдвард Юнг, Томас Грей.
Творчество О́ливера Го́лдсмита. Анти-идиллия «Покинутая деревня». Комедия «Ночь ошибок, или Унижение паче гордости». Сентиментально-мелодраматический роман «Векфильдский священник».
Творчество Лоренса Стерна как итог английского сентиментализма. Жанровое своеобразие «Сентиментального путешествия мистера Йорика по Франции и Италии». Принципиальная незавершенность романа, особенности сюжетосложения. Йорик как типичный сентиментальный герой. Отношения к разуму и чувствам в произведении. Предромантическая ирония в романе. Стерн и Карамзин.
Поэзия Роберта Бёрнса. Творчество Ричарда Бринсли Ше́ридана. «Школа злословия» как комедия рококо. Сатирический пафос, ирония в изображении персонажей. Антитеза Джозефа и Чарльза Сэрфесов как реализация проблемы видимости и сущности. Система персонажей, роль «говорящих» фамилий.
Предромантизм в английской литературе второй половины XVIII в. Интерес к национальной культуре, иррациональному и таинственному. Свод «Памятники старинной английской поэзии» Томаса Перси (1765). Литературные мистификации как культурный феномен. «Поэмы Оссиана» Джеймса Ма́кферсона (1760-1765) и их роль в европейской и русской литературе. Поэма «Битва при Гастингсе» Томаса Ча́ттертона.
Готический роман как самый популярный жанр предромантической литературы: основные черты. Творчество Хо́рэса Уо́лпола: роман «Замок Ора́нто». Романы Анны Ра́дклиф. «Удольфские тайны» как готический роман: идейно-художественные особенности произведения.
Термины и понятия: сентиментализм, предромантизам (преромантизм), «кладбищенская поэзия», путевой очерк, психологический роман, естественный человек, рококо, комедия, литературная мистификация, готический роман.
Литература
Учебники
1. История зарубежной литературы XVIII века: учеб. для вузов / под ред. Л. В. Сидорченко. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Высшая школа, 2001. – 335 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.infoliolib.info (раздел I, гл. 5-7)
2. Михальская, Н. П. История английской литературы: учеб. для вузов/ Н.П. Михальская, Г.В. Аникин. - Москва: Академия, 1998. – С. 124-146.
3. Соловьева, Н. А. История зарубежной литературы: предромантизм: учеб. пособие для вузов по спец. 021700-Филология/ Н. А. Соловьева. –Москва: Академия, 2005. – С. 54-96.
Научная литература
4. История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. – Т. 5. – Москва: Наука, 1988. – 784 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://feb-web.ru
5. Артамонов, С. Д. Сорок веков мировой литературы: в 4 кн. Кн.4: Литература Нового времени / С. Д. Артамонов. – Москва: Просвещение, 1997. – 377 с.
6. Атарова, К. Н. Лоренс Стерн и его «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» / К. Н. Атарова. – Москва: Высш. шк., 1988. – 95 с.
7. Маршова, Н. М. Ричард Бринсли Шеридан / Н. М. Маршова. – Ленинград; Москва: Искусство, I960. – 122 с.
8. Шервин, О. Шеридан / О. Шервин. – Москва: Искусство, 1978. – 292 с.
9. Кагарлицкий, Ю. И. Театр на века. Театр эпохи Просвещения: тенденции и традиции / Ю. И. Кагарлицкий. – Москва: Искусство, 1987. – 350 с.
10. Елистратова, А. А. Английский роман эпохи Просвещения / А. А. Елистратова. – Москва: Наука, 1966. – 476 с.
11. Берковский, Н. Я. Английский преромантизм. Анна Радклиф. Льюи
// Берковский Н.Я. Статьи и лекции по зарубежной литературе / Н. я. Берковский. – Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2002. – 480 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://19v-euro-lit.niv.ru
12. Левин, Ю. Д. Оссиан в русской литературе: конец XVIII – первая треть XIX века / Ю. Д. Левин. – Ленинград: Наука, 1980. – 208 с.
13. Ладыгин, М. Б. Концепция мира и человека в литературе предромантизма / М. Б. Ладыгин // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. – Москва, 1982. – С. 34-51.
ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА.
Лекция 6. Французская литература 1690-1720-х гг.
Историко-культурная ситуация. Периодизация французской литературы эпохи Просвещения. Черты литературного процесса.
Литература 1690-1720-х гг. Творчество Шарля де Монтескьё. Философский роман «Персидские письма»: жанр, просветительский пафос, черты поэтики рококо. Проблематика, прием остранения в романе.
Творческий путь Франсуа-Антуана Прево́. Роман «Записки и приключения знатного человека, удалившегося от света». Роман «История кавалера де Грие и Мано́н Леско́» как вершина творчества: субъектная организация, особенности композиции. Проблема соотношения разума и чувства. Образы де Грие и Манон Леско: диалектика души и характера. Синтез черт рококо и сентиментализма в романе.
Термины и понятия: Просвещение, сентиментализм, рококо, эпистолярная форма, естественный человек.
Литература
Учебники
1. История зарубежной литературы XVIII века: учеб. для вузов / под ред. Л. В. Сидорченко. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Высшая школа, 2001. – 335 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.infoliolib.info (раздел II, гл. 8,9)
2. Ловернья-Ганьер, К. История французской литературы: краткий курс: учеб. пособие для вузов: пер. с фр./ К. Ловернья-Ганьер, А. Попер, И. Сталлони, Ж. Ванье; под ред. Д. Берже. – Москва, 2007. – С. 215-221.
3. Андреев, Л. Г. История французской литературы /Л. Г. Андреев, Н. П. Козлова, Г. К. Косиков. – Москва, 1987. – С. 219-226.
Научная литература
4. История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. – Т. 5. – Москва: Наука, 1988. – 784 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://feb-web.ru
5. Артамонов, С. Д. Сорок веков мировой литературы: в 4 кн. Кн.4: Литература Нового времени / С. Д. Артамонов. – Москва: Просвещение, 1997. – 377 с.
6. Забабурова, Н. В. Французский философский роман XVIII века: самосознание жанра / Н. В. Забабурова // XVIII век: литература в контексте культуры. – Москва, 1999. – С. 94-104. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lit-prosv.niv.ru
7. Забабурова, Н. В. Французский психологический роман (эпоха Просвещения и романтизм) / Н. В. Забабурова. – Ростов на-Дону: Ростовск. ун-т, 1992. – 224 с.
8. Разумовская, М. В. От «Персидских писем» до «Энциклопедии». (Роман и наука во Франции в XVIII в.) / М. В. Разумовская. – Санкт-Петербург: СПб. ун-т, 1994. – 190 с.
9. Азаркин, Н. М. Монтескьё / Н. М. Азаркин. – Москва: Юридическая литература, 1988. – 128 с.
10. Баскин, М. Н. Монтескье / М. Н. Баскин. – Москва: Мысль, 1975. – 165 с.
Лекция 7, 8. Французская литература 1730-1790-х гг.
Расцвет французского Просвещения. Творческий путь Вольте́ра. «Орлеанская девственница» как поэма рококо. «Магомет, или Фанатизм» как трагедия просветительского классицизма.Жанр философской повести. Своеобразие и посветительский пафос философских повестей Вольтера. Повесть «Микромегас»: традиции Свифта. «Кандид»: теория предустановленной гармонии Лейбница как двигатель сюжета, пародия на жанр авантюрного романа. Взгляд на современную цивилизацию и естественное состояние в повести «Простодушный». Роль Вольтера в русской культуре первой половины XIX в. Понятие «вольтерьянство».
Творческий путь Дени Дидро ́. «Энциклопедия» как концентрированное выражение идей Просвещения, роль Дидро в ее издании. Публицистика: «Письмо о слепых в назидание зрячим». «Салоны» как книга художественной критики. Дань идее «естественного человека»: «Письма на Таити». «Нескромные сокровища» как роман рококо.
Роман «Монахиня»: субъектная организация, образ Сюзанны Симонен, идея свободы в произведении, особенность финала. Диалог «Племянник Рамо»: жанровые особенности, просветительский пафос, образы Рамо и философа. «Жак-фаталист» как роман идей.
Творческий путь Жана-Жака Руссо́. Философские и политические воззрения Руссо и его публицистическое наследие: «Трактат о науках и искусствах», «Рассуждение о причинах и основаниях неравенства среди людей», «Общественный договор».
Руссо как представитель французского сентиментализма. «Эмиль, или О воспитании» как философский роман-трактат о естественном воспитании ребенка. Роман «Юлия, или Новая Элоиза»: смысл названия, эпистолярная форма, композиция, дидактический пафос, образы Юлии и Сен-Пре, черты утопии, просветительская проблематика и поэтика сентиментализма. «Исповедь» как итоговое произведение. Влияние Руссо на дальнейшее развитие эстетической и педагогической мысли. Понятие руссоизма. Руссо и Л.Н. Толстой.
Роман Пьера де Лакло «Опасные связи»: черты сентиментализма и рококо. Творчество Пьера Бомарше.
Термины и понятия: Просвещение, рококо, классицизм, философская повесть, естественный человек, диалог, роман воспитания, сентиментализм, эпистолярная форма, руссоизм.
Литература
Учебники
1. История зарубежной литературы XVIII века: учеб. для вузов / под ред. Л. В. Сидорченко. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Высшая школа, 2001. – 335 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.infoliolib.info (раздел II, гл. 10-12)
2. Ловернья-Ганьер, К. История французской литературы: краткий курс: учеб. пособие для вузов: пер. с фр./ К. Ловернья-Ганьер, А. Попер, И. Сталлони, Ж. Ванье; под ред. Д. Берже. – Москва: Академия, 2007. – С. 221-237.
3. Андреев, Л. Г. История французской литературы /Л. Г. Андреев, Н. П. Козлова, Г. К. Косиков. – Москва: Высшая школа, 1987. – С. 226-263.
Научная литература
4. История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. – Т. 5. – Москва: Наука, 1988. – 784 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://feb-web.ru
5. Артамонов, С. Д. Сорок веков мировой литературы: в 4 кн. Кн.4: Литература Нового времени / С. Д. Артамонов. – Москва: Просвещение, 1997. – 377 с.
6. Разумовская, М. В. От «Персидских писем» до «Энциклопедии». (Роман и наука во Франции в XVIII в.) / М. В. Разумовская. – Санкт-Петербург: СПб. ун-т, 1994. – 190 с.
7. Забабурова, Н. В. Французский психологический роман (эпоха Просвещения и романтизм) / Н. В. Забабурова. – Ростов на-Дону: Ростовск. ун-т, 1992. – 224 с.
8. Ермоленко, Г. Н. Формы и функции иронии в философской повести Вольтера / Г. Н. Ермоленко // XVIII век: искусство жить и жизнь искусства. – Москва: МГУ, 2004. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://natapa.msk.ru/frantsuzskaya-literatura
9. Артамонов, С. Д. Вольтер и его век / С. Д. Артамонов. – Москва: Просвещение, 1980. – 223 с.
10. Гордон, Л. С. Поэтика «Кандида» / Л. С. Гордон // Проблемы поэтики и истории литературы: (сб. ст.). – Саранск, 1973. – 270 с.
11. Заборов, П. Р. Русская литература и Вольтер. XVIII - первая треть XIX века / П. Р. Заборов. – Москва: Наука, 1978. – 244 с.
12. Акимова, А. А. Дидро / А. А. Акимова. – Москва: Молодая гвардия, 1963. – 480 с. (серия «Жизнь замечательных людей»).
13. Гачев, Д. И. Эстетические взгляды Дидро / Д. И. Гачев. – Москва: Госполитиздат, 1961. – 190 с.
14. Дени Дидро и культура его эпохи. – Москва: Мысль, 1986. – 190 с.
15. Верцман, И. Е. Жан-Жак Руссо / И. Е. Верцман. – Москва: Художественная литература, 1976. – 272 с.
16. Дворцов, А. Т. Руссо Жан Жак / А. Т. Дворцов. – Москва: Наука, 1980. – 112 с.
17. Лотман, Ю. М. Руссо и русская культура XVIII - начала XIX века // Лотман Ю.М. История и типология русской культуры / Ю. М. Лотман. – Санкт-Петербург, 2002. – С. 383-445.
НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА.
Лекция 9. Немецкая литература XVIII в.: творчество Лессинга.
Историко-культурная ситуация. Особенности литературного процесса. Периодизация немецкой литературы XVIII в.
Творчество Го́тхольда Ле́ссинга. Эстетический трактат «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии»: вопрос о своеобразии различных видов искусства. Драматургия Лессинга. Бюргерская трагедия «Эмилия Галотти»: античные истоки сюжета, идея внесословного благородства, система персонажей.
Литература «Бури и натиска» («штюрмерство») как проявление предромантизма. Идейно-художественные принципы, связь с философией И. Гердера. «Рейнские гении»: И. – В. Гете, Ф. Шиллер, Я. Ленц, Г. Вагнер, Ф. Клингер. «Геттингентский союз рощи»: Клопшток, Г. Бюргер. Итог «штюрмерства».
Творческий путь Фридриха Ши́ллера. Периодизация. Драма «Разбойники» как драма рупора идей: сюжетная основа, тема благородного разбойника, противоречие видимости и сущности (Карл и Франц). Мещанская трагедия «Коварство и любовь»: сюжет, идея внесословного благородства. Период «веймарского классицизма»: трилогия о Валленштейне, новаторство в жанре баллады («Кубок», «Перчатка», «Ивиковы журавли», «Порука» и др.). Эстетическое кредо Шиллера в «Письмах об эстетическом воспитании человека».
Термины и понятия: Просвещение, бюргерская (мещанская) трагедия, предромантизм, литература «Бури и натиска» («штюрмерство»), баллада.
Литература
Учебники
1. История зарубежной литературы XVIII века: учеб. для вузов / под ред. Л. В. Сидорченко. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Высшая школа, 2001. – 335 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.infoliolib.info (раздел V)
2. Соловьева, Н. А. История зарубежной литературы: предромантизм: учеб. пособие для вузов по спец.021700-Филология/ Н. А. Соловьева. – Москва, 2005. – С. 180-241.
3. Дживелегов, А. К. История западноевропейского театра от возникновения до 1789 года: учебник для студентов театральных вузов / А. К. Дживелегов, Г. Н. Бояджиев. – Москва: Российский университет театрального искусства – ГИТИС, 2013. – 528 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://svr-lit.niv.ru: http://svr-lit.niv.ru (гл. «Лессинг», «Буря и натиск»)
Научная литература
4. История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. – Т. 5. – Москва: Наука, 1988. – 784 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://feb-web.ru
5. Артамонов, С. Д. Сорок веков мировой литературы: в 4 кн. Кн.4: Литература Нового времени / С. Д. Артамонов. – Москва: Просвещение, 1997. – 377 с.
6. Аникст, А. А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга / А. А. Аникст. – Москва: Наука, 1967. – 458 с.
7. Асмус, В. Ф. Немецкая эстетика XVIII века / В. Ф. Асмус. – Москва: Искусство, 1963. – 312 с.
8. Жирмунский, В. М. Очерки по истории классической немецкой литературы / В. М. Жирмунский. – Москва: Худ. лит., 1972. – 499 с.
9. Жирмунская, Н. А. Историко-философская концепция И. Г. Гердера и историзм Просвещения / Н. А. Жирмунская // Проблемы историзма в русской литературе. Конец XVIII - начало XIX вв. / Под ред. Г.П. Макогоненко. – Ленинград, 1981. – С. 91-101. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.pushkinskijdom.ru
10. Силецкая, О. А. Жизнь искусства в осмыслении Д. Дидро, Г.Э. Лессинга и И. Г. Гердера. Вопрос о границах живописи и поэзии / О. А. Силецкая // XVIII век: искусство жить и жизнь искусства. – Москва: МГУ, 2004. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://natapa.msk.ru
11. Лессинг и современность: сб. статей. – Москва: Изобразительное искусство, 1981. – 224 с.
12. Стадников, Г. В. Лессинг: литературная критика и художественное творчество / Г. В. Стадников. – Ленинград: ЛГУ, 1987. – 100 с.
13. Абуш, А. Шиллер: величие и трагедия немецкого гения: пер. с нем. А. Дмитриевой / А. Абуш – Москва: Прогресс, 1964. – 311 с.
14. Берковский, Н. Я. Театр Шиллера // Берковский Н. Я. Статьи и лекции по зарубежной литературе / Н. Я. Берковский. – Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2002. – 480 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://19v-euro-lit.niv.ru
15. Либинзон, З. Е. «Коварство и любовь» Ф. Шиллера / З. Е. Либинзон. – Москва: Худ. лит., 1969. – 132 с.
16. Либинзон, З. Е. Фридрих Шиллер / З. Е. Либинзон. – Москва: Просвещение, 1990. – 176 с.
17. Лозинская, Л. Ф. Шиллер / Л. Ф. Лозинская. – Москва: Молодая гвардия, 1990. – 336 с.
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!