Издательско-полиграфическая система — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Издательско-полиграфическая система

2017-06-29 520
Издательско-полиграфическая система 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Часть I

 

Утверждено Редакционно-издательским советом университета

в качестве учебного пособия

 

С А М А Р А

Издательство СГАУ

 

УДК 004.912 (075)

 

Составители: И.В. Ахматова, Е.В. Шокова

Рецензенты: д.т.н. Лаптев Н.И.

к.п.н. Кузьмишина Т.М.

 

 

Цифровые технологии обработки текстовой и изобразительной информации: учеб. пособие в 2 частях. Ч. I. / Самар. гос. аэрокосм. ун-т; Сост. И.В. Ахматова, Е.В. Шокова. Самара, 2015. 132 с.

 

В I части учебного пособия рассматриваются особенности полиграфического воспроизведения текстовой информации, издательско-полиграфическая система измерений и её использование. Рассматривается понятие шрифт и его основные характеристики. Помимо основных видов печатных изданий рассматривается изучение правил типографики и применение их в процессе создания различных видов печатных изданий с использованием специального программного обеспечения.

 

 

 

УДК 004.912 (075)

 

 

Печатаются по разрешению редакционно-издательского совета

Самарского государственного аэрокосмического университета.

 


© Самарский государственный

аэрокосмический университет, 2015


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………….................. 4

1 ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ.…………………….…...................... 5

1.1 Виды информации ……………………………..………………. 6

1.2 Особенности полиграфического воспроизведения

текстовой и изобразительной информации …………............ 8

ИЗДАТЕЛЬСКО-ПОЛИГРАФИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

ИЗМЕРЕНИЙ…………………………………………..……………. 11

3 ПОНЯТИЕ ПЕЧАТНОГО СИМВОЛА …………………................ 16

3.1Шрифт. Основные составляющие стандартного

шрифтового комплекта …………………………..…..……….. 16

3.2 Основные элементы печатных символов ………...………….. 18

3.3 Основные характеристики шрифта……………..….…………. 21

4 ВИДЫ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ …………………………………... 27

4.1 Виды текста печатного издания …………………..………….. 34

4.2 Сложность набора текстовой информации ……….…………. 34

4.3 Выбор шрифтового оформления издания ……….…………... 35

5 ОСНОВЫ ТИПОГРАФИКИ ……………………………………….. 37

6 СТРОЕНИЕ КНИГИ ………………………………………………… 46

6.1Оформление титульного листа ………………………………… 52

6.2Особенности оформления книги ………………………………. 56

ПРАВИЛА И ПРИЁМЫ ОФОРМЛЕНИЯ ГАЗЕТНОГО

ПЕЧАТНОГО ИЗДАНИЯ …………………………………………… 63

7.1Строение газеты ………………………………………………….. 64

7.2Многоколоночная верстка ………………………………………. 66

7.3Модульная система верстки …………………………................ 71

7.4Особенности оформления ………………………………………. 74

8 ПРАВИЛА И ПРИЁМЫ ОФОРМЛЕНИЯ ЖУРНАЛА……………. 77

8.1Строение журнала ……………………………………................ 78

8.2Особенности оформления ………………………………………. 81

8.3Верстка с иллюстрациями ……………………………............... 83

ПРИЁМЫ ОФОРМЛЕНИЯ АБЗАЦЕВ В ПЕЧАТНОМ

ИЗДАНИИ ………………………………………………………….... 92

ПРАВИЛА ВЕРСТКИ И ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В

ОФОРМЛЕНИИ ПЕЧАТНОГО ИЗДАНИЯ ……………..………… 98

ИЗДАТЕЛЬСКИЕ ТЕКСТОВЫЕ ОРИГИНАЛЫ

И ИХ ПОДГОТОВКА К НАБОРУ …………………………………. 104

11.1 Основные определения ……………………………………….. 104

11.2 Особенности оригиналов акциденции. Эскиз. Макет ……... 108

12 ТЕСТЫ ……………………………………………………………….. 112

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………… 130

ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………. 131

 

ВВЕДЕНИЕ

Учебное пособие «Цифровые технологии обработки текстовой и изобразительной информации. Часть I» предназначено для студентов направления подготовки "Технология полиграфического и упаковочного производства». Также оно может быть рекомендовано как дополнительная литература для студентов направления подготовки «Издательское дело».

При подготовке специалистов издательско-полиграфичес-кого комплекса, данная дисциплина является очень важной. Учебное пособие написано в соответствии с рабочей программой.

Целью курса «Цифровые технологии обработки текстовой и изобразительной информации» является изучение выбора шрифтового оформления, изучение правил типографики и применение их в процессе создания различных видов печатных изданий с использованием специального программного обеспечения.

Учебное пособие включает разделы, посвященные основным сведениям о видах информации и издательско-полиграфической системе измерений, понятию печатного символа, его основных элементах и основных характеристиках шрифта.

При этом особое внимание уделяется основам типографики, правилам и приемам оформления различных видов печатных изданий и типичным ошибкам в процессе их верстки.

Особенностью данного учебного пособия являются разработанные в соответствии с содержанием тесты, которые студенты выполняют в течение семестра и в целях самоконтроля.


ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ

 

Термин информация происходит от латинского слова informatio, что означает «сведения, разъяснения, изложение».

Информация - это настолько общее и глубокое понятие, что его нельзя объяснить одной фразой. В это слово вкладывается различный смысл в технике, науке и в житейских ситуациях.

В обиходе информацией называют любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют, например сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т. п. «Информировать» в этом смысле означает «сообщить нечто, неизвестное раньше».

Информация — сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы.

Одно и то же информационное сообщение (статья в газете, объявление, письмо, телеграмма, справка, рассказ, чертеж, радиопередача и т. п.) может содержать разное количество информации для разных людей в зависимости от их накопленных знаний, от уровня понимания этого сообщения и интереса к нему. Так, сообщение, составленное на японском языке, не несет никакой новой информации человеку, не знающему этого языка, но может быть высокоинформативным для человека, владеющего японским. Никакой новой информации не содержит и сообщение, изложенное на знакомом языке, если его содержание непонятно или уже известно.

Информация есть характеристика не сообщения, а соотношения между сообщением и его потребителем. Без наличия потребителя, хотя бы потенциального, говорить об информации бессмысленно.

В случаях, когда говорят об автоматизированной работе с информацией посредством каких-либо технических устройств, обычно в первую очередь интересуются не содержанием сообщения, а тем, сколько символов это сообщение содержит.

Применительно к компьютерной обработке данных под информацией понимают некоторую последовательность символических обозначений (букв, цифр, закодированных графических образов и звуков и т. п.), несущую смысловую нагрузку и представленную в понятном компьютеру виде.

 

Виды информации

Основные виды информации по ее форме представления, способам ее кодирования и хранения, это:

1. Графическая или изобразительная — первый вид, для которого был реализован способ хранения информации об окружающем мире в виде наскальных рисунков, а позднее в виде картин, фотографий, схем, чертежей на бумаге, холсте, мраморе и др. материалах, изображающих картины реального мира;

2. Текстовая — способ кодирования речи человека специальными символами — буквами;

3. Звуковая — мир вокруг нас полон звуков и задача их хранения и тиражирования была решена с изобретение звукозаписывающих устройств в 1877 г. ее разновидностью является музыкальная информация — для этого вида был изобретен способ кодирования с использованием специальных символов, что делает возможным хранение ее аналогично графической информации;

4. Числовая — количественная мера объектов и их свойств в окружающем мире; особенно большое значение приобрела с развитием торговли, экономики и денежного обмена; аналогично текстовой информации для ее отображения используется метод кодирования специальными символами — цифрами, причем системы кодирования (счисления) могут быть разными;

5. Видеоинформация — способ сохранения «живых» картин окружающего мира, появившийся с изобретением кино.

 

Существуют также виды информации, для которых до сих пор не изобретено способов их кодирования и хранения — это тактильная информация, передаваемая ощущениями, органолептическая, передаваемая запахами и вкусами и др.

С появлением компьютеров вначале появилось средство для обработки числовой информации. Однако в дальнейшем, особенно после широкого распространения персональных компьютеров (ПК), компьютеры стали использоваться для хранения, обработки, передачи и поиска текстовой, числовой, изобразительной, звуковой и видеоинформации. С момента появления первых персональных компьютеров — ПК (80-е годы 20 века) — до 80 % их рабочего времени посвящено работе с текстовой информацией.

Хранение информации при использовании компьютеров осуществляется на магнитных дисках или лентах, на лазерных дисках (CD и DVD), специальных устройствах энергонезависимой памяти (флэш-память и пр.). Эти методы постоянно совершенствуются, изобретаются новые устройства и носители информации. Обработку информации (воспроизведение, преобразование, передача, запись на внешние носители) выполняет процессор компьютера. С помощью компьютера возможно создание и хранение новой информации любых видов, для чего служат специальные программы, используемые на компьютерах, и устройства ввода информации.

Особым видом информации в настоящее время можно считать информацию, представленную в глобальной сети Интернет. Здесь используются особые приемы хранения, обработки, поиска и передачи распределенной информации больших объемов и особые способы работы с различными видами информации. Постоянно совершенствуется программное обеспечение, обеспечивающее коллективную работу с информацией всех видов

Предметы, процессы, явления материального или нематериального свойства, рассматриваемые с точки зрения их информационных свойств, называются информационными объектами.

Что можно делать с информацией:

§ создавать

§ принимать

§ хранить

§ передавать

§ копировать

§ обрабатывать

§ искать

§ воспринимать

§ использовать

§ распространять

§ упрощать

§ разрушать

§ запоминать

§ собирать и т. д.

Все эти процессы, связанные с определенными операциями над информацией, называются информационными процессами.

 

Воспроизведения

Информация, предназначенная для полиграфического воспроизведения, делится на текстовую и изобразительную и используется в виде оригиналов.

К текстовой информации кроме текста, относят цифровые данные, таблицы, различные формулы и т.д. К изобразительной информации относят иллюстрации, графики, диаграммы и т.п. В соответствии с этим различают оригиналы – текстовые и изобразительные.

Информация, содержащаяся в оригиналах, может быть представлена в либо в аналоговой, либо в цифровой форме. В случае, если оригиналы изготовлены на материальном носителе – бумаге и т.п., то они содержат аналоговую информацию. Если в качестве оригиналов используется запись на цифровом носителе – компакт-диске, флэшке и т.п., то, соответственно, информация представлена в цифровом виде.

Для того, чтобы сделать информацию, содержащуюся в оригиналах, пригодной для полиграфического воспроизведения, необходимо произвести обработку текстовой и изобразительной информации.

Поскольку все современные полиграфические технологии применяют компьютерную обработку информации, то аналоговую текстовую и изобразительную информацию необходимо преобразовывать в цифровую, с последующей записью либо на жесткий диск компьютера, либо на другие запоминающие устройства.

 

ИЗДАТЕЛЬСКО-ПОЛИГРАФИЧЕСКАЯ

СИСТЕМА ИЗМЕРЕНИЙ

В полиграфии, наряду с метрической, используется полиграфическая система измерений.

Полиграфическая система измерений разработана в пору развития наборного дела до официального принятия метрической системы.

Во Франции издавна бытовала система мер, в основе которой лежал королевский фут. В футе - 12 дюймов, в дюйме - 12 линий. Парижский словолитчик Пьер Симон Фурнье разработал типографскую систему мер, положив в ее основу одну шестую линии - типографский пункт. Эта система с небольшими поправками, внесенными в 1785 г. французским типографом Фирменом Дидо, и поныне применяется почти во всем мире и называется типографской или системой Дидо.

Французский дюйм = 27,077 мм, 1/72 французского дюйма составляет типографский пункт (п), равный 0,376065 мм или приблизительно 0,376 мм. Более крупные единицы этой системы: 1 цицеро = 12 п; 1/2 квадрата = 2 цицеро или 24 п; 1 квадрат (кв.) = 4 цицеро = 48 п.

Так, например, форматы изданий, размер печатного листа, поля на странице измеряются в метрической системе, а размер наборной полосы, размеры клише или окон для расположения иллюстраций и дополнительного текста на полосе - в квадратах; формат набора - в квадратах или цицеро, кегль шрифта - в пунктах или квадратах, а ширина букв - в миллиметрах.

Для измерений в типографской системе используется специальная линейка - строкомер, на лицевой стороне которой указаны размеры в типографской и метрической системах, хотя точного соотношения и нет, так как метрическая система - десятичная, а типографская - двенадцатеричная. Ниже приведено соотношение между единицами систем измерения: типографской (Дидо) и метрической (талица 1):

 

Таблица 1

 

Пункт                    
мм 0,376 0,752 1,128 1,504 1,880 2,256 2,632 3,009 3,385 3,761

 

В 1 мм содержится 2,66 п; 1 квадрат (кв) равен 18,051 мм, или приблизительно 18 мм.

Размерные показатели фотонабора на отечественном оборудовании (формат, кегль, интерлиньяж, абзацный отступ, отбивки и отступы) задаются в типографской системе (Дидо), а ширина знаков и пробелов - в относительной системе единиц: для каждого кегля одна относительная единица в миллиметрах составляет 0,01 мм, умноженного на величину кегля шрифта в пунктах. В процессе фотонабора устройство преобразования величин пересчитывает формат и другие указанные параметры набора в единицы машинной обработки - миллиметры.

В Англии, США и некоторых других странах используется англо-американская система измерений, в основу которой положен размер английского дюйма = 25,4 мм. Один пункт (point) = 1/72 дюйма или 0,3528 мм. Более крупная единица 1 пика (pica) равна 12 point = 4,22 мм. В 1 мм содержится 2,84 point.

Для перевода из англо-американской системы измерений в типографскую (Дидо) пользуются соотношением:

1 point = 0,9361 п (Дидо).

Приблизительный перевод английских пунктов в мм дан в таблице 2:

 

Таблица 2

 

point                    
мм 0,352 0,704 1,056 1,408 1,760 2,112 2,464 2,816 3,168 3,52

 

Англо-американская система измерений используется при работе на наборном оборудовании англо-американских фирм.

Установка формата набора на фотонаборном, наборно-печатающем оборудовании англо-американских фирм, при компьютерном наборе может производиться как в миллиметрах, так и в англо-американской системе измерений.

Перевод единиц типографской системы в англо-американскую осуществляется через метрическую (таблица 3):

 

Таблица 3

 

Формат строки набора в системах мер:
Типографская, цицеро Англо-американская, пайки Метрическая, см
8,0 10,0 12,0 14,0 16,0 17,0 18,0 19,0 26,0 8,8 10,7 12,8 15,0 16,8 18,2 19,3 20,3 27,8 3,6 4,5 5,4 6,3 7,2 7,67 8,12 8,57 11,73

 

Таблица 4 Сравнение систем типографских измерений

 

Система Дидо (Didot) Система Пика (Pica)
Применяется в большинстве стран Европы и в России Применяется в Америке и большинстве стран мира
Единица измерения – Пункт (Point) = 0,376мм Единица измерения – Пункт (Point) = 0,351мм
Основа – французский дюйм = 27,077мм Основа – английский дюйм = 25,4мм
1/72дюйма = 0,376мм = 1типогр. пункту 1/72дюйма = 0,351мм = 1 типогр. пункту

ПОНЯТИЕ ПЕЧАТНОГО СИМВОЛА

Любая буква, цифра или знак наборного алфавита носят название символ (character) или литера (sort). Примерами печатных символов являются буквы, цифры, знаки препинания и псевдографические символы.

Размер символа измеряется в соответствии с определенным для него типом единицы измерения и отсчитывается от вершины выступающего над символом выносного элемента до конца нижнего выносного элемента.

Ширина символа в различных шрифтах одного размера может существенно меняться.

Изготовители шрифтов используют различные способы задания ширины для каждого из символов шрифта: чаще всего используют в качестве единиц измерения доли ширины строчной буквы “ m ”. Например, половина значения ширины m называется n, применяется в качестве единицы измерения ширины для наборных шрифтов латинского алфавита.

Основу каждого символа составляет так называемая графема, которая определяет построение символа как носителя информации.

Графема – это единица письма, выступающая в различных вариантах в зависимости от стиля письма, места в слове или в предложении и т. д. (например, графема “ а ” имеет своими вариантами прописное А, строчное а, курсивное а и т. п.).

Любое значительное изменение вида графемы символа может привести к тому, что такой символ перестанет восприниматься при чтении текста. Поэтому большинство наборных шрифтов стремятся построить так, чтобы все символы как можно точнее соответствовали графемам.

 

Гарнитура шрифта

Рисунок шрифта является произведением графического искусства и отличается особенностями начертания основных и вспомогательных элементов, формирующих знак.

Шрифт по рисунку классифицируется по двум признакам:

a) контрастность штриха – т.е. соотношение толщины основных и соединительных штрихов букв.

b) Наличие и форма засечек – дополнительных элементов, которыми заканчиваются основные и соединительные штрихи букв.

По рисунку шрифты делятся на 6 основных и одну дополнительную группы. Внутри каждой группы шрифты подразделяются на гарнитуры, которым присваиваются наименования (например, Bukvarnaya, Times, Arial и т.д.).

Гарнитура – это совокупность шрифтов одного рисунка во всех начертаниях и кеглях.

 

Гарнитура – это самое общее описание используемого шрифта, поскольку в зависимости от выбранного размера кегля и варианта начертания восприятие текста может сильно меняться. Шрифт выбранной гарнитуры может использоваться для основного текста книги, для выделений в тексте, для заголовков и оформления названия книги – и все это только за счет смены размера и начертания символов (рис. 7).

 

Рис. 7. Варианты одной гарнитуры

 

Шрифты различных гарнитур могут сильно отличаться друг от друга по начертанию. Собственно, они должны сильно различаться, однако некоторые гарнитуры фактически дублируют друг друга: одна и та же идея может быть реализована разными фирмами-производителями шрифтов под разными названиями, иногда с незначительными изменениями, иногда – с максимальной точностью.

Каждая буква шрифта состоит из основных (вертикальных) штрихов а, соединительных штрихов б, а в отдельных шрифтах имеются засечки В (рис. 8).

Толщина основных и соединительных штрихов является основным признаком, характеризующих рисунок шрифта. В зависимости от соотношения толщины основных и дополнительных штрихов, а также от формы засечек, полиграфические шрифты делятся на шесть основных групп (рис. 8).

Рис. 8. Основные различия рисунков шрифтов на примере

одной буквы

В соответствии с Российским стандартом ГОСТ существуют следующие 6 групп основных шрифтов:

I. Группа рубленых шрифтов - не имеет засечек и контраста (рис. 4). Современные рубленые шрифты основаны на рисунках шрифтов без засечек, появившихся в начале 19 века в Англии. Эти шрифты часто называют гротесковыми.

Например, гарнитура «Букварная» -

http://www.gosthelp.ru/gost/gost37268.html

 

II. Группа шрифтов с едва наметившимися засечками – включает гарнитуры шрифтов с несколько утолщенными концами вертикальных штрихов (некоторое подобие засечек) (рис. 4).

Например, гарнитура «Октябрьская» -http://www.gosthelp.ru/gost/gost26747.html

 

III. Группа медиевальных шрифтов – включает шрифты с умеренной контрастностью штрихов, с засечками в виде плавного утолщения концов основных штрихов по форме близкой к треугольнику, преимущественно с наклонными осями округлых букв (рис. 4).

Например, гарнитуры «Лазурского», «Литературная» -

http://www.gosthelp.ru/gost/gost26664.html

 

IV. Группа обыкновенных шрифтов – включает шрифты с контрастными штрихами, с длинными тонкими засечками, которые сединяются с основными штрихами под прямым углом (рис. 4).

Например, гарнитуры «Бодони», «Обыкновенная» -

http://www.gosthelp.ru/gost/gost26805.html

 

V. Группа брусковых шрифтов – включает шрифты с малоконтрастными штрихами, с длинными утолщенными засечками, соединенными с основными штрихами под прямым углом (рис.4).

Например, гарнитуры «Балтика», «Брусковая» -

http://www.gosthelp.ru/gost/gost17777.html

 

VI. Группа новых малоконтрастных шрифтов – включает шрифты с малоконтрастными штрихами и с длинными утолщенными засечками с небольшими закруглениями (рис. 4).

Например, гарнитуры «Школьная», «Журнальная», «Академическая» -

http://www.gosthelp.ru/gost/gost17844.html

 

Группа дополнительных шрифтов – включает шрифты, построение и характер рисунков которых отличается от шрифтов шести основных групп. В эту группу входят декоративные, имитационные и образные шрифты, которые относятся к разряду рисованных шрифтов.

Образцы гарнитур шрифтов с учетом компьютерных, история их разработки и особенности построения характерных букв ряда гарнитур можно посмотреть по ссылке http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook337/01/part-012.htm#i1152.

 

В соответствии с IBM Classification все шрифты подразделяются на следующие группы:

I. шрифты с засечками (Oldstile serifs), например Academy, Baltica, SchoolBook. Times New Roman;

II. шрифты без засечек:

- рубленые (Sans serifs), например Text Book, Helvetica, Arial Narrow, Pragmatica;

- брусковые (Clarendon serifs), например Baltica, Courier;

III. имитационные (Scrypts) и декоративные (Ornamentals), например Lazurski, Decor, Corrida, Parsek.

 

Систематизацией и разработкой новых гарнитур шрифта для компьютерного набора занимается фирма «ПараГраф» Полиграфмаш. Многие гарнитуры использованы при разработке и изготовлении шрифтовых программ для компьютерного набора, созданы и новые, например, на фирме «ПараГраф», такие как: Арбат, Декор, Энциклопедия - 4), Гранит, Ижица, Кудряшевская энциклопедическая рубленая, Лидия, Мысль.

Все шрифты, изготовляемые фирмой «ПараГраф», выполнены в соответствии с действующими полиграфическими стандартами и лицензированы. Шрифты поставляются в форматах Adobe Type I (для компьютерных платформ IBM и Макинтош) и True Type (работа в среде Windows).

Кроме шрифтов, указанные предприятия изготавливают шрифтовые комплекты для сложного математического набора, газетные украшение и линейки, специальные знаки: математические, технические, химические, картографические, топографические, словарные, астрономические, биологические, фонетические, готические и шрифтовые комплекты для набора шахматно-шашечных диаграмм.

Могут быть изготовлены шрифтокомплекты для набора изданий на любых языках народов мира.

 

ВИДЫ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ

Все печатные издания подразделяются на нижеперечисленные основные виды.

Книжные издания

Книжные издания подразделяются на брошюры (объемом от 5 до 48 с.) и книги (объемом от 48 с. и выше). В зависимости от вида книжного издания, планируемого срока использования, вида и количества иллюстративного материала, тиража, сложности по набору и объема, книги, в свою очередь, делятся на ряд подгрупп:

Ø историческая литература характеризуется первой группой сложности по набору, наличием черно-белых или цветных иллюстраций (от 25% до 85%);

Ø художественная литература для подготовленного читателя: отдельные произведения, собрание сочинений, избранные произведения, подарочные и сувенирные. Отдельные произведения и сборники содержат в среднем 5% иллюстраций одно- или двухкрасочных. Собрания сочинений и избранные произведения (в том числе и миниатюрные) могут содержать до 15% однокрасочных или четырехкрасочных иллюстраций внутритекстовых или иллюстраций-вкладок с красочностью от 4 до 8. Группа сложности по набору текста художественной литературы - первая/вторая;

Ø учебники для школ среднего и старшего возраста характеризуются наличием иллюстраций (чаще одноцветных) от 5 до 15%. Группа сложности по набору, в зависимости от вида учебника, от 1 (история, литература) до 4 (математика, физика, химия). Учебники для школ отличаются высокой тиражностью;

Ø учебники для вузов, техникумов и других специальных учебных заведений издаются небольшими тиражами, одноцветные иллюстрации не превышают 5%, группа сложности по набору от 1 до 4;

Ø производственно-инструктивные издания: научно-популярные и научно-справочные характеризуются небольшим процентом иллюстраций и группой сложности по набору от 2-й до 4-й;

Ø энциклопедии и словари энциклопедического типа характеризуются большим объемом, использованием шрифтов для основного набора более мелкого кегля (8 п), четвертой группой сложности по набору, небольшим процентом (иногда цветных) иллюстраций, использованием для печати более тонкой и прочной бумаги и отличаются более прочным скреплением книжного блока с переплетной крышкой;

Ø словарные издания: словари переводные, орфографические, орфоэпические, толковые, терминологические и другие отличаются спецификой как содержания, так и оформления. Группа сложности по набору - четвертая, иллюстрации, как правило, отсутствуют;

Ø художественная литература для детей дошкольного и младшего школьного возраста может содержать более 50% иллюстраций черно-белых и цветных, в том числе, цветных штриховых, и использованием шрифта простых гарнитур и повышенного кегля. Группа сложности по набору - первая;

Ø художественная литература для детей среднего и старшего школьного возраста отличается от предыдущей подгруппы уменьшенным процентом иллюстрации и использованием шрифта меньшего кегля (10-12 п). Группа сложности по набору - первая;

Ø учебники для младшего школьного возраста характеризуются большим процентом (20-40%) чаще цветных иллюстраций и использованием шрифта кеглей от 12 до 16 п, возможно двухгарнитурное оформление; группа сложности по набору - первая;

Ø официально-документальные и официально-справочные издания не содержат иллюстраций; группа сложности - 1.

Книжные издания выпускаются в соответствии с тематическим и перспективным планами.

 

Журналы

Журнальная продукция в отличие от книжных изданий характеризуется периодичностью выхода в свет: еженедельно, ежемесячно и т.д.

Журналы практически все оформляются в обложку, используются все способы скрепления. Журналы подразделяются на следующие основные виды:

Ø массовые малообъемные (до 50 с.) иллюстрированные (с высокой иллюстративностью от 30% до 90%, особенно рекламные). Характеризуются первой группой сложности по набору с использованием для шрифтового оформления нескольких гарнитур шрифтов;

Ø журналы для детей отличаются высокой (от 50 до 70%) цветной иллюстративностью, несложным набором (первая группа) с использованием шрифта более крупного кегля;

Ø журналы по искусству характеризуются наличием черно-белых или цветных (чаще тоновых) иллюстраций (от 30%) и простым набором с использованием шрифта нескольких гарнитур кеглем от 8 до 10 п;

Ø научно-популярные журналы содержат от 25% одноцветных или цветных иллюстраций в зависимости от вида журнала;

Ø научные и производственные журналы - периодические и продолжающиеся издания. Научные журналы содержат материалы теоретических и экспериментальных исследований. Производственные журналы содержат научно-техническую, производственную, научно-методическую профессиональную информацию. Иллюстративность (чаще черно-белая штриховая) - 3-5%. Группа сложности по набору - 3-4. Шрифтовое оформление основано на использовании одной или двух гарнитур шрифтов кеглем от 8 до 10 п;

Ø литературно-художественные журналы и альманахи делятся на журналы для широкого круга читателей с иллюстративностью до 5%, журналы для молодежи с иллюстративностью до 15% и литературно-критические журналы с иллюстративностью от 0 до 3%. Шрифтовое оформление может быть с использованием двух-трех гарнитур шрифтов кеглем от 8 до 10 п. Сложность по набору - первая;

Ø общественно-политические журналы и бюллетени характеризуются простым текстом, отсутствием иллюстраций. Некоторые журналы могут быть иллюстрированными (до 25%);

Ø официальные или информационные бюллетени содержат только текстовую информацию, сложность по набору - 1-2.

Газеты

Газета - официальное издание, содержащее актуальные материалы, оперативную информацию по общественно-политическим, производственным, экономическим и другим подобным вопросам, рекламу.

Газеты, как и журналы, характеризуются периодичностью выхода в свет. Особенностью продукции газетного производства является предельно краткий срок ее изготовления, строго по графику, за выполнением которого следит выпускающий издательства или редакции.

В настоящее время газеты характеризуются увеличением объема и красочности.

Календари

Календарь - справочное издание с последовательным перечнем дней недели, недель, месяцев года с обозначением воскресных, праздничных дней и памятных дат.

В некоторых календарях, например в отрывном настенном календаре-численнике, содержится полезная текстовая информация.

Календари подразделяются на:

Ø настенные: календарь-численник отрывной, ежемесячный перекидной, годовой листковый;

Ø настольный перекидной

Ø карманный.

Настенные календари должны иметь специальные приспособления для крепления на стену. Отрывные календари должны иметь специальную перфорацию в месте отрыва. Кегль набора цифр не менее 24 п (7,5 мм). Допускаются все известные способы скрепления и специальные. Иллюстрации высокохудожественные цветные (кроме перекидного настольного и календаря-численника), отделка календаря, в зависимости от вида и назначения, может быть использована любая из известных (лакирование, припрессовка пленки, бронзирование, тиснение, высечка, припрессовка растра для варио-стереокалендарей и др.). Виды печати - офсетная (преимущественно), глубокая, высокая (численник отрывной настенный), трафаретная.

 

Альбомы

По характеру иллюстраций альбомы подразделяются на три подгруппы:

Ø альбомы по искусству: живопись, графика, архитектура, скульптура - содержат репродукции, фотографии и авторские (оригинальные) работы;

Ø фотоальбомы - видовые, репортажно-публицистические, исторические, туристические рекламные каталоги и тому подобные фотоизображения;

Ø научно-технические альбомы: научные, производственные, технические, учебные, атласы (кроме картографических), в которых содержатся чертежи, схемы, фотографии, графики, технические и научные рисунки, планы и т.п.

Красочность иллюстрации - 1-6, высокоточное воспроизведение. В соответствии с оригиналами иллюстраций допустимы любые способы печати и смешанная печать.

Альбомы (за исключением массового использования: научно-популярных, учебных, инструктивных, каталогов, рекламных и т.п.) оформляются в переплет, иногда и в суперобложку с использованием дополнительной отделки или в футляр.

Альбомы массового, популярного назначения оформляются в обложку или более дешевый переплет.

 

Репродукции

Репродукции - оттиски произведений живописи, графики, экстампа, художественных фотографий, прикладного и народного искусства, полученные полиграфическим способом. Чаще всего это репродукции картин или видовых художественных фотографий, черно-белых или цветных.

Это высокохудожественная продукция (1-4 и более красок). Допустимы любые способы печати, в том числе трафаретная; для воспроизведения и печати репродукций с картин чаще используется офсетный способ. Выпускают отдельными листами или комплектами.

Репродукции относятся к листовой продукции, т.е. не требуют брошюровочно-переплетных работ, но часто используют приемы дополнительной отделки: лакирование, припрессовку пленки, тиснение (бескрасочное), бронзирование, высечку и др.

 

Открытки

Открытки относятся к листовой, часто высокохудожественной цветной продукции. Открытки бывают:

Ø двухполосные

Ø четырехполосные

Печать преимущественно офсетная, могут использоваться различные виды отделки: лакирование, припрессовка пленки, тиснение, высечка, припрессовка линзового растра и др.

 

Акциденция

Акциденция - (accidens - случайный). Это заказы (кроме издательской акциденции), которые не отражены в тематическом плане издательств, а часто поступают от предприятий, фирм, физических лиц нерегулярно, т.е. случайно.

Акциденция весьма специфична как по оформлению, так и по воспроизведению. Сложность по набору - четвертая.

Акциденция подразделяется на три группы:

Ø Издательская акциденция - все виды титулов, изобразительные элементы переплетов, обложек, суперобложек, книжные и журнальные объявления, заставки и концовки, а также проспекты, буклеты, листовки. Специфика издательской акциденции, оформляемой в издательстве и поступаемой для воспроизведения вместе или несколько раньше основного оригинала конкретного издания, заключается в том, что оформление оригиналов, набор, печать производятся отдельно от основной части издания, часто с других печатных форм и другим спос


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.455 с.