Основные этапы истории православия в России. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Основные этапы истории православия в России.

2017-06-19 1072
Основные этапы истории православия в России. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

История Русской Православной Церкви начинается в 988 году, когда киевский князь Владимир принял решение крестить Русь. Но и до этого на руси были христиане. Археологические раскопки свидетельствуют, что христиане были на Руси и до 988. Об этой части истории русской церкви практически ничего не известно. В каком качестве существовали русские христианские общины, кому они подчинялись - об этом также нет информации.

 

В 988 году, вместе с крещением Руси были образованы и первые епархии - в Киеве Киевская метрополия, главенствующая над всею Русской церковью, в 990 году - Ростовская епархия, в 992 - Новгородская. В период раскола государства на удельные княжества каждое из них стремилось иметь свою епархию, чтобы не зависеть от других не только политически, но и духовно. Однако общее количество епархий не было велико - оно не превышало двух десятков, и при начале реформы Никона их было 13 (14). Зависимость их от центральной митрополии часто была условна - так, Новгородский архиепископ, являвшийся одним из важнейших должностных лиц боярской республики, избирался фактически независимо от Киева.

Русская Православная Церковь была зависимой от Константинопольского патриарха, ее главы - митрополиты - назначались из столицы Империи. Часто это были греки, не слишком заинтересованные в развитии русской церкви.

Разделение церкви началось с завоеванием части русских земель Литовским княжеством, а затем Литовско-Польским королевством. Король Польский и князь Литовский был зантересован в образовании собственной, независимой от России православной митрополии. Уже в 1354 году Роман был хиротонирован митрополитом Волыно-Литовским, однако это не прижилось, и было повторено только один раз.

С усилением Москвы, когда она фактически стала центром единого Русского государства, появилась потребность и в митрополите, имеющем свой престол в Москве. Таким митрополитом стал Иона, избранный в 1433 году. Однако за его избранием не последовало рукоположение, и в Киеве пребывало еще два митрополита. И только после бегства Исидора Иону признали все. Он был хиротонирован митрополитом 15 декабря 1448 года, при этом не был назначен из Константинополя. Таким образом, Русская Церковь фактически приобрела самостоятельность - автокефалию. Позже авоткефалия была признана и Константинополем.

Однако католическая Речь Посполитая была заинтересована в подчинении православия папе Римскому. На Западе начались попытки превращения Русской Церкви в униатскую. Эти попытки были успешно завершены 25 декабря 1595 года подписанием Брестской унии, по которой церковные иерархи, сохранив православную обрядность, принимали главенство папы и догматы католической церкви. Унию приняли Киевский митрополит Михаил (Рагоза) и еще пять епархий - Луцкая, Хельмская, Брестско-Владимирская, Пинская, Полоцкая, затем Перемышльская, Смоленская (1626) и Львовская (1700). Паралельно с принятием унии иерархами и фактически уничтожением иерархии православной уния насильно насаждалась и в отдельных приходах. Однако далеко не все принялии унию, и православие некоторое время существовало в качестве нелегального сообщества отдельных приходов, никак не объединенных иерархически.

В 1622 году король Речи Посполитой, чтобы успокоить постоянные религиозные восстания и трения на Украине и Белорусии, решил возобновить Православную Киевскую митрополию. В 1622, впервые за 27 лет появился митрополит в Киеве, назначенный из Константинополя. По 1685 год Киевские митрополиты были экзархами Константинопольского престола. Однако униаты не прекратили своей деятельности и при двух последних митрополитах Православная Церковь была в огромном расстройстве от униатов. Наконец в 1685 году раскол в Русской церкви был преодолен - Киевская митрополия стала епархией РПЦ.

Тем временем в самой РПЦ произошли важные изменения. В 1589 Московская митрополия была преобразована в Патриархию. Патриарх стал крайне важной фигурой в русском обществе. В 1652 году патриархом стал Никон. Для укрепления позиций русского православия и поднятия его престижа он провел богослужебную реформу (исправление богослужебных книг и икон по византийским образцам, коррективы в обрядности, в частности, написание Иисус вместо Исус, введение трехперстного крестного знамения вместо двухперстного, замена земных поклонов поясными, изменение направления движения богослужения (посолоснь), допущение шестиконечного креста наряду с восьмиконечным, введение регулярной церковной проповеди). В результате реформы произошел раскол Церкви, часть населения и духовенства не захотела принимать изменения. Собор 1666-1667 г. предал анафеме всех противников реформы, окончательно закрепив раскол. Появившееся движение старообрядцев мгновенно распалось на множество течений, часто совсем не похожих друг на друга. Также у старообрядцев вызывал протест и способ проведения реформ - они были приняты не собором, а единолично патриархом.

Новый поворот в истории церкви произошел в 1721. Петр I, недовольный существованием мощного церковного деятеля, очень авторитетного в обществе - патриарха - уничтожил эту должность. Сперва, после смерти Адриана, в 1700 году не был избран новый патриарх, а был назначен местоблюститель, а в 1721 само патриаршество было официально отменено и для руководства церковью был образован коллегиальный орган - Синод, во главе с обер-прокурором, не принадлежавшим к церковной иерархии, который являлся обыкновенным царским чиновником.

Синодальное управление существовало до 1917 года, когда после Октябрьской революции на посместном соборе было восстановлено патриаршество. Патриархом был избран Тихон (Белавин). Он предал анафеме Советскую власть. Начались жестокие преследования Церкви, продолжавшиеся весь период существования Советской власти.

Одновременно новый раскол потряс церковь. Во-первых, от нее отделилась Украинская Автокефальная православная церковь, образовавшаяся на территории Украинской Республики. Однако вскоре она была уничтожена и осталась только в среде украинских эмигрантов.

Появилось и оппозиционное движение в церкви, названное обновленчеством. Начало движения относится к маю 1922 года, оно ратовало за сближение церкви с Советской властью. В период наивысшего подъема оно пользовалось поддержкой почти половины правящих архиереев (37 из 73, причем почти все православные архиереи находились в заключении). С самого начала оно было неоднородным и образованные обновленцами различные церкви так никогда и не объединились. В определенный момент обновленчеству удалось приблизить церковь к гибели - в некоторых губерниях не оставалось ни одного храма, ни одного священника, но вскоре они стали исчезать (когда власти они уже перестали быть полезными) и возвращаться в состав РПЦ. В 1946 году исчезли его последние очаги.

После смерти Тихона в 1924 и по 1943 год РПЦ снова не имела правящего патриарха. В 30-х годах от РПЦ, признавшей Советскую власть, отделились группы, секты и церкви, так и не признавшие новую власть, считающие ее "властью антихриста", а Церковь - "служанкой антихриста". В небольших количествах некоторые из этих групп существуют и поныне.

Мощный расцвет церкви, сопровождавший введение в СССР перестройки и гластности, был омрачен двумя событиями - в 1990 году была восстановлена Украинская Автокефальная Православная Церковь и таким образом был положен конец единства православия на Украине. В 1991 была образована автономная Украинская Православная Церковь, а в 1993 ее митрополит Филарет перешел к Автокефалистам. Однако это не смогло уничтожить РПЦ на Украине, и она по сей день является самой многочисленной конфесией стране. Второе - это отделение Эстонской епархии и ее присоединение к Константинопольскому патриархату.

Но, несмотря на отдельные эпизоды, возрождение Православия происходит сегодня очевидно для всех. По всей России и ближнему зарубежью растет количество храмов и приходов. Растет и общественное влияние церкви.

 

32. Реформация в Европе и возникновение основных протестантских направлений

К концу XV в. состояние Западной Церкви было очень печальным. Некоторые папы, например, Александр VI (Борджия), вели шумную светскую жизнь, далекую от христианского идеала. Епископы были в своем большинстве богатыми землевладельцами, не занимавшимися жизнью своих епархий, часто не знавшими богословия и почти никогда не совершавшими богослужений. Несмотря на строжайшее запрещение, высшие церковные должности очень часто продавались. Каноники (попечители приходов) были, по большей части, мирянами, занимавшими духовные должности только ради извлечения дохода от церквей. Низшее духовенство жило очень бедно, и было угнетаемо. Народ пребывал в духовной темноте и суевериях. Христианский идеал, главным образом, сохраняли лишь некоторые монашеские ордена.

На фоне такого духовного состояния Церкви в Западной Европе имело широкое распространение движение, получившее название «гуманизм», которое ставило в основу человеческого бытия свободу разума и личности и проповедовало возвращение к классической древности.

Из гуманистов этой эпохи выдающимся церковным просветителем был известный ученый Эразм Роттердамский (1467 – 1536). Он был горячим сторонником мирного проведения церковных реформ без применения насилия. Но его призывы не были услышаны, и в XVI веке Западная Церковь не только подверглась расколу, но и пережила страшную эпоху религиозных войн.

Причины первых разделений Западной Церкви были как церковными, вытекавшими из внутреннего состояния самой Церкви, так и политическими: разногласия между отдельными государствами, оппозиция германских народов Риму и папскому господству. Самым ярким представителем оппозиционеров был народный вождь Ульрих фон Гуттен. А первое церковное движение против Рима возглавил Мартин Лютер. Сын бедного немецкого рудокопа, он родился в 1483 г. в городке Эйслебене. С раннего детства мать приучила его видеть в Боге только страшного и неумолимого судию, и эти первые детские впечатления сохранились у него на всю жизнь. Лютер учился в Магдебурге и Эрфурте, в 1507 г. стал священником. Обет монашества он дал во время страшной грозы и считал потом его до смерти «подневольным», принятым под влиянием страха

В 1515 г. произошли события, которые вызвали начало раскола в Католической Церкви. Папа Лев X, сын герцога Флорентийского Лаврентия Великолепного, большой покровитель искусств, решил ускорить постройку грандиозного Собора святого Петра в Риме, который должен был заменить древнюю базилику. Для постройки потребовались очень большие суммы. Для сбора средств в германских государствах была дана монополия банкирскому дому Фуггер в Аугсбурге, который поставил дело очень широко. Кроме продажи разрешительных грамот (индульгенций) для живых, доминиканский монах Тетцель начал продавать грамоты для спасения душ умерших, что вызвало горячий протест многих богословов. Когда Тетцель приехал в Виттенберг, где тогда преподавал Мартин Лютер, последний прибил к дверям местной церкви 95 тезисов, в которых осуждались злоупотребления всех, продававших разрешительные грамоты. Тезисы 1517 г. произвели очень большое впечатление во всей Германии, и повсюду начались богословские споры.

В 1520 г. папа издал буллу, в которой, не называя Лютера, осуждал его тезисы. Булла была встречена в Германии очень враждебно. Курфюрст Саксонский отказался задержать Лютера, и последний торжественно сжег буллу на площади.

К этому времени Мартин Лютер написал четыре богословских трактата. Если в первом, о Божией Матери (толкование на «Песнь Богородицы»), он оставался в церковной традиции, то в трех остальных резко с ней порывал. Вторая работа озаглавлена «К христианскому дворянству германской нации». В ней он проводил свои идеи о «всеобщем священстве» и призывал мирян произвести реформу в Церкви. В третьем сочинении, «О свободе христианина», он говорил о спасении одной верой, а не делами; в четвертом, «О Вавилонском пленении», отвергал Таинства Священства, Миропомазания, Брака и Елеосвящения, а также пресуществление Святых Даров. Последние годы жизни Лютера, после снятия им с себя сана и женитьбы, прошли в укреплении лютеранства в отдельных частях Германии и в борьбе со своими духовными противниками, главным образом со швейцарцем Ульрихом Цвингли. Умер Лютер в 1545 г

В 1530 г. в Аугсбурге собрался имперский Сейм, которому лютеране представили свое исповедание веры, составленное немецким богословом Меланхтоном. Император отверг исповедание, но многие князья и вольные города приняли его, и Германия разделилась на два враждующие лагеря. Протестантские князья образовали Лигу, но нашествие турок на Европу временно изменило положение. Император согласился обратиться к Собору. Все же в 1546 г. религиозная война между протестантскими и католическими государствами началась и окончилась поражением протестантов. В 1555 г. в Аугсбурге был заключен мир и принята формула «Кого царство, того и религия», подчинившая жизнь Церкви целиком государственным интересам. Аугсбургское исповедание веры 1530 г. осталось с тех пор официальным изложением веры лютеранства

Вторым реформатором был швейцарец Ульрих Цвингли (1484 – 1531), сын зажиточного крестьянина, получивший хорошее образование в Берне и Базеле. Он был учеником Эразма Роттердамского и, как и тот, посвятил себя изучению Священного Писания. Будучи священником в Цюрихе, он стал проповедовать полное преобразование церковной жизни и вскоре совершенно порвал с Католической Церковью. Он был против каких бы то ни было внешних проявлений веры, отверг мессу, учил, что Евхаристия есть только благочестивый обычай, совершаемый в воспоминание Тайной вечери и не допускал в помещения, где совершалась молитва, никаких изображений, икон, статуй и даже креста.

Цвингли был убит в битве при Каппеле. Часть его учеников присоединилась к Лютеру, а часть к Жану Кальвину. Жан Кальвин (1509 – 1564) принадлежал к новому поколению реформаторов, очень рано начал свою деятельность. Он родился в Нуайоне, во Франции, в семье, которая отличалась своим свободомыслием. В 14 лет он поехал в Париж, поселился на горе Святой Женевьевы и стал усердным слушателем университета, несмотря на то, что жизнь студенческая была очень тяжела. После того он продолжил образование на юридических факультетах в Орлеане и Бурже.

В 1535 г. он написал свой знаменитый богословский трактат «Христианское установление», который до сих пор является основополагающим для всех кальвинистов. Успех этого труда во Франции, Швейцарии и, отчасти, в Нидерландах был исключительным. Кальвин проводил в нем учение о полном предопределении одних людей к гибели, а других к спасению и о неучастии человеческой воли в спасении.

В Женеве Кальвин и его друг Фарель начали вводить новое учение с неумолимой строгостью. В 1538 г. местные власти изгнали их из Женевы, но через три года они вновь туда вернулись. С 1541 по 1564 г. Кальвин был настоящим диктатором в Женеве и очень жестоко боролся со всеми, кто с ним не был согласен, предавая их смерти. Так, например, он сжег испанского ученого Михаила Сервета. Религиозное государство Кальвина отличалось крайней нетерпимостью ко всем инакомыслящим. Над всеми гражданами Женевы было учреждено постоянное наблюдение

Кальвинизм не ограничился пределами Женевского кантона. Он быстро распространился во Франции, где ему сочувствовали высшие круги дворянства и часть духовенства. Вскоре он принял, как во Франции, так и особенно в Нидерландах, форму иконоборчества. Кальвинисты нападали на монастыри и храмы, уничтожали статуи, иконы и алтари. За время нового иконоборчества были уничтожены многие памятники церковного искусства, особенно в районе Лиона и Антверпена.

Кальвинизм проник также на север, в Шотландию, где его возглавил Джон Нокс, основатель «пуританства» (последователей чистоты христианского учения). Также последователи религиозного учения Кальвина появились и в Польше, главным образом среди крупных землевладельцев во главе с князьями Радзивиллами.

Бурные события в европейских государствах отразились и на церковной жизни Англии. В Англии королевская власть очень усилилась к началу XVI века, и одновременно ослабело влияние папства. Церковь в Англии была давно уже в частичной зависимости от короля и парламента, но до правления Генриха VIII все же подчинялась Риму. Когда папа в 1534 г. не согласился на развод короля с Екатериной Арагонской, Парламент издал «Акт о королевском верховенстве», и Английская Церковь порвала канонические отношения с Римом.

Король Генрих VШ ограничился разрывом с Римом и отобранием в казну имущества монастырей и церквей, но в душе оставался католиком. При преемнике Генриха, его сыне Эдварде VI (1547-53), в Англии началась реформа вероучения и богослужения, но не в такой резкой форме, как в Германии и Швейцарии. Было допущено причащение под обоими видами, разрешены браки священников, всем разрешено чтение Библии, переведенной на английский язык еще при Генрихе. Затем, после долгих совещаний английских и прибывших немецких богословов, был издан общий молитвенник и обрядник (1548 г.) и, наконец, 42 члена англиканского вероисповедания (в 1551 г.). В угоду приверженцам обоих вероисповеданий была создана своеобразная смесь католичества и лютеранства.

При королеве Елизавете окончательно образовалась епископальная Английская Церковь со смешанным вероучением, которая получила наименование Англиканской и стала государственной.

Почти одновременно с разрывом Английской Церкви с Римом произошел разрыв с папством и скандинавских Церквей. Он был совершен и в Швеции, и в Дании королевской властью и сопровождался конфискацией церковных имуществ. Как король шведский Густав Ваза, так и датские короли Фридрих I и Христиан III, ввели в своих государствах лютеранское вероисповедание, но с сохранением епископата, как и в Англии.

33. Церковно-государственное отношение в истории России.

Русские приняли христианство от Греческой церкви, и Русская церковь составила особую митрополию Константинопольского патриархата. Эта зависимость продолжалась до XV в., и византийские церковно-государственные отношения оказали большое влияние на Русскую церковь.

Первыми русскими митрополитами были греки. Они принесли с собой совершенно новые для русского человека понятия о церкви, государстве, законе, власти правителя и т.д. Знание и опытность иерархов в церковных и государственных делах завоевали им высокий авторитет в глазах русских князей и народа. Начиная с Владимира Святославича, князья приглашают их к совместной работе в устроении государства. С другой стороны, митрополиты нуждались в содействии князей в церковных делах: распространении христианства, устройстве церквей, обеспечении духовенства, в заведении школ и т.п.

В XIII в., когда татарское нашествие опустошило Киевскую Русь, Киевский митрополит переселился из разрушенного Киева во Владимир, а потом в Москву, что принесло этому городу значение церковной столицы Руси. С переселением в Москву митрополиты становятся ближайшими помощниками московских князей в политике расширения их княжества и усиления княжеской власти, ездят в Орду хлопотать перед ханом за князей, добывают им ярлыки на великое княжение.

После завоевания Византии турками к московскому великому князю, как единственному православному государю, должны были перейти все церковные полномочия византийского императора. Иван Грозный принял титул царя и помазание на царство по примеру греческих царей. Царь смотрел на себя как на наместника Божия и нарушение царской воли и царских приказов считал нарушением Божественного закона. Сознание представителями светской власти своего высокого значения привело к преобладанию государственной власти над церковной. Не довольствуясь фактической самостоятельностью Русской церкви, московские цари решили дать ей самостоятельность юридическую, согласно с церковными правилами, по которым митрополиты подчинены патриархам. Нужно было вместо митрополитов поставить во главе Русской церкви патриархов. В царствование сына Грозного Федора Ивановича с согласия всех восточных патриархов патриаршество в Русской церкви было учреждено, но с его учреждением государственная власть не только сохранила преобладание над церковной, но даже усилила его.

Радикальная реформа Русской церкви, совершенная Петром Великим, находилась в тесной связи с реформой государственной. Он совершенно подчинил Церковь государству и превратил ее в одно из государственных учреждений. Подчинить же патриарха власти царя в церковных делах было нельзя по церковным правилам. Поэтому Петр решил отменить патриаршество. После смерти патриарха Адриана в 1700 г. в течение двадцати лет преемник ему не назначался. Юридически же патриаршество было упразднено в 1721 г., когда была учреждена Духовная коллегия, переименованная затем в Святейший Синод. По своему устройству Синод представлял коллегию, т.е. состоял из нескольких членов во главе с председателем. Так как Синоду были подчинены все духовные установления и лица, то вся Церковь была, таким образом, подчинена государственной власти и стала частью государственного строя. Для наблюдения за ходом дел в Синоде была учреждена должность обер-прокурора.

Государственное подчинение нарушало важнейшее каноническое правило внутрицерковной жизни - соборность, предусматривающую проведение народно-церковных съездов духовенства и мирян для избрания приходских священников, епархиальных архиереев и самого патриарха. В начале XX в. среди священнослужителей росли соборные устремления, крепло представление о Поместном соборе как о решительном и конкретном шаге в деле упорядочения церковной жизни, включая государственно-церковные отношения. Синод дважды - в 1905 и в 1912 гг. - пытался добиться от императора согласия на то, чтобы созвать в Москве собор для избрания патриарха и обсуждения церковных преобразований. Однако вопреки собственному желанию созвать собор, восстановить патриаршество и провести некоторые церковные реформы Николай II сознательно затягивал и так и не разрешил эти вопросы.

Церковно-государственные отношения, присущие синодальному периоду, явились важнейшим фактором падения авторитета официальной Церкви накануне революции. Синодальная система, означавшая подчинение Церкви бюрократическому аппарату и лишение ее собственной позиции в обществе, ввергла Церковь в ложное положение, заключавшееся в том, что формально это была государственная Церковь, и поэтому ее критикам и противникам было легко возлагать на нее долю ответственности за все несправедливости государственной системы. В результате такого положения мирское общество в целом оставалось далеким от Церкви и ее интересов, привыкнув рассматривать ее как специфическое ответвление государственности, "православное ведомство"

Февраль 1917 г. поставил Русскую православную церковь в новое и необычное для нее положение: впервые со времен Петра I она освобождалась от подчинения государству. Девятого марта 1917 г. Синод призвал верующих "довериться Временному правительству, чтобы трудами и подвигами, молитвою и повиновением облегчить ему великое дело водворения новых начал государственной жизни". С весны 1917 г. православные епископы впервые за сотни лет стали избираться самими верующими на епархиальных съездах. Пятнадцатого августа 1917 г. в Успенском соборе Московского Кремля открылся Поместный собор Русской православной церкви, на открытии которого присутствовал глава Временного правительства А.Ф. Керенский. Через три дня после Октябрьской революции, 28 октября, Собор принял решение о восстановлении в Русской православной церкви патриаршества. Пятого ноября на патриарший престол был избран Московский митрополит Тихон.

Двадцатого января 1918 г. Совнарком принял Декрет о свободе совести, который отделял Церковь от государства. Каждый человек получал право "исповедовать любую религию или не исповедовать никакой". Декрет также отделял школу от церкви, в школах запрещалось преподавание Закона Божьего. Кроме того, Декрет лишал Церковь права иметь собственность, все имущество должно было перейти в распоряжение государства. Декреты советской власти были направлены на фактическую отмену церкви как иерархической организации, обрывали любые связи церкви и государства и не предусматривали создание новых, поскольку считалось, что при социализме религии быть не должно. Духовенство восприняло Декрет как гонение на церковь. Однако, провозгласив свободу вероисповеданий, советская власть признала право на существование церкви, так как первое невозможно без второго. Следует отметить и то, что власть декларативно отвергла прямую борьбу с Церковью и заявила о своем невмешательстве во внутрицерковную жизнь.

После Октября патриарх Тихон сначала выступал с резкими обличениями советской власти, но в 1919 г. занял более сдержанную позицию, призвав духовенство не участвовать в политической борьбе. Тем не менее около 10 тыс. представителей православного духовенства оказались в числе жертв Гражданской войны.

После смерти патриарха Тихона в 1925 г. власти не позволили провести собор для избрания нового патриарха. Во главе Церкви встал патриарший местоблюститель митрополит Петр (Полянский). Но через семь месяцев он был арестован и, так и не выйдя на свободу, погиб. В управление Церковью вступил его заместитель митрополит Сергий (Иван Страгородский), видный церковный деятель, епископ с 1901 г., еще от царского правительства получивший орден Святого Александра Невского. В декабре 1926 г. власти арестовали и Сергия, однако через несколько месяцев он был освобожден и 29 июля 1927 г. подписал "Декларацию", в которой говорилось: "Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой - наши радости и успехи, а неудачи - наши неудачи. Оставаясь православными, мы помним свой долг быть гражданами Союза не только из страха, но и по совести, как учил нас апостол".

Новым наступлением Советского государства на Церковь явились попытки связать религию и контрреволюцию, которые особенно проявились в ходе трудных заготовок хлеба в 1928 г., когда крестьяне отказались подчиняться его принудительному изъятию. С лета 1929 г. началась новая атака на Церковь. Взрыв "антирелигиозной активности" начался с массового закрытия церквей в сельской местности в связи с начавшейся коллективизацией. 1930 г. характеризовался продолжением наступления на религию и церковь. С нарастанием темпов индустриализации возникла идея использования колоколов в качестве "сырья" путем промышленной переработки для нужд народного хозяйства, переплавка колоколов стала рассматриваться как крупная политическая и экономическая акция. Небольшая часть снятых колоколов была продана за границу. Например, в одном из университетов США оказался подбор колоколов Данилова монастыря, возвращенный в Россию лишь 10 сентября 2008 г.

С начала Великой Отечественной войны в отношении церкви и государства наметился перелом. В первый же день войны митрополит Сергий обратился к верующим с посланием, призывая их встать на борьбу с врагом, и уже летом 1941 г. прекратилась антирелигиозная пропаганда и перестали выходить такие периодические издания, как "Безбожник", "Антирелигиозник" и т.п., прекратил свою деятельность "Союз воинствующих безбожников", с помощью властей в марте 1942 г. в Ульяновске был проведен Собор епископов. 30 декабря 1942 г. митрополит Сергий призвал верующих к сбору средств на танковую колонну имени Дмитрия Донского из 40 танков Т-34, на собранные Русской православной церковью средства была построена эскадрилья боевых самолетов имени Александра Невского, многие священники воевали в армии и партизанских отрядах, десятки во время войны были расстреляны немцами за помощь партизанам. Несколько киевских священников были казнены за чтение в храмах патриотических воззваний митрополита Сергия. В течение всей блокады Ленинграда в городе не переставали действовать восемь православных храмов.

В начале сентября 1943 г. митрополит Сергий вернулся в Москву, а в ночь на 5 сентября он и митрополиты Алексий и Николай встретились с И.В. Сталиным и В.М. Молотовым. Сталин предложил открыть духовные академии и семинарии, возобновить выпуск "Журнала Московской патриархии" и сообщил митрополитам, что при Совнаркоме создается Совет по делам Русской православной церкви во главе с полковником НКВД Г.Г. Карповым. Сергий высказал пожелание созвать церковный собор и избрать патриарха. Пятого сентября "Правда" и другие газеты сообщили о состоявшейся в Кремле беседе. В столицу на самолетах были доставлены из ссылок и лагерей православные архиереи (всего 18 человек). Восьмого сентября открылся Собор епископов, на котором двенадцатым Патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Сергий. Вновь стал выходить ежемесячный "Журнал Московской патриархии", закрытый в 1935 г. К 1945 г. в стране действовали уже восемь духовных семинарий и две духовные академии - Ленинградская и Московская, открывались сотни закрытых прежде храмов. В политике государства по отношению к церкви произошел коренной поворот.

После смерти Сталина политика властей по отношению к церкви вновь ужесточилась. Летом 1954 г. появилось решение ЦК КПСС об усилении антирелигиозной пропаганды, с резкой речью против религии и церкви выступил Н.С. Хрущев. Возобновились массовое закрытие и снос храмов. Однако необходимо отметить, что особенностью хрущевских гонений была их бескровность: почти не было арестов, только несколько священников были осуждены за финансовые злоупотребления.

Последний период в эпохе большевистского управления страной - 1970 - 1985 гг. - характеризовался медленным сокращением количества храмов, закрывавшихся по необходимости (например, прекращение существования деревни). Снижалась посещаемость храмов, так как пожилые люди умирали, а большую часть населения страны стало составлять поколение, выросшее в эпоху жесткой антирелигиозной пропаганды. В результате относительной нормализации отношений Русской православной церкви и государства был открыт ряд духовных учебных заведений, увеличилось число обучающихся в них.

В годы перемен во всех сферах жизни общества, получивших название "перестройки" (с марта 1985 г.), в политике государства по отношению к церкви вновь произошел поворот. Стали открываться новые храмы, Церкви были возвращены Киево-Печерская лавра, Оптина Пустынь и другие монастыри. Подготовка к тысячелетию Крещения Руси в 1988 г. позволила увеличить число приходов, государство стало передавать церкви отобранные ранее храмы, разрешило открыть воскресные школы. Роль церкви в государственной жизни стала возрастать. В марте 1989 г. впервые в советской истории церковные деятели (среди них Патриарх Пимен и его будущий преемник митрополит Алексий (Ридигер)) стали депутатами Верховного Совета СССР. Третьего мая 1990 г. скончался патриарх Пимен, и Русскую православную церковь возглавил Патриарх Алексий II.

После периода относительной свободы, принесшего церкви множество проблем, она после 1993 г. стала сотрудничать с государством. Развитие отношений РПЦ с государством на этом этапе достигло пика в 1997 - 1998 гг. и завершилось принятием новой редакции закона о свободе совести, в котором власти признали де-юре особую роль Русской православной церкви.

Нынешний Патриарх Кирилл регулярно встречается с Президентом России, их отношения можно назвать теплыми. При Правительстве действует Комиссия по вопросам религиозных объединений, имеющая достаточно самостоятельную позицию по вопросам взаимоотношений с религиозными организациями, в частности с Русской православной церковью, которая на данном этапе своего развития не видит себя существующей отдельно от государства или находящейся в реальной оппозиции к нему. Идеальным общественным строем для нее является давшая православие Руси Византия, где власть государственная и власть религиозная стремились действовать в симфонии (обоюдном сотрудничестве), а глава страны был и главой церкви.

34. Исла́м монотеистическая религия, признающая Мухаммада пророком, посланником Аллаха для всего человечества. Приверженцы Ислама называются мусульманами.

Ислам зародился в Аравии в VII веке н. э. Происхождение его яснее, чем происхождение христианства и буддизма, ибо оно почти с самого начала освещается письменными источниками. По мусульманской традиции, основателем ислама был пророк Мухаммед, араб, живший в Мекке. Вторым важным фактором распространения и укрепления исламской культуры была арабизация. Другая часть религиозной литературы мусульман — это сунна, состоящая из священных преданий - хадисов о жизни, чудесах и поучениях Мухаммеда.

Причастность к исламу, к умме (община верующих), в мусульманской культуре расценивается выше, чем деление на расы, народы, племена и языковые группы. Мусульманская культура практически не признает социальную замкнутость сословий, наследственное социальное неравенство.

Пять столпов Ислама

Пророк Мухаммад говорил, что Ислам покоится на пяти столпах:

шахада (свидетельство): Нет иного божества, кроме Аллаха и Мухаммад посланник Его;

салят (намаз, молитва);

саум — пост в месяц Рамадан;

закят — милостыня в пользу бедных;

хаджж — паломничество в Мекку при условии наличия физической и финансовой возможности.

Шахада – словесное свидетельство, удостоверение веры. Шахада возникла как молитвенный возглас, которым мусульмане отличали себя от язычников и иноверцев. Она является главной формулой канонической молитвы и повторяется при всех обращениях к Богу. Во время сражений шахада служила мусульманам боевым кличем. Шахада содержит два важнейших догмата ислама – исповедание единобожия (таухид) и признание пророческой миссии Мухаммада. Она утверждает, что мусульманин должен поклоняться только Аллаху и повиноваться всему, что предписано Мухаммадом от имени Аллаха.

Салат- каноническая молитва (араб. «ас-салат», перс. «намаз») совершается по строго определённому ритуалу, который сложился при жизни Пророка. Порядок моления точно не установлен Кораном и, прежде всего, основан на повторении молитвенных поз и движений Мухаммада.

В зависимости от времени суток каждая молитва включает два-четыре цикла (ракат) поз и движений, сопровождаемых произнесением установленных формул. Она может совершаться индивидуально или коллективно в любом подходящем месте. Коллективная молитва предпочтительнее индивидуальной, и в пятницу полуденную молитву необходимо совершать в мечети.

При коллективной молитве женщины должны молиться отдельно от мужчин, а если это не возможно, то они становятся позади них. Больные и инвалиды могут упрощать ритуал молитвы и даже ограничиваться мысленными движениями.

Обязательных ежедневных молитв пять: на рассвете (два раката); около полудня (четыре раката); между полуднем и закатом (четыре раката); на закате (три раката); ночная, перед сном (четыре раката). При необходимости можно объединять две первые и две последние молитвы. Нельзя молиться точно в полдень, а также в момент восхода и заката. В походных условиях разрешается молиться без омовения во всякое время и в любых положениях.

Закат- коллективные моления (джума) по пятницам совершаются в специально предназначенной для этого мечети, именуемой пятничной или соборной.

Налог в пользу нуждающихся мусульман – обязательная милостыня, которая «очищает», даёт тем, кто платит налог, моральное право пользоваться богатством, благоприобретённым имуществом.

Закат восходит к доисламской традиции выделения доли нуждающимся соплеменникам при разделе захваченной добычи. Он стал регулярно взиматься с образованием медицинской общины. Правила сбора заката были установлены в период правления халифа Умара ибн ал-Хаттаба. Закат уплачивается только взрослыми мусульманами в размере 2,5% стоимости домовладения и дохода от торговли и ремесла, а с продуктов зем


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.072 с.