Виды речи. Основные направления развития речи. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Виды речи. Основные направления развития речи.

2017-06-26 596
Виды речи. Основные направления развития речи. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Слово как раздражитель существует в трех формах: слышимое, видимое и произносимое. В зависимости от этого различают две формы речи – внешнюю (громкую) и внутреннюю (скрытую) речь (думание).

Внешняя речь включает несколько психологически своеобразных видов речи: устную, или разговорную (монологическую и диалогическую), иписьменную, которой человек овладевает, осваивая грамоту – чтение и письмо.

Виды речи:

Различают внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя, в свою очередь, включает:

- Устную, которая представляет собой общение при помощи языковых средств, воспринимающихся на слух. Она подразделяется на диалогическую и монологическую.

-Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи, но в отличие от монолога строится при помощи письменных знаков.

Письменная речь отличается от устной не только тем, что использует письменные знаки, но и тем, что имеет особенности в языковой организации.

Внутренняя речь: беззвучная речь про себя и для себя, возникающая в процессе мышления. Внутренняя речь происходит из внешней, с ее помощью происходит переработка образов восприятия, их осознания и классификации в определенной системе понятий. Внутренняя речь кодирует образы реального мира символизирующими их знаками и выступает как средство мышления. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности.

Внутренняя речь не является средством общения. Это особый вид речевой деятельности, формирующийся на основе внешней. Во внутренней речи формируется и существует мысль, она выступает как фаза планирования деятельности.

Для внутренней речи характерны некоторые особенности:

• она существует как кинестезический, слуховой или зрительный образ слова;

• ей присущи фрагментарность, отрывочность, ситуативность;

• внутренняя речь свернута: в ней опускается большинство членов предложения, остаются лишь слова, определяющие сущность мысли. Образно говоря, она носит «телеграфный стиль»;

• в ней изменяется и структура слова: в словах русского языка выпадают гласные звуки как несущие меньшую смысловую нагрузку;

• она беззвучна.

У детей дошкольного возраста отмечается своеобразный вид речи – эгоцентрическая речь. Это речь ребенка, адресованная самому себе, которая является переходом внешней разговорной речи во внутреннюю. Такой переход совершается у ребенка в условиях проблемной деятельности, когда возникает потребность осмыслить выполняемое действие и направить его на достижение практической цели.

Эгоцентрическая речь особая форма речи, промежуточная между внутренней и внешней речью, выполняющая в основном интеллектуальную, а не коммуникативную функцию. Она активизируется у детей в возрасте от 3 до 5 лет, а к 6-7 годам исчезает. Эгоцентрической речи, как и внутренней, свойственны интеллектуальная функция, неполная осознанность, предикативность и агглютинированность.

Принято различать также речь пассивную (понимаемую) – слушание и активную (разговорную). Как правило, пассивная речь и у детей, и у взрослых значительно богаче активной.

Развитие речи есть процесс овладения родным языком, умения пользоваться им как средством познания окружающего мира, усвоения опыта, накопленного человечеством, как средством познания самого себя и саморегуляции, как средством общения и взаимодействия людей.

Изучением развития речи в онтогенезе занимается психология.

Использование речи в психодиагностике. Психолингвистические особенности речи открывают широкие возможности для ее использования при определении уровня интеллектуального (познавательного) и личностного развития человека.

Практически во всех тестах интеллекта есть специальные речевые задания, по характеру выполнения которых судят об уровне умственного развития человека.

Основные направления развития речи:

1. Формирование разговорной (диалогической) речи.

2. Формирование монологической речи.

3. Развитие словаря.

4. Формирование грамматически правильной речи.

5. Воспитание звуковой культуры речи.

6. Ознакомление с художеств. литературой и воспитание любви к чтению.

7. Обучение детей элементам грамоты.

8. Обучение письму и чтению.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.