Характеристика двигательных функций у детей с ДЦП — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Характеристика двигательных функций у детей с ДЦП

2017-06-26 685
Характеристика двигательных функций у детей с ДЦП 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Согласно М.М. Кольцовой [6], ведущим дефектом при ДЦП является нарушение двигательной сферы, представляющее собой своеобразную аномалию моторного развития, которое оказывает неблагоприятное влияние на весь ход формирования нервно-психического развития ребенка без соответствующего коррекционного воздействия. При ДЦП происходит задержка и нарушение формирования всех двигательных функций: функция удержания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, а также манипулятивной деятельности.

Как указывает Н.И. Архипова [1], специфика двигательного развития ребенка с ДЦП состоит, прежде всего, в наличии примитивных врожденных рефлекторных форм двигательной активности, не характерных для данного возраста ребенка. У детей с ДЦП врожденные безусловные рефлексы не угасают, действие патологических рефлексов на первом году жизни обычно усиливается и в последующие годы остается стойким, что затрудняет и задерживает формирование произвольных двигательных актов. Специфической особенностью при ДЦП является задержка формирования основных моторных функций. Каждая форма ДЦП отличается от другой качественным своеобразием и специфичным сочетанием двигательных патологических компонентов. Вместе с тем можно выделить общие для всех форм ДЦП нарушенные звенья [2], которые составляют структуру двигательного дефекта при ДЦП:

·наличие параличей и парезов;

·нарушение мышечного тонуса;

·повышение сухожильных и надкостничных рефлексов;

·синкинезии (содружественные движения);

·недостаточное развитие цепных выпрямительных рефлексов;

·несформированность реакций равновесия и координации движений;

·нарушение ощущения движений (кинестезии);

·насильственные движения;

·защитные рефлексы;

·патологические рефлексы;

По степени тяжести нарушений двигательных функций и по степени сформированности двигательных навыков дети с ДЦП, согласно П.Я. Фищенко [15], делятся на следующие группы:

·дети с тяжелыми нарушениями: у некоторых из них не сформировано прямостояние и ходьба, захват и удержание предметов, навыки самообслуживания; другие с трудом передвигаются с помощью ортопедических приспособлений и навыками самообслуживания владеют частично;

·дети со средней степенью выраженности двигательных нарушений (наиболее многочисленная группа): большая часть детей может самостоятельно передвигаться на ограниченное расстояние, они владеют навыками самообслуживания, которые недостаточно автоматизированы;

·дети с легкими двигательными нарушениями: они ходят самостоятельно, уверенно себя чувствуют и в помещении, и на улице; навыки самообслуживания сформированы, но вместе с тем могут наблюдаться патологические позы, нарушения походки, насильственные движения и др.

Нарушения двигательных функций при ДЦП. Двигательные нарушения существуют с рождения, задержано или нарушено формирование всех двигательных функций: удержание головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Сроки развития двигательных функций связанны с формой и тяжестью заболевания, состоянием интеллекта, с временем начала систематической лечебно-коррекционной работы. Для развития произвольных движений, навыков и умений нужна согласованная работа мышц. Мышцы всегда работают в определенных схемах, регуляцию которых осуществляет ЦНС. Т. о. поражение ЦНС при ДЦП нарушает работу мышечных схем произвольных движений, что и определяет одну из основных трудностей формирования двигательных навыков. Неправильные схемы движений у детей с ДЦП могут закрепляться и приводить к формированию патологических поз положений тела и конечностей. Наиболее часто встречаются следующие неправильные позы:

1) Голова поднята вверх и откинута назад, руки и ноги напряжены и разогнуты, спина разогнута.

2) Голова повернута вправо, правые рука и нога разогнуты, а левые — согнуты; или наоборот: голова повернута влево. Левые рука и нога разогнуты, а правые — согнуты.

3) Голова опущена на грудь, руки и ноги согнуты.

Все указанные неправильные позы препятствуют развитию движений и навыков самообслуживания у детей с ДЦП. Они также могут мешать ребенку в овладении предметно-практической деятельностью. Иногда неправильные позы и схемы движений выражены нерезко, и их влияние на произвольные движения начинает проявляться только в процессе развития более сложных двигательных функций. Однако, характерной особенностью двигательных нарушений при ДЦП является зависимость нарушений движений в конечностях от положения головы ребенка. У некоторых детей отмечается апраксия (неумение выполнять целенаправленные практические действия). Основными проявлениями ДЦП являются замедленность и несформированность двигательных навыков и умений, необходимых в учебной и трудовой деятельности. У некоторых учащихся, особенно на первых этапах обучения, отмечаются неустойчивая ходьба, плохая координация движений, несформированность реакций равновесия, необычные позы тела, конечностей и головы. У отдельных детей нарушения моторики осложняются насильственными движениями (гиперкинезами) головы, рук, плечей, гримасами лица и т. д., особенно усиливающиеся при волнении, испуге, неожиданном обращении к ребенку, а также при попытках выполнять те или иные целенаправленные действия. Трудности при овладении навыком письма м связаны прежде всего с несформированностью или нарушением хватательной функции кисти, затрудняющими захват и удержание предмета.

Сам акт письма, требующий плавного движения кисти, нарушен за счет слабости мышц, расстройств мышечного тонуса в кисти, насильственных движений, отсутствия

возможности последовательного сокращения и расслабления мышц кисти. дети пишут очень медленно, неразборчивым почерком, буквы прыгают по строке, неравномерны по величине, не соблюдаются строчки. Особенно затруднено соединение отдельных элементов букв в целое, резко нарушена плавность письма. Можно выделить два основных типа неправильного письма. В одном случае ученик начинает писать с достаточной силой и нормальными по величине буквами, затем их размер изменяется, строки спускаются вниз, разборчивость письма заметно нарушается. В другом наоборот, ученик начинает писать мелкими буквами почти без нажима, затем размеры букв и сила нажима увеличиваются. Неравномерность письма особенно выражена у учащихся

с гиперкинезом, так как насильственные движения мешают работе пальцев в момент письма. При формировании трудовых и бытовых навыков значительно проявляются также дефекты моторики рук. Т. о. замедляются все психические процессы.

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.