Взаимосвязь развития речи и моторики — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Взаимосвязь развития речи и моторики

2017-06-25 276
Взаимосвязь развития речи и моторики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Развитие речи в онтогенезе тесно связано с развитием тонкой ручной моторики, особенно в сензитивный период развития речи. Развитие ручной моторики, как показывают исследования М. М. Кольцовой, оказывает стимулирующее влияние на развитие речи. Это обусловлено, прежде всего, анатомо-физиологической близостью речевых зон коры го­ловного мозга и зон, регулирующих движения руки. Функ-ционирование зон, обеспечивающих произвольные движе­ния руки, вызывает активизацию, созревание речевых зон.

Развитие тонкой ручной моторики в дошкольном возрасте обеспечивает и готовность руки ребенка к овладению письмом.

Коррекционно-логопедическое воздействие должно учитывать специфические особенности высших психических функций дошкольников с ЗПР. На начальных этапах обучения необходимо использовать более простые мыслительные операции (анализ, классификация) с опорой на наглядно-образное мышление; на последующих этапах обучения - более сложные мыслительные опе­рации (обобщение, абстракция) с опорой как на наглядно­образное, так и на словесно-логическое мышление. Это дает возможность детям сравнивать, сопоставлять, классифици­ров~ть, обобщать и в целом абстрагировать семантические и формально-языковые признаки речевых единиц.

Организация логопедической работы с детьми, у которых задержка психического развития осложнена речевы­ми нарушениями, осуществляется с учетом следующих факторов.

1. Взаимосвязь работы по коррекции речи с развитием познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления).

2. Взаимосвязь логопедической работы с программой по подготовке к обучению грамоте, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, ритмике, музыке. Работа по коррекции речи у дошкольников с ЗПР должна проводиться

в тесной взаимосвязи логопеда, учителя-дефектолога, воспи­тателя, музыкального руководителя.

3. Системный подход к формированию речи: логопедическая работа на любом этапе должна проводиться над речевой системой в целом (фонетико-фонематической, лексической и грамматической).

4. Использование наглядности с целью активизации познавательной и речевой деятельности, стимулирования мыслительных операций, повышения интереса к занятиям.

5. Включение в каждое занятие игровых упражнений (с целью повышения эмоциональной и умственной активности детей).

Максимальное использование при коррекции дефектов речи у дошкольников с задержкой психического развития различных анализаторов (слухового, зрительного, речедвигательного, кинестетического); учет особенностей межанализаторных связей, свойственных этим детям; учет особенностей психомоторики детей с ЗПР

Задачами коррекционно-логопедического обучения дошкольников с ЗПР являются:

— развитие и совершенствование общей и ручной моторики;

— развитие и совершенствование артикуляционной моторики (статической, динамической организации движений; переключения движений; объема, тонуса, темпа, точности, координации);

— развитие слухового восприятия, внимания;

— развитие зрительного восприятия, памяти;

— развитие ритма;

— формирование произносительных умений и навыков:коррекция нарушений изолированных звуков; автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи; дифференциация звуков;

— коррекция нарушений звуко-слоговой структуры;

— совершенствование лексических и грамматических средств языка;

— развитие навыков связной речи.

В подготовительный период восполняются пробелы в формировании психофизических предпосылок развития речи на сенсомоторном уровне, создается база, необходи­мая для коррекции нарушений речи у дошкольников с ЗПР, проводится работа по развитию общей, ручной, рече­вой моторики, развитию слухового, зрительного восприя­тия, внимания, памяти, ритма, формированию произноси­тельных умений и навыков (21).

На занятиях по подготовке к обучению грамоте у де­тей формируются представления о звуковом составе слова; на первом этапе дети учатся выделять звуки из слова, опре­деляют место звуков в словах, уточняют смыслоразличи-тельные функции звуков речи; на втором этапе — обучают­ся последовательному выделению звуков.

Формирование полноценного звукового анализа предусматривает определенную последовательность действий ребенка. Сначала дети выделяют звуки в слове на основе громкого проговаривания, при этом соотносят количество выделенных звуков с графической схемой звукового соста­ва слова и заполняют условными значками-фишками. Да­лее дети самостоятельно выкладывают схемы из фишек, вычерчивают их, как бы записывая слова без букв.

Полноценное формирование звукового анализа проис­ходит в условиях постепенного увеличения и усложнения предлагаемого детям материала. Предусматривается так­же и возрастающая самостоятельность детей при выпол­нении заданий (79).

В задачи основного этапа коррекционно-логопедического °бучения дошкольников с ЗПР входит:

— совершенствование лексических и грамматических средств языка

— развитие навыков связной речи;

— обогащение коммуникативного опыта (удивление, ра­
дость, огорчение, рассуждение и др.)»?

В подготовительном периоде дети учились узнавать и различать звуки, сначала неречевые звуки, затем — глас­ные и согласные, сравнивать звуки по артикуляции, узна­вать и выделять звук среди других. Проводилась работа по дифференциации согласных звуков, сходных по акустико-артикуляционным свойствам, изолированно, в слогах с ис­пользованием сигнальных карточек, фишек разного цвета и формы.

На основном этапе логопедической коррекции речевой материал усложняется: предлагаются упражнения-игры на различение смешиваемых фонем в словах с использованием таких видов работы, как подбор детьми слов с определенным звуком, подбор картинок и т.п.

При пополнении словарного запаса детей с ЗПР особое значение имеют речевая практика, познавательная и ре­чевая активность. Для пополнения и активизации словар­ного запаса эффективно использовать словесные игры, так как в них корригируется одновременно и речевая, и позна­вательная деятельность детей («Магазин», «Что бывает широкое?», «Похож — не похож» и др.). В связи с этим при­меняются такие приемы, как: описание предметов, их изображений, описание по памяти, рассказы по представ­лениям, а также отгадывание и придумывание загадок.

Необходимым условием расширения словарного запа­са является развитие способности к словообразованию, т. е. образованию производных слов от корневых. С эти­ми целями детям предлагаются задания: а) на определе­ние действующих лиц (Как называют человека, который чистит сапоги?); б) на аналогии (У кошки — котенок, у лисы —...?); в) на образование родственных слов (сад — садовый — садить) и др.

В работе по обогащению словарного запаса детей особого внимания требует предикативный словарь, прилагательные. Процесс овладения прилагательными начинается со слов, обозначающих цвет, форму, величину, свойства материалов. Особое внимание уделяется развитию пространственных представлений и введению в активный словарь слов, обо­значающих различные варианты расположения предметов в пространстве.

Одновременно продолжается работа по систематизации номинативного словаря, в особенности по освоению родо­вых понятий, последняя способствует развитию операций обобщения, аналитико-синтетической деятельности детей.

Грамматический строй речи

В целях коррекции этих нару­шений любая деятельность ребенка с ЗПР, каждое выпол­няемое им задание должны сопровождаться речью.

С целью формирования умения сознательно оперировать своей речью детям можно предлагать следующие задания:

1) изменение исходного слова и получение его форм или род­ственных ему слов;

2) сопоставление двух предложений, от­личающихся одним словом;

3) анализ предложений с по­мощью интонирования;

4) придумывание предложений с заданным словом и определение количества слов в них;

5) анализ заданного предложения с помощью фишек (схе­ма предложения) и др.

Связная речь

Значительное место в работе над развитием связной речи детей с ЗПР занимают задания по обучению ребенка отличать законченную мысль от беспорядочного набора слов, находить связи между предложениями. В работе над связной речью рекомендуются следующие приемы:

1) пе­ресказ по готовому образцу;

2) составление плана рассказа при помощи картинок;

3) составление рассказов по опор­ным словам, иллюстрируемым картинкой;

4) составление рассказа по серии картинок;

5) составление рассказа по се­рии сюжетных картинок, предлагаемых в нарушенной пос­ледовательности.

Потребность в общении с другими людьми, в познании окружающего мира резко снижена у детей с ЗПР. У них от­сутствует интерес к расширению своего кругозора, усвое­нию новых знаний, низка речевая активность. Дети могут не отвечать на вопросы из-за слабого побуждения к речи, быстро прекращают разговор, играть предпочитают молча, однако любое побуждение к дальнейшему общению приводит к резкому увеличению объема высказываний.

Умение участвовать в диалоге — одно из важнейших про­явлений коммуникативных способностей. Следует создавать ситуации, которые побуждали бы ребенка к беседе, выска­зываниям. Особое внимание обращается на формирование умения отвечать на вопросы, спрашивать, высказываться в присутствии других, слушать окружающих. Большое вли­яние на объем и качество ответов детей с ЗПР оказывает похвала.

Одной из важных задач логопедической работы со школь­никами с ЗПР является усиление регулирующей и направ­ляющей роли речи, нормализация взаимосвязи речи и дея­тельности учащихся. Умение дать отчет о выполненной работе и рассказать о предстоящей способствует преодоле­нию нерешительности, растерянности, укрепляет веру в собственные возможности.

Обучение письму и чтению детей с ЗПР

Низкий уровень анализа звукового состава слова, с ко­торым дети с ЗПР приходят в школу, сказывается на со стоянии их письма и чтения

Коррекция выявленных нарушений процесса письма проводится по используемым в логопедии методикам с уче­том характера и степени выраженности нарушений пись­ма и особенностей психофизического развития детей с ЗПР.

Для формирования навыка чтения дети с ЗПР нуждаются в специальных условиях обучения, которые включа­ют: особый подготовительный период, предусматривающий организацию направленности внимания детей на звуковую сторону речи; длительную и систематическую работу по фор­мированию фонематического слуха и фонематических пред­ставлений; развитие навыков звукового анализа и синтеза.

В начале обучения дети с трудом понимают смысл про­стых образных выражений, не могут использовать контекст, не могут составить собственные предложения с трудными словами и словосочетаниями даже с предварительным их разбором и объяснением. Детям трудно передать главную мысль, содержащуюся в прочитанном тексте, охарактери­зовать действующих лиц и дать оценку их поступкам.

Для формирования навыка чтения большое значение имеет длительная работа по развитию фонематического восприятия и фонематических представлений, совер­шенствованию навыков звукового анализа и синтеза. Практикуются упражнения в чтении столбиков слогов, на дифференциацию букв, используется усиленная работа с разрезной азбукой, упражнения в слогоизменении и слово­изменении способом подстановки или замены букв, способом наращивания букв, слогов. Распространенным видом помощи является анализ текста по вопросам, придумыва­ние окончания к прочитанному рассказу, ситуации, не опи­санной, в рассказе и т. д.

Таким образом, работа по коррекции речи у дошкольни­ков с ЗПР должна определяться не только характером речевого дефекта, но и учитывать свойственные детям психоло­гические особенности. Она должна быть связана с развитием их познавательных процессов, коррекцией недостатков пси­хофизического развития.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.