О. Агеева. Вебинар «Как одновременно учить разновозрастных детей» — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

О. Агеева. Вебинар «Как одновременно учить разновозрастных детей»

2017-06-25 236
О. Агеева. Вебинар «Как одновременно учить разновозрастных детей» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

О. Агеева. Вебинар «Как одновременно учить разновозрастных детей»

Отношения и учеба.

Об укладе семьи, как учиться ладить с детьми, воспитывать их в послушании, разумно устроить день в чередовании повседневных дел.

Что делать, если нет идеальной системы, когда дети росли дома, привыкли ладить с младшими и старшими? Посмотрим на распространенную ситуацию. Жил человек, что-то ему не очень понравилось для его детей в садике, в школе, он решил что-то изменить, прочитал статьи о СО, послушал вебинары, семинары и решил: вот то, что нам надо. Нам плохо в школе, плохо в садике, мы хотим жить по-новому. И забирает детей изо всех этих учреждений одномоментно.

Я такого опыта не имею, у имею лишь опыт прочтения множества таких историй и хотела бы, в первую очередь, предупредить: вам надо запастись терпением. На адаптацию, на то, чтобы научиться жить вместе и думать об эффективной учебе, надо отвести минимум год. И в течение этого года желательно не делать выводов о том, подошло вам такое обучение или нет. Если с девяти утра и до шести вечера ваших детей воспитывали и учили посторонние люди, и дети совершенно не собираются слушаться вас, не заинтересованы делать то, что хотите вы, то первый год вам надо отвести на отношения. Скорее всего, возникнет ситуация, когда хвост вытащил – клюв увяз. Дом чистый – уроки не сделаны. Уроки сделаны – суп не сварен. Уроки сделаны, домашние дела тоже – никто в этот день не был на детской площадке. Все время что-то такое. Виртуозное, хорошо налаженное умение совместить все дела приходит с опытом. Надо, действительно, тренироваться на своих собственных детях, своей собственной семье. Поэтому первый год посвящен налаживанию такого быта. После этого уже можно думать об учебе.

Когда вы начинаете учебу, да и во всех семейных вопросах вообще, самое важное – это расставить приоритеты. И я не скажу, что учеба – это приоритет. Приоритет – это отношения. Если отношения с ребенком будут вашим приоритетом, то вы избежите огромного количества проблем. Если в приоритете учеба, то мать будет кричать на ребенка, быстрее терять терпение. Если икс до сих пор равен пятнадцати, а не восьми, если ребенок медленно читает, мама раздражается, она разочарована. Есть много анекдотов на эту тему: «мать охрипла, соседи оглохли, ребенок выучил уроки». Матери говорят: «у меня не хватает терпения на своих детей, я сразу злюсь, мне проще отдать его кому-то, кто будет заниматься его обучением».

Мы должны понимать, что самое главное – это наши отношения. И наше с ними обучение – это большой шанс стать нужными нашим детям. Потому что они будут приходить к нам за помощью и, помогая им, мы будем укреплять наши отношения. Поэтому каждый раз, когда у ребенка что-то не получается, мы должны посмотреть на него и сказать себе: мне важнее отношения с этим ребенком, чем то, чтобы он решил эту задачу. Это даст нам сил и терпения. Мне помогало сохранять спокойствие и быть доброжелательной со своими детьми то, что я представляла себе: что если мои дети вырастут и напишут книгу о том, какой была их семья? Что они смогут написать обо мне? Какой мамой я была для них? Поэтому я старалась быть такой мамой, про какую хотела бы прочитать в этой книге.

Организация обучения.

Мы практически всегда учимся вместе, в одной комнате, и я вижу много преимуществ у такого метода. Многие родители пытаются развести детей по разным комнатам и курсируют между ними. У нас это не прижилось. Если мы в одной комнате учим детей всех возрастов всем предметам, то создаем тем самым «образовательный бульон». Так наша первая дочка освоила дроби, просто потому что находилась со мной в одной комнате, когда я занималась по скайпу алгеброй со своей ученицей. Четвертая дочка освоила программу первого класса к шести годам, не изучая ее, а просто находясь с сестрами и братьями в одной комнате, когда те учились. За два месяца прошла программу второго класса, к двенадцати годам – в 9 классе. Аналогичный пример – в семье одного из известных семейников, Алексея Карпова (Папы Карпа).

Я поначалу допускала ошибки. Могла сесть диктовать ребенку диктант и диктовать минут двадцать, потом проверять, а потом спохватывалась, что остальные в это время ничего не делали. И думала: почему я сперва не дала заданий остальным детям?

Т.е. должна быть планерка: «так, у этого ребенка сегодня вот такая тема по математике, она большая, сложная, надо будет много объяснять. Этого ребенка я сажаю с собой. А вот у этого ребенка в другом классе третий урок по той же теме, он пока нарабатывает навык, тему он знает, единственное – вот тут один нюанс». Вы берете этого ребенка первым, объясняете ему этот маленький нюанс, даете ему 1-2 задания, которые он решает при вас, убеждаетесь, что у него дело пошло, и сажаете его по одну сторону от себя, ставите в учебнике галочки, и он при вас решает. Старшему ребенку можно распечатать что-то на компьютере или поставить ему тест или интернет-урок, дать учебник, он может учиться сам, вы только даете ему задания. И только после того, как вы увидели, что все приступили к работе, вы берете к себе ребенка на диктант или на долгое объяснение. Таким образом, у вас будет заниматься три ребенка одновременно.

Но если у вас один ребенок кричит: «Я не понимаю!», второй: «Кто это придумал! Не хочу вообще это делать!», а третий, маленький, рвет тетрадки, вот в чем будет кошмар. Проблема не в том, что вы не знаете, что делать в первую очередь, русский или математику, а в том, что дети ведут себя неадекватно. Уделите внимание тому, чтобы жизнь была налажена, это главное. А эти все моменты легко утрясутся.

Где еще взять время на занятия? Дети ходят на кружки, их возят родители. Когда нам надо было водить старшую дочку в музыкальную школу, то мы ходили все вместе, двухлетняя дочка в коляске, дети шести и четырех лет – пешком, и в фойе муз.школы мы с младшими занимались. Шум их не отвлекал, они погружались в учебу. Когда приходили с кружка, часть уроков уже была сделана. Также мы очень активно пользовались устной учебой. Когда идете по дороге, едете в маршрутке, гуляете, можете, например, придумать много задачек на одно-два действия, задавать их ребенку, и он будет устно считать. Чем три задачи записать в тетрадке, лучше десять-пятнадцать решить устно. Еще можно использовать время сна младшего ребенка, чтобы позаниматься со старшим, это понятно.

На какие уроки детей объединять, а какие делать по отдельности с каждым? Это индивидуально. Знаю семью, где взрослые очень хорошо знают и любят историю, поэтому и дети хорошо ее знают. Вопрос выбора одного из ЕГЭ не стоит: конечно, история. К другим-то готовиться надо, а здесь – пошел, да сдал. Я спросила у этого папы на семинаре: «вы сажаете одновременно всех троих и преподаете им историю?» Он сказал: «нет, что вы, нет, конечно! Они такие разные! Одна усвоит все мгновенно, другая – долго. Я с каждой девочкой занимаюсь отдельно».

У них организовано так: утром вся квартира превращается в учебную зону, в одной комнате мама с учебниками по точным наукам, в другой – муз.инструменты, а в третьей – папа. Одна девочка идет играть на скрипке, другая к маме на занятие, третья – к папе. После муз.занятия первая идет к маме, вторая на занятие к папе, третья на музыку. У нас одна я на все про все, т.к. муж работает вне дома. Но они так изучают не все предметы. Географию, например, изучают вместе. Просто история для них важна, она у них в приоритете. И папа хочет убедиться, что каждый ребенок пропустил через себя эти исторические закономерности, он все усвоил, понял. Поэтому он историю не отдаст в общую кучу.

У нас многие книги читаются всеми вместе, мы много читаем вслух. Но я понимаю, что если трехлетняя дочка послушала книгу по истории Древнего мира, то впоследствии все равно придется перечитывать эту книгу с ней, т.к. сейчас она не может понять и запомнить все, о чем там написано. Поэтому, сажая всех пятерых детей послушать книгу, я знаю, кто из них ее усвоит сейчас, а с кем придется позже к ней возвращаться.

Фильмы учебные мы тоже ставим на всех. Дети усваивают информацию по-разному, это естественно. Расскажу о своем не получившемся, не состоявшемся эксперименте. Может быть, он кому-нибудь окажется полезен. Шуструю свою девочку, которая все переслушала, играя на ковре, я подогнала по классам к ближайшему к ней ребенку, к сыну, который на два года старше. Сын перескакивал через класс один раз. Она перескакивала несколько раз. Ему 14 лет, ей – 12. Оба оказались в 9 классе. Я думала, что облегчу себе жизнь. В кои-то веки два ребенка в одном классе, можно давать один урок на двоих. Но ничего не вышло, они оказались совершенно разными, когда я их сажаю за одну и ту же тему, то один за счет глубины своего подхода усваивает ее глубоко и логично, а другая быстро вбирает в оперативную память, но быстро и забывает. И с ней приходится тему повторять, а тот хорошо запомнил. Или наоборот, он медленный, основательный, а она шустрая, она уже на все пять вопросов ответила и скучает, а он еще разбирается с первым. Как я ни пыталась, не могла их выровнять. И когда занималась с двумя детьми, я не могла понять, как учителя могут учить тридцать. Точнее, я понимаю, что это происходит так: несколько учеников понимают все, середнячки понимают частично, а остальная часть класса давно вылетела из учебного процесса, занимается совершенно другими вопросами и не понимает, о чем там рассказывают. Попытка собрать детей даже своей собственной семьи в группу для обучения не удалась. Поэтому я (если не брать кружки музыкальные, краеведческие и др.) против группового обучения. Дети усваивают информацию в разном темпе, поэтому даже в группе хороший учитель будет давать индивидуальные задания. И все равно, объяснить один и тот же материал одному надо несколько раз, а другому – один, и потом дать что-то посложнее. Поэтому лучше не экономить на детях, на времени, и чередовать групповое обучение с индивидуальным.

Когда средней дочке было 4-5 лет, она занималась по Игралочке Петерсон, быстро ее закончила, и надо было ее занять на то время, что я занимаюсь со старшими. Мы купили ей много долгоиграющих занятий: паззлов, конструкторов 3-д, других занятий. Выделили ей стол, и я давала ей одно, затем другое. Детям помладше давала лего, долгоиграющие игрушки, чтобы они могли занять себя сами. Т.е. когда вы занимаетесь со старшими, надо подумать, чем занять детей помладше.

Слышала жалобу, что маленькие дети очень ревнуют, хотят такую же тетрадку, как у брата, такую же ручку, а когда ты им даешь, они уже не хотят это, а хотят другое. Одна мама посоветовала: купите четыре шариковые ручки, одну старшему ребенку, вторую – на смену, и две – в обе руки младшему ребенку и дать ему урок, очень похожий на урок старшего, дать иллюзию, что у него все то же самое, что и у старшего. Т.е. надо искать способы снять это напряжение.

Еще я советую иметь дома много канцелярии. Иначе тратится очень много времени и сил на ее приобретение по необходимости. Я сейчас закупаю ручки и карандаши сотнями, потому что они постоянно теряются. И тетради чистые. Чтобы дети не бродили в поисках по дому, чтобы не терять ни минуты учебного процесса.

Важно всячески организовывать учебное пространство. Мне понравилось в частном доме фото: огромная столешница, разделена на четыре части, на каждой – полочки, органайзеры. Папочки, у каждого из детей своя лавка. Часть родителей выбирает большой обеденный стол, ставят в углу стеллаж. Мы тоже так пробовали, но мне не понравилось, т.к. мы стол используем и для приготовления пищи, и жаться, готовить еду на узкой кухонной столешнице мне неудобно. Поэтому у нас это не прижилось. Но кому-то удобно именно так.

Мы пробовали разносить учебные места по разным комнатам, но дети все равно приходят ко мне в гостиную, любят быть там, где я. Поэтому в результате, у нас есть место, где могу сесть я и два ребенка, справа и слева. И есть еще отдельный круглый стол. Мы часто занимаемся, лежа на животе. Ортопед нам когда-то, даже когда еще не было проблем с осанкой, посоветовала поменьше сидеть. Если хочется читать, учиться, то ложиться на живот, а книгу держать подальше от себя, ставить на вставочку перпендикулярно или под углом к полу, т.е. не класть на пол. Это у нас тоже прижилось, дети ложатся на родительскую кровать и читают. Поэтому подумайте, если будете перестраивать что-то в квартире, что вам удобнее: один большой стол, вокруг которого все собираются; маленькие столы для каждого ребенка; стол на двух-трех детей? Кто-то любит заниматься на полу, кто-то, чуть ли не свисая вниз головой со шведской стенки, пока родитель читает вслух учебник.

 

Самостоятельная учеба.

Самостоятельность у детей должна вырасти, развиться, так же, как и все остальное. Если вас подкупает тот момент, что на СО дети учатся самостоятельно, то надо понимать, они так учатся после того, как высидели все нужные годы с учащим его взрослым. Нельзя дать разновозрастным детям задание и уйти готовить на кухню – это не работает. Время нашей учебы я всегда провожу с детьми. В крайних случаях, когда я дала задание и ушла, потому что надо срочно что-то сделать, приготовить, я не удивляюсь, когда возвращаюсь, что дети ничего не сделали. Конечно, у старших эта самостоятельность выросла, я говорю не о них. Но класса до шестого ребенку жизненно нужен взрослый, который сидит с ним. Не всегда вы будете активно участвовать в процессе, иногда он пишет, а вы просто сидите рядом и в нужный момент говорите: «решай, не отвлекайся». Иногда надо ему помочь, если в чем-то затык. Самостоятельность ребенок покажет, когда дозреет: «не говори, не говори, я сам скажу, какая здесь должна быть буква!», «не подсказывай, я сам!». Как только пошли эти моменты, можете радоваться, процесс пошел. Ребенок начнет все лучше чувствовать, сколько времени ему потребуется на те или иные занятия. Но все равно, каждый ребенок будет учиться в своем темпе.

Как лучше организовать самостоятельных детей, которые уже более-менее планируют свой день и понимают, что нельзя сделать все в последний момент, а надо постепенно? Можно им составлять карточку на неделю, распланировать занятия. Например, «мы проходим на этой неделе вот эту и эту тему по математике». Рисуете квадратик на каждый день недели, в них пишете номера заданий, которые ребенок должен выполнить. Это наглядно, и ребенок при желании может, все выполнив, закрашивать квадратики, и видит свой прогресс.

Одна мама рассказывала, что делала такую карточку. Расписывала детям задания по всем предметам на неделю и там же записывала ресурсы: «вот это ты читаешь в этом учебнике, вот это решаешь на этом интернет-ресурсе, вот это ты проходишь здесь». И говорила: «это тебе задание на неделю. Ты можешь выполнять его в течение недели, постепенно. А можешь сделать за два-три дня, и тогда остаток времени ты получаешь себе». Одного из ее детей это очень стимулировало. Причем мама работала, уходила на работу, и ребенок оставался с этой карточкой. В конце недели мама тратила еще сорок минут, чтобы проверить выполненные задания. Брала тетрадь и сидела, проверяла, смотрела ход решения. И девочка, бывало, делала за два-три дня свой объем, и в остальное время занималась своими делами. Тут важно сдержать слово, не допустить ситуации, когда «сделал дело – снова делай», «раз ты смог так быстро все выполнить, то вот тебе еще несколько заданий». Иначе ребенок потеряет доверие к таким обещаниям и мотивацию.

Такой вид планирования с визуализацией, по карточке, где ребенку все четко расписано, где можно закрасить сделанное или приклеить наклейку, ребенку очень помогает. Когда я готовилась в школе к экзаменам, то рисовала для себя домики с окошками, тридцать билетов – тридцать окошек в домике, и когда я выучивала билет, то закрашивала окошко. Сразу было видно, сколько изучено и сколько предстоит, где прорехи. Если билет выучен наполовину, какого-то конспекта не хватает, закрашивала пол-окошка. Ставила пометки, куда надо вернуться. Это хорошо дисциплинирует.

Иногда, когда дети уже большие, нам помогает более оперативно закончить год с младшими и выпустить их в апреле заниматься своими делами, чтобы больше времени и сил уделить старшим. В этом году у нас второклашка и двое старших. Я планирую в апреле закончить со второклашкой год и сдать аттестации, чтобы дальше бросить все силы на занятия со старшими.

 

Ответы на вопросы

О. Агеева. Вебинар «Как одновременно учить разновозрастных детей»

Отношения и учеба.

Об укладе семьи, как учиться ладить с детьми, воспитывать их в послушании, разумно устроить день в чередовании повседневных дел.

Что делать, если нет идеальной системы, когда дети росли дома, привыкли ладить с младшими и старшими? Посмотрим на распространенную ситуацию. Жил человек, что-то ему не очень понравилось для его детей в садике, в школе, он решил что-то изменить, прочитал статьи о СО, послушал вебинары, семинары и решил: вот то, что нам надо. Нам плохо в школе, плохо в садике, мы хотим жить по-новому. И забирает детей изо всех этих учреждений одномоментно.

Я такого опыта не имею, у имею лишь опыт прочтения множества таких историй и хотела бы, в первую очередь, предупредить: вам надо запастись терпением. На адаптацию, на то, чтобы научиться жить вместе и думать об эффективной учебе, надо отвести минимум год. И в течение этого года желательно не делать выводов о том, подошло вам такое обучение или нет. Если с девяти утра и до шести вечера ваших детей воспитывали и учили посторонние люди, и дети совершенно не собираются слушаться вас, не заинтересованы делать то, что хотите вы, то первый год вам надо отвести на отношения. Скорее всего, возникнет ситуация, когда хвост вытащил – клюв увяз. Дом чистый – уроки не сделаны. Уроки сделаны – суп не сварен. Уроки сделаны, домашние дела тоже – никто в этот день не был на детской площадке. Все время что-то такое. Виртуозное, хорошо налаженное умение совместить все дела приходит с опытом. Надо, действительно, тренироваться на своих собственных детях, своей собственной семье. Поэтому первый год посвящен налаживанию такого быта. После этого уже можно думать об учебе.

Когда вы начинаете учебу, да и во всех семейных вопросах вообще, самое важное – это расставить приоритеты. И я не скажу, что учеба – это приоритет. Приоритет – это отношения. Если отношения с ребенком будут вашим приоритетом, то вы избежите огромного количества проблем. Если в приоритете учеба, то мать будет кричать на ребенка, быстрее терять терпение. Если икс до сих пор равен пятнадцати, а не восьми, если ребенок медленно читает, мама раздражается, она разочарована. Есть много анекдотов на эту тему: «мать охрипла, соседи оглохли, ребенок выучил уроки». Матери говорят: «у меня не хватает терпения на своих детей, я сразу злюсь, мне проще отдать его кому-то, кто будет заниматься его обучением».

Мы должны понимать, что самое главное – это наши отношения. И наше с ними обучение – это большой шанс стать нужными нашим детям. Потому что они будут приходить к нам за помощью и, помогая им, мы будем укреплять наши отношения. Поэтому каждый раз, когда у ребенка что-то не получается, мы должны посмотреть на него и сказать себе: мне важнее отношения с этим ребенком, чем то, чтобы он решил эту задачу. Это даст нам сил и терпения. Мне помогало сохранять спокойствие и быть доброжелательной со своими детьми то, что я представляла себе: что если мои дети вырастут и напишут книгу о том, какой была их семья? Что они смогут написать обо мне? Какой мамой я была для них? Поэтому я старалась быть такой мамой, про какую хотела бы прочитать в этой книге.

Организация обучения.

Мы практически всегда учимся вместе, в одной комнате, и я вижу много преимуществ у такого метода. Многие родители пытаются развести детей по разным комнатам и курсируют между ними. У нас это не прижилось. Если мы в одной комнате учим детей всех возрастов всем предметам, то создаем тем самым «образовательный бульон». Так наша первая дочка освоила дроби, просто потому что находилась со мной в одной комнате, когда я занималась по скайпу алгеброй со своей ученицей. Четвертая дочка освоила программу первого класса к шести годам, не изучая ее, а просто находясь с сестрами и братьями в одной комнате, когда те учились. За два месяца прошла программу второго класса, к двенадцати годам – в 9 классе. Аналогичный пример – в семье одного из известных семейников, Алексея Карпова (Папы Карпа).

Я поначалу допускала ошибки. Могла сесть диктовать ребенку диктант и диктовать минут двадцать, потом проверять, а потом спохватывалась, что остальные в это время ничего не делали. И думала: почему я сперва не дала заданий остальным детям?

Т.е. должна быть планерка: «так, у этого ребенка сегодня вот такая тема по математике, она большая, сложная, надо будет много объяснять. Этого ребенка я сажаю с собой. А вот у этого ребенка в другом классе третий урок по той же теме, он пока нарабатывает навык, тему он знает, единственное – вот тут один нюанс». Вы берете этого ребенка первым, объясняете ему этот маленький нюанс, даете ему 1-2 задания, которые он решает при вас, убеждаетесь, что у него дело пошло, и сажаете его по одну сторону от себя, ставите в учебнике галочки, и он при вас решает. Старшему ребенку можно распечатать что-то на компьютере или поставить ему тест или интернет-урок, дать учебник, он может учиться сам, вы только даете ему задания. И только после того, как вы увидели, что все приступили к работе, вы берете к себе ребенка на диктант или на долгое объяснение. Таким образом, у вас будет заниматься три ребенка одновременно.

Но если у вас один ребенок кричит: «Я не понимаю!», второй: «Кто это придумал! Не хочу вообще это делать!», а третий, маленький, рвет тетрадки, вот в чем будет кошмар. Проблема не в том, что вы не знаете, что делать в первую очередь, русский или математику, а в том, что дети ведут себя неадекватно. Уделите внимание тому, чтобы жизнь была налажена, это главное. А эти все моменты легко утрясутся.

Где еще взять время на занятия? Дети ходят на кружки, их возят родители. Когда нам надо было водить старшую дочку в музыкальную школу, то мы ходили все вместе, двухлетняя дочка в коляске, дети шести и четырех лет – пешком, и в фойе муз.школы мы с младшими занимались. Шум их не отвлекал, они погружались в учебу. Когда приходили с кружка, часть уроков уже была сделана. Также мы очень активно пользовались устной учебой. Когда идете по дороге, едете в маршрутке, гуляете, можете, например, придумать много задачек на одно-два действия, задавать их ребенку, и он будет устно считать. Чем три задачи записать в тетрадке, лучше десять-пятнадцать решить устно. Еще можно использовать время сна младшего ребенка, чтобы позаниматься со старшим, это понятно.

На какие уроки детей объединять, а какие делать по отдельности с каждым? Это индивидуально. Знаю семью, где взрослые очень хорошо знают и любят историю, поэтому и дети хорошо ее знают. Вопрос выбора одного из ЕГЭ не стоит: конечно, история. К другим-то готовиться надо, а здесь – пошел, да сдал. Я спросила у этого папы на семинаре: «вы сажаете одновременно всех троих и преподаете им историю?» Он сказал: «нет, что вы, нет, конечно! Они такие разные! Одна усвоит все мгновенно, другая – долго. Я с каждой девочкой занимаюсь отдельно».

У них организовано так: утром вся квартира превращается в учебную зону, в одной комнате мама с учебниками по точным наукам, в другой – муз.инструменты, а в третьей – папа. Одна девочка идет играть на скрипке, другая к маме на занятие, третья – к папе. После муз.занятия первая идет к маме, вторая на занятие к папе, третья на музыку. У нас одна я на все про все, т.к. муж работает вне дома. Но они так изучают не все предметы. Географию, например, изучают вместе. Просто история для них важна, она у них в приоритете. И папа хочет убедиться, что каждый ребенок пропустил через себя эти исторические закономерности, он все усвоил, понял. Поэтому он историю не отдаст в общую кучу.

У нас многие книги читаются всеми вместе, мы много читаем вслух. Но я понимаю, что если трехлетняя дочка послушала книгу по истории Древнего мира, то впоследствии все равно придется перечитывать эту книгу с ней, т.к. сейчас она не может понять и запомнить все, о чем там написано. Поэтому, сажая всех пятерых детей послушать книгу, я знаю, кто из них ее усвоит сейчас, а с кем придется позже к ней возвращаться.

Фильмы учебные мы тоже ставим на всех. Дети усваивают информацию по-разному, это естественно. Расскажу о своем не получившемся, не состоявшемся эксперименте. Может быть, он кому-нибудь окажется полезен. Шуструю свою девочку, которая все переслушала, играя на ковре, я подогнала по классам к ближайшему к ней ребенку, к сыну, который на два года старше. Сын перескакивал через класс один раз. Она перескакивала несколько раз. Ему 14 лет, ей – 12. Оба оказались в 9 классе. Я думала, что облегчу себе жизнь. В кои-то веки два ребенка в одном классе, можно давать один урок на двоих. Но ничего не вышло, они оказались совершенно разными, когда я их сажаю за одну и ту же тему, то один за счет глубины своего подхода усваивает ее глубоко и логично, а другая быстро вбирает в оперативную память, но быстро и забывает. И с ней приходится тему повторять, а тот хорошо запомнил. Или наоборот, он медленный, основательный, а она шустрая, она уже на все пять вопросов ответила и скучает, а он еще разбирается с первым. Как я ни пыталась, не могла их выровнять. И когда занималась с двумя детьми, я не могла понять, как учителя могут учить тридцать. Точнее, я понимаю, что это происходит так: несколько учеников понимают все, середнячки понимают частично, а остальная часть класса давно вылетела из учебного процесса, занимается совершенно другими вопросами и не понимает, о чем там рассказывают. Попытка собрать детей даже своей собственной семьи в группу для обучения не удалась. Поэтому я (если не брать кружки музыкальные, краеведческие и др.) против группового обучения. Дети усваивают информацию в разном темпе, поэтому даже в группе хороший учитель будет давать индивидуальные задания. И все равно, объяснить один и тот же материал одному надо несколько раз, а другому – один, и потом дать что-то посложнее. Поэтому лучше не экономить на детях, на времени, и чередовать групповое обучение с индивидуальным.

Когда средней дочке было 4-5 лет, она занималась по Игралочке Петерсон, быстро ее закончила, и надо было ее занять на то время, что я занимаюсь со старшими. Мы купили ей много долгоиграющих занятий: паззлов, конструкторов 3-д, других занятий. Выделили ей стол, и я давала ей одно, затем другое. Детям помладше давала лего, долгоиграющие игрушки, чтобы они могли занять себя сами. Т.е. когда вы занимаетесь со старшими, надо подумать, чем занять детей помладше.

Слышала жалобу, что маленькие дети очень ревнуют, хотят такую же тетрадку, как у брата, такую же ручку, а когда ты им даешь, они уже не хотят это, а хотят другое. Одна мама посоветовала: купите четыре шариковые ручки, одну старшему ребенку, вторую – на смену, и две – в обе руки младшему ребенку и дать ему урок, очень похожий на урок старшего, дать иллюзию, что у него все то же самое, что и у старшего. Т.е. надо искать способы снять это напряжение.

Еще я советую иметь дома много канцелярии. Иначе тратится очень много времени и сил на ее приобретение по необходимости. Я сейчас закупаю ручки и карандаши сотнями, потому что они постоянно теряются. И тетради чистые. Чтобы дети не бродили в поисках по дому, чтобы не терять ни минуты учебного процесса.

Важно всячески организовывать учебное пространство. Мне понравилось в частном доме фото: огромная столешница, разделена на четыре части, на каждой – полочки, органайзеры. Папочки, у каждого из детей своя лавка. Часть родителей выбирает большой обеденный стол, ставят в углу стеллаж. Мы тоже так пробовали, но мне не понравилось, т.к. мы стол используем и для приготовления пищи, и жаться, готовить еду на узкой кухонной столешнице мне неудобно. Поэтому у нас это не прижилось. Но кому-то удобно именно так.

Мы пробовали разносить учебные места по разным комнатам, но дети все равно приходят ко мне в гостиную, любят быть там, где я. Поэтому в результате, у нас есть место, где могу сесть я и два ребенка, справа и слева. И есть еще отдельный круглый стол. Мы часто занимаемся, лежа на животе. Ортопед нам когда-то, даже когда еще не было проблем с осанкой, посоветовала поменьше сидеть. Если хочется читать, учиться, то ложиться на живот, а книгу держать подальше от себя, ставить на вставочку перпендикулярно или под углом к полу, т.е. не класть на пол. Это у нас тоже прижилось, дети ложатся на родительскую кровать и читают. Поэтому подумайте, если будете перестраивать что-то в квартире, что вам удобнее: один большой стол, вокруг которого все собираются; маленькие столы для каждого ребенка; стол на двух-трех детей? Кто-то любит заниматься на полу, кто-то, чуть ли не свисая вниз головой со шведской стенки, пока родитель читает вслух учебник.

 

Самостоятельная учеба.

Самостоятельность у детей должна вырасти, развиться, так же, как и все остальное. Если вас подкупает тот момент, что на СО дети учатся самостоятельно, то надо понимать, они так учатся после того, как высидели все нужные годы с учащим его взрослым. Нельзя дать разновозрастным детям задание и уйти готовить на кухню – это не работает. Время нашей учебы я всегда провожу с детьми. В крайних случаях, когда я дала задание и ушла, потому что надо срочно что-то сделать, приготовить, я не удивляюсь, когда возвращаюсь, что дети ничего не сделали. Конечно, у старших эта самостоятельность выросла, я говорю не о них. Но класса до шестого ребенку жизненно нужен взрослый, который сидит с ним. Не всегда вы будете активно участвовать в процессе, иногда он пишет, а вы просто сидите рядом и в нужный момент говорите: «решай, не отвлекайся». Иногда надо ему помочь, если в чем-то затык. Самостоятельность ребенок покажет, когда дозреет: «не говори, не говори, я сам скажу, какая здесь должна быть буква!», «не подсказывай, я сам!». Как только пошли эти моменты, можете радоваться, процесс пошел. Ребенок начнет все лучше чувствовать, сколько времени ему потребуется на те или иные занятия. Но все равно, каждый ребенок будет учиться в своем темпе.

Как лучше организовать самостоятельных детей, которые уже более-менее планируют свой день и понимают, что нельзя сделать все в последний момент, а надо постепенно? Можно им составлять карточку на неделю, распланировать занятия. Например, «мы проходим на этой неделе вот эту и эту тему по математике». Рисуете квадратик на каждый день недели, в них пишете номера заданий, которые ребенок должен выполнить. Это наглядно, и ребенок при желании может, все выполнив, закрашивать квадратики, и видит свой прогресс.

Одна мама рассказывала, что делала такую карточку. Расписывала детям задания по всем предметам на неделю и там же записывала ресурсы: «вот это ты читаешь в этом учебнике, вот это решаешь на этом интернет-ресурсе, вот это ты проходишь здесь». И говорила: «это тебе задание на неделю. Ты можешь выполнять его в течение недели, постепенно. А можешь сделать за два-три дня, и тогда остаток времени ты получаешь себе». Одного из ее детей это очень стимулировало. Причем мама работала, уходила на работу, и ребенок оставался с этой карточкой. В конце недели мама тратила еще сорок минут, чтобы проверить выполненные задания. Брала тетрадь и сидела, проверяла, смотрела ход решения. И девочка, бывало, делала за два-три дня свой объем, и в остальное время занималась своими делами. Тут важно сдержать слово, не допустить ситуации, когда «сделал дело – снова делай», «раз ты смог так быстро все выполнить, то вот тебе еще несколько заданий». Иначе ребенок потеряет доверие к таким обещаниям и мотивацию.

Такой вид планирования с визуализацией, по карточке, где ребенку все четко расписано, где можно закрасить сделанное или приклеить наклейку, ребенку очень помогает. Когда я готовилась в школе к экзаменам, то рисовала для себя домики с окошками, тридцать билетов – тридцать окошек в домике, и когда я выучивала билет, то закрашивала окошко. Сразу было видно, сколько изучено и сколько предстоит, где прорехи. Если билет выучен наполовину, какого-то конспекта не хватает, закрашивала пол-окошка. Ставила пометки, куда надо вернуться. Это хорошо дисциплинирует.

Иногда, когда дети уже большие, нам помогает более оперативно закончить год с младшими и выпустить их в апреле заниматься своими делами, чтобы больше времени и сил уделить старшим. В этом году у нас второклашка и двое старших. Я планирую в апреле закончить со второклашкой год и сдать аттестации, чтобы дальше бросить все силы на занятия со старшими.

 

Ответы на вопросы


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.