Элементарная теория музыки. Краткий лекционный курс — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Элементарная теория музыки. Краткий лекционный курс

2017-06-25 1631
Элементарная теория музыки. Краткий лекционный курс 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Элементарная теория музыки. Краткий лекционный курс

Вознесенская Е.П.

ТЕМА 1. Нотное письмо.

Нота – это знак, при помощи которого записывается высота и длительность звука.

Нотный стан или нотоносец – это пять параллельных горизонтальных линий, на которых размещаются ноты. Счет линий ведется снизу вверх. Ноты могут писаться на линиях нотоносца, между ними, под или над нотоносцем.

Добавочные линии – это короткие линии для одной ноты, которые располагаются выше или ниже нотного стана. Счет добавочных линий над нотоносцем ведется снизу вверх, под нотоносцем – сверху вниз.

Вертикальная черта в начале нотного стана называется начальной.

Для обозначения длительности звуков существует ряд основных нотных знаков:

а) овал – пустой или заполненный;

б) штиль – добавляется к овалу, пишется вверх справа или вниз слева;

в) хвост – добавляется к штилю справа, бывает только у заполненных овалов;

г) ребро – это горизонталь, которая объединяет мелкие длительности,

используется вместо хвоста. Количество ребер соответствует количеству

хвостов.

Паузы – это перерыв в звучании музыки.

 

Правописание нот и пауз:

Нота Пауза Счет
Целая (пустой овал)   Раз-и-два-и-три-и-четыре-и  
Половинная (пустой овал + штиль)   Раз-и-два-и  
Четвертная (заполненный овал + штиль)   Раз-и  
Восьмая (заполненный овал + штиль + хвост)   Раз  
Шестнадцатая (заполненный овал + штиль + 2 хвоста)   Две ноты на «раз»  
Тридцатьвторая (заполненный овал + штиль + 3 хвоста)   Четыре ноты на «раз»  
Бревис (особый знак)   Раз-и-два-и-три-и-четыре-и- Раз-и-два-и-три-и-четыре-и

 

 

Правописание штилей:

а) штили нот, расположенных снизу до третьей линии, пишутся справа вверх;

б) штили нот, расположенных от третьей линии и выше, пишутся слева вниз;

в) в группе нот под общим ребром направление штилей зависит от высотного положения большинства нот группы;

г) при записи двух-, трех-, четырехголосия при совпадении ритма штиль может быть единым, при несовпадении ритма штили пишутся в разных направлениях.

В музыке принят принцип четного деления длительностей. Основное соотношение таково, что каждая более крупная длительность относится к более мелкой как 2:1.

Для увеличения длительности используются особые знаки:

а) лига – суммирует длительности, объединенные ею;

б) точка – увеличивает длительность на половину ее основной длительности;

в) фермата – произвольно увеличивает длительность.

При условном делении длительностей образуются особые виды ритмического дробления:

а) триоль – делит основную длительность вместо двух на три;

б) квинтоль – делит основную длительность вместо четырех на пять;

в) секстоль– делит основную длительность вместо четырех на шесть;

г) септоль – делит основную длительность вместо четырех на семь;

д) дуоль – делит длительность с точкой на два;

е) квартоль – делит длительность с точкой на четыре.

 

Знаки сокращения нотного письма называются аббревиатуры. Наиболее распространены следующие знаки:

1. реприза – знак повтора произведения или его части;

2. вольта – знак, указывающий на изменение в окончании музыкального фрагмента при его повторе;

3. Da Capo al Fine, D.C. al F., D.C. – повторить с начала до слова «Конец»;

4. %, /, //, __ - знаки повтора такта, ритмической группы, паузы;

5. при неполном повторе используются знаки S, F, D.S. (даль сэньо, т.е. от знака) до знака репризы;

6. tremolo (тремоло) – знак повтора звука или созвучия;

7. арпеджио – знак, указывающий на поочередное исполнение звуков аккорда;

8. simile – так же, как раньше;

9. знаки переноса на октаву и октавной дублировки.

 

ТЕМА 4. Метр. Ритм. Темп.

Метр – закономерное чередование сильных и слабых долей.

Акцент – это выделение звука посредством большей громкости (или большей продолжительности) по сравнению с окружающими звуками. Акцентируемая доля называется сильной, неакцентируемая – слабой. Метр организует музыкальные звуки посредством их различной акцентированности. Музыкальный метр подобен размеренности стихотворения.

Такт – это отрезок музыкального произведения от сильной доли до следующей сильной.

Тактовая черта – вертикальная черта поперек нотоносца, которая отделяет такты друг от друга. Тактовая черта ставится перед сильной долей.

Затакт – звук или группа звуков, составляющих неполный такт, с которого начинается произведение или егь часть. В последнем такте произведения может недоставать длительности, равной затакту.

Размер – это цифровое изображение метра дробью. Числитель обозначает количество долей в такте, знаменатель – длительность основной доли. Записывается после ключа и ключевых знаков альтерации.

Простой размер – это размер, который имеет две (двухдольный) или три (трехдольный) доли при одном акценте. Простой двухдольный размер – 2\4; простой трехдольный размер – 3\4.

Группировка – это объединение длительностей в такте в соответствии с размером.

ПРАВИЛА группировки длительностей в простых размерах:

1. используется запись единой длительностью на целый такт;

2. более мелкие длительности группируются по метрическим долям. Количество групп соответствует количеству долей в такте;

3. паузы группируются по тем же правилам, но без лиг;

4. для упрощения нотной записи используется нота с точкой.

Сложный размер – это, размер, который образуется от слияния простых двух \ или более одинаковых простых размеров и поэтому имеет два \или более акцента. Первая доля сложного размера называется сильной, первая доля следующего простого размера из состава данного сложного называется относительно сильной. Сложный четырехдольный размер – 4\4 (2\4 + 2\4).

При группировке в размере 4\4 восьмые длительности объединяются в группы по четыре ноты, отделяют простые размеры друг от друга.

Сложный смешанный размер образуется от слияния простых двух- и трехдольных размеров в различных сочетаниях. Для удобства нередко используется пояснительная запись - 5\4 (2\4 + 3\4). Группировка в сложных смешанных размерах производится в соответствии с простыми размерами, объединенными в данный сложный.

ПРАВИЛА группировки длительностей в вокальной музыке:

1. если один слог текста приходится на один звук, то соответствующая ему нота не группируется с соседними нотами;

2. если один слог текста приходится на несколько звуков, то соответствующие им ноты группируются по общим правилам. Ноты, приходящиеся на один слог, объединяются лигой.

Переменные размеры – это размеры, в которых изменяется количество долей на протяжении всего произведения или его части.Они бывают правильно переменными (т.е. через одинаковые промежутки времени) и неправильно переменными (т.е. через различные промежутки времени).

Ритм – это организованная последовательность звуков одинаковой или различной длительности. Виды ритмов: равномерный, пунктирный, триольный, синкопированный и др. Ритм (в сочетании с другими средствами) определяет выразительность музыки, характер исполнения произведения, является одной из жанровых характеристик.

Синкопа – ритмическая последовательность, при которой происходит несовпадение ритмического и метрического акцентов, т.е. перенесение акцента на слабую долю. Синкопы бывают внутритактовые и междутактовые. Внутри такта длительности группируются с нарушением правил; между тактами – с помощью лиг.

Полиметрия – одновременное сочетание разных метров.

Темп – это скорость движения в музыке.

Медленные темпы: Largo – широко,протяжно;

Lento – медленно;

Adagio – медленно;

Grave – тяжело.

Быстрые темпы: Allegro – скоро;

Vivo – живо;

Presto – очень быстро.

Средние темпы: Andante – не спеша;

Moderato – умеренно;

Sostenuto – сдержанно.

Постепенное изменение темпа: poco a poco – постепенно, мало-помалу.

для ускорения accelerando – ускоряя;

animando – одушевляя;

для замедления ritenuto – сдерживая;

ritardando – запаздывая.

Восстановление темпа: a tempo – в темпе;

Tempo primo – первоначальный темп.

 

Пентатоника.

Лад – это совокупность звуков, которые на основе связей между ними объединяются в систему с единой тоникой.

Ступени лада могут быть устойчивыми и неустойчивыми.

Устойчивые: I, III, V. Неустойчивые: II, IV, VI, VII. Неустойчивые ступени стремятся к разрешению в устойчивые. Таким образом, разрешение – это переход неустойчивой ступени в устойчивую.

Система ладовых тяготений: II - в I и III; IV - в III и V; VI - в V; VII - в I.

Ступени лада кроме нотных названий имеют еще особые названия и обозначаются римской цифрой:

I - тоника;

II - нисходящий вводный звук;

III - медианта;

IV - субдоминанта;

V - доминанта;

VI - субмедианта;

VII - восходящий вводный звук.

Тетрахорд – это последовательность четырех звуков в объеме чистой кварты.

 

Мажорный лад или мажор – это лад с мажорным трезвучием в основе.

Он состоит из двух одинаковых тетрахордов со строением: тон, тон, полутон.

Обозначается – dur.

Существует три вида мажора:

- натуральный;

- гармонический – отличается от натурального VI пониженной ступенью при движении вверх и вниз;

- мелодический – отличается от натурального мажора VI и VII пониженными ступенями при движении вниз. При движении вверх мелодический мажор совпадает с натуральным.

Тональность – это высотное положение лада. Название тональности состоит из двух частей: обозначение тоники + обозначение лада. Существует слоговая и буквенная система обозначения тональности. Буквенное обозначение лада: мажор – dur; минор – moll. Например: Ре мажор = D-dur;

си-бемоль минор = b-moll.

Если верхний тетрахорд принять за нижний или наоборот, то можно получить тональность, которая отличается от данной одним ключевым знаком. Так образуется квинтовый круг мажорных тональностей. Вверх по квинтовому кругу добавляются диезы, вниз - бемоли.

 

Минорный лад или минор – это лад со следующим строением:

тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон. Обозначается – moll.

Существует три вида минора:

- натуральный;

- гармонический – отличается от натурального VII повышенной ступенью при движении вверх и вниз;

- мелодический – отличается от натурального минора VI и VII повышенными ступенями при движении вверх. При движении вниз мелодический минор совпадает с натуральным.

 

Параллельные тональности – это мажорные и минорные тональности, имеющие одинаковый звукоряд.

Параллельная минорная тональность находится на малую терцию (полтора тона) ниже от мажорной, т.е. как бы строится от VI ступени мажора.

По аналогии с квинтовым кругом мажорных тональностей образуется квинтовый круг минорных (параллельных) тональностей.

Одноименные тональности – это мажорная и минорная тональности с одинаковой первой ступенью. Например: До мажор, до минор.

Однотерцовые тональности - это мажорная и минорная тональности с одинаковой третьей ступенью (терцией). Например: До мажор, до-диез минор.

В музыкальной практике чаще используются тональности до семи знаков при ключе. При появлении тональностей с двойными ключевыми знаками в темперированном строе применяется энгармоническая замена. Сумма диезов и бемолей в энгармонически равных тональностях равна 12. Например, До-диез мажор (7 диезов) и Ре-бемоль мажор (5 бемолей).

Диатонические лады – это лады, каждая ступень которых является самостоятельной, а не производной. Помимо мажора и минора существуют исторически сложившиеся в более ранний период лады народной (церковной) музыки. Это ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, эолийский лады.

Пентатоника – это лад, состоящий из пяти звуков. Пентатоника бывает гемитонная (с полутонами) и ангемитонная (без полутонов). В татарской народной и профессиональной музыке используется четыре вида ангемитонной пентатоники: мажорная, минорная, секстовая, септимовая.

Дважды гармонические - это лады, производные от натурального мажора и минора.

Порядок знаков при ключе:

диезы - фа, до, соль, ре, ля, ми, си;

бемоли - си, ми, ля, ре, соль, до, фа.

 

Ключевые знаки тональностей:

До мажор, ля минор - знаков нет -

Соль мажор, ми минор - 1 диез - фа;

Ре мажор, си минор - 2 диеза - фа, до;

Ля мажор, фа-диез минор - 3 диеза - фа, до, соль;

Ми мажор, до-диез минор - 4 диеза -фа, до, соль, ре;

Си мажор, соль-диез минор - 5 диезов - фа, до, соль, ре, ля;

Фа-диез мажор, ре-диез минор - 6 диезов - фа, до, соль, ре, ля, ми;

До-диез мажор, ля-диез минор - 7 диезов - фа, до, соль, ре, ля, ми, си.

 

Фа мажор, ре минор - 1 бемоль - си;

Си-бемоль мажор, соль минор - 2 бемоля - си, ми;

Ми-бемоль мажор, до минор - 3 бемоля - си, ми, ля;

Ля-бемоль мажор, фа минор - 4 бемоля - си, ми, ля, ре;

Ре-бемоль мажор, си-бемоль минор - 5 бемолей - си, ми, ля, ре, соль;

Соль-бемоль мажор. ми-бемоль минор - 6 бемолей - си, ми, ля, ре, соль, до;

До-бемоль мажор, ля-бемоль минор - 7 бемолей - си, ми, ля, ре, соль, до, фа.

ОБЪЕДИНЕННАЯ ТАБЛИЦА ЛАДОВ.

 

Мажорные лады:

- натуральный;

- гармонический – мажор с 6 пониженной ступенью;

- мелодический – мажор. Вверх звучит как натуральный, вниз – понижаются

6 и 7 ступени;

- ионийский – мажор, совпадающий по звучанию с натуральным;

- лидийский – мажор с 4 высокой ступенью;

- миксолидийский – мажор с 7 низкой ступенью;

- мажорная пентатоника – мажорный лад без 4 и 7 ступени;

- секстовая (полумажорная) пентатоника – мажорный лад без 3 и 7 ступени.

 

 

Минорные лады:

- натуральный;

- гармонический – минор с 7 повышенной ступенью;

- мелодический – минор с 6. 7. повышенными ступенями при движении вверх, вниз звучит как натуральный (знаки альтерации отменяются);

- эолийский – совпадает с натуральным минором;

- фригийский – минор со 2 низкой ступенью;

- дорийский – минор с 6 высокой ступенью;

- минорная пентатоника – минор без 2 и 6 ступени;

- септимовая (полуминорная) пентатоника – минор без 3 и 6 ступени.

ДОПОЛНЕНИЕ:

- локрийский – лад с уменьшенным трезвучием в основе;

- дважды гармонический мажор – мажор со 2 и 6 пониженными

ступенями;

- дважды гармонический минор – минор с 4 и 7 повышенными ступенями.

ТЕМА 6. Интервалы.

Интервал – это сочетание двух звуков. Нижний звук интервала называется основанием, верхний – вершиной.

Ступеневая величина – это количество охватываемых интервалом ступеней. Восьми ступеням соответствуют восемь основных названий:

прима (1), секунда (2), терция (3), кварта (4), квинта (5), секста (6), септима (7), октава (8).

Тоновая величина – это количество заключенных в интервале тонов и полутонов. Тоновая величина определяется прилагательными: чистая, большая, малая, увеличенная, уменьшенная.

 

ТАБЛИЦА ИНТЕРВАЛОВ:

Название интервала обозначение Ступеневая величина Тоновая величина
Чистая прима ч.1    
Малая секунда м.2   0.5
Большая секунда б.2    
Малая терция м.3   1.5
Большая терция б.3    
Чистая кварта ч.4   2.5
Увеличенная кварта ув.4    
Уменьшенная квинта ум.5    
Чистая квинта ч.5   3.5
Малая секста м.6.    
Большая секста б.6   4.5
Малая септима м.7    
Большая септима б.7   5.5
Чистая октава ч.8    

 

Обращение интервала – это перемещение нижнего звука на октаву вверх или верхнего - на октаву вниз. Закономерности обращения интервалов:

а) сумма интервала и его обращения равна 9;

б) интервалы обращаются: чистые в чистые; малые в большие и наоборот;

увеличенные в уменьшенные и наоборот.

Интервалы бывают:

- мелодические и гармонические. Интервал, звуки которого взяты одновременно, называется гармоническим. Интервал, звуки которого взяты последовательно, называется мелодическим. Мелодические интервалы могут быть восходящими и нисходящими.

- различные по ступеней величине;

- различные по тоновой величине (малые, большие, чистые, увеличенные,

уменьшенные, дважды увеличенные, дважды уменьшенные).

Увеличенный – это интервал, который на хроматический полутон шире чистого или большого при сохранении ступеневой величины.

Уменьшенный – это интервал, который на хроматический полутон уже чистого или малого при сохранении ступеневой величины.

Дважды увеличенный – это интервал, который на хроматический тон шире чистого или большого при сохранении ступеневой величины.

Дважды уменьшенный – это интервал, который на хроматический тон уже чистого или малого при сохранении ступеневой величины.

- диатонические и хроматические. Диатоническими называются интервалы, которые могут быть построены между основными ступенями звукоряда. К ним относятся все чистые, малые, большие, натуральная пара тритонов.

Хроматические – это все увеличенные, уменьшенные, дважды увеличенные и дважды уменьшенные интервалы.

На ступенях различных видов мажора и минора могут строить диатонические и хроматические интервалы. В ладу интервалы могут быть устойчивыми, т.е. состоящими из устойчивых звуков, и неустойчивыми, если один или оба звука интервала неустойчивы. Неустойчивые звуки интервалов разрешаются по ладовым тяготениям.

- консонирующие и диссонирующие. Консонирующие интервалы или консонансы – это интервалы, звуки которых как бы сливаются друг с другом, звучат мягко. Существует три группы консонансов:

а) весьма совершенные консонансы: чистая прима, чистая октава;

б) совершенные консонансы: чистая кварта, чистая квинта;

в) несовершенные консонансы: малые и большие терции и сексты.

Диссонирующие интервалы или диссонансы – это интервалы, звуки которых не сливаются друг с другом, звучат резко. К ним относятся: малые и большие секунды и септимы, тритоны.

- простые, т.е. интервалы в пределах октавы, и составные, т.е. интервалы шире октавы. Составные интервалы называются:

нона, децима, ундецима, дуодецима, терцдецима, квартдецима, квинтдецима.

Характерные интервалы – это интервалы, которые характерны для гармонических видов мажора и минора. В связи с понижением 6 ступени в гармоническом мажоре и повышением 7 ступени в гармоническом миноре образуются три пары взаимообращающихся интервалов:

ув.2 – ум.7;

ув.4 – ум.5;

ув.5 – ум.4.

 

СПОСОБ ПОСТРОЕНИЯ ХАРАКТЕРНЫХ ИНТЕРВАЛОВ.

В гармоническом мажоре на 6 пониженной ступени строятся все увеличенные интервалы: ув.2, ув.4, ув.5 (+ ув.4 на 4 ступени). При их обращении образуются характерные уменьшенные интервалы.

В гармоническом миноре на 7 повышенной ступени строятся все уменьшенные интервалы: ум.7, ум.5, ум.4 (+ ум.5 на 2 ступени). При их обращении образуются характерные увеличенные интервалы.

Характерные интервалы разрешаются по ладовым тяготениям в устойчивые звуки мажора или минора. При этом увеличенные интервалы разрешаются в сторону увеличения (в разные стороны); уменьшенные – в сторону уменьшения (вовнутрь).

 

ТЕМА 7. Аккорды.

Созвучие – это одновременное сочетание двух или более звуков.

Аккорд – это созвучие, состоящее не менее чем из трех звуков, которые могут быть расположены по терциям. Существуют следующие типы аккордов:

- трезвучие – аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям;

- септаккорд – аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям;

- нонаккорд – аккорд, состоящий из пяти звуков, расположенных по терциям.

ТАБЛИЦА №1. «Структура аккордов».

название вид обоз-наче-ние структура
Трезвучие   Основной аккорд   53   Терция + терция (три звука по терциям)
Секстаккорд   1 обращение трезвучия 6   Терция + кварта  
Квартсекстаккорд   2 обращение трезвучия 64   Кварта + терция  
Септаккорд   Основной аккорд   7   Терция + терция + терция (четыре звука по терциям)
Квинтсекстаккорд   1 обращение септаккорда   65   Терция + терция + секунда (секунда наверху)  
Терцквартаккорд   2 обращение септаккорда   43   Терция + секунда + терция (секунда в середине)
Секундаккорд     3 обращение септаккорда 2 Секунда + терция + терция (секунда в начале)

 

ТРЕЗВУЧИЯ

Звуки трезвучия имеют следующие названия: прима, терция, квинта – и читаются снизу вверх.

Основной аккорд – это положение аккорда с примой в нижнем голосе.

Обращение аккорда – это положение аккорда с терцией или квинтой в нижнем голосе. Трезвучие имеет два обращения:

1 обращение трезвучия называется секстаккорд, обозначается «6»;

2 обращение трезвучия называется квартсекстаккорд, обозначается «64».

Трезвучия в ладу могут быть построены на любой ступени. Обозначение трезвучия состоит из двух частей: римская цифра и вид аккорда. Например: VI53, II6.

Существуют следующие виды трезвучий:

а) мажорное;

б) минорное;

в) увеличенное;

г) уменьшенное.

 

ТАБЛИЦА №2. «Интервальный состав трезвучий и их обращений».

название обозначение Интервальный состав
Мажорное трезвучие Б53 б.3 + м.3
Минорное трезвучие м53 м.3 + б.3
Увеличенное трезвучие ув. 53 б.3 + б.3
Уменьшенное трезвучие ум. 53 м.3 + м.3
Мажорный секстаккорд Б6 м.3 + ч.4
Минорный секстаккорд м6 б.3 + ч.4
Мажорный квартсекстаккорд Б64 ч.4 + б.3
Минорный квартсекстаккорд м64 ч.4 + м.3

 

Главными трезвучиями лада называются трезвучия, построенные на I, IV, V ступенях, поскольку они отражают основной колорит лада, т.е. в мажоре они мажорные, в миноре – минорные.

Трезвучие на 1 ступени – тоника (или тоническое), обозначается Т53.

Трезвучие на 4 ступени – субдоминанта (или субдоминантовое), обозначается S53.

Трезвучие на 5 ступени – доминанта (или доминантовое), обозначается D53.

Тоническое трезвучие и его обращения состоят из устойчивых ступеней и поэтому не требуют разрешения. Субдоминантовое и доминантовое трезвучия и их обращения содержат устойчивые и неустойчивые ступени, которые требуют разрешения. Неустойчивые ступени лада разрешаются по ладовым тяготениям.

Трезвучия главных ступеней – это трезвучия на 1,4 и 5 ступенях: тоника, субдоминанта и доминанта (T,S,D). На терцию ниже и терцию выше от каждого из главных трезвучий располагаются побочные трезвучия этой же функциональной группы. К побочным трезвучиям относятся трезвучия на 2, 3, 6 и 7 ступенях. В соответствии с функциональной принадлежностью побочные трезвучия обозначаются: SII53, TDIII53, TSVI, DVII.

Как и главные трезвучия побочные трезвучия имеют два обращения: секстаккорд и квартсекстаккорд. Неустойчивые звуки побочных трезвучий и их обращений разрешаются по ладовым тяготениям.

Септаккорд – это аккорд, состоящий из 4 звуков, расположенных по терциям. Звуки септаккорда имеют следующие названия: прима, терция, квинта, септима – и читаются снизу вверх.

Основной вид септаккорда – это положение аккорда с примой в нижнем голосе. Септаккорд имеет три обращения: квинтсекстаккорд, терцквартаккорд, секундаккорд.

Септаккорды в ладу могут быть построены на любой ступени. Обозначение септаккордов и их обращений в ладу состоит из двух частей: римская цифра (или буква главной ступени) и вид аккорда. Например: II43, D65.

Существуют различные виды септаккордов. Их название, структура и обозначение зависит от интервала между крайними звуками (септима) и трезвучия внутри аккорда. Септаккорды бывают: большой мажорный (ББ7); большой минорный (Бм7); большой увеличенный (Б ув.7); большой уменьшенный (Б ум.7); малый мажорный (мБ7); малый минорный (мм7);

малый увеличенный (м ув.7); малый уменьшенный (м ум.7); уменьшенный

(ум.7).

Малый мажорный септаккорд, построенный на пятой ступени мажора и гармонического минора называется доминантсептаккорд.

ТАБЛИЦА №3. «Доминантсептаккорд».

Название Обозна-чение Ступень Разрешение Структура
Доминантсептаккорд   D7     Неполное тоническое трезвучие с утроенной примой б.3+м.3+м.3 или Б53+м.3  
Доминантовый квинтсекстаккорд   D65     Полное тоническое трезвучие с удвоенной примой м.3+м.3+б.2 или ум.53+ б.2  
Доминантовый терцквартаккорд D43     Полное тоническое трезвучие с удвоенной примой м.3+б.2+б.3  
Доминантовый секундаккорд D2   Тонический секстаккорд с удвоенной примой б.2+б.3+м.3 или б.2+ Б53

Септаккорд второй ступени является основным септаккордом субдоминантовой группы. Обозначается SII7. Строится на 2 ступени мажора и минора. По структуре SII7 в мажоре малый минорный; в гармоническом мажоре и миноре – малый уменьшенный.

 

ТАБЛИЦА №4. «Септаккорд второй ступени».

Название Обозначение Ступень Разрешение Переход
Субдоминантовый септаккорд второй ступени SII7     Т6   D43  
Субдоминантовый квинтсекстаккорд второй ступени SII65     Т, Т6, Т64   D2
Субдоминантовый терцквартаккорд второй ступени SII43     Т, Т64   D7  
Субдоминантовый секундаккорд второй ступени SII2   Т D65  

 

Септаккорд седьмой ступени или доминантовый вводный септаккорд строится на 7 ступени мажора и гармонического минора. Обозначается DVII7. По структуре в мажоре он малый уменьшенный, в гармоническом мажоре и миноре – уменьшенный.

 

ТАБЛИЦА №5. «Доминантовый вводный септаккорд».

Название Обозначение Ступень Разрешение Переход
Доминантовый вводный септаккорд DVII7     Тоника с удвоенной терцией D65  
Доминантовый вводный квинтсекстаккорд DVII65     Тонический секстаккорд с удвоенной терцией D43  
Доминантовый вводный терцквартаккорд   DVII43     Тонический секстаккорд с удвоенной терцией D2
Доминантовый вводный секундаккорд DVII2   Тонический квартсекстаккорд с удвоенной терцией D7  

 

 

Элементарная теория музыки. Краткий лекционный курс

Вознесенская Е.П.

ТЕМА 1. Нотное письмо.

Нота – это знак, при помощи которого записывается высота и длительность звука.

Нотный стан или нотоносец – это пять параллельных горизонтальных линий, на которых размещаются ноты. Счет линий ведется снизу вверх. Ноты могут писаться на линиях нотоносца, между ними, под или над нотоносцем.

Добавочные линии – это короткие линии для одной ноты, которые располагаются выше или ниже нотного стана. Счет добавочных линий над нотоносцем ведется снизу вверх, под нотоносцем – сверху вниз.

Вертикальная черта в начале нотного стана называется начальной.

Для обозначения длительности звуков существует ряд основных нотных знаков:

а) овал – пустой или заполненный;

б) штиль – добавляется к овалу, пишется вверх справа или вниз слева;

в) хвост – добавляется к штилю справа, бывает только у заполненных овалов;

г) ребро – это горизонталь, которая объединяет мелкие длительности,

используется вместо хвоста. Количество ребер соответствует количеству

хвостов.

Паузы – это перерыв в звучании музыки.

 

Правописание нот и пауз:

Нота Пауза Счет
Целая (пустой овал)   Раз-и-два-и-три-и-четыре-и  
Половинная (пустой овал + штиль)   Раз-и-два-и  
Четвертная (заполненный овал + штиль)   Раз-и  
Восьмая (заполненный овал + штиль + хвост)   Раз  
Шестнадцатая (заполненный овал + штиль + 2 хвоста)   Две ноты на «раз»  
Тридцатьвторая (заполненный овал + штиль + 3 хвоста)   Четыре ноты на «раз»  
Бревис (особый знак)   Раз-и-два-и-три-и-четыре-и- Раз-и-два-и-три-и-четыре-и

 

 

Правописание штилей:

а) штили нот, расположенных снизу до третьей линии, пишутся справа вверх;

б) штили нот, расположенных от третьей линии и выше, пишутся слева вниз;

в) в группе нот под общим ребром направление штилей зависит от высотного положения большинства нот группы;

г) при записи двух-, трех-, четырехголосия при совпадении ритма штиль может быть единым, при несовпадении ритма штили пишутся в разных направлениях.

В музыке принят принцип четного деления длительностей. Основное соотношение таково, что каждая более крупная длительность относится к более мелкой как 2:1.

Для увеличения длительности используются особые знаки:

а) лига – суммирует длительности, объединенные ею;

б) точка – увеличивает длительность на половину ее основной длительности;

в) фермата – произвольно увеличивает длительность.

При условном делении длительностей образуются особые виды ритмического дробления:

а) триоль – делит основную длительность вместо двух на три;

б) квинтоль – делит основную длительность вместо четырех на пять;

в) секстоль– делит основную длительность вместо четырех на шесть;

г) септоль – делит основную длительность вместо четырех на семь;

д) дуоль – делит длительность с точкой на два;

е) квартоль – делит длительность с точкой на четыре.

 

Знаки сокращения нотного письма называются аббревиатуры. Наиболее распространены следующие знаки:

1. реприза – знак повтора произведения или его части;

2. вольта – знак, указывающий на изменение в окончании музыкального фрагмента при его повторе;

3. Da Capo al Fine, D.C. al F., D.C. – повторить с начала до слова «Конец»;

4. %, /, //, __ - знаки повтора такта, ритмической группы, паузы;

5. при неполном повторе используются знаки S, F, D.S. (даль сэньо, т.е. от знака) до знака репризы;

6. tremolo (тремоло) – знак повтора звука или созвучия;

7. арпеджио – знак, указывающий на поочередное исполнение звуков аккорда;

8. simile – так же, как раньше;

9. знаки переноса на октаву и октавной дублировки.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.207 с.