Хоровое дирижирование;история и персоналии. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Хоровое дирижирование;история и персоналии.

2017-06-25 1097
Хоровое дирижирование;история и персоналии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение.

‘’В течение многих столетий хоровое пение являлось тем самым путем,

по которому шло развитие музыкальной культуры нашего народа.Исключительная музыкальная одаренность русского человека находила свое выражение в образах песенного творчества,а наиболее излюбленной органически присущей народу формой музыкального исполнительства стало хоровое пение.Именно в этой области создавались в первую очередь те художественные ценности которые принесли нашему народу всемирное признание в области музыкального искусства и утвердили за ним славу народа-‘’песнетворца’’.

Не было ни одного периода в развитии нашего общества,когда бы педагоги,музыканты,композиторы не подчеркивали бы значение хорового искусства в воспитании молодежи,в его возможности способствовать духовному совершенствованию подростающего поколения.

Сегодня невозможно представить себе урок музыки без пения,а коллективное ее исполнение без дирижера.Только он своей волей,жестом,взглядом может ‘’подчинить’’повести за собой,заставить жить одними с ним мыслями и чувствами огромные массы людей.

Большинство видных дирижеров сходятся на том,что жест в своем внешнем проявлении является результатом личностного отношения к произведению.

В условиях работы с коллективом школьников владение дирижерским жестом особенно важно,так как именно он собирает внимание,организует и ведет за собой юных исполнителей,формирует их эстетические эмоции,вкус и музыкальную отзывчивость.Особенно дети с удовольствием и большим вниманием следят за руками учителя,''магические''жесты которого открывают тайны рождения песни,заложенного в ней художественного образа.Учитель музыки выступает в роли дирижера при исполнении песен без сопровождения и с сопровождением[при отсутствии концертмейстера,используя так называемые минусовки],во время концертных выступлений.Особенно необходим дирижер в репетиционной работе в процессе разучивания песни.Оттого,на сколько школьники понимают дирижерский жест,зависит качество исполняемой музыки.


 

Раздел I Дирижерская хоровая подготовка учителя музыки.

Раздел 2.Работа с хором.

Партия альтов.

Альтовая партия отличается ровным,насышенным звучанием на протяжении всего рабочего диапазона;фа,соль малой-до,ре второй октавы.Переходные звуки;до,ре диез первой октавы.Настоящие низкие женские голоса встречаются крайне редко,поэтому в альтовую партию зачисляются певцы которые могут без напряжения исполнять низкие звуки диапозона.

Партия теноров.

Общий диапазон;до малой-до второй октавы.Крайние звуки используются в хоровой литературе редко.Верхний регистр из теноровой партии звучит ярко,выразительно,с большой силы,особенностью,расширяющей наличие у теноров фальцета,позволяющего исполнять легким звуком крайние верхние звуки диапозона и звуки среднего регистра,окрашивая их особым тембром.Переходные звуки;ми,фа диез,соль первой октавы.

Партия басов.

Составляет основу хороой звучности,ее фундамент;особенно ответственна роль партии в произведениях без сопровождения.Диапазон басовой партии; ми,фа,,большой-ми,фа первой октавы.

Наиболее выразительно партия басов звучит в верхнем и среднем регистрах.Партию басов чаще,чем других делят на 2 группы;баритоны и басы.Особенную редкость для хора представляет наличие третьей группы низких мужских голосов-октавистов.

Хоровые партии детского хора обычно состоят из сопрано и альтов.Хоровые партии младшего детского хора[7-10 лет].

Диапазон партии;си малой,до,ре первой октавы-до,ми второй октавы.Основые свойства детского голоса этого возраста-звонкость,ровность,полетность-формируются при условии правильного его воспритания.Оптимальным режимиом для этих голосов является средняя сила звучания,умеренный вдох,исключение перенапряжения голосовых связок.

Хоровые партии среднего детского хора [11-12 лет].Есть предрасположенность на грудное звучание.Несколько расширяется диапазон [до 1 ой октавы-ми,фа 2 ой октавы].Наблюдается некоторая насышенность звучания у девочек прослеживается развитие женского тембра.У мальчиков появляются глубоко окрашенные грудные тоны.Сопрано до,ре 1 ой октавы-фа,соль 2 ой октавы.Альты ля малой октавы-ми бемоль 2 октавы.В этом возрасте возможности более широки.В репертуар можно включить произведения гармонического склада и несложно полифонические произведение.

Хоровые партии старшего детского хора[13-14лет].Рабочий диапозон сопрановой партии;до,ре 1 ой октавы-ми,соль 2 ой октавы.Голос у девочек отличается легкостью имеет уже некоторую окрашенность женского тембра,подвижен,выразителен на переходных звуках[ля,си 1 ой октавы].Ошущается позиционная и интонационная неустойчивость в партию сопрано зачисляются и мальчики,которые могут легко брать высокие звуки названного диапазона.

В партию альтов направляются учащиеся,у которых более насыщенно звучит низкий регистр.Их диапазон;ля малой-до,ре 2 ой октавы.

Если в альтах поет много мальчиков,то для партии становится характерным грудное звучание,большая звуковая компактность.

Тесситура- высотное положение звуков мелодии по отношению к диапозону голоса или инструмента.В зависимости от преимущества употребления тех иных звуков,тессетура может быть высокая,средняя[наиболее удобная для пения благопрятная для интонирования ]использование тесситурных условий одну из средств выразительности.

Вокально-хоровые навыки

Певческая установка-правильное положение корпуса,шеи и головы,способствующее оброзованию звука хорошего качества.Дыхание[певческое]-важнейший элемент певческого процесса;до некоторой степени подчинено воле дирижера.В современной вокальной методике принято смешанное или нижнереберно-диафрагмальное дыхание,когда при углубленном вдохе раздвигаются нижние ребра опускается диафрагма[вследстие чего выпячивается стенка живота],плечи и верхняя часть груди неподвижна.При выдохе происходит активное торможение дмафрагмы,ребра и стенка живота постепенно возращаются в исходное положение.

Введение.

‘’В течение многих столетий хоровое пение являлось тем самым путем,

по которому шло развитие музыкальной культуры нашего народа.Исключительная музыкальная одаренность русского человека находила свое выражение в образах песенного творчества,а наиболее излюбленной органически присущей народу формой музыкального исполнительства стало хоровое пение.Именно в этой области создавались в первую очередь те художественные ценности которые принесли нашему народу всемирное признание в области музыкального искусства и утвердили за ним славу народа-‘’песнетворца’’.

Не было ни одного периода в развитии нашего общества,когда бы педагоги,музыканты,композиторы не подчеркивали бы значение хорового искусства в воспитании молодежи,в его возможности способствовать духовному совершенствованию подростающего поколения.

Сегодня невозможно представить себе урок музыки без пения,а коллективное ее исполнение без дирижера.Только он своей волей,жестом,взглядом может ‘’подчинить’’повести за собой,заставить жить одними с ним мыслями и чувствами огромные массы людей.

Большинство видных дирижеров сходятся на том,что жест в своем внешнем проявлении является результатом личностного отношения к произведению.

В условиях работы с коллективом школьников владение дирижерским жестом особенно важно,так как именно он собирает внимание,организует и ведет за собой юных исполнителей,формирует их эстетические эмоции,вкус и музыкальную отзывчивость.Особенно дети с удовольствием и большим вниманием следят за руками учителя,''магические''жесты которого открывают тайны рождения песни,заложенного в ней художественного образа.Учитель музыки выступает в роли дирижера при исполнении песен без сопровождения и с сопровождением[при отсутствии концертмейстера,используя так называемые минусовки],во время концертных выступлений.Особенно необходим дирижер в репетиционной работе в процессе разучивания песни.Оттого,на сколько школьники понимают дирижерский жест,зависит качество исполняемой музыки.


 

Раздел I Дирижерская хоровая подготовка учителя музыки.

Хоровое дирижирование;история и персоналии.

Дирижер-руководитель коллективного исполнения в музыки.

Дирижирование как искусство управления коллективным испонением музыки имеет давнюю и замечательную историю.Давнюю,потому что возникло в глубокой древности,замечательную,поскольку с ней связано множество людей с интересной,творческой и жизжненной биографией,людей,посвятивших себя служению делу формирования музыкальной культуры и массы любителей хорового пения.

Профессия ‘’дирижера’’отличается от профессии других музыкантов-исполнителей тем,что обладатель ее владеет уникальным музыкальным инструментом-человеческим голосом,причем не одним,а массой голосов разных по своему тембру,силе,певческими возможностям;которые он должен привести в нужное качество,научить петь,дышать и жить теми чувствами и идеями,которые он стремится передать в исполняемом произведении.

Дирижеров обычно выдвигали из числа учасников хора.Это были опытные певцы, ставшие в последствии известными учителями пения и руководителями придворных капелл.

В европейской музыке до XIX века дирижер был композитором,педагогом,исполнителем своих произведений.Большое значение в деле совершенствования хорового исполнительства имела деятельность композиторов Д.С.Бортнянского,А.А.Архангельского,А.Д.Кастальского,М.М.Ипполитова-Иванова, которые были одновременно и дирижерами хоров.С Московским Синодальным хором сотрудничали П.И.Чайковский,С.И.Танеев,С.В.Рахманинов,Вик.С.Калинников,Ю.С.Чахновский,П.Г.Чесноков и др.Большую роль в истории русской хоровой культуры сыграло деятельность ''Бесплатной музыкальной школы''.

Организуемые певческие школы при капеллах дали в свое время таких замечательных мастеров хорового дела как,например,C.А.Дегтярев[1766-1813]и Г.Я.Ломакин[1811-1885][школа капеллы Шереметьева].

Со второй половины XIX века подготовкой руководителей хоров стали заниматься учительские институты,духовные семинарии,специальные земские школы;исследователи истории русской хоровой культуры отмечают большую роль’’Бесплатной музыкальной школы'',основанной М.А.Балакиревым и Г.И.Ломикиным в 1862 г.

Это был своего рода просветительский центр распространения музыкальной культуры в массы.Из учащихся был составлен хор,концерты которого знакомили публику с выдающимися произведениями русских авторов[начиная с Глинки],и зарубежных-Берлиоза,Шумана,Листа и других,в России еще малоизвестных.

В области музыкального воспитания школьников трудились в конце XIX и начале XX в.в.С.В.Смоленский,С.И.Миропольский,А.Н.Карасев,

А.И.Пузыревский,Д.Н.Зарин,А.Л.Маслов.

Образованное в 1958 году Всероссийское хоровое общество[ВХО],способствовало появлению музыкально-педагогических факультетах в педагогических вузах.

Страна нуждалась в учителях музыки,обладающих педагогическим мастерством и необходимыми знаниями в области хорового исполнительства.

Благодаря творческим успехам детских хоровых коллективов В.Г.Соколова[1908-1993],В.С.Локтева[1911-1968] и многих других,стали организовыватся детские хоровые студии.Наиболее известные из них ‘’Пионерия’’[Г.Струве],’’Весна’’[А.Пономарев],’’Веснянка''[Е.Свешникова],’’’Радоcть''[Т.Жданова]и ‘’Журавушка’’[Чипкайло].Большой детский хор

Всесоюзного радио и Центрального телевидения,руководимый В.С.Поповым.

Подъем детского хорового исполнительства в этот период был исторически обусловлен заинтересованностью школ в наличии хоровых коллективов системой распределения специалистов по окончании учебного заведения и закреплением их на одном рабочем месте,необходимостью принимать участие в календарных и советских праздниках,и массовых торжествах и т.д.

В XX столетии проблемы работы с детскими хорами и вопросы организации музыкального образования легли в основу научно-методических исследований и в работах;В.Г.Соколова,Д.Л.Локшина,В.С.Попова,

А.А.Егорова,В.Л.Живова,Г.А.Струве,Г.П.Стуловой,Л.М.Абелян,

Ю.Б.Алиева,О.А.Апраксиной,Л.Б.Бартеневой,Л.М.Жарова,

Т.Н.Овчинниковой и др.

Повысились требования к хоровой подготовке учителя музыки в школе,которая предполагала кроме наличия определенных организационно-педагогических навыков дирижерское мастерство,владение мануальной техникой и,главное,’’какого-то трудно подающегося обьяснению и учету внутреннего волевого посыла,волевого воздействия на оркестр,хор посредством движения рук,положение корпуса,мимики лица,комплекса технико-психологических и музыкально-художественных качеств,которыми обладает дирижер воздействуя на исполнительский коллектив и слушателей-зрителей''[А.Анисимов].

Эти качества присущи знаменитым дирижерам прошлого и настоящего времени.П.Г.Чеснокову,А.В.Свешникову,К.Б.Птице,А.А.Юрлову,В.Г.Соколову,В.Н.Минину,Б.Г.Тевлину и многим другим.


 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.