Основные методы сбора социологической информации — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Основные методы сбора социологической информации

2017-06-20 632
Основные методы сбора социологической информации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В социологии при сборе первичных данных используют четыре основных метода, и каждый из них имеет по две основные разновидности:

опрос (анкетирование и интервьюирование);

анализ документов (качественный и количественный (контент-анализ));

наблюдение (невключенное и включенное);

эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).

Опрос

Социологический опрос — это метод получения первичной социологической информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения от последнего необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы. Благодаря опросу можно получить информацию как о социальных фактах, событиях, так и о мнениях и оценках людей. Другими словами, это информация об объективных явлениях и процессах, с одной стороны, и о субъективном состоянии людей — с другой[1, с. 168-169]

Результаты опроса зависят от ряда обстоятельств:

- психологического состояния респондента в момент опроса;

- ситуации опроса (условия, которые должны быть благоприятны для общения);

- содержания анкеты или устного опроса [4,с. 407].

 

Также можно выделить основные плюсы и минусы метода – опрос.

Достоинства:

- в короткие сроки можно получить значительную информацию от многих людей по широкому кругу интересующих исследователя вопросов;

- данным методом можно пользоваться в отношении практически любых слоев населения;

Недостатки:

- полученная информация не всегда является правдивой и достоверной;

- при большой группе опрашиваемых, трудность обработки полученных данных.

Наблюдение

Одним из самых интересных методов сбора первичной информации, позволяющий открыть много нового в поведении людей считается метод наблюдения. Он означает направленное, систематическое, непосредственное прослеживание, фиксирование и регистрацию социально значимых фактов, явлений и процессов. Особенность этого метода, в отличие от обыденного, повседневного наблюдения, состоит в его планомерности и целеполагании. Свидетельство тому — четкая фиксация цели, задач и процедуры социологического наблюдения. В его программе должны также содержаться объект, предмет, ситуация наблюдения, выбор способа его регистрации, обработка и интерпретация полученной информации.

Виды наблюдения рассматриваются в зависимости от положения наблюдателя, регулярности наблюдения, места и т.д. По первому основанию наблюдения делятся на включенные и невключенные. Первый вид наблюдения иногда еще называют исследованием в «маске». Социолог или психолог действуют под вымышленным именем, скрывают истинную профессию и, конечно же, цели исследования. Окружающие не должны догадываться о том, кто он такой. Ученый инкогнито может устроится на завод и в течении нескольких месяцев проходить производственную практику в качестве стажера. А если у него есть соответствующая квалификация, то и стажером.

Невключенное наблюдение предполагает изучение ситуации со стороны, когда социолог не участвует в жизни исследуемого объекта и не вступает в прямые контакты с членами группы. Примером может служить изучение общественных собраний. С помощью специальных картотек наблюдения социолог фиксирует поведение докладчиков и реакцию аудитории, скажем одобрительные (или неодобрительные) реплики, возгласы, разговоры, вопросы к выступающему и т.д.

В зависимости от регулярности наблюдение бывает систематическим и случайным. Первое планируется и регулярно осуществляется в течение определенного периода, второе, как правило, проводится без плана, по поводу той или иной разовой, конкретной ситуации.

По месту проведения различают такие виды наблюдения, как полевое и лабораторное. Первое, наиболее распространенное, проводится в естественных условиях, второе — в искусственных. Так, школьный социолог может в обычных условиях наблюдать взаимоотношения учащихся, изучая проблемы социально-психологического климата в группе. Лабораторное наблюдение проводится, как правило, в экспериментальной ситуации, скажем во время игры, конкурсов, соревнований. Учащиеся даже не подозревают, что таким образом социолог изучает проблемы взаимовыручки и сплоченности

После рассмотрения данного метода, можно выделить его достоинства и недостатки.

Достоинства:

- наблюдение осуществляется одновременно с развитием событий, процессов, явлений, т.е. в конкретных пространственно-временных условиях.

- при широко организованном наблюдении можно описать поведение всех участников процесса взаимодействия социальных групп.

Недостатки:

- не все явления и процессы доступны для наблюдения;

- поскольку социальные ситуации не воспроизводятся, повторное наблюдение становится практически невозможным;

- наблюдение социальных процессов ограничено во времени;

- существует опасность адаптации социолога к ситуации, потери способности объективно ее оценивать, особенно в условиях включенного наблюдения.

Анализ документов

Не менее важным методом сбора первичной информации является изучение документов. Т. к. сбор социологической информации начинается с анализа документов.Метод их изучения в социологии означает использование любой информации, зафиксированной в рукописном или печатном тексте, теле-, кино-, фотоматериалах, в звукозаписи. Социолог, анализирующий те или иные социальные проблемы, должен начать свое исследование с изучения документальной информации как базовой, исходной для дальнейшей работы. Прежде чем приступить к формулированию гипотез, составлению выборки, часто необходимо изучить соответствующую документальную информацию.

Она делится по своему статусу на официальную и неофициальную. К первой относятся правительственные документы, данные статистики, протоколы заседаний и собраний, служебные характеристики, ко второй — личные материалы, включающие письма, дневники, анкеты, заявления, автобиографии и др.

В зависимости от формы, в которой фиксируется информация, документы делятся на четыре вида: письменные, иконографические, статистические, фонетические. Среди первых — материалы архивов, прессы, личные документы, т.е. те, в которых информация изложена в форме буквенного текста. К иконографическим относятся кинодокументы, картины, гравюры, фотографии, видеоматериалы и др. Статистические документы представляют данные, в которых форма изложения в основном цифровая. Фонетические документы — это магнитофонные записи, грампластинки. Особым видом документов являются компьютерные документы.

По источнику информации документы могут быть первичными и вторичными. Если они составляются на базе прямого наблюдения либо опроса, то это — первичные документы, если же являются результатом обработки, обобщения других документов, то тогда они относятся к вторичным документам.

При работе с документами имеет значение знание методов и способов анализа материалов. Выделяют неформализованные (традиционные) и формализованные методы. Первые предполагают использование умственных операций, направленных на выявление логики документов, их сути, основных идей. В данном случае социолог должен ответить на ряд вопросов: что представляет собой документ, с которым он работает? какова была цель его создания? на какое время он рассчитан? какова надежность и достоверность информации, содержащейся в нем? как можно ее использовать? каков общественный резонанс документа?

При ответе на эти вопросы всегда существует опасность субъективного качественного анализа. В документе, изучаемом социологом, могут быть пропущены какие-то важные аспекты, а акцент сделан на том, что не играет большой роли. Поэтому как альтернатива способу качественного, традиционного анализа возник количественный формализованный метод, получивший название контент-анализа [1, с. 164-165].

Контент-анализ - это метод сбора данных и анализа содержания текста. Слово «контент» (содержание) имеет отношение к словам, рисункам, символам, понятиям, темам или же иным сообщениям, которые могут быть объектом коммуникации. Слово «текст» означает нечто написанное, видимое или произнесенное, которое выступает как пространство коммуникации. Это пространство может включать в себя книги, газетные или журнальные статьи, объявления, выступления, официальные документы, кино- и видеозаписи, песни, фотографии, этикетки или произведения искусства.

Контент-анализ используется уже около 100 лет, и сфера его применения включает в себя литературу, историю, журналистику, политические науки, образование, психологию. Так, на первом заседании Германского социологического общества в 1910 г. Макс Вебер предлагал использовать его для анализа газетных текстов. Исследователи применяли контент-анализ для многих целей: изучали темы популярных песенок и религиозную символику, используемую в гимнах; тенденции, отражаемые газетными статьями, и идеологический тон редакционных передовых статей, тендерные стереотипы в учебниках и учебных пособиях, частоту появления людей разных рас в телевизионных рекламных роликах и программах, вражескую пропаганду в годы войны, обложки популярных журналов, личностные особенности, проявляющиеся в предсмертных записках самоубийц, тематику объявлений и тендерные различия в беседе.

Эксперимент

Последним из основных методов сбора первичной информации, является эксперимент.

Эксперимент (от лат. experimentum - проба, опыт) – метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества. Эксперименты подразделяются на: 1) истинные эксперименты (trueexperiment), 2) квазиэксперименты, 3) натурные (натуральные) эксперименты (naturalexperiments), 4) натуралистические эксперименты (naturalisticexperiments).

Истинный эксперимент проходит пять стадий.

1.Создаются две группы: а) экспериментальная (группа, в которую ученый вмешивается, например, предлагает попробовать наркотик), ее еще называют интервенционной или стимульной, б) контрольная группа, в которую никто не вмешивается, никаких наркотиков не предлагается.

2.В обе группы испытуемые подбираются только на основе случайной выборки, которая и обеспечит их эквивалентность. Чем больше по размеру группы, тем больше их эквивалентность. Группы в 25 человек менее эквивалентны, если качества (религиозность, социальное положение, возраст, материальное благополучие, склонности и т. п.) распределяются в населении более равномерно, чем в группе из 50 человек.

3.Предварительно обе группы проходят так называемый претесг (pretest), т. е. у них измеряют несколько переменных, которые вы намереваетесь изменять в ходе эксперимента.

4.Вводятся независимые переменные, т. е. планируемые изменения.

5.Измеряются зависимые переменные, т. е. последствия нововведений. Это называется посттестом (posttest).

Истинный эксперимент принимает две формы — лабораторного и полевого. Во втором случае этнографы и антропологи выезжают на место поселения первобытных племен, жительства национальных меньшинств или место работы других социальных общностей, ставших объектом изучения.

Т. о. можно сделать вывод, что применение эксперимента в социологии крайне ограниченно. Данный метод используется тогда, когда имеются две группы, и необходимо произвести их сравнения и сделать соответствующие выводы. В других ситуациях данный метод не применим.

 

Тема 1. Классический период развития социологии

1. Роль О. Конта в становлении социологии. Закон трех стадий Огюста Конта

2. Социологические взгляды Э. Дюркгейма.

3. Социологические взгляды М. Вебера.

 

Тема 2. Общество и социальные институты. Социальные группы, общности и организации

1. Понятие и признаки общества. Проблема типологии обществ

2. Социальные группы и общности: понятия, виды. Социальная организация. Понятие бюрократии.

3. Понятия гражданского общества и правового государства.

 

Тема 3. Социологическое исследование

1. Понятие социологического исследования. Программа социологического исследования: структура и смысл.

2. Основные методы сбора социологической информации: наблюдение, эксперимент, анализ документов, опросы.

3. Опрос как один из самых распространенных методов социологического исследования. Правила проведения опроса и составления инструментария. Формирование выборки и её предназначение.

 

Основная литература:

1. Волков Ю.Г. Социология, М: Дашков и Ко, Наука спектр, 2010 г.

2. Волков Ю.Г. Добреньков В.И. Ничипуренко В.Н, Попов А.В. Социология, М: Гардарики, 2008 г.

3. Гидденс Э. Социология. М.: 2007.

4. Гофман А. Б. «Семь лекций по истории социологии». М.: КДУ, 2008.

5. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. В 3-х тт. М.: Инфра-М, 2000

6. Кравченко А.И. Социология Учебник для вузов. М, Изд-во Академический проспект, 2008 г.

7. Лавриненко В.Н., Нартов Н.А., Шабашова А.О. и др. Социология. М, Изд-во Юнити - Дана, 2007 г.

8. Общая социология. Учебное пособие. М: Инфра - М, 2011 г.

9. Павленок Д.А. Социология, М, Изд-во Дашков и Ко, 2004 г.

10. Штомпка Петр Социология Учебник. М, Изд-во Логос, 2008 г.

11. Смелзер Н. Социология

12. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов/Отв. ред. академик РАН Г. В. Осипов М., Изд-во НОРМА, 2002.

13. Фролов С.С. Социология

14. Ядов. В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснений, понимание социальной реальности. Учебное пособие, 3 изд-е. М., Омега, 2009.

Дополнительная литература:

1. Американская социологическая мысль. М., 1996.

2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

3. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учебник. М.: Аспект Пресс, 1996.

4. Бергер П.Л. Приглашение в социологию. Гуманистическая перспектива / Пер. с англ./ под ред. Г.С. Батыгина. М.: Аспект Пресс, 1996.

5. Борцов Ю.С. Социология. Ростов н/Д.: Феникс, 2002.

6. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

7. Гаврилюк В.В. Становление системы образования региона. Тюмень, 1994.

8. Глобальные проблемы и перспективы. М., 1994.

9. Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX-XX вв. М., 1995.

10. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

11. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. СПб., 1994.

12. Журнал «СОЦИС»

13. Зборовский Г.Е. Социология образования. Екатеринбург, 1994.

14. Зборовский Г.Е. История социологии: классический этап, Екатеринбург, 2000.

15. Кравченко А. И.. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.

16. Кравченко А.И. Социология: Учебник. М.: ОО «ТК Велби», 2003.

17. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс Й. За пределами роста. М., 1994.

18. Монсон П. Лодка на аллеях парка. Введение в социологию /Пер. со швед. М., 1995.

19. Общая социология: Учебное пособие / под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. М.: ИНФРА-М, 2002.

20. Основы прикладной социологии: Учебник для вузов / Под ред. Ф. Э. Шереги и М. К. Горшкова. М.: Интерпракс, 1996

21. Перов Г.О., Самыгин С.И. Социология. Ростов н/Д.: Издат. центр «МарТ», 2002.

22. Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2000.

23. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997.

24. Пригожин А.И. Современная социология организаций. М., 1995.

25. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М., 1996.

26. Российская социологическая энциклопедия / Под ред. Г.В. Осипова. М., 1994.

27. Радаев В.В. Экономическая социология. М., 1997.

28. Римашевская Н.М., Римашевская А.А. Равенство как справедливость. М., 1991

29. Социология: Учебник для вузов/В.Н. Лавриненко, Н.А.Нартов и др. под ред. Проф. Лавриненко В.Н. – 2е изд. Перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ ДАНА.2002.

30. Сорокин П.А. Проблема социального неравенства. М., 1992.

31. Сорокин П.А. Система социологии. Т. 1-2. М., 1993.

32. Сорокин П.А. Система социологии: В 2-х тт. М., 1993.

33. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.

34. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. М., 1999.

35. Тексты по истории социологии XIX – XX вв. Хрестоматия / Сост. и отв. ред. д. ф. н. В.И. Добреньков, к. ф. н. Л.П. Беленкова. М., Наука, 1994.

36. Тощенко Ж.Т. Постсоветское пространство - суверенизация и интеграция. М., 1997.

37. Турченко В.Н., Шафранов-Куцев Г.Ф. Россия: от экстремальности к устойчивости. Тюмень, 2000.

38. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1999.

Интернет-ресурсы http://socioline.ru/ http://www.isras.ru/ http://socio.rin.ru/ http://socipolit.ru/ http://www.ecsoc.ru/

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.