Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2017-06-20 | 227 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Для дальнейшего понимания связи сознания и цивилизации вспомним другой
сформулированный Декартом закон мышления, имеющий отношение ко всем
человеческим состояниям, включая и те, в которых формулируется причинная
связь событий в мире. По Декарту мыслить исключительно трудно, в мысли нужно
держаться, ибо мысль есть движение, и нет никакой гарантии, что из одной
мысли может последовать другая в силу какого-то рассудочного акта или
умственной связи. Все существующее должно превосходить себя, чтобы быть
собой в следующий момент времени. При этом то, что я есть сейчас, не
вытекает из того, что я был перед этим, и то, что я буду завтра или в
следующий момент, не вытекает из того, что я есть сейчас. Значит, мысль,
которая возникает в следующий момент времени, там не потому, что начало ее
или кусочек есть сейчас.
Цивилизация есть способ обеспечения такого рода "поддержек" мышления. Она
обеспечивает систему остранений от конкретных смыслов и содержаний, создает
пространство реализации и шанс для того, чтобы мысль, начавшаяся в момент А,
в следующий момент Б могла бы быть мыслью. Или человеческое состояние,
начавшееся в момент А, в момент Б могло бы быть человеческим состоянием.
Приведу пример.
Сегодня наблюдается какая-то упоенность специальным мышлением. Считается,
что именно оно и есть настоящее мышление, осуществляющееся как бы само
собой. К такому выделенному мышлению можно отнести искусство и любые другие
сферы так называемого духовного творчества. Однако умение мыслить - не
привилегия какой-либо профессии. Чтобы мыслить, необходимо мочь собрать не
связанные для большинства людей вещи и держать их собранными. К сожалению,
|
большинство людей по-прежнему, как и всегда, мало к чему сами по себе
способны и ничего не знают, кроме хаоса и случайности. Умеют лишь звериные
тропы пролагать в лесу смутных образов и понятий.
Между тем, согласно принципу первого "К" ("я могу"), чтобы держаться в
мысли, нужно иметь "мускулы мысли", наращиваемые на базе некоторых
первоактов. Другими словами, должны быть проложены тропы связного
пространства для мышления, которые есть тропы гласности, обсуждения,
взаимотерпимости, формального законопорядка. Такой законопорядок и создает
пространство и время для свободы интерпретации, собственного испытания. Есть
закон названности собственным именем, закон именованности. Он - условие
исторической силы, элемент ее формы. Форма, по существу, - единственное, что
требует свободы. В этом смысле можно сказать, что законы существуют только
для свободных существ. Человеческие учреждения (а мысль - тоже учреждение)
есть труд и терпение свободы. И цивилизация (пока ты трудишься и мыслишь)
как раз и обеспечивает, чтобы нечто пришло в движение и разрешилось,
установился смысл и ты узнал, что думал, хотел, чувствовал, - дает для всего
этого шанс.
Но тем самым цивилизация предполагает, следовательно, и наличие в себе
клеточек незнаемого. Если не оставлять места проявлению не вполне знаемого,
цивилизация, как и культура (что, по сути, одно и то же), исчезает.
Например, экономическая культура производства (т.е. не только материальное
воспроизводство конечных благ, умирающих в акте их потребления) означает,
что неправомерна такая структура управления, которая определяла бы, когда
крестьянину сеять, и распределением этого знания охватывала бы все
пространство его деятельности. Повторяю, должен быть допуск на автономное
появление в каких-то местах вещей, которых мы не знаем и не можем знать
заранее или полагать их в какой-то всеведущей голове.
Еще один пример. К.Маркс говорил, что о природе денег сказано столько же
|
глупостей, сколько о природе любви. Но, допустим, что природа денег
неизвестна и закреплена в формальном цивилизованном механизме, что люди
освоили деньги как культуру настолько, что можно не просто считать, но и с
их помощью что-то производить. Почему это возможно? По одной простой
причине: в этом случае предполагается, что обмен денег на покупаемый продукт
сам, в свою очередь, не требует времени, поскольку в них уже закреплено
трудовое время. И такое поведение - цивилизованное. Такая абстракция
закреплена самой цивилизацией в цивилизованном устройстве человеческого
опыта. А поведение похожее, но "зеркальное" - нецивилизованное. Когда
культурного механизма денег нет, то появляется и существует зазеркальное
поведение с деньгами, которое состоит в том, что если, скажем, заработано 24
рубля (т.е. вложено 8 часов труда), то, чтобы их потратить, нужно затратить
еще 10 часов, т.е. еще 30 рублей. В таком сознании, разумеется, отсутствует
понятие денег как ценности. В этом случае, пользуясь знаком денежного знака,
мы не можем просчитать экономику, организовать рациональную схему
экономического производства. А мы пользуемся денежными знаками и, более
того, попав в это денежное зазеркалье с теми же, казалось бы, предметами,
решили "квадратуру круга" - умудрились, не зная цену деньгам, стать
корыстными и хитрыми.
Итак, цивилизация предполагает формальные механизмы упорядоченного,
правового поведения, а не основанные на чьей-то милости, идее или доброй
воле. Это и есть условие социального, гражданского мышления. "Даже если мы
враги, давайте вести себя цивилизованно, не рубить сук, на котором сидим", -
этой простой, по существу, фразой и может быть выражена суть цивилизации,
культурно-правового, надситуативного поведения. Ведь, находясь внутри
ситуации, договориться навечно не причинять друг другу вреда нельзя,
поскольку кому-то всегда будет "ясно", что он должен восстановить нарушенную
справедливость. Зла, которое совершалось бы без такой ясной страсти, в
истории не бывало, ибо всякое зло случается на самых лучших основаниях, и
эта фраза вовсе не ироническая. Энергия зла черпается из энергии истины,
уверенности в видении истины. Цивилизация же блокирует это, приостанавливает
|
настолько, насколько мы, люди, вообще на это способны.
Короче говоря, разрушение, обрыв "цивилизованных нитей", по которым
сознание человека могло бы успеть добраться до кристаллизации истины
(причем, не только у отдельных героев мысли), разрушает и человека. Когда
под лозунгом потустороннего совершенства устраняются все формальные
механизмы, именно на том основании, что они формальны, а значит, абстрактны
в сравнении с непосредственной человеческой действительностью, легко
критикуемы, то люди лишают себя и возможности быть людьми, т.е. иметь не
распавшееся, не только знаковое сознание.
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!