Кафедра «Техносферная и экологическая безопасность» — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кафедра «Техносферная и экологическая безопасность»

2017-06-19 211
Кафедра «Техносферная и экологическая безопасность» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Факультет менеджмента и инженерного бизнеса

Кафедра «Техносферная и экологическая безопасность»

Методические указания

По выполнению выпускной квалификационной работы

по направлению подготовки

Техносферная безопасность

Профиль: «Безопасность технологических процессов и производств»

Казань

УДК 65.01:379.832

ББК 65.432

 

Печатается по решению секции технических дисциплин

учебно-методического совета

Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП)

 

Антонов С.А., Алишкин А.Р.., Смирнов В.А., Маслов И.Н.

 

Методические указания по написанию, оформлению выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы) для студентов по направлению подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность» – Казань: Познание, 2016. – 45 с.

 

Обсуждены и одобрены на заседании Ученого совета факультета менеджмента и инженерного бизнеса.

 

Предназначены для студентов высших учебных заведений по направлению подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность», а также для преподавателей, являющихся научными руководителями выпускных квалификационных (бакалаврских) работ по данным направлениям

 

 

УДК 65.01:379.832

ББК 65.432

©Казанский инновационный университет имени

В.Г. Тимирясова, 2016

© Антонова И.И., 2016

© Насыров И.К., 2016

© Смирнов В.А., 2016

© Насырова Р.Г., 2016

© Маслов И.Н., 2016

© Ахмадеева Г.Ч., 2016

© Мутрискова М.А., 2016

© Ильина Е.М., 2016

© Захаров Б.Ф., 2016

 

Содержание

 

1. Общие положения, цели и задачи выпускной квалификационной работы……………………………………………………………………….4

2. Приобретаемые компетенции……………………………………………..6

3. Требования к структуре выпускной квалификационной работы…...…20

4. Правила оформления выпускной квалификационной работы…………23

5. Оформление списка использованной литературы…………………...…26

6. Оформление приложений………………………………………………..28

7. Рекомендации по составлению презентации для выступления на защите………………………………………………………….…………..29

8. Представление выпускной квалификационной работы к защите…..…30

9. Предзащита ВКР……………………………………………………….…32

10. Процедура защиты выпускной квалификационной работы……...……33

11. Порядок внесения изменений и дополнений в положение о выпускной квалификационной работы……………………………………………….34

Приложения……………………………………………………………….….36

 

Общие положения, цели и задачи выпускной квалификационной работы

Согласно «Положению об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации» выпускные квалификационные работы выполняются в форме бакалаврской работы.

Бакалаврская работа представляет собой самостоятельное логически завершенное исследование, связанное с решением научной или научно-практической задачи. При его выполнении студент должен показать способности и умения, опираясь на полученные знания, решать на современном уровне задачи профессиональной деятельности, грамотно излагать специальную информацию, докладывать и отстаивать свою точку зрения перед аудиторией.

Цель защиты выпускной квалификационной работы – установление уровня подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач в соответствии с требованиями ФГОС ВПО к квалификационной характеристике и уровню подготовки выпускника по направлению подготовки «Техносферная безопасность»профиль: «Безопасность технологических процессов и производств»

. В части контроля результатов образования и компетенций выпускников ВКР предоставляет значительно большие возможности, чем государственный экзамен.

ВКР представляет собой самостоятельное логически завершенное исследование, связанное с решением научной или научно-практической задачи. При его выполнении студент должен показать способности и умения, опираясь на полученные знания, решать на современном уровне задачи профессиональной деятельности, грамотно излагать специальную информацию, докладывать и отстаивать свою точку зрения перед аудиторией.

Темы выпускных квалификационных работ определяются выпускающей кафедрой и утверждаются проректором по учебной работе вуза. Студенту может быть предоставлено право самостоятельного выбора темы выпускной квалификационной работы. Для подготовки выпускной квалификационной работы студенту назначается руководитель и, при необходимости, консультанты. Выпускные квалификационные работы подлежат обязательному рецензированию. Тематика выпускных квалификационных работ приведена в Приложении 4.

Выпускная квалификационная работа состоит из текста и графических материалов, отражающих решение профессиональных задач в соответствии с избранной тематикой.

Тема выпускной работы, как правило, предлагается научным руководителем студента, но может быть также рекомендована организацией, в которой студент проходил практику, или выбрана самим студентом в рамках профиля ООП.

Руководителями работ могут быть преподаватели и сотрудники университетов, факультетов, преимущественно имеющие ученую степень. Научным консультантом работы может быть назначен сотрудник организации, в которой студент проходил преддипломную практику.

В исключительных случаях отказа студента от предлагаемого научного руководства со стороны кафедры назначается дополнительный рецензент по выпускной работе из числа преподавателей или сотрудников данной кафедры.

Работа должна содержать достаточное для восприятия результатов количество иллюстративного материала в виде карт, схем, рисунков, графиков и фотографий.

Форма публичного выступления устанавливается выпускающей кафедрой по согласованию с Председателем ГЭК. Представление иллюстративного материала к публичной защите реализуется в виде компьютерной презентации.

Приобретаемые компетенции

В процессе подготовки и защиты выпускной квалификационной работы бакалавр должен показать следующие компетенции:

 

КАРТА КОМПЕТЕНЦИЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Итоговая государственная аттестация» («Выпускная квалификационная работа» и Государственный экзамен)
Общекультурные компетенции
КОМПЕТЕНЦИИ* Перечень компонентов Технологии формирования Форма оценочного средства Ступени уровней освоения компетенции
ИНДЕКС ФОРМУЛИРОВКА
ОК – 6 способности организации своей работы ради достижения поставленных целей; готовность к использованию инновационных идей Знать:основы информационных технологий, порядок обработки данных. Уметь: определять погрешности различных измерений. Владеть: навыками обработки данных компьютерных измерений С /м работа в процессе написания ВКР и подготовка к ГЭ   ВКР и устный ответ на ГЭ ПОРОГОВЫЙ умеет определять погрешности различных измерений. ПОВЫШЕННЫЙ Владеет навыками обработки данных компьютерных измерений
ОК – 8 способности работать самостоятельно Знать: основы рационального планирования трудовой деятельности Уметь: анализировать информацию и делать соответствующие выводы Владеть:способностью организовать и провести работу самостоятельно С /м работа в процессе написания ВКР и подготовка к ГЭ   ВКР и устный ответ на ГЭ ПОРОГОВЫЙ умеет анализировать информацию и делать соответствующие выводы ПОВЫШЕННЫЙ Владеет способностью организовать и провести работу самостоятельно
ОК – 11 способности использования законов и методов математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач Знать: методы и законы математики, естественных, гуманитарных и экономических наук; Уметь: использовать и применять в практической деятельности законы и методы данных наук; Владеть:способностью применения данных методов и законов для целей изучаемой дисциплины С /м работа в процессе написания ВКР и подготовка к ГЭ   ВКР и устный ответ на ГЭ ПОРОГОВЫЙ Умеет использовать и применять в практической деятельности законы и методы данных наук; ПОВЫШЕННЫЙ Владеет способностью применения данных методов и законов для целей изучаемой дисциплины
ОК – 13 способности использования основных программных средств, умения пользоваться глобальными информационными ресурсами, владения современными средствами телекоммуникаций, способности использования навыков работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач Знать: методы и средства компьютерной графики; Уметь: использовать современные средства машинной графики Владеть: навыками разработки и оформления эскизов деталей машин, изображения сборочных единиц, сборочного чертежа изделия, составлять спецификацию использованием методов машинной графики; С /м работа в процессе написания ВКР и подготовка к ГЭ   ВКР и устный ответ на ГЭ ПОРОГОВЫЙ Умеет использовать современные средства машинной графики ПОВЫШЕННЫЙ Владеет навыками разработки и оформления эскизов деталей машин, изображения сборочных единиц, сборочного чертежа изделия, составлять спецификацию использованием методов машинной графики;
ОК – 14 свободного владения письменной и устной речью на русском языке, способности использовать профессионально-ориентированную риторику, владения методами создания понятных текстов, способности осуществления социального взаимодействия на одном из иностранных языков Знать: историю и культуру страны изучаемого языка и стран-партнёров по бизнесу, правила речевого этикета, коммуникативные техники и технологии делового общения Уметь: свободно и адекватно выражать свои мысли при беседе и понимать речь собеседника на иностранном языке; вести письменное общение на иностранном языке, составлять деловые письма Владеть: навыками грамотной устной и письменной речи на иностранном языке, способностью к общению в профессиональной среде. С /м работа в процессе написания ВКР и подготовка к ГЭ   ВКР и устный ответ на ГЭ ПОРОГОВЫЙ Умеет свободно и адекватно выражать свои мысли при беседе и понимать речь собеседника на иностранном языке; вести письменное общение на иностранном языке, составлять деловые письма ПОВЫШЕННЫЙ Владеет навыками грамотной устной и письменной речи на иностранном языке, способностью к общению в профессиональной среде.
ОК – 16 способности использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности Знать: порядок обработки результатов измерений. Уметь: определять погрешности различных измерений. Владеть: навыками обработки измерений. С /м работа в процессе написания ВКР и подготовка к ГЭ   ВКР и устный ответ на ГЭ ПОРОГОВЫЙ Умеет определять погрешности различных измерений ПОВЫШЕННЫЙ Владеет навыками обработки измерений.
Профессиональные компетенции
ПК – 1 способностью ориентироваться в перспективах развития техники и технологии защиты человека и природной среды от опасностей техногенного и природного характера Знать: перспективы развития техники и технологии защиты человека и окружающей среды от опасностей Уметь: выбрать из различных вариантов оптимальный способ защиты человека и окружающей среды с учетом экономической и социальной эффективности Владеть: знаниями о применении различных способов защиты в техносфере. С /м работа в процессе написания ВКР и подготовка к ГЭ   ВКР и устный ответ на ГЭ ПОРОГОВЫЙ Умеет выбрать из различных вариантов оптимальный способ защиты человека и окружающей среды с учетом экономической и социальной эффективности ПОВЫШЕННЫЙ Владеет знаниями о применении различных способов защиты в техносфере.
ПК – 2 способностью разрабатывать и использовать графическую документацию Уметь: применять действующие стандарты, положения и инструкции по оформлению технической документации; - использовать современные средства машинной графики; Владеть: навыками разработки и оформления эскизов деталей машин, изображения сборочных единиц, сборочного чертежа изделия, составлять спецификацию, с использованием методов машинной графики; навыками изображения пространственных объектов на плоских чертежах С /м работа в процессе написания ВКР и подготовка к ГЭ   ВКР и устный ответ на ГЭ ПОРОГОВЫЙ умеет применять действующие стандарты, положения и инструкции по оформлению технической документации; - использовать современные средства машинной график. ПОВЫШЕННЫЙ Владеет навыками разработки и оформления эскизов деталей машин, изображения сборочных единиц, сборочного чертежа изделия, составлять спецификацию, с использованием методов машинной графики; навыками изображения пространственных объектов на плоских чертежах
ПК – 4 способностью оценивать риск и определять меры по обеспечению безопасности разрабатываемой техники Знать: основные физико-химические методы анализа, связанные с идентификацией и установлением соотношений между составом и физико-химическими свойствами равновесных систем. Уметь: осуществлять в общем виде оценку антропогенного воздействия на окружающую среду с учетом специфики природно-климатических условий;- оценивать опасность и динамику развития процессов в экосистемах; работать со всеми видами документации по окружающей среде и ее характеристикам. Владеть: методами системного и дробного качественного анализа, методами титрометрии, гравиметрии и физико-химическими методами (электрохимические методы, хроматография, фотометрия) С /м работа в процессе написания ВКР и подготовка к ГЭ ВКР и устный ответ на ГЭ ПОРОГОВЫЙ Умеет осуществлять в общем виде оценку антропогенного воздействия на окружающую среду с учетом специфики природно-климатических условий;- оценивать опасность и динамику развития процессов в экосистемах; работать со всеми видами документации по окружающей среде и ее характеристикам. ПОВЫШЕННЫЙ Владеет методами системного и дробного качественного анализа, методами титрометрии, гравиметрии и физико-химическими методами (электрохимические методы, хроматография, фотометрия)
ПК – 5 способностью использовать методы расчетов элементов технологического оборудования по критериям работоспособности и надежности Знает: модели и математический аппарат анализа надёжности и техногенного риска; основные показатели надёжности технических систем и их определение; методы и алгоритмы качественного анализа надёжности и риска; методы количественного анализа надёжности и риска. Умеет: определять основные показатели надёжности технических систем; оценивать риски и разрабатывать мероприятия по повышению надёжности, снижению риска и принятию риска. Владеет: навыками по практическому применению методов и техники качественного анализа опасностей сложных технических систем типа «человек – машина - среда»; навыками по практическому применению количественных методов анализа опасностей, риска и надёжности структурированных систем С /м работа в процессе написания ВКР и подготовка к ГЭ ВКР и устный ответ на ГЭ ПОРОГОВЫЙ умеет определять основные показатели надёжности технических систем; оценивать риски и разрабатывать мероприятия по повышению надёжности, снижению риска и принятию риска ПОВЫШЕННЫЙ Владеет навыками по практическому применению методов и техники качественного анализа опасностей сложных технических систем типа «человек – машина - среда»; навыками по практическому применению количественных методов анализа опасностей, риска и надёжности структурированных систем
ПК – 9 способностью ориентироваться в основных нормативно-правовых актах в области обеспечения безопасности Знать: законодательную и нормативно-техническую основу безопасности труда, промышленной безопасности, эргономики; Уметь: применить на практике содержание нормативно-правовых актов безопасности; Владеть: основными современными способами работы с нормативно-правовыми актами (интернет-ресурсы и т.д.). С /м работа в процессе написания ВКР и подготовка к ГЭ ВКР и устный ответ на ГЭ ПОРОГОВЫЙ умеет применить на практике содержание нормативно-правовых актов безопасности; ПОВЫШЕННЫЙ Владеет основными современными способами работы с нормативно-правовыми актами (интернет-ресурсы и т.д.).
ПК – 13 способностью использовать знание организационных основ безопасности различных производственных процессов в чрезвычайных ситуациях Знать: организацию и проведение аварийно-спасательных и неотложных работ Уметь: оценивать параметры поражающих факторов и прогнозировать обстановку; пользоваться приборами и применять средства индивидуальной защиты в конкретной сфере деятельности. Владеть: приемами снижения опасного и вредного воздействия ЧС; навыками руководства подчиненным персоналом при любых ЧС, их локализации и ликвидации С /м работа в процессе написания ВКР и подготовка к ГЭ ВКР и устный ответ на ГЭ ПОРОГОВЫЙ умеет оценивать параметры поражающих факторов и прогнозировать обстановку; пользоваться приборами и применять средства индивидуальной защиты в конкретной сфере деятельности. ПОВЫШЕННЫЙ Владеет приемами снижения опасного и вредного воздействия ЧС; навыками руководства подчиненным персоналом при любых ЧС, их локализации и ликвидации
ПК – 14 способностью использовать методы определения нормативных уровней допустимых негативных воздействий на человека и природную среду Знает: характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и ОС, методы защиты от них применительно к сфере деятельности на объектах водного транспорта; Уметь: идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей; Владеть: понятийно - теминологическим аппаратом в областибезопасности; основами правового регулирования в области техносферной безопасности.   С /м работа в процессе написания ВКР и подготовка к ГЭ ВКР и устный ответ на ГЭ ПОРОГОВЫЙ Умеет идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей ПОВЫШЕННЫЙ Владеет понятийно - теминологическим аппаратом в областибезопасности; основами правового регулирования в области техносферной безопасности.
ПК – 16 способностью анализировать механизмы воздействия опасностей на человека, определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учетом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия комбинированного действия вредных факторов Знать: механизмы воздействия производства на человека и компоненты биосферы Уметь: анализировать механизмы воздействия опасностей на человека; определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учётом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного воздействия вредных факторов Владеть: Способностью анализировать механизмы воздействия опасностей на человека, определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учётом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного воздействия вредных факторов С /м работа в процессе написания ВКР и подготовка к ГЭ ВКР и устный ответ на ГЭ ПОРОГОВЫЙ умеет анализировать механизмы воздействия опасностей на человека; определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учётом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного воздействия вредных факторов ПОВЫШЕННЫЙ Владеет способностью анализировать механизмы воздействия опасностей на человека, определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учётом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного воздействия вредных факторов
ПК – 17 способностью определять опасные, чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлемого риска Знать: потенциально опасные технологические процессы и производства; методы и средства защиты человека, от опасностей и вредного воздействия; методы и средства оценки опасностей, правила нормирования опасностей. Уметь: анализировать и выбирать методы и приемы выполнения работ с учетом правил охраны труда. Владеть: методами исследования и оценки факторов рабочей среды и трудового процесса, травмобезопасности и обеспеченности СИЗ. С /м работа в процессе написания ВКР и подготовка к ГЭ ВКР и устный ответ на ГЭ ПОРОГОВЫЙ Умеет анализировать и выбирать методы и приемы выполнения работ с учетом правил охраны труда. ПОВЫШЕННЫЙ Владеет методами исследования и оценки факторов рабочей среды и трудового процесса, травмобезопасности и обеспеченности СИЗ.

Требования к структуре выпускной квалификационной работы

Структурными элементами выпускной квалификационной работы являются:

1. Титульный лист

2. Задание на выполнение работы

3. Отзыв руководителя

4. Аннотация (только для очной формы обучения)

5. Содержание

6. Введение

7. Основная часть (1 глава-15 стр.,2 глава-20 стр., 3 глава-20 стр.)

8. Заключение (куда входят выводы) (1-2 стр.)

9. Список использованной литературы

10. Приложение (или Приложения)

Титульный лист является первой страницей выпускной квалификационной работы и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц работы. Номер страницы на титульном листе не ставится. Титульный лист оформляется в соответствии с приложением.

Содержание выпускной квалификационной работы включает введение, порядковые номера и наименования всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименования), выводы по главам, заключение, список использованной литературы и приложения с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы выпускной работы. Содержание бакалаврской работы оформляется в соответствии с приложением 2.

Во введении должны быть показаны актуальность и научная новизна темы, цели и задачи, объект, предмет исследования, гипотеза, научная и практическая значимость, методологическая база исследования, положения, выносимые на защиту, связь данной работы с другими научно-исследовательскими программами, их место в выполнении научно-исследовательской работы в целом, структура работы.

Основная часть ВКР включает, как правило, три главы.

Первая глава – теоретические аспекты и нормативно-правовая база по выбранной тематике ВКР на примере конкретного предприятия;

Вторая глава – общая характеристика предприятия и анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия на основе его современного состояния; выбор и анализ существующих теоретических и практических подходов к решению проблемы в рамках темы ВКР; обоснование выбора метода/подхода/концепции решения поставленных в работе задач с учетом выводов по главе 1 и результатов анализа теоретических и практических подходов к решению проблемы.

Третья глава – результаты разработки собственного подхода студента к решению поставленной проблемы в целом и (при необходимости) указания по адаптации этого подхода/метода к конкретному предприятию.

Глава может содержать: методические указания по сбору и анализу информации; формулы, математические модели; блок-схемы, рекомендации по последовательности действий; алгоритмы, программные продукты; рекомендации по использованию определенных программных продуктов; формы таблиц, графиков, бланки документов и т.д; рекомендации по принятию решений по результатам анализа собранной информации; рекомендации по реализации корректирующих и/или предупреждающих действий; указания по адаптации предложенных общих рекомендаций для применения на конкретном предприятии.

Третья глава может включать: описание результатов внедрения (апробации) (при наличии, в соответствии с тематикой работы) разработанных предложений на примере конкретного предприятия, а также выводы, оценка практической пользы результатов и возможностей дальнейшего использования результатов ВКР для решения поставленных задач; краткую характеристику предприятия, включая особенности производимой продукции/услуг, системы менеджмента и процессов предприятия; рекомендации по адаптации предложений автора для конкретной отрасли/предприятия; инструкции по практическому применению разработанных авторов программных продуктов; описание результатов апробации предложений автора. В эту часть при необходимости включаются заполненные формы документов для конкретной рассматриваемой ситуации, заполненные таблицы, составленные графики, результаты расчетов, скриншоты результатов применения программных продуктов и т.д.

Обязательным является вывод о степени результативности предложений, полноте решения проблемы и возможности дальнейшего применения рекомендаций предприятием. Необходимо также по результатам апробации сделать вывод о возможности дальнейшего применения рекомендаций и указаний, предложенных в работе, для решения проблемы в целом и их значимости для исследуемой отрасли промышленности /экономики.

Заключение содержит краткие выводы по теме ВКР, отражающие обоснование используемой нормативно-правовой и теоретической базы, -краткий анализ деятельности рассматриваемого предприятия (организации) в аспекте тематики ВКР; содержит конкретные предложения и рекомендации по совершенствованию деятельности предприятия (организации) с разработкой соответствующей документации, для их внедрения (апробации), с учетом личного вклада бакалавра и новизны предлагаемых им решений. (объем 1-2 стр.)

Список использованной литературы должен содержать сведения об источниках, использованных при написании выпускной квалификационной работы. Список оформляется в соответствии с приложением.

В приложение рекомендуется включать материалы, связанные с выполнением выпускной квалификационной работы, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть.

 

4. Правила оформления выпускной квалификационной работы

Текст работы должен быть набран на компьютере. Текст распечатывается на одной стороне стандартного листа бумаги формата А4. Текст на всех листах должен быть расположен таким образом, чтобы были сформированы поля следующих размеров: левое - 30 мм, правое - 10 мм, верхнее - 20 мм, нижнее - 20мм. Текст выпускной квалификационной работы должен быть набран шрифтом Times New Roman через 1,5 интервала. Исключения (в отношении размера интервала) допускаются для таблиц и подстрочных примечаний, для которых можно использовать одинарный интервал. Размер кегля (шрифта) для всего текста диссертации -14-й.

Текст работы печатается строго в последовательном порядке. Не допускается всякого рода текстовые и/или табличные, иллюстративные вставки на обороте листов или дополнительных листах. Все страницы нумеруются, начиная со страницы, следующей за титульным листом. Таким образом, первой, обозначаемой номером страницей (с порядковым номером - 2), является оглавление выпускной квалификационной работы. Число, обозначающее номер страницы, ставят в середине верхнего поля страниц-приложения) имеют сквозную порядковую нумерацию.

Выпускная квалификационная работа начинается с титульного листа, оформление которого строго регламентировано (см. Приложение 1).

Основные разделы выпускной квалификационной работы (оглавление, введение, каждая глава основной части работы, заключение, список использованных источников и каждое из приложений) начинаются с новой страницы и распечатываются большими (прописными) буквами, а названия параграфов - так же, как набран текст работы. Точка в конце названия не ставится. В оглавлении названия основных разделов работы набираются большими буквами, а параграфов - обычными, то есть так же, как они значатся в тексте работы. Если некоторые параграфы работы имеют дальнейшее дробление, то названия частей параграфов в содержание не выносятся. Названия глав, параграфов и приложений не должны содержать сокращений, если только они не являются общепринятыми.

Расстояние между названием главы и названием параграфа равно одной строке при интервале 1,5. Такое же расстояние должно быть между названием параграфа и текстом или названием подпараграфа, если такое дробление в нем имеет место. Название параграфа должно следовать на странице следом за названием главы. Никакого текста между ними не должно быть. Если построение параграфа предусматривает его дальнейшее дробление, то за названием параграфа сразу должно следовать название подпараграфа.

Не приветствуются какие-либо способы выделения как заголовков работы, так и ее текста (выделение курсивом, цветом, подчеркивание, жирный шрифт, другой вид шрифта и пр.). Каждый абзац текста начинается с «красной строки», получаемой отступом от левого края текста на 1,25 см.

При использовании таблиц или рисунков (все виды иллюстративных материалов - непосредственно рисунки, диаграммы, гистограммы и др.) на каждый из них в тексте должна быть ссылка. Например, «Данные о динамике объемов внешней торговли России представлены в табл. 1.4.» или «Доли участия перевозчиков стран СНГ в обеспечении доставки российских внешнеторговых грузов представлены на рис. 23.». Ссылки на таблицы и рисунки даются по тексту в сокращенном виде - «табл.» и «рис.». Однако в оформлении таблиц и рисунков эти слова приводятся полностью - «Таблица 1.4.» или «Рисунок 2.3.».

 

Таблица 4

Суммарные результаты экспертного оценивания агрессивности (%)

Уровень агрессивности Группа №1 Группа №2
количество детей количество детей
Высокий 13,8 22,7
Средний 27,6 40,9
Низкий 58,6 36,4

 

Рис. 2.1. Распределение показателей индекса агрессивности (по методике Басса-Дарки) у девочек и мальчиков на констатирующем этапе эксперимента

 

Внутри каждой главы существуют свои нумеруемые перечни таблиц и рисунков, соответственно. Независимо от количества параграфов в главе первая цифра в номере таблицы или рисунка обозначает номер главы, в которой находятся таблица или рисунок, а вторая цифра - порядковый номер таблицы или рисунка в главе. Также последовательно внутри каждой главы нумеруются формулы.

Название «Таблица» с ее последовательным номером приводится справа вверху над таблицей и ее названием. Название «Рисунок» с номером указывается под рисунком, причем после номера рисунка следует его название.

В выпускной квалификационной работе должны присутствовать ссылки на используемые для написания работы первоисточники. При формировании «Списка используемой литературы» подразумевается, что в нем нет ни одного лишнего источника (статьи, книги, нормативного акта и пр.), который не применяется в данном исследовании, поэтому на каждый из поименованных в списке источников по тексту работы или ее приложений можно найти хотя бы одну ссылку. Каждый источник должен быть поименован хотя бы один раз.

Ссылки проставляются в квадратных скобках с указанием в них на номер (номера) источника (источников) в соответствии со сквозной нумерацией, приведенной в списке использованных источников. Если, например, в скобках проставлено число 77, то это означает, что автор ссылается на источник в списке под номером 77.

Таким же образом (через систему ссылок или упоминаний) с основным текстом работы связаны ее приложения. На каждое приложение должна быть хотя бы одна ссылка.

Оформление списка использованной литературы

Список использованной литературы – обязательный раздел выпускной, который характеризует уровень ознакомления студента с современным состоянием проблемы, над которой он работает. В данном списке указываются все использованные автором источники. В свою очередь, на все источники, указанные в списке литературы, должны быть ссылки в тексте работы.

Список использованной литературы должен включать в себя источники по двум обязательным разделам:

I. Нормативно-правовые материалы;

II. Специальная литература;

Если были использованы материалы текущего архива организации и Интернета, добавляются III и IV разделы, соответственно.

Нумерация источников должна быть сквозной. Образец оформления списка использованной литературы представлен в Приложении 3 в соответствии с ГОСТом 7.1-2003 «Библиографическое описание документа».

Первый раздел (нормативно-правовые материалы) включают все использованные в работе нормативно-правовые акты, которые располагаются в следующей иерархической последовательности:

– Конституция Российской Федерации; Федеральные законы Российской Федерации;

– Указы Президента Российской Федерации;

– Постановления Правительства Российской Федерации;

– Нормативные акты различных федеральных государственных комитетов, министерств и ведомств;

– Решения органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных органов.

Все нормативные акты приводятся в хронологическом порядке с обязательным указанием даты их принятия, номера и источника официального опубликования. Ссылки на эти источники можно найти, используя справку в информационных системах «Гарант» или «Консультант».

Второй раздел (специальная литература) включает монографии, статьи в периодических изданиях, в сборниках научных трудов, учебники и учебные пособия и т.д. Все они располагаются в алфавитном порядке по фамилии авторов или, если автор не указан, по названию работы. В списке литературы приводятся полные данные о работе: фамилия и инициалы автора, название работы, место издания и наименование издательства, год опубликования, общее количество страниц; если статья опубликована в сборнике или журнале, то после ее названия указывается наименование сборника или журнала, год его издания, номер и диапазон страниц.

Третий раздел включает материалы текущего архива организации, которые располагаются в следующем порядке:

– Устав предприятия;

– Положение о предприятии или о его структурном подразделении;

– Положения (о заработной плате, о мотивации, о повышении квалификации и т.д.);

– Программы, планы организации;

– Отчеты о выполнении планов, программ организации.

Примеры оформления смотри в Приложении 3.

Оформление приложений

Материал, дополняющий текст документа, необходимо помещать в приложениях. Приложениями могут быть, например, графический материал, таблицы большого формата, расчеты, описания аппаратуры и приборов, описания алгоритмов.

Приложение оформляют как продолжение данного документа на последующих его листах.

В тексте документа на все прило


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.107 с.