Первые годы после революции: ФОН, ЯмФак, ЛИФЛИ — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Первые годы после революции: ФОН, ЯмФак, ЛИФЛИ

2017-06-19 374
Первые годы после революции: ФОН, ЯмФак, ЛИФЛИ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Билет. История СПБГУ.

Петр I основал Университет в 1724 году как часть новой полной системы науки и образования в России. Система объединила Академию наук, Университет и Гимназию.
Среди первых профессоров Университета были выдающиеся люди. Известный историк и этнограф, академик Миллер в 1747 году стал первым ректором Университета. Великий русский ученый М.В. Ломоносов внес значительный вклад в развитие Университета как ректор (1758-1765), как ученый и как преподаватель, представивший здесь первый курс физики на русском языке в 1747 году. В 1819 году по указу Александра I Санкт-Петербургский университет был воссоздан.

лагодаря стараниям попечителя Спб. учебного округа С. С. Уварова институт был переименован в Спб. университет, ведению которого поручен Спб. учебный округ; доступ к лекциям был открыт и своекоштным студентам. Во главе университета стоял избираемый ежегодно профессорами из их среды ректор, но вместе с тем сохранена была существовавшая в институте должность директора, на которого возложен был ближайший надзор за всеми внутренними делами университета, исключая ученых, предоставленных конференции. Благородный пансион, существовавший при институте, был оставлен и при университете. Факультеты остались те же три, что и в институте (философско-юридический, историко-филологический и физико-математический). Университету было предоставлено учреждать новые кафедры. Лекции начались 5 ноября 1819 г.; своекоштных слушателей явилось на них не более 20 человек, так что университет держался лишь прежними, не окончившими еще курса казеннокоштными воспитанниками института в числе 70 человек. Некоторые кафедры не были замещены вовсе, некоторые были заняты людьми с недостаточной научной подготовкой; тем не менее, преподавательский состав стоял на гораздо более высокой ступени, чем в провинциальных университетах. Из первых профессоров Спб. университетета выдавались: М. А. Балугьянский — по кафедре энциклопедии политических и юридических наук и политической экономии (он же первый ректор университета), К. Ф. Герман и К. И. Арсеньев — статистики и географии, А. П. Куницын — общих прав, В. Г. Кукольник — положительных прав, А. И. Галич и П. Д. Лодий — философии, Раупах — всеобщей истории, Е. Ф. Зябловский и Ф. Б. Грефе — географии, Л. И. Панснер — минералогии, В. К. Вишневский — астрономии, Г. П. Павский — богословия. В

собым оживлением жизнь Спб. унив. отличалась в конце 50-х годов. Студентам были разрешены сходки для обсуждения своих дел; они имели отдельную библиотеку, читальный зал, кассу для помощи бедным товарищам, в пользу которой устраивались концерты и публичные лекции; издавался «Студентский сборник» (2 т.). В 1861 г. составлены были правила о точном посещении лекций с соблюдением необходимого порядка и тишины (по образцу дерптских «матрикул»). Введение этих правил для студентов подало повод к волнениям: лекции были прекращены, а 20 декабря 1861 г. последовало высочайшее повеление о временном закрытии Спб. университета впредь до пересмотра университетского устава 1835 г. 5 человек, признанных наиболее виновными, были высланы в отдаленные губернии под надзор полиции; 32 человека исключено с разрешением держать выпускной экзамен на правах вольных слушателей.

XVIII — начало ХХ века. Историко-филологический факультет

См. также: Список деканов историко-филологического факультета СПбУ

В основанном Петром I Академическом университете велись занятия по классу «гуманиоров», одним из первых руководителем академии и университета был историк, географ и источниковед Герхард Миллер.

После реорганизации Петербургского университета на основе Педагогического института на базе соответствующего отделения был создан факультет исторических и словесных наук. В 1835 году на его основе создано первое отделение философского факультета, которое в 1850 году было преобразовано в историко-филологический факультет. С 1830-х годов изменяется подход к преподаванию исторических наук, связано это было с именами историков России Н. Г. Устрялова, Н. И. Костомарова и профессора всеобщей истории М. С. Куторги. По Университетскому уставу 1863 года на историко-филологическом факультете было создано отдельное историческое отделение, куда входили четыре кафедры: Отечественной истории, Всеобщей истории, Истории церкви и Истории и теории искусств. В 1884 году историческое отделение было отменено и единство историко-филологического факультета восстановлено. Это спровоцировало «отлив» студентов с факультета[1].

На рубеже веков на факультете преподавали выдающиеся учёные, определявшие путь развития российской исторической науки, оказавшие влияние на формирование научных представлений не только о русской, но и о всеобщей истории, истории искусства. Среди самых влиятельных имен можно выделить одного из основателей русского источниковедения К. Н. Бестужева-Рюмина, его учеников Е. Е Замысловского и С. Ф. Платонова, а также Н. И. Кареева, А. С. Лаппо-Данилевского, В. Г. Васильевского, И. М. Гревса и других. Профессор факультета Э. Д. Гримм был последним в дореволюционной истории ректором Университета (1911—1918).

Билет. История кафедры.

Никола́й Ива́нович Каре́ев — русский историк и социолог. С 1910 — член-корреспондент Петербургской академии наук (с 1917 г. — Российской Академии наук), с 1929 — почётный член Академии наук СССР. Альма-матер: МГУ. Родился в Москве в 1850 году. Умер в 1931 году.

В творчестве Н. И. Кареева можно выделить три темы, перекликающиеся с работами его учителя, В. И. Герье:

  1. Французская революция;
  2. русско-польские отношения;
  3. проблемы философии истории.

Специально предназначенные для молодёжи сочинения:

  • «Письма к учащейся молодежи о самообразовании» (1894)
  • «Беседы о выработке миросозерцания»
  • «Мысли об основах нравственности»
  • «Мысли о сущности общественной деятельности»
  • «Идеалы общего образования»
  • «Выбор факультета и прохождение университетского курса»

Билет.

Проблема наукометрии.

Критериями, к сожалению, не могут быть индексы цитирования, так распространенные в естественных науках.

В отборе журналов для подсчетов в большей мере присутствуют психосоциальные факторы и национальные предпочтения лидеров наукометрии.

Сама аналитика работы со ссылками игнорирует качественный анализ исследований по истории. Есть, например, крайне важные темы, которыми занимается небольшая группа ученых. Ссылки на эти работы содержатся в немногих специальных и высокоавторитетных изданиях (типа "Византийского временника" или "Археографического ежегодника", не учитываемых наукометрами).

И есть "кричащие", скандальные публикации, ненаучные по сути, но ссылок на них (хотя бы для опровержения) будет море. Значит ли это, что подобные труды лучше тех, что вырастают из многих лет архивных или иных штудий и могут быть востребованы значительно позднее?

Проблема псевдонаучности

Озабоченность руководства Российской Федерации распространением исторических фальсификатов вполне понятна и справедлива. Главный барьер им должен быть поставлен не цензурными ограничениями, а тщательной и профессиональной экспертизой, пропагандой научных исторических знаний, выявлением способов и источников фабрикации лжеисторических построений.

Заимствование с запада

-Нельзя не заметить, что большинство так называемых "новых" идей современной российской историографии заимствовано с Запада (постмодернизм, гендерная история, социальная антропология, культурология и т.д.). Не знаю, хорошо это или плохо. Но многие из этих направлений на Западе уже выдыхаются или сменяются новыми. На смену им приходит интерес к частным фактам и явлениям, история казуальности, индивидуальных проявлений, роли особенного в истории.

-Стоит подумать, почему российские историки не занимают сейчас ведущих позиций в мировой историографии, особенно в методологии истории. На то есть несколько причин. Во-первых, их мало знают и редко читают на Западе, несмотря на некоторый рост числа статей, опубликованных недавно российскими авторами в зарубежных исторических журналах. Главное: статистически доказано, что в нашей стране пока "и количество исследователей, и расходы на общественные и гуманитарные науки остаются крайне низкими по международным меркам ". Этот объективно неблагоприятный фактор сдерживает развитие науки и прежде всего ее теоретических областей. Государственная поддержка гуманитарных исследований, переводы классических трудов отечественных ученых на иностранные языки, создание русских научных центров за рубежом, все это существенно отстает от того, что делается в США и в Европе. Вспомним хотя бы французскую программу "Пушкин", позволившую перевести на русский язык десятки фундаментальных работ французских историков, укрепив авторитет и влияние историографии этой страны.

Остро стоит проблема разной интерпретации исторических событий учеными России и стран ближнего зарубежья. Мы вышли из одной колыбели, мы все еще находимся в общем образовательном пространстве, и должны искать общие подходы к изучению нашего общего прошлого, во всяком случае - в преподавании. Средством этого может быть только диалог, неангажированный подход к истории, отказ от ложной политизации. При этом необходимо занимать принципиальную, взвешенную позицию и осознавать, что есть поля, где найти консенсус будет крайне трудно.

Билеты

Историография.

1) В узком смысле – это совокупность исследований в области истории, посвящённых определённой теме либо исторической эпохе (например, историография эпохи Крестовых походов).

2)Совокупность исторических работ, обладающих внутренним единством в идеологическом, языковом или национальном отношении (например, марксистская, англоязычная или французская историография).

3)В более широком смысле историография — это специальная историческая дисциплина, изучающая историю исторических наук. Историография проверяет, насколько верно применяется научный метод при написании исторической работы, акцентируя внимание на авторе, его источниках, отделении фактов от интерпретации, а также на стилистике, авторских пристрастиях и на том, для какой аудитории написана им данная работа в области истории.

Историография начинается в Греции с Гекатея и Геродота.

Археография — специальная вспомогательная историческая дисциплина, разрабатывающая теорию и практику издания письменных источников (организация работы по публикации источников, выявление и сбор исторических памятников, разработка методов и способов публикации, выработка правил научно-критического издания источников и т.д.).

Диплома́тика — вспомогательная историческая дисциплина, изучающая исторические акты (юридические документы).

Она исследует древние документы дипломатического и юридического характера: грамоты, акты и тому подобные тексты и их оригиналы. Одна из её задач — отличать подложные акты от настоящих.

Эпигра́фика — вспомогательная историческая дисциплина (прикладная историческая и филологическая дисциплина), изучающая содержание и формы надписей на твёрдых материалах (камне, керамике, металле и пр.)

НЕОГРАФИЯ - гипотетическая вспомогательная историческая дисциплина, предмет которой могла бы составить эволюция внешних признаков письменных исторических источников нового и новейшего времени.

Текстология — филологическая отрасль, изучающая и восстанавливающая историю и судьбу произведений письменности и литературы с целью дальнейшего исследования, интерпретации, публикации и иных целей. Основная задача текстологии — дать правильный текст издаваемого литературного произведения.

Палеогра́фия — вспомогательная историческая дисциплина (специальная историко-филологическая дисциплина), изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания.

Сфрагистика — вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах.

Онома́стика — раздел языкознания, изучающий любые собственные имена[1], историю их возникновения и трансформации в результате длительного употребления в языке-источнике или в связи с заимствованием из других языков.

Фалери́стика — коллекционирование орденов, медалей, значков, любых нагрудных знаков (в том числе почётных, юбилейных, ведомственных, об окончании учебных заведений и т. д.), а также наука, вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением истории этих предметов, их систем и их атрибуцией.

Истори́ческая метроло́гия — вспомогательная историческая дисциплина, изучающая употреблявшиеся в прошлом меры — длины, площади, объёма, веса — в их историческом развитии. Часто единицы измерения не образовывали метрической системы, их относят к традиционным системам измерения.

Бони́стика — вспомогательная историческая дисциплина, изучающая вышедшие из употребления денежные знаки и боны как исторические документы, отражающие экономическое и политическое положение общества в то время. Возникла в начале XX века и тесно связана с нумизматикой.

Хронология – последовательность исторических событий во времени;

Билет

Билет

Билет

Информация 12 билета.

Билет.

Билет.

Научный факт - это результат наблюдений и экспериментов, который устанавливает количественные и качественные характеристики объектов.

Характеристика научного факта:

1)Очищенность от сопутствующих случайных элементов.

2)Установленность посредством надежно контролируемых средств.

3)Уточненность, правильность и проверенность.

4)Теоретическая обоснованность и интерпретированность.

5)Искусственность, поскольку факт был подвержен субъективному влиянию.

6)Совместимость с каким-либо методом или теорией.

16 билет. Композиция учебно-квалификационной работы. Основные требования.

Методичка.

Билет.

Методичка.

Методичка.

Билет.

Билет.

Билет.

Билет.

Билет.

 

Билет. История СПБГУ.

Петр I основал Университет в 1724 году как часть новой полной системы науки и образования в России. Система объединила Академию наук, Университет и Гимназию.
Среди первых профессоров Университета были выдающиеся люди. Известный историк и этнограф, академик Миллер в 1747 году стал первым ректором Университета. Великий русский ученый М.В. Ломоносов внес значительный вклад в развитие Университета как ректор (1758-1765), как ученый и как преподаватель, представивший здесь первый курс физики на русском языке в 1747 году. В 1819 году по указу Александра I Санкт-Петербургский университет был воссоздан.

лагодаря стараниям попечителя Спб. учебного округа С. С. Уварова институт был переименован в Спб. университет, ведению которого поручен Спб. учебный округ; доступ к лекциям был открыт и своекоштным студентам. Во главе университета стоял избираемый ежегодно профессорами из их среды ректор, но вместе с тем сохранена была существовавшая в институте должность директора, на которого возложен был ближайший надзор за всеми внутренними делами университета, исключая ученых, предоставленных конференции. Благородный пансион, существовавший при институте, был оставлен и при университете. Факультеты остались те же три, что и в институте (философско-юридический, историко-филологический и физико-математический). Университету было предоставлено учреждать новые кафедры. Лекции начались 5 ноября 1819 г.; своекоштных слушателей явилось на них не более 20 человек, так что университет держался лишь прежними, не окончившими еще курса казеннокоштными воспитанниками института в числе 70 человек. Некоторые кафедры не были замещены вовсе, некоторые были заняты людьми с недостаточной научной подготовкой; тем не менее, преподавательский состав стоял на гораздо более высокой ступени, чем в провинциальных университетах. Из первых профессоров Спб. университетета выдавались: М. А. Балугьянский — по кафедре энциклопедии политических и юридических наук и политической экономии (он же первый ректор университета), К. Ф. Герман и К. И. Арсеньев — статистики и географии, А. П. Куницын — общих прав, В. Г. Кукольник — положительных прав, А. И. Галич и П. Д. Лодий — философии, Раупах — всеобщей истории, Е. Ф. Зябловский и Ф. Б. Грефе — географии, Л. И. Панснер — минералогии, В. К. Вишневский — астрономии, Г. П. Павский — богословия. В

собым оживлением жизнь Спб. унив. отличалась в конце 50-х годов. Студентам были разрешены сходки для обсуждения своих дел; они имели отдельную библиотеку, читальный зал, кассу для помощи бедным товарищам, в пользу которой устраивались концерты и публичные лекции; издавался «Студентский сборник» (2 т.). В 1861 г. составлены были правила о точном посещении лекций с соблюдением необходимого порядка и тишины (по образцу дерптских «матрикул»). Введение этих правил для студентов подало повод к волнениям: лекции были прекращены, а 20 декабря 1861 г. последовало высочайшее повеление о временном закрытии Спб. университета впредь до пересмотра университетского устава 1835 г. 5 человек, признанных наиболее виновными, были высланы в отдаленные губернии под надзор полиции; 32 человека исключено с разрешением держать выпускной экзамен на правах вольных слушателей.

XVIII — начало ХХ века. Историко-филологический факультет

См. также: Список деканов историко-филологического факультета СПбУ

В основанном Петром I Академическом университете велись занятия по классу «гуманиоров», одним из первых руководителем академии и университета был историк, географ и источниковед Герхард Миллер.

После реорганизации Петербургского университета на основе Педагогического института на базе соответствующего отделения был создан факультет исторических и словесных наук. В 1835 году на его основе создано первое отделение философского факультета, которое в 1850 году было преобразовано в историко-филологический факультет. С 1830-х годов изменяется подход к преподаванию исторических наук, связано это было с именами историков России Н. Г. Устрялова, Н. И. Костомарова и профессора всеобщей истории М. С. Куторги. По Университетскому уставу 1863 года на историко-филологическом факультете было создано отдельное историческое отделение, куда входили четыре кафедры: Отечественной истории, Всеобщей истории, Истории церкви и Истории и теории искусств. В 1884 году историческое отделение было отменено и единство историко-филологического факультета восстановлено. Это спровоцировало «отлив» студентов с факультета[1].

На рубеже веков на факультете преподавали выдающиеся учёные, определявшие путь развития российской исторической науки, оказавшие влияние на формирование научных представлений не только о русской, но и о всеобщей истории, истории искусства. Среди самых влиятельных имен можно выделить одного из основателей русского источниковедения К. Н. Бестужева-Рюмина, его учеников Е. Е Замысловского и С. Ф. Платонова, а также Н. И. Кареева, А. С. Лаппо-Данилевского, В. Г. Васильевского, И. М. Гревса и других. Профессор факультета Э. Д. Гримм был последним в дореволюционной истории ректором Университета (1911—1918).

Первые годы после революции: ФОН, ЯмФак, ЛИФЛИ

В 1917 году историко-филологическое отделение Петроградского университета окончили 365 человек, в 1918 году — 132, в 1919 году — 12, в 1920 году — 8.

В 1919 году наряду с другими гуманитарными факультетами бывший историко-филологический факультет вошел в состав факультета общественных наук (ФОН), в составе которого в 1919—1921 годах существовало Историческое отделение, а в 1922—1925 годах — Археологическое. Историческое отделение ФОН возглавлял профессор античной истории С. А. Жебелёв.

В 1925 году ФОН реорганизован в Ямфак (факультет языкознания и материальной культуры), в составе которого состояло отделение истории материальной культуры. В 1920-е годы на факультете общественных наук и Ямфаке преподавали знаменитые российские историки и филологи. В 1929 году Ямфак преобразован в историко-лингвистический факультет, а в 1930 году на его базе (формально вне университета) создан Ленинградский историко-лингвистический институт (ЛИЛИ), в составе которого работало историко-литературное отделение. В 1933 году Историко-лингвистический институт реорганизован в Ленинградский институт истории, философии и лингвистики (ЛИФЛИ), где в 1934 году на базе историко-литературного отделения был образован исторический факультет. Одной из ведущих кафедр института в первой половине 1930-х годов была кафедра «Истории народов СССР», на которой преподавали выдающиеся учёные своего времени.

Историческая наука в первые послереволюционные годы оказалась в кризисном состоянии. Исторические факультеты и старые периодические издания закрывались. Против историков «старой школы» активно выступал историк-большевик М. Н. Покровский. Народный комиссар просвещения А. В. Луначарский и член ЦК РСДРП(б) Н. Бухарин придерживались более мягкой позиции относительно исторической интеллигенции. Дореволюционные преподаватели были оставлены в должностях, им было разрешено преподавать (однако нельзя было публиковаться и иметь учеников) — таким образом советское правительство хотело обучить новые исторические кадры.

19 ноября 1920 года В. И. Ленин подписал декрет СНК РСФСР «О реорганизации преподавания общественных наук в высших учебных заведениях РСФСР». 5 февраля 1921 года в «Правде» были опубликованы «Директивы ЦК коммунистам — работникам системы Наркомпроса», написанные Лениным. В документах присутствует положение о привлечении к преподаванию в высшей школе старых специалистов, но при условии определения содержания курса коммунистами[2].

Со временем, когда было подготовлено первое поколение историков-марксистов, необходимость в дореволюционных кадрах начала постепенно отпадать. Основной удар был нанесен по АН СССР (ряд учёных был уволен из Академии по различным обвинениям). В 1929 году было сфабриковано «Академическое дело», среди фигурантов которого были академики Н. П. Лихачёв, С. Ф. Платонов, Е. В. Тарле, профессора А. И. Андреев, М. Д. Присёлков и другие бывшие преподаватели историко-филологического факультета.

Исторический факультет ЛГУ

16 мая 1934 года было опубликовано постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О преподавании гражданской истории в школах СССР», сообщавшее о том, что с 1 сентября исторические факультеты откроются в МГУ и ЛГУ. Истфаку ЛГУ было отведено то здание, которое он занимает сегодня (Менделеевская линия В. О., 5). Изначально на факультете было 5 кафедр: истории СССР (её первым заведующим стал Б. Д. Греков), древней истории, истории Средних веков, новой истории, истории колониальных и зависимых стран, а в 1936 году после расформирования ЛИФЛИ и перевода на исторический факультет его преподавателей и студентов появились кафедры истории Древнего Востока и археологии, которые стали подготавливать специалистов по этим направлениям. Наряду со специальностью «историк», появилась специальность «историк-археолог». С этим периодом связаны имена М. И. Артамонова, С. Н. Валка, Б. Д. Грекова, С. И. Ковалёва, С. Я. Лурье, М. Д. Присёлкова, Н. Н. Пунина, В. И. Равдоникаса, И. И. Смирнова и многих других выдающихся историков, археологов, искусствоведов.

Билет. История кафедры.

Никола́й Ива́нович Каре́ев — русский историк и социолог. С 1910 — член-корреспондент Петербургской академии наук (с 1917 г. — Российской Академии наук), с 1929 — почётный член Академии наук СССР. Альма-матер: МГУ. Родился в Москве в 1850 году. Умер в 1931 году.

В творчестве Н. И. Кареева можно выделить три темы, перекликающиеся с работами его учителя, В. И. Герье:

  1. Французская революция;
  2. русско-польские отношения;
  3. проблемы философии истории.

Специально предназначенные для молодёжи сочинения:

  • «Письма к учащейся молодежи о самообразовании» (1894)
  • «Беседы о выработке миросозерцания»
  • «Мысли об основах нравственности»
  • «Мысли о сущности общественной деятельности»
  • «Идеалы общего образования»
  • «Выбор факультета и прохождение университетского курса»

Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.