Развитие психотехники в БССР (С. М. Василейский, А. А. Гайворовский, С. М. Вержбалович) — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Развитие психотехники в БССР (С. М. Василейский, А. А. Гайворовский, С. М. Вержбалович)

2017-06-19 1342
Развитие психотехники в БССР (С. М. Василейский, А. А. Гайворовский, С. М. Вержбалович) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Впервые мысль об организации в БССР психотехнической лаборатории возникла на одном из организационных собраний Всебелорусской Ассоциации научной организации труда. Предполагалось с осени 1925 г. провести первые психотехнические исследования и начать работу по профотбору и профконсультации. Было Предложено организовать краткосрочные курсы но Научной организации труда и психотехнике. Лаборатория начала работать с 1925 г. под руководством профессора СМ. Василейского при актинам участии сотрудников этой лаборатории А.А. Гайворовского и С.М. Вержболовича.

В 1929 г. психологами университета СМ. Василейским, А.А. Гай-воровским, СМ. Вержболовичем было опубликовано фундаментальное исследование «Из теории и практики профориентации и профконсультации». В книге раскрываются психологические основы профориентации, нрофконсультации и профотбора, дается анализ теории тестирования и приемов их практического применения, детально характеризуются методика и техника выявления пригодности человека к профессии.

Весьма разносторонняя деятельность СМ. Василейского в Беларуси особенно активно протекала в период 1925—1928 гг., когда ОН возглавил психотехническую лабораторию в Минске. Под руководством СМ. Василейского сотрудниками лаборатории была проделана большая работа, например, в 1925 г.:

1. Психотехническое обследование выпускников Минской объединенной профтехшколы с целью выяснения значения умственной одаренности для их школьной и профессиональной успеваемости.

2. Психотехническое исследование телефонисток центральной городской станции г. Минска в целях их профоценки и составления профессиограммы (получено совпадение на 94% с данными администрации).

3. Психотехническое исследование инспекторов Народного Комиссариата РКП (Рабоче-крестьянской инспекции) с целью составления профессиограммы.

4. Психотехнический отбор кандидатов, поступающих в военную окружную школу погранохраны с целью разбивки их на 6 параллельных групп по умственной одаренности (получено совпадение с оценкой преподавателей более, чем в 90 процентов случаев).

5. Психотехнический отбор студентов Ком пуза им. В.И.Ленина.

6. Профотбор лиц, поступающих в объединенную профтехшколу металлистов и деревообделочников и др.

В 1926 г. лабораторией были выполнены следующие работы:

1. Исследование курсантов погран школы комсостава для выделения особой кавалерийской группы (исследовано 150 человек).

2. Исследование круга реальных представлений и знаний (из области современности, царского строя, природы и техники) у кавалеристов дивизии (200 человек) в целях выявления профиля их обще культурно го и общежизненного развития.

3. Исследование круга реальных Представлений и знаний в школе Погранохраны (140 человек).

4. Исследование курсантов полковой школы дивизии (300 человек) в целях выявления связи между умственной одаренностью и пригодностью к замещению различных командных должностей.

5. Исследование шоферов Белавтопромторга в целях установления их профквалификации. Получено совпадение на 75% с данными администрации.и значительно большее совпадение с практикой езды и статистикой несчастных случаев.

6. Исследование кондукторов Автопромторга в целях установления их профпригодности.

7. Исследование молодых воинов (пограничники, 750 человек), поступающих в отряды погранохраны, в целях разбивки на ряд групп по их общей одаренности.

8. Исследование кандидатов, поступающих в Минский Комвузим. В.И.Ленина.

9. Ряд работ профессиографического характера. Разработка психограммы шофера, кондуктора, железнодорожника (дежурного по станции), красноармейцев погранохраны, кавалеристов и т.д.

За 1927 г. лабораторией проделаны следующие исследовательские работы:

1. Анализ профодаренности учеников школ-фабзауча в целях установления профквалификации и составления профессиограммы.

2. Исследование круга реальных представлений и знаний у разных групп населения БССР в целях выявления уровней общежизненного и общекультурного развития различных возрастных, половых, национальных и социальных групп населения БССР.

3. Методологическое (в целях профессиографии) исследование профодаренности хирургов клиник Белорусского государственного университета (исследование не закончено).

А. Исследование круга литературного опыта современной молодежи в целях выявления различных типов литературного опыта их различных групп (исследованием охвачено около 800 человек). Для исследования составлен ряд специальных тестов.

1. Исследование спецодаренности шахматистов (участников одного из окружных шахматных турниров) в целях проверки и составления психограммы шахматиста.

2. Исследование профпригодности кочегаров.

3. Исследование слушателей железнодорожного техникума Западной железной дороги а целях установления их профодаренности и др.

В 1928 г. лабораторией была проделана также большая работа:

1. Исследование профодаренности зубных врачей в целях составления профессиограммы методами экспериментальною сравнения.

2. Профконсультация для подростков, направленных Мишкой биржей труда на производство.

3. Профконсультация для учащихся, окончивших школу 2-й ступени.

4. Широкая профориентация молодежи, выражающаяся в организации ряда массовых докладов на тему о выборе профессии и психологических особенностях основных профессий.

5. Профотбор молодежи, поступающей в профтехшколы фабзауча и др.

За время существо психотехнической лаборатории был опубликован целый ряд печатных работ, в частности: СМ. Василейским: «Введение в теорию и технику психологических, педологических и психотехнических исследований* и «Опыт психотехнической квалификации автобусных шоферов»; А.А. Гайворовским: «Очерк методологии профессиографии», «Основы психотехники политпросветработы», «Методы профоотбора», «Развитие круга общежизненного и общекультурного опыта современного ребенка» и «Вопросник для психологической характеристики профессии (переработка Липмановекого вопросника)»; СМ. Василейеким, А.А. Гайворовским, СМ. Вержболовичем: «Из теории и практики профконсультации и профориентации».
Кроме того, лабораторией был сконструирован ряд тестов, из которых можно отметить следующие: тесты на наблюдательность, картографическую память и точность восприятия, тест на знание слов и объектов, тест на исследование круга литературного опыта, тест Бурдона.
Непосредственно Василейским были адаптированы следующие тесты: тест Бурдона, тест на вставку слов, тест Эббингауна, тест умозаключения, тест на знание слов и объектов (разработан совместно с А.А. Гайворовским).
Помимо этого лабораторией также сконструирован ряд оригинальных приборов, из которых можно отметить следующие: сложный экспозиционный прибор для исследования дежурного по станции, прибор для исследования мышечной памяти, прибор для измерения меткости удара, сложнокомплексный прибор, объединяющий в себе кимограф, мнемометр, компликационные часы и хроноскоп (отмечающий время до 1/50 доли секунды), прибор для исследования точности и координированное.™ работы на узко ограниченном поле (для исследования зубных врачей), видоизмененный и упрощенный аппарат Мюнстерберга для исследования шоферов, аппарат для исследования подвижного глазомера и ряд других менее значительных приборов и аппаратов.
В 1929 г. лаборатория продолжила работу в следующем составе заведующий лабораторией А.А. Гайворовский, ассистент СМ. Вержболович, научный сотрудник В.Г. Иносова.А.А. Гайворовский внес немалый вклад в развитие психологической науки в Беларуси. Особое значение имела опубликованная под редакцией и с предисловием К.Н. Корнилова книга А.А. Гайворовского «Основы психотехники политпросвет работы (библиотека, клуб, школа взрослых)», которая была издана секцией научных работников БССР в 1928 г. В книге раскрыты основные вопросы политпросвет работы, ее научной организации, даются конкретные практические рекомендации работникам просвещения, касающиеся психологических основ научной организации умственного труда.

Большинство работ А.А. Гайворовского посвящено вопросам психологии профориентации и профотбора, а также методам исследования этой проблемы. Так, в 1929 г. им вместе с СМ. Васи-лсйским и СМ. Вержболовичем было опубликовано фундаментальное исследование «Из теории и практики профориентации и профконсультации». В книге раскрываются психологические основании профориентации, профконсулкльтации и профотбора, дастся анализ теории тестирования и приемов их практического применения, детально характеризуется методика и техника выявления пригодности человека к профессии. Однако круг научных интересов А.А. Гайворовского не ограничивался лишь вопросами профориентации. Например, вместе с другими исследователями он изучал психологию детей.

С 1925 г., одновременно с учебой в университете, СМ. Вержболович начал работать сначала лаборантом, потом научным сотрудником психотехнической лаборатории. Работал над составлением психограмм шофера, а также налаживал работу по профориентации и профконсультации в минских школах. Поскольку психотехническая лаборатория была тесно связана с кафедрой психологии БГУ, то СМ. Вержболович привлекался для проведения занятий по учебному плану психологии на педагогическом факультете. Одновременно в работе лаборатории принимали деятельное участие группа педагогов и студентов: М.И. Самойлович-Мановая, Н.Б. Ильяшевич, Н.Л. Ивицкая, И.Е.Шатько, К.К. Бельковнч, Н.Н. Востоков, Г.Дезент, В.Н. Андреев и др.
С.М. Вержболович принимал активное участие также в работе Белорусской ассоциации научной организации труда (НОТ), вначале как член президиума и секретарь этой Ассоциации, а с мая 1927 г. по октябрь 1929 г.— как ответственный секретарь Белорусской ассоциации НОТ.
63. История и развитие психологии в вузах Республики Беларусь

В 1955 г. в Бресте работает педагогический институт, который в 1995г. получил статус университета. В его состав входит 10 факультетов. Кафедра психологии была образована в 1977 г. после реорганизации кафедры педагогики и психологии. Заведующим был избран Солохо Петр Никифорович,кандидат педагогических наук, до этого возглавлявший кафедру педагогики и психологии.

Научная деятельность

. Она является автором более 100 научных и научно-популярных работ, многие из которых переведены на немецкий, английский и французский языки. Среди них учебные пособия: «Введение в практическую психологию», «Возрастная психология», «Практическая психология», «Практикум по психологическому консультированию», «Психология в медицине», а также научно-популярные книги: «Психология в метафорах и образах», «1000 фактов из жизни людей», «Психология только для студентов».

Следует отметить, что в должности профессора кафедры общей и возраст психологии работает доктор психолог наук, профессор Лидия Глебовна Лысюк.
(63) Развитие психологии в Витебске

Витебский педагогический институт (Витебский государственный университет) был основан в послевоенное время. Заведующим кафедрой психологии был назначен Е.К. Матлин.

Научная деятельность.

За время работы на должности заведующего кафедрой Е.К. Матлиным были опубликованы следующие работы: «Психология индивидуального подхода к деятельности», «О повышении качества преподавания психологии», «Учение И.П. Павлова о сигнальных системах и его значение для психологии».

После смерти Е.К. Матлина кафедру психологии возглавил кандидат психологических наук, доцент Сергей Леонидович Богомаз, который разрабатывает проблему самоанализа как необходимого условия профессионального самоопределения.

В 1989 г. в Витебской области впервые в республике был организован методический центр школьной психологической службы, на базе которого в 1991 г. была открыта лаборатория перспективных проблем развития школьной психологической службы. За основополагающую программу была принята московская, составленная в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, под редакцией И.В. Дубровиной. В настоящее время в Витебской области психологическая служба функционирует во всех сферах образования.
(63) Развитие психологии в Гомельском университете

Гомельский государственный университет (ГГУ) им. Ф. Скорины создан в 1969 г. на базе педагогического института им. Чкалова. Имя
Ф. Скорины присвоено в 1988 г. До 1995 г. в нем работала единая кафедра педагогики и психологии. В 1995 г. кафедры разделились, и первым заведующим кафедрой психологии стал Александр Александрович Лытко, доцент, кандидата педагогических наук. Кафедра была закреплена за факультетом довузовской подготовки и профориентации. Количество преподавателей на кафедре – 16, из них 6 человек – кандидаты наук. Ведущими специалистами являются Н.И. Мурачковский, И.В. Сильченко.

 

 

Николай Иосифович Мурачковский – доцент, кандидат психологических наук, выпускник отделения логики, психологии и русского языка филфака БГУ. В 1965 г. закончил аспирантуру МГПИ им. М. Горького. Защитил диссертацию под руководством профессора Н.А. Менчинской на тему: «Разработка типологии школьников для организации дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания». Защита проходила в г. Москва. По результатам исследований опубликовал в
1977 г. учебное пособие «Как предупредить неуспеваемость школьников». В книге были выделены типы неуспевающих детей и предложены рекомендации по преодолению неуспеваемости учеников разных типов. Пособие опубликовано под редакцией Н.А. Менчинской и было награждено I-й премией Академии образования СССР.

Сильченко Ирина Владимировна – кандидат психологических наук, доцент, ее научным руководителем был Я.Л. Коломинский. Ею опубликованы следующие работы: «Зависимость статуса студентов от уровня их успеваемости и общественной активности» (Минск, 1985), «Взаимосвязь социально-психологических характеристик группы и рефлексивно-перцептивных способностей студентов» (Рига, 1989).

В настоящее время сотрудники кафедры психологии БГУ
им. Ф. Скорины занимаются разработкой следующих проблем: «Совершенствование методов определения профессиональной пригодности выпускников школы к обучению на подготовительных отделениях и в специальных классах при вузе», «Методико-психологическая поддержка молодежи в формировании установки на продуктивный жизненный путь в постчернобыльской ситуации» (выполнялось совместно с кафедрой медицинской психологии ГМИ).

В настоящий момент кафедра планирует создание научно-психологического центра им. Л.С. Выготского.
(63) История психологии в Гродненском университете

Начало развития исследований в области психологии ГрГУ
им. Я. Купалы относится к 1979 г., когда ректор А.В. Боданов, предвидя перспективы развития психологии, пригласил на должность завед кафедрой педагогики и психологииУкраины доктора психологич наук С.В. Кондратьева.

Научная деятельность.За годы работы она опубликовала более 100 научных трудов, подготовила 12 кандидатов наук (из них четверо из Украины). На кафедре ведется плановая подготовка психологов по двум специализациям «Возрастная психология» и «Юридическая психология». С.В. Кондратьева с 1994 г. является академиком Акмеологической академии и академиком Российской академии педагогических и социальных наук. Она известна как специалист в области психологии организаторских способностей, психологии развития характера и способностей, психологии педагогического творчества. Всеобщее признание получили ее работы по социальной перцепции, а также перцептивно-рефлекторной регуляции поведения субъекта познания. В 2000 г. она стала заслуженным деятелем науки Республики Беларусь.

Многочисленны ученики С.В. Кондратьевой: А.С. Базилевская,
К.В. Вербова, П.Р. Газуло, Т.К. Комарова, В.А. Кривошеев, Б.П. Ковалев, П.А. Ковалевский, Л.А. Семчук, Л.М. Путяго, Г.Ф. Михальченко. В своих исследованиях они доказали зависимость социальной перцепции от возраста, пола, специальности, индивидуально-психологических особенностей субъекта и объекта познания; установили характер зависимости содержания и структуры социальной перцепции от типа организации деятельности людей, являющимися субъектами познания; выявили уровни и типы социальной перцепции, характер взаимосвязи между социально-перцептивными, аффективными и поведенческими аспектами педагогического общения; установили особенности педагогической рефлексии в процессе общения учителей и учащихся, определили структуру рефлексивных действий в различных видах рефлексии (социально-перцептивной, коммуникативной, личностной); раскрыли социально-перцептивные и рефлексивные аспекты школьного конфликта, с которыми связано его продуктивное разрешение.При университете создан психологический факультет. Его возглавил кандидат психологических наук, доцент Б.П. Ковалев.Потенциал кафедры позволил начать подготовку психологов для школ. В 1989 г. была организована специализация «Практическая психология» на биологическом факультете. Особым для коллектива кафедры стал 1994 г., когда в университете была открыта специальность «Психология». Началась сложная и кропотливая работа по подготовке специалистов с квалификацией «Психолог. Преподаватель психологии». В дальнейшем была открыта специализация по возрастной, педагогической и юридической психологии, а также по психологии семейных отношений и сексологии.

В настоящее время на факультете имеются две кафедры. Кафедра общей и социальной психологии (заведующий кафедрой доцент
Б.П. Ковалев) является межвузовской и Гродненским медицинским университетом, где имеется медико-психологический факультет. Вторая – кафедра возрастной и педагогической психологии (заведует кафедрой доцент А.А. Семчук). Планируется открытие еще одной кафедры.

В состав факультета входят научно-исследовательская лаборатория психологии профессионального развития личности, возглавляемая профессором С.В. Кондратьевой, и Центр психологической помощи населению. На педагогическом факультете университета учебный процесс осуществляет факультетская кафедра психологии начальной школы (заведующий кафедрой доцент П.Р. Галузо).
(63) Деятельность кафедры психологии Могилевского пединститута

Собственная история психологии на Могилевщине связана с деятельностью Могилевского государственного педагогического института им. А. Кулешова (сейчас университета). В 1953 г. в результата реорганизации кафедры общественных наук выделилась кафедра психологии и логики (заведующая ‑ кандидат психологических наук, доцент Анна Афанасьевна Зарудная). В 1955 г. в результате объединения кафедр психологии, логики и педагогики организуется кафедра педагогики и психологии. В 1965 г. она превращается в кафедру методики начального обучения и психологии. Заведующей по-прежнему остается А.А. Зарудная. Психология читалась на первых курсах доля студентов всех факультетов, включал материал по общей и возрастной психологии. В 60-е гг. на кафедре проводилась также научно-исследовательская работа по таким направлениям как формирование памяти учащихся в процессе учебной деятельности, развитие письменной и устной речи. С 1969 г. заведующим кафедрой становится кандидат педагогических наук, доцент М.З. Мазаренко.

В начале 70-х гг. создается самостоятельная кафедра психологии МГПИ им. А. Кулешова, которую возглавил кандидат психологических наук, доцент Виктор Алексеевич Филь. В 1975 г. в институте создается межкафедральная проблемная лаборатория «Обучение и умственное развитие». На базе лаборатории под руководством В.А. Филя на протяжении нескольких лет шло исследование научной темы «Новые математические идеи в начальном обучении и их влияние на умственное развитие детей». Результатом стала разработанная система логических и математических игр для детей 6-9 лет и издание на этой базе пособия «Логические и математические игры».

С 1987 г. кафедру психологии возглавила кандидат психологических наук, доцент Елена Константиновна Осипова. В 1986 г. она защитила докторскую диссертацию на тему «Психологические основы формирования профессионального мышления учителя».

С 1992 – 1996 гг. заведующей кафедрой психологии назначается кандидат психологических наук Татьяна Николаевна Ковалева. Усилия кафедры направляются на разработку теоретических и методических основ организации психологической службы в системе образования. На базе педагогического института открывается «Центр психологической помощи (Н.И. Берегуленко, О.Н. Тугай, Э.В. Котлярова). Под руководством
Т.Н. Ковалевой разрабатывается документация по дополнительной специальности «Детский практический психолог», что позволило с 1994 г. начать подготовку психологов- специалистов.
64. Современное состояние и перспективы развития психологической науки в Беларуси.

Л. А. Кандыбович выделяет 1960–1990 гг. как самостоятельный период истории психологии в Беларуси. В истории белорусской психологии наиболее плодотворных период развития относится к 1970—1980-е гг. Социальная и педагогическая психология изначально развивалась как междисциплинарные отрасли научного знания, как результат дифференциации и интеграции человековедческих наук.
К концу исследуемого периода около половины всех практикующих в республике психологов являлись дипломированными специалистами. Семь из них были докторами наук. Наряду с традиционными исследованиями стали утверждаться новые, актуальные для того времени изыскания: трудовое воспитание школьников всех возрастов, обучение и воспитание студентов высшей школы, проблемы продуктивной мыслительной активности, вопросы психологической службы и организация её.

Значительная часть специалистов-психологов была сконцентрирована в педагогических институтах и университетах, что в известной степени предопределило приоритетную роль психолого-педагогических исследований. Однако психология была представлена и в ряде научных учреждений республики.

В институте языкознания продолжалась разработка прикладных вопросов психологии и психолингвистики, переработкой сенсорной информации (Г.В.Лосик).
В Белорусском госуниверситете изучались проблемы высшей школы: была завершена работа «Психологические основы эффективности учебной деятельности студентов», группой сотрудников (Р.И.Водейко, Л.А.Гуринович, И.А.Кулак, А.М.Кухарчик, С.П.Цуранова) проведен ряд серьезных исследований.

Результатом исследования Г.М.Кучинского о сущности внутреннего диалога в мышлении, об отношении внешнего и внутреннего диалогов у партнёров общения стало издание монографии.
Психологические основы эффективности усвоения знаний в школе изучали мозырские психологи (И.Я.Каплунович, Т.А.Пушкина).
Становление и развитие социальной психологии в Беларуси с 1960 по 1991 гг. представляет собой целостный период и характеризуется направлением исследований в области социальной педагогической психологии (СПП), что соответствует теоретическому анализу.
Спецификой развития белорусской психологии является переход от межотраслевой дифференциации науки к ее междисциплинарной интеграции, которая привела к обоснованию возможности таких разделов социальной психологии, как социальная педагогическая психология и педагогическая социальная психология. Направление интеграции и дифференциации социальной и педагогической психологии по критерию объекта, предмета и контингента соответствует исследованию социально-психологических феноменов на педагогическом контингенте.
Современная ситуация развития социальной психологии в Беларуси (с 1991 г. по настоящее время) характеризуется расширением проблемных областей социально-психологических исследований, а также самоопределением психологов в научных приоритетах в новых исторических условия.
В целом, с 1956 по 2007 гг. белорусскими авторами было защищено 277 диссертаций. Из них, в период с 1960 по 1991 гг. — 109 (39%). Социально-психологическая проблематика представлена в 36 (33%) диссертациях.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.