Тема 5. ЧЕЛОВЕК КАК ОСОБАЯ ФОРМА БЫТИЯ. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Тема 5. ЧЕЛОВЕК КАК ОСОБАЯ ФОРМА БЫТИЯ.



1.Человек как предмет философского анализа. Проблема человека в истории философии.

2.Происхождение человека и уникальность его бытия. Антропосоциогенез.

3.Человек как единство биологического и социального. Природа и сущность человека.

4.Понятие личности, ее основные характеристики. Потребности и ценности личности.

5.Проблема свободы и ответственности личности. Смысл жизни человека.

 

Основное содержание темы

Вопрос «что есть человек?» как один из центральных в истории философской мысли. Предмет философской антропологии. Трактовка сущности и назначения человека в восточной и античной философии, в христианстве, в философии эпохи Возрождения и Нового времени. Проблема человека в немецкой классической философии, философии марксизма, философии жизни, философской антропологии, психоанализе и экзистенциализме. Проблема человека в истории русской философии.

Концепции происхождения человека (религиозно-креационистская, полового отбора, трудовая, космическая и др.). Взаимосвязь антропогенеза и социогенеза, их основные компоненты. Уникальность антропосоциогенеза как способа взаимоотношения вида и природной среды.

Элементы природного и общественного в человеке, соотношение биологического и социального. Биологизаторство и социологизаторство. Природа, сущность и существование человека.

Соотношение понятий: индивид, индивидуальность, личность. Условия и механизмы формирования личности. Социализация. Человек как деятельное и творческое существо. Потребности личности, их иерархия. Личность как субъект ценностного отношения к миру. Аксиология. Иерархия ценностей личности.

Свобода как величайшая человеческая ценность. Свобода и необходимость. Свобода и ответственность. Эгоизм и альтруизм. Индивидуализм и конформизм. Понятие смысла жизни. Проблема смысла жизни и назначения человека в истории философской мысли.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Почему проблема человека является одной из главных в философии?

2. Как ученые объясняют происхождение человека?

3. Что является главным фактором становления человека?

4. Раскройте соотношение биологического и социального в человеке.

5. В чем состоит уникальность бытия человека?

6. Раскройте соотношение понятий «природа человека» и «сущность человека»; «сущность человека» и «существование человека».

7. Раскройте содержание понятий «человек», «индивид», «личность».

8. Может ли личность сформироваться вне общества?



9. Почему люди, живущие в одном социуме, ведут себя по-разному?

10. Что является причиной агрессивного поведения человека?

11. Свобода человека – величайшая ценность или величайшее бремя?

12. Как взаимосвязаны свобода и ответственность личности, свобода и необходимость?

13. Согласны ли Вы с тем, что ценности выступают ориентирами деятельности человека? Аргументируйте свой ответ.

14. Покажите, что в ценностном отношении личности к действительности объективируется исторический опыт человечества, и личный опыт человека.

15. В чем заключается суть гуманизма?

16. Согласны ли Вы с тем, что человек сам придает смысл своему существованию?

17. С каким нижеследующим изречением мыслителей Вы согласились бы и почему:

Человек есть мера всех вещей (Протагор).

Человек – всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он – тростник мыслящий. (Б. Паскаль).

Человек никогда не свободен от дихотомии своего существования: он уже не может освободиться от своего духа, даже если бы он хотел, и не может освободиться от своего тела, пока он живет, а его тело будит в нем желание жить (Э. Фромм).

Только человек, как мыслящее существо, своим разумом сам определяющий свои цели, может быть идеалом красоты, пределом совершенства. Его существование имеет в себе самом высшую цель (И. Кант).

Главная задача человека не в обогащении своего ума различными познаниями, но в воспитании и совершенствовании своей личности, своего я (С. Кьеркегор).

Человек – это многообразное, лживое, искусственное и непроницаемое существо (Ф. Ницше).

Человек принадлежит своему существу лишь постольку, поскольку слышит требование Бытия (М. Хайдеггер).

Свобода человека предшествует его сущности она есть условие, благодаря которому последняя становится возможной, сущность бытия человека подвешена к его свободе. Глубинная, хотя и нереализуемая структура личности – стремление, проект быть Богом (Ж.-П. Сартр).



Личность есть деятельный центр, в котором дух является внутри конечных сфер бытия (М. Шелер).

Только личность свободна, только у нее одной есть в полном смысле слова внутренний мир и субъективность, поскольку она движется и развивается в себе (Ж. Маритен).

Личность есть высшая и иерархическая ценность, она никогда не есть средство и орудие. Личность в человеке есть результат борьбы. Человек исчезает в самоутверждении и самодовольстве. Поэтому жертва есть путь реализации личности (Н.А. Бердяев).

Человек в сущности есть дикое ужасное животное. Мы знаем его только в укрощенном и прирученном состоянии, которое называется цивилизацией: поэтому нас ужасают случайные взрывы его натуры. Но когда и где спадают замки и цепи законного порядка и водворяется анархия, там обнаруживается, что он такое (А. Шопенгауэр).

Человек – не образ божий, а потомок дикого и хищного зверья. И дивиться нужно не тому, что в человечестве так много этого дикого и хищного, а тому – сколько в нем все-таки самопожертвования, героизма и человеколюбия (В. Вересаев).

Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений (К. Маркс).

Человек – не статический центр мира, как он долго полагал, а ось и вершина эволюции (П. Тейяр де Шарден).

Человек есть тайна (Ф.М. Достоевский).

Человек есть то, что он думает в течение дня (Р.У. Эмерсон).

Человек – это его вера (И.В. Киреевский).

 

Дополнительная литература

1. Алексеева, И.Ю. «Технолюди» против «постлюдей»: НБИКС-революция и будущее человека / И.Ю. Алексеева, В.И. Аршинов, В.В. Чеклецов // Вопросы философии. – 2013. – № 3. – С. 12-21.

2. Быстров, В.Ю. Власть и насилие как проблема философской антропологии / В.Ю. Быстров, Б.В. Марков, Н.В. Кузнецов // Вопросы философии. – 2015. – № 10. – С. 30-40.

3. Вавилин, В.В. Ильин о социализации личности / В.В. Вавилин // Социально- гуманитарные знания. – 2015. – № 3. – С. 217-221.

4. Гранин, Ю.Д. Человек в поисках идентичности / Ю.Д. Гранин // Вопросы философии. – 2011. – № 6. – С. 176-180.

5. Делокаров, К.Х. Человек как проблема в информационном мире / К.Х. Делокаров // Социально-гуманитарные знания. – 2015. – № 3. – С. 76-87.

6. Зуев, В.М. Человеческий ресурс и личность человека / В.М. Зуев, В.Е. Аперьян // Социально-гуманитарные знания. – 2012. – № 3. – С. 161-174.

7. Колесниченко, Ю.В. Философия личности как преодоленная феноменология. Вл. Соловьев и М. М. Бахтин / Ю. В. Колесниченко // Вопросы философии . – 2012. – № 1 . – С. 105-116 .

8. Криволапова, Ю.К. Современные дискуссии о природе человека / Ю.К. Криволапова // Социально-гуманитарные знания. – 2013. – № 2. – С. 256-270.

9. Лекторский, В.А. Возможны ли науки о человеке? / В.А. Лекторский // Вопросы философии. – 2015. – № 5. – С.3-15.

10. Марков, Б.В. Образ человека в постантропологическую эпоху / Б.В. Марков // Вопросы философии. – 2011. – № 2. – С. 23-33.

11. Матвеева, А.И. Духовная культура как регулятор социального бытия личности / А.И. Матвеева // Вопросы культурологии. – 2011. – № 6. – С. 24-29.

12. Пигалев, А.И. Деконструкция денег и постмодернистская концепция человека / А.И. Пигалев // Вопросы философии. – 2012. – № 8. – С. 50-60.

13. Покровская, Т.П. Эрик Фромм о природе человека / Т.П. Покровская // Социально-гуманитарные знания. – 2015. – № 2. – С. 216-229.

14. Пуляев, В.Т. Движение человека к его целостному развитию / В.Т. Пуляев // Социально-гуманитарные знания. – 2014. – № 3. – С. 56-70.

15. Фетискин, В.В. Деятельностная парадигма человека / В.В. Фетискин // Социально-гуманитарные знания. – 2012. – № 4. – С. 95-106.

16. Философская антропология. Человек многомерный: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. С. А. Лебедева. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2010. – 351 с.

17. Храпов, С.А. Техногенный человек: проблемы социокультурной онтологизации / С.А. Храпов // Вопросы философии. – 2014. – № 9. – С. 66-75.

18. Чеснокова, М.Г. Социально-философские основания психологического исследования индивидуальности / М.Г. Чеснокова // Социально-гуманитарные знания. – 2013. – № 1. – С. 97-109.

19. Чеснокова, М.Г. Концептуально-образная модель «естественного человека» в литературе эпохи Просвещения / М.Г. Чеснокова // Социально-гуманитарные знания. – 2014. – № 4. – С. 267-281.

20. Штопельман, Г.М.Феномен человека в деятельностном и логико-культурном ракурсах / Г.М. Штопельман // Вопросы философии. – 2014. – № 8. – С. 116-126.

 

Приложение 1.

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ






Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.01 с.