Тема 2. Основные принципы защиты от опасностей среды обитания. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Тема 2. Основные принципы защиты от опасностей среды обитания.

2017-06-19 695
Тема 2. Основные принципы защиты от опасностей среды обитания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Общие положения

1.1. Цель и задачи учебной дисциплины.

Цель учебной дисциплины:

– формирование профессиональной культуры безопасности (ноксологической культуры), под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере техносферной безопасности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета;

– формирование у студентов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека.

Изучением дисциплины достигается понимание того, что реализация требований безопасности жизнедеятельности гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека в различных жизненных условиях и готовит его к рациональным действиям при возникновении экстремальных ситуаций.

Задачи учебной дисциплины:

1. Приобретение понимания проблем устойчивого развития и рисков, связанных с деятельностью человека;

2. Овладение приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижения антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества;

3. Формирование культуры безопасности, экологического сознания и риск-ориентированного мышления, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека;

4. Формирование культуры профессиональной безопасности, способностей для идентификации опасности и оценивания рисков в сфере своей профессиональной деятельности;

5. Готовности применения профессиональных знаний для минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности;

6. Мотивации и способностей для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности;

7. Способностей к оценке вклада своей предметной области в решение экологических проблем и проблем безопасности;

8. Способностей для аргументированного обоснования своих решений с точки зрения безопасности;

9. Приобретения устойчивых навыков, необходимых для принятия быстрых и четких решений и выполнения действий, необходимых для предупреждения опасных последствий.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.

Изучение учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» базируется на знаниях и умениях, полученных обучающимися ранее в ходе освоения программного материала ряда учебных дисциплин: «Математика», «Физика», «Химия».

 

Наименование дисциплины Необходимый для изучения учебной дисциплины объем
знаний умений владение
Математика Основные понятия и методы математического анализа, линейной алгебры, элементов математической логики, теории дифференциальных уравнений, теории вероятностей и математической статистики. Применять математические методы при анализе и решении проблем в области безопасности жизнедеятельности. Методами построения математической модели профессиональных задач и содержательной интерпретации полученных результатов.
Физика Законы Ньютона и законы сохранения, принципы специальной теории относительности Эйнштейна, элементы общей теории относительности, элементы механики жидкостей, законы термодинамики, статистические распределения, процессы переноса в газах, уравнения состояния реального газа, элементы физики жидкого и твердого состояния вещества, физику поверхностных явлений, законы электростатики, природу магнитного поля и поведение веществ в магнитном поле, законы электромагнитной индукции, волновые процессы, строение многоэлектронных атомов, квантовую статистику электронов в металлах и полупроводниках, физику контактных явлений, ядра, классификацию элементарных частиц. Использовать физические законы при анализе и решении проблем в области безопасности жизнедеятельности.   Методами проведения физических измерений.
Химия Базовые положения фундаментальных разделов химии. Использовать химические законы при анализе и решении проблем в области безопасности жизнедеятельности. Владеть методами химического анализа.

 

Изучение учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является базовым для последующего освоения программного материала учебных дисциплин: «Информационная безопасность», «Социальная информатика», «Социальная экология» и др.

1.3. Планируемые результаты обучения по учебной дисциплине в рамках планируемых результатов освоения основной профессиональной образовательной программы.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты:

 

Код компетенции Содержание компетенции Результаты обучения
ОК-15 Способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций.   Знать: основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, способы применения современных средств поражения и основные меры по ликвидации их последствий; теоретические основы безопасности жизнедеятельности; компоненты системы «человек – среда обитания» и особенности их взаимодействия; теоретико-методологические аспекты обеспечения безопасности жизнедеятельности; факторы и причины профессиональных заболеваний, травматизма, в процессе выполнения задач профессиональной деятельности.
Уметь: использовать в профессиональной работе знания об основных методах защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, о способах защиты от современных средств поражения и об основных мерах по ликвидации последствий от их применения; оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации; оценивать возможные социально-экономические потери, обусловленные неподготовленностью объектов экономики и общества к защите от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций различного генеза.
Владеть: методиками изучения рисков и управления ими; склонностью к синтетическому (одновременно эффективному и бесконфликтному) решению актуальных проблем жизнедеятельности; методами защиты в условиях чрезвычайных ситуаций; приемами оказания первой помощи в условиях чрезвычайных ситуаций.

2. Объем учебной дисциплины, включая контактную работы обучающегося с преподавателем и самостоятельную работу обучающегося

Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет 2 зачетных единицы.

 

Вид учебной работы Всего зачетных единиц Семестры
I      
Аудиторные учебные занятия, всего 0,44 0,44      
В том числе:          
Учебные занятия лекционного типа 0,22 0,22      
Учебные занятия семинарского типа 0,22 0.22      
Лабораторные занятия          
Самостоятельная работа обучающихся, всего 1,56 1,56      
В том числе:          
Контрольная работа 0,78 0,78      
Рефераты 0,78 0,78      
           
Вид промежуточной аттестации (зачет) зачет зачет      
Общая трудоемкость учебной дисциплины          

 


3. Содержание учебной дисциплины

3.1. Учебно-тематический план по очной форме обучения

Объем аудиторных занятий составляет 16 часов в том числе 4 часа в электронной форме.

Объем самостоятельной работы – 56 часов.

№ п/п Раздел, тема Виды учебной работы, академических часов Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Всего Самостоят. работа Аудиторные занятия
Всего Лекционного типа Семинарского типа Лабораторные занятия Конт. раб. Рефераты / эссе Курсов. раб/ проект Расчетно-графическая работа Контр. точки Зачет/дифф. зачет Экзамен
                             
  Раздел 1. Основные опасности среды обитания                          
1.1 Тема 1. Основные понятия и определения безопасности жизнедеятельности.                          
1.2 Тема 2. Основные принципы защиты от опасностей среды обитания                          
1.3 Раздел 2. Социальная безопасность                          
1.4 Тема 3. Основные принципы защиты от современных опасностей социального характера                          
1.5 Тема 4. Безопасность профессиональной деятельности                          
Общий объем Итого часов                       1 семестр  
Всего часов  
                               

 


4. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине

Раздел 1. Основные опасности среды обитания.

Тема 1. Основные понятия и определения безопасности жизнедеятельности.

Цель: овладение теоретическими основами обеспечения безопасности жизнедеятельности (ОК-15).

Перечень изучаемых элементов содержания:

Основные понятия и определения безопасности жизнедеятельности. Характерные системы «человек - среда обитания». Взаимодействие человека со средой обитания. Понятия «опасность», «безопасность». Аксиомы безопасности жизнедеятельности. Безопасность как одна из основных потребностей человека. Значение безопасности в современном мире.

Понятие риска. Допустимый риск и критерии его приемлемости. Современные опасности и угрозы.

Законодательные и нормативные правовые основы управления безопасностью жизнедеятельности. Системы законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы экологической, промышленной, производственной безопасности и безопасности в чрезвычайных ситуациях, гражданской обороны. Характеристика основных законодательных и нормативно правовых актов: назначение, объекты регулирования и основные положения.

Государственное управление в чрезвычайных ситуациях. Законодательные и подзаконные акты. Российская государственная система предупреждения стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования постоянной готовности.

Гражданская оборона: понятие, основные задачи в сфере защиты населения. Сигналы гражданской обороны. Действия населения по сигналам оповещения гражданской обороны.

Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности, охраны труда и охраны окружающей среды.

Основные понятия и определения, классификация чрезвычайных ситуаций. Фазы развития чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и их поражающие факторы. Виды оружия массового поражения, их особенности и последствия его применения. Методы прогнозирования и оценки обстановки при чрезвычайных ситуациях.

 

Вопросы для самоподготовки:

1. Классификация опасностей по группам.

2. Соотношение категорий «риск», «вызов», «опасность», «угроза».

3. Основные виды риска. Приемлемый (допустимый) риск.

4. Понятие опасности, безопасности, риска.

5. Термины: аварии, катастрофы, происшествия.

6. Современные опасности и угрозы

7. Виды чрезвычайных ситуаций.

8. Поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

9. Экстремальные ситуации в природных условиях, в быту.

10. Безопасность как функция социальной системы и ее характеристики.

11. Основные пути обеспечения безопасности.

Формы контроля самостоятельной работы обучающихся:

Письменный или устный ответ на вопросы по теме.

Реферат.

Темы рефератов:

1. Опасность. Идентификация опасностей.

2. Классификация угрожающих факторов.

3. Конфликт как угроза безопасности.

4. Системный анализ безопасности.

5. Закономерности адаптации организма человека к различным условиям.

6. Правовое обеспечение ЧС.

7. Экономические аспекты безопасности жизнедеятельности.

8. Организация устойчивого функционирования системы жизнеобеспечения территории и безопасности населения при ЧС.

9. Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности, охраны труда и охраны окружающей среды.

10. Подготовка и повышение квалификации руководящего состава по безопасности жизнедеятельности.

 

 

Методика расчета

1. Вычислить производительность труда маляров.

2/ч)

2. Определить количество выделившихся паров растворителя.

С = 0,001 ∙ Б ∙ σ ∙ П (г)

3. Найдем реальную концентрацию токсичных веществ в воздухе.

(г/м3)

4. Рассчитать необходимый объем воздуха при покрасочных работах.

3)

5. При естественном проветривании в данных условиях скорость движения воздуха vв = 0,4 м/сек., тогда проветривание.

tпр = Lp / (Sф ∙ vв) (сек)

Выводы.

1. Сравнить реальнуюконцентрацию ацетона с предельно допустимой (во сколько раз больше или меньше).

2. Сделать вывод, достаточно ли время проветривания комнаты для обеспечения нормативных условий работы маляров.

Темы рефератов:

1.Химические вещества.

2.Токсичные химические вещества

3.Производственные пожары.

4.Взрыво и пожароопасные производства.

5. Способы и средства тушения пожаров.

6. Знаки безопасности.

 

Практическое задание № 2 - Контрольная работа

5. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по учебной дисциплине

5.1. Форма промежуточной аттестации обучающегося по учебной дисциплине.

Контрольным мероприятием промежуточной аттестации обучающихся по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» является зачет, который проводится в устной форме.

5.2. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

 

Код компетенции Содержание компетенции Компоненты компетенции, степень их освоения Результаты обучения
ОК-15 Способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций.   Компоненты компетенции соотносятся с содержанием дисциплины, и компетенция реализуется частично Знать: основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, способы применения современных средств поражения и основные меры по ликвидации их последствий; теоретические основы безопасности жизнедеятельности; компоненты системы «человек – среда обитания» и особенности их взаимодействия; теоретико-методологические аспекты обеспечения безопасности жизнедеятельности; факторы и причины профессиональных заболеваний, травматизма, в процессе выполнения задач профессиональной деятельности.
Уметь: использовать в профессиональной работе знания об основных методах защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, о способах защиты от современных средств поражения и об основных мерах по ликвидации последствий от их применения; оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации; оценивать возможные социально-экономические потери, обусловленные неподготовленностью объектов экономики и общества к защите от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций различного генеза.
Владеть: методиками изучения рисков и управления ими; склонностью к синтетическому (одновременно эффективному и бесконфликтному) решению актуальных проблем жизнедеятельности; методами защиты в условиях чрезвычайных ситуаций; приемами оказания первой помощи в условиях чрезвычайных ситуаций.

Темы рефератов

1. Безопасность как функция социальной системы и ее характеристики.

2. Классификация угрожающих факторов.

3.Сущность системного подхода при решении проблемы безопасности.

4.Порядок создания и функционирования системы обеспечения безопасности государства.

5. Цель создания РСЧС.

6. Правовая база и структура РСЧС.

7. Силы и средства РСЧС и ГО. Задачи РСЧС.

8. Системы оповещения РСЧС и ГО. Цели, задачи, технические средства и организация.

9. Организационная структура системы ГО. Степени готовности ГО.

10. Действия органов власти по спасению населения.

11. Обучение населения действиям при ЧС и ГО. Правовая база, организация, формы.

12. Средства индивидуальной защиты. Классификация, назначение, хранение и выдача.

13. Классификация, защитные свойства, накопление и использование защитных сооружений.

14. Эвакуация. Варианты, классификация, основной принцип. Организация эвакуации.

15. Биологические опасности. Карантин. Обсервация.

16. Аварийные химически опасные вещества.

17. Основные характеристики химического заражения, факторы, влияющие на величину зоны химического заражения.

18. Аварии на радиационно-опасных объектах, типы аварий, зоны радиационного заражения.

19.Радиационное воздействие на человека (внешнее, внутреннее). Последствия облученного человека.

20. Смысл йодной профилактики.

21. Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах.

22.Виды транспортных аварий.

23. Правила безопасной езды на общественном транспорте. Правила поведения на общественном транспорте.

24. Правила безопасной езды в поезде и электричке. Правила поведения в поезде и электричке.

25. Литосферные ЧС.

26. Гидросферные ЧС.

27. Атмосферные ЧС.

28. Правила поведения в здании в грозу. Правила поведения на открытой местности в грозу.

29. Электромагнитные излучения, источники и воздействие

30. Источники шума, вибрации.

31. Воздействие электрического тока на организм человека. Что делать при попадании под электрический ток?

32. Особенности повышения устойчивости на сетях газо-, водо-, энергоснабжения.

33. Содержание аварийно-спасательных и неотложных работ.

34. Цели, методы, силы радиационной и химической разведки.

35. Влияние характера личности на ее безопасность.

36. Качество жизни и безопасность личности.

37. Социальная напряженность, ее уровни.

38. Социальная мобильность и безопасность личности.

39. Факторы, усиливающие социальную нестабильность общества.

40. Конфликт как угроза безопасности.

41. Правила поведения в местах массового скопления людей. Особенности толпы.

42. Роль гражданина в предотвращении террористического акта.

2. Практическое задание № 2 – Контрольная работа

Вариант 1

1. Какими факторами обусловлено увеличение числа чрезвычайных ситуаций в техносфере?

2. Назовите причину и поражающие факторы при ЧС с химической обстановкой I типа.

3. Перечислите основные поражающие факторы взрыва.

4. За счет каких источников происходит внутреннее облучение человека?

5. Дайте определение, что такое зоонозы.

6. Какой путь передачи возбудителя заболевания наблюдается при кишечных инфекциях?

7. Дайте определение, что такое медицинская сортировка.

8. Какие факторы производственной среды являются опасными?

Задача

Ситуация: При проведении наружных отделочных работ жилого дома, на уровне 2-го этажа, рабочий сорвался и упал на строительный мусор.

Пострадавший: Сидит, опираясь на руки. Стонет. Жалуется на резкую боль в левом бедре, усиливающуюся при малейшем движении. Указывает на сильную слабость, головокружение и тошноту. Не может вспомнить, что произошло с ним.

При обследовании: Признаков наружного кровотечения нет. На боковой поверхности средней трети бедра видна обширная гематома. Кожные покровы бледные. Дыхание без особенностей. Пульс учащенный (100 ударов в минуту).

Необходимо:

1. определить вид травмы:

2. обозначить перечень и последовательность мероприятий первой помощи.

Задача

Ситуация: При взрыве газового баллона пострадал работающий в этом помещении человек.

Пострадавший: На ногах. Возбужден. Зовет на помощь.

При обследовании: Руки и лицо в крови. Рукава одежды пропитаны кровью. Палице справа в области лба видна сильно кровоточащая резаная рана. Имеются множественные кровоточащие порезы обеих рук. Кожные покровы бледные. Дыхание частое (одышка). Пульс учащенный (120 ударов в минуту).

Необходимо:

1. определить вид травмы;

2. обозначить перечень и последовательность мероприятий первой помощи.


Вариант 2

1. Дайте определение, что такое стихийное бедствие.

2. Назовите причину и поражающие факторы при ЧС с химической обстановкой II типа.

3. От каких факторов зависит характер распространения пожаров?

4. Какие группы населения выделяют при гигиеническом нормировании радиационного облучения?

5. Какой путь передачи возбудителя заболевания наблюдается при кровяных трансмиссивных инфекциях?

6. Перечислите основные характеристики землетрясения.

7. Какие природные явления могут стать причинами ЧС метеорологического характера?

8. Дайте классификацию профессиональных заболеваний

Задача

Ситуация: Во время работы по установке оборудования рабочий был придавлен одной из конструкций.

Пострадавший: Сидит на полу. Держится за бок. Жалуется на болезненные ощущения в левом боку, головокружение и сильную слабость.

При обследовании: На боковой поверхности живота, в области 10-12 ребер слева припухлость кожи с кровоподтеком. Кожные покровы бледные. Дыхание частое, поверхностное (одышка). Пульс учащенный (110 ударов в минуту).

Необходимо:

1. определить вид травмы;

2. обозначить перечень и последовательность мероприятий первой помощи.

Задача

Ситуация: Возвратившись с обеда рабочие обнаружили в цехе лежащего на полу человека.

Пострадавший: Лежит на спине. Глаза закрыты. На оклики не реагирует.

При обследовании: Сознания нет. Дыхание отсутствует. Пульс на сонной артерии не определяется. Кожные покровы синюшные. Отмечается западение корня языка.

Необходимо:

1. определить вид травмы:

2. обозначить перечень и последовательность мероприятий первой помощи.

Вариант 3

1. Дайте определение, что такое авария.

2. Перечислите основные поражающие факторы при ЧС?

3. Назовите причину и поражающие факторы при ЧС с химической обстановкой III типа.

4. От каких факторов зависит степень радиационного поражения человека?

5. Какой путь передачи возбудителя заболевания наблюдается при инфекциях дыхательных путей?

6. Перечислите мероприятия по уменьшению последствий от извержения вулканов.

7. Перечислите основные виды медицинской помощи и где и кем она оказывается на каждом этапе.

8. Дайте классификацию несчастных случаев на производстве по степени тяжести.

Задача

Ситуация: При передвижении по территории предприятия рабочий запнулся о лежащую на земле металлическую конструкцию и упал.

Пострадавший: Пытается подняться на ноги. Не может опереться на правую ногу. Жалуется на резкую боль в области середины правого бедра.

При обследовании: Брюки справа порваны и обильно пропитаны кровью. В области середины бедра обильно кровоточащая рана с торчащим фрагментом кости. Кожные покровы бледные. Дыхание частое. Пульс учащенный (120 ударов в минуту).

Необходимо:

1. определить вид травмы:

2. обозначить перечень и последовательность мероприятий первой помощи.

Задача

Ситуация: В гараже в смотровой яме был обнаружен водитель.

Пострадавший: Сидит, привалившись к стене ямы. Глаза закрыты. На оклики не реагирует.

При обследовании: Внешних повреждений нет. Пульс на сонной артерии не обнаруживается. Дыхание не определяется. Определяется признак «кошачий зрачок».

Необходимо:

1. определить вид травмы:

2. обозначить перечень и последовательность мероприятий первой помощи.

 

Вариант 4

1. Дайте определение, что такое катастрофа.

2. От каких факторов зависит зона химического заражения?

3. Перечислите основные поражающие факторы пожара.

4. Какие техногенные источники образуют естественный радиационный фон?

5. Какой путь передачи возбудителя заболевания наблюдается при кровяных нетрансмиссивных инфекциях?

6. Перечислите этапы спасательных операций в зонах разрушений землетрясений.

7. Перечислите основные критерии оценки состояния пострадавших.

8. На какие классы по степени вредности подразделяются условия труда?

Задача

Ситуация: Летом, в одном из помещений предприятия рабочий почувствовал себя плохо.

Пострадавший: Заторможен. Жалуется на сильную головную боль, тошноту.

При обследовании: Кожные покровы красные, влажные, горячие на ощупь. Дыхание частое, поверхностное (одышка). Пульс учащенный (120 ударов в минуту).

Необходимо:

1.определить вид травмы;

2.обозначить перечень и последовательность мероприятий первой помощи.

Задача

Ситуация: Рабочий был сбит с ног автокаром.

Пострадавший: Сидит на полу, опираясь на руки. Жалуется на боль в груди, справа, усиливающуюся при вдохе и движении.

При обследовании: Признаков наружного кровотечения нет. На передней по­верхности грудной кленки справа видна обширная гематома. Кожные покровы бледные. Дыхание поверхностное. Пульс учащенный (100 ударов в минуту).

Необходимо:

1.определить вид травмы:

2.обозначить перечень и последовательность мероприятий первой помощи.

Вариант 5

1.Дайте определение, что такое чрезвычайная ситуация.

2.Перечислите основные характеристики опасных химических веществ.

3.Назовите причину и поражающие факторы при ЧС с химической обстановкой IV типа.

4. Какие дестабилизирующие факторы влияют на обеспечение биобезопасности в нашей стране?

5. Перечислите отличительные особенности инфекционных заболеваний.

6. Дайте классификацию наводнений зависимости от причин возникновения.

7. Опишите алгоритм спасения пострадавших в ЧС.

8. Укажите основные сортировочные признаки.

Задача

Ситуация: При пожаре на объекте пострадал рабочий.

Пострадавший: В сознании. Контактен. Открытые участки тела и одежда в саже.

При обследовании: На лице, шее, верхней части груди и обеих кистях имеются покраснения и множественные пузыри белесоватого цвета. Голос хриплый. При разговоре возникает кашель. Пульс учащенный (100 ударов в минуту).

Необходимо:

1. определить вид травмы;

2. обозначить перечень и последовательность мероприятий первой помощи.

Задача

Ситуация: На территории завода был сбит грузовым автомобилем рабочий.

Пострадавший: В сознании. Лежит на спине, жалуется на резкие боли внизу живота справа, усиливающиеся при малейшем движении.

При обследовании: Внешних признаков повреждений нет. Кожные покровы бледные. Дыхание без особенностей. Пульс учащенный (120 ударов в минуту).

Необходимо:

1. определить вид травмы;

2. обозначить перечень и последовательность мероприятий первой помощи.

Вариант 6

1.Перечислите основные виды техногенных пожаров.

2.Какое облучение является многократным?

3. Какие медицинские последствия угрожают облученному человеку?

4. Перечислите ведущие биологические угрозы.

5. Какие противоэпидемические мероприятия являются основными?

6. Перечислите общие закономерности природных ЧС.

7. Дайте определение, что такое «природный пожар»?

8. Перечислите сортировочные группы пострадавших.

Задача

Ситуация: Во время наладки электрооборудования, в присутствии коллег с одним из рабочих произошел несчастный случай.

Пострадавший: Лежит на животе рядом с работающим оборудованием. Неподвижен. На оклики не реагирует.

При обследовании: Видимых повреждений нет. Пульс отсутствует.

Необходимо:

1.определить вид травмы;

2.обозначить перечень и последовательность мероприятий первой помощи.

Задача

Ситуация: Во время работ, проводимых в условиях низкой температуры (-20°С) один из работающих бригады электромонтеров, почувствовал онемение в пальцах стоп обеих ног.

Пострадавший: Жалуется на неприятные ощущения в стопах и онемение пальцев стоп обеих ног.

При обследовании: Пальцы стоп побелевшие, холодные.

Необходимо:

1. определить вид травмы;

2. обозначить перечень и последовательность мероприятий первой помощи.

Вариант 7

1. Перечислите особенности транспортных аварий.

2. Что является критерием для определения химической опасности объекта?

3. Перечислите зоны, которые устанавливаются после стабилизации радиационной обстановки.

4. Какое облучение является однократным?

5. Какие явления, сопровождающие извержения вулканов, являются наиболее опасными?

6. Перечислите мероприятия по уменьшению последствий ураганов и бурь.

7. Дайте определение, что такое антропонозы.

8. Какие существуют особенности оказания медицинской помощи в ЧС?

Задача

Ситуация: При выполнении работ с высоты железнодорожной цистерны упал рабочий.

Пострадавший: Лежит на спине вблизи цистерны. Неподвижен. В сознании. Жалуется на резкую боль в спине (в грудном отделе позвоночника). Не может встать, не чувствует ног.

При обследовании: Видимых повреждений нет. Пульс артерии учащенный (100 ударов в минуту).

Необходимо:

1.определить вид травмы;

2. обозначить перечень и последовательность мероприятий первой помощи.

Задача

Ситуация: В походе туристу деревом придавило ноги. Он в таком состоянии находится уже более 2-ух часов, в сознании.

Пострадавший: Жалуется на неприятные ощущения и онемение обеих ног.

При обследовании: Нижние конечности побелевшие, холодные.

Необходимо:

1.определить вид травмы;

2.обозначить перечень и последовательность мероприятий первой помощи.

Примерный перечень контрольных заданий к промежуточной аттестации.

Теоретический блок вопросов:

1. Цели и задачи дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД), ее место среди других дисциплин.

2. Содержание дисциплины БЖД.

3. Безопасность жизнедеятельности, как комплексная дисциплина, использующая данные смежных наук.

4. Физические характеристики окружающей среды.

5. Комфортные и допустимые условия жизнедеятельности.

6. Основные формы деятельности человека.

7. Классификация угрожающих факторов.

8. Риск. Определение. Классификация.

9. Цель управления в сфере национальной безопасности.

10. Соотношение категорий «риск», «вызов», «опасность», «угроза».

11. Определение «Безопасности». Управление безопасностью жизнедеятельности.

12. Конфликт как угроза безопасности личности.

11. Приемлемый риск. Понятие.

12. Неприемлемый риск. Понятие.

13. Переходный риск. Понятие.

14. Основные направления управления рисками.

15. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности деятельности.

16. Стратегический риск. Определение. Особенности.

17. Стратегические природно-техногенные риски.

18. Стратегические социальные риски.

19. Термины: «Авария», «Катастрофа», «Стихийное бедствие».

20. Классификация опасностей по тяжести последствий и масштабам.

21. Классификация природных опасностей.

22. Характеристика радиационных опасностей.

23. Характеристика химических опасностей.

24. Характеристика пожаров.

25. Характеристика взрывов.

26. Природный радиационный фон. Источники. Величины. Влияние.

27. Хроническое и острое лучевое поражение. Источники. Величины. Последствия.

28. Поражающие факторы при радиационных авариях.

29. Аварийно химически опасные вещества. Определения. Примеры.

30. Хлор как АХОВ.

31. Аммиак как АХОВ.

32. Характеристика зон химического заражения.

33. Пожар. Определение. Зонирование.

34. Поражающие факторы пожара.

35. Виды пожаров.

36. Стадии пожара.

37. Огнестойкость зданий.

38. Определение взрыва. Виды взрывов.

39. Поражающие факторы взрыва. Правила поведения при обнаружении взрывных устройств.

40. Взрывоопасные объекты.

52. Землетрясение. Определение. Причины землетрясений. Интенсивность.

53. Сейсмическое районирование России и требования к зданиям.

54. Степени разрушения зданий при землетрясениях.

55. Поражающие факторы при землетрясениях.

56. Характеристики ураганов, бурь, смерчей.

57. Поражающие факторы ураганов, бурь, смерчей.

58. Причины возникновения и характеристика наводнений.

59. Поражающие факторы наводнений.

60. Причины возникновения и характеристика лесных и торфяных пожаров.

62. Особенности спасательных работ при наводнении.

63. Правила поведения при землетрясении.

64. Правила поведения при взрыве.

65. Правила безопасного выхода из разрушенного здания.

66. Правила поведения в завале.

67. Правила поведения в зонах радиоактивного заражения.

68. Правила поведения после выхода из зоны радиоактивного заражения.

70. Правила поведения при эпидемии.

71. Обеспечение безопасности в случае захвата заложником.

72. Обеспечение безопасности при угрозе совершения и совершенном теракте.

73. Цели, методы, силы радиационной и химической разведки.

74. Содержание и организация режимов радиационной защиты.

<

Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.268 с.