Эмпирическое исследование особенности общения в подростковом возрасте — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмпирическое исследование особенности общения в подростковом возрасте

2017-06-13 898
Эмпирическое исследование особенности общения в подростковом возрасте 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Организация и методы исследования общения подростков

База исследования: «Витебская областная детская клиническая больница», неврологическое отделение (20 испытуемых, подростки 11-17 лет из них 3 мальчика и 17 девочек).

Методы и методики исследования: метод математической обработки данных с помощью построения диаграмм, описательно-аналитический, сравнительно-сопоставительный, статистический, эмпирический метод: анкетирование «Общительный ли я человек» (автор: Аракелиян Е.С.).

Анкета «Общительный ли я человек?» (автор Аракелиян Е.С.)

Предлагаемые анкета изучает развитие общения в социальной среде, со сверстниками, определяет уровень общительности подростка. Различают 3 уровня общительности:

1. уровень развития коммуникативных способностей низкий.

2. средний уровень общительности.

3. высокий уровень развития общительности.

Эта анкета состоит из 20 простых вопросов, взаимосвязанных между собой общей целью, а именно чтобы узнать насколько подростки коммуникабельны и адаптированы в социальной среде на сегодняшний день. Легко ли им общаться с незнакомыми людьми и любят ли общаться в целом. Скорее всего, важно не количество контактов, а их качество: что за люди нас окружают.

 

 

Анализ и интерпретация полученных результатов по анкетированию на тему «Общительный ли я человек»?

Анкеты (приложение А) заполняли 20 подростков: 3 мальчика и 17 девочек в возрасте от 11 до 17 лет. Нужно было выяснить какой преобладает уровень общительности среди подростков, всего различают три уровня общительности: низкий, средний, высокий.

В ходе анкетирования выяснилось, что подростки большинство со средним уровнем общения, который составил 63% (это 13 чел.), это означает, что такие люди довольно легко знакомятся с людьми при необходимости, но при удобном случае больше проводят время за чтением книг или за другими занятиями, они не любят многословие и частое общение в компании, хотя иногда с удовольствием принимают участие в групповых играх и делах. С низким уровнем общения составило тоже не мало подростков 25%(это 5 чел.). Это обычно замкнутые и необщительные люди, с трудом знакомятся с людьми и не стремятся к этому, им не нравятся шумные компании, они предпочитают одиночество. И только всего лишь 12% (это 2 чел.) с высоким уровнем общения, для таких людей одна из радостей жизни - общение, они легко сходятся с людьми, часто общаются и имеют много друзей, не боятся выступать перед большой аудиторией. Такие люди не устают от общения. (Таблица 1, Рисунок 1).

 

Рисунок 1 «Диаграмма с результатами по анкетированию на тему «Общительный ли я человек»?

Таблица 1 «Анализ данных по анкетированию на тему «Общительный ли я человек»?

Фамилия, Имя Возраст Пол Баллы Уровень общения
1. Авсюкова Оля 15 лет Жен.   средний
2. Иванов Семен 12 лет Муж.   средний
3. Гуянов Влад 17 лет Муж.   средний
4. Барсукова Лиза 16 лет Жен.   средний
5. Колобаева Ульяна 16 лет Жен.   средний
6. Кортенко Анна 16 лет Жен.   средний
7. Прокофьева Карина 15 лет Жен.   средний
8. Полочанина Маргарита 11 лет Жен.   средний
9. Бурова Настя 17 лет Жен.   средний
10. Шафарович Катя 15 лет Жен.   средний
11. Белоусова Лиза 14 лет Жен.   средний
12. Лычкина Таня 17 лет Жен.   средний
13. Синькевич Алеся 14 лет Жен.   средний
14. Терех Захар 17 лет Муж.   низкий
15. Онищенко Лера 17 лет Жен.   низкий
16. Дементей Наташа 17 лет Жен.   низкий
17. Асоблева Полина 12 лет Жен.   низкий
18. Гришкевич Саша 17 лет Жен.   низкий
19. Абдуллах Мариам 17 лет Жен.   высокий
20. Санько Ангелина 16 лет Жен.   высокий

Заключение

Исходя из выше описанного, индивидуальное развитие человека осуществляется в процессе установления многообразных прямых и косвенных непосредственных отношений с окружающей социальной средой, в процессе общения, реализующего и формирующего эти отношения. Вне общения немыслимо человеческое общество, так как общение выступает в нем как способ объединения людей и как способ их развития.

В подростковом возрасте происходит перестройка общения подростка с людьми. Только одна учебная деятельность по-новому определяет отношение подростка со взрослыми и сверстниками.

Проблема общения подростков описана в трудах многих педагогов и психологов, но в современной действительности она приобретает новый контекст – становится объектом изучения социальной педагогики, так как гармоничное общение подростка с миром обуславливает его благоприятное отношение к самому себе и к миру, придает веру в себя, в общественные ценности, в собственное совершенство.

Общение подростков является сложной социально-психологической системой, состоящей из двух основных подсистем: общение подростка со взрослыми, главным образом с родителями и педагогом, и общение со сверстниками.

Общение со взрослыми зависит, прежде всего, от стиля, предлагаемого родителями и педагогом. В обоих случаях наиболее благоприятным для полноценного и гармоничного развития личности подростка является демократический стиль.

Так как в процессе общения подростка со взрослыми и сверстниками формируется его личность, происходит становление отношения подростка к миру, то главная задача социально-педагогической деятельности видится в том, чтобы добиваться оптимального уровня взаимоотношений подростка и социума. [2; c. 101].

Анализ теории и практики формирования общения подростов так же свидетельствует и о его существенных недостатках. Мало внимания уделяется формированию общения подростков с учетом их индивидуальных показателей развития (уровень коммуникативных умений, наличие или отсутствие отклонений в психическом развитии); недостаточно полно используются возможности таких практико-ориентированных средств формирования общения, как занятия с психологом, тренинги; не уделяется внимание формированию адекватной самооценки как одному из важных условий развития общения. Выявленные недостатки в теории и практике формирование общения подростков объясняются наличием объективно складывающихся противоречий: между существующей потребностью поиска эффективных условий формирования общения детей с личностно-деятельностного подхода и преобладанием авторитарного подхода в практическом решении данной проблемы; между объективной необходимостью формирования общения в подростковом возрасте и недостаточным организационно-методическим обеспечением данного процесса. [21; c. 56.]

Важно отметить, что профессиональная социально-педагогическая деятельность – это последовательная работа по социальному воспитанию детей и подростков в конкретном окружающем их микросоциуме, направленная на их успешную адаптацию, индивидуализацию и интеграцию в нем. Ее объектом прежде всего является ребенок в микросоциальном мире, а предметом – процесс социального воспитания детей и подростков (социальное воспитание – забота общества и государства о своем прогрессе в лице созидательного развития младших поколений. [14; c. 37].

Главным направлением в работе по гармонизации общения подростков является работа с семьей. В современном обществе институт семьи переживает глубокий кризис. И так как семья является первой и ближайшей средой подростка, то проблемы семьи негативно влияют на его развитие, социализацию, адаптацию в обществе, приводят к деформации всех уровней общения подростка.

Важными аспектами деятельности является индивидуальная работа с подростками, родителями; организация совместной семейной деятельности; групповая работа с классным коллективом и группой общения. Социально-педагогическая деятельность носит комплексный характер и требует системного подхода в осуществлении психолого-педагогической помощи и формировании навыков общения в подростковом возрасте.

Деятельность всех институтов образования и воспитания ориентирована на реализацию целей социального воспитания, работу с подростком в личностно-средовом контексте, в его социуме, окружающей микросреде, в сфере общения с приоритетом на развитие подростка, а также необходимую коррекцию его развития, ведь, как писал П.Ф. Каптерев, «воспитание каждого подростка непременно включает в себя 2 вида деятельности: деятельность, направленную на исправление недостатков и деятельность, направленную на прямое развитие сил». [16; c. 112].


Список используемых источников:

1. Буева Л.П., Социальная среда и сознание личности. – М., 1968. – 287 с.

2. Вульфов Б.З., Социальная педагогика как научная дисциплина и учебный предмет. // Педагогика, 2000. №8. – с. 100–1002.

3. Выгорбина А.Е., Специфика воспитательной работы социального педагога. // Педагогика, 2000. №5. – с. 36–41.

4. Горянина В.А., Психология общения: Учеб. пособие для студ. вузов, 2002. – 416 с.

5. Деманова И.А., Педагог в пространстве детства. // Народное образование, 2001. №6. – с. 141–146.

6. Заслуженюк В.С., Родители и дети: Взаимопонимание или отчуждение?: Книга для родителей: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996. – 191 с.

7. Коломинский Я.Л., Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности), 1976. – 352 с.

8. Коломинский Я.Л., Социальная педагогическая психология. – СПб.: ЗАО «Издательство «Питер», 1999. – 416 с.

9. Мудрик А.В., Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов. / Под ред. В.А. Сластенина, 2000. – 200 с.

10. Мухина В.С., Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для вузов, 2003. – 456 с.

11. Овчарова Р.В., Справочная книга социального педагога. – М., 2001. – 480 с.

12. Парыгин Б.Д., Социальная психология как наука. – Л., 1965. – 346 с.

13. Парыгин Б.Д., Основы социально-психологической теории. – М., 1971. – 258 с.

14. Рабочая книга социального педагога. / Под ред. Н.Ф. Масловой. – Орел, 1994. – 196 с.

15. Семейное воспитание: Хрестоматия. / Сост. П.А. Лебедев. – М., 2001. – 408 с.

16. Словарь по социальной педагогике. / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М., 2002. – 368 с.

17. Фирсов М.В., Студенова В.Г. Теоретические основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. вузов. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 432 с.

18. Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие. – М.: Изд-во Моск. психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. – 400 с.

19. Ценципер А.Б., Опыт исследования зависимости положения ученика в коллективе от его индивидуальных особенностей. // Некоторые вопросы совершенствования процесса обучения и воспитания. – Минск, 1970. – 250 с.

20. Шакурова М.В., Методика и технология работы социального педагога. – М., 2003. – 456 с.

21. Шакурова М.В., Социальное воспитание в школе. / Под ред. А.В. Мудрика. – М., 2004. – 272 с.

22. Шапарь В.Б., Новейший психологический словарь. / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под общ. ред. В.Б. Шапарь. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 808 с.

23. Швалева Н.В., Мотивы выбора партнера для межличностного общения в группах различного уровня развития. // Социально – психологические проблемы управления коллективами. – М., 1974. – 280 с.

24. Шуман С.Г., Школьный конфликт глазами психолога. // Педагогика, 2001. №9. – с. 46-51

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.