Современное понимание электронной торговли, факторы рационального потребления в информационном обществе. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Современное понимание электронной торговли, факторы рационального потребления в информационном обществе.

2017-06-13 1483
Современное понимание электронной торговли, факторы рационального потребления в информационном обществе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Современная торговля не может успешно развиваться, не используя достижений науки и информационных технологий. Важным направлением является дальнейшее техническое оснащение цифровой экономики, а также формирование высокопрофессионального кадрового состава. Электронная торговля активно продвигается вперед, что связано с естественным приростом пользователей за счет все большего распространения Интернета в России. Количество пользователей в мире превышает 2,27 млрд чел., в России эта цифра к 2012 г. стремительно приближается к 70 млн чел. В 2011 г., по данным Фонда "Общественное Мнение", ежемесячная аудитория Рунета составляла 57,8 млн чел. – данный показатель по-прежнему растет, годовой прирост составляет примерно 15%. 76% аудитории Рунета пользуются Интернетом каждый день, на широкополосный доступ приходится 70%, а доля мобильного доступа составляет 34%. По размеру национальной аудитории Россия занимает шестое место в мире. По-прежнему активно Рунет прирастает регионами, за 2011 г. показатель прироста составил 16%. Активно используется мобильный интернет: его аудитория растет в два раза быстрее, чем у стационарного. Следует отметить, что в современной системе товарных отношений продаются скорее не сами товары, а ощущения, наслаждения, статус, связанный с тем или иным продуктом потребления. Психологи считают, что шоппинг в некоторой степени может вылечить человека от депрессии. Поэтому торговля сегодня – это не только обмен товарами, а прежде всего обмен информацией. С этим связана динамика и волотильнсть рынка. Приведем несколько удачных определений электронной торговли, в соответствии с которыми это – торговля, осуществляемая с помощью электронного документооборота в сети "Интернет" и других телекоммуникационных сетях; предпринимательская деятельность по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг, осуществляемая с использованием электронных сообщений. Можно выделить несколько тенденций развития этого перспективного направления ведения бизнеса. Во-первых, становится больше потребителей услуг сетевых торговых площадок, покупающих через Интернет и другие коммуникационные сети. Во-вторых, в этом сегменте рынка увеличивается конкуренция. Кроме того, существенно меняется поведение самих посетителей интернет-магазинов: они стали внимательнее и предъявляют повышенные требования к безопасности электронных сделок; дольше выбирают, больше сравнивают, поэтому в данной сфере победителем выйдет сумевший быть наиболее лояльным и внимательным к запросам покупателей. Нужно отметить, что применение современных информационных технологий и систем коммуникации способно в будущем вывести на качественно новый уровень все аспекты ведения бизнеса. Для этого следует уделить более пристальное внимание внедрению автоматизированных систем управления и экономико-математическим методам в исследуемой сфере. Важным является также анализ прогнозов спроса населения, совершенствование предпринимательских связей электронной торговли с производством. В конечном счете многие вопросы экономической и социальной эффективности электронной торговли нуждаются в дальнейшей обстоятельной научной разработке и экспериментальной проверке. Эффективность торговли может быть достигнута лишь на основе неукоснительного соблюдения норм действующего законодательства и невозможна без внедрения новейших технических средств и технологий. Сегодня отношения в сфере электронной торговли регулируются как международным, так и национальным законодательством. Среди международных актов в данной области следует отдельно выделить Конвенцию ООН об использовании электронных сообщений в международных договорах, принятую в г. Нью-Йорке 23 ноября 2005 г., Типовой закон "Об электронной торговле" ЮНСИТРАЛ 1996 г., Декларацию о свободе обмена информацией в Интернете, принятую Советом Европы 28 мая 2003 г., Европейскую декларацию о правах человека и верховенстве права в информационном обществе 2005 г., Хартию глобального информационного общества, принятую в июле 2000 г. в Окинаве, Конвенцию по борьбе с киберпреступностью 2001 г., Декларацию принципов построения информационного общества 2003 г. и План действий Тунисского обязательства 2005 г., принятые Всемирным саммитом по информационному обществу, И др. Следует отметить, что в настоящее время внутреннее законодательство РФ в сфере электронной торговли разработано недостаточно. Оно далеко от совершенства и требует разработки и принятия новых актов. Экспертным сообществом и депутатами, в частности, неоднократно вносились проекты законов "Об электронной торговле", но на сегодняшний день перспектива принятия какого-либо из них выглядит неопределенной. Среди действующих в рассматриваемой сфере национальных источников нрава можно особо выделить Федеральные законы от 28.12.2009 №381-Ф3 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", от 06.04.2011 № 63-ФЗ "Об электронной подписи", от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных", от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи", от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании", от 29.12.1994 № 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов", от 24.07.2002 № 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации", от 29.12.2006 № 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", ГК РФ, Закон о защите прав потребителей, Закон о рекламе и другие акты. Отдельные рассматриваемые нормы представлены в виде норм морали и этических стандартов саморегулирования. Так, Национальный кодекс деятельности в области информатики и телекоммуникаций, принятый 27 мая 1996 г. ТПП РФ, содержит этические стандарты саморегулирования, действующего на основе законодательства РФ и международного права. Большое практическое значение для исследуемой сферы имеют также резолюции Российского Интернет Форума, которые содержат синтез мнений и конкретные предложения специалистов в сфере регулирования Интернета. Понятие электронной торговли. Если говорить об электронной торговле как о понятии и об институте права, нужно отметить, что на сегодняшний день отсутствует единое понимание этой категории в современном праве. Так, некоторые авторы под электронной торговлей понимают рекламу и обмен товарами, осуществляемый между физическими и юридическими лицами посредством коммуникационных сетей. В этом случае речь идет об узком понимании электронной торговли. Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле, одобренный 16 декабря 1996 г. на 85-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, в ст. 1 указывает, что термин "торговля" следует толковать шире, охватывая все отношения торгового характера, как договорные, так и недоговорные. Данные отношения включают: любые торговые сделки на поставку товаров или услуг или обмен товарами или услугами; дистрибьюторские соглашения; коммерческое представительство и агентские отношения; факторинг; лизинг; строительство промышленных объектов; консалтинг; инжиниринг; куплю-продажу лицензий; соглашения об эксплуатации или концессии; совместные предприятия и другие формы промышленного или предпринимательского сотрудничества. В этом случае электронная торговля не сводится лишь к купле-продаже товаров и услуг через электронные сети. Существуют точки зрения, согласно которым электронная торговля трактуется еще более широко: как электронное ведение бизнеса. Широкое распространение получило определение электронной коммерции как комплекса коммерческих сделок, совершаемых посредством цифровых средств связи. Интересной является позиция А. А. Тедеева, который относит к электронной торговле ряд заключаемых с использованием электронных средств договоров, среди которых договор купли-продажи, поставки, возмездного оказания услуг, банковского счета, банковского вклада, поручения, агентирования, доверительного управления имуществом и др. Представляется правильным разграничить электронную торговлю и интернет-торговлю, соотносящиеся как часть и целое, причем электронная торговля представляет собой более объемное понятие и является разновидностью предпринимательской деятельности, в процессе которой субъекты права заключают, изменяют, исполняют и прекращают договоры посредством обмена электронными сообщениями. Интернет-торговля – это предпринимательская деятельность, которая осуществляется посредством обмена электронными сообщениями, но уже через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет"; она может не выступать особым видом предпринимательской деятельности в том случае, если инфраструктура Интернета используется хозяйствующими субъектами исключительно в качества сети связи. В этом случае целесообразно говорить лишь об особом способе осуществления предпринимательской активности в кибернетическом пространстве. Ряд авторов под электронной торговлей понимают не только предпринимательскую деятельность, но и тесно связанную с ней иную незапрещенную экономическую деятельность, осуществляемую в электронной форме. Средством взаимодействия участников рассматриваемых отношений являются электронные средства сетевой коммуникации. Такая позиция представляется более точной и аргументированной. Итак, основным критерием отграничения интернет-торговли от традиционной является применение соответствующих электронных средств для взаимодействия субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Руководство по принятию Типового закона ЮПСИТРАЛ об электронной торговле 1996 г. в п. 7 среди таких средств передачи данных, охватываемых понятием "электронная торговля", называет следующие основанные на использовании электронных методов способы передачи: передача данных путем электронного обмена между компьютерами; передача электронных сообщений с использованием либо общедоступных, либо патентованных стандартов; передача текста свободного формата с помощью электронных средств, например через Интернет; в ряде случаев концепция "электронной торговли" может охватывать использование таких средств, как телекс и телефакс. В литературе выделяются два вида электронной торговой деятельности: – традиционная, или косвенная, электронная торговля (заказ "твердых" товаров, которые доставляются по обычным каналам: почтовыми отправлениями, курьерами и т.д.); – прямая электронная торговля: выбор товара, платеж и доставка в режиме реального времени "мягких товаров", а также предоставление информационных услуг онлайн (купля-продажа, установка и обновление программного обеспечения через Интернет, подписка на электронные журналы, получение развлекательных услуг и др.). Известны несколько секторов электронной торговли: – В2С (коммерсант – потребитель); – В2В (коммерсант – коммерсант); – B2G (коммерсант – госсектор); – С2С (потребитель – потребитель). В 2012 г. оборот электронной торговли в России увеличился почти в два раза относительно 2011 г. и достиг 470 млрд руб. По данным биржевых аналитиков, российский рынок электронной торговли будет увеличиваться в год на 21,5% до 2015 г. Впервые в 2013 г. в России несколько крупнейших игроков интернет-торговли солидарно объявили о системе сезонных скидок на свою продукцию, чем еще раз продемонстрировали свою конкурентоспособность по сравнению с "традиционными" магазинами. Подобная распродажа в российской зоне получила название "кибер-понедельник". Принципы правового регулирования в сфере электронной торговли.В отсутствие специального внутригосударственного законодательства особую роль для упорядочения отношений в рассматриваемой области имеют принципы регулирования. Остановимся на них подробнее. В исследуемой области можно выделить общеправовые, межотраслевые (отраслевые) принципы регулирования. Социальное регулирование деятельности субъектов в киберпространстве прежде всего должно базироваться на общеправовых принципах законности, свободы объединения, выражения мнений и др. Межотраслевыми принципами регулирования в сфере электронной торговли являются следующие. 1. Принцип свободы сетевого договора.Россия должна создавать условия свободного доступа к интернет-технологиям. Не допускается в какой-либо форме принуждение к заключению сетевых договоров или навязывание кабальных условий в процессе заключения подобных соглашений. 2. Принцип соразмерного государственного воздействия на интернет-сферу.Государство должно использовать лишь те меры регулятивного воздействия, которые действительно необходимы для разрешения неотложных задач в сфере развития высоких технологий, и только в случае невозможности использования иных механизмов регулирования вводить ограничения и запреты; меры прямого государственного регулирования, а также ограничения перемещения товаров и услуг могут применяться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ст. 74 Конституции РФ). 3. Принцип приоритетного использования диспозитивных методов правового регулирования.Императивные правовые нормы могут применяться только для защиты важнейших прав и законных интересов личности, общества и государства. Приоритет должен отдаваться диспозитивным методам регулирования отношений в сфере электронной торговли. 4. Принцип свободного развития электронной торговли и содействия конкуренции.Разрабатывающиеся нормативные правовые акты не должны создавать препятствий для конкуренции, а также барьеров для международной электронной торговли. В России должны выполняться принятые обязательства для свободы обращения информационных продуктов, а также оказания сетевых услуг, развития свободного рынка купли-продажи и обращения товаров через информационно-коммуникационные сети общего доступа. 5. Принцип гармонизации законодательства.Законодатель нашей страны должен стремиться выработать нормы, которые создавали бы условия для интеграции России в глобальный информационный рынок товаров и услуг, в системы международной электронной торговли, а также соответствовали бы основным подходам, применяемым в международной практике с учетом особенностей российской правовой системы. 6. Принцип гласности принимаемых решений в интернет-сфере. Решения регулирующих государственных органов подлежат обязательному опубликованию при условии соблюдения ограничений, связанных с конфиденциальностью частной информации и защитой персональных данных пользователей.

 

50. Правовое регулирование электронной торговли Торговля — наиболее динамичная отрасль экономики, в которой постоянно происходят существенные изменения и обновления. Через Интернет в нашей стране ежегодно совершаются сотни миллионов покупок. Этот жизненный факт сам по себе кажется обычным явлением. Между тем каждая дистанционная покупка или продажа — это чья-то удовлетворенная потребность. Различны запросы покупателей, по они едины в одном: каждый желает сделать покупку без лишней потери времени и сил, с наибольшими удобствами. Интернет-торговля по своей сути призвана способствовать удовлетворению повседневных запросов потребителей товаров и услуг в киберпространстве. Следует обратить внимание на тот факт, что меняет свое лицо не только торговля. Иным становится и покупатель. Теперь он может действовать на удаленном доступе от местонахождения продавца, заказывать товары через каталоги, буклеты, по электронной почте и т.д. Покупатель обоснованно предъявляет все более высокие требования к обслуживанию, справедливо считая, что торговые организации должны быть службой доброго настроения, а сама покупка — небольшим праздником. Существенное значение играет реклама товаров и услуг в Интернете. Современная торговля с ее крупными торговыми сетями способствует повышению уровня и совершенствованию структуры потребления, более полному удовлетворению спроса населения на товары личного потребления. Электронная торговля расширяет возможности материального стимулирования труда, содействует росту его производительности, способствует появлению новых рабочих мест, помогает продавцам и покупателям более рационально использовать свободное время. Отношения в сфере электронной торговли регулируются как международным, так и национальным законодательством. Среди международных актов в данной области следует отдельно выделить Конвенцию ООН об использовании электронных сообщений в международных договорах 2005 г., Типовой закон "Об электронной торговле" ЮНСИТРАЛ 1996 г., Декларацию о свободе обмена информацией в Интернете 2003 г., Европейскую декларацию о правах человека и верховенстве нрава в информационном обществе 2005 г., Хартию глобального информационного общества 2000 г., Будапештскую конвенцию о кибер-преступности 2001 г., Декларацию принципов построения информационного общества 2003 г. и План действий Тунисского обязательства 2005 г. и др. Следует отметить, что в настоящее время внутреннее законодательство РФ в сфере электронной торговли разработано недостаточно. Оно далеко от совершенства и требует разработки и принятия новых актов (в частности, экспертным сообществом и депутатами неоднократно вносились проекты законов "Об электронной торговле", но на сегодняшний день перспектива принятия какого-либо из них выглядит неопределенной). Среди действующих в этой сфере национальных источников права можно особо выделить ГК, Закон РФ "О защите прав потребителей", Федеральные законы от 06.04.2011 № 63-ФЗ "Об электронной подписи", от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных", от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи", от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании", от 29.12.1994 № 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов", от 24.07.2002 № 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации", от 29.12.2006 № 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" и др. Отдельные рассматриваемые нормы представлены в виде норм морали и этических стандартов саморегулирования. Так, Национальный кодекс деятельности в области информатики и телекоммуникаций1, принятый 27 мая 1996 г. Торгово-промышленной палатой РФ, содержит этические стандарты саморегулирования, действующего на основе законодательства РФ и международного права. Большое практическое значение для исследуемой сферы имеют также Резолюции российского Интернет-форума (РИФ), которые содержат синтез мнений и конкретные предложения специалистов в сфере регулирования Интернета. Особое значение для упорядочения отношений в этой области имеют принципы регулирования. Остановимся на них подробнее. В исследуемой области можно выделить общеправовые, межотраслевые (отраслевые) принципы регулирования. Социальное регулирование деятельности субъектов в киберпространстве, прежде всего, должно базироваться на общеправовых принципах: законности, принципе свободы объединения, выражения мнений и др. Межотраслевыми принципами регулирования в сфере электронной торговли являются: 1) принцип свободы сетевого договора. Россия должна создавать условия свободного доступа к Интернет-технологиям. Не допускается в какой-либо форме принуждение к заключению сетевых договоров или навязывание кабальных условий в процессе заключения подобных соглашений; 2) принцип соразмерного государственного воздействия в Интернет-сферу. Государство должно использовать лишь те меры регулятивного воздействия, которые действительно необходимы для разрешения неотложных задач в сфере развития высоких технологий и только если невозможно использование иных механизмов регулирования, вводить ограничения и запреты; меры прямого государственного регулирования, а также ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, зашиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ст. 74 Конституции РФ); 3) принцип приоритетного использования диспозитивных методов правового регулирования. Императивные правовые нормы могут применяться только для защиты важнейших прав и законных интересов личности, общества и государства. Приоритет должен отдаваться диспозитивным методам регулирования отношений в сфере электронной торговли; 4) принцип свободного развития электронной торговли и содействия конкуренции. Разрабатывающиеся нормативные правовые акты не должны создавать препятствий для конкуренции, а также барьеры для международной электронной торговли. В Российской Федерации должны выполняться принятые обязательства для свободы обращения информационных продуктов, а также оказания сетевых услуг, развития свободного рынка купли-продажи и обращения товаров через информационно-коммуникационные сети общего доступа; 5) принцип гармонизации законодательства. Национальный законодатель должен стремиться выработать нормы, которые создавали бы условия для интеграции России в глобальный информационный рынок товаров и услуг, в системы международной электронной торговли. Выработанные нормы должны соответствовать основным подходам, применяемым в международной практике с учетом особенностей российской правовой системы; 6) принцип гласности принимаемых решений в Интернет-сфере. Решения регулирующих государственных органов подлежат обязательному опубликованию при условии соблюдения ограничений, связанных с конфиденциальностью частной информации и защитой персональных данных пользователей. Если говорить об электронной торговле как о понятии и об институте нрава, нужно отметить то обстоятельство, что на сегодняшний день отсутствует единое понимание этой категории в коммерческом праве. Так, некоторые авторы под электронной торговлей понимают рекламу и обмен товарами, осуществляемый между физическими и юридическими лицами посредством коммуникационных сетей. В этом случае речь идет об узком понимании электронной торговли. Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле в ст. 1 указывает, что термин "торговля" следует толковать шире, охватывая все отношения торгового характера, как договорные, так и недоговорные. Отношения торгового характера включают: любые торговые сделки на поставку товаров или услуг или обмен товарами или услугами; дистрибьюторские соглашения; коммерческое представительство и агентские отношения; факторинг; лизинг; строительство промышленных объектов; консалтинг; инжиниринг; куплю-продажу лицензий; соглашения об эксплуатации или концессии; совместные предприятия и другие формы промышленного или предпринимательского сотрудничества. В этом случае электронная торговля не сводится лишь к купле-продаже товаров и услуг через электронную сеть. Существуют точки зрения, согласно которым электронная торговля трактуется еще более широко — как электронное ведение бизнеса. Широкое распространение получило определение электронной коммерции как комплекса коммерческих сделок, совершаемых посредством цифровых средств связи1. Интересной является позиция А. А. Тедеева, который относит к электронной торговле ряд договоров, заключаемых с использованием электронных средств, среди них договор купли-продажи, поставки, возмездного оказания услуг, банковского счета, банковского вклада, поручения, агентирования, доверительного управления имуществом и др. В целях предпринятого исследования представляется правильным разграничить электронную торговлю и интернет-торговлю. Представляется, что они соотносятся как часть и целое. Причем электронная торговля представляет собой более объемное понятие. Электронная торговлявыступает разновидностью предпринимательской деятельности, в процессе которой субъекты права заключают, изменяют, исполняют и прекращают договоры посредством обмена электронными сообщениями. Интернет-торговля —это предпринимательская деятельность, которая осуществляется посредством обмена электронными сообщениями, но уже через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет. Интернет-торговля может и не выступать особым видом предпринимательской деятельности в том случае, когда инфраструктура Интернета используется хозяйствующими субъектами исключительно в качества сети связи. В этом случае целесообразно говорить лишь об особом способе осуществления предпринимательской активности в кибернетическом пространстве. Ряд авторов под электронной торговлей понимают не только предпринимательскую деятельность, но и тесно связанную с ней иную не запрещенную экономическую деятельность, осуществляемую в электронной форме1. Средством взаимодействия участников рассматриваемых отношений являются электронные средства сетевой коммуникации. Такая позиция представляется более точной и аргументированной. Итак, основным критерием отграничения Интернет-торговли от традиционной является применение соответствующих электронных средств для взаимодействия субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Руководство по принятию Типового закона ЮНСИТРАЛ об электронной торговле 1996 г. среди таких средств передачи данных, охватываемых понятием "электронная торговля", называет следующие способы передачи, основанные на использовании электронных методов: передача данных путем электронного обмена между компьютерами; передача электронных сообщений с использованием либо общедоступных, либо патентованных стандартов; передача текста свободного формата с помощью электронных средств, например через Интернет; в ряде случаев концепция "электронной торговли" может охватывать использование таких средств, как телекс и телефакс (п. 7 Руководства). В литературе выделяется два вида электронной торговой деятельности: — традиционная или косвенная электронная торговля (например, заказ "твердых" товаров, которые доставляются по обычным каналам: почтовые отправления, курьеры и т.д.); - прямая электронная торговля (выбор товара, платеж и доставка в режиме реального времени "мягких" товаров, а также предоставление информационных услуг онлайн (например, купля-продажа, установка и обновление программного обеспечения через Интернет, подписка на электронные журналы, получение развлекательных услуг и др.). Интернет-торговля, объемы которой были довольно скромны в 1997 г. (порядка 1 млрд долл. США во всей Европе), в последнее время ощущает растущий потребительский спрос. По данным Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) объем рынка Интернет-торговли в России в 2005 г. достиг 4,474 млрд долл., превысив показатели предыдущего года (3,233 млрд) на 38%. В 2007 г. вырос еще на 30% по сравнению с 2006 г. (6,078 млрд) и составил 7,9 млрд долл. В 2010 г. рынок электронной торговли в России вырос еще на 25% по сравнению с 2009 г. и составил более чем 12 млрд долл. В ближайшие годы доступ к нему станет возможным в реальном времени практически из любой точки планеты. Всемирная торговля в Сети увеличится в ближайшие пять лет в несколько раз и составит, по некоторым подсчетам, порядка 7 трлн долл. США. Необходимо уточнить, что принципиальное отличие и существенное преимущество электронной торговли заключаются в том, что она осуществляется на основе электронного документооборота и не сопровождается длительным оформлением документов на бумажных носителях. Таким образом, весь торговый цикл (процесс) либо существенные его элементы проходят в интерактивном режиме с использованием электронных цифровых средств телекоммуникаций. Все это способствует снижению издержек торгового обращения и существенно влияет на уменьшение потребительской стоимости товара, так как сокращает временные циклы между стадиями производства и продажи товаров, гарантирует существенную экономию времени получения информации о товарах и услугах, устраняет посредническое звено и снижает разнообразные риски. Эта новая форма коммерции находит широкое распространение в России главным образом в сделках между юридическими лицами (для сравнения в странах Европейского Союза как раз все наоборот, она развивается активнее между гражданами, в секторе В2С и С2С). Электронная торговля должна способствовать значительному развитию малого и среднего предпринимательства — из-за прямых поставок товаров и услуг, когда значительно снижаются издержки сбыта, расходы на обслуживающий персонал. Между тем она остается второстепенной и экономически малоприбыльной в пашей стране для физических лиц из-за ряда причин. Главное — гарантировать (обеспечить) юридические рамки безопасности для потребителей, предлагая им соответствующий уровень защиты, сравнимый с тем, который установлен для "классической" купли-продажи в нашей стране и в других странах. Для этого нами были выработаны следующие рекомендации: — основываясь на положениях Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612, необходимо способствовать принятию российского закона "Об электронной торговле", который бы закрепил основные правила для рынка электронной торговли; — нормативное регулирование в данной сфере должно быть направлено в первую очередь на регламентацию понятийного аппарата, его расширения; — следует "формализовать" кодексы профессиональной этики, которые давно используются в Интернете. Таким образом, закрепляя их в законе и придавая им нормативный, общеобязательный характер, вводить механизмы регулирования, выработанные "снизу", самими участниками электронной торговли, а не насаждать модели регулирования "сверху". Представляется правильным решением не принимать малоэффективные нормы права, а "формализовать" уже имеющиеся и действующие, разработанные практикой электронного товарообмена; — благоприятствовать выработке профессиональными организациями типовых контрактов для электронной коммерции. Именно по такому пути пошла Французская ассоциация по коммерции и электронному обмену; — активнее внедрять практику разрешения конфликтов третейскими судами в этой среде; — электронная торговля в скором времени станет "торговлей троих". Это уже сегодня ведет к появлению новых юридических и иных услуг. Следует следить за развитием законодательства об электронной торговле в западных странах, прежде всего в странах Европы и США. Необходимо приспособиться к уже существующим международным стандартам удостоверения и регламентации электронных обменов; — гармонизовать свои отношения по поводу системы удостоверения электронных сделок хотя бы в рамках СНГ. Для этого следует внести существенные изменения в Федеральный закон "Об электронной цифровой подписи"; — принять международное соглашение, касающееся электронных сделок, фиксирующее налог на добавленную стоимость по таким сделкам, взимаемый в стране назначения; — было бы целесообразно создать совещательный орган (например, структурное подразделение при Минэкономразвития России или Минпромторге России), который мог бы следить за динамикой развития этой среды и мог вырабатывать необходимые рекомендации. Анализ подтвердил, что в целом действующее российское законодательство о защите прав потребителя уже можно применять к Интернету. Изменение юридических рамок регулирования необходимо для того, чтобы сделать ясным область применения некоторого специального законодательства. Это относится, в частности, к правовым основам рекламы алкоголя, к обязанности использования национального языка в сетях для лучшей идентификации субъектов Интернет-отношений, организации игорного бизнеса с использованием Интернета, а также к доступности информации потребителями. Все это должно служить цели более ясного выявления согласия сторон (субъектов) в сделке. Необходимо привлекать различных специалистов к разработке этих правил и внедрению кодексов профессиональной этики, типовых сетевых контрактов. На международном уровне, на наш взгляд, здесь должны сочетаться два подхода. Первый состоит в том, чтобы выработать платформу фундаментальных принципов защиты прав потребителя, которых могли бы придерживаться все страны. Сделка в Интернете, осуществляемая предпринимателями из разных государств, вызывает необходимость заключения международного соглашения о правилах электронных сделок. Такое положение уже существует в Европейском Союзе, оно учитывает интересы и неевропейских коммерсантов. Здесь взяты за основу принципы Европейской директивы 97/7/ЕС от 20 мая 1997 г. о защите потребителей в отношении дистанционных договоров (дистанционная продажа). Положения этого нормативного акта, на наш взгляд, вполне соответствуют российской правовой системе и могут быть учтены при разработке соответствующего национального законодательства. Второе направление касается приспособления (адаптации) норм коллизионного права (правил конфликта) в сфере электронной торговли. Вероятно, что процессуальное право в коммерческих сделках будет еще долго зависеть от национального выбора в ближайшие годы. Во всяком случае, вопрос определения подсудности Интернет-спора в сфере электронной торговли относится к числу самых дискуссионных. В США для решения спорных ситуаций судья в основном опирается на привязку "место нахождения сервера", провозглашая в большинстве случаев свое собственное право. Мы считаем, что за основу для решения данного вопроса следует все же брать европейский подход. В частности, для отношений в сегменте В2В (коммерсант — коммерсант) можно выбирать подсудность спора любой оговоренной в сетевом договоре стороны. В том случае если подсудность спора в договоре между коммерсантами не определена, то по умолчанию должно действовать законодательство страны местонахождения поставщика товара (услуг), т.е. "право продавца". Для отношений в сегменте В2С (коммерсант — потребитель) следует признать юрисдикцию суда того государства, где постоянно или преимущественно проживает потребитель товара или услуги, т.е. провозгласить "право покупателя". Что касается российского сегмента Интернета, то на сегодняшний день возможно применение правила конфликта, установленного Венской конвенцией ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., а также Гаагской конвенцией о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров 1986 г. Здесь необходимо учитывать характер и назначение коммерческих операций, а также соблюдать справедливое равновесие между императивом защиты потребителей и необходимостью не накладывать нереалистические ограничения на Интернет-магазины и крупные торговые сети. Закономерно встает вопрос: является ли столь же важным признание юридического значения сопутствующих средств, применяемых для сделки в кибернетическом пространстве? Думается, что да. Электронная подпись, правила применения, которой регламентирует Федеральный закон "Об электронной цифровой подписи", для начала должна гарантировать идентификацию заключивших сделку лиц и идентификацию сообщения между ними. Кроме того, она должна, как и рукописная подпись, служить доказательством сделки (юридическим фактом) в случае возникновения спорной ситуации. Первые шаги в этом направлении уже сделаны в Федеральном законе "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Статья 11 данного Закона устанавливает, что электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью (иным аналогом собственноручной подписи), признается электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если законодательством не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе. Предлагается внести изменения в гл. 9 ГК и признать наличие юридической силы электронного сообщения, если оно отвечает двум требованиям: 1) наличие падежной идентификации электронной подпи<

Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.