VII. Биографические справки о выдающихся ученых в области менеджмента — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

VII. Биографические справки о выдающихся ученых в области менеджмента

2017-06-13 937
VII. Биографические справки о выдающихся ученых в области менеджмента 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Роберт Оуэн (1771 - 1858). Родился в семье лавочника, в школе учился всего четыре года. В двадцатилетнем возрасте Оуэн начинает заниматься предпринимательской деятельностью. В 1800 г. тридцатилетний Роберт Оуэн становится владельцем крупной текстильной фабрики в Нью-Ленарке (Шотландия). Кроме того, одно время он являлся также менеджером в «Чарлтон Твист Компани» в Манчестере. Оуэн, благодаря более своим современным и эффективным принципам управления, вывел эту компанию в число национальных лидеров.

Его эксперимент в Нью-Ленарке считается знаменитым не столько благодаря техническим усовершенствованиям, сколько новому стилю социального управления. До его прихода текстильная фабрика ничем особенным не выделялась. Более того, здесь были крайне неудовлетворительные условия труда, что не моглоне сказаться на производительности. Оуэн провел несколько реформ. Так, например, он сократил рабочийдень, навел чистоту в заводских помещениях, улучшил жилищные условия рабочих, открыл магазин с низкими ценами, детям в возрасте до 10 лет запретил работать и направил их в школу.

Когда на собственные деньги Оуэн стал обставлять квартиры рабочим, они поначалу отнеслись к этому отрицательно. Но постепенно, благодаря этим и другим нововведениям, его фабрика превратилась в одно из самых производительных и рентабельных предприятий страны.

Успеха Оуэн достиг, конечно же, не только из-за исключительного внимания к человеческому фактору. Немало времени он уделял экономическим и техническим проблемам, заботясь об увеличении прибыли и налаживании работы оборудования. От рабочих он добивался такой скоординированности действий, которая напоминала бы по своей точности работу часового механизма. Именно под влиянием Оуэна менеджер делается реальной фигурой на исторической сцене, а не абстракцией.

 

Генри Таун (1844-1924). Предшественник Ф. Тейлора, получил известность как бизнесмен, президент и директор ряда компаний США. Г. Таун, основатель и президент Yale and Towne Lock Company с 1870 г. начал внедрять на своих заводах новые методы управления под лозунгом «Управление фабрикой является не менее важным, чем техника». Отмечал, что у менеджеров нет научной дисциплины, в рамках которой накопленный опыт систематизировался бы в принципы и теории. В 1889-1890 гг. был президентом ASME, а с 1921 г. - почетным членом ASME.

Статья Г. Тауна « Инженер как экономист» считается первой настоящей программой современного менеджмента. В ней Таун предложил вывести инженера за узкие рамки технических задач и рассматривать его как организатора производства, ставящего во главу угла экономику.

 

Фредерик Уинслоу Тейлор (1858-1915) родился в Джемантауне штата Пенсильвания в квакерско-пуританской семье. Родители хотели, чтобы он (как и его отец) стал юристом. Учился в Гарвардской университете, но учеба сказалась на ухудшении зрения настолько, что было принято решение о прекращении образования.

С 1874 г. Ф. Тейлор поступает на работу в филадельфийскую компанию, производящую насосы, овладевает профессиями формовщика, механика и на собственном опыте осознает проблемы физического труда и управления организацией. В 1878 г. он переходит на работу в филадельфийскую компанию, в которой в течение 12 лет проходит карьеру от рабочего до главного инженера. За время работы он возобновляет обучение, избрав профессию инженера, в 1883 г. получает степень магистра.

Начинает патентовать свои первые изобретения и разработки по усовершенствованию оборудования. Еще во время учебы Фредерик знакомится с основателем Общества американских инженеров-механиков Г.Ферстоном, который был известен в США как инноватор и рационализатор работы механических цехов.

В 1885 г. Ф. Тейлор стал посещать собрания Общества американских инженеров–механиков и представлять обществу свои нововведения и идеи совершенствования организации труда и управления компанией. С 1890 по 1893 г. Ф. Тейлору предоставляют пост генерального управляющего в крупной компании. После 1893 г. он становится консультантом по научному управлению крупнейших американских компаний.

В 1906 г. Ф. Тейлор становится президентом АЗМЕ и издает свой главный труд «Искусство резания металла», названный Г. Тауном шедевром научного менеджмента. В 1910 г. было образовано Общество пропаганды научного менеджмента, которое после 1915 г. стало называться его именем. В дальнейшем он расширил область использования графиков и сделал их рабочим инструментом управления каждой организации.

Широкая известность пришла к Тейлору в 1912 г. после его выступления на слушаниях специального комитета палаты представителей американского конгресса по изучению систем цехового менеджмента.

До Тейлора под менеджментом понимались самые неожиданные явления, вплоть до технологии изготовления какого-нибудь конкретного продукта. Он впервые придал этому понятию определенность, назвав его «организацией производства».

Более или менее четкие очертания система Тейлора приобрела в 1903 г. в его работе «Управление циклом» и получила дальнейшее развитие в книге «Принципы научного менеджмента», где Тейлор сформулировал ряд постулатов, которые впоследствии получили название «тейлоризм».

На смену расплывчатым и довольно противоречивым принципам управления Тейлор предложил строгую научную систему знаний о законах рациональной организации труда, составными элементами которой являются математический способ исчисления себестоимости,дифференциальная система оплаты труда, метод изучения вре­мени и движений (хронометраж), способ расчленения и рационализация трудовых приемов, инструкционные карточки и многое другое, что позднее вошло в так называемый механизм научного менеджмента.

Резюмируя суть своей системы, Тейлор писал: «Наука вместо традиционных навыков; гармония вместо противоречий; сотрудничество вместо индивидуальной работы; максимальная производительность вместо ограничения производительности; развитие каждого отдельного рабочего до максимально допустимой его производительности и максимального благосостояния».

 

Фредерик Артур Хэлси (1856-1935). Родился в США, получил степень бакалавра в области машиностроения Корнельского университета. Работал в разных компаниях, был редактором журнала American Machinist, профессором Колумбийского университета. За разработку системы премирования и оплаты труда в 1901 г. Ф. Хэлси получил золотую медаль ASME.

Система премирования Ф. Хэлси заменяла нормативные методики расчета премий за экономию времени. Это позволяло выделить премиальный фонд для хороших работников. Но широко используемый нормативный подход был распространен именно потому, что позволял ограничивать оплату труда в целом. Она делала определенный шаг в стимулировании труда (позволяла получать дополнительные заработки), но в ней не было предложений по организации труда в новых условиях, и она не получила дальнейшего применения на практике.

 

Карл Джордж Ланг Барт (1860-1939). Родился в Норвегии, где и получил высшее математическое образование. После окончания Высшей школы переехал в США. Преподавал математику, был чертежником, главным конструктором. Начал сотрудничать с Ф. Тейлором в 1899 г. на заводе Бетльхемской стальной компании. Впоследствии стал его ближайшим помощником и единомышленником. В 1912 г. организовал консультативную фирму. Читал лекции в колледжах Гарвардского и Чикагского университетов. В 1920 г. был избран почетным членом Тэйлоровского общества.

 

Хорейс Кинг Хатауэй (1878-1944). Так же как и Ф. Тейлор, начал трудовую деятельность на заводе в качестве рабочего. Затем работал чертежником, артельным мастером, заведующим складским хозяйством. В 1902 г. по приглашению Л. Бартазанялся введением методов Ф. Тэйлора (под его руководством) на заводе Taybor. Добился больших успехов в области использования научных методов менеджмента, стал консультантом по менеджменту, читал лекции в Гарвардском университете. В последние годы жизни работал профессором Стэндфордского университета. Ф. Тейлор считал его одним из «самых способных и блестящих молодых людей».

 

Генри Лоуренс Ганнт (1861 — 1919). Один из виднейших учеников Тейлора, американский инженер. Впервые начал интересоваться уже не отдельными операциями и движениями, а производственными процессами в целом. Он объяснял низкую производительность тем фактом, что задачи и методы их решения формулируются на основе того, что сделано ранее, или чьего-нибудь мнения относительно того, как выполнять работу. Согласно Ганнту «основные различия между наилучшей сегодняшней и прежними системами состоят в способах планирования и распределения задач, а также способах распределения поощрений за их выполнение». Следуя этому принципу, Ганнт поставил цель усовершенствовать механизмы функционирования предприятий путем обновления систем формирования задач и распределения поощрений и премий.

Ганнт является первооткрывателем в области оперативного управления и календарного планирования деятельности предприятий; он разработал целую систему плановых графиков («графики Ганнта»), позволивших благодаря его высокой информированности осуществлять контроль за запланированным и составлятькалендарные планы на будущее.К числу организационных изобретений Ганнта следует отнести его систему заработной платы с элементами повременной и сдельной форм оплаты.

 

Генри Форд (1863—1947), основатель американского автомобилестроения, был и одним из создателей «философии практики» XX в. Он разработал теорию, получившую название «фордизм», нашедшую отражение в его книгах «Моя жизнь, мои достижения» и «Сегодня и завтра».

Генри Форд родился в США в Дилборне штата Мичиган в семье фермера, эмигрировавшего из Ирландии. С раннего детства у Г. Форда проявилась тяга к машинам, механике и изобретательству. Отец долго надеялся, что Генри вернется к труду на земле, но сын в 17 лет бросил школу и устроился помощником мастера в механической мастерской, специализировавшейся на производстве вентилей и моторов. Все свободное от работы время он посвящал часовому делу.

Через три года ученичества поступил на работу к местному представителю компании, которая занималась производством и обслуживанием паровых двигателей. Изготавливаемые двигатели были тяжелыми, громоздкими и не позволяли развивать хорошую скорость. Однако опыт, полученный там, пригодился. В 1885 г., когда Генри работал на заводе в Детройте, ему поручили ремонтировать бензиновый двигатель. Природный ум, смекалка и опыт помогли ему в 1887 г. самому сконструировать четырехтактный двигатель, а с 1890 г. в самостоятельно построенных мастерских он начал проводить эксперименты по совершенствованию двигателей внутреннего сгорания.

Генри поступает на работу в компанию Эдисона, где быстро получает должность главного инженера, а в 1895 г. — собирает свой первый автомобиль с двумя скоростями: 10 и 20 миль в час. В 1899 г. он уходит из компании, становится акционером компании, которая в будущем станет «Кодилаком» и занимается только автомобильным делом.

В 1903 г. он становится основателем «Форд моторс компании», производящей автомобили Г. Форда, доступные по цене и легко завоевавшие потребительский рынок. Для массового производства автомобилей Г. Форд разработал и реализовал стандартизацию и унификацию всех производственных процессов, ввел конвейерную систему, контроль и планирование непрерывного производства. Он первым из промышленников установил для своих рабочих 8-часовой рабочий день, создал на заводе социологическую службу и школу английского языка для иностранных рабочих.

Принципиально важно заявление Форда о том, что «индустрия должна иметь своих генералов, и притом - генералов высококвалифицированных».

 

Гаррингтон Эмерсон (1853-1931). Один из видных последователей Тейлора. Родился в Трентоне штата Нью-Йорк в 1853 г., учился в Германии, Англии, Франции, Италии и Греции, говорил на 19 языках, занимался экономическими и инженерно-техническими исследованиями и консультировал многие фирмы по вопросам реорганизации компаний. За заслуги по внедрению системы калькуляции затрат, ведения учета и премиальной заработной платы он получил мировое признание как «первый инженер по эффективности».

Его известность также началась с того времени, когда он выступил в роли главного свидетеля на судебных разбирательствах по вопросу о тарифах на железных дорогах. Там он отстаивал перед рабочими идеи научного менеджмента. В 1900 г. издает книгу «Производительность труда как основание для управления и оплаты труда». В 1908 г. X. Эмерсон по результатам собственного опыта написал книгу «Эффективность как основа производственной деятельности и заработной платы», которая стала своеобразным евангелием менеджмента первой половины XX в. Для иллюстрации неэффективных действий человека X. Эмерсон приводил примеры эффективности баланса природы, а также по­казывал, как можно использовать для повышения результативности свой по­тенциал и опыт других народов. В 1912 г. у X. Эмерсона выходит еще одна книга «Двенадцать принципов производительности». С 1901 г. работал консультантом по менеджменту, участвовал в общественной жизни, а с 1923 г. возглавлял Эмерсеновскую компанию инженеров по производительности.

Главный труд жизни X. Эмерсона «Двенадцать принципов производительности». В этой работе он сформулировал 12 принципов управления, обеспечивающих рост производительности труда, которые не потеряли значения по сей день:

1. Отчетливо поставленные цели как исходный пункт управления.

2. Здравый смысл, предполагающий в том числе признание отдельных ошибок и поиск их причин.

3. Компетентная консультация профессионалов и совершенствование процесса управления на основе их рекомендаций.

4. Дисциплина, обеспеченная четкой регламентацией деятельности людей, контролем за ней, своевременным поощрением.

5. Справедливое отношение к персоналу.

6. Быстрый, надежный, точный, полный и постоянный учет.

7. Диспетчеризация по принципу «лучше диспетчеризация хотя бы не спланированной работы, чем планирование работы без ее диспетчеризации».

8. Нормы и расписания, способствующие поиску и реализации резервов.

9. Нормализация условий труда.

10. Нормирование операций, заключающееся в стандартизации способов их выполнения и регламентировании времени.

11. Наличие письменных стандартных инструкций.

12. Вознаграждение за производительность.

По убеждению Эммерсона, «работать напряженно - значит, прилагать к делу максимальные усилия; работать производительно - значит, прилагать к делу усилия минимальные»*.

Эмерсон уделял большое внимание подбору персонала, более того, считал необходимым и управление им, как бы предвосхищая возникновение в будущем профессии менеджера персонала: «Крайне важно иметь хотя бы немного специалистов, обладающих интуицией, наблюдательностью, понятливостью, с одной стороны, и всем богатством физиологических, психологических и антропологических научных знаний, с другой. Только такой специалист может дать администрации и кандидату на работу действительно компетентный совет, только он может верно сказать, годиться ли кандидат на данную работу».

 

Фрэнк Гилбретт (1868-1924). В нес солидный вклад в научную теорию управления. Упорно искал оптимальные способы выполнения любой работы с использованием элементарных движений. Устранение всех лишних движений способствовало бы установлению более точных рабочих норм выработки. Ф. Гилбретт был не только научным консультантом ряда фирм, но и талантливым строителем-подрядчиком. Примером успешного применения системы организации труда является сокращение числа движений каменщиков с 18 до 5, произведенное Гилберттом. Для этого он, во-первых, устранил некоторые движения, которые ранее считались необходимыми, но после проверки оказались абсолютно бесполезными; во-вторых, он ввел некоторые простые приспособления, с помощью которых ему удалось сэкономить время квалифицированных каменщиков путем загрузки подручных рабочих; в-третьих, он научил каменщиков делать простые движения одновременно двумя руками, тогда как раньше они работали попеременно то правой, то левой рукой.

В результате выработка каменщиков возросла с 120 до 350 кирпичей в час. Работники, которые не могли освоить новые методы работы, подлежали увольнению, а оставшиеся получали значительную прибавку к заработной плате.

Ф. Гилбретт первым применил фотоаппарат и кинокамеру для исследования движения работников,что позволило ему разработать так называемые самокарты, т.е. карты цикла одновременно выполняемых микродвижений. Это оказало большое влияние на развитие школы научного управления.

 

Лилиан Гилбретт (1878-1972). Супруга Фрэнка Гилбретта.Первой начала заниматься вопросами управления кадрами, их научным подбором, расстановкой и подготовкой. В 1915 г. она стала первой женщиной в США, получившей степень доктора психологии. Все ее научные исследования имели практическое применение, высоко оценивались современниками и широко использовались на многих предприятиях. В частности, на некоторых из них были открыты при ее поддержке школы по работе с персоналом, где проповедовалась мотивация труда работников на основе вознаграждения и уважения их личности.

 

Анри Файоль (1841-1925). Основоположник административной школы управления, французский ученый.

После окончания лицея и горной школы он поступил на службу в крупную горную и металлургическую компанию «Комамболь», в которой проработал с 1860 по 1918 г. Интерес к проблемам эконо­мики и управления стал проявляться у А. Файоля после назначения его в 1872 г. главным управляющим группы рудников. Сам А. Файоль неоднократно подчеркивал, что никаких противоречий между его теорией и концепциями Тейлора нет. Просто они рассматривают разные уровни управления: Тейлор - цеховое управление, а он - высшее административное.

В работе «Общее и промышленное управление», вышедшей в свет в 1916 г., А. Файоль определяет функции, принципы и элементы управления.

В качестве важнейших функций управления выделены техническая, коммерческая, финансовая, страховая, учетная и административная.

1. Техническая функцияохватывает технические операции, такие как производство, выделка, обработка и т.п. Без этих операций не­возможно производство. Однако при всей важности технической. функции ее нельзя противопоставлять остальным, ибо она не может осуществляться без сырья, без сбыта готовой продукции, капитала, страховых мероприятий и общей программы работы предприятия.

2. Коммерческая функциявключает операции по покупке, продаже и обмену. Процветание промышленного предприятия часто зависит от умения покупать и продавать, которое так же важно, как и умение производить, ибо если продукт не имеет сбыта, крах предприятия неизбежен.

3. Финансовая функцияподразумевает привлечение средств и распоряжение ими. Ни одно предприятие не может существовать без этой функции. Необходимо искусное финансовое руководство, чтобы обеспечить предприятию средства, извлечь максимальную выгоду из имеющихся средств и избежать безрассудных займов под высокие проценты. Для обеспечения успеха следует четко представлять финансовое положение предприятия.

4. Страховая функция- это, прежде всего, страхование и охрана имущества предприятия. По мнению А. Файоля, страховой функцией является всякое мероприятие, которое обеспечивает предприятию безопасность, а персоналу - необходимое ему душевное спокойствие.

5. Учетная функцияохватывает бухгалтерские операции, калькуляцию, учет, статистику и др. Эта функция подобна органу зрения предприятия, благодаря которому появляется возможность оценить достигнутые результаты и определить перспективы развития. Руководство фирмы должно опираться на полные, ясные и точные сведения относительно экономического положения предприятия.

6. Административная функцияпредусматривает выработку общей программы работы предприятия, формирование персонала, координацию усилий и обеспечение взаимодействия всех подразделений предприятия. Эту функцию А. Файоль определяет как умение управлять, а «управлять - значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».

Главный вклад в теорию менеджмента А. Файоля заключается именно в том, что он рассматривает управление как универсальный процесс, состоящий из взаимосвязанных функций: планирования, организации и др. В работе «Общее промышленное управление» определены также принципы и элементы управления.

К важнейшим принципам управления по Файолю относятся:

1. Разделение труда. Специализация является естественным порядком вещей. Цель разделения труда - выполнение работы большей пообъему и лучшей по качеству при тех же усилиях.

2. Власть и ответственность. Власть есть право отдавать приказы, а ответственность — ее противоположность. Где дается властьтам возникает ответственность.

3. Дисциплина. Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками, а также справедливо применяемые санкции.

4. Единоначалие. Рабочий должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.

5. Единство руководства. Каждая группа, действующая для достижения одной цели, должна быть объединена одним планом и иметь одного руководителя.

6. Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны ставиться выше интересов компании или организации большего масштаба.

7. Вознаграждение персонала. Для того чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу.

8. Централизация. Как и разделение труда, централизация является естественным порядком вещей. Однако степень централизации варьирует в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильной пропорции между централизацией и децентрализацией, которая обеспечит лучшие результаты.

9. Скалярная цепь. Это ряд руководящих лиц, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, до руководителей низового звена (линии власти).

10. Порядок. Место для каждого и каждому свое место.

11. Справедливость. Преданность персонала обусловливается справедливым отношением к нему администрации.

12.Стабильность рабочего места для персонала. При высокой текучести кадров снижается эффективность организации. Посредственный руководитель, который держится за место, безусловно, предпочтительнее, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быст­ро уходит и не держится за свое место.

13. Инициатива. Это разработка плана и обеспечение его успешной реализации.

14. Корпоративный дух. Единение - это сила, которая является результатом гармонии персонала.

К важнейшим элементам управления отнесены: предвидение, организация, распорядительство, координирование, контроль.

 

Гуго Мюнстерберг (1863—1916). Немецкий психолог. В 1892 г. переехал. в США, где преподавал в Гарвардском университете. Он фактически создал первую в мире школу промышленных психологов. В своей работе «Психология и промышленная эффективность», получившей широкую известность в мире, он сформулировал основные принципы, в соответствии с которыми следует производить отбор людей на руководящие должности.

Мюнстерберг был одним из основателей психотехники (отбор кадров, их совместимость, тестирование способностей и т.д.). Он провел массу экспериментов и создал множество психологических тестов, с помощью которых изучал способности и склонности испытуемых к различным профессиям, должностям, совместимость работников друг с другом, проблемы утомляемости, несчастных случаев на производстве. Мюнстерберг первым осознал важность гуманизации процесса управления, так как менеджер обязан управлять прежде всего людьми, а не машинами. Заслуга Мюнстерберга состоит также в том, что его школа подготавливала первых в мире промышленных психологов по заявкам предприятий и организаций.

 

Мэри Паркер Фоллетт (1868-1933). Изучала в США социально-психологические отношения в небольших группах. В ее книге «Новое государство», опубликованной в 1920 г. и принесшей ей широкую известность в мире бизнеса и государственного управления, она всячески подчеркивала важность изучения сферы человеческих отношений. Фоллетт выдвинула идею гармонии труда и капитала, которая могла быть достигнута при правильной мотивации и учете интересов всех заинтересованных сторон.

Заслугой Фоллетт является также то, что она пыталась совместить в единое целое три школы в менеджменте: научного управления, административную и школу человеческих отношений. Именно Фоллетт определила менеджмент как «обеспечение выполнение работы с помощью других лиц». Она считала, что для успешного управления менеджер должен отказаться от формальных взаимодействий с рабочими и быть лидером, признанным ими, а не назначенным вышестоящими органами.

Фоллетт считала, что менеджер должен управлять в соответствии с ситуацией, а не с тем, что предписано функцией управления. С ее точки зрения, конфликт в трудовых коллективах при некоторых условиях может быть и конструктивным.

 

Джордж Элтон Мэйо (1880-1949). Родился в столице Южной Австралии г. Аделаиде в обеспеченной семье. Его дед был известным в Австралии хирургом, членом совета Королевского хирургического института, отец успешно занимался торговлей недвижимостью. Д. Мэйо получил хорошее воспитание и начальное образование в частном колледже для юных джентльменов христианского вероисповедания Северной Аделаиды, в 1899 г. поступил на медицинский факультет университета Аделаиды. Проявив в начале обучения незаурядные способности, бросает свой университет и переезжает изучать медицину в Шотландию, в Эдинбургский университет.

Несмотря на широкие возможности продолжить дело своего деда, вскоре он вообще бросает медицину и в 1903 г. поступает на службу в горнорудную компанию. Приключения молодого старателя заканчиваются по причине слабого здоровья. Д. Мэйо приходится вернуться домой в Южную Австралию. В 1907 г. он вновь поступает в университет и теперь свое будущее связывает с философией и психологией. В 1911 г. получает диплом и устраивается на работу для преподавания логики, психологии и этики в открывшемся Квинслендском университете в Брисбейне.

В 1919г. Д. Мэйо публикует свою первую книгу «Демократия и свобода», посвященную психологическим проблемам политики индустриального общества. Субтропический климат Брисбейна повлиял на решение об отъезде из Австралии, поэтому в 1922 г. он решается взять билет на пароход в США и один с двумя рекомендательными письмами и 50 фунтами прибывает в Сан-Франциско.

Д. Мэйо работает на факультете промышленных исследований Пенсильванского университета в Филадельфии. В 1926 г. он становится адьюнкт-профессором и руководителем отделения производственных исследований Гарвардской школы бизнеса. Мировую известность Д. Мэйо принесли Хоторнские эксперименты и исследования. Опыты в Хоторне (недалеко от Чикаго) на предприятиях фирмы «Вестерн электрик» продолжались с 1927 по 1939 г. и не имели аналогов. Целый штат научных работников обрабатывал экспериментальные данные, а публикация результатов заняла 10 лет.

 

Александр Александрович Богданов (1873-1928). Настоящая фамилия – Малиновский.Российский философ, экономист, политический деятель, ученый-естествоиспытатель, литератор. Закончил медицинский факультет Харьковского университета в 1899 г. Принимал участие в социал-демократическом движении. После революции 1917 г. читал лекции по экономике в Московском университете. С 1921 г. целиком обратился к естественнонаучным исследованиям по гематологии и геронтологии. В философии А. А. Богданов стремился создать собственную систему- «эмпириомонизм», во многом сходную с популярной в то время философией Э. Маха. В русле эмпириомонизма А. А. Богданов выдвинул и обстоятельно развил идею создания науки об общих законах организации - тектологии, закладывающей предпосылки для системного подхода. Его работам не суждено было в свое время стать непосредственным источником дальнейшего формирования теории организаций и системного подхода, его заслуги оценивают современники.

В своем романе «Красная звезда» (1908) предвосхитил элементы АСУ, предсказал ракетный двигатель на основе расщепления атома. Его описанием космического корабля («этеронеф»), которым заинтересовался К.Циолковский.

После Октябрьской революции Богданов организовал и возглавил знаменитый Пролеткульт, а в конце жизни - первый в мире Институт переливания крови. Богданов олицетворял собой русский тип подвижника. Умер в результате неудачно проведенного эксперимента: он перелил себе кровь зараженного больного.

Научный кругозор Богданова простирался от истории рабочего движения, политэкономии, социологии, психологии, литературоведения и философии до геронтологии и гематологии. В фундаментальной работе «Тектология. Всеобщая организационная наука», написанной в 1912 г. и неоднократно переиздававшейся, он пытался отыскать универсальные принципы организации, присущие и живой, и неживой природе.

Изобретение нового термина Богданов объяснял так. В греческом языке от одного корня образовался целый куст новых понятий: «таттейн» - строить, «тектон» - строитель, «таксис» - боевой строй, «технэ» - ремесло, профессия, искусство. В подобном ряду заложена «общая идея организационного процесса». Отсюда и название книги. До Богданова термин «тектология» применял к законам организации живых существ только Геккель.

Все проявления человеческой жизни, говорит Богданов, буквально пронизаны организационными принципами. Повседневная жизнь и человеческая речь, социальное общение и трудовая деятельность, экономические действия и мышление выстроены по определенной системе, у них есть своя логика и последовательность. Иными словами, они не могли бы существовать, если бы не были организованы. Перефразируя знаменитый афоризм Декарта, Богданов говорил: «я организован, значит, я существую». Тектология - учение о строительстве - приобретает поистине универсальный смысл. Богданов тщательно прослеживает организующее начало, принципы тектологии в конкретных формах поведения и образа жизни людей, поведении живых существ, в неорганической природе, в человеческой истории, наконец, в социальной структуре общества и трудовой деятельности.

Богданов сформулировал «закон наименьших», согласно которому прочность всей хозяйственной цепи определяется наиболее слабым ее звеном. Этот закон, как и все другие законы тектологии, универсален. Он действует во всех сферах общественной жизни. Во время войны скорость эскадры определяется наименее быстроходным кораблем. Если командир эскадры намерен повысить боеспособность своего подразделения, он должен увеличить скорость отстающих судов. Если правительство заинтересовано поднять производительность общественного труда, оно обязано увеличить эффективность отстающих звеньев народного хозяйства. Идея «закона наименьших» легла в основу метода сетевого планирования и управления.

 

Алексей Капитонович Гастев (1882-1941). Российский экономист, социолог, активный деятель революционного и рабочего движения в России, неоднократно подвергался арестам и ссылкам. В 1905 г. руководил боевой дружиной рабочих в Костроме, выступал на митингах с разоблачением эсеров и меньшевиков, участвовал в работе III и IV съездов РСДРП. За плечами у Гастева не только революционный, но огромный производственный опыт: слесарь на заводах России и Франции (где окончил Высшую школу социальных наук), а после Октября - руководитель на предприятиях Москвы, Харькова и Горького, наконец, секретарь ЦК Всероссийского союза металлистов. Известен он и как поэт, его литературное творчество высоко ценили В.В.Маяковский и А.В.Луначарский. Гастев был одним из теоретиков и лидеров пролеткультовского движения.

С 1921 по 1938 г. возглавлял Центральный институт труда (ЦИТ) в Москве. Основная заслуга Гастева заключается в разработке теоретических и экспериментальных идей новой науки - социальной инженерии («социального инженеризма»), соединявшей в себе методы естественных наук, социологии, психологии и педагогики. Под его руководством на десятках предприятий внедрялись инновационные методы организации труда и производства, по методикам ЦИТа подготовлено более 500 тыс. квалифицированных рабочих, тысячи консультантов по управлению и НОТ. Значителен его вклад в разработку идей кибернетики и общей теории систем. Разработки Гастева получили мировое признание, они изучаются в США, Англии, Франции и других странах.

 

Федор Романович Дунаевский (1887—1960). Крупный специалист по методологии принятия управленческих решений. Занимался вопросами управленческого контроля, коллегиальности и единоначалия, совершенствования организационной структуры, психологии авторитарного руководства и стилей управления. Возглавлял Всеукраинский институт труда (г. Харьков).

Рационализацию организации труда и управления он понимал прежде всего как процесс социальный. Для перевода понятия «рациональность» из теоретической плоскости в область практического внедрения необходимо выяснить ее критерии. На Западе, отмечает Дунаевский, в качестве такого критерия берется эффективность, то есть наиболее продуктивное использование ресурсов. «Продуктивнейшее использование рабочей силы значит использование по наибольшей доступной ей квалификации». Речь идет о продвижении способных работников, организации правильного подбора кадров сверху донизу. Принцип продуктивности отличается от критерия рациональности (экономии), по мнению Дунаевского, именно социологически.

Важнейшее условие рационализации производства - учет его социальных масштабов. Так, например, с точки зрения отдельного предприятия было бы наиболее «продуктивным» загрузить данный завод заказами на 100% его производственных мощностей, хотя в интересах государства целесообразнее его вовсе закрыли. Поэтому на практике руководящие работники должны всесторонне проанализировать сложившуюся ситуацию, прежде чем принять окончательное управленческое решение.

 

Абрахам Маслоу (1908-1970). Родился в США в Бруклине штата Нью-Йорк. Закончил психологический факультет университета штата Висконсин. После окончания начал работать помощником профессора психологии в Бруклинском колледже. В своих исследованиях он сконцентрировал внимание на взаимосвязях различных подходов к изучению психологии поведения человека. Занимался исследованием психологии, антропологии, физиологии человека, участвовал в экспедициях по исследованию жизни индейских племен. В 1943 г. были опубликованы первые две работы А. Маслоу: «Введение в теорию мотивации» и «Теория человеческой мотивации».

В 1947 г. он на два года бросил академическую карьеру и стал во главе собственной исследовательской и консультативной организации Maslow Cooperage Corporation. В 1949 г. он становится профессором и заведующим кафедрой в Массачусетсском университете. В поздних работах Маслоу сосредоточивает основное внимание на уточнениях теории Д. Макгрегора, Л. Урвика и др. Наибольшую известность А. Маслоу принесла разработанная им «пирамида потребностей» и ее использование в научном управлении организацией.

 

Фредерик Герцберг, в русском переводе встречается как Фредерик Херцберг. Родился в 1923 г. в Линне штата Массачусетс США. Начинал учиться в Cite College в Нью-Йорке, но на последнем курсе из-за материальных затруднений оставил учебу и поступил на службу в армию. Побывал в концентрационном лагере Дахау. Война оказала влияние на его дальнейшую академическую карьеру. После войны Ф. Герцберг получил магистерскую и докторскую степени по колич<


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.088 с.