Хутба 61. Борьба с собственной душой и с Шайтаном — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Хутба 61. Борьба с собственной душой и с Шайтаном

2017-06-13 851
Хутба 61. Борьба с собственной душой и с Шайтаном 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Часть первая

Хвала Аллаху, Господу миров, Который повелел нам вести борьбу на Его пути в соответствии со своими возможностями! Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, ибо это свидетельство спасёт тех, кто произносил его и действовал согласно ему в День, когда пред Аллахом предстанут свидетели. Ему принадлежат этот мир и мир вечный. Он — Терпеливый, Великодушный. И я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник, и лучший из всех Его рабов. Да благословит Аллах и приветствует его самого, его семью и его благородных сподвижников!

О люди! Бойтесь Аллаха и будьте покорны Ему!

Всевышний сказал:

«Ведите борьбу [усердствуйте] на пути Аллаха надлежащим образом» (22:78).

Все мусульмане обязаны вести борьбу на пути Аллаха по мере своих возможностей. Всевышний повелел верующим вести борьбу на Его пути должным образом, подобно тому, как в другом аяте Он повелел им бояться Его должным образом.

Борьба на пути Аллаха бывает четырёх видов:

— борьба с собственной душой;

— борьба с Шайтаном;

— борьба с неверующими;

— борьба с лицемерами.

Основой борьбы на пути Аллаха является борьба с собственной душой.

Если человек не начнёт с собственной души и не приучит её исполнять обязательное и воздерживаться от запретного, он никогда не сможет бороться с внешним врагом, потому что невозможно бороться с внешним врагом, не обращая внимания на внутреннего врага. Не зря Пророк * сказал:

«الْمُجَاهِدُ مَنْ جَاهَدَ نَفْسَهُ فِي طَاعَةِ اللهِ ، وَالْمُهَاجِرُ مَنْ هَجَرَ مَا نَهَى اللَّهُ عَنْهُ»

«Настоящий борец на пути Аллаха (муджахид) — тот, кто борется с собственной душой, чтобы она покорилась Аллаху, а настоящий переселенец (мухаджир) — тот, кто покидает запрещённое Аллахом».

Пророк * также говорил:

«وَنَعُوذُ بِاللَّهِ مِنْ شُرُورِ أَنْفُسِنَا وَسَيِّئَاتِ أَعْمَالِنَا»

«Мы ищем у Аллаха защиты от зла наших душ и наших дурных дел» [Абу Йа‘ля; ат-Табарани; аль-Альбани назвал его достоверным].

Кто не сможет защитить себя от зла собственной души, тот не найдёт дороги к Аллаху, потому что душа помешает ему вступить на этот путь и пройти его до конца. Людей можно условно разделить на две группы. К первой группе относится человек, которого одолела его душа. Она подчинила его себе и погубила, и он превратился в её послушного раба. А ко второй группе относится человек, который сумел победить свою душу и подчинить её себе.

Всевышний Аллах упомянул о представителях обеих групп, сказав:

«Тому, кто преступил границы дозволенного и отдал предпочтение мирской жизни, пристанищем будет Ад. Тому же, кто боялся предстать перед своим Господом и удерживал себя от страстей…» (79:37–40).

Душа призывает человека к несправедливости, нарушению границ, установленных Всевышним, и предпочтению этого мира миру вечному, а Всевышний велит Своему рабу бояться Его и удерживать свою душу от следования прихотям и страстям. Одни люди внимают зову души и гибнут, другие — исполняют веление Всевышнего и спасаются.

Душа побуждает человека к скупости и удерживает его от расходования имущества на пути Аллаха. А Господь велит нам расходовать на Его пути. Всевышний Аллах сказал:

«Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей, слушайте, повинуйтесь и расходуйте во благо самим себе. А уберёгшиеся от собственной алчности являются преуспевшими» (64:16).

Душа человека велит ему тратить тысячи на удовольствия и роскошь и не позволяет ему отдать жалкий грош бедняку и нуждающемуся. Иногда душа приказывает человеку творить дурное, иногда упрекает его за содеянное зло, а иногда бывает успокоившейся, то есть — покорной Всевышнему, любящей и поминающей Его. Душа успокоившаяся — похвальное состояние, душа, приказывающая творить дурное — порицаемое состояние, а душа, упрекающая своего обладателя за содеянное зло — это хороший признак, потому что она напоминает человеку об Аллахе.

‘Умар ибн аль-Хаттаб ** сказал: «Подвергните себя расчёту до того, как вас подвергнут расчёту и взвесьте (свои дела) до того, как они будут взвешены, ибо, поистине, расчёт ваш будет легче, если вы спросите со своей души сегодня и украсите себя (благими делами) для великого предстояния».

Всевышний Аллах сказал:

«В тот день вы предстанете [перед Аллахом], и ни одна ваша тайна не останется сокрытой» (69:18).

Маймун ибн Махран сказал: «Человек не станет богобоязненным до тех пор, пока не будет спрашивать со своей души строже, чем спрашивает человек со своего компаньона».

Поэтому говорят: «Душа — вероломный компаньон. Если ты не будешь спрашивать с него отчёта, он присвоит твоё имущество».

‘Умар ибн аль-Хаттаб ** написал одному из своих работников: «Спрашивай со своей души в благополучные времена до расчёта в трудные времена, ибо, поистине, кто спрашивает со своей души в благополучные времена до расчёта в трудные времена, тот придёт к довольству (Аллаха) и благополучию, а кого отвлекли его жизнь и прихоти, тот придёт к горечи и сожалению!».

Аль-Хасан сказал: «В Судный день лёгким будет расчёт тех, кто спрашивал со своей души в этом мире, а тяжким будет расчёт тех, кто не спрашивал со своей души ранее». Контролировать свою душу должно помочь следующее: чем больше человек борется со своей душой сегодня, тем легче ему будет завтра, когда Всевышний подвергнет его расчёту, а если он оставит её в покое сегодня, завтра его расчёт будет тяжким, и если сегодня он будет спрашивать со своей души, завтра он станет обитателем Фирдауса, а если он оставит её в покое сегодня, он завтра войдёт в Огонь.

Разумный и искренне верующий в Аллаха и в Судный день человек должен постоянно спрашивать со своей души за все её дела и помыслы.

Всевышний Аллах сказал о положении тех, кто спрашивал со своей души, и тех, кто не спрашивал с неё, в Судный день:

«В тот день, когда каждая душа увидит всё добро и зло, которое она совершила, ей захочется, чтобы между ней и её злодеяниями было огромное расстояние» (3:30).

Бойтесь Аллаха и спрашивайте со своей души, прежде чем наступит День воскресения, и ведите с ней борьбу ради Аллаха должным образом.

Имам Шамсуддин Мухаммад ибн Абу Бакр (да помилует его Аллах) сказал: «Борьба с собственной душой ведётся в четыре этапа. Первый — когда ты борешься с ней, принуждая её изучать религию Истины, не зная которой, душа никогда не достигнет успеха и счастья в обоих мирах. Второй — когда ты принуждаешь свою душу действовать согласно религии после того, как она узнала её, потому что знание без действия не принесёт ей ни вреда, ни пользы. Третий — когда ты принуждаешь её призывать к религии других и учить тех, кто её не знает, потому что тем, кто скрывает ниспосланные Аллахом верное руководство и ясные доказательства, их знание не принесёт пользы и не спасёт их от наказания Аллаха. Четвёртый — когда ты принуждаешь её терпеливо переносить все трудности, связанные с призывом к религии Аллаха и снесению обид, причиняемых людьми, ради Аллаха».

Если человек успешно проходит все четыре этапа, он становится приближённым Всевышнего (раббани). Наши праведные предшественники согласны в том, что учёный не заслуживает называться «раббани» до тех пор, пока он не познает Истину и не начнёт поступать согласно ей, и учить ей других. Только приобретя знание, поступая согласно ему и передавая его другим, учёный исполняет свой долг.

Люкман сказал своему сыну: «Сынок! Поистине, вера — предводитель, действие — ведущий, а душа — ленивица. Если ведущий сделает ей послабление, она собьётся с дороги, и если её предводитель даст ей послабление, она станет упрямой и непокорной. А если они не будут давать ей спуску, она будет следовать прямым путём».

Душа такова, что если ты начнёшь стремиться к благам мира этого, то и она возжелает их, если ты доверишься ей — она начнёт творить дурное, а если ты заставишь её исполнять веления Аллаха, она будет праведной, а если ты предоставишь её самой себе, она испортится. Остерегайся же своей души и её дурного влияния на твою религию. Веди себя как человек, которому она не нужна, но которому никуда от неё не деться. Поистине, мудрый усмиряет свою душу посредством того, что ей ненавистно, чтобы она признала Истину, а глупец предоставляет душе выбор и любит то, что любит она, и питает отвращение к тому, к чему питает отвращение она.

О рабы Аллаха! Несомненно, душа не любит трудностей, заключённых в покорности Аллаху, которая приносит спокойствие и отдохновение, и отказ от которой приносит горечь и сожаление. Она не любит ночную молитву и дневной пост, и отправление в мечеть пораньше. Сколько людей проводят долгие часы в кафе и на рынках и при этом не желают посидеть в мечети несколько минут. Душа не любит расходование имущества и борьбу на пути Аллаха. Вспомним Слова Всевышнего:

«Вам предписано сражаться, хотя это вам неприятно. Быть может, вам неприятно что-то, а оно для вас благо. И быть может, вы любите что-то, а оно для вас зло. Аллах знает, а вы не знаете» (2:216).

Душа не любит побуждение к одобряемому и удерживание от порицаемого. Она не любит примирять людей. Она не любит и не желает делать всё, что относится к проявлениям покорности Аллаху, и если ты подчинишься ей, она погубит тебя, и ты окажешься в убытке. Всевышний сказал:

«Поклоняйтесь же, помимо Него, чему пожелаете». Скажи: «Поистине, потерпят убыток те, которые потеряют себя и свои семьи в День воскресения. Поистине, это и есть явный убыток!» (39:15).

Если ты подчинишься ей, то ты поступишь с ней несправедливо, потому что обречёшь её на гнев Аллаха и Его наказание и унизишь её. Ты думаешь, что поступаешь хорошо по отношению к ней, давая ей всё, чего она желает, освобождая её от работы и избавляя от трудностей, однако на самом деле, поступая так, ты лишаешь её награды.

О рабы Аллаха! Вторым врагом человека — после души — является Шайтан. Он был врагом нашего праотца Адама, и он — враг всего человечества. Всевышний Аллах предостерёг нас от него. Всевышний Аллах сказал: «Разве Я не завещал вам, о сыны Адама, не поклоняться Шайтану, который является вашим явным врагом» (36:60).

Всевышний Аллах повелел нам просить у Него защиты от зла шайтанов из числа джиннов и шайтанов из числа людей. Всевышний сказал: «Так Мы определили для каждого пророка врагов — Шайтанов из числа людей и джиннов, внушающих друг другу красивые слова обольщения» (6:112).

Шайтаны помогают друг другу, стараясь погубить потомков Адама.

Шайтаны из числа джиннов используют наущения, обольщая человека и побуждая его к скверным делам и злу и удерживая его от совершения благих дел. Этих шайтанов не может отогнать от человека никто, кроме Всевышнего Аллаха. Это — коварный враг, скрытый от взоров. Он течёт в жилах сынов Адама, как течёт кровь. Всевышний Аллах сказал: «Поистине, он и его сородичи видят вас оттуда, где вы их не видите» (7:27).

Этим шайтанам ни стены, ни двери — не препятствие. Их может остановить только поминание Аллаха.

Что же касается шайтанов из числа людей, то человек их видит. Он сидит вместе с ними и разговаривает с ними. Сегодня так много шайтанов из числа людей… Они призывают к грехам и злу любыми способами. Они призывают к распущенности, называя её свободой. Они призывают женщин выходить из дома и оголяться, называя это раскрепощением. Они призывают слушать развратные песни и музыку и употреблять наркотики и алкоголь, называя это развлечениями. Они призывают оставлять молитву, следовать своим страстям и не ходить на пятничную и коллективную молитвы, называя это облегчением и снисходительностью. Они призывают отодвинуть в сторону исламский Шариат и жить по несовершенным человеческим законам, называя это гибкостью и умеренностью. Они призывают к многобожию и нововведениям и предостерегают от Единобожия и следования Сунне, называя это свободой мнения и борьбой с косностью. Они побуждают к порицаемому, удерживают от одобряемого и возводят препятствия на пути призыва к религии Аллаха, отвращают людей от пути Аллаха, поощряют грешников и нечестивцев. Они унижают покорных Всевышнему верующих мужчин и женщин и пытаются отменить установленные Шариатом наказания, оправдывая это необходимостью подделываться под «цивилизованные» государства, даже если это — государства неверующих. Это и есть шайтаны из числа людей. Они — воинство Иблиса, его помощники и братья. Остерегайтесь же их и боритесь с ними. Откажитесь от общения с ними и не позволяйте им входить в ваши дома.

Имам Шамсуддин Мухаммад ибн Абу Бакр (да помилует его Аллах) сказал: «Всевышний Аллах сотворил человека, избрал его среди всех творений и сделал его сердце вместилищем сокровищ, среди которых вера, Единобожие, искренность, любовь, стыдливость, возвеличивание Всевышнего и неустанное стремление снискать Его довольство и награду, а также убеждённость в том, что эта награда — лучшая и самая совершенная. Это — созерцание Его Лика, снискание Его довольства и пребывание в Его Раю. И вместе с тем, Аллах испытал человека страстью, гневом и небрежностью, и Он испытал человека его врагом Иблисом, который ни на мгновение не оставляет его в покое. Он входит к нему через двери его души и натуры, и душа его склоняется к наущениям Шайтана, потому что он зовёт её к тому, что она любит и к тому, что соответствует её прихотям и желаниям. Душа, Шайтан и страсть — три врага, которые стремятся погубить человека. Однако милость его Могущественного и Милосердного Господа такова, что Он послал на помощь человеку Своё воинство, которое противостоит воинству Иблиса. Он направил к человеку посланников, ниспослал ему Писания и укрепил его посредством благородного ангела, который отражает нападения Шайтана. Когда Шайтан начинает побуждать человека к дурному, ангел начинает побуждать его к исполнению велений Господа и разъясняет ему, что подчинение врагу (Шайтану) приведёт его к гибели, и так происходит постоянно. Победа же остаётся за тем, кому дарует её Всевышний Аллах. Оберегаем тот, кого оберегает Аллах… Всевышний противопоставил душе человека, побуждающей его к дурному, душу успокоившуюся. Когда душа, побуждающая к дурному, велит ему совершать грехи, душа успокоившаяся запрещает ему слушаться её, а если душа, побуждающая к дурному, удерживает человека от благого, душа успокоившаяся, напротив, велит ему делать добро. Всевышний также противопоставил страсти, побуждающей человека подчиниться Шайтану, и душе, побуждающей к дурному, свет прямого пути, проницательность и разум, который удерживает его от подчинения страсти».

Хвала Аллаху, Который отвращает козни Шайтана посредством следования Сунне и Корану.

‘Аузу биЛляхи мина-ш-Шайтани-р-раджим:

«Клянусь солнцем и его сиянием! Клянусь луной, которая следует за ним! Клянусь днём, который выявляет его [солнца] сияние! Клянусь ночью, которая скрывает его! Клянусь небом и Тем, Кто его воздвиг! Клянусь землёй и Тем, Кто её распростёр! Клянусь душой и Тем, Кто придал ей соразмерный облик и внушил ей порочность и богобоязненность! Преуспел тот, кто очистил её, и понёс урон тот, кто опорочил её» (91:1–10).

Пусть Всевышний Аллах сделает Коран и Сунну благословенными для меня и для вас и поможет нам извлечь для себя пользу из его аятов и мудрого напоминания (БаракаЛлаху ли ва лякум фи-ль-Кур’ани ва-с-сунна ва нафа‘ана бима фи-хима мина-ль-айати ва-з-зикри-ль-хаким).

Я говорю то, что вы слышали, и прошу прощения у Аллаха, просите же и вы у Него прощения. Поистине, Он — Прощающий, Милосердный! (Акулю ма тасма‘уна ва астагфируЛлаха фа-стагфируху иннаху хува-ль-Гафуру-р-Рахим).

Часть вторая

Хвала Аллаху, Который защищает того, кто просит у Него защиты! Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и нет силы и могущества ни у кого, кроме Него. И я свидетельствую, что наш господин и пророк Мухаммад — Его раб и Посланник, которого Он послал ко всем людям добрым вестником и предостерегающим увещевателем, ниспослав ему Свою Книгу. Да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи, его сподвижников и всех, кто последовал за ними в благодеянии, до самого Дня воздаяния!

О люди! Бойтесь Всевышнего Аллаха и держитесь за Его вервь, и будьте партией Аллаха! Всевышний Аллах сказал:

«Если они считают Аллаха, Его Посланника и верующих своими покровителями и помощниками, то ведь [составляющие] партию Аллаха непременно окажутся победителями» (5:56).

О рабы Аллаха! Все люди делятся на две партии. Это — партия Всевышнего Аллаха и партия Шайтана.

Партия Аллаха — это те, кто уверовал в Него, последовал за Его посланниками и вёл борьбу на Его пути. А партия Шайтана — это те, кто уверовал в ложное и отказался уверовать в Аллаха. Эти люди окажутся в убытке. Всевышний Аллах зовёт к Обители мира, а Его посланники призывают к исламу. А Шайтан призывает свою партию стать обитателями Огня. Всевышний сказал:

«Они зовут к Огню, а Аллах зовёт к Раю и прощению со Своего соизволения. Он разъясняет людям Свои знамения, — быть может, они помянут назидание» (2:221).

Кто внял призыву Аллаха, тот из Его партии. Всевышний сказал:

«Те, которые повинуются Аллаху и Посланнику, окажутся вместе с пророками, правдивыми, павшими мучениками [шахидами] и праведниками, которых облагодетельствовал Аллах. Как же прекрасны эти спутники!» (4:69).

А тот, кто внял призыву Шайтана, оставил молитву, последовал за своими страстями, внимал певицам и музыкальным инструментам вместо сур и аятов и терял время, предаваясь пустым и бесполезным развлечениям, тот, несомненно, принадлежит к партии Шайтана. Особенно, если он призывает к ложному, старается отвратить мусульман от Книги Господа и Сунны Его Посланника и распространяет разрушительные и вводящие в заблуждение идеи. Остерегайтесь же партии Шайтана, просите у Аллаха защиты от их зла и не обманывайтесь их дружеским отношением к вам и их видимой симпатией к вам, ибо их предводитель сказал нашему праотцу Адаму: «О Адам! Показать ли тебе дерево вечности и непреходящей власти?» (20:120).

Он обольстил наших прародителей, поклявшись им, что он желает им только блага. Всевышний сказал: «Он поклялся им: “Поистине, я для вас — искренний доброжелатель”» (7:21).

И Всевышний Аллах предостерёг нас от этого коварного врага, сказав: «О сыны Адама! Не позволяйте Шайтану совратить вас, подобно тому, как он вывел из Рая ваших родителей» (7:27).

Воинство и помощники Шайтана сегодня многочисленны. Они призывают к вседозволенности, распущенности, неверию и заблуждению, называя его прогрессом, жалостью к «закрепощённым» и цивилизованностью. Им уже удалось обмануть многих людей. Выстояли лишь те, кого помиловал Всевышний.

О те, которые уверовали! Поистине, Аллах и Его ангелы призывают благословения на Пророка Мухаммада *. Призывайте же и вы на него благословение!

О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада подобно тому, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, и пошли Свои благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада подобно тому, как послал Ты благословения Ибрахиму и семейству Ибрахима. Поистине, Ты — Достойный хвалы, Славный! (Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима ва барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима иннака Хамидун Маджид).

О Аллах прости верующим мужчинам и женщинам, и живым, и умершим, их грехи! (Аллахумма-гфир ли-ль-му’минина ва-ль-му’минат аль-ахйа минхум ва-ль-амват).

О Аллах, даруй мусульманам благоразумие, которое поможет праведным возвыситься, а грешникам — исправиться! (Аллахумма абрим ли-хазихи-ль-уммати амра рушдин йу‘аззу бихи ахлю та‘атика ва йухда бихи ахлю ма‘сыйатика).

О Аллах, помоги нам идти Твоим прямым путём и помоги нам делать то, чем Ты доволен! (Аллахумма ваффикна ли-худака ва дж‘аль ‘амаляна фи ридака).

О Аллах, не оставь нам после этого собрания ни одного греха без прощения, и ни одной беды без избавления, ни одного долга без уплаты, и не одного трудного дела без облегчения! (Аллахумма ля тада‘ ляна фи хаза-ль-макам занбан илля гафартаху ва ля хамман илля фарраджтаху ва ля дейнан илля кадайтаху ва ля амран ‘асиран илля йассартаху).

О Аллах, обеспечь нас дозволенным так, чтобы нам не было нужды обращаться к запретному, помоги нам быть покорными Тебе и не ослушиваться Тебя и покрой нас Своей милостью так, чтобы мы не нуждались ни в ком, кроме Тебя! (Аллахумма агнина би-халялика ‘ан харамика ва би-та‘атика ‘ан ма‘сыйатика ва би-фадлика ‘амман сивака).

О Аллах, мы просим у Тебя постоянной веры, смиренного сердца, поминающего языка и ответа на мольбы! (Аллахумма инна нас’алюка иманан даиман ва кальбан хаши‘ан ва лисанан закиран ва ду‘аан мустаджабан).

О Аллах, покажи нам Истину такой, чтобы мы узнали её, и помоги нам следовать ей, и покажи нам всё ложное таким, чтобы мы узнали его, и помоги нам отдаляться от него (Аллахумма арина-ль-хакка хаккан ва-рзукна иттиба‘аху ва арина-ль-батыля батылян ва-рзукна иджтинабаху).

Преславен Ты, о Аллах, и хвала Тебе, нет божества, кроме Тебя, поистине, мы были несправедливыми к самим себе! (СубханакаЛлахумма ва би-хамдика ля иляха илля Анта инна кунна мина-з-залимин).


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.