Память. Теория памяти. Возрастные особенности памяти. Тренировка памяти — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Память. Теория памяти. Возрастные особенности памяти. Тренировка памяти

2017-06-12 633
Память. Теория памяти. Возрастные особенности памяти. Тренировка памяти 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Память – это отражение непосредственного и прошлого опыта человека путем запоминания, сохранения и последующего воспроизведения ранее пережитых им чувств, мыслей и образов прежде воспринятых предметов и явлений.

В основе памяти лежат ассоциации, или связи. С физиологической точки зрения ассоциация представляет собой временную нервную связь.

Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение.

Запоминание – процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений.

Сохранение – процесс активной переработки, систематизации материала, овладение им.

Воспроизведение и узнавание – процессы восстановления прежде воспринятого. Различия заключаются в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом, а воспроизведение – в отсутствие объекта.

Запоминание может быть непроизвольным (ненамеренное, когда человек не прилагает усилий, так запоминается то, что связано с деятельностью, ее основным содержанием) и произвольным (характеризуется наличием сознательной цели – запомнить материал).

По другому признаку – характеру связей – запоминание делится на механическое и осмысленное. Механическое основано на закреплении внешних связей путем многократного повторения. Осмысленное – основано на установлении смысловых связей с уже известным материалом и между частями данного материала. Более быстрым и прочным является осмысленное запоминание, однако в учебной деятельности нельзя обойтись без механического.

Сохранение изученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминается лучше.

Забывание происходит неравномерно: сразу после заучивания забывание сильнее всего, затем оно идет медленнее.

Иногда при сохранении наблюдается реминисценция, когда отсроченное на 2-3 дня воспроизведение оказывается лучше, чем непосредственное после заучивания. С физиологической точки зрения реминисценция объясняется тем, что сразу после заучивания наступает торможение, а затем оно снимается.

Забывание может быть частичным. Оно проявляется в невозможности воспроизвести, но возможности узнать. Усвоенным можно считать только то, что воспроизводится.

Прочность сохранения обеспечивается повторением, предупреждающим угасания временных связей в коре головного мозга. Повторение должно быть разнообразным, иначе снижается интерес к заучиванию и мысленная активность, что является неблагоприятным условием для прочного сохранения.

Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением затруднений, требующих волевых усилий, называется припоминанием.

Физиологическая основа узнавания и воспроизведения – оживление следов прежних возбуждений в коре головного мозга. Оживление следа возбуждения может происходить и при второсигнальных раздражителях: объяснение, слово учителя, подсказка и т.д.

Выделяют три этапа:

· первый – от органов чувств нервные импульсы поступают в кору больших полушарий и задерживаются там на несколько секунд для анализа – оперативная память;

· второй – часть информации в процессе анализа переводится в первичную память;

· третий – информация через промежуточные инстанции, а иногда непосредственно, переходит из первичной памяти во вторичную. (30 сек.)

Проявляются все виды памяти в двух формах: логической (оперирует понятиями) и образной (оперирует представлениями – зрительная, слуховая, вкусовая, обонятельная, двигательная).

Качества памяти: скорость (количество повторов для запоминания определенного объема материала), точность (количество правильно воспроизведенной информации), прочность (возможность воссоздать через 2-3 дня).

Память развивается с течением жизни, как количественно, так и качественно. Ее становление и формирование связаны с развитием нервной системы и зависят от условий воспитания и обучения, от особенностей различных видов деятельности.

В младенческом возрасте память связана с органическими потребностями: ребенок узнает мать, которая его кормит, бутылочку и т.д. В дальнейшем память формируется в связи с развитием отношений ребенка с внешним миром. Овладение ходьбой расширяет круг запоминаемых ребенком предметов. С появлением речи развивается словесная память. К 3 годам ребенок запоминает до 800-1000 слов.

Более других у ребенка двух-трех лет развита образная память.

У дошкольников очень быстро развивается словесная память: они легко запоминают стихи, считалки и т.д. В основном память у дошкольника непроизвольная. Ребенок этого возраста еще не умеет ставить перед собой цель – запомнить или припомнить.

К концу дошкольного возраста развиваются зачатки произвольной памяти. Он начинает использовать приемы запоминания (механическое повторение).

В младшем школьном возрасте ребенок переходит к систематическому обучению, а оно предъявляет новые требования к памяти. Основным становится произвольное запоминание. Запоминание проявляется в заучивании. Но младший школьник еще не умеет самостоятельно выделить главное, не умеет контролировать себя. Поэтому важно, чтобы учитель показал, как делить учебный материал на части, составлять план и т.д.

Младшие школьники заучивают текст дословно. Изложить материал своими словами им трудно. С этим надо бороться. Вместе с тем, с 1 по 4 класс смысловое запоминание возрастает в два раза по сравнению с дословным. Характерно для младших школьников и то, что даже при составлении плана они не пользуются им в процессе запоминания. Память младшего школьника отличается тем, что легче запоминаются конкретные слова и предметы, чем абстрактные слова и мысли; легче запоминаются факты, чем обобщения.

В среднем школьном возрасте, в связи с изменением характера и содержания предметов, интенсивно развивается словесно-логическая память, подростки уже могут запомнить закономерности, абстрактные явления. Изменяется и образная память: дети запоминают не только единичные представления, но и общие. Расширяется круг запоминаемого. Подростки уже пользуются приемами осмысленного запоминания, воспроизводят не буквально, а обобщенно и сокращенно, умеют излагать своими словами. Однако они недооцениванию важность повторений дат, терминов и т.д.

У учащихся старшего школьного возраста ведущее значение приобретает словесно-логическая память. Они активно перестраивают материал, включают свои суждения и умозаключения, изменяют речевые формы при сохранении смысла высказывания.

Изменяется характер заучивания: учащиеся уже овладевают способами логического запоминания и воспроизведения. Память сплетается с мышлением. Старшие школьники запоминают не слова, а текст. Они не связаны последовательностью, при воспроизведении изменяют общий план, изменяют слова подлинника, сохраняя смысл; воспроизводят обобщенно: не менее полно, а более сжато. Старшие школьники легче запоминают не факты, а обобщения. С развитием словесно-логической памяти перестраивается и образная память: запоминаются не только представления, основанные на опыте, но и образы, связанные творческим воображением.

Учащиеся старших классов умеют пользоваться рациональными приемами заучивания, применяют и некоторые мнемотехнические приемы. Умеют организовать процесс заучивания. Углубляются индивидуальные различия памяти, развивается самоконтроль.

В процессе школьного обучения память приобретает черты памяти взрослого человека. В итоги за школьные годы возрастает прочность сохранения и точность воспроизведения. Развитие памяти происходит в процессе обучения. Оно является результатом запаса знаний, развития отвлеченного мышления, развития воли и самосознания, т.е. личности в целом.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.